Для примера укажем, между прочим, на иудейские праздники и жертвоприношения, которые все учреждены были по особым повелениям Божиим, и в которых число седьмое и осьмое составляли необходимую принадлежность, первое – для указания времени празднеств и определения количества и качества жертв, а последнее – для торжественнейшего заключения оных, так что были у евреев праздники седмидневий, т.е. суббота, седми седмиц, т.е. пятьдесятница, седмилетий, т.е. субботный год, и седми субботных годов, т.е. юбилей; жертвы же для важнейших из них требовались седмочисленные, по количеству, и семидневные, по возрасту и качеству жертвенных животных, а осьмой день в порядке дней праздничных всегда был окончательный и торжественнейший. В месяц седмый, говорит законодатель иудейский, первый день месяца порочит, свят да будет вам. Сотворите всесожжения в воню благовония Господу – агнцев единолетных седмь непорочных. И пятыйнадесять день седмаго месяца сего свят да будет вам и празднуйте той праздник Господеви седмь дней. И в день осмый исход будет вам, всякаго дела службы не сотворите в онь, и да принесете всесожжения – агнцев единолетных седмь непорочных ( Числ.29:1–2, 12:35 ). Такое предпочтительное в учреждениях Божиих, столь высокой важности, каковы суть празднества церкви иудейской, избрание числ седмого и осьмого, конечно не могло быть без цели и случайным; ибо Бог ничего напрасно не говорит и не делает, и скорее, по словам Христовым, небо и земля прейдут, нежели иота едина, или едина черта от закона Божия прейдет не исполнившись ( Мф.5:18 ), след., сии числа, как в помянутом случае, так и во всех других подобных, должны иметь свою силу и значение. А как из всего сказанного доселе вы могли убедиться, что последнее из сих чисел в частности означает окончательный акт состояния или действия, в своём постепенном ходе и развитии достигшего определённой черты совершенства и зрелости, следовательно, по применению к мipy видимому, будет означать его кончину и последний Суд Христов: то ничто не препятствует вам допустить, что оно то же самое значение имеет и в надписании рассматриваемого псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Говорит Господь , Которого свет в Сионе и пещь в Иерусалиме (Ис. 31:9), то есть свет спасения в Сионе и пещь отмщения в Иерусалиме.   Глава 32 Се, в правде цари и князи со судом владети начнут (Ис. 32:1), то есть Езекия и князья его. И будет человек… как убежище от ветра (Ис. 32:2), то есть будет убежищем во время бедствий. И ксему не рекут юродивому владети… Юрод бо юродивая изречет (Ис. 32:5–6). Здесь подразумевается царь Ассирийский, который думал, что своей силой и силой идолов своих победит Езекию. И сердце смысленное уразумеет видение (Ис. 32:4), то есть Езекия, который Рабсаковы письма отверзе… пред Гдсподем (Ис. 37:14). Сердце юродивого творит неправду, еже совершати нечестие (Ис. 32:6). Таков Рабсак в хуле на Бога. И глаголати… прелесть , как говорит Рабсак: «Где боги народов?». Еже тщу сотворити душу алчную и отнять питие у души жаждущей (Ис. 32:6). С таким намерением говорили: да не прельщает вас Езекиа словесы… не предастся град сей в руце царя Ассирийска (Ис. 36:14–15). Великий духом совещает великое. Крепкий духом Езекия советует великое, потому что с твердым упованием взирает он на Бога. И… пребудет в величии (Ис. 32:8), то есть будет спасен и сохранит величие царства своего. Жены богатыя, востаните и услышите глас Мой: дщери, с надеждею слышите словеса Моя (Ис. 32:9). Богатые жены и дочери надеющиеся — суть города Иудины, которые упоевались надеждой спасения. И во дни года востенут (Ис. 32:10). Они лишатся надежды своей, исчезнет спасение, оскудеют плоды земные, враги будут истреблять их в земле их. Это согласно со сказанным: еще лето (едино)… оскудеет слава сынов Кидарских (Ис. 21:16). Преста обымание винное , с гумна собрано (Ис. 32:10). Не придет избавление, которого ожидали. Совлецытеся, наги будите, препояшите чресла своя во вретища (Ис. 32:11), потому что земля ваша опустошена, и жители отведены в плен Ассириянами. На земли людий Моих терние и былие возникнет , и во всяком доме веселия (Ис. 32:13), то есть города Иудейские будут разрушены. Храм будет предан забвению, то есть святой храм Иерусалимский. И прекратится сила, то есть не станет в городе многолюдства. Домы вожделения… будут… пещеры… радость ослом дивиим (Ис. 32:14). Пророк имеет в виду падение Иерусалима; одни жители его в плену, другие бежали в Египет, ища себе убежища.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Речь, произнесенная по прибытии к епархии, в Ставропольском кафедральном соборе, 5 января 1858 года Мир граду сему! Произношу это приветствие, возлюбленные братия, по завещанию Господа моего, пришедши с посохом пастыря в богоспасаемый град Ставрополь, да проповедую и глаголю в сем граде и в окрестных градах и весях, яко приближися царствие небесное Царствие небесное, царствие Божие внутри нас есть Царствие небесное - мир Христов. В душе, в которой от покорности Богу утихли страсти, царствует Бог, царствует мир Христов. Но мир Христов отнюдь не есть мир века сего; подает Господь мир Свой не так, как доставляется мир обычаем падшего человечества Единство суетной, даже неблагонамеренной цели нередко водворяет между человеками временное и душепагубное согласие. Мир Христов - свят! Мир Христов - весь во Христе! Мир Христов насевается в душе Словом Божиим, зарождается от возделывания сердечной нивы заповедями Христовыми, - питается этим невидимым, но небеструдным подвигом, возрастает от него. От действия Святого Духа мир Христов объемлет ум, сердце и тело совершенного христианина, соединяет эти части, рассеченные и разъединенные грехом, во едино; человека, примиренного в себе и с самим собою, составляющего уже собою единое и целое, каким он был до падения, соединяет с Богом. Такой мир испрашиваю себе и вам, возлюбленные братия, у единого Подателя истинного и святого мира, у Господа нашего Иисуса Христа. Мир Божий, превосходяй всяк ум, по живому и точному пониманию Апостола, да соблюдет для Христа сердца и разумения наши да соблюдет для Него земную деятельность нашу и зависящую от этой деятельности нашу вечную участь. Аминь. Примечания Матф. X, 12 Матф. X, 7 Лук. XVII, 21 Иоан. XIV, 27 Филип. IV, 7  Поучение на Богоявление Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, Того послушайте Таков был глас предвечного Бога Отца к человекам о предвечном Боге Сыне, когда Сын, по воле Отца, действием Духа, вочеловечился от Девы, и совершал спасение погибшего человечества. Братия! Окажем послушание Сыну Божию, как того желает от нас Бог, да почиет на нас Божественное благоволение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Леонтий применил это различение в христологии. Ход его рассуждений таков. Каждый конкретный человек, хотя состоит из тела и души, имеет одну природу. Единство природы человека обусловлено тем, что все люди участвуют в общем для всех виде (εδος). Именно потому, что существует вид людей, мы можем —156— говорить о единой природе каждого конкретного человека. Но Христос не обладает единой природой, поскольку Он не принадлежит никакому виду «христов», оставаясь единственным и уникальным Богочеловеком. Если предположить, что всё же существует вид «христов», тогда конкретных или частных «христов» должно быть больше, чем один, что абсурдно: «Невозможно найти человека, который имел бы вид, отличный от всеобщего человечества. Однако в случае Христа такой порядок отношения недействителен. Ибо не существует такого вида христов, как людей, чтобы один из них (то есть христов), как отличающийся неким образом от всеобщего Христа, назывался бы одной природой с теми и от тех (то есть христов), и чтобы нам можно было называть его одновременно и одной природой и двумя. Первое – по причине общего, а второе – по причине его частей, как это можно наблюдать в нас. Так как в Его случае невозможно найти той же причины, благодаря которой мы , то присущее только нам к Нему относить неверно. Теперь становится ясно, из-за чего человек называется одной природой и из-за чего – двумя. Первое возможно благодаря причастности виду, а второе – благодаря непреложности частей. Однако в отношении Христа мы не можем говорить о виде. Как же в таком случае двум природам называться одной?» 464 . Леонтий мог основывать свои выводы на «Введении к категориям» Аристотеля, составленном Порфирием, где в качестве предпосылки существования общей природы предполагалось наличие множества индивидуумов, участвующих в этой природе 465 . И в самих «Категориях» говорится о том, что частные сущности, существующие в единственном числе (πλς τ τομα κα ν ριθμ), не принадлежат какой-либо общей сущности (κατ’ —157— οδενς ποκειμνου λγεται) 466 . Следуя этой логике, можно легко заключить, что, поскольку Христос единственный и не может существовать других «христов», Божество и человечество, из которых Он состоит, не могут быть единой общей природой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Откр.1:15–16 . «И глас Его яко глас вод мног: и держа в руце своей десной седмь звезд: и из уст Его меч обоюду остр изострен исходяй: и лице Его якоже солнце сияет в силе своей». (Правильно говорить, что голос Его как голос вод многих). Ибо один и тот же голос у Него и у Духа, которым от чрева верующих истекают реки воды живой, и вовсю землю ясный издают звук. Семь звезд ниже он называет Ангелами церквей; мечем обоюду острым называет он отлучение нечестивых, рассекающее глубже всякого меча обоюду острого, или меч Духа, рассекающий внутреннего нашего человека. Лице Его сияет как солнце, являя не чувственный, а духовный свет. Ибо Он есть Солнце правды, сияющее Своей собственной силой и властью, не как чувственное солнце, которое, будучи тварью, светит Богодарованной силой и по Божескому повелению. Откр.1:17–18 . «И егда видех Его, падох к ногама Его яко мертв: и положи десницу свою на мне, глаголя ми: не бойся: Аз есмь первый и последний. И живый, и бых мертв, и се жив есмь во веки веков, аминь: и имам ключи ада и смерти». Когда Апостол, по немощи человеческого естества, потерпел тоже, что Навин и Даниил, Христос укрепил его, сказав: не бойся, ибо Я не убить тебя пришел. Будучи безначален и бессмертен, ради вас был мертв, (и имею ключи смерти и ада, т.е. смерти телесной и душевной). Откр.1:19–20 . «Напиши убо, яже видел еси, и яже суть, и имже подобает быти по сем. Таинство седми звезд, иже видел еси на деснице Моей, и седмь светильников златых: седмь звезд, Ангели седми церквей суть: и седмь светильников, яже видел еси, седмь церквей суть». Поскольку истинный свет есть Христос, потому обогащенные Его просвещением суть светильники, как просвещающие тьму настоящей жизни. Светильниками собственно называются церкви, как имеющие светила, держащие слово жизни, по Апостолу. Светильники же и свещники суть златые – по честности и непорочности их веры. У каждой (церкви) из них существует Ангел Хранитель, и Богослов Григорий, имея в виду настоящую главу, их назвал звездами по светоносности и чистоте. Глава 3. Написанное Ангелу Церкви Ефесской

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Иез.41:3 .  И по­шел внутрь, и намерил в столбах у дверей два локтя и в дверях шесть локтей, а ширина двери – в семь локтей. В Святое Святых пророк, хотя и священник, не может войти, посему ангел без него «пошел внутрь», т. е. в священную глубь святилища (LXX имеют здесь странное: «и вниде во двор внутренний») и приступил к измерению входа во Святое Святых. Этот вход, как и ворота внешние и внутренние, как и вход в притвор храма и святилище, имел два столба в 2 локтя, очевидно толщины, т. е. такой же толщины, как столбы Иез.40.9 ; следовательно, такой толщины была и стена (uú, tt»), отделявшая святилище от святого святых. Дверь (петах см. ст. 2) была 6 локтей, т. е., очевидно, ширины (t " ú); далее, исправляя совершенно непонятное замечание мазоретского текста: «ширина двери» (только что указанная! О высоте двери предыдущее выражение никак нельзя понимать, так как о высоте нигде в главе не было речи, исключая сомнительную дату Иез.40.14 ) по LXX на «бока же дверная», т. е. часть стены, незанятая дверью (rt» и ú " s) была «седми лактей о сию страну и седми об ону». Входы в притвор, святилище в Святое Святых, как сказано, суживались в арифметической прогрессии: 14–10–6 и соответственно расширялись бока стены: 3–5–7. Иез.41:4 .  И отмерил в нем двадцать локтей в длину и двадцать локтей в ширину храма, и сказал мне: «это – Святое Святых». «Святое Святых» (по евр. здесь rella) было, как в скинии и Соломоновом храме, квадратное 20 локтей. Выражение «в ширину храма», LXX: «пред лицем храма» дает понять, что Ангел определил величину святого святых через измерение его лишь передней стены, не входя в него или из благоговения или чтобы пророк, которому уже никак нельзя было идти туда, мог следить за ним глазами; следовательно, величина vy (на плане 4) была указана Ангелом а priori. LXX странно: «долготу дверий 40 локтей»; после святилища LXX со ст. 3 дают какие-то измерения ворот внутреннего двора. Иез.41:5 .  И намерил в стене храма шесть локтей, а ширины в боковых комнатах, кругом храма, по четыре локтя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, кто ни по поводу того, что, как мы сказали, принадлежит к десной стороне, не будет надмен привходящим тщеславием, ни против того, что принадлежит шуей части, мужественно ратоборствуя, не впадет в отчаяние; тот тою и другою рукою будет пользоваться, как правою, и в том и другом действовании оказавшись победителем, получит пальму победы, как с шуяго, так и с деснаго своего состояния. Таковую пальму, как читаем, заслужил блаженный Иов, который за действование деснаго венчался венцем, когда, будучи богатым и знатным отцем седми сынов, каждодневно приносил Господу жертвы за очищение их, желая сделать их не столько себе, сколько Богу благоугодными и родственными, когда дверь его была отверста для всякаго приходящаго, когда был он ногою хромых и оком слепых, когда овчинами с овец его были согреваемы рамена немощных, когда был он отцем сирот и мужем вдовиц, когда даже в сердце своем не радовался о погибели врага своего. Тот же опять Иов, действуя шуею, с неподражаемо высоким мужеством торжествовал над бедствиями, когда, в одно мгновение лишившись седми сынов, не как отец убивался жестоким горем, но как раб Божий упокоевался в воле Творца своего, когда из богатаго сделавшись беднейшим, из избыточнаго нагим, из здраваго прокаженным, из знатнаго и славнаго уничиженным и презренным, сохранил мужество духа не поврежденным, когда наконец, лишившись всего своего достояния и всех имуществ, сделался обитателем гноища, и как бы некий тела своего истязатель — жесточайший, чрепицею оскребал сочившийся гной и погружал персты в глубь ран, покрывавших все части тела его, извлекал оттуда червей. При всем этом он ни в малейшее не впал похуление Бога, и ни в чем не пороптал на Творца своего; даже что? — нимало не устрашась такого бремени наичувствительнейших искушений, он самую одежду, покрывавшую тело его, которая одна могла быть сохранена от диавольскаго расхищения, потому что была на нем разодрав и отбросив от себя, приложил еще и произвольную наготу к той, которою поразил его этот лютейший грабитель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Но и это не говорит в их пользу. I. Вообще известно, что епископы суть ближайшие преемники св. апостолов, а потому и ближайшие наследники их прав и в учении народа, и в управлении Церковию, и в совершении священнодействии. Священники, не имея за собою такого преимущества, если и могут совершать что-нибудь в Церкви, то не иначе, как в постоянной зависимости от епископов. «Пресвитеры, – сказано в одном из апостольских правил, – без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их» 347 . Вследствие сего св. отцы и писатели Церкви, как восточные, так и западные, говоря о совершении и других священнодействий, например Крещения, Евхаристии, усвоили его иногда, одним епископам 348 . Но отсюда, очевидно, не следует, будто в древности Крещение и Евхаристию совершали исключительно епископы, а священники не могли, совершать их. А если так; то и из того, что строительство Миропомазания некоторые св. отцы и писатели Церкви усвояли епископам, нельзя выводить заключение, будто в их время одни только епископы могли делать сие, а священники не могли. II. Св. Златоуст , сказав в приводимом латинами месте, что св. Филипп благовестник не сообщил Духа Святого самарянам, им же крещенным, вероятнее всего потому, что был из числа седми диаконов, продолжает: «Мне кажется, что этот Филипп был из числа седми, второй после Стефана. Он крещая не сообщал крещаемым Духа; ибо не имел такой власти: это дарование принадлежало одним только двенадцати (апостолам). И заметь: эти (апостолы) не вышли, но по устроению Божию вышли (из Иерусалима) те, которые не имели этой благодати, потому что не получили еще Духа Святого. Они получили силу творить знамения, но не получили (силы) сообщать Духа другим. Это исключительно принадлежало апостолам. Потому мы и видим, что делают это верховные (апостолы), а не другой кто-нибудь» 349 . Очевидно, что говоря здесь об апостолах, как преподавателях Духа Святого чрез возложение рук, св. Златоуст противопоставляет их диаконам. Следовательно, у него – та мысль, что таинство Миропомазания не могут совершать диаконы, а на то, будто не могут совершать его священники, у него и намека нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Дорофея; в Алекс. и Лукиан. — οκ ξαρε οδες ­­ «не воздвигнет... никтоже» (Слав. Б.). Беседа 64. (Быт.41:46—49 ) «Изыде же Иосиф от лица Ф... «Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский» (Быт.41:46—49).   1. Хотите ли, чтобы и сегодня мы продолжили повествование об Иосифе и рассмотрели то, как этот дивный муж, получив начальство над всем Египтом, свойственным ему благоразумием успокоил всех жителей его? «Изыде же, — сказано, — от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву, и собра пшеницу яко песок морский». Получив от царя полную власть, он собирал полевые плоды и слагал их в городах, приготовляя таким образом достаточное обеспечение на время наступавшего голода. Видишь ли, какое воздаяние за свое благодушие, терпение и другие добродетели еще здесь получил этот праведник, из темницы перешедши в царские чертоги. Было же у него, сказано, два сына прежде наступления годов голода; и «нарече имя перваго Манассия, глаголя: яко забыти мне сотвори Бог вся болезни моя, и яже отца моего» (Быт.41:51). Заметь благочестие этого мужа и в том, что в имени сына он полагает воспоминание о всем, чтобы благодарность свою (Богу) сделать постоянною, чтобы и сын из собственного своего имени мог знать об искушениях и терпении, чрез которое праведник достиг столь великой славы. «Яко забыти мне сотвори все болезни моя и яже отца моего». Что значит: «все болезни моя»? Здесь, мне думается разумеет он двукратное свое рабство и страдание в темнице, «И вся яже отца моего», т. е. испытанное им разлучение с отцем, когда он был удален от объятий отеческих и еще в незрелом возрасте, воспитанный с таким попечением, перешел из свободного состояния в неволю. И «имя второму нарече Ефраим: яко возрасти мя Бог в земли смирения моего» (Быт.41:52). Смотри, имя и этого сына выражает полную благодарность Не только, говорит, я забыл прежнее горе, но и размножился на этой земле, в которой потерпел такое унижение, что находился в крайности и подвергался опасности за самую жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Далее, учение христианское повелевает все делать во славу всесвятого имени Божия ( Флп. 1:11 ); прежде всего искать царствия Божия и правды Его ( Мф. 6:33 ); совершенно предаваться воле Божией, и с терпением, охотно, без ропота переносить все, что только Он благоволит возложить на нас ( 1Кор. 10:10,13 ). Относительно обязанностей наших к ближним, закон христианский учит, чтобы мы любили их, как самих себя, были к ним не только справедливы и искренны, но и милосерды, перенося оскорбления и великодушно прощая обиды не только до седми крат, но и до седми крат седмерицею ( Мф. 18:22 ); чтобы делали им тоже, чего желаем себе от них: вся елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им ( Мф. 7:12 ). Любовь к ближним в христианстве имеет тот отличительный характер, что она объемлет собою всех людей, друзей и недругов ( Мф. 5:45 ). Это, если можно так выразиться, глаз любви, который смотрит на каждого человека и ни от кого не отвращается; это – сердце любви, которое сочувствует ближнему и в радости, и в печали; это – рука любви, готовая помогать каждому при всяком потребном случае. Воодушевляемый сею возвышенною любовью столько бывает предан ближним своим, что не усомнится, когда нужно, положить за них, по примеру Спасителя, самую душу: сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбил вы, – больше сея любое никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя. ( Ин. 15:12–13 ). Уже и из сего краткого очерка можно видеть, сколь превосходно нравственное учение христианской веры. Учение это – единственное в своем роде, далеко отличное от нравоучения человеческого. Человек вообще привык чувствовать и делать так, чтобы в чувствах и делах находить для себя или приятное, или полезное. Любит ли он кого, ждет взаимности; одолжает ли, требует платежа; покровительствует ли, ищет услуги или удовлетворения своему тщеславию; служит ли, ставит в цену службу; благотворит ли, ожидает благодарности. Такой образ поведения кажется естественным и правильным. Самая строгая человеческая философия не найдет тут ничего предосудительного. Но учение евангельское показывает, что здесь скрывается тайное своекорыстие и самолюбие. Если за любовь любят нас, дружбу платят тем же: то мы уже награждены. А лучше бы любить без возмездия, благотворить, не ожидая благодарности, одолжать, не имея в виду вознаграждения. Та любовь земная, а эта небесная; это – совершенство любви; такую любовь имеет Один Бог. А Иисус Христос и хочет, чтобы люди в любви уподоблялись Богу: будите совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть ( Мф. 5:48 ). Равным образом, кто учил из мудрых мира сего незлобию сердца и любви ко врагам? Напротив, мстительность всегда была признаваема за благородное чувство. Христос же Спаситель заповедует: любите враги ваша, благословите кленущие вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящие вы ( Мф. 5:44 ). Какой свет – это учение Христово! Какою теплотой оно веет на сердце!

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010