И ты возми жезл, который в руке твоей, и низведи его на воду моря, — и изсохнет (Исх.14:15–16). Верен Бог дать руку (помощи) и ныне Моисею, чтоб спасти Израиля (ум) из рук египтян, кои суть пожелания, какие мы исполняли, — да и мы сподобимся воспеть Ему новую песнь, говоря: Поим Господеви, славно 6о прославися. Но как можем мы сказать: Славно бо прославися, если льнем к врагам нашим и обращаемся к Египту волею нашею, вожделевая яств тамошних и понуждая Аарона: Сотвори нам боги, которые повели бы нас в Египет (Исх.32:1); и если мы так смирены малодушием, что хулим духовную пишу. Силен же Бог возвратить к нам Моисея с горы для истребления тельца бодающего, коим мы прогневали Бога. Силен Бог, даровавший нам покаяние, опять возвратить нас к Себе и укрепить Моисея помолиться о нас, говоря: Аще оставиши им грехи, остави: аще же ни, изглади мя из книги живых (Исх.32:32), и облечь силою во время Иисуса (Навина. — Ред.) на истребление седми народов, обративших в свое достояние землю обетованную завистливым лукавством своим, — да приимет Израиль наследие свое, живя в нем независтно, во веки веков. Аминь. Его есть сила, Его помощь, Его покров, Его мудрость, Его охрана. Он в нас есть Господь Иисус Христос, в славу и честь Бога Отца и Святаго Духа, прежде века и ныне и во веки веков. Аминь. Когда прочитаешь это, брате, потрудись попещись и об исполнении того, да покроет тебя Господь в час искушения. Аминь.   Слово двадцать шестое. Слова, которые передал авва Петр, ученик Исаии, сказывая, что слышал их от него 1. Сказал отец мой: мужайся восстановить то, что должно исправить. Чистота молится Богу. Страх Божий и утеснение (себя во всем) оставляют грехи. Если человек имеет злобу отмщения в сердце своем, то тщетна молитва его. Не желай спрашивать совета или слова (о делах) времени сего — и сам не давай его вопрошающим тебя. Непрестанно имей уши свои (внимающими) тем, кои говорят в тебе, и моли Бога дать тебе дар узнавать, чьему из них слову послушаться. Сотвори силу свою — не говорить одно устами, другое имея в сердце своем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

2Пар.32:12 .  Не этот ли Езекия разрушил высоты Его и жертвенники Его, и сказал Иудее и Иерусалиму: пред жертвенником единым поклоняйтесь и на нем совершайте курения? 2Пар.32:13 .  Разве вы не знаете, что сделал я и отцы мои со всеми народами земель? Могли ли боги народов земных спасти землю свою от руки моей? 2Пар.32:14 .  Кто из всех богов народов, истребленных отцами моими, мог спасти народ свой от руки моей? Как же возможет ваш Бог спасти вас от руки моей? 2Пар.32:15 .  И ныне пусть не обольщает вас Езекия и не отклоняет вас таким образом; не верьте ему: если не в силах был ни один бог ни одного народа и царства спасти народ свой от руки моей и от руки отцов моих, то и ваш Бог не спасет вас от руки моей. 2Пар.32:16 .  И еще многое говорили рабы его против Господа Бога и против Езекии, раба Его. 2Пар.32:17 .  И письма писал он, в которых поносил Господа Бога Израилева и говорил против Него такие слова: как боги народов земных не спасли народов своих от руки моей, так Бог Езекии не спасет народа Своего от руки моей. 2Пар.32:18 .  И кричали громким голосом на Иудейском языке к народу Иерусалимскому, который был на стене, чтоб устрашить его и напугать его, и взять город. 2Пар.32:19 .  И говорили о Боге Иерусалима, как о богах народов земли, – изделии рук человеческих. 2Пар.32:20 .  И помолился царь Езекия и Исаия, сын Амосов, пророк, и возопили к небу. O нашествии Сеннахирима 2 Паралипоменон сообщает лишь краткие известия, всецело предполагающие известным своим читателям подробное повествование об этом предмете (( 4Цар.18:13 – 4Цар.19 ); см. «Толковую Библию», т. II, с. 544–552). Однако некоторые черты рассказа 2 Паралипоменон заключают в себе нечто новое в сравнении с рассказом 4 Царств и, очевидно, взяты священным писателем из бывшего под его руками летописного источника, как показывает архивно-документальный характер этих дополнительных сведений. Поводом к нашествию Сеннахирима на Иудею и Иерусалим (ст. 1) послужил, вероятно, отказ Езекии от дани ассирийскому царю ( 4Цар.18:7 ). О хронологии события см. комментарии к ( 4Цар.18:13 ), «Толковая Библия», т. II, с. 544. Предметом завоевательных стремлений Сеннахирима были вообще «укрепленные города Иудеи», согласно LXX: π τς πλεις τς τειχρεις, т.е. окруженных стенами (ср. Лев.25:29 ), в которых обычно устроились башни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Еще одним примечательным образом служит утверждение о двух заветах, обогащающее и придающее особый оттенок богословию Второзакония. В завете, заключенном на Хориве ( Втор.6–18 ), подчеркивалось Божье милостивое избрание Израиля и необходимость для человека подчиняться законам и воле Бога. Но завет у горы Хорив закончился наложением проклятия и изгнанием ( Втор.28:45–68 ). Во Втор.29:1 показан второй, моавитский, завет, в дополнение к тому, «который Господь поставил с ними на Хориве». В моавитском завете упор делался на делах Бога, а не людей, учитывая недостаточность и ограниченность человеческих возможностей и человеческого послушания ( Втор.29–32 ; ср. Втор.32:39 ). Две эти стороны – необходимость человеческого послушания (завет на Хориве) и Божьи обетования (моавитский завет) – во Второзаконии неразрывно связаны, хотя и совершенно очевидно, что Божьи обетования и благословения пересиливают и подавляют свойственные человеку ограничения и его бунт ( Втор.33–34 ). Проведенные в XX столетии исследования показывают соответствие представлений о завете в Книге Второзаконие принятым на древнем Ближнем Востоке договорным обязательствам. Эти исследования проливают новый свет на символику Второзакония. Речь идет о договоре, заключенном между великим царем (Богом) и Его вассалом (Израилем). Таким образом, взаимоотношения Бога с Его народом представлены в книге с политическим подтекстом. Своей образной насыщенностью и поэтической силой во Второзаконии выделяется песнь Моисея во Втор.32 . В ней в катехизационном виде представлена история отношений Бога с Израилем. Для изображения Бога используется широкий спектр метафор: Он показан твердыней и заступником ( Втор.32:4, 15, 18, 30–31 ), орлом, носящимся над птенцами ( Втор.32:11 ), отцом, наказывающим и питающим детей ( Втор.32:6,10, 13–14 ), матерью, родившей Израиль ( Втор.32:18 родившего Небесным Воителем, сражающимся с сильными и надменными, защищая слабых ( Втор.32:35–36, 40–42 ). Важную роль в песни Моисея играют также образы природы с резким переходом от спокойных картин ласкового питательного дождя и нежной росы на траве ( Втор.32:2 ) к образам неистовства хаотических и разрушительных сил, посылаемых природой против непокорного народа Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

32 дабы приобрести благоволение пред очами твоими. Это уже слова нового Иакова (25,31 и ком.). 32 четыреста человек. У Иакова были все основания опасаться Исава (14,14; 27,40), однако Бог избавил его даже от более сильного войска Лавана (31,29 и ком.). 32 сказал Иаков. Иаков впервые после возвращения вестников, посланных к Исаву (ст. 3–8, 13–21), обращается к Богу в молитве (ст. 9–12). Такая последовательность событий свидетельствует о том, что Иаков, посылая дары Исаву, полностью доверил Господу успех этого предприятия. 32 Недостоин я. С Иаковом произошло духовное перерождение: он уже не утверждает свое превосходство (как это было с получением благословения Исаака), а признает, что недостоин Божией милости. милостей и ... благодеяний. Этими словами Иаков полностью связывает себя с Божиим заветом, заключенным с Авраамом и Исааком. рабу Твоему. Теперь, став рабом Господа, он готов служить другим людям. 32 Избавь. В ст. 30 слово с тем же корнем переводится как «сохранилась». 32 Ты сказал. Вера Иакова основана на слове Божием. сделаю потомство твое, как песок морской. Иаков применяет к себе обетования завета, данные Богом Аврааму (22,17). 32 в подарок. Это древнееврейское слово означает также «дань» (43,11); оно же переводится как «дар» в 4,4.5. В 33,11 Иаков называет свой дар «благословением». Иаков был готов признать Исава своим господином в пределах человеческих законов и обычаев, но в отношении «духовного первородства» право решать он оставляет за Господом. 32 третьему, и всем, которые шли за стадами. Многократное повторение Иаковом того, что он является рабом Исава, свидетельствует об искренности его слов. 32 умилостивлю его. В аналогичном контексте древнееврейское слово с тем же корнем переводится как «примиряет» ( Притч. 16,7 ). Буквально это означает «покрыть свое лицо» образное выражение, имеющее значение «покрыть вину» (см. 20,16 и ком.). может быть, и примет меня. Дословно это выражение переводится как «поднимет мое лицо», что может означать также «простит меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

32:17 См. статью «Демоны». 32 не богом, суетными своими. «Чужие боги» (ст. 16) здесь названы «не богом». «Мерзости» (ст. 16) названы здесь «суетными» (идолами). Этот стих противопоставляет Израиль, который раздражал Бога «не богом», Богу, Который раздражит израильский народ «не Его народом» ( Рим. 10,19 ). 32 огонь возгорелся ... до ада преисподнего. Образ пожирающего огня Божия (см. Иер. 15,14 ). «Ад преисподний» это Шеол, местопребывание душ умерших людей, могила; в книге Иова (31,12) используется образ «огня, поядающего до истребления». Всепоглощающий огонь Божия гнева сжигает глубочайшие могилы, поглощает поверхность земли и достигает основания гор. 32 один преследовать тысячу. Двое израильтян могли справиться с десятью врагами, если они оставались верны Господу; с другой стороны, в случае непокорности, они будут убегать никем не преследуемые ( Лев. 26,17 и Пс. 90,7 ). 32 виноградной лозы Содомской. Проявления тех грехов, за которые Содом был уничтожен. 32 У Меня отмщение и воздаяние. В греческом тексте эта фраза звучит несколько иначе. Последнее слово в древнееврейском тексте нигде не встречается в форме существительного; при небольшом изменении первой гласной его можно воспринимать как инфинитив или переводить глаголом будущего времени: «Я воздам» (греческий перевод ВЗ). Новый Завет опирается на греческий текст, и эта фраза звучит так: «Мне отмщение; Я воздам» ( Рим. 12,19 и Евр. 10,30 ). 32 Веселитесь, язычники, с народом Его. Благословения Божий коснутся и язычников. Он отметит за кровь рабов Своих. Ср. с Откр. 19,2 . 32 это жизнь ваша. Моисей умрет, а народ войдет в обетованную землю и будет жить на ней. Проявляя последнюю заботу о народе своем, Моисей и произносит эти слова: «это не пустое для вас». 32 на гору Нево. Точное местонахождение горы Нево неизвестно. Бог призывает Моисея взойти на гору Нево, откуда тот смог бы увидеть обетованную землю (34,1–3) ему не разрешено было войти в эту землю из-за греха, совершенного им при водах Меривы ( Чис. 20,12 ). Бог, призвавший Моисея на гору Синай, теперь призывает его остаться на горе Нево. Глава 33

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

На воплощение Сына Божия указывают слова: да снидут яко роса глаголи мои, яка туча на троскот и яко иней на сено ( Втор.32:2 ): «не гремя, ни блистая, как на Синайскую гору прииде, но тихо и невидимо воплощается во чрево Девичо»... О воплощении же пророчествует Моисей, когда говорит: «Возвеселитеся, небеса, купно с ним, и да поклонятся ему вси ангели Божии ( Втор.32:43 ); сими убо пророчествует Моисей о Сыне Божием, яко преклонь небеса сниде». Словами: в день отмщения воздам, во время егда соблазнится нога их и т. д. ( Втор.32:35–36 ) указывается на призвание языков, некогда забвенных и погибших... Возвеселитеся, языцы, с людьми его ( Втор.32:43 ), – эти слова указывают на проповедь апостолов среди язычников. Отступи от Бога Спаса своего ( Втор.32:15 ), – иудеи отверглись Сына Божия; и аз раздражу их не о языце, о языце же неразумливе прогневаю их ( Втор.32:21 ); пророчествует о порабощении иудеев языками, яко огнь возгорится от ярости Моея – иудеи, отвергшиеся Сына Божия, преданы будут вечным мукам в геенне огненной; поженет един тысящы, и два двигнета тмы ( Втор.32:30 ) – это исполнилось в нашествие Тита. В некоторых словах песни автор видит пророчество о распятии и воскресении Христа. Яко воздвигну на небо руку Мою ( Втор.32:40 ), – «о распятии пречистою руку Господню глаголет Моисей»; и кленуся десницею моею, и реку: живу аз во веки ( Втор.32:40 ), – се убо о воскресении глаголет. В таком духе и так же кратко объяснена, стих за стихом, вся песнь Моисея. Так же кратко объясняется, далее, автором пророчественное благословение Моисея колен Израилевых ( Втор.33 гл.). Останавливаясь на благословении Иуды, автор говорит, что от племени Иуды должен был родиться Христос, что словами «руце его разлучити (?) и помощь ему от враг ему будет» (в Библии: руце его поборют по нем, и помощник на враги его да будеши ( Втор.33:7 ) – пророчествова о страсти Его и о распятии. Останавливаясь затем на благословении Левия, автор говорит, что словами: «дадите Левию страшливая (по Библии: явленная) его» – указывает Моисей на апостолов Христовых, которые «страха ради иудейского боялись стоять у гроба, где положен был Христос Бог стражем убо 60 стрегущим (?), но издалеча взирали на гроб, чающе воскресения»; – истину его мужу правдиву, – мужем называет Моисей Христа по человечеству; искушением оболгаша Его у воды пререкания – Иисуса Христа обвиняли иудеи за исцеление в Субботу 38-летнего расслабленного у овчей купели (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Прочие же из ненадписанных псалмов, по высказанной нами выше причине, таковы в еврейской синагоге, а не в Церкви Божьей. Ибо при всех можно найти непременно какое либо надписание, которого не принимает еврей за слово благочестия, и которое не допускается ими по неверию. Таких псалмов (говоря вообще о числе их) двенадцать. Но чтобы и точнее изложить, что нужно сказать о них, укажем порядок последования каждого: именно, псалом тридцать второй и сорок второй, за ними семидесятый, потом третий по семидесятом, и после них девяностый, потом девяносто второй и следующие до шестого, далее девяносто осмый, и последний из ненадписанных: сто третий, – вот порядок псалмов, ненадписанных у евреев. Причины же, почему не приняли евреи сих надписаний, не полагаю иной, кроме сказанной. Лучше же сказать, наше о сем рассуждение, если немного и мимоходом обозрим некоторые из ненадписанных псалмов, послужит доказательством, что обвинение иудеев в неблагопризнательности подтверждается самым обозрением речений. Псалом повелевает возрадоваться о Пришедшем с небес на землю, говоря: «радуйтеся приведши о Господе» ( Пс.32, 1 ), потому что Он всем правит, все из несуществующего привел в бытие, все сохраняет в бытии, и Его повеление делается сущностью. Таков смысл Божественных слов: «яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася» ( Пс.32,9 ). Он блаженным делает о имени Его утверждающийся народ, а народом называет Пророк нас, для которых надежда спасения – имя Христово, так как по имени Его называется всякий уверовавший; потому что «с небесе призре Господь» видеть «вся сыны человеческия: от готоваго жилища» ( Пс.32,13–14 ). А готовым жилищем наименовал присносущного Отца, Которому принадлежит вечное бытие, как ни от кого не происшедшему, но всегда готовому. И не почтем странным, что из оного готового жилища к сынам человеческим присоединяется Соделавшийся сыном человеческим, так как мы уверены, что Он есть «создавый на едине сердца их» ( Пс.32,15 ). Ибо, если естество человеческое – Его создание, что нового познаем из таинства? То, что Владыка естества «во Своя прииде», но евреи Его не «прияша» ( Иоан.1,11 ). Потому-то и нет у них надписания, как у того, кто не видит, нет солнца. Потому-то и мы плотское исполнение закона, которое Пророк называет «лживым конем», и всякое телесное разумение заповедей (это, может быть, значить слово «исполине»), признаем бесполезным для спасения, как и псалмопевец охуждает подобное сему, выражаясь загадочно: «ложь конь во спасение» ( Пс.32, 17 ), «и исполин не спасется множеством крепости своея» ( Пс.32,16 ). Но взирая на Избавляющего от смерти души наши небесною пищею, как говорит Пророк: «очи Господни на боящыяся Его, уповающыя на милость Его, избавиши от смерти души их, и препитати я в гладе» ( Пс.32,18 )), говорим: «душа наша чает Господа» ( Пс.32,20 ), призревшего на нас с небеси, и: «буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя» ( Пс.32,22 ). Посему-то еврей не принимает надписания псалма сего!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

32 и разбил их. Разбитые скрижали завета символизируют нарушенный завет. 32 сжег его. Возможно, телец был сделан из дерева и обложен золотом. Израиль был вынужден «испить свой грех» в знак того, что следует понести наказание за него (позднее горькую воду должна была пить жена, нарушившая супружескую верность; Чис. 5,18–22 ). Израиль, дщерь Сиона, была неверна своему Супругу. 32:21–24 народ сей. Аарон защищается, обвиняя народ в неверности и заявляя о чудесном происхождении тельца. Поведение Аарона во время этого эпизод свидетельствует о том, что левитскому священству с самого его зарождения были свойственны отступления и грехопадения. 32 кто Господень. Только сыны Левия, к которым принадлежал и сам Моисей, откликнулись на призыв силой подавить восстание. Нам не сообщается, каким образом левиты находили отступников. Однако они были готовы использовать меч Божиего суда против ближних и даже против членов собственных семей. 32 я взойду к Господу. Несмотря на то, что восстание было подавлено, вин Израиля все еще не была искуплена. Моисей вновь вынужден оставить израильтян и взойти на гору, чтобы встретиться с Господом. 32 изгладь и меня из книги Твоей. По всей видимости, имеется в виду книг переписи народа ( Пс. 55,9 ; Ис. 4,3 ; Мал. 3,16 ), подобная книге исчисления Израиля (ср. книга Чисел). 32 того, кто согрешил. Моисей не мог, жертвуя собой, совершить умилостивление за грех народа, и потому самопожертвование его не было принято. См. статью «Посредническое служение Христа». 32 Я посещу их за грех их. Целое поколение израильтян, за исключением Иисуса Навина и Халева, погибло в пустыне. 32 поразил. Эта непосредственная Божия кара стала добавлением к поражающему мечу левитов и, по-видимому, была кратковременной. Наказание же на этом Глава 33 33 иди отсюда. Израиль может продолжать свой путь в обетованную землю, но уже без Господа. ты вывел. Слово «ты» предполагает, что Бог освобождает Себя от ответственности за Израиль, поскольку завет был нарушен. Теперь в Его глазах это был народ, выведенный из земли египетской Моисеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

32 играть. После еды народ, вероятно, стал предаваться распутству ( Быт. 26,8; 39,14.17 ). Это в корне отличается от трапезы, описанной в 24,11. 32 народ твой, который ты вывел. Господь обещал патриархам (Иакову) вывести из Египта народ, который произойдет от него. Но из Египта вышли не духовные потомки Иакова и патриархов, а язычники, поклоняющиеся тельцу. Этими словами Господь как бы говорит, что идолопоклонники не имеют отношения к обетованиям, данным Аврааму, Исааку и Иакову. Кроме того, эти слова являются ответом на утверждение израильтян: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской». 32 жестоковыйный. Непокорный, упрямый. 32 произведу многочисленный народ от тебя. В духовном смысле это и произойдет, поскольку вера Моисея станет верой народа израильского (в новом поколении, родившемся и возмужавшем в пустыне). 32 Израиля. Обычно после имен Авраама и Исаака называлось имя Иакова, но Моисей заменяет его именем Израиль в соответствии со сложившейся ситуацией. 32 отменил. Господь не отменяет Своих решений, но Он внял и заступничеству Моисея, совместив таким образом Свою волю и горячие просьбы Моисея (ст. 34). См. статью «Духовная природа Божества». 32 две скрижали откровения. Евреи делят заповеди на две группы (по количеству скрижалей) по пять на каждой скрижали. Кальвин, как и Августин, делит заповеди также на две группы четыре и шесть заповедей, помещая все обязанности по отношению к Богу на первой скрижали, а по отношению к человеку на второй. Когда Иисус Христос свел число заповедей только к двум ( Мф. 22,34–40 ), Он мог подразумевать именно такое деление. 32 дело Божие... письмена Божий. Особое внимание обращается на божественное происхождение скрижалей, которые были разбиты. См. статью «Слово Божие: Писание как откровение». 32 голос. Моисей отвечает Иисусу Навину яркой поэтичной фразой, в которой три раза используется слово, означающее «пение». Буквально она звучит так: «Это не звук воспевания победы и не звук отпевания поражения, но звук пения слышу я».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Итак, вот эти седмь служб, которые у Давида называются и седмью хвалениями. Для них в церковных уставах изложен порядок и последование. Более подробное изложение этих служб будет показано при объяснении их. §5. Литургия не в числе седми дневных служб Суточные службы, положенные в праздники Господские, Богородичные и других святых, начинаются, как известно, не с утра, как начала дня, но с вечера накануне. Причины этому следующие: 1) В древности у иудеев исчисление дней было двоякое: одно церковное, а другое гражданское. Это ясно видно из следующих слов ( Лев.23:32 ): субботы суббот будут вам: и смирите души ваша, от девятаго дне месяца... до вечера, субботствуйте субботы ваша; а в Лев.23:27–28 говорится: и в девятый день седьмаго месяца сего день очищения, наречен свят да будет вам: и смирите души ваша. Всякаго дела не сотворите в самый день сей. Из последних слов видно, что день очищения или воздержания, который весь должен быть свят, начинался с утра и оканчивался вечером. Это было по счислению гражданскому или народному, по которому день начинался с полуночи или с восхода солнечного. А из слов 32 стиха видно, что празднование субботы или службы церковной начинается с вечера прошедшего дня и продолжается до вечера настоящего. 2) Сверх этой ясной заповеди Господней, причина празднования дней церковных с вечера содержится в истории сотворения мира. Ибо при нем Сам Бог всегда начинал день с вечера, так как в сказании Моисея о сотворении мира вечер всегда упоминается прежде утра: и бысть вечер и бысть утро день един, вторый, третий и проч. 3) Всякую ночь приличнее относить к последующему дню, а не к прошедшему. Св. Афанасий Великий доказываете это воскресением Христовым. В послании к Антиоху на вопросы «в субботу ли иудейскую Христос воскрес? ночь эта была как бы субботняя», отвечает: «чтобы евреи не могли нам сказать, будто бы Христос воскрес в субботу, Сам Бог предупредил их, заповедав им дни субботние начинать с вечера». 4) Тот же св. Афанасий, в вопросе к тому же Антиоху, предлагает и таинственную причину того, для чего мы празднование воскресного дня, а следовательно и всех праздников, должны начинать с вечера, а не с утра.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010