Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Суббота, 6 января 2024 г. (24 декабря ст.ст.) Седмица 31-я по Пятидесятнице Глас 5, Поста нет Суббота пред Рождеством Христовым . Предпразднство Рождества Христова . Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) . прмц. Евгении и с нею мчч. Прота, Иакинфа и мц. Клавдии (ок. 262). прп. Николая Славянина, схимонаха (IX). прмч. Иннокентия (Беды), архимандрита (1928). сщмч. Сергия Мечёва, пресвитера (1942). Литургия свт. Иоанна Златоуста. Навечерие: Лит.: Ап.- Гал.3:15-22 Ев.- Мф.13:31-36 Рождество: Веч.: Евр.1:1-12; Лк.2:1-20 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь всем святым, глас 2 Апостоли, мученицы и пророцы,/святителие, преподобнии и праведнии,/добре подвиг совершившии и веру соблюдшии,/дерзновение имущии ко Спасу,/о нас Того, яко Блага, молите//спастися, молимся, душам нашим. Кондак всем святым, глас 8 Яко начатки естества, Насадителю твари,/вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики;/тех молитвами в мире глубоце//Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве. Тропарь за умерших, глас 2 Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя,/и елика в житии согрешиша, прости:/никтоже бо безгрешен,//токмо Ты, могий и преставленным дати покой. Кондак за умерших, глас 8 Со святыми упокой,/Христе,/души раб Твоих,/идеже несть болезнь, ни печаль,/ни воздыхание,//но жизнь безконечная. предпразднства Рождества Христова Тропарь предпразднства Рождества Христова, глас 4 Написовашеся иногда со старцем Иосифом,/яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам,/чревоносящи безсеменное Рождение./Наста же время рождества,/и место ни единоже бе обиталищу,/но, якоже красная палата,/вертеп Царице показашеся.//Христос раждается прежде падший воскресити образ. Кондак предпразднства Рождества Христова, глас 3 Дева днесь Превечное Слово/в вертепе грядет родити неизреченно;/ликуй, вселенная, услышавши,/прослави со Ангелы и пастырьми//хотящаго явитися Отроча Младо, Превечнаго Бога. преподобномученице Евгении Римской

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-01-...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Четверг, 11 января 2024 г. (29 декабря ст.ст.) Седмица 32-я по Пятидесятнице Глас 6, Поста нет Попразднство Рождества Христова . Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме убиенных (I). прп. Маркелла Апамейского, игумена обители «Неусыпающих» (485). прп. Василиска Сибирского (1824). прпп. Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах (XI-XII). прп. Феофила Омучского (XV). прп. Лаврентия Черниговскаго (Проскуры) (1950). прп. Фаддея Студита исп. (818). сщмчч. Павла Аношкина, пресвитера и Григория Смирнова, диакона (1918). сщмч. Феодосия Беленького, пресвитера (1938), мцц. Наталии Васильевой, Наталии Силуяновой, Евдокии Гусевой, Анны Боровской, Матроны Наволокиной, Варвары Деревягиной, Анны Поповой, Евдокии Назиной, Евфросинии Денисовой, Агриппины Киселевой и Наталии Сундуковой (1942). Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Иак.4:7-5:9 Ев.- Мк.11:27-33 мчч.: Лит.: Ап.- 2Кор.5:15-21 Ев.- Мф.2:13-23 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь апостолов, глас 3 Апостоли святии,/молите Милостиваго Бога,/да прегрешений оставление//подаст душам нашим. Кондак апостолам, глас 2 Твердыя и боговещанныя проповедатели,/верх апостолов Твоих, Господи,/приял еси в наслаждение благих Твоих и покой;/болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,//Едине сведый сердечная. Тропарь святителя Николая, глас 4 Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/Яже вещей Истина./Сего ради стяжал еси смирением высокая,/нищетою богатая,/отче священноначальниче Николае,/моли Христа Бога,//спастися душам нашим. Кондак святителю Николаю, глас 3 В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/положил еси душу твою о людех твоих/и спасл еси неповинныя от смерти./Сего ради освятился еси,//яко великий таинник Божия благодати. 14000-м мученикам младенцам, от Ирода в Вифлиеме избиенным

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-01-...

Патриаршее слово в День Святой Троицы 15 июня 2008 г. 19:34 В День Святой Троицы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию и вечерню Святой Пятидесятницы в Троице-Сергиевой лавре . По окончании богослужений Святейший Патриарх Алексий приветствовал с балкона Патриарших покоев лавры многочисленных богомольцев и паломников. Дорогие братья и сестры, паломники Троице-Сергиевой лавры! Поздравляю всех вас с праздником обители, с Днем Троицы Живоначальной! Этот великий праздник отмечает сегодня вся полнота Русской Православной Церкви. Каждый из нас за сегодняшними Богослужениями обращался с молитвой: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй!». Совершая это песнопение, мы просим Господа укрепить нас благодатью Своего Святаго Духа. Молим, чтобы Благодать Господня, которая в 50-й день после Светлого Христова Воскресения была ниспослана на святых Апостолов и учеников Христовых, коснулась и наших сердец. Чтобы каждый из нас мог укрепиться благодатью Божией на своем жизненном пути. В одном из церковных песнопений говорится: «Святым Духом всякая душа живится и чистотою возвышается…». Дай Бог, чтобы мы живились благодатью Святого Духа, а чистотою своей жизни возрастали о Господе. Чтобы каждый, считающий себя православным христианином, был бы христианином не по имени, но по жизни. День Живоначальной Троицы — есть день основания Церкви Христовой. Мы счастливы, что принадлежим к Церкви, а Церковь Христова укрепляет нас в несении жизненного креста, дает нам через Таинства и молитвы благодать Господню. Многие из вас причастились сегодня Святых Христовых Тайн, и я от души поздравляю всех причастников. Всех вас я поздравляю с праздником Троицы Живоначальной, призываю благодать Господню на всех вас, откуда бы вы ни приехали в обитель. Все вы сегодня паломники, прибывшие в обитель преподобного Сергия Радонежского. Храни вас всех Господь! Укрепляй вас благодать Господня, по молитвам преподобного Сергия, игумена Радонежского! С праздником всех вас! Седмица.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/422431.htm...

В Афинах проходит экуменическая конференция Всемирного совета церквей 12 мая 2005 г. 16:29 С 9 мая в Афинах проходит конференция Всемирного совета церквей (ВСЦ) по всемирной миссии и евангелизации. Подобная конференция впервые собирается в столице страны, большинство населения которой — православные. В мероприятии участвуют около 500 делегатов из разных стран и разных христианских конфессий, включая предстоятеля Элладской Православной Церкви Архиепископа Афинского Христодула и генсека ВСЦ пастора Сэма Кобию. Помимо Православных, протестантских и англиканских Церквей, входящих в состав ВСЦ, на встрече присутствуют католики, евангелики и пятидесятники, не участвующие в работе этого экуменического объединения. Многие во Всемирном совете сегодня надеются, что проведение конференции в православной стране будет способствовать дальнейшему сближению западных и восточных христиан. Баптистский пастор из Великобритании Рут Боттомс, выполняющая функции координатора форума, заявила: «Православная традиция уже долгое время представлена в ВСЦ, однако, Церкви-члены нашей организации не так часто сталкиваются с повседневной работой православных. Надеюсь, что в дальнейшем будет расти доверие, понимание и углубятся наши взаимоотношения, мы научимся понимать и принимать различия, в то же время, признавая то, что нас объединяет». 10 мая к месту проведения конференции на теплоходе был доставлен деревянный четырехметровый крест. Этот крест, изготовленный в Иерусалиме, призван символизировать солидарность между Церквами и христианами Ближнего Востока. В тот же день перед делегатами конференции выступили пастор Кобия и Архиепископ Христодул. Предстоятель Элладской Церкви в частности заявил: «Православию предстоит сыграть важную роль внутри боле широкого христианского сообщества — в контексте той вражды, которая растет сегодня по отношению к нашей вере». Он напомнил собравшимся, что часть православных греков выступала против проведения в Афинах экуменического форума, однако в итоге было принято решение пригласить членов ВСЦ в Грецию «несмотря на имевший место в прошлом горький опыт агрессивного миссионерства и враждебных действий по отношению к нашему народу». Заседание, намеченное на 12 мая, посвящено проблемам миссии и насилия. В 2001 году ВСЦ объявил текущее десятилетие «десятилетием преодоления насилия». Конференция должна завершиться 15 мая общей молитвой на Ареопаге — афинском холме, на котором апостол Павел проповедовал философам. Предыдущая крупная конференция под эгидой ВСЦ прошла в 1996 году в бразильском городе Сан-Салвадор-да-Баия. Участники встречи обсуждали взаимоотношения христианской миссии и национальных культур, а также распад СССР и последовавший за ним миссионерский бум в Восточной Европе. Делегаты подтвердили позицию ВСЦ, осуждающую прозелитизм, и призвали различные церкви к сотрудничеству в миссионерской работе. ENI/Благовест-инфо/Седмица.Ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/9618.html

Начало фестиваля — в 15:00. Вход свободный. 27 июня. ПРАВМИР. 29 июня в храме прп. Иосифа Волоцкого в пос. Развилка Московской области состоится III Фестиваль Кельтской культуры. В этом году фестиваль посвящен дню празднования памяти Всех святых, в землях Британских и Ирландских просиявших, празднуемого в 3-ю Неделю по Пятидесятнице, — сообщает Седмица.Ru В программе: — молебен ирландским святым, — концерт групп «Art Ceilidh» и «Blind Harper», играющих ирландскую музыку, — выступление группы «The Rain Drops», — школа ирландского танца «Iridan». Гостем фестиваля также будет православная группа «ИХТИС». Начало фестиваля — в 15:00. Вход свободный. Приглашаются все желающие. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 17 апреля, 2013 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/podmoskovnyiy-hram-pro...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Седмица 7-я по Пасхе 18.03.2013 Рубрика: Евангелие дня Метки: Пятидесятница , Седмица 7-я по Пасхе Понедельник Ин, 49 зач., 14, 27—15, 7 Сказал Господь Своим ученикам: мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня. И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется. Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда. Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам», — говорит в прощальной беседе с учениками накануне Крестной смерти Христос. Он говорит о даре Духа Святого, и этот дар — мир. В Священном Писании «мир» никогда не означает просто отсутствие тревог. Он означает все, что составляет наше высшее благо. Мир, который мир дает, касается только временного и земного. Христовы дары касаются вечности. Есть мир, который только замазывание трещин. «Мир, мир, говорят они, — свидетельствует пророк, — а мира нет. Скажи обмазывающему стену грязью, что она упадет». Мир Христов бесконечно драгоценней мира, который дает мир. Мир в наших сердцах, мир, о котором возвещали Ангелы людям в ночь Христова Рождества. Христос оставляет нам мир, как небесное сокровище, как Божие благословение.

http://moral.ru/седмица-7-я-по-пасхе/

Скачать epub pdf Седмица 23 по Пятидесятнице О чудесах и о вере Понедельник Лк. 10:22–24 1Фес. 1:1–5 Однажды Господь сказал: «Все предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». И хотя после этого Господь, «обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите», – но, конечно же, не только через очи, видящие то, что вы видите», – но, конечно же, не только через очи открывается Бог. Тех, кто, имея очи, не видит и, имея уши, не слышит, Господь укоряет таким странным образом: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Мня, потому что Я от Бога исшел пришел» ( Ин.8:42 ). По этим словам, выходит, что люди, обращающиеся к Господу Иисусу Христу, не то, что познают ранее чужое и незнакомое, но – узнают родное. И апостол Павел тоже чувствовал это, когда писал фессалоникийцам: «Всегда благодарим Бога за всех вас, … зная избрание ваше…; потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением». То есть – в чудесах, которые он совершил у фессалоникийцев, Апостол видит не столько причину обращения людей, сколько свидетельство, «удостоверение» того, что они уже избрали Бога, и сами уже избраны Им. Хотя чудо в Священном Писании часто и рождало веру. Например, после претворения воды в вино в Кане Галлилейской – «уверовали в Него ученики Его» ( Ин.2:11 ). А если не так, то Апостол пишет с горьким укором: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него» ( Ин.12:37 ). Но гораздо чаще видим, что прежде, чем сотворить чудо, Господь требовал веры. Прежде чем вернуть зрение слепцам, Он спросил: «веруете ли, что Я могу это сделать?» ( Мф. 9:28 ). Также Иаиру в тот момент, когда принесли весть о смерти дочери, Господь сказал: «Не бойся, только веруй» ( Мк.5:36 ). А приходя в Своё отечество, Он «не совершил там многих чудес по неверию их» ( Мф.15:38 ) … Дело в том, что человек – не зеркало, просто отражающее нечто; и не бумага, на которой пиши, что хочешь. Человек приходит в мир, имея в себе таинственную печать Божественного просвещения; Бог есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ). Человек сотворён по образу и подобию Божьему; Бог вдунул в него душу живую, и эта душа может и должна помнить, ради чего создана, и с Кем должна быть вместе, в союзе любви. В том-то и ужас, что Сотворивший человека «пришел к своим, и свои Его не приняли». Это непостижимо и противоестественно. Но зато «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Ин.1:12 ). Так, чудесами Господь старался пробуждать тех, кто забыл или почти забыл о своём небесном отечестве; но чудеса и свидетельствовали, что перед Господом души, которые помнят, из Чьих Уст вышли, которые вместе со всеми от века благочестивыми царями и пророками именно «желали видеть … и слышать».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Седмица 23-я по Пятидесятнице Понедельник. О чудесах и о вере Лк.10:22–24 1Сол.1:1–5 Однажды Господь сказал: «Все предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». После этого Господь, «обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите». Тех же, кто имея очи не видит, – Господь укоряет такими словами: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел» ( Ин.8:42 ). Значит, как Сын открывает Отца, так же и Отец открывает Сына; и люди, приходящие к Иисусу Христу, не столько познают чужое и незнакомое, сколько узнают родное. Так же мыслит и Апостол Павел. «Всегда благодарим Бога за всех вас», «зная избрание ваше», – пишет он Фессалоникийцам. «Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе». Получается, что в чудесах Апостол видел не столько причину обращения людей, сколько – свидетельство, «удостоверение» того, что они уже избрали Бога, и сами Им избраны. Хотя и чудо способно рождать веру. После превращения воды в вино «уверовали в Него ученики Его» ( Ин.2:11 ). А иногда Апостол пишет с горьким укором: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него» ( Ин.12:37 )! Но чаще – прежде, чем сотворить чудо, Господь требовал веры. Прежде чем вернуть зрение слепцам, Он спросил: «веруете ли, что Я могу это сделать» ( Мф.9:28 )? Также Иаиру, когда принесли весть о смерти дочери, Господь сказал: «Не бойся, только веруй» ( Мк.5:36 ). А придя в Свое отечество, Он «не совершил там многих чудес по неверию их» ( Мф.15:38 )… Дело в том, что человек – не зеркало, просто отражающее нечто; и не бумага, на которой пиши что хочешь. Бог «просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ), и человек несет в себе эту таинственную печать Божественного просвещения. Бог вдунул душу живую, и эта душа должна помнить, ради чего создана, и с Кем должна быть в союзе любви. В том-то и ужас, что Сотворивший человека «пришел к своим, и свои Его не приняли». Это непостижимо и противоестественно. Но зато «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Ин.1:12 ). Господь чудесами старался пробуждать тех, кто почти забыл о своем небесном отечестве. Но с другой стороны, если чудо совершалось, – это было свидетельством, что перед Господом души, которые все-таки помнят, из Чьих уст вышли, которые вместе со всеми от века благочестивыми царями и пророками именно «желали видеть» «и слышать».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Сведения о церковном годе К. о. приходит-ся собирать по крупицам, поскольку в сохранившихся литургических книгах приводятся лишь самые общие его параметры. Общее число праздничных дней и памятей святых, видимо, было не очень большим (как и в галликанском обряде). В Сакраментарии Clm. 14429 представлен практически чистый галликанский литургический год: Рождество Христово, памяти св. Евгении, апостолов Иакова и Иоанна, Вифлеемских младенцев, Обрезание, Епифания, Обращение ап. Павла и, вероятно, Кафедра ап. Петра, Великий четверг, Пасха, Светлая седмица и Октава Пасхи, Вознесение, Пятидесятница, памяти Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла, мучеников Маккавеев, сщмч. Киприана Карфагенского, ап. Матфея, Усекновение главы Иоанна Предтечи, памяти ап. Луки, свт. Мартина Турского, неизвестного мученика, ап. Андрея. В Миссале Стоу набор основных праздников римский: Рождество Христово, Обрезание, Епифания (возможно, изначально Посещение волхвов и Великий четверг), Пасха, Октава Пасхи, Вознесение и Пятидесятница. В ирл. календаре 1-й пол. IX в. из Райхенау (Karlsruhe. Bad. Landesbibl. Aug. CLXVII. Fol. 16v - 17v, между 835 и 842; изд.: Schneiders M. The Irish Calendar in the Karlsruhe Bede//AfLW. 1989. Bd. 31. S. 33-78) основными праздниками являются Рождество Христово, Обрезание, Епифания, Возвращение из Египта (11 янв.), Сретение, Победа над диаволом (15 февр.), Воскресение Христово (неподвижная дата 27 марта), Вознесение, Пятидесятница. Похожий набор праздников, выделяемых как главные, содержится в трактате «Монастырь Тамлахта»: 2 Рождества (т. е. Рождество Христово и Епифания), 2 Пасхи (Пасха с Октавой), Пятидесятница, Возвращение Христа из Египта, Принесение в храм, Победа над диаволом (и, возможно, праздник в честь арх. Михаила) ( Gwynn E. J., ed. The Rule of Tallaght. 30, 55. P. 139, 148). В прилагающемся к Миссалу Стоу трактате о мессе представлена иерархия праздников: главными являются Пасха, Рождество Христово и Пятидесятница, ниже статус у Октавы Пасхи и Вознесения, еще ниже у Обрезания Господня и Великого четверга, памяти апостолов считаются более значимыми праздниками, чем рядовые воскресенья, низший статус у памятей мучеников, св. подвижников и дев. Упоминается также существование рядовых месс будних дней.

http://pravenc.ru/text/кельтский.html

Период Великого поста (иначе пост Христа) начинается с понедельника после воскресенья Встречи (к-рое иначе называется Наставление или по антифону - «Который сошел») и продолжается 40 дней. 1-я седмица (изначально - подготовительная) называется пост Ираклия или Моисей, а следующие за ней - по евангельским зачалам, читаемым в соответствующие воскресенья (о посте (святости), храм, о расслабленном, Елеонская гора, о верном рабе, о Никодиме). Страстная седмица, к-рая начинается с вечера пятницы перед Входом Господним в Иерусалим, не относится к Великому посту. Кроме Великого поста существует неск. постов разной продолжительности: пост Чуда на горе Кусквам (память освящения церкви на месте, где, по преданию, остановилось Св. Семейство во время бегства в Египет) (пост продолжается 40 дней, с 26 Маскарама по 6 Хэдара/23 сент.- 2 нояб.), пост пророков (43 дня до Рождества Христова, с 16 Хэдара - 12 нояб. по 28 Тахсаса - 24 дек.), пост накануне Богоявления, пост ниневитян (понедельник, вторник, среда 2-й подготовительной к Великому посту седмицы, за 10 недель до Пасхи), пост апостоловпонедельника после Пятидесятницы до праздника апостолов Петра и Павла (в эфиоп. Синаксаре - 5 Хамле/29 июня; в литургических книгах этот праздник посвящается 12 апостолам, тогда как память Петра и Павла отмечается особо 25 Сане/19 июня, а также 25 Маскарама/22 сент.)), пост накануне праздника Взятия Божией Матери в небесную славу (1-16 Нахасе/25 июля - 9 авг.). Помимо постов существуют особые покаянные дни (букв.- Заклинания) в течение года: 1-я среда после начала года (Иоанна Крестителя), пятница накануне Входа Господня, вечер Пятидесятницы, 1-я пятница поста пророков, пятница после Воздвижения Креста, 1-я среда в период Цветов, среда перед началом Великого поста, среда и пятница 3-й седмицы Великого поста, начало сезона дождей (26 Сане - 21 июня). В XV в. имп. Зара Якобом были определены 32 (в наст. время 33) Богородичных праздника, среди к-рых выделяются: праздники, связанные с жизнью Пресв. Богородицы,- Введение во храм (3 Тахсаса/29 нояб.), Успение (Преставление) (21 Тэрра/16 янв.; этот праздник включает также темы Ее Вознесения на небеса, Приснодевства и др.), Рождество (1 Гэнбота/26 апр.), Зачатие прав. Анной (7 Нахасе/1 авг.), Успение (Взятие в небесную славу) (16 Нахасе/9 авг.); праздники в честь Ее имен (напр., Завета благодати (милосердия) - 16 Йаккатита/11 февр.); праздники воспоминания явлений и чудес по Ее заступничеству (напр., явление Ильдефонсу Толедскому - 22 Тахсаса/18 дек.); праздники памяти освящения храмов во имя Пресв. Богородицы (напр., всех храмов во Св. земле - 20 Сане/15 июня).

http://pravenc.ru/text/165235.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010