Скачать epub pdf Седмица 4-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мф. Зач. 40. (11,2–15) О ХРИСТИАНСКОМ ПОДВИЖНИЧЕСТВЕ Вступи на путь, ведущий к небу; вступи на путь узкий и тесный, пойди по нему, изнуряя и порабощая духу свое тело… (33,48). Сперва должно упражняться в трудах и приобрести венец в подвиге, чтобы таким образом вкусить и Божественной благодати. Горечь подвига заменяется сладостью упокоения, и суровость жизни заменяется благодатию (24,261). Малые подвиги здесь (в кратковременной жизни) совершаемые, даруют нам великое дерзновение (в загробном мире) (35,254). Подвизающимся в этой жизни предстоит брань не с людьми, а с демонами и бесплотными силами. Вот почему и вождем у них не какой-нибудь человек, не ангел, а Сам Бог. И оружие этих воинов соответствует характеру брани: они изготовлены не из кожи и железа, а из истины, правды, веры и всякого вида любомудрия (38,13). Не будем скорбеть, если на пути жизни случится с нами много несчастья. Пусть путь прискорбен и врата тесны, но не таков тот Град, к которому ведут они (38,269)… Видя впереди себя надежду, не пренебрегай трудом. Где подвиги, там и награда, где войны, там и почести, где борьба, там и венец (43,446). Не тем уподобляй себя, друг, которые с радостью прияли Божественную проповедь, но не препроводили семени в глубину разумения, ибо, пустив расти вверх и разостлав корни по земле, скорее, нежели произносится слово, засохли, не принесши зрелого плода, но соделавшись жертвою искушений; напротив того, уподобляй себя тем, которые, глубоко укоренившись, пустили от себя много корней и стволов и стали многоплодны; у которых класы, красуясь и обременяясь плодом, тяготеют и клонятся вниз и ко времени жатвы как бы сами на себя призывают серп жнецов. Ибо хорошо знают, что Христос повелел Ангелам вносить таковых в небесные уделы, чтобы там они сопраздновали, соцарствовали и приобщились нескончаемой радости (47,372). Всякое подвижничество и всякое деяние совершается нами, чтобы мы, как свеча, приобщились Божественного Света, когда душа, как один воск, вся предлагается Неприступному Свету (56,204).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Седмица 26-я по Пятидесятнице Понедельник. О мере любви Лк.14:12–15 1Тим.1:1–7 В послании к Тимофею, отправленному в Ефес устраивать церковную жизнь, Апостол Павел особенно просит вразумлять тех, кто занимался «баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере». И далее, говоря о конечной цели всех Апостольских трудов, Павел определяет ее, как «любовь от чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры». Вот, сегодня опять о любви. Вчера мы видели урок человеку, желавшему узнать, кто его ближний, уверенному, что он знает, что такое любовь. Впрочем, есть традиция толковать вчерашний рассказ, как притчу о нашем спасении. «Впавший в разбойники» – погибающий в грехах человеческий род. Священник и левит – ветхозаветные закон и пророки, не давшие спасения. Самарянин – сам Иисус Христос. Гостиничник – епископ, которому вверено попечение о Божьих людях. Предполагаемое возвращение Самарянина – второе Христово пришествие. И как же хочется, чтобы это было, действительно, только притчей! Но слова «иди, и ты поступай так же» ( Лк.10:37 ) звучат неумолимо ясно. Итак, во вчерашнем рассказе Господь показал должную меру любви по отношению ко всякому, кого Он Сам в данный момент к нам приблизил. Но оставалась надежда, что, может быть, больше не попадется на моем пути чужой человек в подобной беде, и не придется мне, подобно священнику и левиту, снова пройти мимо. Но сегодняшнее чтение разрушает и эту лукавую надежду. Господь говорит: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых: и блажен будешь, что они не могут воздать тебе: ибо воздастся тебе в воскресение праведных». Мы устраиваем пиры специально для близких сердцу. Но оказывается, надо звать тех, кто нам чужд, незнаком, а порой и грязен, и противен. И даже не ждать, что, может быть, сами случайно забредут, но – самим звать! Невероятно и непостижимо, как… сама любовь. Как, собственно, Сам Бог. Потому что, собственно, Бог и есть любовь ( Ин.4:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Скачать epub pdf Седмица 15-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мк. Зач. 21. (5,24–34) О ДЕЙСТВИИ БЛАГОДАТИ Плод веры нашей христианской есть здравие души. Затем Бог соделался человеком, чтобы душа чрез Него могла восприять здравие свое. Следовательно, у кого душа не здорова, тот еще не стал христианином настоящим. Здоровою же душа и делается силою Божественною и светом благодати, даруемой Христом за веру (57,68)… Огонь благодати прогоняет бесов, истребляет грех, он есть сила воскресения, действенность бессмертия (30,190). Божественная благодать, которая в одно мгновение может очистить человека и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение (30,273). Нисходящая благодать, чрез очищение внутреннего человека и ума, совершенно отьемлет покрывало сатаны, наложенное на людей преслушанием, и отрывает от души всякую скверну и всякий нечистый помысл с той целью, чтобы душа соделалась чистою и, прияв собственное свое естество, ясными очами и сообразно взирала на славу истинного Света (30,412). Благодать требует, чтобы причащающаяся оной душа была благоговейна и благомысленна, чтила благодать и показывала в себе достойные плоды (30,456)… Благодать Божия не только отсекает ветви зла, но и самые корни развращенной воли исторгает (50,563). По мере веры и благодать обитает в душе (22,193). Волны благодати согревают и ум, и душу. Явление благодати приносит усладу, безмолвие и сокрушение (22,364). Волны благодати и озарения Святого Духа делаются приятными в сердце: и душа забывает вдруг земное и плотские страсти (22,364)… Божественная благодать отверста, чтобы каждый наслаждался сколько хочет: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет ( Ин. 7,37 ) (23,478). Вверься нежной любви благодати, потому что она начало всякого стяжания. Ты пока не видишь еще любви ее, потому что младенцы, сосущие молоко, не знают матерней попечительности. Будь долготерпелив, предоставь себя воле ее и тогда уразумеешь ее благодеяния (23,635). Сколько блаженны мы, грешники, потому что самая благодать восстает на помощь нашу. Если принесем одну каплю слез, она изгладит и уничтожит все рукописание наших долгов (25,212).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

протоиерей Александр Шаргунов Скачать epub pdf Седмица 15-я по Пятидесятнице Понедельник Мк, 21 зач., 5, 24–34 Тогда за Иисусом следовало множество народа, и теснили Его. Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, – услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей. Эта женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, «много потерпела от многих врачей». Однако ей не стало лучше. Напротив, ее состояние только ухудшилось. Господь показывает, что речь идет об очень серьезной болезни, поражающей сами токи жизни. Она подошла ко Христу сзади в толпе и прикоснулась к Его одежде. Она сказала себе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею». У этой женщины бесконечное дерзновение. Можно сказать – тройное дерзновение. Она верит, что достаточно прикоснуться к одежде Христа, чтобы исцелиться, – даже если Он не заметит. Она подходит ко Господу как чистая, хотя, согласно Закону, она нечиста. И она верит, что если Христос заметит, то не обличит ее перед толпой, которая сразу же изгонит ее из-за ее нечистоты. Почему столь многие боятся приблизиться ко Христу только потому, что сознают себя грешными? На самом деле прикоснуться ко Господу, тронуть Его может только подлинное смирение и вера. И нам показана радость исповеди. Со страхом и трепетом бросается эта женщина к ногам Спасителя и говорит всю истину. Так трудно было для нее сделать это! Но никогда не трудно исповедаться перед Тем, Кто весь только свет и любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Седмица 25-я по Пятидесятнице Понедельник. О дележе наследства Лк.12:13–15, 25–31 2Сол.1:1–10 Однажды к Господу Иисусу подошел некий человек и попросил: «Скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство». И услышал в ответ: «Кто поставил Меня судить или делить вас»? В Евангелии нет ни одного случая, чтобы Господь обогатил бедного или защитил угнетенного. Когда с обеих сторон страсти, – встав на одну сторону, еще более ожесточишь другую. Господь пришел спасти и обиженного, и обидчика, и бедного, и богатого, раздвинуть горизонты жизни, показать путь на небо. И Он предостерегает всех до одного: «Смотрите, берегитесь любостяжания». И потом говорит: «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения». С этими словами сразу согласится тот, кто под словом «жизнь» понимает жизнь вечную. Эти слова должны встряхнуть и того, кто до сих пор вообще не задумывался, что такое жизнь. На эти слова не сможет возразить и тот, для кого вся жизнь – лишь ожидание исполнения смертного приговора, или исхода неизлечимой болезни. Чтобы укрепить первых, слово Божие напоминает о терпении христиан «во всех гонениях и скорбях, переносимых ими «в доказательство того, что будет праведный суд Божий». Вторым, самоуверенным и не задумывающимся, предназначена притча о некоем богаче, который все распланировал «на многие годы», и одного только не учел, что «в сию ночь» возьмут его душу ( Лк.12:19–20 ). А третьим Господь сказал: «Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них». Удивительная вещь – цветок. Мало того, что это пример Божией заботы даже о травинке, которая «сегодня есть, а завтра будет брошена в печь». Цветок и сам – посланец вечности. Это – свободный дар Божией любви. И Божий совет: «посмотрите на лилии», – настолько вошел в жизнь, что все мы дарим друг другу цветы и в дни радости, и в дни скорби. В дни радости, мы как бы говорим: «Смотри, Кто дал тебе эту твою радость: Тот же, кто дал и эти цветы! Будь же достоин Его, не забывай о Нем». А в дни скорби – «вот, эти прекрасные цветы и эту утрату ты получил из одних и тех же рук. А течет ли из одного «источника сладкая и горькая вода» ( Иак.3:11 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Дар и ответственность — нераздельны 15.09.2018 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 16-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 16-ю по Пятидесятнице Сегодняшнее Евангелие говорит о том, что каждый из нас получил от Господа особые дары, и каждого Господь призывает трудиться, чтобы они не пропали для нас напрасно. В притче о талантах сказано, что некий человек, прежде чем отправиться в дальнюю страну, собрал своих рабов и поручил им труд в своем имении, каждому по его силам. Он дает одному, как сказано, пять талантов, другому — два, а иному — один. Как бы ни были малы, как нам может порой показаться, дары Господни, одного таланта достаточно, чтобы на это богатство прожить человеку жизнь. И жить во веки веков в радости Господней. Он призывает нас только не быть ленивыми, а трудиться. В притче сказано, что тот, у кого было меньше всего, то есть один талант, оказался ленивым и лукавым рабом. Он возвращает своему господину всего лишь один талант, который он зарыл в землю. Сам Господь выносит строгий приговор, тому, кто как будто ничего плохого, как ему кажется, не сделал. «Итак, возьмите, — говорит Господь, — у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Смысл притчи становится понятен, когда мы видим, что талант, который он не сумел умножить, отдается имеющему десять талантов. Дар и ответственность — нераздельны. И те, кто получил пять и два таланта, взяли на себя соответствующий риск. Но неверный раб думал только о себе и о своей безопасности. Он ничем не рисковал и ничего не достиг. Его не интересовало дело Господа, он не думал о спасении своей души, а только о спасении своей шкуры. Тот, кто боится подвергнуть опасности свою жизнь, не будет рисковать ради Господа. И суд над ним совершается согласно его выбору. То, что было дано ему, отнимается от него. Ибо «кто спасет свою жизнь, тот погубит ее», — говорит Господь. Внешняя тьма, в которую извержен раб лукавый и ленивый — образ окончательного отделения от Господа, от света Его Божественного добра.

http://moral.ru/дар-и-ответственность/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Как научиться Христовой любви 15.10.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 17-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 17-ю по Пятидесятнице Самая большая любовь, единственное доказательство любви, говорят святые отцы, в том, чтобы любить тех, кто против нас. Вот почему Господь молится на Кресте о распинающих Его: «Отче, прости им, не знают, что творят». Если Христос любит Своих врагов, то и Христовы должны любить тех, кто предает их на смерть. Во все времена Церковь верна этой тайне от первомученика архидиакона Стефана до священномученика Владимира, митрополита Киевского и преподобномученицы великой княгини Елисаветы, которые приносят Богу молитву за своих убийц. Нет больше любви, чем кто душу свою положит за друзей своих. Но Господь пришел умереть за врагов, за враждующих с Богом своими грехами, чтобы мы стали Его друзьями. И вот чудо. Наши враги — самый большой дар для нас, поистине приобретение, если мы любим их, и наши гонители — наши друзья. Благодаря им мы становимся вместе со Христом обладателями Царства Божия. Как научиться такой любви? Только Христом Богом, Который открыл нам путь к победе, когда победил князя мира сего, нашего врага. «Дерзайте, — говорит Христос, — ибо Я победил мир. И идет князь мира и во Мне не имеет ничего». Он дал нам власть побеждать в Свое имя всю силу вражию. Любовь — от Бога, и только по мере нашего участия в Христовой борьбе против лжи и растления мира, против всякого греха, против диавола мы научаемся этой любви. «Люби врагов своих, — снова и снова говорит нам Церковь, — гнушайся врагов Божиих и поражай врагов Отечества». Мы не в состоянии научиться любить наших врагов, если изо всех наших сил не будем противостоять врагам Отечества и врагам Божиим. Почему враги Отечества поставлены рядом с врагами Божиими? Потому что, по слову Писания, если кто о домашних своих, о ближних по крови нерадит, тот хуже неверного. Господь постепенно открывает нам совершенство заповеди о любви, как через внутреннее наше восхождение от силы в силу, так и через внешние обстоятельства. Накануне великих скорбей Он посылает нам малые скорби. Прежде огненного испытания в гонениях дает испытание относительным благополучием. Теперь пока не гонят нас до смерти, хотя пламя пожара скрытно тлеет на всем широком пространстве как будто бы мирной жизни, и вот-вот, кажется, вырвется наружу.

http://moral.ru/love-teaching/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " На пути ко Христу 15.07.2017 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 6-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 6-ю по Пятидесятнице Сегодняшнее Евангелие — о пути ко Христу. Прежде всего мы видим Самого Христа, исцеляющего расслабленного прощением его грехов. А книжники-богословы обвиняют Господа в богохульстве за то, что Он присваивает Себе власть Божию, делая то, что может делать только Бог. Мы знаем, что они же обвиняли Христа в безнравственности: «Почему с мытарями и грешниками Учитель ваш ест и пьет?» Посмотрите, с какими людьми Он водится. Значит, Он Сам такой. Они же обвиняют Его в отсутствии благочестия: «Почему Учитель ваш не постится?», и в осквернении храма, и в разорении субботы. Наконец они стали утверждать, что Он совершает чудеса «силою князя бесовского». «Сей хулит, — говорят они о Христе. — Кто может прощать грехи, кроме Бога?» Они судят обо всем по себе, и потому ставят Христа на свой уровень и ниже себя. Они не радуются о добре, и потому не радуются об истине. Не могут принять тайну спасения, что Бог может явиться как человек. Не радуются о спасении страждущего человека, и потому отрицают Воплощение Божие. Хуже всего, оказывается, учить других, а самому ничего не исполнять. Неслучайно Христос предваряет чудо исцеления вопросом: «Что легче — сказать расслабленному: прощаются тебе грехи твои или сказать ему: встань и ходи?» Для Христа сказать слово и совершить дело — одно и то же. И все любящие Бога должны устремляться к научению этому. Господь предупреждает, как опасен противоположный путь. Ненависть ослепляет, и служители Божии становятся врагами Божиими, составляя замысел убить Христа, чтобы Он не мешал им жить по их воле. А Христос, идя к Своим Крестным Страданиям, показывает нам, как чудесен путь веры и любви. Расслабленный человек был принесен ко Христу друзьями. У них была большая вера. Они несут безнадежно больного, преодолевая все преграды. Они разбирают крышу дома, где находится Спаситель, не думая, какой они подвергают себя опасности, что скажут о них люди, как над ними будут смеяться, если после этого их друг останется неисцеленным.

http://moral.ru/teach/

Устроители мероприятия также планируют рассказать участникам фестиваля о древней христианской традиции кельтских народов, о кельтских святых неразделенной Церкви и их значительном вкладе в распространение христианства в странах Европы. Икона всех святых, в Британии и Ирландии просиявших 10 июля. ПРАВМИР. В воскресенье, 14 июля, при храме преподобного Иосифа Волоцкого в подмосковном поселке Развилка пройдет Фестиваль кельтской культуры, сообщает Седмица.ru . В программе фестиваля — молебен святым, в земле Британской и Ирландской просиявшим, концерт групп «ArtCeilidh» и «Mervent», выступление исполнителей народных кельтских танцев, мастер-классы игры на аутентичных музыкальных инструментах (волынка, вистлы и т. д.). Устроители мероприятия также планируют рассказать участникам фестиваля о древней христианской традиции кельтских народов, о кельтских святых неразделенной Церкви и их значительном вкладе в распространение христианства в странах Европы. Гостем фестиваля будет православная музыкальная группа «ИХТИС», участники которой исполняют старинные духовные песнопения, народные духовные канты, рождественские песни и колядки (на русском, украинском, сербском, церковно-славянском, греческом и латинском языках) в сопровождении акустических инструментов. Фестиваль открывается 14 июля, в 15.00. Приглашаются все желающие. Собор всех святых в земле Британской и Ирландской просиявших — празднование Русской Православной Церкви, которое совершается в третью неделю по Пятидесятнице. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/prixod-podmoskovnogo-x...

Схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Фото: Yorgos Karahalis/AP/TASS      Чем примечательна Пасха на Святой Земле и что разочаровывает паломников у Гроба Господня, рассказывает диакон Александр Занемонец — историк, византинист, клирик Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции (Московский Патриархат), который с 2007 года служит в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. — Отец Александр, вы служите в «эпицентре Воскресения». Пасха на Святой Земле особенная? — Пасха всегда особенная. Для меня на Святой Земле по-особенному переживается даже не само Воскресение, а Страстная седмица и евангельская история вообще: ты буквально ходишь по тем же камням, что и Господь. — Не было ли у вас страха, что служение у главной христианской святыни станет привычкой? — Конечно, ко всему привыкаешь, но у меня пока не проходит ощущение чуда от жизни на Святой Земле и служения у Гроба Господня. Помню, ехал как-то в гости в Старый город, опаздывал. Звоню по телефону: «Знаете, я сейчас проеду Гефсиманию, припаркуюсь на Сионской горе и через 15 минут буду у вас». Кладу трубку и понимаю, что это же библейский маршрут! На Сионской горе жил царь Давид, с нее начинался Иерусалим, там были Тайная вечеря и Пятидесятница. В Гефсимании — начало крестного пути. Да, сегодня на Сионе парковка, но от этого ощущение чуда не проходит. Дьякон Александр Занемонец. Фото: facebook      — Некоторые экскурсоводы на Святой Земле обещают показать чуть ли не дерево, под которым Христос был взят под стражу, хотя Гефсиманский сад довольно большой, да и деревья, наверное, в нем уже другие… — Гиды говорят то, что люди хотят от них услышать. Но мы не знаем таких подробностей — в Евангелии этого нет. Однако мы можем предположить, какие были границы Иерусалима во времена Христа, знаем, где находится Галилейское озеро, где — Иудейская пустыня. Хотя за 2000 лет на Святой Земле очень многое менялось, ландшафт остался прежним. И маслины в Гефсиманском саду — такие же, как были тогда. — Как вы относитесь к паломникам — они не раздражают? Например, на Пасху, когда хочется помолиться на литургии.

http://pravoslavie.ru/139125.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010