Ибо в тебе вместимая для тебя мера постижения Бога, Который так тебя создал, немедленно осуществив в естестве такое благо, что в составе твоем отпечатлел подобия благ собственного Своего естества… Но порок, смыв боговидные черты, бесполезным соделал благо, закрытое гнусными покровами. Посему если рачительною жизнью опять смоешь нечистоту, налегшую на твоем сердце, то воссияет в тебе боговидная лепота. Как это бывает с железом, когда точильным камнем сведена с него ржавчина: недавно быв черным, при солнце мечет оно от себя лучи и издает блеск; так и внутренний человек, которого Господь именует сердцем, когда очищена будет ржавчина нечистоты, появившаяся на его образе от дурной любви, снова восприимет на себя подобие Первообраза и будет добрым, потому что подобное добру, без сомнения, добро!… Таким образом, чистый сердцем делается блажен, потому что, смотря на собственную чистоту, в этом образе усматривает Первообраз. Ибо как те, которые видят солнце в зеркале, хотя не устремляют взора на самое небо, однако же усматривают солнце в сиянии зеркала не меньше тех, которые смотрят на самый круг солнца, так и вы, говорит Господь, хотя не имеете сил усмотреть Света, но если возвратитесь к той благодати образа, какая сообщена была вам вначале, то в себе будете иметь искомое. Ибо чистота, бесстрастие, отчуждение от всякого зла есть Божество. Посему если есть в тебе это, то, без сомнения, в тебе Бог, когда помысел твой чист от всякого порока, свободен от страстей и далек от всякого осквернения; ты блажен по своей острозрительности, потому что, очистившись, усмотрел незримое для неочистившихся и, отъяв вещественную мглу от душевных очей, в чистом небе сердца ясно видишь блаженное зрелище – святость, простоту и все подобные отблески Божия естества, в коих видим Бог (15,442). СРЕДА. Мк. Зач. 36. (8,30–34) О ВОЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ И ВОЛЕ БОЖИЕЙ Тот бывает врагом Богу, кто следует своей воле (31,141). Утверждающийся на собственном разуме и следующий своей воле плодит в себе вражду к другим и чужд того духа, от которого рождается сокрушение (31,48).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Кто боится греха, тот никогда не будет бояться ничего другого, но будет смеяться над благами настоящей жизни и презирать скорби, потому что один только страх греха потрясает душу его (36,237). Прошу и умоляю, не будем представлять оправданий во грехах: это предлог и обольщение, причиняющее вред нам самим (37,385). Если ты истребил в себе грех, ты подрезал жилы диаволу, стер главу его, разрушил всю силу его, рассыпал воинство, сотворил чудо, всех чудес большее (38,487). Но какого плача и рыдания достойно то, когда члены Христовы делаются гробом, исполненным нечистоты! Ты представляешь гораздо ужаснейшее зрелище: ты носишь всюду душу, умершую от грехов, душу, преданную гниению. Если бы кто внес мертвеца в царские чертоги и положил его там, тот понес бы жесточайшее наказание. А ты входишь в священную ограду и наполняешь дом Божий таким зловонием – подумай, какому подвергнешься наказанию (38,739). СРЕДА. Мк. Зач. 65. (14,43–15,1) 1. О ГРЕХЕ И БОРЬБЕ С НИМ Грех есть главная сила демонская; по причине греха пришел умереть Христос, чтобы разрушить его; грехом введена смерть; через грех все превращено (38,487). Невозможно, чтобы в душе царствовали грех и Бог, напротив, должно над пороком брать верх и покоряться Владыке всяческих (1,329). Не стали мы еще поклоняться Богу духом и истиною, потому что в мертвенном теле нашем царствует грех (30,187). Грехи удаляют нас от Бога и делают врагами Его… (32,245). Демонами делаются… души, живущие во грехах, не потому, что переменилось их существо, но потому, что воля их подражает злобе демонов (32,800). Гораздо лучше совсем не грешить, но немаловажно для спасения и то, чтобы согрешивший сокрушался, осуждал душу свою и с великим тщанием наказывал свою совесть: так грех существенно смывается, так очищается нечистота души… (34,222). Грех есть властелин жестокий, дающий нечестивые приказания, подвергающий бесчестию повинующихся ему. Поэтому увещеваю вас, будем с великою ревностью убегать власти его, будем бороться с ним, никогда не станем мириться с ним и, освободившись от него, будем пребывать в этой свободе (36,390).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

И если павшему Господь говорит: «вспомни, откуда ты ниспал» ( Откр. 2:6 ), то и возвеличенный должен помнить, откуда возвел его Господь, чтобы поистине«ни высота, ни глубина» не могли бы нас отлучить «от любви Божией во Христе Иисусе Господе Нашем» ( Рим. 8:39 ). О ждущей душе Вторник Мф. 10: 9–15 Рим. 7:14–8:2 Посылая Апостолов, Господь сказал: «входя в дом, приветствуйте его, говоря «мир дому сему». И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; а если не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится». Мы уже слышали, как трудно человеку порой испытать приближение Бога, как оживает при этом грех и как начинает бороться за свою добычу. А сегодня Апостол показывает, что происходит в душе, ждущей Бога, на которую и приходит Его мир. Мы уже слышали, как трудно человеку порой испытать приближение Бога, как оживает при этом грех и как начинает бороться за свою добычу. А сегодня Апостол показывает, что происходит в душе, жаждущей Бога, на которую и приходит Его мир. Да, закон пробуждает и оживляет грех . На какое-то время жить становится труднее. Но живая душа, во-первых, не будет обвинять в этом Бога и данный Им закон. Она трезво смотрит и говорит: «мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху». Душа ясно видит, где добро, а где зло; она признает закон и хочет следовать ему, «ибо желание добра есть во мне», «хочу делать доброе», и даже «нахожу удовольствие в законе Божием». То есть и ум, и воля, и чувства стремятся к свету, но происходит что-то непостижимое: «не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю»; «желание добра есть во мне, но, чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». И душа убеждается, что это не случайно; это поистине «закон, что хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих». И видя невозможность идти желаемым путем добра, душа в бессилии даже хотела бы снять с себя и ответственность за это. «Если же делаю то, чего не хочу: уже не я делаю то, но живущий во мне грех» … И вот, образуется непостижимая греховная раздвоенность. Ужас и состоит в том, что я же хочу и противоположного! Хочу жить по духу, но хочу жить и по плоти. И единственное, что я могу тут сделать, это как раз – то, о чем пишет Апостол: увидеть это в себе, назвать все своими именами, и воскликнуть: «Бедный человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» Потому что только взывающий о своей погибели сможет принять мир Христов, сможет принять слово о спасении, когда оно коснется его; и только он сможет потом от всего сердца и воскликнуть: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом Нашим». О живущих по духу и по плоти

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Но надо помнить, что и языки, и откровения, и богодухновенные молитвы, и дар истолкования, – все это лишь чистые действия Самого Духа. Эти щедрые дары еще должны быть восприняты и усвоены людьми, подобно как солнечный свет усваивается живыми растениями. И чем сильнее, чем очевиднее действие Духа, тем страшнее остаться без плода. Господь показал это на примере смоковницы, которая красовалась богатой листвой, но не имела плодов. Господь проклял ее, и она засохла. Это – предупреждение, и не только для древней Церкви, богатой яркими дарами, но и для нас. И нам очень много дано. У нас есть Священное Писание , Предание, богатая христианская письменность. Есть у нас огромный двухтысячелетний опыт христианской жизни и спасения. Все наши молитвы, поучения, назидания – от того же духовного корня, от которого шли откровения и пророчества в собраниях первых христиан. Но кто же виноват, что все это у нас лежит как бы в сундуке, который мы ярко раскрасили, но открываем так редко, что поистине отсекаем себя от живоносного корня. Мы даже забываем, для чего нам нужны храмы, для чего христиане должны сходиться вместе. И зачастую у нас вся духовная жизнь сводится к тому, что одни просто приходят в храм покупать за деньги здоровье, успех, душевный комфорт, а другие приходят этим торговать. А Господь и насчет этого наглядно предупредил, когда однажды «выгнал всех продающих и покупающих в храме», напомнив, что это «дом молитвы», а не «вертеп разбойников». Не будем же завидовать первым христианам, а лучше станем дорожить и пользоваться тем, что у нас есть. Чем больше даст Господь, тем больше Он и спросит. А чтобы усвоить данное Богом и спастись, древним христианам надо было приложить ничуть не меньше усилий, чем нам с вами. Суббота. О взаимной терпимости Мф.15:32–39 Рим.14:6–9 Апостол пишет: «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога». Господь один, а у каждого – свой темперамент, свой строй души, свой подход к жизни. Иной в одном цветке увидел всю премудрость Божию и навеки преклонил колена. А другой с умилением ходит по полям и лугам, открывая новые и новые оттенки этой бесконечной премудрости. Иной посещает только свой храм. А кто-то любит ходить и в другие, любит ездить по монастырям, по святым местам. Для него надо видеть все богатство церковной жизни, все многообразие человеческой святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Но и чужое богатство тоже порой завораживает. И Апостол именно бедных предостерегает: «если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы» первому скажете: «тебе хорошо сесть здесь», а второму – «ты стань там», то не пересуживаете ли вы в себе»? Неужели в церкви то же, что и в мире? Неужели и здесь смотрят не на сердце, а на кольца и на одежду? И даже не в том беда, что с уважением отнеслись к богатому. Беда в том, что при этом – «презрели бедного». Тем самым нарушили «закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». А преступив один закон, немедленно стали преступниками и «во всем». Преклонившись пред сильным мира, тем самым преклонились и пред самим миром, показав себя «судьями с худыми мыслями»! А чтобы вошедший в церковь «богатый» стал, по слову Апостола, хвалиться «унижением своим», надо, чтобы сначала «брат униженный» стал хвалиться «высотою своею» ( Иак.1:9–10 ). Если бедный будет помнить, какое богатство приобрел здесь, то и богатый ощутит всю бедность и нищету, которая тащится за ним из мира. Суббота. О нашем и не нашем, о праведном и неправедном Лк.16:10–15 Кол.1:3–6 Рассказав притчу о управителе, который сумел выпутаться из беды, Господь посоветовал: «приобретайте себе друзей богатством неправедным» ( Лк.16:9 ). И потом сказал: «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто даст вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше»? Итак, малое – многое, неправедное – истинное, чужое – ваше. В руках управителя было большое имущество, а Господь называет его малым. Полученное управителем было неправедным, но он заслужил похвалу. И неужели «ваше» и есть то, что получаешь за чужой счет? Все в нашей греховной жизни запутано. Может ли вообще богатство быть праведным, если вокруг – нищета, и если Господь сказал: «не можете служить Богу и маммоне»? Но перед фарисеями эти вопросы не стояли. Слушая Иисуса, «они смеялись над Ним». Они считали, что их богатство несомненно праведно, что оно – дар Бога за тщательное следование законам. Господь же сказал им: «вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши: ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом». Вот – тоже противопоставление: «высоко у людей» – «мерзость пред Богом». Всегда ли это так безусловно? Святыми угодниками мирские люди тоже порой восхищаются, еще при жизни почитая их.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

А ведь Господь обещал полную, совершенную свободу. Он говорил: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» ( Ин. 8:32 ). А что такая совершенная свобода возможна, – свидетельствует апостол Павел в послании, написанном из римской тюрьмы. Когда-то уже сделавший с Божьей помощью свой главный выбор, он теперь снова стоит на развилке, стоит и говорит, как говорят люди, объятые нерешительностью: «Не знаю, что избрать…» Но между чем и чем остановился он? Оказывается между жизнью и смертью. Обычный человек в такой ситуации, если он в этой жизни преуспел, – при мысли о смерти трепещет, видя в ней конец всякой свободы. А если он здесь порабощён и загнан в угол, то начинает стонать: «скорей бы меня Бог призвал!» Или рабская привязанность, или столь же рабское желание сбежать. А что выбирает Павел? Откуда его нерешительность? Страшит ли его дыхание смерти, или тяготит жизнь, полная бесконечных трудов и бед? Оказывается, его «влечёт… то и другое»! Да, тут даже не «если Бог даст и живы будем, то сделаем и то и другое» ( Иак. 4:15 ); тут уже именно «влечёт меня и то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» …И он, в конце концов, ничего не выбирает, но с радостью принимает открытую ему Божью волю: «И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере». Вот – истинная свобода, победившая смерть; это действительное избавление «тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству» ( Евр. 2:15 ). И отсюда – совершенная радость Апостола и – гонениям, и даже желанию некоторых лжебратий «увеличить тяжесть» его уз: «я и тому радуюсь, и буду радоваться. Ибо знаю. Что это послужит мне ко спасению по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа». И отсюда – его уверенность и надежда, «что я ни в чём посрамлён не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как всегда. Возвеличится Христос в теле моём, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». И один вид такого человека достаточен «для успеха и радости в вере» и «для умножения славы во Христе». И все ищут даже просто прикоснуться к нему, потому что и от него исходит сила, как от Иисуса Христа «исходила сила и исцеляла всех».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Его рождение теряется во мраке времен, он — чадо Авраама, который в свою очередь связан со своим народом, со своей страной, со своим родством (Быт. 12, 1). Их начало — дальше их самих. Они идут из ничего, из ниоткуда. Они идут от Самого Бога, от своего Творца, своего Освободителя, своего Спасителя. Они идут через пустыню с ропотом и отчаянием. Но им необходимо обрести доверие и верность Богу, чтобы пустыня процвела и стала лугом и садом, землей, текущей молоком и медом, произрастающей чудесные плоды. Это — Земля обетованная, где будет изобилие для тех, кто решил все оставить, все потерять, все отдать, чтобы предать свою душу в руки Божии. Здесь — дар Божий для тех, кто приходит сюда ведомый Богом. И хотя в нашем крещении мы уже по дару Христа сподобились рая, снова и снова Церковь зовет нас увидеть, что мы еще в пути, мы еще в пустыне, где нам надо быть испытанными в нашем доверии и нашей верности Богу. Труден наш путь, но мы должны знать, что наш Бог — не чужой, не далекий, не безразличный к нашим бедам и нашим немощам. Он идет с нами, со всем человеческим родом. Его слава — рядом с нами, мы — слава Его, если идем с Ним. Среда Лк, 12 зач., 4, 1—15 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

http://moral.ru/седмица-18-я-по-пятидеся...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Седмица 4-я по Пятидесятнице 18.03.2013 Рубрика: Евангелие дня Метки: Седмица 4-я по Пятидесятнице Понедельник Мф, 40 зач., 11, 2—15 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне. Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. Кто имеет уши слышать, да слышит! В Евангелии от Матфея четырежды говорится об Иоанне Предтече, и всякий раз — по отношению ко Христу. Иоанн Предтеча проповедует Царство Божие и крестит Христа. После взятия Иоанна Предтечи под стражу Спаситель начинает проповедовать. Иоанн из своей темницы задает вопросы о Христе, и Христос задает вопросы народу об Иоанне. Об этом — сегодняшнее Евангелие. И, наконец, мученическая смерть Иоанна открывает вторую половину служения Спасителя. «Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» Некоторые святые отцы говорят, что таким образом Предтеча, будучи сам непоколебимым в вере, употребляет пастырскую педагогику: он хочет, чтобы его ученики сами убедились, что перед ними — подлинный Мессия.

http://moral.ru/седмица-4-я-по-пятидесят...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Бог или человек? 08.09.2018 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 15-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 15 по Пятидесятнице Один из главных вопросов нашего времени: Бог или человек? Этот вопрос ставят, каждый по-своему, и атеисты, и верующие. Нас нередко обвиняют в том, что мы отдаем предпочтение Богу, пренебрегая человеком. Как реакция на это, многие современные люди под предлогом служения людям отказываются от Бога. Как если бы вера мешала служению человечеству. Это глобальный вопрос, касающийся судеб мира. Но это также один из постоянных вопросов жизни каждого из нас. Сколь многие христиане все более отдают себя материальным заботам, оставляя для Бога лишь самую малую часть своего времени и своего сердца! Между прочим, так было и во времена земной жизни Спасителя. Какая заповедь наибольшая? Бог или человек? Где должен быть центр нашей жизни: личное благочестие или общественная деятельность? Кто прав — атеист-гуманист, всецело отдающий себя служению людям, или созерцатель, бегущий от проблем земли, ищущий убежище в Боге? Или, может быть, все дело в том, что вопрос поставлен неправильно? Что отвечает на это Христос? Многие из нас нередко оказываются в подобной ситуации — дома, в семье, на работе, в дороге. Вам задают вопрос: «Что вы скажете по этому поводу?» Часто бывает, что нам не нравится такого рода вопрошание, особенно когда у вопрошающих нет веры, и они приступают к нам с явным недоброжелательством. Наш Спаситель, как мы видим в Евангелии, не избежал такой попытки уловить Его. Лучшие умы того времени употребляли все усилия, чтобы поставить Его в тупик — будь то религиозные группировки или политические партии. При всех своих расхождениях друг с другом здесь они объединились против Христа. Следует ли платить подать кесарю или надо бойкотировать эту плату? Надо ли верить, что воскресение мертвых возможно? Наступление на Господа продолжается, и вот, фарисеи, видя, что их враги саддукеи вынуждены замолчать, стремятся взять реванш и выставляют вперед одного из своих экспертов, совершенного знатока закона.

http://moral.ru/question/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Видимость благочестия при внутренней пустоте 12.09.2015 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 15-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 15-ю по Пятидесятнице В евангельском слове за Божественной литургией мы слышим о том, какая есть наибольшая заповедь в законе. Когда один из книжников приступает к Спасителю с этим вопросом, искушая его, Иисус говорит ему, что первая и наибольшая заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим». А вторая, подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». «На сих двух заповедях, — говорит Господь, — утверждается весь закон и пророки». Когда же собрались фарисеи, Он спрашивает их: «Что вы думаете о Христе? Чей Он сын?» Они отвечают Ему: «Давидов». Должен придти в мир Мессия — Сын Давидов. Тогда Господь говорит им: «Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» Самое главное — это заповедь о любви. То, о чем спрашивает Господь законников и фарисеев, сходится в одном главном. Не в силе Бог, а в правде. Эта правда раскрывается в той силе Божией, которой никто не может противостоять. Там где правда, где человек хранит заповедь о любви, — с ним действует Сам Господь. Никто и ничто не может противостоять этой силе. Господь говорит, что первая заповедь — о любви к Богу, и вторая подобна ей. Это значит, говорят святые отцы, что первая заповедь должна быть всем смыслом нашей жизни. Мы должны понять тайну человека, который создан для любви к Богу. Эта заповедь — главная крепость, которую человек должен хранить в своей личной жизни. И общество христианское должно ради Бога, ради собственной жизни хранить эту заповедь. Но святые отцы говорят, что вторая, подобная ей заповедь может соблюдаться, только когда мы помним о первой. Когда происходит забвение главной, первой заповеди, дающей силу и благодать для исполнения заповеди о любви к людям, тогда происходят очень серьезные искажения.

http://moral.ru/2-zapovedi/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010