Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " О подлинном богословии 01.10.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 15-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 15-ю по Пятидесятнице. По Воздвижению Продолжается праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня. И наше поклонение Кресту Христову совершается среди торжества зла, когда открыто идет война против Бога. Если раньше в нашей стране всех людей с юных лет вовлекали в безбожную коммунистическую систему, то теперь таким же образом вовлекают в разврат. Это уже значительное продвижение сатаны в деле разрушения человечества. На улицах рядом с растленными рекламами висят слова Священного Писания «Бог есть любовь» — самая главная тайна жизни. Для нас это не ново — мы знаем, что сатана Самого Господа искушал словом Священного Писания. Поэтому величайшую святыню — любовь — он хочет подвергнуть самому страшному осквернению. И сегодня в Евангелии нам говорится о тайне любви, о нашей ответственности в употреблении святых слов. Таких, как слово «любовь». Накануне Страданий Христовых, когда первосвященники, книжники и фарисеи, знатоки Священного Писания, приступают ко Господу, стараясь уловить Его, один из них спрашивает Господа, какая заповедь наибольшая. Может, не все знают, что если внимательно изучать закон, то в нем можно насчитать 613 заповедей. 248 из них являются утвердительными, то есть говорящими о том, что надо делать, а остальные 365 — отрицательными, предупреждающими, чего делать не должно. Что об этом думает Христос? К Нему обращается профессор богословия, и мы не слышим интонации его голоса — с почтением он обращается ко Христу или с торжествующей насмешкой. Если Господь возвысит одну заповедь, то Он умалит другие, а все заповеди равноценны пред Богом, утверждают они. Но Христос говорит о любви не потому, что эта заповедь исключает другие, а потому что она включает в себя все заповеди. Христос не противопоставляет любовь закону, но показывает, какая величайшая заповедь сокрыта внутри закона, какое сокровище хранится в его глубине. Весь закон и пророки, говорит Он, утверждаются на этих двух заповедях. Это значит, что все Писание лишается смысла — все заповеди — если нет в них любви, по крайней мере, устремленности к любви.

http://moral.ru/bogoslovie/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Холод апокалиптической зимы дышит нам в лица 28.09.2019 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 15-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 15 по Пятидесятнице Мы слышали сегодня в Евангелии вопрос, какая заповедь первая и наибольшая. Господь говорит, что первая и наибольшая заповедь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею мыслию твоею, всею душою твоею, всею крепостию твоею. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Он говорит о самом главном, что нужно знать каждому христианину, каждому человеку. Спаситель и вся Церковь постоянно обличает вопрошающих, подобных сегодняшнему фарисею, который приступил к Нему, говоря, что очень много в Писании различных законов, а еще больше их толкований. На самом деле все предельно просто. Смысл всей нашей веры — любовь к Богу и любовь к человеку. Иными словами, жизнь человека должна быть посвящена Богу. Это относится не только к монахам и к священникам, а к каждому, кто крещен, кто уверовал во Христа. И кто даже не знает Бога. Слово «любовь», которое мы слышим от Спасителя, о котором говорит Церковь и которое все люди знают — не просто какое-то условное слово, так что его можно наполнить каким угодно содержанием, как это с неизбежностью происходит там, где отделяется заповедь о любви к Богу от заповеди о любви к человеку. Мы не можем исполнить заповедь о любви к человеку, пока не узнаем, о какой любви идет речь. О той любви, о которой мы в принципе не можем иметь никаких понятий, потому что отпали от Бога. О той любви, которая у Самого Бога, которая есть тайна Пресвятой Троицы. О той любви, которую Христос принес к нам на землю, открыл нам в Церкви Своей святой, чтобы нам блеснула эта новая жизнь, и чтобы мы узнали ее и поняли, как это дорого стоило Спасителю, что это дороже всего на свете для нас. И чтобы мы ничего не пожалели, чтобы научиться этой заповеди. Когда происходит отделение одной заповеди от другой, естественно происходит то, что мы наблюдаем в истории человечества, в жизни каждого человека. Просто любовь к человеку, так называемый гуманизм, не связанный с тайной Боговоплощения. Где Бог уже воспринимается как нечто отвлеченное, и ради того, чтобы освободить человечество от заповеди о любви к Богу, можно принести в жертву какое угодно количество людей — чтобы они жили «просто по любви», как это и произошло у нас в революцию 1917 года.

http://moral.ru/holod/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Крест — это любовь 16.09.2017 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 15-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 15-ю по Пятидесятнице Мы слышали Евангелие о том, что есть самое главное в жизни человеческой, какая самая главная заповедь — о любви к Богу всем сердцем, всей мыслью, всей крепостью, и о любви к ближнему как к самому себе. Господь спрашивает богословов, книжников, первосвященников, которые всю жизнь посвящают изучению Писания, о Мессии, о Христе — чей Он Сын. Они отвечают: Давидов. Как же, говорит Господь, Давид называет Его Господом, говоря Духом Святым: «Рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене дондеже положу враги подножие ногама Твоима» (Пс. 109, 1). Как он называет Его Господом, если Он сын ему? Никто не мог ничего ответить, потому что одно с другим никак не соединяется. Это выше всякого понятия человеческого: или Он сын или Он Господь. Господь говорит нам, что можно узнать о Христе все, исследовать все писания, изучить всю историю. Но узнать, что это Христос, Сын Божий можно не плотью и кровью, а только Духом Святым, когда Отец Небесный откроет эту тайну (Мф. 16, 17). То есть эта тайна познается не каким-то внешним знанием, а только любовью. Любовь, о которой говорит Христос в начале этого Евангелия, есть путь познания Господа. И всякий другой способ — ложный. Всякое познание в духовной области совершается только любовью. Мы можем познавать другого человека, понимать его, видеть его только любовью. Мы можем познавать народ, видеть его, понимать его только тогда, когда мы его любим. Тем более это относится к Самому Богу. Насколько ложным может быть всякое другое познание, мы видим на примере тех, которые всё как будто знали о Мессии из Писаний, все законы соблюдали — и приговорили Христа к распятию. Потому что в них не было любви к Богу и к человеку, потому что они были под властью диавола. Весь род человеческий находится под властью диавола после грехопадения. Человек не может познавать Бога сам до тех пор, пока не обретет любви к Нему и к другим людям.

http://moral.ru/крест-это-любовь/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Что бывает, когда люди ограничивают себя земной жизнью 26.12.2020 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 29-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице Сегодня мы совершаем память святых праотец — всех святых Ветхого Завета. Следующее воскресенье — Неделя святых отец, то есть тех, кто входит в родословную Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Что мы можем сказать о ветхозаветных святых? Самое главное то, о чем говорит апостол Павел в Послании к Евреям, — это облако свидетелей Божиих (Евр. 12, 1), которые до того, как Христос явился в мир, не зная еще Христа, жизнь свою положили ради грядущего Мессии, всецело были устремлены к Его ожиданию. Они дают нам образ того, как мы, христиане, знающие Христа, должны жить — если мы христиане, если мы слышали слова Спасителя: «И знаю Моих, и Мои знают Меня, как знает Меня Отец и Я знаю Отца» (Ин. 10, 14—15). Если бы не было этих людей, то не было бы и нас здесь, потому что пришествие Христа в мир зависит от способности рода человеческого принять эту тайну. Именно ветхозаветная святость дала Пречистую Деву Марию, Которая была способна принять Бога Духа Святого совершенной святостью, совершенной чистотой, совершенной любовью. Она — плод всей ветхозаветной святости. Одновременно этот праздник напоминает нам о том отвержении Христа, которое произошло в богоизбранном народе. И притча о званых на пир, которую мы слышим сегодня, читается в церкви за две недели до Рождества Христова, чтобы показать нам, как исполнилось пророческое слово о том, что произойдет с богоизбранным народом. Вся история, весь смысл жизни этого народа был в ожидании Христа Мессии, Спасителя, а когда пришел Спаситель, они отвергли Его и предали Его смерти. Как же это произошло? В сегодняшней притче Христос не говорит ни о каких особых преступлениях, ни о каких страшных грехах этого народа. Он говорит только о том, что люди предпочли свое земное, естественное, понятное всем, всему остальному. Один из приглашенных на пир купил поле — ему нужно потрудиться. Другой пять пар волов приобрел — нужно испытать их. У третьего личная радость — любовь у него, в брак вступил, и ему уже не нужно никакой другой радости.

http://moral.ru/earthly/

Скачать epub pdf Седмица 12-я по Пятидесятнице О умершем за меня Понедельник Мк. 1:9–15 2Кор. 5:10–15 Апостол говорит: «Если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего…» Вообще всё, что связано с уходом из жизни, всегда окружено тайной. И особенно есть над чем подумать, когда кто-то добровольно принимает смерть за другого. Вот он лишился возможности жить, любить, работать. Он на несколько лет укоротил своё и так короткое пребывание на земле, чтобы моё пребывание здесь удлинилось на несколько лет, которые тоже пролетят в один миг. Казалось бы, нормальный обмен: один на один. Но почему-то я чувствую, что он, ушедший, стал недосягаемо выше меня, а я, живущий, остался вечным его должником. И даже если моя жизнь особо нужна для человечества, всё равно совесть не даст мне покоя. И жутко читать рассуждения известного писателя, что, дескать, преступно отправлять на войну тех, кто составляет, так сказать, «мозг нации»: пусть-де простые людишки гибнут. И любое нормальное сердце откликнется на слова другого писателя, что даже ради всеобщего счастья недопустимо замучить хотя бы одного человека. Отдавший за меня жизнь в какой-то мере становится судьёй всех моих дел. Потому что каждый шаг я теперь оцениваю его жизнью и смертью. И если буду смотреть внимательно, то увижу, что ничего нет во мне такого, за что было принять в жертву чужую жизнь; и, в конце концов, это настолько морально подавляет, что, поистине, получается, будто вместе с ним как бы и я умер. и это даже если за меня заплачено таким же, как я, смертным человеком. Ну, а если за меня умер Тот, о Ком Сам Бог торжественно свидетельствовал: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение»? Мысль об этом – в какую бездну самоуничижения должна низвергнуть меня? Апостол говорит, что «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое». Так вот, если получим мы по своим делам во второе пришествие Христово, то являемся мы на этот суд уже сейчас, а именно в наших размышлениях о Христовой смерти. И чтобы устоять на этом суде, необходимо измерять свою многогрешную жизнь земной жизнью Единого Безгрешного. Всё наше существо должно погрузиться в Его смерть, как мы погружаемся в воды Святого Крещения (как Он погрузился в наш грех, войдя в воды Иордана). Нам надо погрузиться в ту истину, что «если один умер за всех, то все умерли». Тогда только, вместе с водами Крещения, «любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так»; и только после этого просвещённым Духом Святым мы сможем, наконец, понять, а что же значит: жить «не для себя», «но для умершего за нас и воскресшего»? О любви и смерти

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Седмица 12-я по Пятидесятнице Понедельник. О умершем за меня Мк.1:9–15 2Кор.5:10–15 Апостол говорит: «Если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего». Вообще это удивительно, когда один добровольно принимает смерть за другого. Он на несколько лет укоротил свое, и так короткое пребывание на земле, чтобы мое пребывание здесь удлинилось на несколько лет, которые тоже пролетят в один миг. Казалось бы, нормальный обмен: один на один. Но почему-то я чувствую, что он, ушедший, – недосягаемо выше меня, а я стал вечным его должником. И даже если моя жизнь особо нужна для человечества, все равно совесть не даст покоя. И жутко читать рассуждения известного писателя, что преступно отправлять на войну тех, кто составляет, так сказать, «мозг нации»: пусть простые люди гибнут. И любое нормальное сердце откликнется на слова другого писателя, что даже ради всеобщего счастья недопустимо замучить хотя бы одного человека. Отдавший за меня жизнь становится в какой-то мере судьей всех моих дел. Каждый шаг я теперь оцениваю его жизнью и смертью. И я вижу, что нет во мне ничего такого, за что можно было бы принять в жертву чужую жизнь. И это в конце концов настолько морально подавляет, что поистине получается, будто вместе с ним как бы и я умер. И это даже если за меня заплачено таким же как я смертным человеком. Ну а если за меня умер Тот, о Ком Бог Отец торжественно свидетельствовал: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение»? Как мне это осмыслить? Апостол говорит, что «всем нам должно явиться пред судилище Христово». И отправляемся мы на это судилище уже сейчас, прежде второго пришествия Христова, и именно – в наших размышлениях о Его смерти. И чтобы устоять на грядущем суде, необходимо измерить свою многогрешную жизнь земной жизнью Единого Безгрешного. Все наше существо должно погрузиться в Его смерть, как мы погружаемся в воды Святого Крещения (как Он погрузился в наш грех, войдя в воды Иордана). Нам надо погрузиться в ту истину, что «если один умер за всех, то все умерли». И тогда вместе с водами Крещения «любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так». И только после этого, просвещенные Святым Духом, мы сможем наконец понять, а что же значит: жить «не для себя», «но для умершего за нас и воскресшего»? Вторник. О любви и смерти

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Седмица 15-я по Пятидесятнице Понедельник. О прикосновении к ризам Господним Мк.5:24–34 Гал.2:11–16 Когда Господь шел с Иаиром к его умирающей дочери, по дороге вдруг случилась заминка. В окружающей Иисуса толпе была «одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние». Эта женщина «подошла сзади в народе, и прикоснулась к одежде» Иисуса. Ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у нее источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни». По-человечески, Иисус никак не мог ни увидеть, ни почувствовать этого прикосновения. И вдруг она слышит Его вопрос: «Кто прикоснулся ко Мне»? Ученики тоже удивились: «Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне»? А Иаир торопит Его к умирающей. Но Господь один знал, какую пользу принесет Он этой остановкой. Примером кровоточивой Он очистил веру Иаира. Тот своими глазами увидел, как от Господа Иисуса вот так, без всякого возложения рук, единым прикосновением с верой можно получить исцеление. Но также и женщина, получив здоровье, получила далеко не все. Да, она прикоснулась с верой к ризам Иисуса. Но мы знаем, что и приходящие с верой к колдунам иногда по-видимому получают то, что ищут. И с верой носящие амулеты, и с верой произносящие бессмысленные заговоры, – тоже, казалось бы, получают желаемое. Но ведь человеку нужно не просто что-то временное получить, но – спастись, оправдаться пред Богом, соединиться с Ним. Веровать надо не во «что-то» и не в «кого-то». Вера должна быть осмысленной и конкретной. Верою мы принимаем Личность Господа Иисуса Христа, Бога и Человека, Его спасительную земную жизнь и Его спасительную смерть. Истинно уверовавший говорит: «узнавши, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса», – уверовали и пришли, чтобы быть с Ним. А иные приходят в церковь , как для каких-то лечебных процедур, и стоят, хотя и с какой-то верой, но не молятся, а просто как бы прикасаются сзади к Его ризам. Говоря на их языке, «заряжаются энергией». И кому-то это попускается до времени. А вот кровоточивой женщине Господь не дал оставаться сзади, в тени, но сразу потребовал ее пред Свои очи: «Кто прикоснулся ко Мне»? А ей – как нелегко было сознаться: и объявить характер своей болезни, и что она в этой своей нечистоте дерзнула к Нему прикоснуться! Но – больше нельзя отмалчиваться, и она «в страхе и трепете, зная, что с ней произошло, подошла, пала пред Ним и сказала всю истину».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Часть IV. Дни богослужения церковные Общие и преходящие И рече Господь к Моисею, глаголя: и ты заповеждь сыном Израилевым, глаголя: смотрите, и субботы Моя сохраните: естъ бо знамение между Мною и вами в роды ваша, да увесте, яко Аз Господь освящаяй вас ( Исх.31:12–13 ). Недели и другие дни Неделею в Церковном Уставе называется и целая седмица, и преимущественно первый день ее, в который Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых ( Мк.16:1–6 ) и который Церковь в продолжение всего года посвящает главным образом воспоминанию славного воскресения Христова и называет воскресным. Имя недели указывает на заповедь Божию, повелевающую шесть дней делать, а седьмый не делать, т. е. посвящать на особенное служение Богу и ближним, и следовательно это имя принадлежит всякому празднику и собственно дню воскресному, который сообразно с четвертою заповедию Божиею заступил для христиан место ветхозаветной субботы. Но принадлежа преимущественно воскресному дню, название недели принадлежит также и целой седмице. Подобно ветхозаветной Церкви, которая седмицу называла иногда субботою, – именем седьмого и главного дня седмицы ( Лев.23:15 , Лк.18:12 ), христиане называют также седмицу неделею, по имени первого и главного из седми дней ее, на которые распространяется священное воспоминание, совершаемое Церковию в день воскресный, или в неделю, и таким образом все семь дней делает как бы одним днем Богослужения, или недолею. Название всей седмицы неделею внушает, что по воскресении Иисуса Христа, избавившего нас от работы вражия, настало вечное субботство, – неисходный круг недель, т. е. не дел плотских и суетных, но св. дел веры и благочестия ( Евр.9:9 ). «Новый закон, говорит св. Иустин мученик , хочет, чтобы мы хранили непрестанную субботу» 206 . Таким образом всякая неделя, по изменению луны в каждые семь дней, образуя известное продолжение времени, и относительно Богослужения христианского составляет особый круг церковного проследования, еженедельно посвящаемого воспоминанию воскресения Христова, а вместе и иному особенному воспоминанию. Ибо многие недели в Церкви православной, кроме празднования воскресению Христову, посвящены особенным воспоминаниям, например: неделя о Фоме, неделя жен Мироносиц, Пятидесятницы и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Седмица 10-я по Пятидесятнице Понедельник. О духовном бесплодии Мф.21:18–22 1Кор.15:12–19 Возвращаясь из Вифании в Иерусалим, Господь «взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней, и ничего не нашед над ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла». Ученики «удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница»? Их поразило точное исполнение Господних слов. А современному человеку более жалко бедное дерево, как жалко утонувших гадаринских свиней. В наше время вообще непомерно выросла любовь к собачкам, к кошечкам, к свинкам, и почти исчезло чувство несравненной ценности человека, созданного по образу и подобию Божию. А Господь, чтобы вернее спасти нас, часто на низшей твари наглядно показывал, какие пути куда ведут. Господь взалкал, а смоковница не напитала Его. Она имела густую листву, и Господь вправе был искать на ней плода, потому что с таким признаком плодоношения Он сотворил смоковницу. А все, что нарушает замысел Творца, сразу становится на грань гибели, несмотря на внешний блеск и благолепие. На такое бесплодие однажды наткнулся и Апостол Павел. Вникая в жизнь внешне процветавшей коринфской церкви, он вдруг на некоторых ветвях не нашел ожидаемых плодов, не нашел самого главного, для чего существует Церковь . И он в недоумении восклицает: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых»? А действительно, что может издавать более смертоносный запах, чем, если посеянное семя – факт воскресения из мертвых Иисуса Христа – не приносит в каждом члене Церкви, в каждой ветви этого ствола, – обильного плода: ожидания и своего личного воскресения из мертвых и своего личного участия в жизни будущего века? Если в нас нет этой веры и этого чаяния, если «нет воскресения мертвых, то», – с неумолимой последовательностью заключает Апостол, – «и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша»: «вы еще в грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы» не просто заблуждаемся или ошибаемся, но – просто-напросто «несчастнее всех человеков».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Скачать epub pdf Седмица 12-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мк. Зач. 2. (1,9–15) О КРЕЩЕНИИ Христос к Крещению приступил для того, чтобы засвидетельствовать истинность Своего человечества, – преимущественно же для того, чтобы Крещением Своим положить конец крещению Иоанна, так как Он снова крестил тех, кои крещены были Иоанном. Этим показал и сделал ясным, что Иоанн только до Его прихода совершал крещение, ибо истинное Крещение открыто Господом нашим, Который соделал его свободным от наказаний закона (29,57). Сошел Владыка Ангелов в струи Иордана и, освятив естество вод, уврачевал всю вселенную (34,825). С тех пор как Спаситель соблаговолил принять наше естество, Он исполняется Святого Духа, потому что плоть должна была в человеческом образе восприять сошествие Духа (34,885). Спаситель восхотел отдать в собственность Святому Духу то тело, какое Он – Господь, восприял; отдать для того, чтобы все, что совершит Христос во плоти, приписывалось Святому Духу, жившему в Нем (34,885). Дух снисходит (на Спасителя) не потому, что не достаточно было Божество Сына, но для того, чтобы таким путем обнаружилось совершенное познание Троицы (34,885)… . Он (Христос) не имеет нужды в Крещении и… Дух сошел для того, чтобы указать Его (39,112)… . Спаситель допустил диавола с искушением, чтобы Своим примером научить нас, как мы должны побеждать искусителя… (50,243). Домостроитель жизни нашей Господь положил с нами завет крещения, имеющий в себе образ жизни и смерти; и изображением смерти служит вода, а залог жизни подается Духом (3,240). Какое намерение и какая сила в Крещении? Через него крещаемый изменяется в уме, слове и деле и, по данной ему силе, делается тем же, что Родивший его (3,330). Крещение – искупление пленных, прощение долгов, смерть греха, пакибытие души, светлая надежда, неприкосновенная печать, колесница на небо, предуготовление Царствия, дарование сыноположения (4,199). Через Крещение… образуется и совершается человек Христов, земное прелагается в дух и воссозидается (9,112).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010