Вместе с тем, И.М. Покровский без каких-либо пояснений заявил, что «причислять к своим единомышленникам московского археолога Н. Снегирёва, прот[оиерея] Левшина и Невоструева у свящ[енника] Романского положительно нет никаких оснований».(81) Язвительно отметив, что у священника Н.А. Романского «в качестве пособия для историко критических исследований главную ценность имеют проповеди», И.М. Покровский, не вдаваясь в подробности, «прошёлся» и по сторонникам явленности («подлинности», «оригинальности») «Санкт-Петербургской» Казанской иконы Божией Матери. «Священники Сиземский, Сабинин, Якимов, протоиереи Войтковский, Грамматин, Дебольский,(82) архимандрит Владимир с их проповедями, - писал он, - являются единственными единомышленниками свящ[енника] Романского, такими единомышленниками, которые не разделяют взгляда о нахождении подлинной явленной иконы казанской Божией Матери в Казани, и с своей стороны переносят явленную икону из Москвы в Петербург».(83) При этом И.М. Покровский признавал, что «такого же ошибочного мнения» придерживался и архиепископ Казанский и Свияжский Павел (в миру - П.В. Лебедев), что нашло своё отражение в исследовании «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», изданном в 1869 г. Санкт-Петербургским епархиальным историко-статистическим комитетом (в котором тот председательством в бытность епископом Ладожским, викарием Санкт-Петербургской епархии), а также «в своём слове, сказанном в Казани 22 октября 1890 г.».(84) Помимо этого, священник Н.А. Романский предположил, что летописец (летописцы) подразумевали под «списком» список (копию) Одигитрии, каковой признавалась явленная Казанская икона Божией Матери, а не список (копию) самой иконы. Любопытно, что ранее Г.З. Елисеев в «Кратком историческом сказании о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерной (Смоленской), (Грузинской) Раифской и Мироносицкой» несколько двояко высказался на сей счёт: «Обретённая икона, - писал он, - была, как оказалось впоследствии, список с чудотворной иконы Богоматери, известной под именем Одигитрии».(85)

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Об этом и будет наша речь в сей час в следующей главе. Глава IX Попечительность высокопр. Филарета о Монастырях. Характер его проповеди и личное наблюдение за проповедями учителей и воспитанников «Блага та речь твоя, еже старцам – чернцем дети обучати не токмо читати и писати, но и читаемое разумевати право и да могут и иные научати и бусурманы обращати. О Боже! коль бы счаслива Русская земля была, коли бы владыки тацы были» яковы преосвященный Макарий и Дионисий и ты и толико о сем пеклися, а не о себе токмо и не о богатстве, покое, веселии и лакомстве, не говорю и иное 166 . Всех монастырей собственно в Казанской губернии, не включая Симбирской, состоявшей в епархиальном управлении Казанских Архиепископов, в описываемое время было тринадцать, из коих десять мужских штатных монастырей первого, второго и третьего классов и три Пустыни общежительные; монастырей женских – три, из коих знаменитый монастырь первого класса Казанско-Богородицкий, устроенный на самом месте явления в 1559 г. Чудотворной Иконы Божией Матери, именуемой Казанской, каковая Икона самая подлинная 167 , и находится в этом Монастыре. Как истинный монастырелюбец высокопр. Филарет, естественно, не мог не прилежать всем своим вниманием и расположением ко всем, по возможности, монастырям, а тем паче к находящимся в самом городе Казани и в ближайших окрестностях и в числе последних, в особенности к Пустыням, в коих во всех находились к тому же Чудотворные Иконы: в Седмиозерной – Икона Смоленской Божьей Матери, в Раифской – Грузинской, в Мироносицкой – Владимирской со вставленною в этой же Иконе (вделанною в её доске) маленькою Иконою Св. Жен Мироносиц. Эту последнюю Пустынь, как известно уже читателям, высокопр. Филарет посещал по преимуществу в видах миссионерства, где и назначал свои личные свидания с преосв. Кириллом, Епископом Вятским, по смежности Епархии Казанской с Вятскою. На Седмиозерную же Пустынь он обратил особеннейшее внимание с той поры, когда, как было уже сказано, учреждено было им ежегодное приношение Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Поражённая таким чудесным явлением благочестивая подвижница пробудилась ото сна и долго размышляла о виденном. По окончании утрени она уснула вновь и опять видит того же старца, который ей говорит: «Предаваться ли сну тебе следует? Иди скорее и скажи властям, что так говорил тебе дважды явившийся ночью некий старец: сотворите все повеленное. И так как приближается Царица Небесная образом Своим из пустыни, то пусть градоначальники и весь христианский народ выйдут на встречу пречистому образу Ее, ибо хочет Зиждитель ради молитв Своей Матери помиловать и спасти от погибели сей город». Когда об этой милости Божией стало известно в городе, православные жители, духовенство и миряне вышли из города с Казанской Иконой Божией Матери и другими местными святынями и встретили чудотворную икону Седмиозерную на том самом месте, где теперь находится Кизический Введенский мужской монастырь. Представители власти, духовенство, народ – все пали на колени и со слезами на глазах молились перед святым ликом Богоматери: «Владычица мира! Спаси нас, погибаем от множества грехов наших, ибо мы прогневали Сына Твоего Христа Бога нашего множеством неправд наших!» До сих пор бывшие в отчаянии и страхе от неминуемой смерти, теперь все ожили надеждой на милосердие Божие. И надежда их не обманула! Когда чудотворную икону обнесли вокруг всего каменного города при торжественном колокольном звоне всех городских церквей и поставили в кафедральный собор, то немедленно смертоносная болезнь стала ослабевать. В течение недели чудотворную икону Божией Матери носили по улицам и площадям города; в домах совершали молебствия и везде происходило исцеление болящих. По истечении семи дней иноки Седмиозерной пустыни вознамерились возвратить чудотворную икону на её постоянное место в монастырь. По этому поводу в Казани было устроено особое церковное торжество. Накануне проводов в Благовещенском соборе и во всех городских церквах было совершено всенощное бдение, а в самый день перенесения святыни в обитель – литургия. По окончании литургии в соборе, где собралось большое количество молящихся, едва только начали брать икону для перенесения, как тотчас поднялась сильная буря над городом, небо почернело, город погрузился во тьму, из-за стены дождя невозможно было даже выйти из собора. Жители поняли это как грозное предупреждение – не выносить икону из храма, и решили на неопределённое время оставить святыню. А возвратившийся из польского похода митрополит Корнилий сделал распоряжение оставить икону на год.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Оба крестных хода сходились близ палатки и по совершении литии и осенения иконою коленопреклонённого народа соединённый крестный ход, при торжественном колокольном звоне всех городских храмов, под церковное пение и звуки военного оркестра, исполняющего гимн «Коль славен наш Господь в Сионе», торжественно двигался через Ивановский подъём и площадь к Спасским воротам кремля, где после совершения литии и вторичного осенения народа святая икона вносилась в Кафедральный собор. Здесь совершалось всенощное бдение, а на другой день – литургия и молебен. После этого чудотворная икона Смоленской Божией Матери в течение месяца обносилась по церквам и домам православных жителей города вместе с местночтимыми иконами: из Кизического монастыря – c иконою девяти святых Кизических мучеников с мощами, из Кафедрального собора – с иконою трёх святителей и чудотворцев Казанских Гурия, Варсонофия и Германа с мощами. Казанский митрополит Адриан, впоследствии всероссийский патриарх, первый дозволил инокам Кизического монастыря носить монастырскую святыню вместе со Смоленской иконою с целью увеличения средств к существованию обители. А с 1822 года с разрешения преосвященного Амвросия 63 вместе с чудотворною иконою стали носить из Кафедрального собора образ святителей и Казанских чудотворцев. Чудотворная Смоленская Седмиозерная икона Божией Матери служит для православного люда предметом особого почитания и поклонения. В своих нуждах и скорбях мы обращаемся за помощью к Ней, пред Её чудотворным ликом возносятся усердные молитвы. И чудодейственная сила небесной благодати через святую икону изливается на нас до сих пор, приходящих к Ней с сильной верой и пламенной молитвой. IV. Преподобный старец схиархимандрит Гавриил Многовековую историю монастыря сегодня невозможно представить без одного из великих старцев дореволюционной России – преподобного схиархимандрита Гавриила (Зырянова), наместника святой обители. Жизнь старца Гавриила – удивительное, можно даже сказать, исключительное явление в русской духовной жизни рубежа веков. В ней, словно в зеркале, отразились духовные искания многих русских богоискателей и духоносцев – всего русского боголюбивого народа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

68 Спасо-Елеазаровский монастырь, древнейший на Псковской земле. Основан в начале XV века прп. Евфросином. В XVI веке старец Елеазарова монастыря Филофей формулирует церковно-политическую идею «Москва – Третий Рим, Россия как хранительница истинного Православия». См.: Монастыри Русской Православной церкви. Справочник-путеводитель. – М.: Изд-во Московской Патриархии. 2001. – С. 219–220. 69 Марфо-Мариинская община была образована в 1910 г. по инициативе великой княгини Елисаветы Феодоровны и размещалась в её городском имении на Большой Ордынке в Москве. Она же и была её настоятельницей. При общине действовали больница для бедных женщин, дом для чахоточных женщин, воинский лазарет на 50 кроватей, амбулатория с бесплатной выдачей лекарств, две странноприимницы, трудовой приют и библиотека. См.: Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. – М.: Вербум-М, 2002. – С. 209. 70 Архимандрит Симеон (Холмогоров). Един от древних. Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо- Елеазаровой пустыни. Жизнеописание. Творения. Письма. – М. Изд-во «Паломник». 2001. – С. 15. 71 Перечислим лишь некоторых его посетителей в тот последний казанский период жизни старца: иеромонах Амфилохий (Скворцов) – в будущем архиепископ Красноярский и Енисейский; иеромонах Афанасий (Малинин) – архиепископ Саратовский; иеромонах Евсевий (Рождественский) – епископ Читинский и Забайкальский; иеромонах Варсонофий (Лузин) – епископ Владивостокский; иеромонах Софроний (Сретенский) – архиепископ Сан-Францисский; иеромонах Иона (Покровский) – епископ Ханькоуский. 72 Епископ Иона (Покровский) (1888–1925) – выпускник Казанской Духовной академии, с 1915 доцент академии, из Казани ушёл в сентябре 1918 с белой армией. Главный священник Южной армии. В Пекине служил в Русской Духовной Миссии. В 1922 был рукоположен в епископа Тяньзинского. Канонизирован РПЦЗ в 1996 году. 74 Иеросхимонах Серафим (в миру Василий Семёнович Кожурин) – один из последних насельников Седмиозерной пустыни. Родился в 1883 г., в семье крестьян Костромской губернии. 15 июня 1909 г. поступил в Седмиозерную Богородичную пустынь. Пострижен в монашество с именем Вениамин. Был посвящен в сан иеродиакона, затем иеромонаха. В 1928 г. был арестован и сослан. После ссылки вернулся в Казань. В 1940 г. был вновь арестован. После вторичной ссылки вновь вернулся в Казань, где и оставался до своей смерти. К открытому церковному служению допущен не был. Принял схиму с именем Серафим. Упокоился 9 марта 1969 года, погребен на Арском православном кладбище за алтарём церкви Ярославских чудотворцев. Ему удалось сохранить не только святые мощи старца Гавриила, но и чудотворную Седмиозерную Смоленскую икону Божией Матери, которая находится ныне в алтаре казанского Петропавловского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По принесении ее в собор исцелел другой слепец Никита. Так в виду всех начались чудотворения притекающим к сей св. иконе. Покоритель Казани царь Иоанн Васильевич, получив описание явления и чудес иконы и список с нее, повелел на месте явления ее устроить женскую обитель и здесь поставить чудотворную икону Владычицы. Девица Матрона, обретшая святыню, постриглась с именем Мавры и впоследствии была сделана настоятельницею монастыря. Краткое сие наше сказание составлено по древнейшей рукописи, хранящейся в Московской Синодальной библиотеке (N 982), которая признается подлинным рукописанием самого Гермогена [ 1 ]. Во всяком случае несомненно, что описание явления этой иконы и 16 чудес от нее составлено Гермогеном в 1594 году при жизни современников и очевидцев события и дошло до нас в неповрежденном виде, как доказывают и другие древние списки этого описания между собою вполне согласные. Исследование об этой рукописи и самое описание явления иконы помещены в Чтениях общества любителей духовного просвещения за 1880 год. Я рассматривал неоднократно эту рукопись и также прихожу в убеждению, что она писана рукою самого Гермогена. От Смоленской иконы Богоматери и от иконы Спасителя в Берлюковской пустыни Оставляя многочисленные чудеса от св. икон в предшествовавшие века, укажем из многих известных нам на некоторые чудеса, совершенные через св. иконы в нашем отечестве в наш девятнадцатый век и в наши времена и засвидетельствованные лицами достоверными или самими исцеленными.Города Казани комендант генерал Стефан Николаевич Кастеллий немалое время чувствовал в ногах своих столь великую боль, что не мог ступать на них без помощи четырех человек, и так как не находил уже более никаких средств к излечению себя, то прибегнул с усердием и твердою верою к Божией Матери. Как комендант, он не мог оставить города и потому - испросил письменно у Его Императорского Величества позволение отлучиться из города в Седмиозерную пустынь, которая находится в 18 верстах от города.Января 24 дня 1804 года во время вечерни прибыл в пустынь и четырьмя человеками был введен или, лучше сказать, внесен в церковь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

   — Бог благословит, поезжай туда. За послушание Бог исцелит тебя. Поезжай с Богом.    Гавриил в шубе и шапке в жаркий летний день отправился выполнять послушание. По послушанию через несколько дней получил полное исцеление. Там же произошел удивительный случай. За то, что Гавриил не дал одному крестьянину монастырский невод, крестьянин поджог сноп возле монашеской кельи. Гавриил, уповая на заступничество Пресвятой Богородицы, взял икону Богоматери “Знамение”, крепко прижав образ к груди, встал между горящей копной и хибаркой, и принялся горячо молиться. Внезапно налетел вихрь, перенес горящий сноп от кельи в соседнюю деревню. Горящая копна обрушилась на дом поджигателя. Этот дом и сгорел единственный во всей деревне. Поджигатель со слезами всенародно покаялся: “Мой грех! мой грех!.. ко мне и пришел!..”    После “рыбных ловлей”, Гавриил нес послушание на кухне.    Через десять лет оптинского послушания Гавриил был принят в Московский Высоко-Петровский монастырь, через год получил постриг с именем Тихон, в честь свт. Тихона Задонского.    В июне 1882 года был переведён в Раифскую пустынь, где в тот же год был рукоположен во иеромонаха и назначен братским духовником. В 1883 году иеромонах Тихон приезжает в Седмиозерную пустынь, где вскоре становится братским духовником, а затем – и благочинным.    Однажды во время крестного хода с чудотворной Седмиозерной иконой Божией Матери в селе Мамадышского уезда Казанской губернии Господь удостоил своего избранника быть свидетелем чуда. После молебна перед чудотворной иконой, отец Тихон взял чудотворный образ и стал осенять им народ. Вдруг все “повалились наземь” с криками: “Господи, помилуй! Пресвятая Богородица, спаси нас!”    Оказалось, что люди увидели блистающее сияние в виде венца над чудотворной иконой, затем венец “охватил” всю икону и руки отца Тихона так, что от яркого света не было видно ни образа, ни рук... Сам отец Тихон видел только, “что воздух вдруг стал розовый (в 3 часа дня), и на всех лицах — испуг... Позже на этом месте был построен храм.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

С приветствием к участникам конференции также обратился председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского городской епархии, ответственный секретарь московского регионального этапа Чтений иеромонах Онисим (Бамблевский), который выразил надежду, что нынешняя встреча останется не только в сердцах ее участников, которые помнят о отце Гаврииле и его подвиге, но и послужит к дальнейшему прославлению старца и его общероссийскому признанию. В организации и работе конференции приняла участие и выступила с докладом сотрудник Синодального отдела религиозного образования и катехизации Елена Балашова, куратор регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений. Также с докладами выступили секретарь Ученого совета Казанской духовной семинарии протоиерей Алексей Колчерин, преподаватель Калужской духовной семинарии протоиерей Андрей Лобашинский, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Одесской епархии протоиерей Димитрий Яковенко, руководитель Отдела образования и катехизации Абаканской епархии, директор Православной гимназии святителя Иннокентия Московского протоиерей Александр Горбатов, настоятельница Спасо-Елеазаровского женского монастыря Псковской епархии игумения Евфросиния (Головнева), клирик Крестовоздвиженского храма г. Вязники Муромской епархии диакон Виктор Маряшин, заместитель главного редактора издательства московского Данилова ставропигиального мужского монастыря «Даниловский благовестник», научный сотрудник Отдела новейшей истории ПСТГУ Татьяна Петрова, руководитель музея преподобномученицы Елисаветы Феодоровны Марфо-Мариинской обители милосердия Наталья Матошина, судебно-психиатрический эксперт ФМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Любовь Пищикова, старший научный сотрудник Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН Алексей Беглов, доцент Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы Вадим Семенков; видео-доклад прислала ответственный редактор журнала Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей «Весна духовная» (США) Зоя Градова (Врублевская). О чудесах от мощей преподобного Гавриила свидетельствовали насельница, прихожане и паломники Седмиезерной Богородичной пустыни.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4628913...

На нужды Седмиозерной Богородицкой пустыни (Казанская епархия) будет выделено 25 гектаров земли 10 апреля 2008 г. 15:22 9 апреля в Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан состоялось совещание по вопросу предоставления земельного участка для нужд Седмиозерной Богородницкой мужской пустыни. Кроме сотрудников министерства в совещании приняли участие представители органов местного самоуправления Высокогорского района, сообщает пресс-служба Минземимущества РТ. Как передает Татар-информ, в настоящее время в Седмиозерной Богороцкой пустыни живет 25 монахов. Помимо молитвенного делания они также занимаются ведением сельского хозяйства и животноводства. Служители Церкви содержат 15 голов крупного и мелкого рогатого скота, выращивают овощи и корма для коров и овец. По данным насельника монастыря иеромонаха Авраамия (Боброва), присутствовавшего на совещании, для поддержания подсобного хозяйства монастырю необходимы 25 гектаров земли. По итогам обсуждения вопроса органам местного самоуправления Высокогорского муниципального района рекомендовано в ближайшее время подготовить варианты земельных участков, предлагаемых для передачи монастырю, и проинформировать Минземимущество РТ. ИА Regnum /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/390126.htm...

10 коп., неокладных – от часовни подавания христолюбцев 13 руб. Доходы оставались в монастыре, в Коллегию Экономии ничего не отсылалось. III. Благовещенский монастырь в Симбирском у. при р. Волге, от Сызрани в 10 верстах Каменная церковь 1 с двумя престолами, келий настоятельских 1 дл. 3 с. шир. 3 саж. Деревянного строения – братских келий 4, дл. 12 саж. шир. 3 с., около монастыря каменная ограда. Школ и гошпиталей нет. По древнему установлению надлежит быть игумену, на лицо игумен, монахов 4, бельцов дьякон 1. За тем монастырем по переписных книгам 186 г. 10 двор., по свид. Генералитета 17 душ; земли по дачам по 15 четвертей в поле, а в дву по тому ж, сенных покосов на 15 копен. Никаких окладных и неокладных сборов нет, а питаются мирским подаянием. IV. Богородицкая Жаловская пустынь при р. Самородке, Симбирского у., от Симбирска 130 верст Деревянного строения – церковь 1 с двумя престолами, келий 12 дл. 26 шир. 36, хлебня 1 дл. 4 саж. шир. 2 саж., житница 1 дл. и шир. по 3 с., конюшня дл. и шир. 4 с., Школ и гошпиталей нет. Около монастыря деревянная ограда на 67 с. Надлежит быть игумену, а на лицо: строитель иеромонах, рядовых монахов 3, бельцов трудник 1. На пропитании – отставной подпоручик 1, ему давалось 11 руб. 27½ к. За монастырем сенных покосов на 15 копен. В тот монастырь денег собиралось – окладных – с лавок 25 руб., неокладных за продажный скот 6 руб. 94 коп., за промен восковых свечей 16 руб. всего 48 р. 26 к. В Коллегию Экономии ничего не платилось. V. Вознесенский Седмиозерный монастырь, в Казан. у. при р. Солонице, от Казани в 15 верстах Каменных церквей 3 с 4 престолами. Каменного строения – настоятельских и братских келий о двух апартаментах 14, дл. 22 с. шир. 4 с. Больнишная келия – при ней над погребом надпогребница, квасоварня, поварня, хлебная дл. 19 с. шир. 4 с. Деревянного строения – настоятельских и братских келий 13 – дл. 38 с. ш. от 2 до 5 с. При тех кельях погреба, поварня, приспешня дл. 9 ш. 2½ с., келья поваренная дл. 2½ ш. 2½ с., житниц 4 дл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010