У Високо-Петровському пройшла «Преподобний Седмиозерний та його новомученики Церкви 30 вересня 2016 р. 16:29 29 сентября 2016 года в рамках регионального этапа XXV юбилейных Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия» в Высоко-Петровском ставропигиальном монастыре состоялась конференция «Преподобный Гавриил Седмиезерный и его ученики, новомученики и исповедники Церкви Русской». Мероприятие прошло в конференц-зале Высоко-Петровского монастыря, где преподобный Гавриил принял монашеский постриг и был рукоположен во иеродиакона. Работу форума предварила Божественная литургия, которую возглавил протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, охраны материнства и детства. Молебен преподобному Гавриилу и новомученикам и исповедникам Церкви Русской возглавил архимандрит Герман (Кузьмин), настоятель Седмиезерной Богородичной пустыни. Икону преподобного Гавриила с частицей его святых мощей, перед которой совершался молебен, архимандрит Герман передал в дар Высоко-Петровскому монастырю. В богослужении приняли участие братия Высоко-Петровского монастыря, участники конференции в священном сане. За богослужением молились настоятельница Елеазаровского женского монастыря Псковской епархии игумения Евфросиния (Головнева) и другие участники форума. Работу конференции возглавили настоятель Седмиезерной Богородичной пустыни архимандрит Герман (Кузьмин) и наместник Высоко-Петровского монастыря, ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев). Открывая конференцию, игумен Петр (Еремеев) напомнил всем собравшимся о том, что встреча проходит в преддверии 100-летнего юбилея гонений на Русскую Православную Церковь. По словам отца Петра, в жизни новомучеников и исповедников Российских каждый из нас может найти для себя уникальный пример духовного подвига. «Поэтому сегодня я испытываю настоящий духовный восторг от того, что мы обращаемся к опыту отца Гавриила, на примере его жизни вспоминаем людей, живших после него, воскрешая в памяти многие трагические события, относящиеся к сложному историческому периоду гонений на православную веру в нашем Отечестве», сказал отец Петр.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4628913...

Мамадышская Основана в 03.09.1907. Именование – по г. Мамадыш (Казанская губерния, Татарская АССР). Казанское викариатство. Упразднена в 1911 г. Возобновлена в 1920 г. Упразднена в 1937 г. (?) 04.10.1907 25.07.1911 29.06(12.07)1920 29.06(12.07)1922 Иоасаф Удалов (1923? 13(26)01.1928 02(15)12.1930 13(26)04.1934 Ириней Шульмин 2589 В 1911 г. состоялось синодальное определение о бытии наместнику Казанского Спасского монастыря, архимандриту Варсонофию (Лебедеву) – епископом Мамадышским, третьим викарием Казанской епархии. По личному ходатайству нареченного архимандрита назначение отменено и хиротония не состоялось. Впоследствии, в 1917 г., был хиротонисан на Кирилловскую кафедру. (См). 2590 Помещен условно. Последний наместник Богородичной Седмиозерной пустыни, в которой прожил 25 лет. После закрытия пустыни проживал в Казани. Будто бы хиротонисан митрополитом Казанским Кириллом (Смирновым) по благословению Святейшего Патриарха Тихона. По сведениям Нумеров. Письмо... C., следует полагать его первой кафедрой Спасскую, а хиротонию относить к 1921 г. По ММЛ РПИ, хиротонисан в Казани в кон. 1926 г., но в списке Н. Кирьянова от 08.1924 уже значится «епископ Андроник, викарий Казанской епархии» (см. Приложение 8. С. 880). 2591 Помещен условно. Назван в Письме Н. Нумерова (см. Приложение 7. С. 874). У M. Е. Губонина епископ Афанасий также был в списке Мамадышских епископов. 2592 Вторая дата епископа Андроника – дата его кончины в Казани. Был известен праведной жизнью. По ММЛ РПИ, тело епископа Андроника было погребено («в Седмиозерной пустыни около собора») не сразу, а только после 8 дней «стояния» в Никольской церкви в Казани (причина неизвестна). При этом никаких признаков тления не было, как и изменений на лице, когда с него сняли воздух перед опусканием гроба в могилу. По МИС Топография... С. 175, обе даты иные: первая – 1911 г., вторая – 26.1(8.2)1927. Это неверно: 10.1918 кафедра была вакантной (см. Приложение 6. С. 865), в 1921 г. епископом Мамадышским был Иоасаф (Удалов) (см. Приложение 7. С. 874). 2593 Помещен условно. Будто бы был поставлен тайно епископами Иосафом (Удаловым) и Руфином (Гореховым) (Осипова И.И. Сквозь огнь мучений и море слез. М., 1998. С. 277). Иных сведений о нем нет. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

„Да созиждется же здесь дом Господень скоро, незыблемо». Многотысячная масса с глубоким вниманием слушала своего досточтимого Архипастыря и многие говорили в сердце своем: „да будет так, по Архиерейскому глаголу твоему, Владыко»! Затем на память об этом великом дне, по распоряжению Архиепископа, были розданы народу листки о свв. Мефодии и Кирилле. Говорят, что прекрасный план для нового храма уже выработан одним из опытнейших архитекторов казанских. Храм будет помещаться на высокой местности и потому с пяти глав его и колокольни будет великолепный вид на все далекие окрестности и на горы за Волгой. И тем, кто будет подъезжать к Казани, храм свв. Мефодия и Кирилла будет представляться одним из первых. Дай только Бог, чтобы он совершился возможно скорее, и чтобы благодать Божия, которая будет обитать в нем, так или иначе просветила темные окраины Казани и всего Поволжья, еще так обильно населенного людьми неведущими истинного Бога и ждущими своих Кириллов и Мефодиев» 301 . О встрече Седмиозерной иконы Божией Матери в 1874 г 302 . 26 июня в г. Казани происходила торжественная встреча иконы Богоматери (Смоленской), принесенной из Седмиозерного монастыря, находящегося в 17 верстах от Казани, когда-то дикой лесистой местности, при слиянии семи озер в одно большое. Ныне от прежних густых лесов здесь осталась лишь одна роща, в которой казанцы любят проводить минуты отдыха, освежаясь свежей влагою из колодца, устроенного здесь монастырем, так как озеро осталось лишь одно, да несколько ломжин. Основанный при Михаиле Феодоровиче уроженцем Устюга Евфимием, Седмиозерный монастырь имел большое значение по отношению к язычникам, среди жилищ которых он находился. Черемисы, когда-то закалавшие волов и коней и вешавшие кожи их на дубе, стоявшем на том месте, где ныне находятся святые ворота Седмиозерного монастыря, уже давно не исправляют своих языческих треб под тенью дубов, растущих далеко во все стороны от монастыря. Но в особенности Седмиозерный монастырь получил громадное религиозное значение для всего казанского края и даже для многих других соседних краев чрез избавление жителей Казани от страшной моровой язвы, свирепствовавшей в 1654 году, заступничеством Богоматери, Смоленская икона которой была взята оттуда и носима по Казани в продолжении целого месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Монастырь расположен в 17 километрах от Казани . История Седмиозерной пустыни начиналась так же, как и история большинства монастырей России . В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь. Первоначально он назывался Вознесенским. Сам схимонах Евфимий вскоре был вызван Казанским архиепископом в Казанский Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля, где и скончался. Долгое время монастырь был невелик и небогат. Так в 1646 году здесь жили 27 человек братии, которые кормились огородничеством. Общежительным монастырем пустынь стала в 1816 году, а в 1884 году была предоставлена в личное управление казанским правящим архиереям, которые отныне становились настоятелями Седмиозерной пустыни. Ее главной святыней являлась Седмиезерная икона Божией Матери , которую основатель монастыря схимонах Евфимий принес из Великого Устюга, эта икона издавна хранилась в его семье. В 1900 году наместником пустыни был назначен преподобный Гавриил (Зырянов) , один из авторитетнейших русских старцев. Его усердием был отстроен в 1898 - 1899 годах новый двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского для неусыпного чтения Псалтири по усопшим. К началу XX века Седмиозерная пустынь была большим и красивым монастырем. Здесь находились Вознесенский собор и церковь Смоленской Божией Матери - оба храма второй половины XVII века, монастырь окружали стены того же времени. Внутри располагались пять каменных корпусов построенных в основном в XIX веке. В 1881 году была построена высокая колокольня. Но после закрытия в 1926 году Седмиозерная пустынь была, в основном, разрушена. В 1997 году монастырь был возвращен в ведение Казанской епархии . Ко времени его передачи сохранились только: братский корпус, построенный в 1893 году, часть стен со странноприимным домом и двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского. Именно в этом храме был похоронен старец Гавриил, его мощи были частично спасены от осквернения в советское время и сейчас часть их почивает в Седмиозерной пустыни, а остальная часть - в церкви святого праведного Иоанна Кронштадтского города Казани.

http://drevo-info.ru/articles/13672119.h...

В Казани на разрушенном некрополе Кизического монастыря освящен мраморный поклонный крест 29 августа 2005 г. 12:44 Мраморный поклонный крест на месте разрушенного в советские годы некрополя Кизического Введенского монастыря освятил 25 августа архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин), передает «Благовест-инфо» . По словам архиерея, глубоко символичным является то обстоятельство, что восстановление обители начинается с воссоздания её погоста. До сегодняшнего дня место упокоения строителей Казани пребывало в осквернении и, как отметил архиерей, «пока мы не примиримся с ушедшими, нам не видать хорошего будущего». На Кизическом некрополе с конца XVII века были похоронены более 3-х тысяч уважаемых горожан, среди них — первый городской голова И.Ф. Дряблов (1728-1774), губернатор Б.А. Мансуров (1754-1814) и другие. К настоящему времени сохранилась только могила губернатора И.А. Толстого (1757-1820) — деда писателя Льва Толстого. В советские годы большую часть погоста занял парк Дворца культуры химиков. Работы по установке поклонного креста и благоустройству прилегающей территории выполнила на свои средства кампания «Казаньоргсинтез». В церемонии открытия памятника приняли участие руководство администраций Казани и Московского района города, председатель Совета по делам религий при Кабинете министров республики Ринат Набиев. Представитель Духовного управления мусульман Татарстана имам Ильнар Зинатуллин отметил, что для мусульман также дорога память похороненных здесь правителей Казани, поскольку их деятельность немало способствовала возрождению ислама в XIX веке. По окончании церемонии архиепископ Анастасий и другие участники возложили цветы к надгробию графа Ильи Андреевича Толстого, который был губернатором Казани с 1815 по 1820 год. Из всех монастырских храмов ныне действует только надвратная церковь во имя равноапостольного князя Владимира, отреставрированная при помощи администрации города. По словам зам. главы казанской администрации Альфии Тутаевой, восстановление монастырского комплекса завершится в будущем году. В ближайшее время военкомат Московского района освободит здание братского корпуса. Монастырь был основан более трехсот лет назад на месте встречи в 1654 году уцелевших от чумы горожан с крестным ходом из Седмиозерной пустыни, который нес чудотворную икону Седмиозерной Смоленской Божьей Матери. Главной святыней обители являлись мощи девяти Кизических мучеников. Монастырь занимал довольно большую территорию. Большевики закрыли его в 1920 году. Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/37724.html

«В конце 1849 г., - писал он, - вышла в свет в Москве книжка под названием " Краткое историческое сказание о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерной, Раифской и Мироносицкой " . Издатель этой книжки счёл нужным приложить к ней изображения Божией Матери Казанской и Смоленской. Но, вероятно, затрудняясь приобресть в скором времени снимки с икон Казанской Божией Матери, находящейся в Казанском девичьем монастыре, и Смоленской в Седмиозерной пустыне, приложил вместо их снимки с других икон, которые по месту его жительства были для него ближе и доступнее, именно с иконы Казанской Божией Матери, что в Казанском Московском соборе, и с иконы Смоленской Божией Матери, что в Московском Первоклассном Новодевичьем монастыре. Издатель не объяснил при этом ни того, что он сделал это по своему желанию, без согласия автора, ни того, почему вздумалось ему поместить в книжке, в которой описываются чудотворные иконы казанские, а не московские, несообразные с описанием изображения. Потому естественно, что по мере распространения этой книжки в публике, в некоторых возникла мысль: не потому ли помещено в ней изображение Казанской Божией Матери, которое находится в Московском Казанском соборе, что автор почитает именно эту икону явленною, а не ту, которая хранится в Казанском Девичьем монастыре. Если и Вам приходила подобная мысль при чтении помянутой книжки, то почитаю долгом повторить Вам то же, что говорил и другим, т[о] е[сть] что изображения при книжке приложены издателем без моего ведома и согласия, что сам я всегда был вполне убеждён, что явленная икона Казанской Божией Матери находится не в Московском Казанском соборе, а в Казанском Девичьем монастыре в Казани».(132) Как указывал И.М. Покровский, эта брошюра «возбудила большое недоумение в Казанском обществе» и, в частности, в тогдашнем архиепископе Казанском и Свияжском Григории (Г.П. Постникове) (1784 - 1860), который потребовал от Г.З. Елисеева объяснения и, получив таковое, «кажется, им удовлетворился».(133) При этом И.М. Покровский намекал на некий сознательный умысел, который мог привести к «подмене» иллюстраций.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Ещё до своего наместничества он приступил к построению на средства благотворителей храма для неусыпного поминовения усопшей братии монастыря и всех православных христиан. 15 октября 1900 года архиепископ Казанский и Свияжский Арсений совершил чин освящения нового двухэтажного храма в честь преподобного Евфимия Великого (небесного покровителя основателя Седмиозерной пустыни схимонаха Евфимия) и святителя Тихона Задонского (небесного покровителя схиархимандрита Гавриила до принятия схимы). В нижнем храме было устроено помещение для иноков – чтецов неусыпающей Псалтири. И совершенно поразительно, что начиная с 1928 года – года разгрома обители, подверглись уничтожению практически все монастырские постройки: храмы, хозяйственные помещения – был почти полностью снесён весь монастырь, за исключением только этого храма, ставшего видимым знаком святости его устроителя и указанием на великое духовное значение непрестанной молитвенной памяти. В этом храме преподобный старец сподобился видения тайны Христовой Жертвы за человеческие грехи, здесь старец проливал святые молитвенные слёзы за совершаемой им Литургией, здесь от избытка сердца, наполненного светом и радостью Царства Небесного, произносил он глубокие и проникновенные слова о духовной жизни и назначении христианина. Но чем дальше простирались труды старца в Седмиозерной обители, тем более множились доносы недовольных из числа братии. Заступивший на казанскую кафедру в 1908 г. Преосвященный Никанор, 67 не разобравшись в существе дела удовлетворил прошение схиархимандрита Гавриила об увольнении от должности наместника, и более того – последовало обвинение старца в нерадивом ведении монастырского хозяйства, фактически, в присвоении церковного имущества. Тогда один из близких духовных сыновей старца, будущий священномученик Иувеналий (Масловский), в то время игумен псковской Спасо-Елеазаровой пустыни, 68 смог выхлопотать перевод старца к себе. Замечательны и обстоятельства перевода старца: уже перед самым отходом парохода выяснилось, что у нестяжательного старца, обвинявшегося в растрате монастырского имущества, не только не хватает денег на билет, но даже вовсе не было средств на предстоящую дальнюю дорогу!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1996 году территория монастыря возвращена Русской Православной Церкви. Братия пустыни сейчас немногочисленна. Из всех храмов монастыря уцелела и восстановлена лишь одна небольшая церковь свв. Евфимия Великого и Тихона Задонского (1899 г.). В ней находятся мощи св. Гавриила Седмиозёрного, а также почитаемый список Смоленской Седмиозёрной иконы Божьей Матери (сама икона ныне — в Петропавловском соборе Казани). Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий. В монастырском храме богослужения совершаются каждый день. Возрастает число насельников обители. Совершенствуются формы социального служения. В монастыре идут восстановительные работы, уже отреставрирована церковь и братский корпус, налаживается монастырское хозяйство, идет подготовка к восстановлению других монастырских построек, строительству монастырской ограды. Храмы [ править править код ] Храм: Часовни: Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес : республика Татарстан, Высокогорский р-н, с. Семиозерка, ул. Заречная, д. 15. Пешком: от ост. «Соцгород» на «дачном» маршруте автобусов до конечной ост. «Дальние сады», далее – 2 км пешком или на попутке; на авто: из Казани выезд через поселок Сухая Река. По путепроводу через Северную объездную дорогу (КазКАД) прямо, через 3 км повернуть направо по знаку главной дороги (указатель " Семиозерка, Шигали " ). Еще через 800 метров - налево, также по знаку главной дороги. Еще через 1,7 км повернуть направо на перекрестке асфальтовых дорог (ориентир - слева после перекрестка сады заканчиваются). Через 2,4 км при въезде в поселок Семиозерка повернуть налево и ехать по асфальтовой дороге, большим крюком объезжая слева поселок. Асфальтовая дорога заканчивается у ворот монастыря. Паломнику [ править править код ] Седмиозерная мужская пустынь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

http://azbyka.ru/palomnik/Седмиозерная_м...

В 1815 г. часть барских отпущенников выселилась за 2 версты к пчельнику на Межевой Ключ, но, напр., в 1836 г. писались вместе со Старо-Курмаевскими. А отпущенники Баженова под фамилией своего помещика – Бажановы, переселились в Алаты. В 1914 г. в Новом Курманаеве (Посреди Межевой Ключ) 32 дв. – 96 м., 108 ж., но около половины проживает на стороне овчинниками и скорняками. Дер. Алан-Бексер в 7 в. от села при впадении оврага Атлан в реку Ашит. Тут среди Царевококшайских лесов на берегу реки Ашита была поляна (по-татарски алан) господина (бек), великая (по-тат. сур) – митрополита Казанского. В исследовании проф. И.М. Покровского о Казанском архиерейском доме в числе владений дома по Алацкой дороге упоминается только одно Савиново. Но в подобном же исследовании «К Истории Казанских монастырей до 1764 года» в числе владений Зилантова монастыря не упоминается, напр., Ивановское (Сумки), тогда как в указе Консистории от 23 сентября 1742 г. оно называется вотчиной Зилантова монастыря. По-видимому, подобной же вотчиной архиерейского дома, или лично митрополита Вениамина и была д. Алан-Бексер, так как она находится от миссионерского стана этого просветителя инородцев – Седмиозерной пустыни не далее 25 в. К сожалению, книга документов «на толстой синей бумаге» лет 25 тому назад сгорела у хранившего их крестьянина В.П. Железова, а другая была похищена из часовни. 85-летний старожил Железов помнит лиц, крещеных не в Алатской церкви, а на архиерейской даче. Эта заявление имеет подтверждение в выше помещенной таблице. Алан-Бексерские требы начали записываться лишь с 1786 года, т.е. по смерти митр. Вениамина. Так сумма треб за два года (17861787) следующая: родившихся – 17, браков – 2 и умерших – 8. Из исследования проф. Покровского видно, что архиерейскому дому давались места с рыбными ловлями и бортями. Около слияния рек Ашита и Илети до сего времени ловится много рыбы, и местность удобная для пчеловодства. Тут при мельнице на даче в живописной местности по преданию любил жить ревностный просветитель инородцев Вениамин, подобно Н.И. Ильминскому , знавший язык, быт и все особенности инородцев, и при даче была выстроена домовая церковь . Эта дача находится всего только в 25 верстах от места упокоения митрополита Вениамина – Седмиозерной пустыни, рядом с черемисами Сотнурского прихода, недалеко от Моркинского и Аривского черемисских приходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пересохли озера, когда-то омывавшие монастырский прямоугольник с трех сторон, как маленький полуостров – отпала необходимость в том живописном мостике, который мы видим на старинных литографиях пустыни перед ее колокольней с воротами. Да и сами ворота сейчас – с противоположной стороны: с севера, а не с юга. Но возрождение даже и одного Божьего храма является залогом грядущего восстановления всего монастыря… Несколько лет назад руины обители, разграбленной в 1918 г. и окончательно закрытой в 1927 г., были наконец возвращены Церкви. Новая братия монастыря во главе с наместником игуменом Германом сначала собиралась на богослужения во временном храме, что обустроили в жилом 2-этажном корпусе. К 2000 году был окончательно восстановлен храм свв. Евфимия Великого и Тихона Задонского – тот самый, бывший поминальный. Издалека, еще за километр до Семиозерки, виден его небесно-голубой купол на фоне стены леса. Как искорка, мерцает на солнце святой крест. Сам храм, пасхально-красный, издалека чуть розовеет в дымке: единственная живая свечка, празднично озарившая широкую долину. Очень похож этот пейзаж на окрестности источника Серафима Саровского на речке Сатис, что в получасе езды от Дивеево. Кажется: те же самые дивные-дивеевские места! Та же темно-зеленая стена встающего над полем леса, который кажется еще выше из-за склона, на котором растет. Точно так же ютится на самой опушке главная святыня: часовня преп. Серафима с купальней – там, Евфимиевская церковь – здесь. Так же ведет к святыне дорога через быструю речушку: Сатис – там, Солонку – здесь. Да и сам дух великих преподобных, видимо, очень похож: Серафима Саровского и Гавриила Седмиозерного. Невольно сравниваешь эти места, конечно, и с Раифской пустынью – хотя они, надо признаться, очень разные. Природное окружение Седмиозерного монастыря – такое же нерукотворное чудо. Только здесь лес – преимущественно лиственный, а не сосновый (впрочем, и тут попадаются одиночные сосны в несколько обхватов). По дороге к Ближнему святому ключу – в 1 км от обители, – попадаются тополя какой-то необыкновенной высоты и ширины.

http://sobory.ru/article/?object=05121

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010