Т. 2. Отд. 3. С. 1-34; Макарий [Миролюбов], архим. Описание Новгородского общежительного первоклассного Юрьева мон-ря. М., 18622. С. 120; Сгибнев А. С. Ист. очерк главнейших событий в Камчатке, 1742-1759 гг.//Морской сб. 1869. Т. 102. 5. Неофиц. отд. С. 55-57, 66; Строев. Списки иерархов. Стб. 39, 159, 173; Григорий [Воинов-Борзецовский], архим. Высокопетровский мон-рь в Москве//Рус. достопамятности. М., 1880. Т. 3. 5-я паг. С. 17; Словцов П. А. Ист. обозрение Сибири. СПб., 1886. Кн. 2. С. 15-17; Ковалёв А. А. Ист. описание ставропигиального 2-кл. Заиконоспасского мон-ря в Москве на Никольской ул. М., 1887. С. 59-60; Акты и док-ты, относящиеся к истории Киевской акад. К., 1906. Отд. 2. Т. 2. С. 142-143; Рункевич С. Г. Кексгольмские архиереи//ПБЭ. Т. 11. Стб. 373; Покровский И. М. Рус. епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Каз., 1913. Т. 2. C. 265-269, 317-320; Колониальная политика царизма на Камчатке и Чукотке в XVIII в.: Сб. арх. мат-лов. Л., 1935. С. 10, 16, 17, 96-105; Огрызко И. И. Очерки истории сближения коренного и рус. населения Камчатки (кон. XVII - нач. XX в.). Л., 1973. С. 181; Вахрин С. И. Предыстория Камчатской епархии//Краеведческие зап. Петропавловск-Камчатский, 1993. Вып. 8. С. 163-166; Наумова О. Е. Иркутская епархия XVIII - 1-й пол. XIX в. Иркутск, 1996. С. 5, 46, 54, 60, 65, 80, 134, 158-159; Абрамов Н. А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998. С. 215-216; Горбачёва В. В. Из истории духовной миссии архим. Иоасафа (Хотунцевского) на Камчатке//Христианский мир: Религия, культура, этнос: Мат-лы науч. конф., дек. 2000 г. СПб., 2000. С. 100-109; Нестор (Анисимов), митр. Православие в Сибири: Ист. очерк//Свет Христов просвещает всех!: Сб. Новосиб., 2000. С. 487; Андрушко В. О. Хотунцевський (Хотунцевич), akaдeмiя в iмehax: XVII-XVIII ст.: Енцикл. видання/Упор.: З. I. Хижняк; ред.: В. С. Брюховецький. К., 2001. С. 574; Дмитриев А. П. История Корельской (Кексгольмской) епархии: Еп. Иоасаф (Хотунцевский; 1858-1859)//Вуокса: Приозерский краевед.

http://pravenc.ru/text/578110.html

6 февраля 1911 года, во время обозревательной поездки по югу епархии, епископ Тобольский и Сибирский Евсевий (Гроздов) по приезду в Тюмень посетил Ильинскую и Всехсвятскую церкви. Тогда представители прихода обратились к архипастырю с ходатайством о разрешении расширить церковь с тем, чтобы образовать еще один самостоятельный приход при храме Всех Святых, т.к. Пророко-Ильинский приход был слишком велик. Последующие десятилетия истории Ильинской церкви не ознаменовались какими-либо событиями и лишь с приходом советской власти судьба храма и его прихода, как и по всей многострадальной стране, кардинально изменяется. Трудно и для историка, и для верующего описывать эпоху красного террора, где человеческие ценности в одночасье превратились в попранную свободу совести, миф о мнимом коммунистическом братстве, где все равны и счастливы, без веры идеалам христианской морали и её оплота - Церкви, чем жили наши предки. Обескровливание веры народной велось на протяжении нескольких десятилетий после Октябрьской революции и прошло разные этапы. Наиболее масштабными из них были: лишение Церкви юридических прав и запрещение духовенству с 1918 года просветительской деятельности; национализация церковного имущества; вскрытие в 1920-х годах святых мощей; изъятие в 1922 году церковных ценностей; закрытие и разрушение в 1920-1930-х годах храмов и монастырей и, наконец, физическое уничтожение иерархов, священнослужителей и монахов. Достаточно вспомнить, что в 1924 году по сравнению с 1913 - м число молитвенных зданий, а попросту церквей, только в Тобольском округе уменьшилось на 28,7 процента, а священнослужителей на 41 процент. В Тюмени же в 30-х годах были уничтожены: Благовещенский собор, Успенская и Единоверческая церкви, а остальные храмы, кроме Всехсвятской, использовались под иные цели. Итак, 23 февраля 1922 года, постановлением ВЦИК была объявлена фактически война против Церкви, предусматривающая поголовное изъятие всех её ценностей и имущества (кресты, оклады, ризы, кадила, парчовые одежды, книги и т.д.), что по церковным канонам рассматривается как святотатство (73-е апостольское правило). Особо удивляет спешность уездных и городских чиновников в исполнении этого постановления - только в Тюмени эта акция была проведена за 26 дней (с 8.04 по 2.05). Что касается изъятия ценностей в Ильинской (Покровской) церкви, то в ней было экспроприировано разной серебряной утвари весом 6 пудов 48 золотников и жемчуга 1 золотник 84 доли.

http://sobory.ru/article/?object=03057

6 мая 1992 г. решением Свящ. Синода Д. м. был открыт, наместником мон-ря утвержден игум. Василий (Ожерельев), с 1998 г. иером. (с 2001 игум.) Варнава (Аверьянов). В 1996 г. в Д. м. было 12 насельников, в 2006 г.- ок. 15 насельников. 23 февр. 1993 г. Д. м. вошел в состав новообразованной Курганской и Шадринской епархии. Реставрируются сохранившиеся 2-этажная каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (1707-1720), действующая каменная ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1871-1881) с усыпальницей прп. Далмата (1896), надвратная церковь (освящена в 1917), крепостные стены с башнями (XVIII в.), братский и настоятельский корпуса. При участии еп. Курганского и Шадринского Михаила (Расковалова) после завершения раскопок в усыпальнице 6 авг. 1994 г. были обретены мощи прп. Далмата, к-рые почивают в Скорбященской ц. В мон-ре имеется небольшое подсобное хозяйство, ряд мастерских. Архив Д. м. XVII - нач. XX в. (более 3 тыс. ед. хранения) находится в ГА г. Шадринска Курганской обл. (Ф. 224). Ист.: Тихомиров Н. И. К истории Далматовского мон-ря//ЧОИДР. 1886. Кн. 4. Смесь. С. 18-24; Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря (посл. четв. XVII - нач. XVIII в.)/Сост.: И. Л. Манькова. Свердловск, 1992. Лит.: Плотников Г. С. , прот. Описание муж. Далматовского Успенского мон-ря и бывш. приписным к нему жен. Введенского мон-ря. Екатеринбург, 1886, 19064; Кривощеков А. Далматовский мон-рь как оплот рус. владычества и православия в Исетском крае и его достопримечательности//Вестн. Оренбургского учеб. округа. Уфа, 1914. 5-7; Каптерев Л. М. Дубинщина: Очерк по истории восстания далматовских крестьян XVIII в. Шадринск, 19292; Манькова И. Л. , Шашков А. Т. Б-ка Далматовского мон-ря в XVII - 1-й пол. XVIII вв.//Обществ.-полит. мысль дореволюционного Урала: Сб. науч. тр. Свердловск, 1983. С. 47-56; Бугаева Н. И. Архитектура Далматова мон-ря и ее значение в развитии каменного зодчества Урала и Сибири XVIII вв.: Дис./ВНИИ искусствознания. М., 1986. Ркп.; Манькова И. Л. Неопубликованные мат-лы по истории Далматовского Успенского мон-ря//Культура и быт дореволюционного Урала. Свердловск, 1989. С. 42-43; она же. Далматовский Успенский мон-рь как место ссылки и заточения//Религия и Церковь в Сибири. Тюмень, 1991. Вып. 2. С. 21-30; она же. Братия Далматовского Успенского мон-ря в XVII в.//Четыре века правосл. монашества на Вост. Урале: Мат-лы церк.-ист. конф., 17-20 сент. 2004 г. Екатеринбург, 2004. С. 70-92; Нечаева М. Ю. Мон-ри и власти: управление обителями Вост. Урала в XVIII в. Екатеринбург, 1998; Пашков А. А. Св.-Успенский Далматовский муж. мон-рь. Шадринск, 2000.

http://pravenc.ru/text/168668.html

Как видно, к 1741 году в монастыре из крупных каменных сооружений были Троицкий собор, Мученическая церковь, колокольня, ограда и недостроенная Петропавловская церковь. Любопытно указание документа на наличие госпиталя. Это было первое лечебное учреждение в Тюмени. Позднее, в 1761 году, здесь же была открыта и первая в Тюмени начальная школа для обучения детей священнослужителей, так называемая латинская школа. Во второй половине XIX века она располагалась в двух каменных кельях при главных монастырских воротах. Строить несколько церковных зданий одновременно монастырь был не в состоянии. Поэтому после окончания Троицкого собора за один 1717 год была построена небольшая Мученическая церковь. Только после этого приступили к сооружению Петропавловской церкви с колокольней. Как доносил в 1788 году в консисторию игумен Троицкого монастыря Никодим, Петропавловская церковь основана «с каменного колокольнею во одной связи до состояния штатов 1726 году». Примерно в это же время, а возможно и раньше, было начато строительство каменной стены. Из обращения властей Тюменского монастыря к населению, которое удается датировать примерно между 1728—1736 годами, видно, что строительство церкви, колокольни и каменной ограды было начато при Филофее (а он умер в 1726 году), но «не скончавшиеся за оскудением». В своем обращении монастырь призывал население жертвовать на достройку Петропавловской церкви, колокольни и ограды. Между прочим отмечалось, что монастырская ограда к этому времени уже возведена была наполовину. Первый взнос в сборную книгу, приложенную к обращению, на сумму 28 руб. 72 коп. записан рукой эконома монастыря И. Климонтова от имени митрополита сибирского Антония Стаховского. Далее следует список других жертвователей: купцов, канцеляристов, посадских, служилых, крестьян, дворян, церковнослужителей. Документ конца не имеет, но сохранившийся список содержит 66 фамилий лиц, пожертвовавших в общей сложности 138 руб. 12 коп. Строительство, как видно из указанного документа, было возобновлено в конце 20 — начале 30-х годов XVIII века и осуществлялось на средства, собранные с местного населения. К 1741 году, как отмечалось выше, постройка ограды и колокольни была закончена. Петропавловская же церковь была достроена только к 1755 году и 30 августа этого года освящена по грамоте митрополита Сильвестра.

http://sobory.ru/article/?object=00957

Гавриил Стефановский 1810 г. После его пяти лет управления монастырем казначей иеромонах Филадельф, переведенный потом игуменом в Кондинский монастырь; 24) архимадриты: Амвросий с 1815 г., 25) Владимир с 1836 по 1870 г., 26) Антоний Пудовиков с 1871 по 1878 г., 27) игумен Мемнон 1881 г., 28) иеромонах Филарет с 1886 г., до нынешнего времени. Что касается числа монастырской братии в разное время существования монастыря, то представит цифровые данные об этом трудно. Норма монастырской братии в дошедшем до нас завещании о построении Троицкого храма указывается следующая: 4 священника, пятый начальник, диакона два, клирошан 6 и послушников по чину. " Прошу, говорится в завещании преосв. Филофея, - на сию обитель иметь призор особый архиерейский:, чтобы было всегда, аще не более, то священников четыре, пятый начальник, диаконов два, клирошан шесть и послужников по чину, и чтобы тунеядцев отнюдь тут не было. Начальник же должен промышлять, чтобы в ней пение было киевское и т.д. " . Но едва ли можно полагать, чтобы было показанное число братии в монастыре даже на первое время, разве при самом митр. Филофее и тех его " суксессорах " , которые свято исполняли его завещание и свидетельствовали это своими подписями под завещанием. Впрочем, и последнее сомнительно. Уже ближайший преемник Филофея по кафедре, митрополит Антоний Стаховский, подписываясь под завещанием его, оговаривается: " и я недостойный митрополит Тоб. И Сибир. Антоний руку мою прикладываю, обещаясь по силе, пока житие мое, сему месту святому пособствовати " . При Антонии Нарожницком, в 1744 - 1747 г. возникает в монастыре дело об иеромонахе Леонтии, который изобличался в тяжком преступлении. Можно было думать, что иеромонаха подвергнут извержению из священного сана и иноческого чина, но митрополитанский суд ограничился наложением ему наказания шелепами, в присутствии монастырской братии, запрещением на год в священнослужении, при чем Леонтий обязывался повседневно читать в церкви стоя псалмы и каноны - первую половину года без клобука, а другую в клобуке; в среды и пятницы иметь ему воздержание от пищи и на всякий день класть с молитвою 30 поклонов земных о отпущении грехов.

http://sobory.ru/article/?object=00957

Однако отдельное празднование Рождества Христова 25 декабря, отмечавшееся в Западной Церкви и в североафриканских церквях (не позже нач. IV в.), и постепенно принятое - еще до монофизитских споров - в Антиохийском, Константинопольском, Александрийском, а со временем - после немалых неурядиц - и в Иерусалимском патриархате, стало неотъемлемой частью литургического предания Православной Церкви. Св. Прокл Константинопольский (434-446) проповедовал: «В предшествующем празднике Рождества Спасителя земля радовалась, в сегодняшний праздник Богоявления море зело веселится, поскольку через Иордан оно получило благословение очищения». А Косьма Индикоплевт (VI в.) в «Христианской топографии» кратко зафиксировал то, во что со временем стали верить все: «... издревле Церковь, дабы не забыла об одном из двух праздников, если бы стала совершать их вместе, постановила, чтобы их разделяли двенадцать дней по числу апостолов ...». Более подробно история праздника Рождества Христова будет освещена на страницах готовящегося к изданию очередного тома «Богословского вестника».   Избранная библиография Кекелидзе К., свящ. К вопросу о времени празднования Рождества Христова в древней церкви//Труды КДА 1905. Т. I. Январь. С. 149-158. Скабалланович М. Рождество Христово. Киев, 1916 [СТСЛ, r 1995] (Христианские праздники. Кн. 4). Смирнов Ф. Происхождение и значение праздника Рождества Христова. Киев, 1883. Esbroeck M. van . La lettre de Justinien pour la fête de l " Hypapante en 562//AB 112. 1994. P. 65-84. Halleux A . de . Un discours héortologique de Justinien?//AB 112. 1992. P. 311-328. Merras M . The Origins of the Celebration of the Christian Feast of Epiphany. An Ideological, Cultural and Historical Study. Joensuu, 1995. Renoux A . L " Épiphanie a Jérusalem au IVe et au Ve siècle d " après le Lectionnaire arménien de Jérusalem//RÉA 2. 1965. P. 343-359. Roll S . K.  The debate on the Origins of Christmas//Archiv für Liturgie-wissenschaft 40. 1998. P. 1-16. Комментарии ( 2): Порфирий, Тюмень

http://bogoslov.ru/article/270513

VI. По церковной истории. Общая: Терновский Ф. Русская и иностранная библиография по истории Византийской Церкви IV-IX вв. К., 1885; Лебедев А. Указатель русской литературы, более или менее относящийся к истории разделения Церквей в 9, 10 и 11 вв., 1841-1899. СПб., 1899; Указатель книг и брошюр по общей и русской церковной истории/Сост. Н. П. М., 1890; Можаева И. Е. Библиография по кирилло-мефодиевской проблематике, 1945-1974 гг. М., 1980; Советское византиноведение: Указ. лит., 1986-1990/ИНИОН. М., 1991; Николау Н. Н. Краткий словарь новогреческой литературы/ТСЛ. Серг. П., 1993, 19972 - биобиблиографический словарь греч. писателей (в т. ч. и писавших на духовные темы, и имеющих духовный сан), живших в XVII-XX вв. Биографические статьи снабжены списками лит-ры и обзорами сочинений. Все названия даны в переводе на рус. язык; Шрон Г. С. Отечественные публикации по коптологии и греко-римскому Египту: Библиогр. указ. Л.: БАН, 1989; см. также: Советское византиноведение: Указ. лит., 1986-1990/ИНИОН. М., 1991; Беляев Л. А. Библиография//Христианские древности: Введ. в сравн. изучение: Учеб. пособие для вузов. М., 1998. С. 481-537. По рус. церковной истории: Зуев Ю. Исторические и философские проблемы Православия на Руси в работах советских ученых: Реф. сб./ИНИОН. М., 1987; Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. СПб., 1864-1886. 12 т. М., 1994-19982. Кн. 1-7; Смолич И. К. История Русской Церкви, 1700-1917. М., 1996-1997. Ч. 1-2 (Кн. 8); Цыпин В. , прот. История Русской Церкви, 1917-1997. М., 1997. (Кн. 9); Образовательная деятельность Русской Православной Церкви: проблемы освоения наследия. Новосиб., 1996. Кн. 1: Аннот. справ. Учеб.-метод. лит-ры; Христианство на Дальнем Востоке: Библиогр. указ./ДВГУ; Сост. Сердюк М. Б. и др. Владивосток, 2000; Ливцов В. А. Экуменическое движение и Русская Православная Церковь: Источники и литература/Моск. гуманитар.-соц. акад., каф. истории. М., 2001; Чернышов А. В. Религия и церковь под властью коммунистов в Тюменской области, 1918-2000 гг.: Аннотир. указ. лит. Тюмень, 2001.

http://pravenc.ru/text/149151.html

Путь Патриарха был усыпан цветами. Благословение верующих, несмотря на крайнюю усталость Патриарха, продолжалось до 6 часов вечера. Следует отметить рассказы приезжих об имевших большое общественное значение похоронах известного протодиакона Розова. Нужно сказать, что Розов, несмотря на массу выгоднейших в материальном отношении предложений “живоцерковников”, твердо оставался верен Патриарху Тихону, дошел до нужды, должен был даже продать для жизни драгоценный для него реликвий, часы – подарок Государя, но убеждений не изменил и завещал, чтобы ни один “живоцерковный” священник не был на его отпевании. В день похорон его большевиками были приняты значительные меры против скопления народных масс, было приказано закрыть кладбище с 4х часов, но ничего не помогло. Массами народа, пришедшими почтить память Розова, было кладбище открыто, церковь кладбищенская переполнена. Нашелся и живоцерковник, известный протоиерей Красницкий, который, несмотря на завет Розова, явился на его отпевание в облачении. Произошло смятение, бывший во главе протоиерей Любимов несколько растерялся. Решено было Красницкого оставить, но “возгласов” ему не давать. Таким образом, он бессловно простоял в конце многочисленного духовенства во все время отпевания. После окончания отпевания, при выходе Красницкого, по храму пошел гул недовольных голосов. На паперти Красницкого уже просто стали ругать, а когда он садился в трамвай, толпа начала его бить, красная милиция защищала его, но когда милиционеры узнали, что он “красный поп”, то пожалели, что защитили его: “Так его и надо было”, говорили они. Заслуживает большого внимания следующее явление, происшедшее с митрополитом Агафангелом, оставшимся, как известно, заместителем Патриарха Тихона при заточении последнего. Вскоре после ареста Патриарха Тихона началось преследование большевиками и всего духовенства, оставшегося ему верным. В первую очередь гонение началось на епископов. В том числе и митрополит Агафангел был назначен к ссылке в Тюмень. Распоряжение об этом пришло совершенно внезапно.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

67 В самом начале сентября 1653 г. Сибирский приказ был извещен об указе Никона сослать Аввакума с женою и детьми «в Сибирской город на Лену». 16 сентября в Сибирском приказе была изготовлена указная грамота архиепис­копу Сибирскому Симеону об отправке Аввакума в его распоряжение. Судя по всему, отъезд Аввакума с семьей состоялся вскоре после 17 сентября, так как этим числом датируется роспись имен провожатых стрельцов, присланных из Стрелецкого приказа в Сибирский приказ для конвоирования ссыльных. Прото­попицу, стало быть, повезли по сибирскому этапу еще не оправившейся от родов, ведь 8 сентября у нее родился третий сын, Корнилий: на допросе 15 сен­тября 1653 г. Аввакум показал, что у него в то время было четверо детей – дочь Агриппина, восьми лет, сыновья Иван, девяти лет, Прокопий, пяти лет, и Корнилий, восьми дней. В проезжей грамоте, выданной конвойным, были перечи­слены основные этапы маршрута их следования: Переяславль-Залесский, Яро­славль, Вологда, Тотьма, Устюг Великий, Соль Вычегодская, Кайгород, Соль Камская, сибирские города – Верхотурье, Туринский острог, Тюмень. 68 Поскольку в приказных документах 1655 г. Аввакум называется тобольским Вознесенским протопопом, то ясно, что архиепископ Симеон поставил Авваку­ма протопопом Вознесенского собора в Тобольске. Указная грамота Сибирско­го приказа от 16 сентября 1653 г., вручавшая ссыльного Аввакума Сибирскому архиепископу, сообщала, что «священство у него, Аввакума, не отнято», и пред­писывала архиепископу Симеону по прибытии Аввакума велеть ему «в Сиби­ри – в Тобольску или где в ыном граде – быти у церкви». По сохранившимся документам известно, что Симеон доверительно относился к Аввакуму, Возне­сенскому протопопу, и поручал ему в ту пору важные епархиальные дела: в мае 1655 г. Аввакум ездил от Тобольского архиерейского дома разбирать спорное дело по поводу беглых монастырских крестьян между приказчиком Киргинской слободы и строителем Исетской пустыни Далматом. Впоследствии Исетская пустынь превратилась в заметный центр старообрядчества в Сибири.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zhitie-p...

Иоанн Максимович в таких же отношениях коадъюторских находился в Чернигове к Святителю Феодосию. Зная трудность духовного пасения стада Христова, мог ли блаж. Иоанн Максимович иначе отнестись к митрополиту – предместнику, украшенному заслугами и славою пред самим Государем и церковью? По своему смирению, он готов был скорее стать в подчиненное отношение к святителю-схимнику, чем возвышаться в своем положении, или ограничивать действия и желания старшего святителя. Обращение ко Христу неверных требовало особых трудов и самоотвержения. Это-то любимое дело и продолжал исполнять святитель Феодор, в помощь м. Иоанну. Он продолжал объезжать жилища Остяков, крестил их, входил во все их внутренние дела, организовал приходы, строил церкви и снабжал их священно-церковно-служителями. По блаженной же кончине святителя Иоанна Максимовича, м. Феодор вторично управлял Сибирскою митрополией до самой своей кончины. Трудное дело сношения с Ургой и Пекином, по устройству церковных дел было таково, что святитель Иоанн Максимович и сам вседушно желал, чтобы митрополит Филофей вел его своею опытною рукою к наилучшему результату тем же путем, как оно началось и стало развиваться. Тюмень и Тобольск были на пути следующих в Китай посольств и караванов. Ни одно посольство не могло миновать эти места, чтобы не принять благословения, советов и наставлений, помощи, содействия и покровительства от святителей, право правящих слово истины. Великое дело водворения в Пекине православной миссии таким образом, по устроению Промысла Божия, велось великими святителями – двумя митрополитами, даже без посредствующего звена – в лице викарного епископа, как будто бы произвольно оставившего свою паству в такое критическое время. На первой поре их предместник митрополит Игнатий хвалил твердость в св. вере русских Албазинцев, принесших с собой святыню православия в столицу Китая, и поощрял приснопамятного о. Максима Леонтьева к пастырской и миссионерской деятельности, проразумевая в них зарю христианства на крайнем востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010