Епископ Ситкинский и Аляскинский Алексий посещает святыни Ярославской земли 19 ноября 2021 г. 17:24 17 ноября 2021 года иерарх Православной Церкви в Америке епископ Ситкинский и Аляскинский Алексий посетил  Переславскую епархию , где встретился с епископом Переславским и Угличским Феоктистом , а также посетил Свято-Троицкий Данилов и Никольский монастыри. В поездке архиерея сопровождает представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси, настоятель московского  храма великомученицы Екатерины на Всполье   протоиерей Даниил Андреюк . В Даниловом монастыре епископ Алексий помолился у мощей основателя обители — преподобного Даниила Переславского. Настоятель монастыря игумен Пантелеимон (Королев) рассказал о фресках древнего Троицкого собора обители работы Гурия Никитина и его артели иконописцев. В Никольском монастыре иерарх помолился у мощей благоверного князя Андрея Смоленского и преподобного Корнилия Молчальника. Настоятельница игумения Евстолия (Афонина) провела для гостей экскурсию по обители. В тот же день епископ Ситкинский Алексий прибыл в Ростов Великий. В Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре американскую делегацию встречали благочинный обители игумен Леонтий и келарь иеродиакон Зенон с братией. Владыка Алексий поклонился мощам святителя Димитрия Ростовского. 18 ноября, в день избрания Патриархом Московским и всея Руси святителя Тихона (Белавина) , иерарх Православной Церкви в Америке по благословению митрополита Ярославского и Ростовского Вадима совершил Божественную литургию в Яковлевско-Благовещенском храме Ярославля. В этом храме служил святитель Тихон, когда был правящим архиереем Ярославской епархии . Епископу Ситкинскому Алексию сослужили протоиерей Даниил Андреюк, настоятель Яковлевско-Благовещенского храма Ярославля протоиерей Алексий Кириллов, собор духовенства Ярославской епархии. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5863505.ht...

Ныне святые мощи преподобного Никиты почивают под спудом в соборном храме великомученика Никиты, у правого клироса, в серебряной раке. При раке находятся малые вериги и три креста, которые он носил на теле. Память ему празднуется церковью 24 мая. Тропарь, глас д. Православнымъ смысломъ юношеска возненавидвъ, и доблественны нравы врага побдилъ ес: и во Бгу оугодилъ ес, и свыше нег даръ чдесъ, бсы прогонти, недги исцлти, преславне, мол Хта Бга, да спасетъ дшы наш.. Есть другой тропарь, вышитый на древнем образе преподобного шёлком, золотом и серебром (вклад царицы Анастасии Романовны) и признаваемый за творение царя Иоанна Грозного: Тропарь, глас д. Хртов мченик тезоименитъ былъ ес преподобне, многи подвиги и трды претерплъ ес Хрта ради: Ег же ради вериги носилъ ес, блженне, тог нын о насъ мол прпбне, дшевныя наша и тлесныя оуврачевати, иже врою и почитающихъ присно память твою. Кондак, глас и. Хрта ради твоихъ рабвъ нждню смерть претерплъ ес, и внецъ нег ес, приходщымъ же съ врою честнаг твоег гроба подаеши цльбы, прпбне, млтвенниче дшахъ нашихъ. Житие преподобного отца нашего Даниила Преподобный Даниил родился в половине XV столетия (октября 1459 года) в городе Переславле-Залесском от благородных родителей Константина и Фёклы, выехавших в Переславль из города Мценска (Орловской губернии) с воеводою Григорьем Протасьевым. В мире он назывался Димитрием. С самой ранней юности он соделался досточестным сосудом благодати Божией, которая обнаруживалась в нём в строгих подвигах благочестия. Юный отрок уклонялся от детских забав и игр, не имел ни юношеской вольности, ни детского упрямства, – с усердием слушал чтение слова Божия и житий святых подвижников. Услышав однажды одного вельможу, читающего житие преподобного Симеона Дивногорца, который для умерщвления своей плоти обвивал тело своё власяною вервию, он и сам захотел понести такой же подвиг; почему тайно от своих родителей отрезал вервь, которою привязана была лодка на реке Трубеже, и крепко ею обвил своё тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Песн.2:15 . Переловите нам маленьких лисиц, губящих виноградники: а виноградники наши цветут. Невеста. Песн.2:16 . Мой брат мой, а я его! Он пасет среди лилий. Песн.2:17 . Пока день дышет и лягут тени, возвратись, брат мой, подобно серне, или молодому оленю, по извилистым горам. Глава 3 Песн.3:1 . На ложе моем по ночам я искала того, кого возлюбила душа моя; искала его, и не нашла его. Так встану и кругом пойду по городу; на торжищах и улицах поищу того, кого возлюбила душа моя. Я искала его, и не нашла его. 3. Нашли меня стражи, обходящие по городу. Невеста сказала стражам: Не видали ли вы того, кого возлюбила душа моя? Нашедши жениха сказала: Песн.3:4 . Как не много отошла я от них, так и нашла того, кого возлюбила душа моя. Удержала его и не отпустила его, доколе не ввела в дом матери моей и в чертог родительницы моей. Невеста заклинает девиц во второй раз. Заклинаю вас, дочери Иерусалима, силами и крепостями полевыми: не будите и не тревожьте Любовь , пока захочет встать. Г. Жених невесте: Песн.3:6 . Кто сия восходящая от пустыни, как столп дыма, благоухающий смирною и ливаном и всеми порошками мироварца? Песн.3:7 . Вот ложе Соломона. Вокруг его – шестьдесят храбрых из храбрых Израиля, Песн.3:8 . Все носят меч, опытны в брани: у каждого мужа меч его при бедре его ради страха ночнаго. Песн.3:9 . Носило сделал себе царь Соломон из дерев ливанских. Песн.3:10 . Ножки его устроил из серебра, а спинку из золота, сидение его из пурпуровой ткани, внутренность его из мусии, изготовленной любовию дочерей Иерусалима. Песн.3:11 . Выдьте и посмотрите, дочери Сиона, на царя Соломона в том венце, в котором венчала его мать его в день брака его и в день веселия сердца его. Глава 4 Песн.4:1 . Вот ты прекрасна, ближняя моя, вот ты прекрасна. Очи твои голубиные не закрыты молчальником твоим [[Под молчальником разумей кусок материи, которым женщины в Египте и южной Палестине, на улицах, занавешивают рот свой в знак молчания, но так, что глаза и щеки их открыты. Этот кусок прикрепляется к металлическому цилиндрику, привязанному к голове.]]. Косицы твои, как стада козочек, кои видны на Галааде.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

19; 17–21). Эти слова Господа повлекли за собой многих, и, по слову преподобного аввы Дорофея, « ...они (т. е. боголюбивые люди) поняли, что, находясь в мире, не могут удобно совершать добродетели, и измыслили себе особенный образ жизни, особенный порядок провождения времени, особенный образ действования, – словом, монашеское житие – и начали убегать от мира и жить в пустынях, подвизаясь в постах, бдениях, спали на голой земле и терпели другое злострадание ... одним словом, распяли себя миру. И не только сохранили заповеди, но и принесли Богу дары» . Вот это распинание себя миру и есть монашество, в котором наиполнейшим образом сохранилась аскетическая сущность христианской религии . Мир всегда, в большей или меньшей степени, исходя от внутреннего состояния людей, предлагает иные ценности и взгляды, иную мудрость, чем мудрость и образ заповедей Христа. И какова же эта мудрость мира сего? По словам св. апостола Павла: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией [т. е. во Христе], то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (Кор. 1; 20–24). Ибо всегда для мира и мирского образа мышления монашество есть безумие, и идущим по монашескому пути надо «перехитрить» и мир, и ветхого человека, и диавола. Митрополит Иерофей (Влахос) приводит слова прп. Никодима Святогорца: «Необходимо перехитрить мышление и похоти плоти, разыграть и обмануть мысленного диавола, всячески стремящегося помешать нам восходить (посредством добродетелей) по пути спасения в страну, имя которой – Рай», – и добавляет, что «для достижения этой цели требуется непрестанное участие в Таинствах Церкви и личная аскеза. Живущие аскетической жизнью сподобляются и воссоединяются со Христом в Таинствах» . В энциклопедическом словаре «Христианство» пояснено следующее: исихасты (от греческого ησυχια – покой, безмолвие, отрешенность) – молчальники, безмолвники.

http://pravoslavie.ru/68046.html

В Евангелии от Иоанна повествуется о том, как апостол Фома отнёсся с недоверием к рассказам своих товарищей о том, что к ним приходил Воскресший Христос. И тогда Господь явился им вторично. «Когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» ( Ин. 20:26-27 ). К слову, всегда болезненно отношусь к утвердившейся, увы, в обиходе традиции прибавлять к имени этого святого апостола обидную – если не оскорбительную – характеристику неверующий. Главное, что это позволяем себе мы, унылые и грешные, забывая о том, что этот ученик Христа окончил свою жизнь мученически: его, живого, подняли на пять копий язычники в Индии, куда он дошёл с благовестием. Это он-то неверующий?! И кто тогда мы? Мне же хотелось сказать сейчас всё же о другом: читая это место в Евангелии, всякий раз содрогаюсь от мысли о том, что он всё-таки вложил перста в рёбра, в рану (!) своего Учителя. Какое несвоевременное послушание, Ему ведь больно! «Устами нечестивых разрушается град» Энергия слова В проповеди, произнесённой в 1945 году, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) сказал: «Задача обуздания языка настолько трудна, что многие подвижники совсем отказывались говорить и становились молчальниками. А преподобный авва Агафон для того, чтобы победить свой язык, отучить его болтать праздно, говорить слова нечистые, три года носил под языком камешек и тем сдерживал его». И далее святой и великий учёный продолжает свою мысль: «Часто при чтении паремий слышите вы такие слова: “Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается” ( Прит. 11 ). Что это значит? Как это может быть, что устами нечестивых разрушается целый город? Что же это, преувеличение премудрого Соломона или подлинная и глубокая истина? Это истина, которую вам надо знать. Надо вам знать, что сила слова человеческого огромна. Ни одно слово, исходящее из уст человеческих, не теряется в пространстве бесследно.

http://azbyka.ru/fiction/svyataya-sila-s...

Вскоре жители селения, расположенного на другом берегу, где ранее спасался преподобный, пришли ночью к новому его жилищу и услышали, что он творит такую молитву: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня и всех служащих имени Твоему и поклоняющихся Тебе, Истинному Богу нашему». Поселяне разобрали келию и отвели святого к себе, блаженный молчальник и на этот раз нисколько не противился и не требовал, чтобы его оставили. Соделав, таким образом, себя мертвым для сей жизни, он в самом точном смысле мог повторись апостольское слово: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:20). В такой высокой степени, как никто другой, умертвив в себе плотское человека, блаженный Саламан до конца совершил свой подвиг и, ликуя, переселился в небесные обители [ 2 ]. VI Вселенский собор был в 680 году при императоре Константине Погонате [ 1 ] в Константинополе, против монофелитов, которые, для примирения монофизитского учения с православным, признавали в Иисусе Христе два естества подобно православным, но, подобно монофизитам, допускали в нем лишь одну волю — Божественную [ 2 ]. Распространение этого учения вызвало большие смуты в Церкви и вызвало со стороны православных ревностных защитников православия, которые открыто выступили против монофелитства, видя в нем лишь прикрытое монофизитство [ 3 ]. Эдикты государей, явно признававшие во Христе одну волю, но в то же время, для прекращения смут, предписывавшие избегать выражений и об «единой» и о «двух волях» во Христе [ 4 ] и даже наистрожайше повелевавшие прекратить безусловно все прения о спорном вопросе, под опасением гражданского преследования ослушников [ 5 ], дали только повод к большему раздражению и произвели со стороны доблестных защитников православия даже мучеников [ 6 ]. При этом восточные и западные отцы и представители церквей разделились, так как среди первых было много монофелитов, а западная церковь открыто заявила себя против ереси и выступила в защиту православного учения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Другие же и не думают, что есть добродетель " .Авва Пимен говорил: " Люди совершенны только на словах, а делают очень мало " .Он же говорил: " Злоба людей скрывается за спиною их " .Брат пришел к авве Илии-молчальнику в монастырь при пещере аввы Саввы и говорит ему: " Дай мне наставление! " . Старец отвечал брату: " Во дни отцов наших были три любимые добродетели сии: нестяжание, кротость и воздержание, а ныне преобладают любостяжание, обжорство и дерзость. Избирай, что хочешь " . Не гневайся на брата своего всуе Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Мф. 5, 21–22 Не гневайся на брата своего из-за временного или из любви к земному. Только из святой любви или паче из ревности к славе Божией гневайся на брата. Помни, что Господь подвергает суетный гнев на ближнего, даже и внутренний, Страшному Суду. Авва Пимен сказал: " Бог дал израильтянам закон – воздерживаться от противоестественного, то есть от гнева, ярости, зависти, ненависти, клеветы на брата и прочего, что принадлежит ветхому человеку " . Брат спросил авву Пимена: " Что значит гневаться на брата своего всуе? " .– " Всуе гневаешься,– отвечал старец,– если гневаешься за всякую обиду, которой обижает тебя брат твой. Даже хотя бы брат выколол у тебя правый глаз или отсек тебе правую руку, и ты стал бы на него гневаться – ты гневался бы на него всуе. Тогда только гневайся на брата, когда он удаляет тебя от Бога " .Мать Синклитикия говорила: " Хорошо не гневаться; но если ты разгневан, то знай, что не к послаблению страсти твоей назначил меру дня сказавший: солнце да не зайдет в гневе вашем (Еф. 4, 26). А ты ожидаешь, пока пройдет все это время. Зачем ты ненавидишь оскорбившего тебя человека? Не он оскорбил тебя, а диавол; питай ненависть к болезни, а не к больному " .Авва Макарий говорил: " Если мы будем помнить о зле, какое сделали нам люди,– в нас ослабеет памятование о Боге; если же мы будем помнить о зле, наносимом демонами, будем безопасны от стрел их " .Авва Питирион, ученик аввы Антония, говорил: " Кто хочет изгонять демонов, тот прежде должен покорить себе страсти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

Евгения 8 августа 2015, 17:10 Прекрасная статья, очень нужная, спасибо! Галина Игловская 2 августа 2015, 13:00 2. С другой стороны, человек, в отличие от зверей, наделен, в числе прочего, речью и мышлением, которые взаимосвязаны. Речь дана человеку Богом, чтобы он мог Его славословить, каяться в своих грехах, нести миру Божественное вечное Евангелие, свет Истины,; чтобы мог ободрить, утешить, поддержать ближнего, обличить зло.Все знают огромную силу слова, которое может убить и может вылечить человека. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4:29, 31). Но это так трудно. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) сказал: «Задача обуздания языка настолько трудна, что многие подвижники совсем отказывались говорить и становились молчальниками " . Злым языком повелевает злой бес - дух, вошедший в сердце человека. Здесь становятся особенно опасными молитвы " иными языками " протестантов с нечистым сердцем, полным зависти, жажды мести и желания добиться во что бы то ни стало своего - такие молитвы становятся демоническими. Галина И. 2 августа 2015, 12:36 1.Эта тема большая, и Св. Писание говорит, что " смерть и жизнь во власти языка " . Надо избегать крайностей и следить за своим сердцем, за помыслами, т.к. " от избытка сердца говорят уста " . Чем ближе человек к Богу, тем чище его сердце, и речь наполнена святыми словами из Библии и Св. Предания. «Кто от Бога, тот слушает слова Божии» (Ин 8:47). " Говорит ли кто, говори как слова Божии» (1Пет. 4:11). И наоборот. Молчание- способ избежать греха, но это совсем не означает, что такой человек " бесстрастный " и малогрешный. Есть такие молчаливые, но там столько самомнения и пренебрежения к другим, что страшно становится. Общение в Боге, общение с духовными людьми, знающими Бога и Его слово, благословлено Господом. Осуждаются празднословие, пустословие, мудрствование, уводящие с путей Господних (см. 1 Ин.1:3),1 Тим.6:18-21). На самом деле, молчание действует иногда гораздо сильнее, чем аргументированная речь. Праведный Иов с горечью сказал своим друзьям: «А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи. О, если бы вы только молчали! Это было бы вменено вам в мудрость» (Иов 13: 4-5).

http://pravoslavie.ru/80965.html

Заклинаю вас, дочери Иерусалима, силами и крепостями полевыми: не будите и не тревожьте Любовь, пока захочет встать. Жених невесте Кто сия восходящая от пустыни, как столп дыма, благоухающий смирною и ливаном и всеми порошками мироварца? Вот ложе Соломона. Вокруг его – 60 храбрых из храбрых Израиля. Все носят меч, опытны в брани: у каждаго мужа меч его при бедре его ради страха ночнаго. Носило сделал себе царь Соломон из деревьев ливанских. Ножки его устроил из серебра, а спинку из золота, сидение его из пурпуровой ткани, внутренность его из мусии, изготовленной любовью дочерей Иерусалима. Выдьте и посмотрите, дочери Сиона, на царя Соломона в том венце, в котором венчала его мать его в день брака его и в день веселия сердца его. Глава 4 Вот ты прекрасна, ближняя моя, вот ты прекрасна. Очи твои голубиныя не закрыты молчальником твоим. Косицы твои, как стада козочек, кои видны на Галааде. Зубы твои, как стада остриженных овец, восходящих от источника, кои все с двумя ягнятами, и нет между ними неплодной. Губы твои, как красная лента, и уста твои красивы. Щеки твои, как кора гранатового яблока, у краев молчальника твоего. Шея твоя, как башня Давида, построенная в Фалфиофе. Тысяча щитов висит на ней, всякия оружия храбрых. Две груди твои, как два молоденькие близнеца серны, пасущиеся между лилиями. Пока день дышит и лягут тени, пойду я один на гору, где смирна, и на холм, где ливан. Вся ты прекрасна, ближняя моя, и нет недостатка в тебе. Гряди с Ливана, невеста, гряди с Ливана. Иди и переходи с начального места веры – с вершины Санира и Аермона, от львиных логовищ, с барсовых гор. Очаровала ты сердце наше, невеста, очаровала ты сердце наше одним глазом твоим, одним украшением ожерельев твоих. Как похорошели груди твои, сестра моя невеста! Как похорошели груди твои! Лучше вина! и благоухание одежд твоих лучше всех благовоний. Сот каплет из уст твоих, невеста: мед и молоко под языком твоим, и благоухание одежд твоих, как благоухание ливана. Сад запертый – сестра моя невеста, сад запертый, источник запечатанный.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И как бы в ответ на это слово, на крестном пути, когда «шло за ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие. Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!» ( Лк.23:27, 30 ). Это было скорбное прощание со Своим народом, который сам обрек себя на великие испытания на протяжении всего своего исторического пути до наступления того вожделенного часа, который тогда же проречен был Христом: «сказываю вам: вы не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: благословен Грядый во Имя Господне!» ( Мф.23,39 ; Лк.13,35 ). 0б этом же пророчествуст ап. Павел, сам иудей из иудеев, израильтянин от семени Авраамова: «не хочу оставить вас, братья, в неведении о тайне сей... что ожесточение произошло в Израиле отчасти (до времени) пока войдет полное число язычников. И так весь Израиль спасется... ибо дары и призвание Божие непреложны» ( Рим.11,25–26,29 ). Но Она, великая Молчальница, которая духовно разделяла со Христом и Гефсиманское Его томление, и истощение крестное, делила ли Она с Ним и эту скорбь Его о народе жестоковыйном и ярости христоубийственной даже до самоотречения: «кровь Его на нас н на чадах наших»? Можно ли об этом даже и спрашивать? Она не меньше, но даже более, чем Он, принадлежала этому христоносному и христоубийственному избранному народу Божию. Ибо если Она дала человеческое естество Сыну Своему, была «Материю, от которой родился Иисус», то это было все же «бессеменное зачатие» от Духа Святого, сама же Мария была дщерь Авраамля, «обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова» ( Лк.1,27 ). Она имела в Себе не только всю полноту тварной человечности, но во всей силе была дщерь Израилева, плоть его и кровь. Она была воспитана в его вере и благочестии, по верованию церкви, при храме с детского возраста, в назидании пророчеств – за чтением Исаии, согласно преданию, застал Ее Гавриил, Архангел Благовещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010