Переславль-Залесский. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Корнилиевская). Смоленско-Корнилиевская церковь Карта и ближайшие объекты  Немалая часть ныне действующих церквей Переславля находится на святых местах, где в древности стояли монастыри. К ним относится и расположенная в западной части города на улице Гагарина Смоленско-Корнильевская церковь. До 1764 года здесь существовал мужской монастырь, известный под именем «Борисоглебскаго что на Песках». Предположительно эта обитель была основана в 1252 году после нашествия на Переславль татар и погребения на этом месте переславского воеводы Жидиславы и тверской княжны. Расцвет Борисоглебского монастыря пришелся на XVI век. В начале XVII века древний монастырь был разорен поляками – «… гордые паны немало поживились от этого монастыря, разорив его до неузнаваемости». В 1642 году благодаря иеромонаху Адриану обитель была восстановлена. Борисоглебский монастырь «что на Песках» связан с именем почитаемого в Переславле святого Корнилия Молчальника (в миру - Конон). Корнилий Переславский родился в Переяславле-Рязанском (Рязань) в купеческой семье во второй половине XVII века. Оставив дом родителей он первоначально жил в Лукьяновой пустыни, после чего перешел в Борисоглебский монастырь, где принял пожизненный обет молчания. Умер в июле 1693 года, облекшись перед смертью в схиму. Вскоре на территории обители на средства царевны Натальи Алексеевны началось строительство каменного храма в честь Смоленской иконы Божьей Матери с приделом Бориса и Глеба. В 1705 году отрыли мощи Корнилия и поместили в только что отстроенную церковь. До 1744 года Борисоглебский монастырь принадлежал Синодальной области, а позднее был приписан к Переславской епархии. В 1750 году от имел 48 душ крестьян и вносил 1 рубль 50 копеек на содержание семинарии в Переславле. В 1764 году обитель упразднили, а церковь обратили в приходскую. При ней располагалось кладбище, где были захоронены многие видные горожане, в том числе и Городской Голова Андрей Алексеевич Темерин (1790-1824 гг.)

http://sobory.ru/article/?object=00444

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КОРНИЛИЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Корнилий Молчальник. Фрагмент иконы сестер Переславль-Залесского Никольского монастыря, 2000 г. Корнилий Переяславский, Молчальник (ок 1635 - 1693 ), схимонах , преподобный Память 22 июля В мире Конон, родился около 1635 года в семье рязанского купца. Пятнадцатилетним отроком он оставил дом и пять лет прожил послушником у старца Павла в Лукьяновской пустыни , под Переяславом . Приняв на себя обет молчания, юный подвижник перешел в Переяславскую обитель святых Бориса и Глеба, что на Песках . Здесь он проходил самые тяжелые послушания, объясняясь знаками. Братия долгое время считали его немым. Конон усердно ходил в храм и беспрекословно выполнял все, что ему приказывали. В трапезе святой послушник не садился с братией, но довольствовался тем, что оставалось, принимая пищу три раза в неделю. По преданию, духовником его был настоятель соседней Никольской обители игумен Варлаам. Через пять лет он принял иночество с именем Корнилий. С этого времени никто не видел преподобного спавшим на постели. Некоторые из братии насмехались над святым Корнилием, как юродивым, но преподобный молча переносил обиды и усиливал иноческие подвиги. Испросив у игумена разрешение жить в затворе , преподобный Корнилий затворился в выстроенной для него особой келлии и безвыходно подвизался в посте и молитве. Однажды братия нашла его едва живым: келлия преподобного была заперта изнутри. Три месяца преподобный Корнилий пролежал больным; он мог принимать только воду и сок. Выздоровев, преподобный, будучи убежден игуменом, остался жить с братией. Святой Корнилий был пономарем в храме, служил в трапезе, трудился в саду. Благодаря трудам преподобного в монастырском саду росли превосходные яблоки, которые он с любовью раздавал приходящим. От строгого поста тело преподобного Корнилия иссохло, но святой не переставал трудиться: своими руками он выкопал для братии колодец. Тридцать лет прожил преподобный Корнилий в полном безмолвии, считаясь у братии глухим и немым. Имел дар прозорливости и исцелений.

http://drevo-info.ru/articles/13440.html

Благовещенская церковь бала закрыта в 1930-х годах. Венчания сломаны, а само помещение бывшей церкви переоборудовали под жилье. После возвращения монастыря Русской Православной Церкви в Благовещенском храме был произведен полномасштабный ремонт. На средства благотворителя обители Виктора Ивановича Тырышкина в Благовещенской церкви устроили вызолоченный четырехрядный иконостас, украшенный резьбой. Иконы для иконостаса писали выпускники иконописной школы при Троице-Сергиевой лавре. В храме ныне покоятся мощи переславского святого преподобного Корнилия Молчальника, а также находится торжественно переданный монастырю 12 июня 2010 года из Переславского музея " Корсунский крест " . www//pereslavl.ru/architecture/nikolskiy.htm Знаменательное событие в жизни Свято-Никольского монастыря произошло в 2000 году - это принесение в обитель святых мощей преподобного Корнилия, Переславского чудотворца. Преподобный Корнилий Молчальник, схимонах. День памяти 22 июля/4 августа. Родился он около 1635 года в купеческой семье. Мирское имя святого было Конон. Пятнадцатилетним отроком он оставил дом и поселился в Лукиановой пустыни, что в 25 верстах от Переславля-Залесского. Через пять лет, духовно окрепший, приняв на себе обет молчания, святой Конон пришёл в Борисоглебский Песоцкий монастырь, который граничил с Никольской обителью. Здесь он нёс самые тяжёлые послушания, объясняясь знаками. Братия долгое время считали его немым. По преданию, духовником его был настоятель Никольской церкви игумен Варлаам. Через пять лет послушника Конона постригли в монахи с именем Корнилий. 30 лет нёс преподобный подвиг молчания, имел дар прозорливости и исцелений. Перед кончиной был пострижен в великую схиму и мирно отошёл ко Господу 22 июля 1693 года. В 1701 году во время пристройки каменной церкви во имя иконы Смоленской Божией Матери к прежней, Борисоглебской, гроб преподобного Корнилия нашли неповреждённым. В 1705 году, то есть всего через 12 лет после кончины преподобного, при освящении Смоленской церкви святителем Димитрием Ростовским, мощи святого Корнилия были освидетельствованы и поставлены в новом храме за левым клиросом под спудом. Над гробом находилась вызолоченная рака.

http://sobory.ru/article/?object=05680

Вскоре после погребения святого Корнилия в монастыре заложили одноглавую каменную церковь Смоленской иконы Божьей Матери с тёплым приделом во имя святых Бориса и Глеба. К этому монастырскому храму были пристроены корпуса келий с причудливым карнизом, трапезная палата и колокольня в виде двухъярусной восьмигранной башни. По инициативе архимандрита переславского Данилова монастыря Варлаама Высоцкого приблизительно в тот же период состоялось и обретение мощей преподобного Корнилия. Их переложили в устроенный " Государыней Цесаревной " кипарисный гроб и перенесли в новый храм, освящённый святым Димитрием, митрополитом Московским. Гробница с мощами святого Корнилия находилась в Смоленской церкви не одно столетие, там же хранились и чётки преподобного. Кирпичная Смоленско-Корнилиевская церковь представляет из себя сложную композицию, в которой соединены храм, трапезная палата, кельи и колокольня. Это скромный, но изящный храм, позднее ставший приходским, служил для духовной потребности переславцев почти до Великой Отечественной войны (закрыт в 1936-1940 годах). После его закрытия там планировалось устроить антирелигиозный отдел музея и вскрыть гробницу Корнилия, находившуюся в приделе. Но помешала этому начинанию война. В конце-концов в пустующем здании решено было разместить склад (после 1940 года), а в трапезной и кельях городские власти разрешили проживать людям. В 1960-е гг. храм горел, в связи с чем выгорел деревянный остов храмового иконостаса с великолепными резными Царскими вратами. После частичной косметической реставрации, в храмовой трапезной и кельях, вплоть до середины 1970-х годов, проживали люди. Но время неумолимо - церковь, брошенная на произвол судьбы, под воздействием природных и людских факторов начала постепенно разрушаться. Так, буквально через несколько месяцев церковное здание оказалось без окон, дверей, железной крыши, а добротный кирпич по-прежнему растаскивался местными жителями для собственных нужд. 18 июля 1988 года около 15 часов дня обрушилась церковная колокольня, кирпич с которой также пошёл на хозяйственные нужды жителей близлежащих домов, а в 1994 году Смоленско-Корнильевский храм постигло ещё одно святотатство - злоумышленники вскрыли могилу преподобного Корнилия, разбросав возле старинного храма святые мощи. Их с трепетом собрали местные жители и передали в открывшийся тогда Никитский женский монастырь. В настоящее время святые мощи Корнилия Молчальника покоятся в главном соборе Свято-Никольского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00444

В 1699 году, когда нужно было копать рвы для фундамента новой каменной церкви во имя иконы Смоленской Божией Матери, строитель Борисоглебского монастыря Адриан с братиею просил митрополита Рязанского Стефана, блюстителя патриаршего престола, перенести гроб преподобного из часовни. Митрополит изъявил своё согласие. Гроб преподобного Корни- лия был перенесён из часовни и поставлен на том месте, где была ризница. При этом находился священник Рождественского собора в Московском кремлёвском дворце Василий, духовник царевны Наталии Алексеевны, впоследствии Даниловский архимандрит Варлаам. В 1702 году приходила помолиться ко гробу Корнилия одна слепая девица, и как помазали тою мокротою от преподобного глаза её, возвратилось к ней зрение – и она стала видеть. Тогда Царевна Наталия Алексеевна положила намерение: когда будут церковь святить, тогда б и гроб Корнилиев, раскрыв, осмотреть. В 1705 году окончена была постройкою церковь Смоленская. На освящение её Государыня царевна звала митрополита Рязанского Стефана, чтобы в то же время осмотреть и гроб Корнилиев. Митрополит Стефан отказался за немощью своею и велел звать для того Ростовского митрополита Димитрия. Святитель Димитрий, в присутствии Государыни царевны, освятил церковь 23 и свидетельствовал мощи преподобного. Тут же допрашиваема была и та девица, которая была слепа и стала видеть от помазания тою мокротою, что снята была с груди Корнилия – и взята была у той девицы сказка за рукою родного брата её. С того времени и Государыня царевна, и святитель Димитрий стали почитать Корнилия за святого. Государыня царевна приказала столярам своим сделать новый кипарисный гроб и обить парчою. А святитель Димитрий приказал священному чину положить в этот гроб святые останки преподобного и под них бумажник. Убранные таким образом святые останки снова осмотрели Государыня царевна и святитель Димитрий и перенесли в церковь и пели панихиду и поставили на место, где и доныне обретаются. 24 С тех пор стали изображать преподобного Корнилия на иконах, а святителем Димитрием тогда же в честь его были написаны тропарь и кондак 25 и, после, молитва .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В приделе по правую сторону алтаря находится гробница преп. Корнилия; на верхней деке ее образ преподобного. Гробница деревянная, с сенью вверху; по сторонам четыре резных ангела, при гробнице хранятся четки преподобного. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон замечательны древняя храмовая икона Смоленской Божией Матери, в 1889 г. на нее сделана драгоценная риза; икона «7 спящих отроков», эта икона особенно чтится окрестными жителями. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1780 г., исповедные росписи с 1816 г. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получается: от земли сеном и разными продуктами на 100 руб., процентного капитала 107 руб. и от служб и требоисправлений 550 руб., а всего до 750 руб. в год. Причт живет в церковном доме, устроенном в связи с церковью. В приходе по клировым ведомостям числится 47 душ муж. пола и 58 жен. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 2. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1895 г. В близком соседстве со Свято-Никольским женским монастырём, возвышается храм, связанный с именем святого Корнилия Молчальника. Это Смоленско-Корнилиевская церковь, возведённая в 1694-1705 гг. при участии царевны Натальи Алексеевны. До 1764 года здесь существовал мужской Борисоглебский монастырь на Песках. Предположительно обитель была основана в 1252 г. после нашествия на Переяславль татар и погребения на этом месте переяславского воеводы Жидислава. Расцвет монастыря пришёлся на XVI в. В начале XVII в. он был разграблен поляками - «гордые паны немало поживились от этого монастыря, разорив его до неузнаваемости». Монастырь запустел, и был возобновлен только в 1642 г. благодаря иеромонаху Адриану, который управлял обителью с 1642 по 1644 г. Борисоглебский монастырь, что на Песках, связан с именем почитаемого в Переславле святого Корнилия Молчальника (в миру Конон). Корнилий Переславский родился в Переславле-Рязанском (ныне г. Рязань) в купеческой семье, во 2-й половине XVII в. Оставив дом родителей в пятнадцатилетним возрасте, юноша первовоначально жил в Лукиановой пустыни, что под Александровом, после чего перешёл в переславский Борисоглебский монастырь. Здесь Корнилий добровольно принял на себя обет молчания, по мере необходимости объясняясь знаками. По преданию, Корнилий Молчальник жил здесь в строгом посте, " первым входил в храм и последним выходил из него; ночь проводил в молитве, а день в телесном труде " . В Святой обители он и умер летом 1693 года, облекшись перед смертью в схиму, после чего был похоронен на монастырском кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=00444

В 1764 г. в ходе реформы о штатах Борисоглебский мон-рь был упразднен, а Смоленский храм обращен в приходскую церковь. В 1818 г. стараниями настоятеля храма свящ. И. Ф. Ремезова над ракой святого устроили сень, к-рую поддерживали резные фигуры ангелов. На гробнице находилась икона К., здесь же хранились четки, принадлежавшие преподобному ( Добронравов. 1895. С. 64). Смоленская ц. была закрыта в кон. 30-х гг. XX в. и использовалась под хозяйственные нужды. До сер. 70-х гг. в церковной трапезной и кельях проживали горожане Переславля-Залесского. В кон. 80-х гг. здание церкви частично обрушилось ( Ермакова. 2004. С. 47). В 1994 г. могила К. была вскрыта неизвестными злоумышленниками, к-рые разбросали св. мощи. Их собрали местные жители и передали в возобновленный переславский Никитский муж. мон-рь. 4 авг. 2000 г., в день памяти преподобного, мощи святого торжественно, крестным ходом были перенесены в Никольскую жен. обитель, к которой к тому времени был приписан Смоленский храм (Слово о Переславле. 2004. С. 137-138). Канонизация святого подтверждена включением его имени в состав Собора Ростово-Ярославских святых, установленного в 1964 г. В наст. время в летний период мощи К. пребывают в Никольском храме, у сев. стены, зимой - в Благовещенской ц., за левым клиросом. В Смоленской ц. также установлена резная золоченая рака, изготовленная в 2007 г. попечением ктитора Никольского мон-ря В. И. Тырышкина. Ист.: Описание о российских святых. С. 89-90; Минея (МП). Июль. Ч. 3. С. 22; Житие и подвиги преподобного отца нашего Корнилия Переславского чудотворца/Публ., пер., сост., коммент.: М. С. Крутова. М., 2013. Лит.: Иоасаф (Гапонов В. С.), иером. Краткие сведения о святых угодниках Божиих, местночтимых подвижниках благочестия, кои святые мощи почивают в церквах Владимирской епархии. Владимир, 1860. С. 95-97; Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868. С. 269-278; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 317; Свирелин А. И., прот. Жития святых Переславских чудотворцев: Никиты Столпника, Даниила игумена, блгв. кн. Андрея и Корнилия молчальника. Вязники, 1890; Добронравов В. Г. Историко-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1895. Т. 2; Лавров А. С. Почитание св. мощей и петровская церк. реформа//Рус. религиозность: Проблемы изучения. СПб., 2000. С. 159-162, 170-171; Ермакова Н. Н. Храмы Переславля: Существующие и утраченные. М., 2004; Слово о Переславле: Земля русской святости/Авт.-сост.: И. В. Сойкин. М., 2004; Переславский Свято-Никольский жен. мон-рь. М., 2008; Сукина Л. Б. Переславль-Залесский: Главы по истории и культуре города. М., 2008; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 411-412; Крутова М. С. К вопросу о предполагаемых авторах Жития прп. Корнилия Переславского//Румянцевские чт.- 2011. М., 2011. Ч. 1: Мат-лы междунар. науч. конф. (19-21 апр. 2011). С. 243-248.

http://pravenc.ru/text/2458681.html

В тридцатые годы ХХ столетия церковь была закрыта и использовалась под хозяйственные нужды. В 1986 году она частично обрушилась. Летом 1994 года могила преподобного Корнилия Молчальника была вскрыта неизвестными злоумышленниками, святые мощи - разбросаны по храму и частично по дороге. Местные жители с благоговением собрали части мощей и передали их монахам вновь открывшегося в 1993 году Никитского монастыря. Но поскольку эта святыня испокон веков принадлежала Смоленско-Корнилиевской церкви, которая ныне приписана к Никольскому монастырю, по благословению архиепископа Михея 4 августа 2000 года торжественным крестным ходом было осуществлено перенесение мощей преподобного Корнилия из Никитского мужского монастыря в Никольскую обитель. Мощи прп. Корнилия, Перславского чудотворца, поставлены для поклонения в Благовещенском храме обители. Помимо мощей Корнилия, в этом храме находятся ещё и мощи святого благоверного князя Андрея Смоленского, обретённые в том же 2000-м году и по благословению Высокопреосвященнейшего Михея, архиепископа Ярославского и Ростовского, поставлены для поклонения в том же Благовещенском храме. Наместник Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии архимандрит Авель (Македонов) передал в дар Никольской обители частичку мощей Святителя Николая, теперь она помещена в древний образ святого покровителя обители, также находящийся в Благовещенском храме. От наместника Китаевой пустыни города Киева архимандрита Прохора (Костюченко) были получены 89 частиц мощей Киево-Печёрских святых, под которые выполнен вызолоченный ковчег мастером П. Г. Екушевым на средства благотворителя обители В. И. Тырышкина в 2002 году. Настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумения Анфиса (Шевердяева) передала обители частицу мощей преподобной княжны Евфросинии Полоцкой. Иконостас Благовещенского храма украшает древний образ Спаса Нерукотворного, переданный из запасников Спасо-Преображенского музея-заповедника города Ярославля. Эти великие святыни изливают благодать, даруют помощь и утешение всем приходящим к ним с верой и любовью.

http://sobory.ru/article/?object=05680

Наконец, есть и ещё область, в которой покойный Александр Иванович обнаружил свои недюжинные дарования, в которой немало приложил своей энергии. Бог судил ему провести почти всю свою жизнь в скромном уездном городке Владимирской губернии – Переславле-Залесском. Но этот довольно глухой ныне уездный город принадлежит к древнейшим городам России, имеет свою историю и хранит в себе до настоящего времени памятники старины. Как часто многие и интеллигентные люди, живя при подобных условиях, остаются совершенно равнодушными к окружающей их родной старине, не интересуются ею, не хотят её знать, имея полную к тому возможность. Александр Иванович не был таковым. Поселившись в Переславле, видя перед собою постоянно памятники глубокой старины, он счёл своим долгом приняться за их изучение и к своим вышепоименованным трудам присоединил ещё труды по истории и археологии. Более всего Александр Иванович занялся Даниловым монастырём, в котором долгие годы помещалось Переславское духовное училище. Он составил житие преподобного Даниила, основателя этого монастыря, изучил все выдающиеся моменты истории монастыря, составил его описание и издал сохранившиеся в монастырском архиве акты. Затем покойный составил историческое описание и других древних Переславских монастырей Никитского, Феодоровского и Горицкого и издал краткое житие Переславских чудотворцев Никиты Столпника, Даниила игумена, благоверного князя Андрея и Корнилия Молчальника. – Переславль, далее, известен своим озером Плещеевым, на котором Великий Преобразователь России брал первые уроки мореплавания. Александр Иванович посвятил особую статью этому озеру и рыбной слободе, доселе существующей в Переславле. В XVIII столетии выделена была особая Переславская епархия, епископ жил в Переславле в Горицком монастыре. Александр Иванович на третьем археологическом съезде в Киеве читал своё исследование об этой Переславской епархии. Немало было им написано и других статей по местной и общей археологии и истории, перечислять кои мы здесь не будем. Важно, что Переславская церковная старина, особенно Переславские обители имеют в лице Александра Ивановича главного своего историка; ему мы обязаны освещением и уяснением их старины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Пр. Сирина. Он жил в IV веке в Сирии, близ г. Кира, или Кирфа. Ради спасения души своей, он принял на себя добровольную нищету и весь отдался служению ближним. Двери его жилища всегда были открыты для всякого, кто имел в нем какую-нибудь нужду. В его хижине постоянно стояли два сосуда, один с хлебом, и другой с маслом; нищие приходили к нему и получали из рук его пищу, но сосуды все-таки не оскудевали. Так Господь прославлял Своего угодника. Скончался он в конце IV века. Пр. Саламана молчальника. Он был родом из г. Каперсана, при реке Ефрате. Нашедши на берегу этой реки уединенную пещеру, он затворился в ней, проводя жизнь безмолвную, в подвигах воздержания, молитвы, богомыслия, терпения и злострадания, беседуя только с единым Господом. Он приснопамятен в православной Церкви тем, что первый принял на себя для духовного совершенствования подвиг молчальничества, терпеливо неся его до самой своей кончины, последовавшей около 400 г. Пр. Костромского и Любимоградского. Он родился в Литве от богатых родителей и назывался в мире Григорием. С юности своей он отличался благочестием и особенно любил посещать храм Божий и строго соблюдать посты. Желая посвятить себя жизни монашеской, он тайно оставил родительский дом, в рубище отправился в Россию, был в Москве, в Новгороде, но не нашел в них по духу своему обители. Из Новгорода он отправился на реку Свирь к пр. Александру (см. 30 авг.), потом, с благословения пр. Александра – в Вологодские леса к пр. Корнилию Козельскому (см. 19 мая), которым и был пострижен в иночество под именем Геннадия, а затем вместе с Корнилием удалился на озеро Сурское, близ реки Костромы. Здесь ими была основана пустынь, известная впоследствии под именем Геннадиева монастыря (см. Яросл. еп.), и построены две церкви: одна во имя Преображения Господня, другая во имя пр. Сергия Радонежского. Проводя иноческую жизнь, пр. Геннадий находился в беспрерывных трудах, сам пек просфоры и хлебы, рубил дрова и копал с братией пруды; любимым же его занятием было писание икон, которыми он украшал сооруженные им храмы. За свою благочестивую жизнь преподобный был награжден от Бога даром прозорливости и исцелений. Так, будучи в Москве, он предсказал дочери боярина Захарина Анастасии Романовне, что она будет царицей. Действительно, Анастасия была супругой царя Иоанна Грозного, и пр. Геннадий был у нее восприемником. Пр. Геннадий скончался в зрелых летах – 28 янв. 1565 г., а 19 авг. 1644 г. мощи его были обретены нетленными. Ныне они покоятся в Преображенском храме обители Геннадия под спудом. Преподобным были написаны: наставление духовного старца новоначальному иноку и завещание. Любимоградским пр. Геннадий называется потому, что обитель его находится в Любимском уезде, Ярославской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010