«Евангелие царствия Божия», точнее м. б., как в др. рукописях, «евангелие Божие», т.е. благую весть от Бога. К ст. 15. «Царствие Божие» или «царство небесное», как в ев. от Мф., – проповеданное пророками и ожидавшееся иудейским народом царство Бога и Его Помазанника, Дан.2:44 ; Лк.2:38 греч.; Мк.11:10 , Лк.19:38 ; Ин.12:13, 19:19 ; Деян.1:6, 17:7 . Аналогичные ожидания существовали и в языческом мире, утопавшем во мраке темнобожия (ср. 4-го эклогу Виргилия). К ст. 16. Mope Галилейское, иногда просто «море», у Луки – «озеро Геннисаретское» или просто «озеро», 5:1, 8:22–23..., У Иоанна – море Тивериадское, по имени гл. города Тивериады, на зап. берегу, 21:1, 6:1 греч. текст; в древности йам-Киннерет(е), или Киннерот(е), Чис.34:11 ; Нав.12:3 ..., одноименно с городом того же названия, именовавшимся позднее Геннисар, или Геннисарет, Мф. 14:34 греч. т., по-видимому, находившимся к С.-З. от озера. Последнее имеет 12 англ. миль в длину и 6 в ширину в местах наибольшего протяжения. § 2. Примерный план реферата. Тема: Начало служения Христа-Спасителя I. Крещение Господне, 1:9–11 1. Фактическая сторона и отдельные моменты события: а) предшествующее свидетельство Иоанна, ст.7–8; б) приход Иисуса к Иоанну, ст. 9; Мф.3:18 ; в) колебания Иоанна и ответ Иисуса, Мф.3:14–15 ; г) крещение Иисуса в Иордане, ст. 9; д) молитва Иисуса, Лк.3:21 ; е) схождение Св. Духа, ст.10; ж) свидетельство Отца, ст.11; з) последующее свидетельство Иоанна о богосыновстве Христа, Ин.1:26–34, 3:31 . 2. Отношение Христа а) к Иоанну Крестителю, ст.2–3, Ин.1:6–9 ; б) к народу Израильскому, Ис.53:4–6 ; в) к Богу-Отцу, ст.11. 3. Религиозно-исторический и догматический смысл крещения Господня. а) Связь с началом всенародного служения. б) смысл «исполнения всякой правды» (законной), Мф.3:15 ; Лк.7:29–30 ; ср. Ис.42:21 ; Мф.5:17 . в) Участие во всенародном покаянии, вследствие разделения с народом бремени его греха, Ин.1:29 . г) Сошествие Св. Духа на Христа (факт, происшедший во времени, а не знак только, каким было ветхозаветное помазание елеем 14 ; после сошествия Св. Духа Христос начинает Свое всенародное служение), Ис.61:1 , Мф.11:2–5 ; Лк.4:14–21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

В Евангелии от Иоанна принятие Св. Духа учениками вообще описывается как главная цель земного домостроительства Господа Иисуса Христа, по Его собственным словам перед выходом на Страсти и Крест: «Если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16. 7; ср. 14. 26; 15. 26; 16. 13); недаром евангелист комментирует слова: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» из проповеди Христа на праздник Кущей вполне однозначно: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин 7. 38-39); соответственно, после Своего Воскресения Господь не медлит дать апостолам обещанный дар, посылая их на проповедь: «Как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого» (Ин 20. 21-22). Т. о., в Евангелии от Иоанна особенно ярко подчеркнуто сказанное во всех Евангелиях о Христе как «крестящем Духом Святым» (Ин 1. 33, ср. Мф 3. 11, Мк 1. 8, Лк 3. 16, а также Деян 1. 5 и 11. 16). В явном виде сошествие Св. Духа на апостолов, согласно Евангелию от Луки (Лк 24. 49) и кн. Деяния св. апостолов (Деян 2. 1-4), произошло после Вознесения Господня - на Пятидесятницу . Так сбылось древнее пророчество: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоиль 2. 28-29; ср. Деян 2. 16-21). Далее в кн. Деяний св. апостолов получение дара Св. Духа уверовавшими во Христа ставится в непосредственную связь с таинством Крещения (8. 12-17, 36-39; 10. 44-48; 19. 1-6; ср. 1 Кор 12. 13). Тем самым М., к-рое служит видимым знаком невидимо подаваемого после Крещения дара Св. Духа, является личной Пятидесятницей для каждого принимающего его. По словам 3-го из «Тайноводственных поучений», носящих имя свт. Кирилла Иерусалимского (но, возможно, редактировавшихся его преемником Иоанном), к-рое содержит одно из древнейших и при этом особенно полных толкований М., «тело помазуется видимым миром, и [тогда] душа освящается Святым и Животворящим Духом» ( Cyr. Hieros. Mystag. 3. 3; перевод исправлен по изд.: SC. N 126bis. P. 124).

http://pravenc.ru/text/Миропомазание.htm...

Особенно же Новый Завет учит не иному чему, как стяжанию Духа Святого. А это, по словам преп. Серафима Саровского и есть цель христианской жизни. В поучениях Спасителя и апостольских посланиях обретаются прямые и ясные заповедания христианам: постоянно трезвиться и духовно бодрствовать; за все благодарить Бога; непрестанно молиться, на всяком месте и во всякое время. Возьмем, к примеру, 17-ю и 18-ю главы Евангелия от Луки. Здесь, в немногих словах и с помощью простых образов Спаситель излагает основы учения об умном делании. Так, сначала Божественный Учитель предуказует направление стремлений, для желающих приобщиться к дарованому Им спасению. Он говорит, что «не придет царствие Божие приметным образом... Ибо вот, царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:20–21 ). А вот как раскрывает практическо-аскетический смысл этих слов Спасителя, отец монашества преп. Антоний Великий : «Не приходите в страх, слыша о добродетели... Она не далеко от нас... дело ея в нас. .. Если бы добродетель была бы чем либо приобретаемым отвне;... трудно было бы стать добродетельным. Если же она в нас, то будем охранять себя от нечистых помыслов, и соблюдем Господу душу...» (Св. Афанасий Великий , «Житие Святого Антония Велнкаго»; здесь и далее выделено – ин. В.). Разумеется, что сие относится только к возрожденным благодатию крещения сынам Православной Церкви. Итак, Царствие Божие достижимо для чад Церкви в личностно-духовном богообщении. Но как к этому прийти на деле? На сей вопрос Господь отвечает притчей о суде, с которой и начинается следующая 18 глава. В этой притче Спаситель на примере вдовы, которая своими неотступными просьбами добилась помощи судьи, показывает что основным способом достижения благодатного богообщения является непрестанная молитва . На это значение притчи прямо указывает и сам св. евангелист Лука, поясняя, что Христос «сказал... притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» ( Лк.18:1 ). Но, так как не всякая молитва угодна Богу, то в следующей за сим притче – о гордом фарисее и смиренном мытаре, Господь научает, что только та молитва, которая срастворена чувством покаяния и смирения будеть услышена и привлечет к молящемуся благодать Духа Святого. Не удивительно, что вслед за Спасителем и свв. отцы-исихасты так много и так охотно говорили о покаянной сущности непрестанной молитвы. Их общий и единогласный вывод заключается в том, что цель непрестанной молитвы не созерцание, а покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/bogoob...

Занимая независимую позицию по отношению к митр. Сергию, но и порицая открыто порвавших с ним епископов и пресвитеров, Г. своим авторитетом сдерживал переход к иосифлянам значительной части насельников лавры и членов приходских советов храмов обители. В мае вышел указ митр. Сергия о назначении Г. епископом Феодосийским, викарием Таврической епархии. Расценивая это как форму ссылки, Г. не принял назначения. В июле депутация от приходских советов храмов лавры и Детского Села обратилась к митр. Сергию с просьбой оставить Г. на прежнем месте, но получила отказ. 5 авг. 1928 г. Г. совершил последнюю службу в лавре и 29 авг. выехал из Ленинграда в Коломну. Там он приступил к работе над богословскими сочинениями, среди к-рых центральное место занимало экзегетическое соч. «Благовестие святого евангелиста Марка». В сент. 1931 г. переехал в Москву, с сент. 1932 г. проживал в пос. Жаворонки Московской обл., пока ему не отказала в жилье хозяйка дома, испугавшись давления властей. В марте 1933 г. поселился в г. Кашине. Работал сторожем на птицефабрике. Переписывался с духовными чадами, окормлял тех, кто приезжали к нему, наставлял на путь подвижничества, к-рым сам следовал. Был арестован 16 апр. 1937 г. в Кашине по групповому делу бывш. насельников Данилова мон-ря как «руководитель контрреволюционной группы фашистско-монархической организации». На допросах держался с твердостью, отвергая обвинения. 13 сент. 1937 г. приговорен Особой тройкой при Управлении НКВД по Калининской обл. вместе с большой группой духовенства и мирян к смертной казни. В 1981 г. канонизирован РПЦЗ. Имя Г. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 16 июля 2005 г. Соч.: Евангельские образы: Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие св. евангелиста Марка//БТ. 1976. Сб. 16. С. 5-32; 1977. Сб. 17. С. 3-84; Евангельские образы: Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие св. евангелиста Луки//Там же. 1980. Сб. 21. С. 170-180; Гимн Воскресения Христова//ЖМП. 1981. 5. С. 35-36; Слово в день Св. Пятидесятницы//ЖМП. 1981. 6. С. 75; Прощальное слово к Петроградской пастве. Слово в неделю 16-ю по Пятидесятнице//С.-Петербургские ЕВ. 1990. 5. С. 75-78; Проповеди. Благовестие святого Евангелиста Марка. Письма к духовным чадам. М., 1996; О самооправдании//С.-Петербургские ЕВ. 2001. 24. С. 70.

http://pravenc.ru/text/166567.html

15) 10-е Евангелие — Мк 15. 43-47 (содержание: снятие с Креста и погребение тела Спасителя); 16) утреннее славословие (в повседневной редакции) и «Сподоби, Господи»; 17) просительная ектения и главопреклонная молитва; 18) 11-е Евангелие — Ин 19. 38-42 (содержание: снятие с Креста и погребение тела Спасителя); 19) стихиры на стиховне; 20) 12-е Евангелие — Мф 27. 62-66 (содержание: запечатание св. Гроба); 21) Благо есть; 22) Трисвятое, по «Отче наш» — тропарь Великой Пятницы Искупил ны еси от клятвы законныя ; 23) сугубая ектения; 24) отпуст: Иже заплевания, и биения, и заушения, и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос...                   Все пункты этой схемы, за исключением 5-8, 11, 13, 15, 18, 20 принадлежат к обычному чину постовой или вседневной утрени. Таким образом, с точки зрения схемы чинопоследования, служба 12 Евангелий отличается от обычной утрени наличием в ней, во-первых, самих Евангелий во-вторых — 5-кратного цикла из 3 антифонов и седальна, а также блаженн. Можно также отметить, что начинается чин с тропаря еще четверга, а заканчивается уже тропарем пятницы — это вновь подтверждает сказанное выше о том, что служба 12 Евангелий является не утреней в строгом смысле слова, а бдением с вечера до утра.   Евангелия утрени Великой пятницы Эгерия, западная паломница IV в., перу которой принадлежит самое древнее свидетельство о иерусалимском бдении в ночь на Великую пятницу, упоминает только 5 остановок в чине этого бдения. Но уже в армянском переводе иерусалимского Лекционария V в. говорится о 7 остановках и соответствующих им 7 евангельских чтениях. Но каким образом 7 чтений превратились в современные 12? Если сравнить выбор чтений в армянском и грузинском переводах иерусалимского Лекционария , то можно заметить, что в современном чине 7 древним чтениям соответствуют только первые 4. Эти евангельские зачала повествуют о событиях ночи Страстей, но еще не о Распятии Господа, что полностью соответствует содержанию древнего иерусалимского бдения — воспоминанию Распятия, Крестной смерти и Погребения Господа в Святом Граде была посвящено другое особое последование, дневное стояние Великой пятницы (элементы этой службы вошли в знакомый нам чин часов Великой пятницы). И как раз из этого последования дневного стояния Великой пятницы в службу 12 Евангелий и перешли еще 4 чтения, одно из которых разделилось на две части — это четыре рассказа евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна о Распятии и Крестной смерти Господа Иисуса Христа, соответствующие в службе 12 Евангелий чтениям 6, 8 и 9.

http://bogoslov.ru/article/398799

Книгами Священного Писания гностики пользовались в самых широких размерах. По выражению Тертуллиана , изречения Священного Писания были для гностиков тем же, чем одежды овчия для хищных волков 9 . Как можно видеть из сохранившегося у Епифания гностического письма Птолемея к Флоре, всякое слово свое они хотели проверять учением Спасителя 10 , пытались составить доказательства в свою пользу не только из Евангельских и апостольских слов, но и из закона и пророков 11 , без доказательств от Писания они не решались о чем-либо проповедовать 12 . Но к новозаветным книгам гностики подходили со своими собственными уже составившимися системами; они, говорит св. Ириней Лионский , будто в ложном сонном мечтании вторгались в Писания, составив свое собственное предположение (idian upoJesin anaplasamenoi) 13 . He все в новозаветных писаниях могло благоприятствовать гностическим построениям, и нужно было так или иначе приспособить Писание к своим учениям. Искажение христианского учения необходимо влекло за собой порчу самых источников этого вероучения 14 . И, действительно, все писавшие против гностиков свидетельствуют, что они прежде всего искажали самый текст Священных Писаний 15 . Когда в обличение гностиков ссылались на Св. Писание, тогда они, по свидетельству Иринея, начинали обвинять самые Писания, будто они неправильны, различны по изложению (varie sint dictae) 16 . Поэтому гностики считали себя в праве отвергать некоторые книги Нового Завета, причем одна их секта отвергала одни, другая – другие 17 . Одни отвергали писания евангелиста Луки 18 , другие – Евангелие Иоанна 19 . Евионеи пользовались только Евангелием Матфея. «Те, которые отделяли Иисуса от Христа», оказывали предпочтение Евангелию Марка. Последователи Валентина пользовались преимущественно (plenissime utentes) Евангелием Иоанна 20 . Еретики, – говорит Тертуллиан , – не принимают некоторых Писаний, а какие и принимают, те искажают вставками и выпусками, приспособляя к своему учению. Ересь если и принимает Писания, то не принимает их в целом виде – non recipit integras 21 . A Ипполит об Апеллесе говорит, что он из Евангелий и из писаний апостольских брал только то, что ему нравилось (ta aresconta) 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Большой вклад в формирование «Б. т.» как научно-богословского издания внесли своими статьями Успенский (18 ст.), митр. Антоний (Мельников), архиепископы Михаил (Мудьюгин) и Михаил (Чуб) , архимандриты Августин (Никитин) и Макарий (Веретенников) , игум. Андроник (Трубачёв) , прот. Ливерий Воронов , проф. МДА К. Е. Скурат , В. А. Никитин и др. Работы по Свящ. Писанию и библеистике, публиковавшиеся с 1-го выпуска, подразделяются на 2 направления. В одних статьях авторы органично сочетают академическое богословие с духовным назиданием, имеющим целью показать связь между св. Евангелием и совр. жизнью христианина: митр. Антоний (Мельников) «Из Евангельской истории» 6), еп. Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) , ст. к-рого «Евангельские образы» представляет собой дневник размышлений над Евангелиями от Марка 16, 17) и от Луки 21). В др. работах авторы выступают преимущественно как исследователи текста. Таковы публикации в 14 секретаря Патриаршей и Синодальной библейской комиссии К. И. Логачёва: «Критические издания текстов Священного Писания как представители рукописного материала», «К вопросу об улучшении русского перевода Нового Завета» (предложены уточненные переводы ряда слов НЗ), «Актуальные проблемы русского перевода Священного Писания» (совместно с прот. Владимиром Сорокиным ; резюмирует основные выводы, сделанные Русской библейской комиссией 1915-1927 гг.), ст. еп. Василия (Богдашевского) «Критические этюды по Новому Завету» 31), обзорная статья прот. Александра Меня «К истории русской православной библеистики» 28) и др. Экзегетические исследования, представленные в «Б. т.», касаются в основном новозаветных текстов и посвящены как книгам в целом (свящ. Василий Строганов ««Мехи новые» Четвертого Евангелия», сб. МДА), так и их отдельным главам и стихам. К этой же тематике относятся историко-экзегетический очерк прот. М. Сперанского «Святой апостол и евангелист Матфей» 3) и ст. М. С. Иванова «Вера: уверенность, доверие, верность» (сб. МДА), посвященная сопоставлению значений слова «вера» в древнеевр. и греч. языках.

http://pravenc.ru/text/149565.html

Вот так вся история человечества: Бог обращается к его совести, призывает образумиться, не поступать безобразно: подло, нечестно, нечисто. Да и сама совесть – не что иное, как голос Божий в нашей душе. Вот хотя бы несколько примеров заботы Божией о грешниках: По повелению Божию Ной призывал людей к покаянию ( 1 Петр. 3, 18–21 ; 2 Петр. 2, 5 ). Иона взывал к совести ниневитян (Ион. гл. 3, Мф. 12, 41 )… Бог готов простить и обнять, как отец принял своего блудного сына (вспомните Евангельскую притчу о блудном сыне – Евангелие от Луки, гл. 15), и об этом Он сам недвусмысленно говорит: «Если же он (человек) виновен в чем-нибудь… и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой… и очистит его священник от греха его… в чем согрешил по неведению… и прощено будет ему» (Лев. гл. 16). С призыва к покаянию начал свою проповедь св. пророк Иоанн Креститель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… сотворите достойный плод покаяния» ( Мф. 3, 2–8 ). Эти же слова повторяет Христос, выходя на проповедь ( Мф. 4, 17 ). Все служение Христа – призыв к человеку покаяться. Покаяние – не значит перечисление проступков, а радикальное изменение. Древнееврейское «шув», переведенное у нас как «покаяние», означает «обратиться, возвратиться». Греческое слово «метанойя» также значит «покаяние», но с немного другим акцентом: «перемена образа мыслей», «поворот ума». Изменить жизнь, исправиться… Только тогда покаяние достигает своей цели. (Другой вопрос, что не со всеми грехами можно легко и в одночасье покончить, но эта тема уже не для фотоочерка.) Если в человеке нет желания исправиться, а он подходит к исповеди как ни к чему не обязывающему обряду, Таинство Покаяния нельзя назвать состоявшимся. К такому человеку можно применить слова одного русского подвижника: «Вот приходит человек на исповедь. Перечисляет грехи. Батюшка ему говорит: “Прощаю и разрешаю”. А Господь на Небесах говорит в это время: “«А я не прощаю и не разрешаю…”». Если Бог в Ветхом Завете был милостив к человеку, то не о любви ли и о милости весь Новый Завет?

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/tainst...

зач. 1–16 I.l-IV,44. зач. 17–38 V.I-VIII,39. зач. 39–62 VIII, 40-XII.1. зач. 63–82 XII. 2-XVI.18. зач. 83–105 XVI, 19-XXI.11. зач. 106–114 XXI. 12-XXIV, 53. Если на 6-й седмице случится праздник Благовещения или храмовый праздник, тогда Евангелия могут быть прочитаны в 4 дня: 1-й день зач. 1–25 1.1-VIII.13. зач. 26–52 VIII. 14-XIII, 30 . зач. 53–78 XIII, 31-XIX,15. 2-й день зач. 79–101 XIX, 16-XXIV, 35. зач. 102–116 XXIV. 36-XXVIII. 20 зач. 1–39 I, 1-IX, 16. 3-й день зач. 40–71 IX. 17-XVI. 20. зач. 1–21 I,l-V.39. зач. 22–49 VI. I-IX.62. 4-й день зач. 50–76 Х. 1-XIV, 24. зач. 77–101 XIV. 25-ХХ, 26. зач. 102–114 ХХ, 27-XXIV, 53. Великий Четверг Утреня. Начало обычное. «Аллилуиа», глас 8. Тропарь: Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души. Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе. (Трижды.) Кафизм нет. После окончания пения: тропаря открываются царские врата, и диакон возглашает: «И о сподобитися нам слышанию...» Евангелие от Луки, зач. 108-е. от полу: «Приближашеся праздник опреснок...» без преступки (конец в зач. 109-м: «По Нем же идоста ученицы Его»). Чтец псалом 50-й. Молитву «Спаси, Боже, люди Твоя...» не глаголем, но сразу канон, глас 6-й. творение св. Космы Маюмского: «Сеченое сечется...», ирмосы по дважды, тропари -на 6 с припевами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». По каждой песни поется ирмос песни. По 3-й песни малая ектения и седальны Триоди со «Слава» и «И ныне». По 6-й песни ектения малая, кондак Триоди и икос. Кондак, глас 2: Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека; и неисправлен пребысть Иуда, раб и льстец. «Честнейшую» не поем, но ирмос 9-й песни: «Странствия Владычня...» По 9-й песни и малой ектении ексапостиларий «Чертог Твой...» (трижды). Хвалитные псалмы и стихиры на 4. глас 2. По «Слава. и ныне» чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. Ектения просительная. Стихиры на стиховне. глас 8. с особыми припевами. «Благо есть...» По Трисвятом тропарь: «Егда славнии ученицы...» и сугубая ектения. По возгласе: «Премудрость» «Сый благословен...» «Утверди, Боже...» и 1-й час.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3. – Число и деление книг Ветхого Завета 1 . Всех ветхозаветных книг, помещенных в греческом переводе LXX и в латинской Вульгате, считают 43. 7 Из них 22 книги существуют на еврейском языке. 8 Другие же были писаны по-гречески или, быть может, не дошли до нас на оригинальном языке. Книги первого класса лишь одни приняты древними иудеями, а за ними и древне-христианскою Церковью , в канон книг священных и богодухновенных; их называют, поэтому, каноническими. Книги второго класса носят название неканонических: написанные после того, как прекратилось во Израиле преемство пророков и, потому, не вошедшие в состав священных книг еврейских, они не стоят наравне с ними по достоинству и не имеют характера богодухновенности; тем не менее, как особенно полезные, добрые и назидательные, они удержаны Церковью в составе ветхозаветных книг. Неканонические книги читаются лишь в греческом переводе LXX и в Вульгате. 2 . Еврейская Библия , содержащая одни канонические книги, подразделяется на 3 части: 1) закон, тора 2) пророки, небиим, и 3) агиографы, кетубим. Это деление находится во введении к книге Иисуса, сына Сирахова и в евангелии св. Луки. 9 – I. Закон, или, как мы называем его, Пятокнижие, заключает пять книг Моисея: 1) Бытие; 2) Исход; 3) Левит; 4) Числа; 5) Второзаконие. – II. Пророки в еврейской Библии, обнимают не только книги, за которыми у нас сохранилось это название, но также книги: 6) Иисуса Навина; 7) Судей (с Руфью); 8) две книги Самуила (наши две первые книги Царей или Царств), и 9) две книги Царей (у LXX и в Вульгате: III-я и IV-aя книги Царств). Пророки в собственном смысле названы младшими пророками, в отличие от предшествующих, названных старшими или первыми. Младшие пророки подразделяются на великих и малых. Великих пророков в еврейской Библии считается три: 10) Исаия; 11) Иеремия (с книгою Плач) и 12) Иезекииль. Малые пророки, числом двенадцать, суть следующие: 13) Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Евреи принимают двенадцать малых пророков за одну книгу. – III. Агиографы заключают: 14) Псалмы; 15) Притчи; 16) Иова; 17) Песнь Песней; 18) Екклезиаст; 19) Есфирь; 20) Даниила; 21) Ездры и Неемии; 22) Летописи или Паралипоменон. 10

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010