Заступнице усердная, Мати Господа вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающым. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею, и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси божественный покров рабом Твоим. Притецем людие к тихому сему и доброму пристанищу, скорой помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол благонравные и богобоящыяся рабы Своя. В этот же день память праведного Прокопия Устьянского. В этот же день преставление праведного Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого, в 1303 году. Память 9 июля Память святого священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского Святой Панкратий был родом из Антиохии. Он родился в то время, когда Господь наш Иисус Христос «явился на земле и обращался между людьми» (Варух.3:38), совершая чудеса в Иерусалиме и во всех окрестных странах и городах. Отец Панкратия, живший в Антиохии, услышал о Его преславных чудесах и пошел с некоторыми друзьями и с сыном своим, юным Панкратием, в Иерусалим, чтобы видеть Господа. Увидев, как Он учит народ и исцеляет всякие недуги и творит многочисленные знамения и чудеса, он уверовал в Него как в Сына Божия и познакомился с некоторыми святыми Апостолами Христовыми, более же всего с святым верховным Апостолом Петром [ 1 ]; с этого же времени и юноша Панкратий стал известен святому Петру. Пробыв довольно долго в Иерусалиме, и услаждаясь лицезрением Христа и слушанием Его сладких речей, родитель Панкратия со своими друзьями вернулся в Антиохию. После же добровольных страданий и смерти Христа Спасителя, за коими последовало Его воскресение и вознесение, в Антиохию пришел один из Апостолов — это было раньше, чем прибыл туда святой Петр и окрестил родителя Панкратия со всем его домом. Через некоторое время и отец и мать Панкратия отошли ко Господу, Панкратий же, отказавшись от имения, доставшегося ему по наследству от родителей, ушел в Понтийские горы [ 2 ].

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Мч. Перпетуя тайно от своего отца-язычника приняла св. крещение и, не смотря на его просьбы и увещания, пребыла непоколебимою в истинной вере. 2. Сретение Господне Пример Пресвятой Богородицы, пришедшей в храм для исполнения церковного обряда в 40 день по рождении ею Богомладенца научает всех свято чтить обряды Церкви и обличает суемудрие наших сектантов, отвергающих обряды. 3 . Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы; прор. Азарии, мчч. Адриана и Еввула, Папия, Диодора, Клавдиана и Власия. Св. мч. Власий (III в.), как видно из Пролога, окрестил уверовавших во Христа воинов, покропив их водою из котла, в который был ввержен. Значит, поливательное крещение в случае нужды дозволительно. Св. прор. Анна своим примером указывает, что мы должны, как можно чаще, посещать храм Божий, поститься и молиться, и обличает их отщепенцев Церкви, которые отвергают храмы и не признают постов. 4 . Прп. Исидора Пелусиотск ого, блгв. кн. Георгия; прпп. Кирилла, Новоезерского чудотворца, и Николая исповедника, игум. Студийского; мч. Иадора, сщмч. Аврамия. 5 . Мц. Агафии, мц. Феодулии; преставление прп. Феодосия Углицкого, архиеп. Черниговского. Славное для Российской Церкви недавно совершившееся событие открытия мощей святителя Феодосия, скончавшегося в 1696 г., и неоскудно совершающиеся у раки его, по молитвам святого, чудотворения служат явным доказательством как для раскольников, так и сектантов, святое и нашей православной Церкви, и непререкаемости истины нетления мощей св. угодников Божиих. 6 . Прп. Вукола, еп. Смирнского, мчч. Иулиана, Фавсты девы и с нею Евиласия и Максима, Дорофеи девицы и с нею св. жен Кристины и Каллисты и Феофила; свв. девиц Марфы и Марии и прп. Ликариона отрока. 7 . Прпп. Парфения, еп. Лампсакийского, и Луки, иже во Елладе; мчч. 1003 в Никомидии. 8 . Сщмч. Феодора Стратилата (т.е. военачальника), прор. Захарии Серповидца. 9 . Мч. Никифора, сшмчч. епп. Маркелла Сикелийского, Филагрия Кипрского и Панкратия Тавроменийского; мч. Петра Дамаскина . Священномученику Петру Дамаскину, жившему в VIII в., раскольники приписывают следующее изречение: «два перста убо и едина рука являют распятаго Господа Иисуса Христа во двою естеству и во едином составе познаваема» и указывают на эти слова, как на одно из оснований учения о двуперстии. Но это изречение принадлежит другому Петру Дамаскину , жившему в XII в., так как в его сочинениях приводятся места из сочинений Симеона Метафраста (§: 940); а по своей неясности и несогласию с раскольническим учением может служить доказательством правильности и древности двуперстия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песнь 3-я и 6-я, на 4. Прокимен, глас 7: Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него. Стих: Услыша, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе. Апостол к Коринфяном, зачало 166. Аллилуия, глас 4: Праведник, яко финикс, процветет/и, яко кедр, иже в Ливане, умножится. Стих: Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут. Евангелие от Иоанна, зачало 36. Причастен: В память вечную: Священномученик Панкратий, епископ Тавроменийский , родился в Антиохии во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Родители святого Панкратия, слышавшие о многих чудесах, творимых Сыном Божиим, пошли вместе с друзьями и юным сыном в Иерусалим, чтобы самим увидеть Христа. Пораженные учением Спасителя и чудесами, которые Он совершал, они уверовали в Сына Божия. В Иерусалиме антиохийцы познакомились со святыми апостолами, особенно близко с апостолом Петром, который с того времени запомнил юного Панкратия. Через некоторое время святой Панкратий вместе с родителями вернулся в Антиохию. После Вознесения Господня один из апостолов пришел в Антиохию со словом благовестия Евангелия. Родители святого Панкратия, и он сам приняли святое Крещение. Через некоторое время родители святого отошли ко Господу. Святой Панкратий, пылая ревностью о Господе, отказался от наследства, отправился в Понтийские горы и, поселившись в пещере, пребывал там в посте и молитве. Когда святой апостол Петр проходил через Понт, он встретился с Панкратием и, узнав его, взял с собой в Антиохию. Оттуда их путь лежал в Киликию, где они встретили святого апостола Павла. Там апостолы Петр и Павел поставили святого Панкратия епископом в городе Сицилии. Направляясь к месту своего служения, святитель Панкратий плыл на корабле, где корабельщиками были Ликаонид и Ромил. Святой Панкратий преподал им истины евангельского учения и обратил ко Христу. Когда корабль стал причаливать к берегу около Тавромении, идолы начали падать и сокрушаться сами собой, так как находившиеся в них бесы не могли терпеть прихода святого епископа Панкратия. Над морем на высоком холме стоял языческий храм. Когда святитель приблизился к нему, храм рухнул в море. В народе произошло прозрение, и многие уверовали во Христа. Градоначальник Бонифатий, услышав проповедь святого Панкратия, также уверовал во Христа и крестился.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не предлагали отречения и священномученику Панкратию Тавроменийскому: несколько обозленных на него язычников, выбрав подходящее время, тайно напали на него и убили. Не предлагали и преподобномученице Евдокии Илиопольской: после смерти прежнего наместника-христианина новый наместник-язычник, зная о Евдокии как о выдающейся христианке, без всякого суда и следствия послал воинов отсечь ей голову. Не давали никакого выбора и священномученику Протерию, патриарху Александрийскому, которого убийцы-монофизиты долго искали, а когда нашли, сразу же умертвили. Наконец, не предлагали такого выбора и преподобномученикам Синайским и Раифским, которые были убиты при грабительском набеге на монастыри, однако же монахи, погибшие при этом нападении, называются Церковью «пострадавшими и умершими за Христа». Выбор «отречься или не отречься» стоит перед каждым мучеником независимо от того, произносят ли эти слова люди, которые его допрашивают, судят, пытают или убивают. Этот выбор ставят бесы в духовной брани, которую испытывает каждый мученик, когда идет на страдания. Доказательством этому служат те несчастные, которые, будучи призваны на исповеднический подвиг, оказались падшими. Так, документально зафиксирован случай священника Василия К. Арестованный в 1929 году, он во время следствия признал свою вину, каялся перед безбожниками, обещал: «По выходе из-под ареста священником больше служить не буду, так как осознал, что религия является дурманом для народа». Но это не спасло его, и он получил столько же, сколько в тот период обычно получали священники, – три года концлагерей, где работал на рудниках, получил туберкулез и ревматизм ног, а через год после освобождения скончался . Похожий случай был десятью годами раньше, когда в одну ночь арестовали священномученика епископа Митрофана (Краснопольского) и его викария епископа Леонтия. На следствии святой Митрофан держался мужественно, Леонтий же давал показания против него, а себя называл «единственным епископом земли русской… выражавшим полное сочувствие советской власти», говорил о готовности проповедовать коммунизм в Церкви и всячески заискивал перед следователем. Но это не помогло Леонтию сохранить свою жизнь, и он был расстрелян в один день с епископом Митрофаном .

http://pravoslavie.ru/42002.html

Пьяницы царствия небесного не наследуют: им уготована вечная мука». —420— Таково содержание найденного мною поучения против пьянства. 1430 Когда оно могло появиться на русской почве? Это произведение было известно в русской литературе в очень древнее время. На него ссылается поучение, известное в рукописи XV в. под заглавием: «Поучение святого Панкратия о крещении обеда и пития, в первую неделю поста, св. апостол. Списано Феодосием, худым мнихом». 1431 Здесь находим след. выписку из нашего произведения: «Или кто смысл имать, да попытай в святом писании, како ти рекла святая Богородица к святому Василию. Сице 1432 ему рече: «Аще хощеши мой друг присный быти и заступницю мя во всех твоих бедах имети, и егоже аще хощеши послушливу мя имети, отверзися пития и всяко 1433 не молитвуй пиян: не токмо бо не услышан будеши, но и Бога безгневнаго разгневив, окужен 1434 будеши в муку»». Еп. Макарий поместил это поучение среди сочинений препод. Феодосия Печерского (Ученые Записки второго отделения И. Академии Наук, кн. II, вып. II, стр. 198–199). Но проф. Яковлев не считает возможным приписать поучение именно этому Феодосию. Акад. Голубинский 1435 понимает происхождение поучения в том смысле, «что оно составлено на основании жития св. Панкратия, именно – жития священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского, ученика ап. Петра, при чем житие могло служить одним из источников для составления поучения. Но такому пониманию противоречит выражение: «поучение св. Панкратия». Акад. Голубинский видит затем, без всякого основания, в ссылке на «писание» о речах Богородицы Василию житие Василия Нового; но в этом житии нет ничего подобного, и автор, как я и указал, ссылается на —421— мною найденное поучение. Каково бы ни было отношение поучения о тропарных чашах к св. Панкратию и какой бы Феодосий ни разумелся под «списывателем» произведения, для нас достаточно знать, что уже в XIV в. существовало то поучение, которое уцелело в рукописях лишь XVIII столетия; относительно же существования поучения св. Панкратия в XIV в. свидетельствует то, что оно встречается в Измарагде I редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ряд новозаветных примеров почитания икон автор письма открывает напоминанием о том, что Сам Христос есть Образ Бога Отца. Свидетельства времен Нового Завета рассмотрены в письме чуть подробнее, но их также три, как и предшествовавших ветхозаветных примеров. Святые апостолы создавали изображения, покланялись им и чтили их. Во-первых, апостол Петр дал своему ученику Панкратию (Тавроменийскому) 476 две иконы, Христа и Его Матери, и завещал ему изображать все домостроительство, во-вторых, апостол и евангелист Лука первый изобразил Христа и Богородицу 477 , в-третьих, в Эдессе существует Нерукотворный Образ, который не дает усомниться в одобрении изображений самим Христом, создавший эту икону чудесным образом. Завершается письмо выводом о древности иконопочитания, и иерусалимский патриарх просит императора отказаться от ереси ради истинной апостольской веры и вернуть Церкви священные изображения. Таким образом, письмо имеет стройную симметричную структуру, что вполне может указывать на его бытование отдельно от текста жития. Следует также обратить внимание на то, что в тексте письма можно встретить слова, нехарактерные для остального текста жития: такие как «στηλογραφα» и «κσφργισμα», обозначающие изображения, или «κατασκιζω» в отношении их создания. Впрочем, привычные для автора жития «εκν» и «νατπωσις» также присутствуют в послании. Нельзя не заметить и любимое агиографом «иконосжигатели 478 », которым он награждает своих оппонентов. Отметим также, что набор новозаветных свидетельств, приведенных в письме, сходен с тем, который приводит патриарх Никифор, опровергая решения иконоборческого собора 815 г. Он также говорит об трудах апостола Луки, истории царя Эдессы и Панкратии Тавроменийском 479 . Историю священномученика свт. Никифор описывает очень подробно, опираясь на его житие. Хотя этот популярный в среде иконопочитателей памятник надписан именем ученика святого, исследователи, в большинстве своем, относят его к VIII в. 480 Сомнения в древности жития видны из сомнений Фалалея, одного из адресатов писем прп.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

Свв. мучч. тысячи и трех от дому четырех царских протекторов. Служители, рабы и свободные, четырех мучч. протекторов (телохранителей) Васса, Евсевия, Евтихия и Василида (20 янв.), добровольно вызвавшиеся на мучение, около 303 г., в Никомидии. Чет. Минея из рукописных греческих. (Act SS. febr. II. 18). См. Страдания мучч. Никомид. 28 дек., 20 янв. и 2 сент. Мес. В. 8 Св. великомученика Феодора Стратилата. Из Евхаид, воевода и градоправитель Ираклии Понтийской, пострадал при Ликинии в 319 году. «На крест воздвижен, и плоти стружеме, и острыми стрелами уязвляем, и на древе протязаем, и мечи усекаем, и всякими хитростьми болезней окружаем, непреклонен и непобедим явился». Стих. 3. В Чет. Минее «Страдание, написанное Уаром, слугою его, из Метафраста». (Act. SS. Febr. II p. 23–30.) Март. Р. 7 февр. Мес. В. Перенесение мощей 8 июня. Есть служба. Св. пророка Захарии Серповидца. Сын Варахиин, внук Аддов, одиннадцатый из меньших пророков, начавший пророчествовать после Аггея, во второй год, умерший, как предание говорит, в последний год царствования Дария, около 520 г. до Р. Христова. Назван серповидцем по видению, описанному в 5 главе его пророческой книги. Пролог. Мес. В. 11 февр. Март. Р. 6 сент. Есть служба. 9 Св. муч. Никифора. Страдал в Антиохии Сир. при Валериане и Галлиене, около 260 г. Чет. Минея от Метафраста (Surius 9 febr. Act. SS. Febr. II p. 283–288, 894). Март. P. Мес. В. В службе канон Феофана. Свв. Священномученик. Маркелла, епископа Сицилийского, Филагрия, епископа Кипрского, и Панкратия, епископа Тавроменийского. Ученики ап. Петра. Пролог. Март. Р. 3 апр. о Панкратии. Вторично он воспоминается у нас 9 июля. (Assem. Kal. un. eccl. 9 febr. Cai. 1. p. 1. 7). Мес. В. 10 Свв. священномучч. Харалампия, епископа Магнизийского, и с ним свв. мучч. Порфириия и Ваптоса воинов, и трех мучениц жен. Св. Харалампий страдал сначала в Магнезии, потом в Антиохии Писидийской, в царствование Септимия Севера (193–211). Прочие уверовали, видя твердость Священномученика. Чет. Минея от Метафраста. (Act. SS. Febr. II p. 381 – 386.) Мес. Вас. (Харалампия называет иереем христианским, Ваптоса Давидом.) Есть служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Что, братья, бывает с человеком, когда окончит он свой земной путь? Как представляют себе это люди неверующие? Они думают, что с человеком в конце концов бывает то же самое, что и с камнем: человек умирает, труп его становится бесчувственным и обращается в прах. А камень уже мертв, не обладает он [никакими] чувствами и, при [определенных] обстоятельствах, [и] он становится прахом. Итак, как неверующий, так и верующие сравнивают человека с камнем: неверующие – по причине мертвости и бесчувственности камня, верующие же – по причине его твердости и постоянства. Для первых камень – символ смерти, для вторых – образ бессмертия. Поистине без Христа люди всегда были сродни мертвым камням; таковыми они и доселе являются. Но Христос – это камень живой; лишь коснитесь Его, и вы сами станете подобны живым камням. Сооружая дом, зодчий выбирает только те камни, которые отесаны и подогнаны к тому, чтобы ровно и прочно лечь в ряду с прочими камнями в стене; неотесанные же, необработанные, кривые и хрупкие он отбрасывает. Созидая дом, или храм, Своего бессмертного Царства, Христос выбирает людей, как зодчий камни, с одним свойством, а именно – живых, духовно живых. Духовно же мертвых людей Христос отревает, как гнилой материал, принимая лишь тех, которые, будучи живыми, походят на Него и красиво укладываются в один ряд с другими живыми камнями: с Ангелами, с пророками, с Апостолами и со всеми святыми вообще. Постараемся же, братья, быть священными камнями для священного дома Христова Царства, которое созидает Он денно и нощно и которое полностью завершит со скончанием века. О Господи Иисусе, Зиждитель Небесного Царства, оживи нас Духом Твоим Святым и встрой нас, как живые камни, в дом Твоей вечной славы. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 9 июля 1. Священномученик Панкратий, епископ Тавроменийский . Сей святитель родился в Антиохии в ту пору, когда Господь Иисус Христос ходил и обращался как человек среди людей на земле. Услышав о Христовых чудесах, родители Панкратия захотели увидеть Господа Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

9. Святаго священномученика Панкратиа, епископа Тавроменийскаго. Стихиры октоиха 3: и Панкратиа 3: глас 2: Подобен: Егда от древа: На стиховне октоиха. Тропарь, глас 4: И нравом причастник: септемвриа в 3-й день. На утрени, оба канона октоиха: и Панкратиа на 4, глас 1. По 3-й песни, седален, глас 4. По 6-й песни, Кондак, глас 4. Подобен: Явился еси: Светлая тавромениом Панкратие, звезда показался еси, и священнострадалец явился еси за Христа: емуже ныне предстоя моли за чтущия тя блаженне. 10. Святых четыредесяти пяти мучеников, иже в Никополи Арменстей. Стихиры октоиха 3, и мучеников 3, глас 1. Подобен: Всехвальнии мученицы: На стиховне октоиха. Тропарь, глас 4: Мученцы твои Господи: септемвриа в 20-й день. Оба канона октоиха, и мученичен на 4, глас 5. По 3-й песни седален, глас 4. По 6-й песни, Кондак, глас 8. Подобен: Яко начатки: Христа ради мученицы многия муки подъясте, и многобожия низложисте все идольское: и разрушисте безбожие всякия прелести, Христовою силою сия поправше, нас всех верно научаете вопити яве: аллилуиа. В сий день празднуем положение честныя ризы Господа нашего Иисуса Христа, иже есть хитон, в царствующем граде Москве. Тропарь, глас 4: Днесь притецем вернии, к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога, благоизволившаго сию плотию носити, и на Кресте святую свою кровь излияти, еюже искупи нас от работы вражия. тем благодаряще вопием ему: спаси святителей, и град, и вся люди честною твоею ризою защити, и спаси души наша яко человеколюбец. Кондак, глас 4: Одеяние нетления, спасительнаго целения, всем человеком Владыко даровал еси твое Божественное сокровище, честную ризу, яже есть хитон, еюже живоносную и святую плоть вочеловечения твоего одеяти благоволил еси. сию желанием приемлюще светло празднуем, страхом же и любовию, яко благодателю воспевающе зовем ти Христе: сохрани в мире святителей и вся люди, по велицей твоей милости. И память преподобнаго отца нашего Антониа Печерскаго, иже в Киеве бывшаго начальника всех Российских монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Например, священномученика Тихона (Архангельского) перед расстрелом сотрудник НКВД спросил: «Не отречешься?» – «Нет, не отрекусь!» – ответил священник, и принял смерть за Христа (12, С. 285). Конечно, ситуация устно проговариваемого выбора наилучшим образом подчеркивает высоту и красоту мученического подвига, но всё же это не то, что делает мученичество мученичеством. Не только в житиях новомучеников, но и в некоторых житиях древних мучеников мы не увидим такой ситуации, чтобы непременно им предлагали отречься от веры в обмен на жизнь. Не предлагали этого выбора священномученику Феогену, епископу Парийскому, которого арестовали при Ликинии за то, что отказывался служить на военной службе у языческого правителя. Его подвергли избиению, а затем по приказу Ликиния утопили в море. Не предлагали этого святым Асийским мученицам Марфе, Марии и брату их Ликариону, – их сразу же приказали казнить после того, как они сказали, что являются христианами. Также и святого мученика Никифора Антиохийского казнили просто по факту исповедания Христа, без угроз и уговоров. Не предлагали отречения и священномученику Панкратию Тавроменийскому, – несколько обозлённых на него язычников, выбрав подходящее время, тайно напали на него и убили. Не предлагали и преподобномученице Евдокии Илиопольской – после смерти прежнего наместника-христианина, новый наместник-язычник, зная о Евдокии как о выдающейся христианке, без всякого суда и следствия послал воинов отсечь ей голову. Не давали никакого выбора и священномученику Протерию, патриарху Александрийскому, которого убийцы-монофизиты долго искали, а когда нашли, сразу же умертвили. Наконец, не предлагали такого выбора и преподобномученикам Синайским и Раифским, которые были убиты при грабительском набеге на монастыри, – однако же монахи, погибшие при этом нападении, называются Церковью «пострадавшими и умершими за Христа». Выбор «отречься – или не отречься» стоит перед каждым мучеником независимо от того, произносят ли эти слова люди, которые его допрашивают, судят, пытают или убивают. Этот выбор ставят бесы в духовной брани, которую испытывает каждый мученик, когда идёт на страдания. Доказательством этому служат те несчастные, которые, будучи призваны на исповеднический подвиг, оказались падшими.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010