9. Отдание праздника Сретения Господня. Святаго мученика Никифора из Антиохии Сирския (ок. 257). Святителя Иннокентия, епископа Иркутскаго (обретение мощей, 1805). Преподобнаго Панкратия Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII). Преподобных Никифора (1557) и Геннадия (ок. 1516) Важеезерских. Священномучеников Маркелла, епископа Сикелийскаго, Филагрия, епископа Кипрскаго, и Панкратия, епископа Тавроменийскаго (I). 10. Священномученика Харалампия и с ним мучеников Порфирия и Ваптоса и трех мучениц (202). Благоверныя княгини Анны Новгородския (1056). Преподобнаго Прохора Печерскаго, в Ближних пещерах (1107). Преподобнаго Лонгина Коряжемскаго (1540). Мучениц дев: Еннафы, Валентины и Павлы (308). Зри: Всех преподобных отец, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу Сырныя седмицы). 11. Священномученика Власия, епископа Севастийскаго (ок. 316). Благовернаго князя Всеволода, во святом крещении Гавриила, Псковскаго (1138). Преподобнаго Димитрия Прилуцкаго, Вологодскаго (1392). Мученика Георгия Софийскаго (1555). Праведныя Феодоры, царицы Греческия, возстановившия почитание святых икон (ок. 867). 12. Иверския иконы Божия Матери. Святителя Мелетия, архиепископа Антиохийскаго (381). Преставление иже во святых отца нашего Алексия, митрополита всея Руси, чудотворца (1378). Святителя Милетия, архиепископа Харьковскаго и Ахтырскаго (1840). Преподобныя Марии, именовавшияся Марином, и отца ея Евгения (VI). Святителя Антония, патриарха Константинопольскаго (895). 13. Преподобнаго Мартиниана (V). Преподобных Зои и Фотинии (Светланы) (V). Преподобнаго Евлогия, архиепископа Александрийскаго (607–608). Преподобнаго Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербскаго, мироточиваго (1200). 14. Преподобнаго Авксентия (ок. 470). Святаго равноапостольнаго Кирилла, учителя Словенскаго (преставление, 869). Преподобнаго Исаакия, затворника Печерскаго, в Ближних пещерах (ок. 1190), 12-ти греков, строителей соборныя Успенския церкви Киево-Печерския Лавры (XI). Перенесение мощей благовернаго князя Михаила Черниговскаго и болярина его Феодора (1578). Преподобнаго Марона, пустынника Сирийскаго (IV). Святителя Авраамия, епископа Каррийскаго (V).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3/16 января. Указ патриарха Тихона об увольнении от управления Северо – Американской епархии митрополита Платона. 5/18 января. Крещенский сочельник. Освящал воды в Донском монастыре и служил всенощную в храме Богоявления Господня в Дорогомилове. 6/19 января. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Служил литургию в храме Богоявления Господня в Елохове и всенощную в Донском монастыре. 7/20 января. Служил литургию в храме Екатерины мученицы на Ордынке. 13/26 января. Служил всенощную в храме Воздвижения Креста Господня на Плющихе. 14/27 января. Служил литургию в храме Воздвижения Креста Господня на Плющихе. 21 января/3 февраля. Служил литургию в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве. 24 января/6 февраля. Служил всенощную в храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Садовниках. 25 января/7 февраля. День памяти святителя Григория Богослова . Служил литургию в храме Григория Богослова в Богословском переулке. 28 января/10 февраля. Служил литургию в храме Троицы на Пятницком кладбище. 1/14 февраля. День памяти мученика Трифона. Служил литургию в храме Трифона мученика в Напрудной и всенощную в Донском монастыре. 2/15 февраля. Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Служил литургию в Донском монастыре и всенощную в храме Николая Чудотворца на Щепах («Никола Щепа»). 3/16 февраля. Служил литургию в храме Всех Святых в селе Всехсвятском. 4/17 февраля. Служил всенощную в храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Палашах. 5/18 февраля. Празднование иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Служил литургию в храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Палашах. 9/22 февраля. День памяти священномученика Панкратия Тавроменийского. Служил литургию в храме Панкратия близ Сухаревой башни. 10/23 февраля. Патриарх Тихон заболел, с ним случился обморок. 14/27 февраля. Секретный доклад начальника 6 – го отделения Секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкова заместителю председателя ОГПУ В. Р. Менжинскому о проделанной в 1923 году работе по созданию обновленческих церковных групп, проведении съезда «Живой Церкви» и обновленческого собора и попытках внести раскол среди духовенства Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Наутро, когда мучители хотели снять с креста и бросить в море тело Феодора, то нашли его уже снятым с креста и сидящим на земле совершенно здоровым. «Велик Бог христианский!» – воскликнули посланные сотники и воины и уверовали во Христа. Тогда св. Феодор сам предался в руки палача. Он скончался в 319 г. Глава св. Феодора хранится на Афоне, в монастыре Пантократор. Пророк Захария Серповидец был из числа 12 так называемых меньших пророков. Жил за 500 лет до рождества Христова и много предсказал о Христе: о торжественном входе Его в Иерусалим, о предании за 30 сребреников, о поражении Пастыря и рассеянии апостолов из Гефсиманского сада, о прободении ребра Спасителя и пр. Захарая называется Серповидцем потому, что в одном из пророческих ему откровений видел свиток, летящий по воздуху, изогнутый наподобие огромного серпа. 9-е число Мученик Никифор скончался около 260 г. Жил в Антиохии сирийской. Он был простым гражданином и находился в большой дружбе со священником Саприкием. Случилось, что, как иногда бывает, дружба между ними порвалась и даже обратилась во вражду. Сколько ни старался Никифор расположить Саприкия к примирению, никак не мог. Открылось гонение на христиан, и Саприкия взяли и после жестоких мук, которые вынес он, повели на казнь. Тогда Никифор поспешил к мученику и упал к ногам его со словами: «Мученик Христов, прости меня, если я согрешил в чем перед тобой». Но Саприкий отвернулся от Никифора. И что же? Тогда благодать Божия отступила от Саприкия, и лишь только хотели отсечь ему голову, как он сказал: «Не убивайте меня, я отрекусь от Христа!» Никифор же сказал: «Я христианин, убейте меня!» И Никифор был усечен и стал св. мучеником, а Саприкий освобожден и сделался богоотступником. Священномученики Маркелл, Филагрий и Панкратий были учениками апостола Петра и поставлены им в епископы в разные города. Св. Маркелл был епископом сикелийским, Филагрий кипрским, а Панкратий тавроменийским. За распространение веры Христовой они приняли венец мученический. Мощи св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Обращаем внимание на это место, как на источник, из которого, в известном слове священномученика Панкратия, заимствуется аргументация против неумеренного винопития во время праздничных столов. Здесь запрещается произносить на пиру более трех тропарей и пить больше трех чаш, из которых одна поднимается в славу Христа, другая в честь Богородицы, третья за князя. Больше же сего не велим. Дело в том, что пение во время стола имело значение в роде теперешних тостов и сопровождалось винопитием. Отсюда и „приливок“ за живых и умерших в наших уставах. Вот почему, произнесение большого числа тропарей на пиру слово считает выдумкой людей, желавших побольше поесть и попить. „Се чревоработнии попове уставили много тропарей в пиру глаголати, много хотяще пити“. Тропарная мелодия как нельзя лучше соответствовала праздничному, веселому настроению этих обеденных собраний и составляла для них приятную оправу. Имея в виду эту характерную черту тропаря, слово выражается таким образом: святии отцы уставили в уставных книгах петь тропари не всегда, но только в нарочитые праздники, потому что „тропарь плача не ражает“, а если так бывает церкви и в трезвом уме, то что же производит он при питье? (Опис. С. Б. II, 3 стр. 757 ср. ibid. 67). В синод. Измарагде 230 слово это надписывается именем свящ. мученика Панкратия. В дополнение к соображению, высказанному на счет этого имени описателями С. Библ. следует обратиться к самому житию Понкратия Тавроменийского, что мы и делаем по изданию его (впроч. в перифразе и с сокращениями) у преосвящ. Порфирия. Здесь рассказывается, например, как Панкратий, приготовив трапезу, велел приглашенным молчать застолом, сотворил молитву и после ужина служил обнощницу ( παννυχις – бдение) и утреню. (Перв. путеш. в Афон. мон. ч. II отд. I стр. 45). Епафродит, один из сотрудников Панкратия, дает в этом житии наставление, садясь за стол класть на себе крестное знамение (ibid. 65). Перед смертью Панкратий дает завещание своему ученику Евагрию: „бегай, чадо, шумства, великого пьянства и всех мирских помыслов, страхом и любовию чти Господа не днесь во ошумлении и пьянстве, днесь в чистоте а утре в скверне“ (ib. 78). Против того же злоупотребления направлено вероятно и одно замечание в худом номоканунце, изданн. г. Тихонравовым, запрещающее „крестить тропарем обед на господские праздники“. (Крестить – благосл. освящать).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Принадлежность преподобному Феодосию Печерскому второго поучения, о тропарных чашах, положительно отрицается некоторыми на том основании, что в наибольшей части списков оно усвояется надписанием св. Панкратию, что только в надписании немногих списков стоит имя Феодосия, который не называется Печерским и отношение которого к поучению обозначено так, что даётся видеть в нём простого переписчика поучения 1520 . В последнем случае разумеется то, что в двух известных списках поучение надписывается: «слово писано святым Феодосием мнихом» и что в третьем списке надписывается: «поучение святого Панкратия... списано Феодосием худым мнихом». Но чтобы на основании сейчас указанного видеть в Феодосии мнихе писца или переписчика поучения, с этим мы вовсе не можем согласиться: ни у нас, ни у кого бы то ни было писцы или переписчики не выставляли своих имён в надписаниях сочинений, которые они переписывали. И допустить, чтобы в нашем случае это было так, значило бы допустить то, примеров чего мы вовсе не знаем. Таким образом, несомненно, что в надписаниях некоторых списков поучения нам называется сочинитель или составитель последнего. Но что же такое значит, что поучение принадлежит и Феодосию мниху и св. Панкратию, которому оно усвояется наибольшей частью списков? Это вероятно понимать так, что оно составлено на основании жития св. Панкратия, именно – жития священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского, ученика ап. Петра. К сожалению, мы не имеем под руками подлинного жития св. Панкратия ни в греческом оригинале, ни в славянском переводе 1521 , а поэтому и не можем сказать: просто ли мних Феодосий извлёк поучение из жития или же только воспользовался последним при составлении первого как одним из своих источников. Но на основании некоторых указаний должно предполагать второй случай 1522 . Кто такой был мних Феодосий, составивший поучение? Преподобный ли Феодосий Печерский или Феодосий Грек, живший в половине XII века, о котором мы говорили выше и о котором несколько ниже? В отделе наших писателей из Греков, данных для ответа на этот вопрос мы не имеем никаких, и единственное, что мы можем сказать здесь, есть только то, что нет никаких препятствий усвоять его и преподобному Феодосию Печерскому 1523 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

8. Явление иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марин во граде Казани . Воспоминание знамения, явльшагося от иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго Ея Благовещения, во граде Устюзе Великом. Святаго великомученика Прокопия. Святаго Прокопия. Христа ради юродиваго, Устюжскаго чудотворца. 9 . Святаго священномученика Панкратия, епископа Тавроменийскаго. 10. Положение честныя Ризы Господа нашего Иисуса Христа, яже есть хитон, во граде Москве . Празднование Пресвятей Богородице ради чудотворныя иконы Ея в Коневстей обители. Святых четыредесяти пяти мученик, иже в Никополе Арменстем. Преподобнаго Антония Печерскаго, Киевскаго. 11 . Святыя мученицы Евфимии всехвальныя. Преставление святыя равноапостольныя Ольги, великия княгини Российския, во святом крещении нареченыя Елены . 12 . Святых мученик Прокла и Илария. Преподобнаго Михаила Малеина. Святых мученик Феодора варяга и сына его Иоанна. Преподобнаго Симона Воломскаго. Преподобнаго Арсения Новгородскаго. 13. Собор святаго Архангела Гавриила . Преподобнаго Стефана Савваита. 14 . Святаго апостола Акилы. Преподобнаго Стефана Махрищскаго. 15 . Святых мученик Кирика и Иулитты, матере его. Святаго равноапостольнаго великаго князя Владимира, во святом крещении нареченнаго Василия . 16 . Святаго священномученика Афиногена и десяти ученик его. Памятъ святых отец шести Вселенских Соборов (празднование бывает в неделю). 17 . Святыя великомученицы Марины. 18 . Святаго мученика Иакинфа, иже во Амастриде. Святаго мученика Емилиана. Преподобнаго Иоанна, многотерпеливаго, затворника Печерскаго, иже в Киеве. 19 . Преподобныя Макрины, сестры Великаго Василия. Преподобнаго Дия. Обретение честных мощей преподобнаго Серафима, Саровскаго чудотворца . 20. Святаго пророка Илии. 21 . Преподобных Симеона, Христа ради юродиваго, и Иоанна, спостника его. Святаго пророка Иезекииля. Преподобнаго Онуфрия молчаливаго, Печерскаго. 22. Святыя мироносицы равноапостольныя Марии Магдалины . Пренесение честных мощей святаго священномучсника Фоки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобнаго Афанасия Афонскаго (†1000) Иконы Божия Матере, именуемыя «Домостроительница» («Экономисса», X) Приложение: Преподобномучениц: великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (†1918) 6 июля Преподобнаго Сисоя Великаго (†429) Собор Радонежских святых После 5 июля и 25 сентября: Общая служба преподобным Сергию и Никону Радонежским (на третий день празднования обретения мощей преподобнаго Сергия) Святыя праведныя девы Иулиании, княжны Ольшанския (обретение мощей, XVI) Святаго благовернаго князя Глеба Всеволодовича, иже в Киеве (XII) Преподобнаго Сисоя схимника, в Дальних пещерах почивающаго (XIII) 7 июля Святыя благоверныя великия княгини Московския Евдокии, во иночестве преподобныя Евфросинии (†1407) Преподобнаго Фомы, иже в Малеи (X), и преподобнаго Акакия, иже в Лествице (VI) Святыя великомученицы Неделы (Кириакии, †289) 8 июля Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради явления Ея чудотворныя иконы во граде Казани (1579) Святаго великомученика Прокопия (†303) Святаго блаженнаго Прокопия, Христа ради юродиваго, Устюжскаго чудотворца (†1303) Святаго праведнаго Прокопия Устьянскаго (XVII) Воспоминание Знамения от иконы Благовещения Пресвятыя Богородицы во граде Великом Устюге (1290) 9 июля Святаго священномученика Панкратия, епископа Тавроменийскаго (I) Святителя Феодора, епископа Едесскаго († ок. 842–857) Преподобнаго Иоанна пещерника, иже в странах Вавилонских (IX) Преподобнаго Феодосия, столпника Едесскаго, брата святаго Иоанна пещерника (IX) Святаго мученика Михаила, сновидца и ученика и сродника святаго Феодора Едесскаго (IX) Святаго мученика Иоанна, иже прежде Крещения бысть Моавий, царь Персидский, и с ним триех отроков мученик (IX) Святаго священномученика Кирилла, епископа Гортинскаго (III–IV) 10 июля Положение честныя ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625) Преподобнаго Антония Печерскаго, в Ближних пещерах почивающаго, начальника монахов в России († 7 мая 1073) Святых мученик сорока пяти, в Никополи Арменстей пострадавших: Леонтия, Маврикия, Даниила, Антония, Александра, Ианикита, Сисиния, Менея, Вирилада и прочих († ок. 319)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

17 Вот текст этой грамоты: Благословение Великого Господина Преосвященного Никона Митрополита Великого Новаграда и великих лук. На двину впречтную и великую обитель Живоначальной Троицы и препдбного и богоносного оца нашего Антониа сийского чюдотворца о стем да сыну и сослужебнику нашего смирения игумену Феодосию. Внешнем онии году Сентября в з день, писал к нам скол-могор окольничеи и воевода князь Василей Григорович Ромодановскои да дьяк Григорей Ушев а вотинске их написано ) Впрошлом де во году Генваря в к день писали ввеликии новград с колмогор к Афонию. митрополиту боярин и воеводы кнзь юрий Петрович Буйсонов ростовское стоварищи его. в пришлом де во зм году архангельскои город и в городе мнетрь згоре и тот манастырь после, пожару поставлен от города за версту и после пожару на воеводском дворе в том архангельском городе объявился гроб, а от того гроба исцеление было многим людом по вере а в том де гробу лежащего без вести имя, как к тебе сыну ея наша грамота придет и тыб сыну ехал в архангельскои город свестяси сколмогорским строицким попом а с нашим закащиком строфимом рощевым. а отпас к нему трофиму о том против сее нашие грамоты списанож. А приехав вархангельскои город в том городе и около того архаигелского города сыскать монастырь. Подробнее в описании говорится следующее: «В лето 7156 года, июля в 9 день в пяток на память св. мученика панкратия епископа тавроменийского, иже в сицилии бывшего ученика святого апостола Петра, как по Божию откровению на двине во архангельском городе, на дворе государя царя и великого князя Алексия Михайловича всея россии и в. и В. к. ю. и. Б. р. обретен бысть близь поварни гроб, лежащего же в нем имя неизвестно, и от негоже бысть чюдо некоему кузнецу именем остафию Трофимову, Повелением в то же время Б. К. ю. П. у архангельского города собрани быша священницы, для обретения и пренесения честных мощей во гробе лежащего к церкви Происх чест. креста Госп. Бояр, и воеводам К. Ю. Н. Б. Р., да илие козмичу безобразову, да дьяку кал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

481 ...в монастыре Троицком Кириловском, иже есть в том же граде Киеве... – Киевский Троицкий Кирилловский монастырь расположен в трех верстах на северо-запад от Киева. Основание монастыря относится к 1139 г. и связано с именем черниговского князя Всеволода Ольговича, который построил главную церковь монастыря с престолом в честь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских . Собор должен был служить усыпальницей черниговских князей Ольговичей. Во время монголо-татарского нашествия монастырь был разорен, вновь возрожден в кон. XVI–haч. XVII в. князем К. К. Острожским, главным престолом стал престол в честь Святой Троицы, потому монастырь стал называться Троице-Кирилловым. Монастырь особо почитался семьей Димитрия Ростовского . С января по июнь 1697 г. Димитрий Ростовский игуменствовал в Кирилловском монастыре, его отец, Савва Григорьевич, был ктитором монастыря, сестра Параскева в 1710 г. отписала монастырю «дом свой отечный близ Притиско Николая стоячий», позднее родители и сестры Димитрия Ростовского были погребены в северной части нартекса Кирилловского храма. 482 ...игуменом Мелетием... – Имеется в виду Мелетий Дзик (?–07.02.1682) – один из наставников Димитрия Ростовского , искусный проповедник, архимандрит Киевского братского монастыря и ректор Киево-Могилянского коллегиума (1662–1665), архимандрит Киевского Троице-Кирилловского монастыря (1666–1676), игумен Киевского Михайловского Златоверхого монастыря (1676–1682). Точная дата смерти Мелетия Дзика известна по запискам Димитрия Ростовского : «Anno 1682. Febr[uaria] 7. Во второк по утрени на преподобного отца Парфения преставися блаженные памяти отец Мелетий Дзик, игумен михайловский киевский. Вечная ему память». Мелетий Дзик, по указанию в «Диариуше», был похоронен в Киевском Михайловском Златоверхом монастыре. Возможно, именно он повлиял на решение юного Даниила принять монашество. 483 ...на память святаго священномученика Панкратиа...Панкратий Тавроменийский (I век) – священномученик, родился еще при жизни Иисуса Христа на земле, ученик апостола Петра, рукоположен апостолами Петром и Павлом в епископа Тавроменийского. Согласно его Житию, «усердно трудился над христианским просвещением народа», был побит камнями, принял мученическую смерть. Память 9 февраля и 9 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житие священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского (в Сицилии, ученика ап. Петра), подобно Нифонтову апокрифическое. (См. Lambec. Commentarr. t. VIII, ed. Kollarii p. 199 sqq и Fabric. Biblioth. Gr., ed. Harles, X, 303, также в выпуске первом сборника статей А. Н. Веселовского: „Из истории романа и повести”, СПб, 1886, статью: „Эпизод о Тавре и Мении в апокрифическом житии св. Панкратия, стр. 65) переведено в Болгарии неизвестным, вместе с помянутым житием Антония Великого , по повелению архиепископа Болгарского Иоанна. (См. нашей указанной там книги стр. 708 fin.). Житие Панкратиево, весьма редкое и на греческом и на славянском, подобно житию Нифонтову и по той же причине, вероятно, не было помещаемо в Минеях. Память Панкратия – 9 Февраля и 9 Июля (в Менологии императора Василия под первым числом). Житие преподобного Романа, творца канонов, сладкопевца. На существование славянского перевода жития намекает Нестор в житии Бориса и Глеба, – по изданию Бодянского стр. 4 fin. Память Романа 1 Октября. Житие преподобного Саввы освященного. На существование его перевода намекается в одном из поучений преподобного Феодосия Печерского , по изданию преосвященного Макария: III, 1 fin. И на него ссылаются Нестор в житии преподобного Феодосия, – по изданию Бодянского л. 23 об., и Ефрем в житии Аврамия Смоленского, – в Православном Собеседнике стр. 142. Память Саввы 5 Декабря. Житие Феклы первомученицы. Сохранились от него два листка XI века (Востоков и Срезневский в местах, цитированных под житием Кодрата; весь сохранившийся отрывок с фотографическим снимком письма в приложениях к книге второго). Память Феклы 24 Сентября. Житие преподобного Феодосия Великого. На существование славянского перевода жития намекается в житии Аврамия Смоленского, – Православный Собеседник стр. 142. Память Феодосия 11 Января. Максим исповедник . Выписка. „От того, како въселися слово, чьто ли е вселение”. Нач. „Вселение не по коему своитьну разуму подоба разумевати” читается в Святославовом Изборнике 1073г., л. 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010