123 Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (ок. 160 – после 220) – выдающийся карфагенский богослов. О его апологетических и полемических сочинениях, а также нравственных поучениях с похвалой отзывались многие духовные писатели, даже величали его самым замечательным из лат. учителей. Впрочем, в зрелом возрасте Тертуллиан уклонился в монтанизм – мистическое учение, ложно трактовавшее действие Святаго Духа, смешивавшее понятие о благодати Божией с восторженным или даже расстроенным состоянием человеческой души. «Поскольку же ошибочные мнения его по свойству своему таковы, что не могли далеко простирать вредного влияния на учение о нравственности, а веры они мало касались, между тем его ревность к истине и необыкновенные дарования поставили его в возможность писать столь же много, сколько и умно о различных предметах христианского учения, то и все сочинения его, при должной осмотрительности, могут быть употребляемы с пользою» ( Филарет (Гумилевский) , архиеп. Историческое учение... Т. 1. С. 159). 124 Священномученик Киприан, епископ Карфагенский († 258), – отец Церкви, принял христианство под влиянием Тертуллиана , управлял Церковью во время гонений на христиан. Его сочинения, посвященные главным образом устройству Церкви и принятию в общение отпавших от нее, проникнуты духом любви и кротости. Он же автор многочисленных апологетических и полемических сочинений; среди них: «Книги свидетельств против иудеев» (248), «О единстве Церкви» (251) и др. 125 Блаженный Августин , епископ Иппонийский († 430), – отец Церкви, ученик свт. Амвросия Медиоланского . Автор многочисленных полемических и апологетических трактатов, направленных против ересей, расколов и язычества (известнейший из них – «О граде Божием» [ок. 413–426]). Наилучшим памятником его проповеднического дара и духовно-нравственных исканий является автобиографическая «Исповедь» (397–401). Сочинения блж. Августина пользовались огромным авторитетом на Западе, но «обладая логическим рассудком и обилием чувства, учитель Иппонский не владел, однако, в таком же обилии метафизическим умом; в сочинениях его много остроумия и мало оригинальности в мыслях, много логической строгости, но не много особенных возвышенных идей. Самую высокую черту составляет в нем глубокое, искреннее благочестие, которым дышат все сочинения его» ( Филарет (Гумилевский) , архиеп. Историческое учение... Т. 3. С. 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Таким образом надежда легко подавить христианство, родившаяся в умах гонителей вследствии значительного числа отпадших от веры при самом обнародовании эдикта, оказалась тщетной, когда Церковь , избавившись от слабых и частью недостойных людей, вступивших в нее во времена мира, представила на борьбу истинных чад своих, подвижников непоколебимых, приводивших гонителей в ужас своей твердостью и многочисленностью. Это, впрочем, не вразумило местных начальств, напротив заставило их усилить жестокости гонения и самому гонению дало особое направление. Их преследование обратилось главным образом против епископов и всех вообще священнослужителей Церкви, в которых они справедливо видели очевидную опору твердости других христиан в вере. Итак, явился целый сонм священномучеников: Карп епископ Фиатирский в Пергаме с диаконом Папилою и св. Агафоникой 245 , Нестор епископ Магидский в Памфилии, Кирилл епископ Гортинский на острове Крит, Александр епископ Команский в Понте, Сатурнин епископ Тулузский в Галлии, Вавила епископ Антиохийский, Пионий пресвитер Смирнский, Александр епископ Иерусалимский 246 и многие другие священнослужители, имена которых были менее известны, скончались мученической смертью. Лишение Церкви ее пастырей было для нее действительным бедствием, так как могло на время ослаблять по местам внешнее единство ее членов, лишать их бодрости, а иногда и необходимых вещественных пособий. Между тем, с другой стороны, со смертью епископа где либо, гонение утихало. Посему некоторые из епископов, как св. Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский 247 , благоразумно удалялись из мест своего жительства, не по опасению за себя, но для своих пасомых, – для того, чтобы своим неосторожным присутствием не разжигать лютости гонения и иметь полную возможность через письменные распоряжения безопасно и непрерывно помогать нуждам гонимых. Они оставляли вместо себя несколько пресвитеров, по мере нужды заменяя одних другими и давая им правила, как должно вести себя и что делать во время гонения 248 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ 1 мин., 01.01.2008 Первые документальные свидетельства о христианской вере на территории современного Туниса относятся ко второй половине II века. В 180 году карфагенский проконсул Вигелиус Сатурнинус осудил на казнь 12 местных жителей. Их вина состояла в том, что они называли себя христианами и отказывались участвовать в официальных обрядах по обожествлению императора. Кроме того при них обнаружили списки посланий апостола Павла. К этому же периоду относятся жизнь и творения знаменитого церковного писателя Тертуллиана. Во время его пресвитерства в 203 году в Карфагене пострадали еще несколько мучеников. В наши дни в день памяти святых мучеников Карфагенских, 14 февраля, среди остатков древнего римского амфитеатра служится православный молебен. Прихожане тунисского Воскресенского храма вместе с настоятелем отцом Димитрием молятся на месте древних мученических страданий. Мученическую смерть принял в третьем веке и ученик Тертуллиана – священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Его погребальная базилика была сооружена в конце IV – начале V века. Её руины можно найти на вершине карфагенского холма Сейда. По преданию, именно на этом месте молилась ночи напролет о благополучном возвращении сына Моника – мать блаженного Августина Гиппонского. Между прочим, жизнь этого духовного отца латинской Церкви (354 – 430 гг.) тоже тесно связана с Африкой. Он и родился недалеко от границы современных Алжира и Туниса. На последние годы жизни блаженного Августина пришлось вторжение племен завоевателей-вандалов. В пятом веке римская североафриканская провинция пала под их ударами и, таким образом, завершилась раннехристианская эпоха. Шли века, православный ренессанс, связанный с временами Византии, сменяло воцарение ислама, потом строительство новых христианских храмов в годы французского протектората… Но это уже совсем другая историия. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/istoriya-xristianstva-v-s...

Я же, слышав это (говорит святой Христофор), взял брата за руку и ввел в храм, и тотчас исчезли те вороны; я предложил ему поклониться честному кресту и святому Гробу Господню и потом отпустил его с миром. Это поведал мне (говорит Феодул), преподобный Христофор, так как видел, что я много упражнялся в делах монастырских, но мало прилежал к молитве, — дабы я знал, что прежде всего следует исполнять служение духовное, а потом уже работу, необходимую для телесных потребностей. Уведав о сем, блаженные отцы Иоанн и Софроний написали сие на пользу читающим и слушающим, во славу Христа, Бога нашего [ 1 ]. Память преподобного отца нашего Фантина Сей преподобный родился в Калабрии [ 2 ] и был сыном Георгия и Вриены. С юных лет своих он посвятил себя на служение Богу. Отданный в один монастырь [ 3 ] и приняв иноческое пострижение, он упражнял себя во всякого рода добродетелях и стал настолько искусным исполнителем заповедей Божиих, что удостоился великих Божественных откровений. Скитаясь по пустыням и горам, он по двадцати дней пребывал без пищи и четыре года провел в совершенной наготе. Угнетаемый многими бедствиями от сарацин [ 4 ], он терпеливо переносил их в течение шестидесяти лет, а потом, взяв учеников своих Виталия и Никифора, отправился с ними в Пелопоннес [ 5 ]. Часто он приходил в Коринф [ 6 ] и для многих был помощником в деле спасения. Ходил он и в Афины [ 7 ], где помолился в храме Богородицы, после чего отправился в Солунь [ 8 ] и был там свидетелем чудес от мощей великомученика Димитрия [ 9 ]. Он прожил здесь восемь лет в обычном воздержании, соблюдая принятое правило, и в глубокой старости окончил жизнь свою [ 10 ].   В тот же день обретение мощей святого благоверного князя Даниила Александровича Московского, в 1652 году. Мощи его почивают в Московском Даниловом монастыре (память преставления святого благоверного князя Даниила совершается 4 марта). Память 31 августа Житие и страдание святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского Святой Киприан, епископ карфагенский, принадлежит к числу замечательнейших отцов и учителей Церкви III-ro века. Ему пришлось жить и действовать в такую годину, когда Церковь Христова обуревалась как гонениями со вне, — от язычников, — так и смутами внутренними — от еретиков и расколоучителей. Святой Киприан явил собою образец, как мужественного архипастыря, пострадавшего за имя Христово, положившего душу свою за своих пасомых, так и разумного устроителя внутренней жизни Церкви. Он оставил многочисленные сочинения, в которых касается разнообразных богословских вопросов и в которых решает почти все недоумения, возникавшие в его время, относительно внутреннего благоустроения жизни Церкви. Посему жизнь его и история его страдания представляются особенно поучительными.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Златоуст 759 и др. Таинство евхаристии: Дионисий Ареопагит 760 , Климент Римский 761 , Игнатий Богоносец 762 , Киприан Карфагенский 763 , св. Иустин 764 , Амвросий Медиоланский 765 , Златоуст 766 , Василий Великий 767 . Таинство покаяния: св. Киприан 768 , Василий Великий 769 , Амвросий 770 , Златоуст 771 , Лев, папа Римский 772 , и др. Таинство священства: Дионисий Ареопагит 773 , св. Киприап 774 , Василий Великий 775 , Иероним 776 , Златоуст 777 , Епифаний 778 , Лев Великий 779 , Афанасий и др. Таинство брака: В слове Божием находится лишь учение о браке, как таинстве; отсюда мы заключаем и о власти епископа совершать это таинство. В творениях же св. отцов и учителей, имеется достаточно ясных указаний на принадлежность епископу этой власти, напр., у Игнатия Богоносца 780 , Григория Богослова 781 , Амвросия 782 , Тертуллиана 783 . Таинство елеосвящения: Ориген 784 ,Златоуст 785 , Иннокентий I 786 и др. Из Апостольских Правил и Постановлений яснее всего говорят о власти епископа священнодействовать те, которые усвояют ему власть совершать таинства, напр., таинство крещения 787 , таинство миропомазания 788 , таинство причащения 789 , таинство покаяния 790 , таинство священства 791 . Апостольские Правила умалчивают о власти епископа совершать или не совершать таинство миропомазания, брака и елеосвящения; но и сказанного достаточно, чтобы видеть в епископе лицо, облеченное полномочиями священнодействовать. В правилах Церкви мысль об епископе, как священнослужителе, проводится обстоятельно. Так, 12 пр. Сардикийского собора, позволяя епископам отлучаться из своей епархии не более, как на три седмицы, повелевает им в течение этого времени «в ближайшей церкви, в которой совершает службу пресвитер, присутствовать и (с разрешения местного епископа) служить (λειτουργεν), да не явятся, добавляет правило, остающимися без церковного богослужения» 792 . Но, особенно подробно, говорят правила о помянутой власти, когда касаются ее со стороны совершения таинств. Епископ облекается властью совершать, по правилам Церкви, следующие таинства: таинство крещения 793 , таинство миропомазания 794 , таинство причащения 795 , таинство покаяния 796 , таинство священства 797 , таинство брака 798 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

«Христианство сеется кровью» – в этих словах Тертуллиана была великая правда; и святитель Киприан понимал великое значение исповедничества и мученичества, чтил мучеников и восхищался ими, как их чтили и восхищались ими все рядовые члены христианской общины. Но он не был ее рядовым членом: епископ, глава Карфагенской Церкви официально, а фактически уже глава и руководитель всех африканских Церквей, человек ясной и трезвой мысли и большого политического такта, он хорошо понимал, в чем нуждается сегодняшний день, и стремился все уладить и устроить с расчетом не только на настоящее, но и на будущее. Он отчетливо видел, что для христиан, которых государство кое-как терпело, образованное общество презрительно не замечало или весело высмеивало, а простонародье откровенно ненавидело, лучше всего держаться в тени и не сосредоточивать на себе внимания. Поэтому он скрылся из Карфагена, когда толпа стала упрямо вопить: «Киприана ко льву!»; поэтому советовал своей пастве не устраивать сборищ, а клиру вести себя, «сообразуясь с обстоятельствами» (письмо 5, II, 1); поэтому «дерзкое превозношение» исповедников впишет горькую страницу в историю африканских Церквей 3 . Когда страсти несколько улеглись, отступники, «павшие» (lapsi, буквально – «поскользнувшиеся») стали думать о возвращении в Церковь . В какую-то минуту люди эти по голосу сердца или разума перешли в христианство ; никакой выгоды в ту пору этот переход не сулил. Из языческого общества они ушли; своим отречением исключили себя из христианского. Язычники над ними злорадно посмеиваются, бывшие единоверцы сторонятся. А с христианской общиной их связывали уже многие нити – и деловые, и дружеские, и семейные; теперь они оборваны. И Церковь им уже стала дорога, им трудно без Причастия. Церковь их не отвергает, но требует длительного покаяния. Святитель Киприан считал, что судьбу павших надо решить по наступлении мирных времен, когда вопрос о них будет обсужден Собором епископов, клиром и народом; пока что им надлежит смиренно и сокрушенно каяться (письма 15, II, 2 и 17, II, 2). Можно было, однако, с просьбой о скорейшем прощении обратиться к исповедникам: пусть походатайствуют перед епископом. И все сильнее обнаруживается среди клира тенденция легко, почти без покаяния, возвращать отступников в Церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

В первую очередь нужно упомянуть тех святых отцов и учителей Церкви, которым было отведено наиболее значительное место в магистерской диссертации нашего автора. Это священномученик Ириней Лионский, Тертуллиан, священномученик Киприан Карфагенский и блаженный Августин. Кроме того, сам владыка Иларион называл святых отцов, писания которых повлияли на его сотериологические воззрения, связанные непосредственным образом с экклезиологией: «Учение о спасении, – писал он, – я почерпал у святого Иринея Лионского, у святого Афанасия Великого, у святого Григория Богослова, у святого Григория Нисского, у святого Кирилла Александрийского, у преподобного Иоанна Дамаскина, во всех наших богослужебных книгах, где говорят вдохновенные песнописцы древней Церкви» . В настоящей статье предлагается обзор преимущественно тех богословских идей, которые были восприняты архиепископом Иларионом из литературного наследия перечисленных церковных писателей . Священномученик Ириней Лионский Вочеловечивание Бога имеет своей целью обожение человека Центральной, можно сказать, ключевой темой богословия священномученика Иринея Лионского являлась тема Боговоплощения. Тех, кто не признавал необходимости для нашего спасения Боговоплощения, через которое «должно осуществиться совершенство нашего человечества», епископ Лионский причислял к маловерам . Признание полноты Божественной и человеческих природ в Иисусе Христе было тем краеугольным камнем, о который разбивались философские фантазии гностиков. А обличение их заблуждений стало основной задачей литературной деятельности святителя Иринея. Именно на вере в Боговоплощение основывает он наше спасение во Христе: «Но чем казался, то Он и был, – Бог, восстановляющий в Себе древнее создание человека, чтобы убить грех и упразднить смерть и оживить человека: и поэтому-то истинны дела Его» . Упразднение же греха и смерти и оживление человека во Христе достигаются не иначе, как через обожение, поскольку вочеловечивание Бога имеет своей целью обожение человека: «Ибо для того Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий – Сыном Человеческим, чтобы (человек), соединившись с Сыном Божиим и получив усыновление, сделался сыном Божиим» .

http://pravoslavie.ru/80848.html

И сегодняшнее всенародное церковное почитание святого царя-мученика Николая II свидетельствует, что как и прежде настоящий православный не может не быть монархистом. Но наша вера в восстановление Самодержавия в России может основываться только на вере в непреходящее от Кесаря Августа и до скончания века Римское царство. Примечания 1. Тертуллиан. Против Маркиона. Кн.3// 2. Священномученик Мефодий Олимпийский, епископ Патарский. Пир десяти дев или о девстве. Речь X. Глава I// 3. Мученик Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем. Глава 110// 4. Таубе М.А. Христианство и международный мир. М.1905. С. 41 5. 6. 7. Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на пророка Исайю. Гл.2// 8. Святитель Иоанн Златоуст. Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог// 9. Священномученик Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей). 10. Киприан Карфагенский, свщмч. Письмо к Фортунату об увещании к мученичеству/Творение св. Священномученика Киприана епископа Карфагенского. Кн. 2 Киев 1879. С. 318-319 11. Климент Римский. Постановления апостольские. Кн. 7, гл. 2// 12. Священномученик Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей). Кн.5. Гл.XXIV.// 13. Иустин Филисоф. Апология первая// 14. Афинагор Афинский. Прошение о христианах// 15. Тертуллиан в «Апологии» (гл. XLII), обращаясь от лица христиан, говорит: «Мы вместе с вами плаваем по морям и сражаемся " . А немного выше (гл. XXXVII) у него сказано: «Мы чужды вам и тем не менее мы наполняем все ваше государство, ваши города, острова, укрепления, городские советы, селения, даже самые военные лагери» (Гуго Гроций «О праве войны и мира»). Сам источник в другом переводе см.: http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/apologetik/ 16. Климент Александрийский. Строматы. XXIV. Моисей в роли полководца// 17. «Пчел господь поставил в пример, чтобы люди вели войны справедливые, соблюдая известный порядок и лишь когда к этому вынуждает необходимость» (Гуго Гроций «О праве войны и мира»). Сам источник в другом переводе см.: http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_celsa/4 18. Лебедев Н. Сочинение Оригена «Против Цельса»// 19. Мученик Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем. Глава 16// 20. Мученик Аристид, философ Афинский. Апология. О почитании Бога Всемогущего. Гл. XIII// Гл. XVII// 21. Мученик Иустин Философ. Апология первая//

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/23/...

Его отказ от прежней жизни был резким и полным. После Крещения он повел строгую аскетическую жизнь, роздал значительную частьсвоего имущества, не только отказался от чтения языческих авторов (жертва для образованного человека того времени тяжкая), но постарался вычеркнуть их из своей памяти; в его произведениях нет ни одной цитаты из латинских писателей; он занят теперь изучением Священного Писания . Его переход в христианство, конечно, вызвал в языческой среде немало и гневного, и сочувственного изумления; не прошло незамеченным появление нового брата и в христианской общине. Его строгая жизнь, обычай держать дом открытым: войти мог каждый, и «ни одна вдова не уходила от него с пустыми руками... всякий, нуждающийся в помощи сильного, обретал в нем покровителя» (Vita, 3); высокий уровень культуры, дар речи – такие люди встречались не часто. Киприана скоро посвятили в священники, а спустя короткое время, по всеобщему требованию, возвели в сан епископа, несмотря на энергичное его сопротивление. Такое быстрое продвижение вызвало зависть в церковных кругах. Мы не знаем, какие меры принял святитель Киприан по управлению Карфагенской Церковью , но об их духе можно судить по его письмам до Дециева гонения (1–4). Новый епископ руководит не только своей, Карфагенской Церковью: за советом и помощью к нему обращаются из разных африканских Церквей. Так, епископ какого-то маленького городка растерянно спрашивает, считать ли ему членом Церкви актера, который ушел со сцены (христианская Церковь принимала актеров только при этом условии), но завел у себя своего рода театральное училище: обучает молодежь актерскому искусству (письмо 2-е). В другом месте девиц, давших обет пожизненного девства, уличили в его нарушении. Епископ города, где случилась такая беда, спрашивает святителя Киприана: как быть с этими девицами? – Строго их наказать, отвечает Святитель, но если они не в силах держать свой обет, то лучше разрешить их от него, пусть выходят замуж (письмо 4-е). Стоит запомнить это, проникнутое строгостью и любовью, истинно пастырское отношение к грешникам: святитель Киприан видит не только вину, но и виновных, учитывает их положение, сообразуется с их духовными силами, хочет уберечь от грехов в дальнейшем. В многотрудном вопросе об отступниках, который коснется всего христианского мира, он сохранит ту же линию поведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Заседание началось с прочтения писем о крещении еретиков, которыми обменялись епископ Юбайан и святитель Киприан, послания предшествующего Собора Стефану и его угрожающего ответа. Затем святитель Киприан, как председатель Собора, обратился к присутствующим: «Вы слышали, дорогие коллеги, письмо епископа Юбайана, советовавшегося со мной о беззаконном и нечистом крещении у еретиков, и мой ответ, содержащий неоднократно высказываемое мною мнение, что грешников, возвращающихся в Церковь , должно крестить и освятить крещением в Церкви. Прочтено вам и другое письмо Юбайана, в котором он, искренний и благочестивый, не только выражает свое согласие со мной, но и благодарит меня за то, что теперь он наставлен. Теперь остается каждому из нас выразить свое мнение по этому поводу, никого не осуждая и не отлучая за иной образ мыслей. Никто из нас не поставляет себя епископом епископов и не принуждает, тиранически запугивая, своих коллег к непременному повиновению. Каждый епископ свободен и может пользоваться своей властью по своему усмотрению; он не может судить другого и другим не может быть судим. Подождем все суда Господа нашего Иисуса Христа, Который один имеет власть и ставить во главе Своей Церкви и судить о наших действиях». Затем каждый епископ (в протоколе названо имя и город, в котором он занимал кафедру) излагал свою «сентенцию». Мнения были единодушны. Протокол этого Собора позволяет составить географическую карту, показывающую, как сильно было распространено христианство в Африке; вместе с актами других Соборов он дает сведения еще более драгоценные: позволяет увидеть духовный облик ее предстоятелей. Эти люди знают, что они в ответе за каждую душу, вверенную их попечению, понимают, как велика их власть и как тяжела ответственность, поэтому вопрос о крещении еретиков, возвращающихся в Церковь , так горячо обсуждают, спрашивают, думают, спорят. И с прощением падших не все обстоит гладко: были споры и разногласия (см. письмо 55-е, к епископу Антониану). От их решения зависит судьба многих и многих; вернуть в Церковь отступников имеют право они.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010