Священномученик Поликарп, епископ Смирнский О происхождении священномученика Поликарпа и о первой половине его жизни нет достоверных сведений. Известно, что он был обращен ко Христу из язычества. По словам его ученика святителя Иринея Лионского , святитель Поликарп общался с апостолами и с многими из тех, кто видел Господа. Он был любимым учеником апостола Иоанна Богослова, им же он и был рукоположен во епископа Смирнского. Из собственных слов святителя известно, что он при императоре Антонине Пие прибывает в Рим, где обращает в православие многих последователей ереси Валентина и Маркиона. В 158 году у святителя Поликарпа возникли разногласия с Римским епископом Аникитой по поводу времени празднования Пасхи. Однако он не прервал с ним общения и всячески способствовал сохранению церковного мира. Несколько десятков лет святитель Поликарп управлял Смирнской церковью. В 167 году, в гонение императора Марка Антонина, святителя приговорили к сожжению, но пламя не тронуло святого мужа. Тогда язычники пронзили его мечом. До нас дошли следующие труды святителя Поликарпа: «Послание к Филиппийцам», «Послание к Афинской церкви», «Учение» и «Ответы» (последние изъясняют некоторые ответы Иисуса Христа). Святитель Киприан, епископ Карфагенский Фасций Цецилий Киприан родился в начале III века в семье богатого сенатора. Киприан стал знаменитым ритором, а также страстным любителем других наук. До 40 лет он был язычником. В 246 году, по убеждению пресвитера Цецилия, он принял святое крещение и совершенно переменился в жизни: стал строгим подвижником, имущество свое раздавал бедным, много времени посвящал молитве и изучению Священного Писания. Источник. Через два года после крещения он был поставлен во пресвитеры, а еще через год, против своего желания, избран епископом Карфагенским. В гонение императора Декия (250 г.) святитель Киприан скрывался и своими посланиями укреплял слабых в вере. Когда гонение ослабло, святитель стал прилагать все усилия для уврачевания нестроений, вызванных расколами Новата и Фелициссима. В 257 году, в гонение императора Валериана, святитель Киприан был заточен в темницу и через год принял мученическую смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Конечно, во время этого гонения Церковь дала множество мучеников. Но главной новостью оказалось буквально массовое отступничество. Отпали очень многие, причем не только принесшие жертву, но и подкупившие магистров. «Страх поразил всех, - писал епископ Дионисий Александрийский, - многие и не из маловажных явились сразу; одни - уступая страху, другие, будучи чиновниками, - по обязанности службы, третьи - увлекаемые окружением. Одни были бледные и дрожащие, как будто не они должны были принести жертву, а их самих приносили в жертву идолам, и потому над ними смеялась толпа...» Та же картина в письмах Киприана Карфагенского: «Были такие, что не ждали вызова, чтобы подняться на Капитолий, ни вопроса, чтобы отречься... Сами они бежали на форум, спешили к смерти, как бы давно уже хотели этого... И предел преступления - детей тащили родители, чтобы те с первого возраста потеряли то, что получили на дороге жизни». Гонение быстро пронеслось. Перед Церковью встал серьезный вопрос, что же делать с «падшими», которые осознали свое падение и теперь молили о возвращении в Церковь. Уже в начале века признавалось «второе покаяние». Однако теперь то, что раньше рассматривалось как исключение, стало массовым явлением. Учитывая всю важность мученичества для Церкви, можно понять, почему вопрос о падших вызвал длительную смуту. Значительную роль в этой смуте сыграли «исповедники», т.е. те, которые исповедовали Христа перед властями, претерпели мучения, но по той или иной причине не погибли. 2. Св. Киприан Карфагенский (200/210-258), как и Тертуллиан, родился в языческой семье, также был адвокатом и профессором риторики (словесности). Он так описывает свое обращение, происшедшее уже в зрелом возрасте: «Дух, снизошедший с неба, сделал из меня нового человека через второе рождение. И сразу же, чудесным образом, уверенность смыла сомнения». Вскоре он стал пресвитером, а затем епископом по единодушному требованию всех карфагенян, хотя был и второй кандидат - более заслуженный пресвитер Новат. Это послужило поводом для личной неприязни со стороны Новата.

http://sedmitza.ru/lib/text/434694/

Весьма важный вклад в осмысление проблемы примата и патриаршества внес священномученик Иларион (Троицкий). В «Очерках по истории догмата о Церкви» он проанализировал труды священномученика Киприана Карфагенского и пришел к выводу, что из его текстов вовсе не явствует признание примата Римского папы, напротив. Характерна его позиция относительно слов отцов Собора 256 года: «Никто не должен из нас делать себя епископом епископов или тираническими угрозами принуждать своих коллег к необходимости подчинения, ибо каждый епископ в силу свободы и власти имеет право своего собственного выбора и как не может быть судим другим, так и сам не может судить другого, но будем ожидать суда Господа нашего Иисуса Христа, Который один только имеет власть поставить нас для управления Своей Церковью и судить о наших действиях» . Католические богословы пытались доказать, что речь здесь идет не о папе Стефане, но о возглавителе Поместной Церкви. В ответ автор вполне справедливо замечает, что даже если это и так, то это высказывание касается и папы Стефана. Священномученик Иларион особо останавливается на первенстве апостола Петра как на основе власти всего епископата, а не только Римского епископа: святитель Киприан учит о том, что во главе каждой общины стоит епископ как преемник апостола Петра; таким образом, primatum Petri распространяется на все кафедры, а не только на Римскую. Критику римского примата и учения о непогрешимости священномученик Иларион дает в своей статье «Христианства нет без Церкви»: «Истина и спасение даны любви, то есть Церкви – таково церковное сознание. Латинство, отпав от Церкви, изменило этому сознанию и провозгласило: истина дана отдельной личности папы – пусть одному папе, но все же отдельной личности без Церкви; и папа же заведует спасением всех. Протестантизм только возразил: почему же истина дана одному лишь папе? – и добавил: истина и спасение открыты всякой отдельной личности независимо от Церкви. Каждый отдельный человек был произведен в непогрешимые папы» . Таким образом, по мнению святителя Илариона, догмат о непогрешимости папы не только выводит его самого за пределы Церкви, но и разрушает саму Церковь. Здесь священномученик Иларион углубляет и развивает точку зрения Хомякова.

http://pravoslavie.ru/34669.html

Его отказ от прежней жизни был резким и полным. После Крещения он повел строгую аскетическую жизнь, роздал значительную частьсвоего имущества, не только отказался от чтения языческих авторов (жертва для образованного человека того времени тяжкая), но постарался вычеркнуть их из своей памяти; в его произведениях нет ни одной цитаты из латинских писателей; он занят теперь изучением Священного Писания . Его переход в христианство, конечно, вызвал в языческой среде немало и гневного, и сочувственного изумления; не прошло незамеченным появление нового брата и в христианской общине. Его строгая жизнь, обычай держать дом открытым: войти мог каждый, и «ни одна вдова не уходила от него с пустыми руками... всякий, нуждающийся в помощи сильного, обретал в нем покровителя» (Vita, 3); высокий уровень культуры, дар речи – такие люди встречались не часто. Киприана скоро посвятили в священники, а спустя короткое время, по всеобщему требованию, возвели в сан епископа, несмотря на энергичное его сопротивление. Такое быстрое продвижение вызвало зависть в церковных кругах. Мы не знаем, какие меры принял святитель Киприан по управлению Карфагенской Церковью , но об их духе можно судить по его письмам до Дециева гонения (1–4). Новый епископ руководит не только своей, Карфагенской Церковью: за советом и помощью к нему обращаются из разных африканских Церквей. Так, епископ какого-то маленького городка растерянно спрашивает, считать ли ему членом Церкви актера, который ушел со сцены (христианская Церковь принимала актеров только при этом условии), но завел у себя своего рода театральное училище: обучает молодежь актерскому искусству (письмо 2-е). В другом месте девиц, давших обет пожизненного девства, уличили в его нарушении. Епископ города, где случилась такая беда, спрашивает святителя Киприана: как быть с этими девицами? – Строго их наказать, отвечает Святитель, но если они не в силах держать свой обет, то лучше разрешить их от него, пусть выходят замуж (письмо 4-е). Стоит запомнить это, проникнутое строгостью и любовью, истинно пастырское отношение к грешникам: святитель Киприан видит не только вину, но и виновных, учитывает их положение, сообразуется с их духовными силами, хочет уберечь от грехов в дальнейшем. В многотрудном вопросе об отступниках, который коснется всего христианского мира, он сохранит ту же линию поведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Казанский. Монашество=Казанский НЕ. История православного монашества на Востоке. Ч. 1. М., 1854. Казанский. Власть=Казанский П.Е. Власть Всероссийского Императора. Одесса, 1913. Каллист=Каллист, иеромонах. Номоканон св. Фотия, патриарха Константинопольского . М., 1899. Канонизация–20=Канонизация святых в 20 веке. М., 1999. Карамзин=Карамзин H. M. История Государства Российского. Т. 1. Изд. 1. СПБ., 1816. Карташев. История=Карташев A.B. Очерки по истории Русской Церкви. В 2 т. Париж, 1959. Киприан=Киприан, священномученик, епископ Карфагенский. Творения. Т. 1. Киев, 1891. Конституции=Конституции государств Европейского Союза. М., 1997. Коркунов. Теория права=Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПБ., 1908. Красножен= Красножен М. Толкователи канонического кодекса Восточной Церкви: Аристин, Зонара и Вальсамон. Юрьев, 1911. Л’Юилье= Петр (Л’Юилье ), архиепископ. Правила первых четырех Вселенских Соборов. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. Макарий. История= Макарий (Булгаков ), митрополит. История Русской Церкви. Кн.2, М., 1995. Мышцын.= Мышцын В. Устройство христианской Церкви в первые два века. Сергиев Посад, 1909. Наследование=Наследование Российского Императорского Престола. Изд. 2-е. М., 1999. Неволин=Неволин В. Полн. собр. соч. Т. 6. M., 1859. Никодим. Право=Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право. СПб., 1897. Никодим. Толкования=Никодим (Милаш), епископ Далматино-Истрийский. Правила Православной Церкви с толкованиями. Т. 1–2, Троице-Сергиева лавра, 1996. Николин=Николин Алексей, священник. Церковь и государство. (История правовых отношений). М., 1997. Номоканон БТ=Номоканон при Большом требнике. О должностях=Книга о должностях пресвитеров приходских. Одинцов=Одинцов М.И. Государство и Церковь . 1917–1938. М., 1991. Определения 1917–1918=Определения и постановления Священного Собора Православной Российской Церкви. 1917–1918. М., 1994. Опыты=Учебно-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Киевской духовной академии. 1912 г. Киев, 1913.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В первую очередь нужно упомянуть тех святых отцов и учителей Церкви, которым было отведено наиболее значительное место в магистерской диссертации нашего автора. Это священномученик Ириней Лионский, Тертуллиан, священномученик Киприан Карфагенский и блаженный Августин. Кроме того, сам владыка Иларион называл святых отцов, писания которых повлияли на его сотериологические воззрения, связанные непосредственным образом с экклезиологией: «Учение о спасении, – писал он, – я почерпал у святого Иринея Лионского, у святого Афанасия Великого, у святого Григория Богослова, у святого Григория Нисского, у святого Кирилла Александрийского, у преподобного Иоанна Дамаскина, во всех наших богослужебных книгах, где говорят вдохновенные песнописцы древней Церкви» . В настоящей статье предлагается обзор преимущественно тех богословских идей, которые были восприняты архиепископом Иларионом из литературного наследия перечисленных церковных писателей . Священномученик Ириней Лионский Вочеловечивание Бога имеет своей целью обожение человека Центральной, можно сказать, ключевой темой богословия священномученика Иринея Лионского являлась тема Боговоплощения. Тех, кто не признавал необходимости для нашего спасения Боговоплощения, через которое «должно осуществиться совершенство нашего человечества», епископ Лионский причислял к маловерам . Признание полноты Божественной и человеческих природ в Иисусе Христе было тем краеугольным камнем, о который разбивались философские фантазии гностиков. А обличение их заблуждений стало основной задачей литературной деятельности святителя Иринея. Именно на вере в Боговоплощение основывает он наше спасение во Христе: «Но чем казался, то Он и был, – Бог, восстановляющий в Себе древнее создание человека, чтобы убить грех и упразднить смерть и оживить человека: и поэтому-то истинны дела Его» . Упразднение же греха и смерти и оживление человека во Христе достигаются не иначе, как через обожение, поскольку вочеловечивание Бога имеет своей целью обожение человека: «Ибо для того Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий – Сыном Человеческим, чтобы (человек), соединившись с Сыном Божиим и получив усыновление, сделался сыном Божиим» .

http://pravoslavie.ru/80848.html

Первенствующая роль епископа, по учению ранних отцов, обусловлена тем, что он занимает место Христа в евхаристическом собрании. Именно это понимание объясняет тот факт, что так называемый монархический епископат — один епископ в каждой евхаристической общине или Церкви — стал общепринятым в Древней Церкви . Будучи единоличным возглавителем Церкви данного места, епископ тем не менее управляет Церковью не единолично, а в соработничестве с пресвитерами и диаконами. Епископ не обладает церковной властью или авторитетом сам по себе, в силу полученного им сана: он является священнослужителем внутри местной церковной общины, которая доверила ему это служение. Вне церковной общины служение епископа теряет смысл и действенность. Работая над кандидатской диссертацией в Ленинградской духовной академии, будущий Патриарх Кирилл уделил особое внимание учению Игнатия Богоносца о роли епископа в Церкви. Он отмечает, что в своей основе епископское служение сохранило те основные черты, которые сформировались уже во II веке. « Я не думаю, что роль епископа в Православной Церкви претерпела какое-то радикальное изменение в сравнении с тем, как представлял себе епископское служение священномученик Игнатий. В православной традиции епископ является пастырем и совершителем Таинств, вокруг которого объединена Церковь и который приносит ей свое служение. И сегодня, как и в древности, епископ несет особую ответственность за отношение своей общины к внешнему миру, за сохранение ее внутреннего единства. От епископата на протяжении всей истории требовались мужество и мудрость, а в особых случаях — и способность принести себя в жертву, оставаясь верным Господу и своей пастве. Так было во времена священномученика Игнатия, так было в ХХ веке в истории Русской Церкви. Так должно быть всегда и везде, где исповедание Церковью веры в Триединого Бога вызывает неприятие, осуждение или даже агрессию со стороны тех, кто имеет реальную власть в этом мире » . Свое видение епископского служения будущий Патриарх Кирилл с большой полнотой раскрыл в речи при наречении во епископа Выборгского, произнесенной 13 марта 1976 года. « Многогранно и широко по своему содержанию служение епископское , — говорил тогда будущий Патриарх. — Епископ — предстоятель Поместной Церкви, блюститель веры и нравственности, раздаятель благодати Божией, преемник апостолов. Сколь значительно служение это для спасения человеческого, если святой Киприан Карфагенский дерзнул сказать, что Церковь во епископе и епископ в Церкви, и кто не с епископом, тот вне Церкви. Это означает, что именно на епископе сосредотачивается ответственность за сохранение веры и соблюдение в чистоте кафолического Предания в Поместной Церкви » .

http://bogoslov.ru/article/521536

Недаром один из основоположников экклесиологии (науки о Церкви) священномученик Киприан Карфагенский (III в.) так настойчиво призывал христиан: «Бог один, и один Христос, одна Церковь Его, и вера одна, и один народ, совокупленный в единство тела союзом согласия». А еще раньше священномученик Игнатий Богоносец писал в своем послании к смирнянам: «Где является епископ, там да будет народ, а где Иисус Христос, там кафолическая Церковь» (8, 2). Это правило — «где епископ, там и Церковь» — издревле стало частью живого церковного Предания и неизменно соблюдалось и соблюдается до нынешнего времени. И практический эффект — да простится такое словоупотребление — от укрепления этого единства трудно переоценить. Примером из новейшей истории Русской Церкви может служить любая поездка Предстоятеля Русской Церкви, например, прошлогодний визит Святейшего Патриарха Алексия в Латвию. Сам по себе визит был довольно насыщенным: в программе присутствовали и встречи с руководителями Латвийской Республики, и участие в торжественных государственном приеме, но центром и смысловым стержнем всей той поездки было совершение богослужения — начиная с первых же часов пребывания Патриарха на Латвийской земле. Можно по-разному оценивать итоги того визита — говорить о политических вопросах, которые поднимались в ходе встреч с президентом Латвии В. Вике-Фрейбергой и другими руководителями республики, пытаться увязать церковную тематику с проблемой российско-латвийских отношений в целом — но нельзя не заметить, что самым непосредственным результатом того посещения стало бурное развитие церковной жизни в стране. Поэтому, когда журналисты светских изданий и агентств иногда спрашивают — зачем Патриарх посещает ту или иную епархию — ответ почти всегда очевиден, как ни привычно он может выглядеть: Предстоятель Русской Церкви едет в епархии для того, чтобы помолиться вместе с верующим народом. Помолиться «о мире всего мира, о благостоянии Святых Божиих Церквей» — о том самом церковном единстве, которое Святые отцы почитали ценнейшим сокровищем и которое заповедали свято хранить.

http://patriarchia.ru/db/text/253967.htm...

В основе церковного устройства и управления должно лежать 34-ое Апостольское правило, которое гласит, что  «Епископам всякого народа подобает знати перваго в них, и признавати его якоглаву, и ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения... но и первый ничего да не творить без разсуждения всех». Было указано, что против этого основного канона погрешили как иерархи, сделавшие себя слепым орудием богоборческой власти в так наз. Советском Союзе, так и иерархи, отколовшиеся от единой Русской Церкви заграницей. Епархиальное Собрание высказало решительное осуждение, как самочинно отделившимся от Русской Церкви, так и подчинившим Св. Церковь безбожной диктатуре, вопреки принципу подлинной соборности, столь ясно выраженному в вышеприведенном 34-м Апостольском правиле. Как во главе всей Поместной Церкви, так и во главе каждой отдельной части ее, законно Соборной Властью определенной, стоит Апостольский преемник – Епископ.  Без Епископа,  как ясно учат Мужи Апостольские и Святые Отцы,  нет Церкви. «Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам»,  учит современник Св. Апостолов священномученик Игнатий Богоносец ,  Епископ Антиохийский (По преданию, бывший тем дитятею, которое взял на руки Господь Иисус Христос, уча Апостолов смирению, как разсказывается об этом в Евангелии Марк. 9: 33–37 ) в своем послании к св. Поликарпу Смирнскому (Гл. VI). «Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви»   (Он же в послании к Смирнянам гл. VIII). «Кто будет почитать себя больше епископа, тот пропал совершенно»   (Послание к Поликарпу его же гл. V). «Делающий что-нибудь без ведома епископа служит диаволу»   (Послание к Смирнянам IX гл.). «Епископ в Церкви, и Церковь в Епископе»,  учит священномуч.  Киприан Карфагенский : «и если кто не с епископом, тот вне Церкви». Во главе отдельных Приходов, являющихся малыми церквами, стоят Пастыри – Священники. Они поставляются Епископом, как его помощники и проводники его Апостольской власти. Как Епископы являются вдохновителями и устроителями всей Церкви, так и Священники, находящиеся в каноническом подчинении и послушании у своих Епископов, являются устроителями и ответственными руководителями малых церквей – приходов. Верующие миряне, избираемые в церковно-приходские советы, согласно определению Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 г. г. как это ясно видно из Введения к выработанному этим Собором Приходскому Уставу, отнюдь не являются какими-то полновластными распорядителями, или «правлением» прихода, а всего лишь «ближайшими помощниками своего пастыря и проводниками его начинаний в приходе», причем избираться они должны не по какому-либо иному признаку (напр. партийному), как только по признаку своего подлинного христианского благочестия и усердия к церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

По возвращении в Пензу, я был рукоположен сначала в диакона, а затем в священника и назначен ректором Пензенского православного духовного училища. К сожалению, недолго пришлось нести послушание под мудрым руководством владыки Серафима, которого Господь призвал в Свои небесные обители в 2000-м году. С этого момента началось мое соработничество с владыкой Варсонофием , бывшем тогда временно управляющим Пензенской епархией . Именно он открыл Пензенское духовное училище, исполнив давнее желание безвременно скончавшегося владыки Серафима. Имея сильное желание не только целиком и полностью посвятить себя служению Церкви, но и испытать тесный путь аскезы, отбросив мирские попечения, 24 августа 2003 года я принял монашеский постриг с именем Климент в честь священномученика Анкирского. Помимо заботы о духовном училище, на меня было возложено послушание настоятеля воинского храма св. Александра Невского при Артиллерийском институте г. Пензы. Впоследствии я был назначен настоятелем Вознесенского кафедрального Собора города Кузнецка, а также помощником управляющего Пензенской епархией по делам благочиний. Тщательно исполняя возложенные на меня послушания в Пензенской епархии, я всегда сохранял в моем сердце надежду когда-нибудь послужить своей малой родине Мордовии. Поэтому я с горячим сердцем откликнулся на возникшую потребность в помощи владыке Варсонофию, вверившему мне в управление Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь г. Саранска. С великим благодарением Богу и Его святому угоднику Иоанну Богослову воспринял я новое послушание, потому что Господь исполнил сокровенное желание души моей потрудиться в родной Мордовии. И вот теперь я призван Вашим Святейшеством и всем освященным Собором к епископскому служению. С чем можно сравнить дар Святого Духа, изобильно изливающийся со времен апостольских на избранных служить архипастырями и учителями народа Божиего блюсти единство Тела Христова, Святой Матери-Церкви? Святитель Киприан Карфагенский говорит: «Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере». Поставленный на такую свещницу церковного служения, по слову святителя Иоанна Златоуста, епископ должен «… содержать Церковь в великом благосостоянии и превосходной красоте, всюду наблюдать, чтобы ничто не повредило доброты и благолепия этой Церкви…», не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного (Ефес. 5, 27). Епископ должен представлять это Тело достойным блаженной Его Главе Христу по мере сил человеческих. Именно за Церковь, собирающую расточенные чада Божия, Господь наш Иисус Христос пролил Свою драгоценную кровь. И это сокровище Он вверил апостолам и их преемникам епископам.

http://patriarchia.ru/db/text/951724.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010