И в Евангелии от Иоанна говорится: «аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие. Рожденное от плоти, плоть есть; и рожденное от Духа, дух есть» ( Ин.3:5–6 ). XIII. Что ветхое иго отымется и дастся иго новое В псалме втором: «вскую шаташася языцы и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их» ( Пс.2:1–3 ). Также в Евангелии от Матфея Господь говорит: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть» ( Мф.11:28–30 ). У Иеремии: «в той день... сокрушу ярем с выи их и узы их расторгну; и не послужат тии ктому чуждим, но послужат тии Господу Богу своему, и Давида царя их возставлю им» ( Иер.30:8–9 ). XIV. Что ветхих пастырей заменят новые У Иезекииля: «сия глаголет Адонаи Господь: се, Аз на пастыри, и взыщу овец Моих от рук их, и отставлю я от паствы овец Моих и не будут пасти их пастырие... и отъиму овцы Моя из уст их... и упасу я с судом» ( Иез.34:10, 16 ). У Иеремии Господь говорит: «и дам вам пастыри по сердцу Моему, и упасут вас разумом и учением» ( Иер.3:15 ). У Иеремии же: «слышите, языцы, слово Господне и возвестите во островех дальних и рцыте: развеявый Израиля соберет его и снабдит его, яко пастырь стадо свое; яко избави Господь Иакова и изъят его от руки сильнейших его» ( Иер.31:10–11 ). XV. Что Христос будет храмом и домом Божиим, – ветхий храм разорится и постановится новый Во Второй книге Царств: «бысть слово Господне к Нафану глаголя: иди и рцы рабу Моему Давиду: сия глаголет Господь: не ты созиждеши Мне дом, еже обитати Мне... И будет егда исполнятся дние твои и уснеши со отцы твоими, и возставлю семя твое по тебе, иже будет от чрева твоего, и уготовлю царство его. Той созиждет дом имени Моему и управлю престол его до века; Аз буду ему во отца и той будет Ми в сына; ... и верен будет дом его и царство его до века предо Мною» ( 2Цар.7:4–5, 7:12–14, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

У Исаии: «и приложи Господь глаголати ко Ахазу, рекий: проси себе знамения от Господа Бога твоего во глубину или в высоту. И рече Ахаз: не имать просити, ниже искушу Господа. И рече: слышите убо, доме Давидов: еда мало вам есть труд даяти человеком и како даете Господеви труд? 3 Сего ради даст Господь Сам вам знамение: се, Дева во чреве зачнет и родит Сына и наречеши имя ему Еммануил: масло и мед снесте, прежде неже разумети ему изволити злая или избирати благое» ( Ис.7:10–15 ). Бог предсказал, что от жены произойдет семя, которое сотрет главу змия, – в книге Бытия: «и рече Господь Бог змию: яко сотворил еси сие, проклят ты от всех скотов и от всех зверей земных; на персех твоих и чреве ходити будеши, и землю снеси вся дни живота твоего. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя; той твою блюсти будет главу, и ты блюсти будеши его пяту» ( Быт.3:14–15 ). X. Что Христос будет человеком и Богом для того, чтобы Ему быть посредником между нами и Отцом У Иеремии: «человек есть, и кто познает Его?» ( Иер.17:9 ). Также в книге Чисел: «возсияет звезда от Иакова и возстанет человек от Исраиля» ( Чис.24:17 ). А несколько выше: «изыдет человек от семене его, и обладает языки многими, и возвысится паче Гога царство его, и возрастет царство его. Бог изведе его из Египта, якоже слава единорога ему; пояст языки враг своих и тельцы их измождит и стрелами своими устрелит врага. Возлег почи яко лев и яко скимен; кто возбудит Его? Благословящии тя благословени, и проклинающии тя прокляти» ( Чис.24:7–9 ). Тоже у Исаии: «Дух Господень на мне, его же ради помаза мя, благовестити нищым посла мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно и день воздаяния» ( Ис.61:1–2 ). И потому в Евангелии от Луки Ангел Гавриил говорит к Марии: «и отвещав Ангел рече Ей: Дух святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя; темже и раждаемое свято, наречется Сын Божий» ( Лк.1:35 ). Также в Первом послании Павла к Коринфянам: «первый человек от земли перстен, вторый человек Господь с небесе. Яков перстный, такови и перстнии; и яков небесный, тацы же и небеснии; и якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся во образ небеснаго» ( 1Кор.15:47–49 ). XI. Что Он имел родиться по плоти от семени Давидова

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Христианская традиция видит в истории потопа прежде всего прообраз крещения. Это толкование присутствует уже в Новом Завете: апостол Пётр говорит о том, что Христос был умерщвлен по плоти, но ожил духом, «которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» ( 1Пет.3:18–21 ). Выражение διεσθησαν δι’ δατος, переданное в Синодальном переводе словами «спаслись от воды», буквально означает «спаслись через воду» («спаслись посредством воды»). Библейский потоп, таким образом, является прообразом очищения, получаемого в Крещении. По словам Григория Богослова , «благодать и сила Крещения не потопляет мир, как некогда, но очищает грех в каждом человеке, и совершенно смывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную повреждением» 1118 . Ной в ковчеге Метрический парафраз книг Бытия и Исхода Георгия Хумна. Ок. 1600 г. (Британская библиотека, Лондон. Add MS 40724. Fol. 22r.) Сам Ной воспринимается как один из ветхозаветных прообразов Христа, а его ковчег – как прообраз Церкви. «Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева», подчеркивает священномученик Киприан Карфагенский 1119 . По словам блаженного Августина , «Ной есть прообраз Христа» 1120 , а ковчег, изготовленный из дерева, «служит образом странствующего в этом веке града Божия, то есть Церкви, получившей спасение посредством дерева, на котором был распят “посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус” ( 1Тим.2:5 )» 1121 . Завет, заключенный Богом с Ноем, в свою очередь, является прообразом того Нового Завета, который Бог заключил с людьми через Своего Единородного Сына. К этому событию вела вся последующая история человечества: Наконец, когда, по умножении в последующее время рода человеческого и уклонении его к нечестию, Бог увидел, что раны неизлечимы, то истребил творящих зло, словно некую вредную закваску, оставив этого праведника с тем, чтобы он стал корнем и начатком рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся ( Дан.3:16–18 ). Хотя они верили, и знали, что ради веры своей могут избавиться от настоящей казни: при всем том, они не захотели сим тщеславиться, и приписывать это собственным силам; а потому и сказали: если же и не будет того, дабы, т. е., подвиг не потерял сколько-нибудь своей цены, не быв запечатлен страданием. Хотя они и говорили, что Бог все может сделать; однако, они не полагались на то, и не показывали желания освободиться от настоящего бедствия, а помышляли о славе вечной свободы и безопасности. Воодушевляясь такою верою, и размышляя о ней день и ночь, стремясь всем сердцем к Богу и презирая настоящее, будем и мы помышлять только о будущем, о радостях в царстве небесном, о сретении и объятиях Господа нашего, и о лицезрении Божием. Следуйте же во всем Рогациану – сему дивному старцу, указавшему вам собственной доблестью путь к славе нашего времени; ибо он вместе с Фелициссимом, мужественным и доблестным братом нашим, выдержав нападение неистовствующего народа, наперед приготовил для вас пристанище в темнице, и, как некий распорядитель, предварил вас своим в нее заключением. Мы не перестаем молить Бога, да совершит Он сие в вас, да приведет к концу это благое начало. Удостоив вас исповедничества, да дарует вам и венец победный. Братия возлюбленные и блаженнейшие! желаю вам всегда возмогать о Господе, и получить венец славы небесной. Священномученика Киприана, Епископа Карфагенского письмо к исповедникам Киприан Моисею, и Максиму, и прочим исповедникам и братиям желает здравия. Братия возлюбленные! И всех вас вместе, и каждого порознь приблизил к нашему сердцу пришедший к нам Целерин, сподвижник вашей веры и доблести, ратоборец Божий в знаменитых сражениях; с его пришествием я, как бы, всех вас увидел; и когда он мне так приятно и так часто рассказывал о вашей ко мне любви, то в его речах я слышал, как бы, вас самих.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Глава 12 Повествование снова отступает от хронологии, и описываемые далее видения  глав 12–19 в очередной раз возвращают нас назад и показывают некоторые события, имеющие совершиться в самом конце времен. Это видения: жены – Церкви; антихриста и лжепророка; Агнца на горе Сион; излияния семи чаш гнева Божия; суда над Вавилоном; явления Христа на белом коне; битвы Армагеддон. 1 И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. «великое знамение» – сказано о великой важности и глубоком смысле видения Иоанна. «жена, облеченная в солнце» – под женой большинство отцов понимало Христову Церковь.  Церковь облечена в Солнце правды, то есть в Христа: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27). «под ногами ее луна» – луна есть символ преходящего и изменчивого земного мира. То, что она расположена под ногами жены, означает победу, торжество Церкви над миром. Апостол Иоанн в другой своей книге говорит: «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5, 4).  «венец из двенадцати звезд» – ветхозаветная Церковь происходит от двенадцати патриархов, а новозаветная – от двенадцати апостолов. Некоторые под женой, облеченной в солнце, понимали Матерь Божию. Действительно, многие черты (но не все) этой таинственной жены приложимы и к Пресвятой Деве. Поэтому оба эти толкования можно совмещать. Однако главным и более точным является все же первое: жена есть Церковь Христова.  2 Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения. Церковь – мать, она рождает Христу детей для жизни вечной, рождает от Его семени – от Слова Божия. 96 96 Ср.: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец» – священномученик Киприан Карфагенский.  Совершаемое в Церкви таинство Крещения есть не что иное, как рождение «водой и духом». Смысл всей церковной жизни состоит в том, чтобы Духом Святым родить нового человека для Будущего века. И такое рождение совершается в трудах, скорбях и муках. Апостол Павел говорит: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4, 19) 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Четвёртая (лишь по очерёдности, но не по важности!) составляющая духовной жизни – регулярное приступание к церковным таинствам. Здесь нельзя не вспомнить слова Христа: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём ( Ин. 6:53–56 ). Святое Причащение, или Евхаристия (от греч. «благодарение»), – таинство таинств, стержень церковного богослужения, основа христианской духовной жизни и фундамент, без которого невозможно спасение. О важности Евхаристии, других церковных таинств и вообще церковной жизни точно, всеобъемлюще и ярко сказал священномученик Киприан Карфагенский : «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь ». Господь Иисус Христос неоднократно говорил о том, что путь к Нему открыт для всех. Когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе ( Ин. 12:32 ), – обещает Он в одном месте Евангелия. Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас ( Мф. 11:28 ), – призывает в другом. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим. 2:4 ), – возвещает апостол Павел. Нет для Бога ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос ( Кол. 3:11 ). Совсем иное представление о духовной жизни в йоге. Прежде всего оно связано с такими понятиями индийской философии, как дхарма и варны. Дхарма (санскр. «правило, закон, учение») в широком смысле – это духовный закон, правда, праведность. В более узком – правила жизни, обязанности, ритуал. Варны (санскр. «цвет, краска») – общественные (социальные) классы, сословия или касты в Индии. Древнеиндийское общество делилось на четыре основные касты: брахманы (жрецы), кшатрии, или раджаньи (воины), вайшьи (земледельцы, позже к ним добавились торговцы, скотоводы, ремесленники) и шудры (рабы, слуги, позднее наёмные работники). Такое разделение на варны, согласно «Ригведе», установили боги, когда приносили себе в жертву Пурушу – «рождённого в начале»:

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Вместе с тем, по мысли святителя Григория, человеку во время таких разрешаемых Богом диавольских нападений вообще не следует страшиться сатаны: «не нужно бояться того, кто силен только тогда, когда ему разрешают» 226 ; ведь все то злое, что происходит с нами, – в том числе и искушения – Бог попускает ради нашей пользы: нравственного исправления или духовного совершенствования. Итак, именно ради достижения Иовом еще большей славы святости Бог и попускает страдания праведника – в ответ на просьбу сатаны разрешить ему искусить Иова: И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей ( Иов. 1:12 ). О значении подобных, попускаемых Богом, искушений человека – в их взаимосвязи с историей Иова – священномученик Киприан Карфагенский пишет так: сатане «...власть над нами дается с двоякой целью: или для наказания, когда мы грешим, или для славы, когда испытываемся, как это и сделано было относительно Иова, по ясному указанию Бога, говорящего: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей ( Иов. 1:12 )» 227 . О пользе искушения для праведников ярко пишет и святитель Григорий Великий : «Даже если сатана и смущает добродетели души, то он... не поражает сердца благих людей до глубины. Ему настолько дозволено бушевать против них, насколько это необходимо, чтобы они укрепились, возросши в искушениях, чтобы не приписывали своим силам те добрые дела, которые они совершают; чтобы они не потерялись в бездействии от излишней безопасности и не ослабевали бы при нападении страха. И для своего преуспеяния настолько более бдительно несли стражу, насколько чаще видели бы себя стоящими против врага в борьбе с искушениями» 228 . Бог попускает диаволу напасть на Иова, терзать и мучить его, довести его до самых глубоких бездн горя и отчаяния парадоксальным образом именно потому, что заботится о его славе и духовной пользе, о радости его будущего земного богообщения и небесной – уже в перспективе новозаветной реальности – богопричастности. Так, по словам Оригена , «что касается святых, то им хорошо [и] то, что против них, ибо они могут одержать над ним победу и, победив, стяжать у Бога еще большую славу. Вообще, когда диавол попросил, чтобы ему была дана власть на Иова (ср.: Иов. 1:9 ), то нападающий на Иова противник стал ему причиной сугубой славы после победы [над ним] (ср.: Иов. 42:10 ). Это доказывается тем, что то, что Иов потерял здесь, получил назад вдвойне; подобным [же] образом он имеет получить и в небесных [кровах]» 229 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

В книге Бытия: «Бог искушаше Авраама и рече ему: ... поими сына твоего возлюбленнаго (единородного), егоже возлюбил еси, Исаака, и иди на землю высоку и вознеси его тамо во всесожжение, на едину от гор, ихже ти реку» ( Быт.22:1–2 ). И в книге Второзакония: «искушает Господь Бог твой вас, еже уведети, аще любите Господа Бога вашего, всем сердцем вашим и всею душею вашею» ( Втор.13:3 ). О том же и в книге Премудрости Соломона: «пред лицем человеческим аще и муку приимут, упование их безсмертия исполнено; и вмале наказани бывше, великими благодетельствовани будут, яко Бог искуси их...; и яко всеплодие жертвенное прият я; и во время посещения их возсияют...; судят языком и обладают людьми, и воцарится в них Господь во веки» ( Прем.3:4–8 ). О том также и в 1-й книге Маккавейской: «Авраам не во искушении ли обретен есть верен и вменися ему в правду?» ( 1Мак.2:52 ). XVI. О благе мученичества У премудрого Соломона: «избавит от злых душу мученик 11 верен " ( Притч.14:25 ). У него же в другом месте: «тогда станет в дерзновении мнозе праведник пред лицем оскорбивших его и отметающих труды его. Видящии смятутся страхом тяжким и ужаснутся о преславнем спасении его, и рекут в себе кающеся и в тесноте духа воздыхающе: сей бе, егоже имехом некогда в посмех и в притчу поношения. Безумнии, житие его вменихом неистово и кончину его бесчестну. Како вменися в сынех Божиих и во святых жребий его есть? Убо заблудихом от пути истиннаго и правды свет не облиста нам и солнце не возсия нам; беззаконных исполнихомся стезь и погибели, и ходихом в пустыни непроходимыя, пути же Господня не уведехом. Что пользова нам гордыня? и богатство с величанием что воздаде нам? Преидоша вся она, яко сень» ( Прем.5:1–9 ). О том же в псалме 115: «честна пред Господем смерть преподобных Его» ( Пс.115:6 ). И в псалме 125: «сеющии слезами, радостию пожнут. Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя; грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя» ( Пс.125:5–6 ). О том самом в Евангелии от Иоанна: «любяй душу свою погубит ю; и ненавидяй души своея в мире сем в живот вечный сохранит ю» ( Ин.12:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Также в Апокалипсисе: «и двадесять и четыре старцы, пред Богом седящия на престолех своих, падоша на лица своя и поклонишася Богу, глаголюще: хвалим Тя, Господи Боже Вседержителю, иже сый и бе и грядый, яко приял еси силу Твою великую и воцарился еси. И языцы прогневашася и прииде гнев Твой и время мертвым суд прияти, и дати мзду рабам Твоим пророкам и святым и боящимся имене Твоего, малым и великим, и растлити растлившыя землю» ( Откр.11:16–18 ). И в другом месте Апокалипсиса: «и видех инаго Ангела паряща посреде небесе, имущаго Евангелие вечно благовестити живущим на земли и всякому племени и языку и колену и людем, глаголюща гласом великим: убойтеся Бога и дадите Ему славу, яко приидет час суда Его, и поклонитеся сотворшему небо и землю, и море и источники водныя» ( Откр.14:6–7 ). И еще там же: «и видех яко море сткляно смешено со огнем и победившыя зверя и образ его и начертание его и число имене его, стоящия на мори сткляном, имущыя гусли Божии. И пояху песнь Моисея раба Божия и песнь агнчу, глаголюще: велия и дивна дела Твоя, Господи Боже Вседержителю; праведни и истинни путие Твои, Царю святых. Кто не убоится тебе, Господи, и прославит имя Твое? Яко един преподобен еси; яко вси языцы приидут и поклонятся пред Тобою, яко оправдания твоя явишася» ( Откр.15:2–4 ). Также у Даниила: «и бе муж, живый в Вавилоне, имя же ему Иоаким, и поя жену, ей же имя Сосанна, дщерь Хелкиева, добра зело и боящися Бога. Родителя же ея праведна, и научиста дщерь свою по закону Моисеову» ( Дан.13:1–3 ). У того же Даниила: «и есмы смирени по всей земли днесь грех ради наших, и несть во время сие князя и пророка и вожда, ниже всесожжения, ниже жертвы, ниже приношения, ниже кадила, ни места, еже пожрети пред Тобою и обрести милость; но душею сокрушенною и духом смиренным да прияти будем. Яко во всесожжениих овних и юнчих, и яко во тмах агнец тучных: тако да будет жертва наша пред Тобою днесь, и да совершится по Тебе, яко несть студа уповающым на Тя. И ныне возследуем всем сердцем и боимся Тебе и ищем лица Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Тайнозритель свидетельствует, что в Царстве Христовом «отрет Бог всякую слезу с очей их (то есть праведников), и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» ( Откр.13:4 ). Таким образом, те временные страдания, которые выпадают на долю человека в этой жизни, наипаче же в связи с его свидетельством о Христе, несоизмеримо вознаграждаются вечным блаженством в Царстве Христовом. Ибо как изрек еще пророк Исайя: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( Ис.13:4 ; 1Кор.1:9 ). О невыразимости человеческим языком вечного блаженства праведников со Христом пишут и святые отцы. «Какая будет слава, какая радость, – восклицает священномученик Киприан, епископ Карфагенский, – удостоиться того, чтобы зреть Бога и вместе со Христом, Господом Богом твоим, вкушать радость спасения и вечного света; приветствовать Авраама и Исаака, и Иакова, и всех патриархов и пророков, и апостолов, мучеников; вместе со святыми и друзьями Божиими наслаждаться сладостью дарованного бессмертия, – и получить то, чего око не видело, ухо не слышало, и что на сердце человеку не восходило!» 310 (Послание IV). «Царство небесное есть созерцание, – указывает святой Василий Великий . – Теперь, как в зеркале, видим тени вещей; а впоследствии, освободившись от сего земного тела и облекшись в тело нетленное и бессмертное, увидим их первообразы. Увидим же, если жизнь свою управим по прямому пути, и будем заботиться о правой вере, без чего никто не узрит Господа» (Послание к Кесарийским монахам) 311 . Беззаконники «будут преданы вечной смерти, или иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволом». Грешники не увидят жизни, «но гнев Божий пребывает» на них ( Ин.1:36 ), они будут ввержены «в озеро огненное» ( Откр.13:15 ), «там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.13:13 ) 312 . Такое состояние есть состояние не жизни, а смерти, это и есть «вторая смерть» ( Откр.13:14 ). Мучения грешников также будут иметь свои степени: «Раб, который знал волю господина своего, и не делал по воле его, бит будет много, а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше» ( Лк.13:47–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010