Учение о Духе Святом в Новом Завете. Часть 13: Киприан Карфагенский, Ориген, " Физиолог " Святитель Киприан Карфагенский Священномученик Киприан, епископ Карфагенский Наиболее оригинальные высказывания карфагенского святителя о Святом Духе связаны с его экклезиологическим богословием. Даже триадологические упоминания вообще у него подчинены этому контексту; единство Троицы выступает залогом единства Церкви: " И опять об Отце, Сыне и Святом Духе написано: и сии три едино суть. Кто же подумает, что сие единство, основывающееся на непременяемости Божественной и соединенное с небесными таинствами, может быть нарушено в Церкви? " (Ед. 236). " Для Бога большая жертва - наш мир и братское согласие, народ, соединенный в едистве Отца и Сына и Святого Духа " (Госп. 266). Одно крещение и одна вера может быть только с теми, кто " исповедуют вместе с нами одного и того же Отца, одного и того же Сына, одного и того же Духа Святого и одну и ту же Церковь " (Писм. 60). Но святителем недвусмысленно утверждается и предвечное единство и нерасторжимая связь Троицы сама по себе: " те, которые не признают истинного Бога-Отца, не могут признавать истины ни Сына ни Духа Святого " (Писм. 62). В богословском споре о допустимости признания крещения еретиков св. Киприан выражает свое богословие Духа наиболее определенно: " если крестившийся у еретиков может облечься во Христа, тот тем более может получить и Святого Духа, Христом посланного. Если бы крещеный вне Церкви мог облечься во Христа, а получить Святого Духа не мог, то посланный стал бы больше пославшего. А впрочем, разве можно или облечься во Христа без Духа, или Духу от Христа отделиться? " (Писм. 61). Дух и Христос едины, но Христос больше Духа как посылающий Его - эта черта, несомненно, объясняется влиянием Тертуллиана. Церковь мыслится св. Киприаном как единственное и уникальное " место " излияния и действования Духа Божия на земле, полнота Духа, - отделяющиеся от единства церковного определяются как " люди, оставленные Святым Духом " (Писм. 45), у еретиков " нет вовсе Святого Духа " (Писм. 62). Святитель восклицает: " кто может дать то, что сам не имеет? Или как может совершать духовное сам потерявший Духа Святого? Кто мог крестить, тот мог дать и Святого Духа. Если же не может дать Святого Духа, потому что, находясь вне Церкви, не пребывает с Духом Святым, то не может и крестить приходящего " (Писм. 57).

http://pravoslavie.ru/1590.html

Подобным образом писал он и к Церкви Карфагенской, хотя прямо не извинял пред нею своего удаления от нее, ибо в Карфагене все благомыслящие и без того были уверены, что епископ их сокрылся не из страха смерти, а из любви к их благу. Таким образом соблазн, произведенный удалением Киприана от своей паствы, потерял всю свою силу для верных.     Напротив, раскол о падших непрестанно усиливался. Один из исповедников, по имени Луциан, дошел до такой дерзости, что именем прочих исповедников писал к Киприану, повелевая ему разрешить всех падших в его Церкви и дать знать прочим епископам, чтобы они поступили таким же образом. Киприан известил свой клир о наглом требовании Луциана, отправил к нему письмо сего последнего; впрочем приказал держаться неуклонно прежних правил (письмо 27). Для подкрепления своей стороны, которая угрожаема была нападением множества врагов, Киприан писал о сем и к римскому клиру, укрепляя между прочим в вере исповедников его, которые лишены были пастырского наставления, ибо в Риме не было тогда епископа (письмо 38). К удивлению Киприана, римский клир весьма долго медлил ответом, но причиной сей медленности было не сомнение в истине учения Киприанова о падших, а желание придать сему учению более силы. В продолжение почти целого года, при всех опасностях со стороны гонителей, делаемы были по сему предмету совещания между всеми Западными епископами, и когда общим мнением положено утвердить постановление Киприана о падших, отправлено к нему известительное и вместе благодарственное письмо (п. 30). Киприан препроводил оное к своей Церкви, дабы верующие утешились им, как знаком единодушия с ними всего Запада. Немного спустя, он посещен был в уединении Целерином, знаменитым исповедником римским.    Перед праздником Рождества Христова, в 250 году, гонение на христиан карфагенских прекратилось. Окрестные епископы, обрадованные миром, дарованным Карфагенской Церкви (в Римской гонение еще свирепствовало), собрались к Киприану. Время было самое удобное к посвящение священнослужителей, и Киприан не замедлил воспользоваться присутствием епископов для сего святого дела. В это время посвящены им были в чтецов между прочими два знаменитые исповедника, Аврелий и Целерин (письмо 39). Последний дотоле не соглашался на принятие посвящения, доколе не получил во сне повеления повиноваться воле епископа. В то же время Киприан по откровению причислил к сословию карфагенских пресвитеров некоего пресвитера Нумидина, который в предшествующее гонение отличился возбуждением в мучениках святого мужества за веру. О всех сих новопосвященных Киприан писал к своему клиру, одобряя пред ним их похвальные качества, особенно же хвалил последнего и выставлял его, как человека, достойного высших степеней церковных (письмо 40).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3228...

Итак, я спрашиваю тебя о твоем имени и намерении, отвечай. Святой Киприан с важностью и смирением отвечал: я — христианин и епископ. Не знаю другого Бога, кроме Того, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них; Сему-то Богу мы, христиане, служим и поклоняемся, моля Его не только о себе, но и о всех людях, и о благоденствии самих императоров. Проконсул: Итак, ты остаешься непременным в своем образе мыслей? Киприан: Благая воля, единожды познав Бога, не может переменяться. Проконсул: Значит, ты соглашаешься, по воле Валериана и Галиена, отправиться в заточение в город Курубит? Киприан: Согласен. Проконсул: Но повеление, мне данное, касается не одних епископов, но и пресвитеров. А посему желаю знать от тебя, кто здешние пресвитеры? Киприан: Вы сами нашли полезным издать закон против доносчиков на христиан. Посему я не могу тебе открыть здешних пресвитеров; впрочем, ты можешь найти каждого из них в его церкви. Проконсул: Но я намерен сделать розыск, не выезжая из сего города. Киприан: Верю, но поскольку правила наши возбраняют самим вызываться на мучения, и притом сие не согласно и с духом Римского правления, то ни я не могу указать тебе пресвитеров, ни они не могут представить самих себя. Но если ты решишься искать их, то они, без сомнения, найдутся. Проконсул: Без сомнения, я найду их, если захочу; но мне препоручено еще смотреть, чтобы между христианами не было никаких собраний, и чтобы тот, кто не будет повиноваться сему полезному узаконению, был наказываем смертью. Киприан: Поступай, как тебе повелено. После сего проконсул дал повеление заточить святого Киприана в Курубит.. Вместе с ним отправился и Понтий диакон, который впоследствии описал жизнь Киприана со времени принятия им христианства. В этом случае еще раз оправдалась утешительная истина, что тем, кои ищут Царствия Божия и правды Его, все прилагается. Курубит, назначенный местом заточения для Киприана, несмотря на то, что его окружали сухие и бесплодные степи, по великому числу деревьев и источникам своим уподоблялся увеселительному саду (Понтий, из жизни Киприана).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3228...

XIV. Гонение Декия. Священномученик Киприан Карфагенский Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Мейендорф, Введение; Chadwick; Quasten; Шмеман, Исторический путь; Болотов. 1. Вторым знаменитым лицом в африканском христианстве, несомненно, является сщмч. Киприан, епископ Карфагенский. Но прежде чем говорить о нем, скажем несколько слов о состоянии Церкви в III в. Помимо распространения христианства, III в. ознаменован возрождением язычества, но теперь уже сильно интеллектуализированного. Стоицизм перестал существовать как школа. Неоплатоник Плотин (205-270) создал новый религио-философский синтез, в котором этические нормы стоицизма и аристотелевская логика были увязаны с весьма широко трактуемой платоновской метафизикой. Плотин не мог не знать христианство. Он учился в Александрии у таинственного учителя Аммония Сакка, у которого за несколько лет до того учился Ориген. Плотин хорошо был знаком с гностическими доктринами и даже написал особый трактат «Эннеады» для противодействия проникновению гнозиса в среду своих учеников. Ученик и биограф Плотина Порфирий (232-305) стал одним из самых упорных врагов христианства. Он написал многотомное опровержение христианства. Скорее всего, в годы своей юности он имел непосредственный контакте христианами. В его многочисленных писаниях странным образом сочетаются скептический рационализм и суеверная всеядность ко всем языческим традициям прошлого. При этом Порфирий был глубоко закомплексованным, неуверенным в себе человеком: однажды даже Плотину лично пришлось отговаривать его от совершения самоубийства. Порфирий был весьма ученым мужем, хотя и невероятным педантом. Он использовал свои широчайшие знания в борьбе против Церкви не только в своем пятнадцатитомном опровержении христианства, но и в хронике всемирной истории, задуманной как опровержение хроники христианского ученого Юлия Африкана (см. ниже), который, как и другие христианские хронографы, доказывал, что библейский монотеизм был древнейшей религией человечества.

http://sedmitza.ru/lib/text/434694/

Таким образом, он стал самым первым епископом, будучи в то же время первым из апостолов. По существу, «престол Петров» - это епископский трон на горнем месте, за престолом в алтаре каждой церкви. И уж тем более этот текст никак нельзя истолковать в смысле того, что всем падшим надлежит отправиться в Рим и примиряться с Церковью только там. Никакой особой властью Папа римский не обладает. Эта точка зрения св. Киприана проявлялась и на практике. Киприан вступил в спор с Папой римским св. Стефаном по поводу крещения еретиков. Стефан признавал действительность еретического крещения; Киприан считал, что еретиков необходимо крестить заново. Стефан считал достаточным, если была произнесена тринитарная формула. Св. Киприан писал: «Именно мы думаем и принимаем за верное, что никто не может быть крещен на стороне, вне Церкви, потому что в святой Церкви установлено одно крещение». Отрицая необходимость заново крестить еретиков, Стефан, по мнению Киприана, признает существование двух церквей. Когда Стефан осудил решение Африканского собора, постановившего перекрещивать еретиков, Киприан немедленно созвал новый собор из 87 африканских епископов в Карфагене. Он осудил и мнение, и поведение Стефана. В 121-м правиле Карфагенского собора говорится: «Да не настоит один епископ на решении своего суда». И далее: «Ибо никто из нас не ставит себя епископом над другими епископами и не устанавливает тиранического террора, дабы принудить своих собратьев к послушанию; поскольку каждый епископ в соответствии со своей свободой и властью имеет право на суждение и не в большей мере может быть судим другими епископами, нежели он сам может судить их. Но будем ждать суда Господа нашего Иисуса Христа, Который один властен возвышать нас в управлении Своей Церковью и судить нас за наше поведение». В этом отрывке содержится скрытый упрек в адрес «брата» Стефана, претендовавшего на высший авторитет среди других епископов. В осторожных выражениях, столь отличных по духу от нетерпимого поведения Папы римского, этому последнему поставлено на вид, что ни один епископ не имеет личной власти над другими епископами и что лишь всеобщее согласие может служить знаком божественной воли, и что только Бог решает, кто прав, а кто неправ.

http://sedmitza.ru/lib/text/434694/

Проконсул, находясь в это время для поправления здоровья в Утике, отправил стражей, чтобы привели туда Киприана. Но Киприан еще раз выказал характер свой — делать добро так, чтобы из него выходило как можно более пользы. Предвидя, что мучение его гораздо назидательнее будет для его паствы, если его замучат в Карфагене, он удалился из своего дома в тайное место, дав знать, между тем, проконсулу, что он готов предстать пред ним, только не в Утике, а в Карфагене. Из сего-то уединения написано им последнее письмо к своей пастве, в котором он, увещевая ее сохранить тишину и умеряя благочестивую ее ревность, — страдать за веру, обещал по отшествии своем ходатайствовать за нее у престола Божия (письмо 81).    По возвращении проконсула в Карфаген, святой Киприан немедленно вернулся в свое жилище. В городе тотчас пронесся слух о угрожающей ему опасности. Не только все верные, даже многие из знатных язычников собрались в доме Киприана и, не желая лишиться такого великого мужа, умоляли его спасти жизнь свою удалением, предлагая для сего надежные места. Но Киприан, вняв гласу Бога, призывающего его к Себе, не мог уже пользоваться их усердием. Между тем проконсул, опасаясь, чтобы Киприан не употребил своей свободы для спасения себя бегством, послал воинов взять его и привести к себе. Напрасное опасение! Киприан, подражая великому Образцу страдальцев, сам вышел навстречу воинам, и с торжеством, свойственным столь важному подвигу, каково исповедание имени Христова, отправился в претор. Но проконсул, без всякой удовлетворительной с его стороны причины, отложил суд над Киприаном до следующего утра.    Причина сия скрывалась в определении Промысла. Надлежало еще пройти одному дню, дабы исполнился год после видения. Киприана для провождения ночи отвели в дом проконсула. Стражам дано было повеление пускать к нему всякого, кто пожелает. Собралось великое множество друзей и почитателей Киприановых. Народ, опасаясь, чтобы в продолжение ночи не был похищен любезный их епископ, пробыл до самого утра без сна перед темницей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3228...

Киприан Карфагенский неоднократно называет епископа «священником» 744 , «священником, ежедневно возносящим жертву» 745 , «священником Божиим» 746 и «предстоятелем Христа» 747 , – чем выражает признание за епископом верховной власти священнодействовать. В письме к клиру и народу фурнитанскому о Викторе, который назначил пресвитера Фавстина опекуном, вопреки соборным постановлениям, св. Киприан, между прочим, пишет: «каждый из них (священников), удостоившись Божьего священства и, будучи поставлен на служение церкви, должен служить только алтарю и жертвам, занимаясь только молитвами и молениями» 748 . В 45 письме, Киприан обвиняет епископа Фортунациана за то, что он «дерзает присваивать себе священство, которому изменил. Как будто, – восклицает св. отец, – позволительно после жертвенника диавольского приступать к алтарю Божию» 749 . Св. Златоуст к важности священнического служения относит, между прочим, и то, что священник есть представитель служения ангелов 750 . Говоря о власти епископа, вообще, священнодействовать, отцы и учители Церкви, в то же время, говорят и о принадлежности епископу власти совершать все таинства. Дионисий Ареопагит пишет: «сила степени иерархической обнимает все отдельные святыни и через все другие степени священства совершает, усвоенные ее священноначалию, таинства» 751 . Св. Иустин Мученик называет предстоятелей Церкви «раздаятелями таинств» 752 . Равным образом, и св. Василий Великий , определяя качества тех, которым вверена евангельская проповедь – епископов, говорит, что те «должны быть, как Апостолы и служители Христовы, и верные домостроители тайн Божиих» 753 . Вообще, епископ – верховный совершитель всех таинств. О власти епископа совершать таинство крещения, учат св. Дионисий Ареопагит , Игнатий Богоносец , св. Киприан, Фирмилиан, еп. Кесарийский, современник св. Киприана, Тертуллиан , блаж. Иероним, св. Златоуст, св. Амвросий Медиоланский , св. Епифаний и др. 754 Таинство миропомазания: св. Киприан 755 , Тертуллиан 756 , Кирилл Иерусалимский 757 , Амвросий Медиоланский 758 , св.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Священномученик Поликарп, епископ Смирнский О происхождении священномученика Поликарпа и о первой половине его жизни нет достоверных сведений. Известно, что он был обращен ко Христу из язычества. По словам его ученика святителя Иринея Лионского , святитель Поликарп общался с апостолами и с многими из тех, кто видел Господа. Он был любимым учеником апостола Иоанна Богослова, им же он и был рукоположен во епископа Смирнского. Из собственных слов святителя известно, что он при императоре Антонине Пие прибывает в Рим, где обращает в православие многих последователей ереси Валентина и Маркиона. В 158 году у святителя Поликарпа возникли разногласия с Римским епископом Аникитой по поводу времени празднования Пасхи. Однако он не прервал с ним общения и всячески способствовал сохранению церковного мира. Несколько десятков лет святитель Поликарп управлял Смирнской церковью. В 167 году, в гонение императора Марка Антонина, святителя приговорили к сожжению, но пламя не тронуло святого мужа. Тогда язычники пронзили его мечом. До нас дошли следующие труды святителя Поликарпа: «Послание к Филиппийцам», «Послание к Афинской церкви», «Учение» и «Ответы» (последние изъясняют некоторые ответы Иисуса Христа). Святитель Киприан, епископ Карфагенский Фасций Цецилий Киприан родился в начале III века в семье богатого сенатора. Киприан стал знаменитым ритором, а также страстным любителем других наук. До 40 лет он был язычником. В 246 году, по убеждению пресвитера Цецилия, он принял святое крещение и совершенно переменился в жизни: стал строгим подвижником, имущество свое раздавал бедным, много времени посвящал молитве и изучению Священного Писания. Источник. Через два года после крещения он был поставлен во пресвитеры, а еще через год, против своего желания, избран епископом Карфагенским. В гонение императора Декия (250 г.) святитель Киприан скрывался и своими посланиями укреплял слабых в вере. Когда гонение ослабло, святитель стал прилагать все усилия для уврачевания нестроений, вызванных расколами Новата и Фелициссима. В 257 году, в гонение императора Валериана, святитель Киприан был заточен в темницу и через год принял мученическую смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В Карфагене, вскоре после смерти святого Киприана, в честь его имени построили две церкви: одну на месте казни 499 , а другую на месте погребения 500 . Но церкви эти были разрушены войсками Гензериха 501 , а в половине VII века арабские завоеватели стерли здесь с лица земли не только следы христианства, но даже и саму память о нем. Только история сохраняет память о процветавшей некогда и славной своими пастырями, и мучениками карфагенской церкви. Мощи св. Киприана получены были в подарок от Гарун-аль-Рашида Карлом Великим и перенесены во Францию, где находились сначала в Лионе, а потом перенесены в Арль, а при Карле Лысом в Компаньен в монастырь св. Корнелия папы римского 502 . Церковь западная совершает память священномученика Киприана епископа карфагенского 14 сентября, а греко-российская 31 августа 503 . На основании представленного изображения жизни и деятельности св. Киприана можно с достаточной ясностью сделать характеристику его духовной личности, подметить те черты, которые составляют индивидуальную принадлежность святителя, а также подметить его постоянные симпатии и антипатии к известным предметам и явлениям, уловить, так сказать, ту особенность, которая составляла главный жизненный нерв всей его деятельности. Мы видели, что уже со времени своего обращения в христианство св. Киприан посвятил всего себя изучению богодухновенных источников христианского вероучения и литературы христианской, чтобы, проникнувшись этим церковным духом, предаться затем всецело служению церкви. И, действительно, церковь стала средоточием всей его жизни. Мало расположенный к метафизическим умозрениям, блестящий ритор карфагенский не соединил своего имени с отвлеченными богословскими спорами, в которых впоследствии имел блистать гений таких отцов и учителей церкви, каковы были: Афанасий Великий , Василий Великий , Григорий Богослов , Августин и другие. Получив римское образование, св. Киприан вполне усвоил себе практический дух римлянина, и, бесспорно, епископ карфагенский был прежде всего выдающийся практический гений 504 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Киприан, обрадованный умирением столь знаменитой Церкви, какова Римская, не мог равнодушно перенести, чтобы жертвою прошедшего раздора остались лучшие из ее членов — исповедники, соблазненные Новатом. Он написал к ним увещательное послание. Чтение сего послания и книги о единстве Церкви, написанной им по случаю сего же раскола, столь сильно подействовало на них, что они, отложив всякое предубеждение к себе, явились перед собравшимися в Рим епископами со всем смирением кающихся, признали свое заблуждение, просили разрешения и забвения их проступков. Получив от Корнелия известие о таковом обращении исповедников, Киприан написал к ним благодарственное письмо (письмо 59). Новат, пристыженный неудачей своего возмущения в Риме, как прежде в Карфагене, подобно разрушительной буре, снова перенесся с сообщниками своими в Африку. Корнелий, зная по опыту всю опасность со стороны его беззаконного скопища, предварительно известил о сем Африканскую Церковь, описывая подробно развратные качества будущих ее гостей (письмо Корнелия к карфагенскому клиру). Но Церковь сия, опираясь на своего епископа, как на неподвижную скалу, не имела почти нужды в таковом предостережении. Еще менее нуждался в нем Киприан, который более всех римских христиан знал силу яда, сокрывавшегося в сердце Новата. Предшествующими соборами, посланиями, а более всего святостию своей жизни и молитвами, он так оградил всех верующих, что все стрелы сего отступника и его сообщников падали на землю, или обращались на них самих. Только личные враги Киприановы боготворили сего ересеначальника: все прочие бежали от него, как от язвы. Впрочем яд Новата оказал было некоторое действие, и притом над таким членом, который был ближе прочих к самой главе Африканской Церкви. Антонин, епископ Нумидийский, за святость жизни уважаемый всеми, а еще более Киприаном, столько смущен был худыми слухами о Церкви, которые распространялись от сообщников Новата, а особенно клеветническим письмом Новациана о непозволительном сообщении Корнелия с еретиками, что в письме к Киприану ясно обнаружил сомнения свои касательно законности Корнелиева епископства и вообще касательно хода церковных дел со времени Первого Карфагенского Собора (письмо 55). Киприан поспешил на помощь к падающему брату со всем оружием духовного воина. Послание, написанное им по сему случаю к Антонину, навсегда останется прекрасным образцом пастырских совещательных посланий. В нем он рассуждает о состоянии падших христиан, объясняет дух соборных определений касательно их, показывает невинность Корнелия, обличает клеветы Новациана, обнажает его распутства и открывает свои благотворные виды, кои имел он, подписывая приговоры на падших. Свет истины, исполнявший душу Киприана, окружил и Антонина, и тьма сомнения исчезла.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3228...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010