«Наставления его были серьезны, немногоречивы, разумны, всегда направлены к нравственному состоянию посетителя, часто метили на сокровенные помышления, тайны сердца и поступков, большей частью были прикровенны, так что едва были понятны тому, к кому относились, а другим было часто непонятно, к чему это он говорит. Жаль, что эти наставления разным лицам никем не записывались в свое время, а теперь они потеряны для нас» 222 . В отличие от рассмотренных выше источников – записок С.Ф. Хромова, «Сведений», воспоминаний А.Н. Федоровой, жизнеописания, составленного М.Ф. Мельницким, – авторы которых и не пытаются давать какие-либо обобщающие характеристики духовной жизни Феодора Кузьмича, владыка Петр (Екатериновский) делает такие обобщения. Он утверждает, что «старец вел жизнь уединенную, сокровенную, при суровом посте, занимался постоянно молитвою, богомыслием». «Строгая воздержанность в пище, или постоянный пост, утончая тело, подавляя все плотские страсти, отрешая от привязанности к земному, облегчал деятельность духа, давал ему лег кость возноситься мыслями в горний мир; постоянное богомыслие, молитвы очищали, просвещали его ум и сердце, так что старец получил от Бога дар прозорливости, который открывался в его беседах с разными лицами, посещавшими его для получения наставлений» 223 . Преосвященный счел возможным включить в житие признания старца о том, что ему является Небесный Свет, что он видел Святую Троицу, что ему открыто, когда он умрет. «Он неоднократно говорил Хромову, – пишет епископ Петр, – что он, по милости Божией, ежедневно удостаивается трапезы Господней, т. е. принимает Святое Причастие чрез ангела Господня» 224 . И в другом месте, в связи с болезнью Феодора Кузьмича, владыка говорит: «Во время болезни часто бывали ему видения: то Спаситель являлся, то Пресвятая Богородица, то лики святых» 225 . Под пером главы Томской епархии особую ценность приобретают свидетельства о посещении Феодором Кузьмичом томского духовенства: преосвященного Парфения, настоятеля монастыря архимандрита Виктора и схииеромонаха Германа 226 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поскольку Александра Никифоровна беседовала на пароходе только с императрицей, она, по-видимому, не сочла возможным (или не счел возможным Мельницкий) упоминать императора и других членов семьи. Итак, эту паломницу-крестьянку генерал устраивал на пароход, на котором следовала в Валаамский монастырь императрица, а фрейлины докладывали о ней государыне… Но при всем этом смирение не оставило Александру, и она терпеливо, с немалыми трудностями продолжила свой путь, намеченный старцем. Феодор Кузьмич, благословляя ее на богомолье, особенно настаивал на посещении Киево-Печерской лавры и на встрече со старцем Парфением. «В особенности не забудь побывать у Парфения. Если он спросит тебя, зачем ты пришла к нему, скажи, что просить его благословения, ходила по святым местам и пришла из Красной Речки; что бы ни спрашивал он тебя, говори ему чистую правду, потому что великий это подвижник и угодник Божий» 180 . Александра Никифоровна в скиту Киево-Печерской лавры разыскала старца-схимника Парфения 181 . К числу наиболее ценных для жизнеописания праведного Феодора Кузьмича данных, содержащихся в воспоминаниях Федоровой, принадлежит высокая оценка сибирского старца широко известным киевским подвижником 182 . «Зачем тебе мое благословение, – заметил он ей, – когда у вас на Красной речке есть великий подвижник и угодник Божий! Он будет столпом от земли до неба!» 183 Еще одно свидетельство рассматриваемого источника о духовном лице подтверждается другими материалами. В судьбе сибирской богомолки, по ее словам, принял участие в Почаеве (при посещении монастыря во второй поездке) преосвященный Исидор, экзарх Грузии, который живал в этом монастыре по нескольку недель. Действительно, по официальным данным, грузинским экзархом в 1858 г. был Исидор (Яков Сергеевич Никольский), короновавший Александра II 184 . Примечательно, что в этом случае, как и в рассказе об Остен-Сакенах в первой поездке, информация сибирского источника перекликается с сообщениями эмигрантской литературы – свидетельствами потомков! Именно митрополит Исидор, по словам золотопромышленника В.И. Базилевского, «доверительно по-дружески сообщил, что по повелению императора Александра III с соблюдением строжайшей тайны гробница Александра I была вскрыта и оказавшееся там набальзамированное тело было извлечено из гробницы и погребено на каком-то петербургском кладбище» 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Царь провел в этом доме сутки. Обстоятельно и милостиво беседовал с сибирской богомолкой. Имела ли Александра Никифоровна какие-либо поручения от Феодора Кузьмича к государю или Остен-Сакену (письмо или устное сообщение), о которых она не хотела говорить и через тридцать восемь лет после события? Этого мы не знаем. Но можно утверждать с уверенностью, что она не была посвящена старцем в тайну его прошлого. Это видно из самого текста воспоминаний. В доме Остен-Сакенов она рассматривала портрет Александра I в рост и при первой встрече с духовным отцом (по возвращении домой в 1852 г.) сказала ему: «Батюшка Феодор Кузьмич! Как Вы на императора Александра Павловича похожи!» Был ли осведомлен о тайне к моменту встречи в Кременчуге император Николай Павлович? Уезжая, государь «приказал Сакену дать Александре Никифоровне записку-пропуск, сказав ей: «Если ты будешь в Петербурге, заходи во дворец, покажи ту записку, и нигде не задержат, – рассказала бы мне о своих странствованиях», присовокупив: «Если тебе в чем будет нужда, обратись ко мне, я тебя не забуду»». Государь, часто посещавший храмы и монастыри, имел возможность беседовать с богомольцами из разных концов страны, но вряд ли он давал им такие записки и обещания. Эта встреча была особой. Возможно, именно непосвященность Александры в сочетании с ее глубокой верой и близостью к Феодору Кузьмичу делала ее незаменимым, безопасным источником взаимной информации для близких людей, оказавшихся в столь сложной ситуации. Так же внимательно, как Николай I в Кременчуге, слушал ее и расспрашивал по возвращении Феодор Кузьмич 175 . Это назначение Александры Никифоровны подтверждается ее встречей с императрицей Марией Александровной (супругой Александра II) во время второго паломничества в Европейскую Россию. Приступая к изложению этих событий и понимая, что необычность их вызовет сомнения у читателя, Мельницкий написал: «Далее история Александры Никифоровны принимает уже совершенно сказочный характер, напоминая собою сверхъестественные приключения героев тысячи и одной ночи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Да и других отшельников, – писал этот автор, – которые бы пользовались большою известностью и о которых бы ходила молва, что они, будто, из царского рода, – в нынешнем столетии ни в Восточной, ни в Западной Сибири – не существовало» 248 . Заявление само по себе примечательно: подобно М.Ф. Мельницкому, В. Долгорукой опровергает предположение о возникновении «легенды» за счет падкости сибиряков на сенсационные объяснения тайн происхождения. В этом небольшом материале содержатся достоверные подробности: «Близ Томска, в 4–5 верстах, есть заимка , принадлежащая томскому купцу Семену Феофановичу Хромову, почтенному старцу, поныне, в 1881 г. здравствующему». И дата, опубликованная в журнале рядом с подписью В. Долгорукого, и дата, включенная в текст, свидетельствуют о том, что между присылкой материала и публикацией его прошло более шести лет. Что помешало «Русской старине» опубликовать сразу скромную заметку, лишь продолжающую уже поднятую на страницах журнала тему? Автор отмечает величественную наружность старца, замечательный дар слова, знание иностранных языков, глубокую осведомленность в русской истории и в жизни высшего света. Он подчеркивает строгий иноческий образ жизни, а по поводу дара провидения приводит конкретный случай, который встречается и в рассказах других сибиряков: служитель Хромова недоволен был тем, что должен везти дрова на заимку к старцу. Когда он привез, старец не принял от него дрова, объяснив, как худо говорил по этому поводу служитель. Возница пал на колени и просил прощения 249 . Вслед за задержанным в редакции на шесть с лишним лет материалом В. Долгорукого «Русская старина» опубликовала в ноябре 1887 г. заметку о старце И. Смирнова, срок поступления которой в журнал неясен. Автор лично видел «отшельника Феодора» в июле 1859 г., заехав к нему вместе с ректором Томской семинарии. «На приветствие, речи и советы о. Ректора посещать церковь и приобщаться Св. Таин, он отвечал мало на странном наречии из смеси церковно-славянского языка с латинским…» 250 Поскольку из других источников известны высокие оценки старца многими духовными лицами, включая архипастырей, можно предположить, что в данном случае назидания ректора, не способного почувствовать уровень отшельника, вызвали некое пародирование богословской учености со стороны Феодора Кузьмича.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

12) Цезарий Стебновский , с 13 сентября 1756 г. Родился в Перемышльской епархии от родителей римско-католического исповедания; обучался в Риме, в коллегии de propaganda fide, где и получил степень доктора богословия и охридским архиепископом Матренгой посвящен в иеромонахи; здесь он издал на русском и латинском языке сочинение под заглавием: Officia sanctorum Ruthenorum; по возвращении из Рима, был супериором Жировицкого и потом архимандритом Онуфриевского монастырей; с 1756 г. архиепископ смоленский. Умер 1762 года. 13) Ираклий Лисянский с 1763 г. Умер 1771 года. 14) Иосиф Лобкович с 1771 г. По присоединении Белоруссии к России, после первого раздела Польши в 1772 году, Смоленская униатская епархия закрыта. Лобкович после того имел пребывание в Онуфриевском монастыре, где и умер в 1778 году. Владимиро-Брестская епархия Владимиро-Брестская униатская епархия обнимала Волынское воеводство до Подолии; на северо-запад – Брестское воеводство, Подляшье и округа Бельский, Мельницкий и Дрогичинский. 1163 В течении первых девятнадцати лет, после Брестского собора, в целой Брестской епархии ни один приход и ни один священник не изменил православию. Первый переход в унию целого прихода (Сомятыч, Гродненской губернии) был в 1614 г. Православные священники Подляшья, не желая подчиниться своему епархиальному епископу, Ипатию Поцею, принявшему унию, отдались в управление слуцких архимандритов. Многие приходы, ныне сплошь католические, очень долго отстаивали православие, пока наконец насилием не были принуждены к унии. Но уже с первой половины XVII в., образовался на Подляшье центр унии во владельческом городе Беле, бывшем во власти князей Радзивилов (Несвижских). В 1628 г. Христофор Вильский Циборович, каноник и оффициал бресто-литовский, пробощь бельский, основал в Беле высшую школу для образования юношества, подчинив ее Краковской академии. Владелец места, князь Александр Лудовик Радзивил, маршалок великого княжества Литовского, снабдил ее средствами, а преемник Вильского, Мацией Дрвенский, выпросил для нее у Краковской академии важные привиллегии. 1164 Этим положено было начало полонизации Подляшья. Нападения казаков в 1648 и 1657 г. на Белу и прилегающие к ней села дали грозный урок русским, отказывавшимся от своей веры. Бельская академия была разорена. Для восстановления унии и привлечения к ней народа, Катерина Радзивил (из Собиесских), воеводина виленская, и сын ее Станислав, в 1680 г. восстановили раззоренную академию и устроили базилианский монастырь и наконец дали, будто бы, убежище в своем замке святыне униатов, мощам Иосафата Кунцевича, вынесенным из Полоцка во время нападения русских на этот город. С этих пор Бела делается центром не только для униатского Подляшья, но и для всего униатского мира, и крепостью для борьбы с православием. В 1765 году мнимые мощи Кунцевича были перенесены в новопостроенную каменную базилианскую церковь . 1165 Перед воссоединением униатов, в 1874 г., они были перенесены в склеп, под церковью, и вход к ним замурован.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

13 оборот начало) и если не с самого начала бывший, то впоследствии ставший, как кажется, монастырём княжеским (Ипатская летопись под 1223г.). Как в таковом, весьма вероятно предполагать в нём каменную церковь (По «Шематизму» униатских монастырей, напечатанному во Львове, в 1867г., стр. 111, монастырь Святая гора под именем Загорова существует до настоящего времени). Из городов Владимирской области знаем каменную церковь только в одном, именно Городене, нынешнем губернском городе Гродно, о котором в Ипатской летописи под 1183г. (2 издание стр. 428) читаем: «того же лета Городен погоре весь и церкы каменая, от блистания молние и шибения грома». [Под Городеном должно разуметь не нынешний губернский город Гродно (который есть город литовский), а неизвестный в настоящее время город, находившейся где-то недалеко от Мельника, о котором в тексте непосредственно ниже,– Ипатская летопись под 1260г., 2 издание стр. 561.] В городе Мельнике, находившемся (а в виде местечка и доселе находящемся) на Западном Буге между Брест – Литовском и Дрогичиным (вверх от первого, cfr Ипатская летопись под 1288г., 2 издание стр. 599 fin.), вскоре после нашествия Монголов упоминается икона Спаса Избавника, находившаяся в церкви Богородицы и пользовавшаяся в своей области особенной славой, бывшая «в велице чести» (Ипатская летопись под 1260г., 2 издание стр. 560). Можно думать, что для чтимой иконы был воздвигнут каменный храм. Подобно Мельницкому Спасу упоминается ещё Никола Жидичинский, находившийся недалеко на север от Луцка на р. Стыри (местечко Жидичин и доселе есть, cfr Карамзин VI, примечание 629 стр. 101), к которому князья ездили кланяться и молиться (Ипатская летопись под 1227г. начало). (Ещё упоминается в Ипатской летописи под 1268г., 2 издание стр. 573, находившейся в самом Владимире, монастырь св. Михаила великого. Название св. Михаила великим, повторяемое дважды, как будто заставляет предполагать, что монастырь был особенно важный. Но никаких сведений о нём пока мы не имеем). 5. Галич.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

7 . Николая Чудотворца Дворищенская, находящаяся в Новгороде, в бывшем княжеском Николо-дворищенском соборе. По позднейшему сказанию, чудесно обретена плавающей в озере Ильмене по тому поводу, что больным Новгородским князем Мстиславом Владимировичем, вследствие сонного видения, было послано посольство в Киев за тамошней иконой Николы Мокрого 823 . Вероятно, дело было так, что Мстислав Владимирович желал иметь храмовой иконой построенного им в 1113г. Дворищенского собора копию с иконы Киевского Николы Мокрого, вследствие того, что последняя начала прославляться чудотворениями. 8 . Знамения Божьей Матери, находящаяся в том же Новгороде, в Знаменском соборе. О чуде, совершённом иконой в 1169г., мы говорили выше, и здесь только коснёмся вопроса об её названии. На иконе, называемой Знамением, Божия Матерь изображается стоящей в молитвенном положении с распростёртыми руками (как на алтарной мозаике Киево-Софийского собора). Этого вида иконы Божьей Матери назывались у Греков «молениями» ( δησις) или по нашему деисусами 824 . Не решая окончательно вопроса о том, от чего случилось, что икона, называвшаяся у Греков «молением», у нас названа Знамением, на основами имеющихся указаний думаем, что она получила название от совершённого ею «знамения», т. е. чуда 825 . 9 . Николая Чудотворца Жидичинская. В древнее время город или местечко, в настоящее время – местечко, Жидичин находится на реке Стыри, недалеко на север от города Луцка. Под 1227г. в Ипатской летописи сообщается, что в нём была икона св. Николы, молиться которой ездили князья. 10 . Спаса Избавника Мельницкая. Город Мельник находился (а в виде села и до настоящего времени находится) на Западном Буге, между Брест-Литовском и Дрогичиным. Под 1260г. в Ипатской летописи сообщается, что в этом городе, в церкви святой Богородицы, находилась икона Спаса Избавника, которая была «в велице чести» 826 . 11 . Николая Чудотворца (Николы) Зарайская. Существует пространная повесть о принесении образа Николая Чудотворца из Корсуни Крымской в Зарайск Рязанский священником Корсунским Евстафием, в 1224г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Тысячи молодых поляков совершили паломничество в главную православную святыню Польши 21.08.2002 Тысячи молодых православных поляков отправились 14 августа в пешее паломничество из города Белостока в главную православную святыню Польши - монастырь на Святой горе Грабарке, сообщает ИТАР-ТАСС. За четыре дня паломники прошли около 100 километров, чтобы в понедельник встретить в монастыре один из величайших православных праздников – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. По дороге к шествию присоединялись верующие из местных православных приходов. Всего в торжествах приняло участие несколько десятков тысяч верующих. В самом монастыре отряды добровольцев провели уборку территории и подготовку монастыря к приему паломников. Святая гора Грабарка, расположенная в Мельницкой пуще в юго-восточной части земли Белостокской недалеко от Семятич, является древней православной святыней Польши. Сейчас здесь расположен православный женский монастырь в честь святых Марфы и Марии. Он был основан в 1947 году русской монахиней Марией, в миру родовитой аристократкой Софией Неклюдовой, принявшей постриг в Псково-Печерском монастыре. Традиция паломничества на Грабарку, насчитывающая уже два века, возродилась после нескольких десятилетий забвения, в 1980 году. Молитва, исповедь, причащение, установка и освящение креста в память о каждой встрече, беседы со священниками, пение духовных песен, костер – все это заполняет программу трехдневной встречи. Организатором паломничества является Братство православной молодежи. Идея создания общепольской организации, вовлекающей молодежь в церковную жизнь, зародилась в 1980 году, во время первой встречи молодежи на Святой горе Грабарке. Теперь в паломничестве принимают участие православные не только из Польши, но и из Белоруссии, России, Украины и других стран. Кульминацией торжеств становится празднование Преображения Господня. Накануне, 18 августа, всенощное бдение возглавляет Митрополит Варшавский и всея Польши в сослужении множества епископов и священников. В полночь на кладбище совершается панихида. Затем служится Божественная Литургия, за которой тысячи верующих причащаются Святых Христовых Таин. Всю ночь здесь горят свечи и не умолкает молитва. Паломничество завершается троекратным коленопреклоненным хождением вокруг Преображенской церкви на Святой горе Грабарке. См. также: Публикации: Раздел " Церковь и молодеж " Преображение Господне [ главная библиотека новости родителям ] Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-18 г.

http://zavet.ru/news/0208/n21-2.htm

Освободившись 20 марта 1932 года из Завидовской трудовой колонии, о. Иоанн подал святому архиепископу Фаддею прошение с просьбой определить его в один из храмов епархии. В 1933 году он получил место в селе Тальцы, куда за ним переехала и его семья. Здесь он прослужил до наступления новых гонений. Он был арестован сразу после праздника Покрова Божией Матери, 15 октября 1937 года, и на следующий день допрошен. Были допрошены председатель колхоза имени Сталина и местный комсомолец. Они показали: " В 1937 году в июле месяце, в религиозный праздник, среди населения села Тальцы он агитировал: " Граждане, сколько бы вы в колхозах много ни работали, все равно лучше вам от этого не будет, живете вы в нищете и изменения к лучшему в вашей жизни при советской власти не ожидайте, вспомните о Боге, придите все в церковь в этот праздник и помолитесь о скорейшей перемене к лучшему и отдохните, в праздник работать грешно " . В результате его контрреволюционной агитации все колхозники колхоза имени Сталина прогуляли два дня в самый разгар полевых работ. В 1937 году в августе месяце 15 дня, также в религиозный праздник, он призывал население села Тальцы в эти дни не работать в колхозе, говоря: " Трудна ваша жизнь, колхозники, и только объединившись все вокруг церкви нашей, мы можем улучшить жизнь нашу, придите и помолитесь о скорой перемене существующей власти " . В этот праздник колхозники под влиянием его подрывной антисоветской агитации прогуляли все также два дня в самый разгар уборочных полевых работ, чем нанесен значительный ущерб материальному хозяйству колхоза имени Сталина. На данные церковные праздники приезжали колхозники не только из Талицкого сельсовета, а также из Молотовского и Соколовского сельсоветов, в результате контрреволюционной и антисоветской агитации Мельницкого. Срыв полевых работ получился по целому ряду колхозов. В 1937 году, 23 сентября, на общем собрании в селе Тальцы по вопросу о самообложении Мельницкий выступил и заявил: " Советская власть очень много дерет с сельского населения, обкладывает всевозможными налогами и самообложением, а населению и так трудно жить " .

http://fond.ru/kalendar/1067/ioann/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Совершено ограбление в главной православной святыне Польши 11.01.2013 Неизвестные ограбили главную православную святыню Польши - храм Преображения Господня на святой горе Грабарка , расположенной на востоке страны, в Мельницкой пуще, недалеко от города Семятыче. Как сообщил накануне ИТАР-ТАСС пресс-секретарь местной полиции Гжегож " об инциденте, который произошел в ночь с 8 на 9 января, полиции сообщили монахини, живущие в монастыре на Грабарке " . " Прибывшие на место стражи порядка выяснили, что неизвестные или неизвестный по приставной лестнице, найденной на расположенной поблизости стройке, взобрались на колокольню, через которую, выломав дверь, проникли в храм " , - рассказал он. " С расположенного сбоку алтаря они украли золотые и серебряные цепочки с медальонами. Их ценность сложно оценить, так как в основном это были пожертвования прихожан " , - отметил Гилар, добавив, что иконы или другие духовные ценности воров не заинтересовали. Гора Грабарка или гора Крестов - место крестного паломничества в Польше. На ее вершине расположен небольшой деревянный храм Преображения Господня. В 1990 году он был полностью уничтожен пожаром, вспыхнувшим в результате поджога, совершенного местным жителем, сорвавший таким образом злобу за неудачу в угоне монастырского автомобиля. Усилиями верующих храм очень быстро был восстановлен. За все время существования святыни на вершине горы было установлено более 10 тысяч крестов. В августе прошлого года во время первого в истории визита в Польшу Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, от его имени у восточной стороны храма Преображения Господня установили еще один крест. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 12.01.2013 11:30:23 Новости 01.05.2024 Скончался протоиерей Василий Зализняк, клирик Джанкойской епархии Скончался архимандрит Поликарп (Ничипорук), духовник Шамординской пустыни

http://drevo-info.ru/news/14507.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010