В Орлине есть больница, устроенная графом Николаем Сергеевичем Строгановым. При ней – аптека, приемный покой, постоянный фельдшер и, в неделю раз приезжающий, уездный врач. Часовен в приходе три: в Лампове – деревянная, в честь св. Николая, в Заозерье – деревянная, в честь Космы и Дамиана, и в Дружноселье – каменная, о которой сказано выше. Представляем, для любопытных, ряд здешних помещиков: Иван Нарышкин, Иван Иванович Бутурлин (1718– 1738), действительный камергер Аркадий Иванович Бутурлин (1739–1745), Семен Петрович Плохов (1746), комиссар Яков Андреевич Мельницкий (1747–1757), коллежский асессор Василий Яковлевич Мельницкий (1758–1773), барон, придворный банкир, Иван Юрьевич Фридрихс (1774–1778), барон Александр Иванович Фридрихс (1783–1788), статский советник Александр Стахиевич Стахиев (1788–1794), коллежский советник Александр Александрович Стахиев (1794– 1803), камер-фрейлина графиня Анна Степановна Протасова (1803–1826), наследники князя Илариона Иларионовича Васильчикова; камер-юнкер граф Николай Сергеевич Строганов, с 1872 г. по ныне. В 1870 году от орлинского прихода к ящерскому отчислены 4 деревни: Ящеры, Покровка, Луги и Черницово; к орлинскому приходу, от рождественского причислена Курчино; от орлинского к рождественскому – деревня Межно 24) Петропавловская церковь в Грызове Село Грызово находится в 92 верстах от Петербурга и в 60 от Царского села, на небольшой возвышенности, у озера, среди болот, лесов и полей. По преданию церковь была сперва у дер. Озерницы, в 1½ верстах от нынешней церкви. Она была деревянная, во имя Покрова. Когда она сгорела, то от нее уцелел только храмовый образ Покрова. Он находился в здешней церкви до 1879 года и опять сгорел, вместе с крестьянской девушкой, Марией Яковлевой, желавшей спасти его. Название «Грызова» объясняют тем, что здесь, когда то, была битва, такая ожесточенная, что противники «грызлись» как дикие звери. Остатками битвы служат чугунные ядра, иногда находимые здесь в курганах. Село расположено на тракте из Нарвы в Новгород, прежде довольно оживленном, но, с открытием Балтийской железной дороги, почти опустевшем. Теперь здесь провозят только лен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Близко наблюдавшие жизнь старца люди утверждали, что старец никогда не умывался. В то же время он соблюдал чистоту и в одежде, и в келье, и лицо его всегда выглядело свежим и приятным 811 . Церковные службы старец посещал очень аккуратно. У него было постоянное место в церкви – с правой стороны, поближе к двери 812 . В известных нам источниках упоминается церковь , в которой бывал Александр Благословенный в сельский период своей жизни в Сибири, – в селе Краснореченском 813 . О посещениях этого храма говорится в разной связи. Сам старец рассказал С.Ф. Хромову о явлении ему именно в этой церкви «в 1837 г., в первый день Пасхи», Ангела Господня, вестника предстоящих событий 814 . К этому храму от носится и одно из свидетельств святости подвижника, увиденных со стороны. Ф.С. Коробейникова «видела Старца Федора в селе Краснореченском, стоящего во время богослужения в церкви, молящегося и всего в сиянии, озаренного сильным лучом света, отражающимся от него, нельзя применить ни к какому свету » 815 . О регулярном посещении в Краснореченском церкви с самого начала сибирского жития говорится в «Сказании»: «Старец Феодор Кузьмич ходил с завода в село Краснореченское в церковь к каждой божественной службе, говел, исповедовался у священника этого села о. Никифора Ключарёва, ныне уже умершего». Отнестись к этой информации следует с доверием, ибо во время сбора материала Елисеем Захаровым жив был еще Евфимий Богословский, служивший диаконом в краснореченском храме при отце Никифоре Ключареве и знавший лично Феодора Кузьмича. Теперь он был священником этой церкви 816 . Хорошие отношения старца и священника сложились не сразу. О. Никифор настороженно относился к ссыльному из-за того, что приезжий не причащался в этой церкви. Он предостерегал крестьян, советуя им держаться подальше от «раскольника», и делал замечания дьякону, если он подавал старцу свою просфору. Однажды, после резкого высказывания в адрес Феодора Кузьмича (по словам М.Ф. Мельницкого, священник «при всем народе» назвал праведника «безбожником»), о. Никифор был здесь же, в церкви, поражен тяжелым припадком 817 . «Призванный из Ачинска врач признал его безнадежным. Тогда, по совету односельчан, семейство священника обратилось к Феодору Кузьмичу и со слезами стало просить его помочь их горю. Старец, осмотрев больного, сделал ему строгое внушение, как нужно относиться к людям, которые никому не делают никакого зла и как осторожно нужно делать заключения и произносить над людьми приговоры, и объявил, что больной скоро поправится. Через несколько дней ему, действительно, сделалось лучше, и старец приобрел в нем с того времени искреннего почитателя» 818 . Осторожная формулировка М.Ф. Мельницкого о том, что старец приобрел в лице священника Никифора Ключарёва «искреннего почитателя», видимо, ближе к истине, чем утверждение «Сказания» о хождении впоследствии Феодора Кузьмича к Причастию 819 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О глубоком доверии к Марфе и Марии старца Феодора свидетельствует тот факт, что обратившуюся к нему девочку Сашу, будущую Александру Никифоровну Федорову, он направил к этим ссыльным. В записи воспоминаний А.Н. Федоровой, сделанной М.Ф. Мельницким, об этом говорится так: «Старик опять поцеловал ее в лобик, приласкал ее и велел приходить к жившим на заводе двум сосланным старушкам Анне и Марфе, у которых он бывал довольно часто» 687 . Ранее в своем тексте М.Ф. Мельницкий называл их Марией и Марфою. По-видимому, это не ошибка: Александра Никифоровна в своем рассказе употребила другое имя Марии, что свидетельствует о постриге. Начались ли эти тесный контакт и особое доверие лишь с совместного движения в партии ссыльных? Но в Сибирь ссылали за тяжкие преступления, в особенности женщин. Стал бы Феодор Кузьмич так дружить с крепостными-преступницами, да еще посылать к ним на воспитание девочку двенадцати лет? Скорее всего, эти отношения восходили к встречам в Псково-Печерском монастыре. А ссылка якобы «своими господами (кем именно – неизвестно)», подчеркивает М.Ф. Мельницкий, за неизвестную же «провинность», лишь прикрывала истинную причину их движения в Сибирь без суда. Возможно, по благословению их духовного руководителя, для выполнения особого послушания – посильной помощи старцу и содействия связи с ним. Вспомним при этом, что о жизни Александра Благословенного в период «бродяжества» в Псково-Печерской обители говорил московский живописец Аполлинарий Акимов, знакомый протодиакона Успенского собора И.В. Ефимова и С.Ф. Хромова, писавший портрет старца 688 . Предположения о монастырях, где жил Александр Благословенный после своего тайного отречения, могут быть продолжены. Так, среди предметов, оставшихся после кончины Феодора Кузьмича, описан Псалтырь с надписью: «Сей Псалтырь принадлежит Саранской Петропавловской обители рясофорному монаху Алексею Золотареву» 689 . Среди немногочисленных вещей старца не было случайных. Иконы и книги обозначали особенно близкие для подвижника святыни и вехи его пути. Малоизвестный Петропавловский монастырь в Саранске был близок по духу своему Александру Благословенному: в нем в 1815 г. был воздвигнут двухъярусный храм «в благодарение Богу за минование опасности от нашествия французов». Верхний престол освящен во имя Воздвижения Креста Господня, а нижний (в 1817 г.) – Владимирского образа Богородицы 690 , так как главной святыней обители была «очень древняя копия с подлинной чудотворной Владимирской иконы Божией Матери» 691 . В Саранском монастыре подвижник жил, возможно, в конце своих странствий, в 1836 г., на пути из Троице-Сергиевой лавры в Симбирск, где ему предстояло 23 августа проститься с братом – правящим императором. Обращает на себя внимание тот факт, что главой Пензенской и Саранской епархии был в это время (с 1835 г.) тот же епископ Амвросий (Морев) 692 , о котором речь шла выше в связи с Почаевской лаврой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В результате его контрреволюционной агитации все колхозники колхоза имени Сталина прогуляли два дня в самый разгар полевых работ. В 1937 году в августе месяце 15 дня, также в религиозный праздник, он призывал население села Тальцы в эти дни не работать в колхозе, говоря: " Трудна ваша жизнь, колхозники, и только объединившись все вокруг церкви нашей, мы можем улучшить жизнь нашу, придите и помолитесь о скорой перемене существующей власти " . В этот праздник колхозники под влиянием его подрывной антисоветской агитации прогуляли все также два дня в самый разгар уборочных полевых работ, чем нанесен значительный ущерб материальному хозяйству колхоза имени Сталина. На данные церковные праздники приезжали колхозники не только из Талицкого сельсовета, а также из Молотовского и Соколовского сельсоветов, в результате контрреволюционной и антисоветской агитации Мельницкого. Срыв полевых работ получился по целому ряду колхозов. В 1937 году, 23 сентября, на общем собрании в селе Тальцы по вопросу о самообложении Мельницкий выступил и заявил: " Советская власть очень много дерет с сельского населения, обкладывает всевозможными налогами и самообложением, а населению и так трудно жить " . В тот же день следователь допросил отца Иоанна. - Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, дайте правдивые показания о вашей контрреволюционной деятельности, изложите факты, – сказал следователь. - Никакой контрреволюционной деятельности я не проводил и виновным себя не признаю, – ответил о. Иоанн. - Следствие располагает данными, что вы в 1937 году, в июле месяце, среди населения села Тальцы вели антиколхозную агитацию. - Никакой антиколхозной агитации я не вел, а приходилось говорить с отдельными гражданами, что в колхозах живете неладно, голодно, и если плохие условия у нас созданы в жизни, то это может быть для того, чтобы после жить лучше, и говорил, чтобы в праздники не работали. - Следствие располагает данными, что вы в 1937 году, в августе месяце, среди населения села Тальцы вели контрреволюционную агитацию антисоветского и пораженческого характера на религиозной почве.

http://drevo-info.ru/articles/13676990.h...

Во вторую паломническую поездку по благословению Феодора Кузьмича Александра Никифоровна поехала в конце 1857 года. По указанию старца она посетила Валаамский монастырь. Благословляя свою любимицу на это богомолье, сибирский старец «в особенности упирал на то, чтобы она побывала в Киево-Печерской Лавре. «Есть там, – говорил ей старец, – так называемые пещеры, и живет в этих пещерах великий подвижник старец Парфений (умер в 1864 году) 135 ». «В особенности не забудь побывать у Парфения. Если он спросит тебя, зачем пришла к нему, скажи, что просить его благословения, ходила по святым местам и пришла из Красной речки; что бы не спрашивал он тебя, говори ему чистую правду, потому что великий это подвижник и угодник Божий» 136 . По-видимому, Феодор Кузьмич питал к Парфению особенное благоговейное отношение, если из Сибири специально направил к нему за благословением свою духовную дочь. Посетив Валаамский монастырь, Александра Никифоровна, продолжила путь, намеченный Феодором Кузьмичем, чтобы по его указанию встретиться со старцем Парфением. «Наконец, после долгих странствований добралась она до Киева. Отстояв утреню и обедню в Лавре, отправилась она в скит и отыскала старца Парфения» 137 . Когда же Александра Никифоровна попросила у него благословения, провидец Парфений сказал ей: «Зачем тебе мое благословение, когда у вас на Красной речке есть великий подвижник и угодник Божий! Он будет столпом от земли до неба!» 138 . Однако встреча Александры Никифоровны с Парфением не могла состояться во время второй поездки, так как преподобный Парфений, как мы знаем, скончался 25 марта 1855 года, а не в 1864 году, как указал Мельницкий. Хронологическую ошибку о времени посещения Александрой Никифоровной Киево-Печерской Лавры допустил либо, Мельницкий, записывая ее воспоминания, либо она сама. Очерк Мельницкого о жизни Феодора Кузьмича широко использовался и используется в новых публикациях, и поэтому обе эти ошибки, к сожалению тоже повторяются, приводя к неправильным выводам. Думаем, что историки, занимающиеся жизнеописанием великого старца, учтут эти ошибки и возникшие с ними несоответствия и внесут соответствующие поправки.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Регулярные приезды о. Петра Попова к старцу в течение многих лет, длительность их встреч, высокая оценка священником Феодора Кузьмича – все это говорит о духовной глубине их отношений. В другом месте своего текста М.Ф. Мельницкий называет отца Петра в числе двух близких друзей старца «из более или менее высокопоставленных лиц», вслед за архиепископом Афанасием, и снова повторяет, что он был духовником Феодора Кузьмича 889 . С о. Петром связан один из многих зафиксированных случаев проявления прозорливости Александра Благословенного. Старец предсказал в беседе с Наталией Яковлевной – женой брата о. Петра – рукоположение его в епископа, выразив это иносказательно: Н.Я. Попова спрашивала благословение старца на то, чтобы пожить в доме о. Петра со своей дочерью и послужить ему. Феодор Кузьмич ответил: «Поживите, послужите недолго о. Петру: ему готовится царская корона, следу его будут скоро кланяться» 890 . Действительно, через год после этого разговора, 6 марта 1860 г., о. Петр, получивший при постриге имя Павла, стал епископом Якутским 891 . При этом отношения его со старцем продолжались. С.Ф. Хромов в своих официальных ответах томскому полицмейстеру в 1882 г. назвал Павла в числе епископов, посещавших Феодора Кузьмича 892 . Дважды повторенное в разной связи утверждение М.Ф. Мельницкого о том, что о. Петр был духовником старца Феодора, заслуживает доверия: Мельницкий не склонен был преувеличивать какие бы то ни было духовные явления в жизни старца; в то же время его отец был монахом Томского Алексеевского монастыря, что позволяло Михаилу Федоровичу иметь информацию непосредственно из круга духовенства. Следует также принять во внимание, что именно отец, монах Феофил, предоставил рукопись М.Ф. Мельницкого о Феодоре Кузмиче редакции «Русской старины» (после смерти сына) 893 . Понятие «духовник» предполагает принятие исповеди. По-видимому, протоиерей Петр Попов, будущий епископ Павел, был посвящен в тайну Александра Благословенного. Не случайно о. Петр специально беседовал о старце с местными крестьянами, призывая их от носиться к Феодору Кузьмичу с особенным уважением. К этому предположению склоняет нас также тот факт, что Феодор Кузьмич перед смертью, упоминая С.Ф. Хромову уважаемых старцем архиереев (Афанасия Иркут ского и Иннокентия Камчатского), которым он не от крыл свою тайну, не назвал в их числе епископа Павла 894 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что думала она о досибирском прошлом Феодора Кузьмича ко времени бесед с М.Ф. Мельницким? Федорова не сделала никакого прямого заявления на этот счет – во всяком случае, ее слушатель не записал такового. Но она рассказала об эмоциональной реакции старца на ее восклицание о его сходстве с императором Александром Павловичем 190 . А в другом случае сопроводила намек духовного отца на свое прошлое контекстом, разъясняющим смысл иносказания: ««А что, Сашенька, ты меня не боишься?» – «Что же мне вас бояться-то, Феодор Кузьмич, ведь вы ласковы ко мне всегда были, да и других-то никого не обижаете!» – «Это только теперь я с тобою такой ласковый, а когда я был великим разбойником, то ты, наверное, испугалась бы меня!» В тот раз много говорил о Петербурге, царе и войнах, которые так губят безвинный народ» 191 . Можно предположить, что воспоминания Александры Никифоровны как источник о духовной жизни старца и его окружения были бы богаче, если бы их не пересказывал М.Ф. Мельницкий, опасавшийся углубления в религиозные проблемы и образ жизни богомольцев (в чем он упрекал С.Ф. Хромова, об этом ниже). Тем не менее и в таком виде свидетельства духовной дочери Феодора Кузьмича, пользовавшейся его особым расположением, служат бесценным дополнением к другим материалам. Все три рассмотренных нами источника имеют общие свойства: они исходят от сибиряков, непосредственно общавшихся с Феодором Кузьмичом длительное время, его духовных чад, верующих и живших церковной жизнью людей, понимавших старца, его подвижничество, духовничество, знавших православную среду. В этом особое значение данной группы материалов для жизнеописания подвижника. К этой группе примыкают отдельные свидетельства очевидцев жизни Феодора Кузьмича и ранние жизнеописания старца, составленные М.Ф. Мельницким, епископом Петром (Екатериновским) и Е.З. Захаровым – все трое застали еще в живых людей, знавших святого. 4. Ранние жития: М.Ф. Мельницкий Епископ Петр. «Сказание» Авторы указанных выше жизнеописаний собирали сведения о св. Феодоре Кузьмиче по свежим следам и на месте событий от лиц, знавших старца. В наибольшей степени это относится к труду Михаила Федоровича Мельницкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В заключение своего краткого жизнеописания епископ Петр отмечает много случаев исцелений – по молитвам старца – «от тяжелых и опасных болезней, в которых врачи не могли помочь больным» 227 . Третье из ранних жизнеописаний – «Сказание о жизни и подвигах великого раба Божия старца Феодора Кузьмича, подвизавшегося в пределах Томской губернии с 1837 по 1864 год» – было издано почти одновременно с публикациями епископа Петра и М.Ф. Мельницкого: первое издание – СПб., 1891 г., второе – 1892 г., третье – М., 1894 г. 228 . Составитель этого жития – Елисей Захарович Захаров – указал свое имя только в конце предисловия к первому изданию. Следующие издания выходили безымянно. В предисловии «От издателя» Е.З. Захаров рассказал об обстоятельствах возникновения его замысла и об источниках, которыми он пользовался. «7-го августа 1889 года, находясь по некоторым делам моим в г. Томске, я был живо заинтересован весьма распространенной молвой о проживавшем и скончавшемся здесь, в В-х верстах от города Томска на заимке, у купца Семена Феофановича Хромова, старце 80 лет, Феодоре Кузьмиче. Об этой личности ходят многие толки, свидетельствующие как о подвижнической жизни означенного старца Феодора Кузьмича, так и о том уважении и доброй памяти, которые сохранились о нем и поныне в местном населении» 229 . Е.З. Захаров посетил С.Ф. Хромова 8 августа 1889 г. и, по-видимому, получил от него одну из записок, в которой купец «изложил свои воспоминания о Феодоре Кузьмиче». Захаров прямо не говорит о передаче ему текста Хромова, но отмечает существование «записки» и то, что она «еще не была напечатана для ознакомления публики». Затем он упоминает о выходе в «Русской старине» за 1887 г. и январь 1892 г. «статей» о Феодоре Кузьмиче, «из которых видны общие черты его жизни» (в январском номере 1892 г. вышло жизнеописание М.Ф. Мельницкого). «Поэтому, – пишет Е.З. Захаров, – желая с своей стороны, насколько возможно, изобразить эту таинственную личность, мы предлагаем сказание о нем, составленное частию по означенным статьям журнала «Русская старина», а частью из тех воспоминаний о нем, которые имеются в записке Хромова и других» 230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тем не менее, достоверность дальнейших событий вполне подтверждается неопровержимыми фактами » 176 . (Выделено нами. – М.Г.). «Не стану описывать подробностей этого странствования, – пишет М.Ф. Мельницкий, – замечу только, что все, на кого указывал ей Феодор Кузьмич, принимали ее с особенным гостеприимством, указывали дальнейший путь и безопасные приюты и ограждали от различных случайностей. В Петербурге через генерала (фамилию его она забыла) ей пришлось проехаться в Валаам на одном пароходе с покойною императрицею Мариею Александровною, которая, узнав от своих фрейлин о том, что на пароходе находится молодая сибирячка, пригласила ее к себе и долго разговаривала о Сибири» 177 . Нам остается только пожалеть о том, что Мельниц кий не стал «описывать подробностей» паломничества Александры Никифоровны. Значит, они были, эти подробности, в ее рассказе! Возможно, что и крайняя лаконичность сообщения о знаменательной беседе сибирской богомолки с императрицей тоже есть плод редакции Мельницкого. Ведь подобное событие должно было запомниться в подробностях (о чем говорили) на всю жизнь. Говорили долго – и ничего не осталось в памяти?! Скорее всего, либо сама Александра Никифоровна, либо Мельницкий предпочли сказать кратко об этой встрече из осторожности. Обращает на себя внимание формулировка «через генерала», т. е. некий генерал специально устраивал духовную дочь Феодора Кузьмича на этот пароход! Желание отправиться вторично по святым местам в Европейскую Россию возникло у Александры Никифоровны, по ее словам, в конце 1857 г. Следовательно, это событие – беседа с императрицей на пути в Валаамский монастырь – происходило в 1858 г. Обращаемся к истории обители. В ней подробно описано посещение Валаама императорской семьей именно в 1858 г. 178 . Участвовали в этом: сам государь Александр II, государыня Мария Александровна, цесаревич Николай Александрович, великие князья Александр (будущий Александр III), Владимир и Алексей, а также вел. кн. Ольга Николаевна с супругом – наследным принцем Виртембергским. При этом августейшие богомольцы посетили пустынь покойного схимонаха Николая, «где за сорок перед тем лет беседовал с отшельником Николаем Государь Император Александр Благословенный» 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для этого времени известен и раскрыт псевдоним Н. Василия. Это Давыдов Николай Васильевич – юрист и писатель, мемуарист (1848–1920). В его воспоминаниях представлены не только семейно-личные, но и общественные темы 206 . Вполне возможно, что он обратился к историческим сюжетам, однако счел за благо не связывать две названные выше книги с остальной своей деятельностью в силу щекотливости затронутых проблем, касавшихся современных ему аристократических семей и царствующего дома. По-видимому, он преувеличивает степень запрета, наложенного на тему «император Александр I – старец Феодор Кузьмич». Г. Василич писал в своей книге, что К.П. Победоносцев «преследовал» слухи о старце, и духовенство Западной Сибири было так запугано этим, что отказалось предоставлять сведения даже посланцу великого князя Николая Михайловича, приехавшему собирать для него материал 207 . Между тем известно, что сведения о Феодоре Кузьмиче все-таки давали и материал был собран 208 . Тем не менее следует признать, что осторожность в публикации материалов о старце прослеживается вполне четко. Редакция «Русской старины» опубликовала жизнеописание Феодора Кузьмича, написанное М.Ф. Мельницким, «как интересное народное сказание, легенду», хотя оно менее всего напоминает этот жанр. Подобные оговорки делались и в других случаях. И хотя слух о том, что С.Ф. Хромов посажен в Петропавловскую крепость за активность в распространении сведений о старце, был чистейшей выдумкой 209 , некоторое предостережение на этот счет томский купец действительно получил 210 . Жизнеописание старца Феодора Кузьмича, составленное епископом Петром (Екатериновским), было опубликовано в «Русской старине» тремя месяцами ранее жизнеописания, подготовленного М.Ф. Мельницким (октябрь 1891 г. и январь 1892 г.). Возможно, рукописи были доставлены из Томска одновременно. Тексты появились в печати после смерти обоих авторов 211 . С июля 1883 г. Петр Екатериновский уже не возглавлял Томскую епархию 212 . Тем не менее в 1887 г. к нему обращался С.Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010