В церкви Николая Чудотворца находилась также икона преподобного Мартиниана, соименная жертвователю храма и поставленная, как полагают исследователи, ко времени окончания его строительства. В ризнице холодной церкви в особых киотах хранились четыре серебряных креста-мощевика, в одном из них — частицы мощей князей Василия и Константина; в другом 33 частицы мощей разных святых; еще два креста, в которых заключались: в первом — частицы мощей Константина и Федора Муромских, во втором — части Древа Креста Господня, ризы Богоматери и частицы мощей тридцати святых, были пожертвованы в 1867 году И.И. Карзинкиным. В 1683 году на средства прихожан построили на месте деревянной теплую каменную одноглавую церковь в честь праздника Успения Богоматери, дата ее росписи " в виде отдельных клейм, сделанных по маслу " , неизвестна. В 1864 году крестьянин села Заозерье Угличского уезда Федор Андреев Бычков изготовил в зимний храм новый резной иконостас. Придел во имя иконы Богоматери Всех скорбящих Радость в нем был устроен в 1885 году в честь почитаемой в приходе святыни на средства ярославского купца Максима Григорьевича Кузнецова, кроме того жертвователь возобновил росписи храма. В иконостасе Успенской церкви, в местном ярусе, стояла икона Благовещения Богоматери, которая " весьма уважалась даже старообрядцами " . В церкви также хранился водосвятный серебряный крест с мощами святых. В XVIII веке ярославский купец Козьма Иванов Зеленцов " кроме многих построенных в церкви украшений дал вечно с пяти лавок собираемый оброк в приращение к церковным доходам " . Около Николо-Мельницкого храма находилась принадлежавшая Ярославской Большой мануфактуре писче-бумажная фабрика, она сгорела в 1845 году. Через 12 лет мануфактура была куплена у прежних владельцев Яковлевых московским купцом Иваном Андреевичем Карзинкиным, который основал " Товарищество Ярославской Большой Мануфактуры " и начал строительство близ церкви Николы в Меленках бумагопрядильной фабрики. Рабочие, а их число росло с расширением производства, являлись прихожанами Никольского храма, который к концу XIX века уже не мог " в должной мере удовлетворять религиозным потребностям служащих и рабочих фабрики " .

http://sobory.ru/article/?object=01176

Предлагаю о сем консистории к сведению и надлежащему предписанию. Литовской Греко-униатской консистории (секретно), от 6 ноября за 645, о священниках Белостокской области, приносивших всеподданнейшую просьбу об освобождении их от выдачи требуемых епархиальным начальством подписок Статс-секретарь Лонгинов препроводил к г. обер-прокурору Святейшего Синода на рассмотрение всеподданнейшую просьбу Греко-униатских священников Белостокской области, в числе 21, об освобождении их от предлагаемых епархиальным начальством подписок. По всеподданнейшем доведении графом Протасовым до Высочайшего сведения, что просители не входили о том с представлением к своему начальству и что они принадлежат к небольшому числу сомнительной благонадёжности священников Литовской епархии, Его Императорское Величество Высочайше повелеть соизволил: для введения сего дела в общий порядок передать принесённую ими просьбу мне, для учинения соответственных нынешним обстоятельствам распоряжений. Из подписавших помянутую просьбу, переданную мне графом Протасовым, священников: настоятель Вельской Воскресенской Церкви Иосиф Лавринович, настоятель Жерчицкой Церкви Андрей Жебровский, настоятель Мельницкой церкви Флориан Зенкевич, священник Райской Церкви Станислав Осташевский и священник Чижевской Церкви Филипп Шешко, оказались благонадёжными и вовлечены к подписанию просьбы происками некоторых интриганов; о священниках, Вольской Пречистской Церкви Антонии и Николай Гижевских, Корнинской церкви Симеоне и Льве Козьминских, Новоберезовской церкви Антонии Паньковском, Чижевской Церкви Фавсте Говорском, Гриневицкой церкви Иоанне Имшенике, Боцьковской церкви Василии Высекерском, Клещелевской церкви Антонии Сосновском и Стефане Шолгини, сделаны уже мною распоряжения особыми предложениями, консистории данными; а за сим остаётся обратить внимание только на остальных шесть священников, то есть: настоятеля Щитовской церкви Михаила Баньковского, настоятеля Кленицкой церкви Иоанна Баньковского, настоятеля Бранской церкви Феодора Михневича, викарного Кленицкой церкви Василия Севериновича, викарного Клещелевской церкви Петра Солосцюкевича и викарного той же Церкви Иоанна Демяновича.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В церкви хранятся, в отрывках, старинные документы, напр. царские указы со времен Алексея Михайловича, план и межевые книги, составленные в 1786 году, метрические книги с 1814 года. Новый каменный храм начат в 1870 году и окончен в 1880 году. Он построен во имя Рождества Христова, с приделами Успения и Александра Невского, по плану архитектора Дмитрия Афан. Лебедева, на сумму предположенную в 13,684 р.; ныне уже истрачена 21 тыс. Боковые алтари занимают западную часть церковного здания и стоят ниже главного алтаря. Ограда сделана из булыжника и извести. По штату 1774 года причта положено: два священника, диакон, два дьячка, два пономаря и просвирня; с 1844 года пономарь один. С 1871 г. причт состоит из настоятеля, помощника и двух псаломщиков. Из прежних священников известны: Панкратий Машнев, Яков Андриев, Онисим Панкратьев († 1827), Михаил Модолицкий († 1831); Иоанн Рябинин († 1849); Иоанн Антипов Орлов, Василий Иоаннов Знаменский, служащий ныне. Второй священник Иоанн Димитриев Судаков служит с 1880 года. Прежде причт пользовался доходами, а, вместо руги, получал по 15 коп. с каждой тягловой души. С 1843 г. Бельский погост сперва причислен был к 1-му классу и причт получал жалованье 810 р. Ныне настоятель получает 235 р. 20 коп. Помощник его 166 р. 60 к. Псаломщики по 68 руб. 60 коп. Дохода получается до 700 р. Церковная земля состоит из трех участков. В 1-м 39 дес. 205 кв. саж.; во 2-м 8 дес. 148 кв. саж.; в 3-м 2 дес. 1,048 кв. саж. Земля расположена между крестьянскими наделами, что дает повод к постоянным неприятностям. Настоятель живет в каменном доме, устроенном из материала, оставшегося от построения церкви; у Судакова дом деревянный, купленный от предшественника его Альбова за 350 руб.; у псаломщика Покровского дом собственный; другой псаломщик живет в доме, купленном попечительством за 100 руб. у бывшей просвирни Марии Бельской. Соседние приходы: Мельницкий, Моложаньский, Тольбицкий (Псков. губ.) и – Крыпецкого монастыря Псковской епархии. Приход разделен на два участка.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

серебром. Андрей Голубкин, Фома Горнескулов, подпоручик Василий Карпенков дали каждый по 143 р. сере­бром. Казенные крестьяне церковный староста Наум Минко и Андрей Ольховский пожертвовали каждый по 286 р. серебром. Федор Руденко – 143 р. серебром. Прихожанином Андреем Голубкиным куплены: потир со всем к нему прибором в 1200 р. ассигнациями, гробница серебряная вызлащенная в 650 р. ассигнациями и на устройство нового иконостаса дано 2000 р. ассигнациями. О начале валковского Георгиевского храма положительных сведений не имеется. Предание говорит, что первое основание храму и приходу положили казаки, пришедшие из Мошурова рога, что при Днепре, принесши с собою утварь церковную и ризницу, но, к сожалению, ни одна из тех вещей не сохранилась. Достоверность же предания подтверждается тем, что приход Георгиевской церкви и в настоящее время называют Мушуровым. Старожилы помнят только, что Георгиевская деревянная церковь находилась там, где ныне расположены лавки. Нынешний храм освящен в 1797 г. Метрики Георгиевской церкви в архиве Духовного правления начинаются с 1725 г.; и в этом году поданы священником Илиею. По преданию, древний Успенский храм валковский стоял над рекою Мжей и построен был позже других валковских церквей. По словам предания, валковские черкасы, заселив значи­тельное пространство на левом берегу р. Мжи, по любви казацкой к просторному житью посунулись – перешли на правый берег р. Мжи, потому эта новая часть города называется посуньками, и храм называется посуньковским. Однако ж образование посунок было еще прежде 1700 г. По переписи 1724 г. Успенская церковь города Валок показывается уже с 92 дворами прихожан, впрочем, со включением сельца Замостского кута, и прихожане в 1721 г. писали, что священник их служит храму Успения «многие годы», так что за старостию не может исправлять треб. Каменный храм Успения Богоматери основан в 1810 г., а освящен по благословлению преосвященного Аполлоса в 1816 г. ноября 12 дня. Главными попечителями при построении сего храма были приходские священники Гавриил Снесаревский, Феодор Мельницкий и церков­ный староста казенный крестьянин Даниил Корсун. В 1834 г. устроен новый иконостас ценою в 2500 р. ассигнациями старанием священника Феодора Мельницкого. В 1844 г. устроен в алтаре и во всем храме чугунный пол купцом Игнатом Дзюбаном ценою в 458 р. серебром. Метрики Успенского храма в архиве Харьковского духовного правления начинаются с 1725 г., и в этом году представлены они священником Евстафием.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На меня, не взирая на крушение по делу Мельницких, навьючили известное Вам дело Булах, которое пойдет 18 мая. Есть в этом деле и ваши совершенно излишние показания; требовались показания и Митрополита Киевского 2276 , —214— 1884 г. оставшегося, однако же, не спрошенным, но только по болезни, о чем и составлен протокол. – Просматривая этот отдел следствия, я воображал, что предметом дела должен быть какой-либо богословский спор, и жестоко ошибся, так как оказалось, что от Архиепископа и Митрополита было желательно получить рассказы о житейских дрязгах, до коих святителям, ясно, нет дела. Катков бранит Суд и судей. Не лучше ли построже взглянуть на предшествующее суду следствие и на исследователей, смешивающих сорную траву с пшеницею и сваливающих в одну кучу словеса людей без всякого различия в людях и без всякой оценки степени прикосновенности людей к тому или другому явлению жизни? Такой образ действий остается непримеченным, а в нем то именно, думается мне, и кроется корень зла! …. «„1 сущим во гробех живот даровав“... Простите неразумие мое, если от меня услышите, что эти слова я понимаю в смысле возрождения человека к духовной и нравственной жизни, без которой жизнь физическая, хотя бы самая прекрасная, превращается в несносное бремя». Телеграммою из Москвы извещал меня о своем прибытии в Тверь с почтовым поездом высокопреосвященный митрополит Иоанникий. С искренним радушием я встретил такого почтенного гостя. С дороги предложен ему был, чай и ужин. Затем до позднего часа беседовали мы с ним о разных более или менее важных предметах искренно и откровенно. Этою откровенною беседою Владыка произвел на меня приятное впечатление. На другой день, после утреннего чаю, мы отправились с ним в кафедральный собор и оттуда в семинарию. К обеду с Его Высокопреосвященством приглашены были преосвященный Антоний и несколько лиц из старшего духовенства. – После обеда и краткого отдохновения мой гость отправился с почтовым также поездом в Петербург. Еще в феврале текущего года Синодальный Обер-Прокурор, Конст. Петр. Победоносцев вошел в Св. Синод с предложением за 967 следующего содержания:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Столь же горячим было личное участие архипастыря в продолжительных крестных ходах со святынями в округе Томска. Так, особо чтимый образ святителя Николая из каменной церкви села Семилужного (расположенного на тракте, связывавшем Боготольскую волость с Томском) носили крестным ходом в Томск (29 верст) и таким же образом возвращались обратно. «Преосвященный Афанасий, бывший Томский (скончался в 1868 г. в Казани), хаживал в этом крестном хождении из Томска. Удивительная ревность! Еще удивительнее крепость телесная! Он это делал, отслуживши литургию в Томске, и прямо из церкви – сюда. Приходили уже в 8 часов вечера» 872 . При такой активности архиерей не мог не знать о необычном ссыльнопоселенце, который взял на себя миссию духовного просвещейия. И он не только узнал о старце Феодоре, но посещал его и стал, по словам М.Ф. Мельницкого, его другом. Об их добрых отношениях свидетельствуют однозначно весьма различные источники. Инок Парфений, описав подробно трогательные и торжественные проводы епископа Афанасия в марте 1854 г. при отъезде его на другую кафедру (Томск горько оплакивал разлуку с любимым архипастырем), сообщает: «Вот и закатилось наше красное солнышко; и в семь дней доехал до Иркутска, 1 500 верст, не останавливаясь нигде на дороге: только остановился в селе Красной речке; сходил в пустыню к одному рабу Божию пустынножителю Феодору Кузьмичу, живущему у крестьянина Латышева на пасеке. Простясь с ним, один другому поклонились до земли. Раб Божий проводил владыку до повозки и простились» 873 . Отношения старца и архиерея продолжались и после того, как владыка стал иркутским архиепископом (1853–1856 874 ). М.Ф. Мельницкий пишет об этом буквально следующее: «Из более или менее высокопоставленных лиц в это время лучшим его другом был преосвященный Афанасий Иркутский, неоднократно заезжавший к нему из Иркутска, остававшийся иногда в его келье по несколько дней сряду » 875 . Обстоятельный рассказ очевидицы – Феклы Степановны Коробейниковой – о внешней стороне встречи архиерея Афанасия (Соколова) с Александром Благословенным в селе Краснореченском был записан казаком С.Н. Сидоровым в 1882 г. при составлении «Сведений». В этом рассказе существенны все детали. Ф.С. Коробейникова сообщила, что иркутский преосвященный Афанасий приехал в село Краснореченское, в дом Ивана Гавриловича Латышева, и направил хозяина съездить на пасеку и «попросить Старца Феодора для свидания». Иван Гаврилович, разумеется, немедленно отправился. По-видимому, старец в это время был недоволен некоторыми поступками Латышева: Феодор Кузьмич согласился провести встречу с владыкой в доме Ивана Гавриловича лишь с условием, что последний пообещает перед Богом «не делать в праздничные дни поденщин и не работать, да вдобавок и не стеснял бы своих работников в работе по условию сих» 876 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Было «много желающих» сушить для старца сухари из ржаного хлеба, но «кроме как от Сидорова сухарей ни от кого не получал», – по словам самого Семена Николаевича 795 . Крестьяне села Коробейникова Белоярской волости Андрей Логинов Семенов, Иван Безруков, крестьянская вдова Екатерина Безрукова и Иван Ро нский [нрзб.], рассказывая о жизни подвижника в этом селе в «собственными трудами» устроенной келье в течение «более трех лет зиму и лето», отмечали: старец Феодор, «ведя жизнь благочестивую и питаясь приношением жителей, но принимая более ничего кроме хлеба, из сего видно, что питался одним хлебом, солью и водою, а излишний хлеб раздавал на нищенствующих и даже сушил у себя в келье на сухари, и при удобном случае с попутным отсылал в Краснореченский этап разным посыльным» 796 . Сохранилось прямое свидетельство очевидца и об образе жизни старца в чужих домах во время обучения детей грамоте. Мариамна (Мареама) Ивановна Ерлыкова, в доме которой старец жил три месяца, обучая ее брата, сообщала: «Носил он рубашки из толстого холста, даже я ему и шила, трудился он, помогал в работе, копал картофель, именно жил ради Бога, пищу употреблял мало, что Бог послал » 797 . Этим сообщениям вторит и С.Ф. Хромов в записке, переданной К.П. Победоносцеву : «Питался самой суровой пищей и одевался самым бедным рубищем » 798 . В ранних жизнеописаниях, составленных на основе рассказов многих самовидцев, воспроизводится более подробно подвижнический быт Александра Благословенного в Сибири. Обстановка «всех его маленьких келий», по М.Ф. Мельницкому: «Жесткая постель, две или три скамейки и небольшой столик – составляли всю его мебель. В правом углу висело несколько образов: Печерской Божией Матери, маленький образок Александра Невского и другие; кроме того, он вешал в этом углу некоторые картинки религиозного содержания, приносимые ему разными странниками», – виды монастырей, портреты митрополитов, евангельские притчи. На столе не большое распятие, Евангелие, акафист Живоначальной Троице, Псалтирь, маленький Киево-Печерский молитвенник и небольшая книжка «Семь слов на кресте Спасителя» 799 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—87— чтения Евангелия протосингелом сказано соответствующее торжеству слово. Богослужение закончилось благодарственным молебном. В митрополичьих покоях юбиляр принимал поздравления от всех собравшихся на это торжество, при чём получил много более или менее ценных подарков. Получено было много телеграмм, из коих можно отметить телеграммы от болгарского экзарха, от болгарского Св. Синода и от князя Фердинанда. Вечером учителями правительственных и народных школ дан был литературно-музыкальный вечер, на котором присутствовал и сам юбиляр 126 . Болгарское население в Македонии имеет ныне несколько митрополитов из болгар (в Охриде, Скопии, Велесе и Неврокопе). На скопийскую болгарскую кафедру избран был в конце 1896 г. преосвященный епископ Синесий, по происхождению болгарин, а в январе 1897 г. не без настойчивых просьб и представлений болгарского правительства – получил султанский берат. Тем не менее многие епархии болгарского экзархата в турецких владениях остаются ещё без архиереев, природных болгар. На основании X члена султанского фирмана от 27 февраля 1870 г. получили право иметь архиереев следующие епархии болгарского экзархата в турецких владениях: велесская, части епархии кюстендильской (находящиеся в Болгарии части этой епархии присоединены к митрополии софийской), сконийская, охридская, адрианопольская, дербская, пелагонийская (резиденция митрополита в г. Битоле), могденская (резиденция в г. Флорине), воденская, костурская, струмницкая, мельницкая, сересская и неврокопская. Пользуясь затруднениями Турции по случаю греко-турецкой войны, болгарское правительство перед пасхой 1897 г. настоятельно потребовало у султана пяти новых епископских бератов в пользу македонских болгар. Представления о том же делал пред Портой русский посол г. Нелидов. В то же время греческий патриарший Синод решительно протестовал пред Портой против выдачи в пользу македонских болгар новых епископских бератов, угрожая, если не будет уважен —88— его протест, запечатанием греческих церквей в Константинополе и провинциях. В ответ на настойчивые требования болгар султан подарил экзархату к пасхе 500 фунтов и разрешил открыть 10 болгарских церквей в округах дербском и пелагонийском. Что касается бератов, то болгарскому агенту Маркову даны были обещания, что совет министров вновь рассмотрит этот вопрос, что все уступки, сделанные в пользу Болгарии, непременно будут приведены в исполнение. Но вопрос не решён в желательном смысле и доселе. В данной агенту болгарскому аудиенции, как сообщил телеграф от 2 (14) ноября, султан снова подтвердил, что бераты будут выданы, по заключении мира с Грецией.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сообщаемые М.Ф. Мельницким факты подтверждаются другими источниками – записками С.Ф. Хромова, «Сведениями», отдельными публикациями очевидцев и более поздними (конец XIX – начало XX в.) сборами материалов о старце 202 . Биографический очерк о Феодоре Кузьмиче М.Ф. Мельницкого широко использовался в последующей литературе о старце, но далеко не всегда со ссылками на автора жизнеописания. Часто ссылаются на сочинение Г. Василича, целиком пересказывавшего текст М.Ф. Мельницкого 203 и как бы подменившего его собой в историографии. В связи с этим обстоятельством остановимся кратко на компиляции Г. Василича. Эта книга в силу широкого интереса читателей к проблеме тождества императора Александра I и старца Феодора Кузьмича претерпела несколько изданий в предреволюционный период и воспроизве дена репринтом в постсоветское время. Доступность сделала ее основным «пособием» о сибирском старце, в то время как жизнеописание М.Ф. Мельницкого было опубликовано лишь однажды в «Русской старине» и стало библиографической редкостью. У Г. Василича вслед за почти дословным пересказом М.Ф. Мельницкого помещен такой же пересказ жития Феодора Кузьмича, составленного епископом Петром (Екатериновским) 204 . Кроме того, в начале книги дается описание встречи императора Александра I с архимандритом Фотием, а в конце приводятся иллюстративные материалы, повторяющие приложения к статье М.Ф. Мельницкого в «Русской старине». Так образовалась довольно содержательная подборка материалов о старце. Странность книги Василича состоит в том, что ее автор в начале ставит задачу «развенчать» «легенду» о тождестве Феодора Кузьмича и императора Александра I и в заключении работы делает вывод о том, что это два разных лица, хотя изложение убеждает читателя в противном. О нарочитости провозглашения задачи и вывода, не подтвержденного текстом, на наш взгляд, свидетельствует то, что автор укрылся под псевдонимом. Кто такой Г. (господин?) Василия? Под этим псевдонимом вышла еще одна книга на близкую к рассматриваемой нами тему – «Восшествие на престол императора Николая I» 205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С разрешения этой простой, но доброй, всеми уважаемой женщины, я позволю себе познакомить с ее судьбою читателя» 163 . Свойства Александры Никифоровны располагают к доверию, а данное ею разрешение служит определенной гарантией точности изложения Мельницким рассказанного ею. Кроме того, многие из переданных А.Н. Федоровой фактов могут быть проверены, как будет показано ниже, по источникам другого типа. Александра рано лишилась родителей и воспитывалась под покровительством священника села Краснореченское о. Поликарпа 164 . «Находясь постоянно при церкви, под непосредственным вниманием священно-церковнослужителей, она скоро стала очень религиозной, а природный ум, мягкое сердце и необыкновенная отзывчивость с самых ранних лет требовали всецело отдаться служению на пользу ближнего» 165 . Первые впечатления ее о Феодоре Кузьмиче относятся к 1839 г. Двенадцатилетняя девочка слышала о его подвижническом образе жизни и особых дарах духовных (общение с церковными людьми подготовило ее к восприятию таких тем): это свидетельство о самых ранних сроках возникновения репутации Феодора Кузьмича как старца – шел третий год пребывания его в Сибири В это уже время Александра нередко видит его окруженным «толпою крестьян, внимательно слушавших его поучительные беседы» 166 . Девочка становится добровольной и активной помощницей Феодора Кузьмича: она исполняла его поручения, «сопровождала его во время прогулок, чинила его платье, а впоследствии, когда старец несколько лет жил в Зерцалах, навещала его и там почти ежедневно 167 , ночуя около его кельи, и всевозможными способами оказывала ему свое расположение» 168 . Теперь уже Александра знала об образе жизни Феодора Кузьмича и его поучениях не понаслышке; и так на многие годы. Она становится духовной дочерью старца и разлучается с ним лишь на время двух поездок на богомолье в европейскую часть России. М.Ф. Мельницкий, стремившийся придать своему жизнеописанию Феодора Кузьмича светский характер 169 , почти не касается духовного руководства старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010