Святаго священномученика Василия, епископа Амасийскаго На Господи, воззвах: стихиры, глас 4. Подобен: Яко добля: Над всеми, блаженне, страстьми/царствовал еси,/законом Божественным, славне, утверждаемь/и, помысл ясно самодержца сотворь/и быв Божий предстатель,/по достоянию помазание свято приял еси/и стаду вождь был еси словесному,/святителем и страдальцем удобрение. Яко овна от стада, тя,/Василие преблаженне,/царь беззаконный отлучи/и, Царя проповедающа, Христа Бога нашего,/пожренаго яко Агня,/закалает тя неправедно/и повелевает тя в море воврещи,/ходатайствуя тебе Небесное Царство/и вечнующую славу. В водах стези твоя преславно сотворил еси,/Василие славне,/по кончине бо ввержен быв,/якоже предрекл еси,/крепко преплыв/и граду твоему себе Амасийскому/отдав бремя честно/непостыдна молитвенника,/исцелений реку/и недугов различных очистилище. Слава, и ныне, праздника, или Богородичен: Яже Бога Невместимаго/во чреве Твоем вместившая,/человеколюбно Человека бывша,/и наше смешение из Тебе приимша,/и обоживша яве,/не презри мене, Всечистая, ныне скорбяща,/но ущедри скоро/и различныя вражды же/и вреда лукаваго свободи. Крестобогородичен: Агнца и Пастыря, Тя/на Древе яко виде,/Агница рождшая рыдаше/и матерски Ти вещаше:/Сыне возжеленне,/како на древе Крестнем повешен еси, Долготерпеливе?/Како руце и нозе Твои, Слове,/пригвоздишася от беззаконных,/и кровь Твою излиял еси, Владыко? Канон, глас 4. Песнь 1 Ирмос: Отверзу уста моя,/и наполнятся Духа,/и слово отрыгну Царице Матери,/и явлюся, светло торжествуя,/и воспою, радуяся, Тоя чудеса. Пети тя, славне, усердствующу,/премудрость ми подаждь и разума слово/молитвами твоими Божественныя подвиги твоя восхвалити/Христовы ради любве, юже показал еси крепко. Миром благодати святитель явился еси, помазався, священне,/Христу достойно сам ся, яко жертва, мучением чиста,/и безкровныя жертвы принося.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

л. 1. Мес. иулиа в 9, житие и жизнь в святых отца нашего Феодора, всиавшаго в постницех в велицей лавре св. отца нашего Савы, посем же бывша архиепископа в граде Едесе и достопомнимая исправившаа дела. Списано от Василиа, епископа амасийскаго. См. 773 л. 1. л. 141 об. Главы добродетелны препод. отца нашего Феодора (числом 100). Там же л. 132. л. 177. Мес. марта в 4, чюдотворение св. Конона иже в Саврии. См. 751 л. 241. (Память его 5 числа, а не 4, или как там 6-го). л. 209. В тойже день, Слово св. Макария Великаго . Нач. Аще кто изшед от своих и отрекся мира сего. См. 760 л. 301. л. 215. В тойже день, Слово Петра черноризца, сказание Златоустаго ко некоим иноком, о посте. Нач. Любите смереномудрие, еже паче весть Христос. л. 221. В тойже день, св. священномученика Патрекиа повесть о будушем суде и о земленых муках. Нач. Св. священномученик Патрекей глаголеть, яко две месте уготова Бог. В конце мелкие отрывки. л. 225 об. Слово о Констянтине цари, како сшед с небеси и беседоваше с Пасианом (Касианом) пустыником. Сиа же слышав Иван Колов и вписа слышащимь пользы ради. Нач. Рече некто в святых отець наш в скыте, яко сказа ми авва Иоан Колов, глаголя, яко всхотев иногда изити посетити Паисиа отходника. л. 227 об. Св. Нифонта. Нач. Ходящу ми некогда по стегнам града, рече некый старець. л. 229 об. Пять повестей из Патерика скитского. л. 252. Иже в святых отца нашего Иоанна, архиеп. Константинаграда, Златоустаго Слово в неделю мясопустную. Нач. Се приближися, братие, время покаяниа, се настають дние оцещению. л. 258. Слово Паладиа мниха о страшном суде. Нач. Егда убо хотяй приити судити праведный Судии Господь нашь Ис. Христос. В конце небольшие отрывки из богослужеб. книг. л. 269 об. Св. Кирилла философа, избранно от святых книг о исходе души. Нач. Понеже убо тайна сиа не всем откровена бысть и многыми человекы несведома. Пам. росс. Слов. л. 92. л. 282. Слово Иоанна Богослова о покои пресв. Владычица нашеа Богородица и Приснодевы Мариа. См. 747 л. 415. Впереди на белом листе: Сия книга Феодор едеский князя Варлама Оболенскаго (инока † 1528 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

309 Епифаний: „и добре обдержание и помысл, еже идти в Пермьскую землю и учити ее... еже издавна то у него здумано бяше“. – На образе св. Стефана XVII в., стоящем в иконостасе кремлевской Спасской церкви, читается надпись: „св. Стефан епископ, родом бе великия России града Устюга, сын клирика, соборные церкви св. Богородицы, иже на Устюге, именем Симеона, и матери Марии, и первый епископ Перми бысть, иже научи вере Христове и крести, и грамоту по их языку состави в л. 6880 (1372 г.). Преставися в лето 6904; тело же его положено во святом храме сём“ (Снегирева памятники 127). В 1372 г. Стефан находился ещё в Ростове; и след. ещё в Ростове составил он Зырянскую азбуку. Епифаний о времени перевода книг: „яко мню от создания миру в л. 6883 (1375)“. – Но он же говорит, что Стефан занимался переводом книг и между Зырянами. – О греческом языке собр. л. 6, 128. 129. Епифаний: „желая же большего разума, яко образом любомудрия, изучися и Греческой грамоте и книги Греческие извыче и добре почиташе я и присно имеяше я у себе; и бяше умея глаголати тремя языки, и такоже и грамоты три умеяше, яже есть Русски, Гречески и Пермски“. 310 Епифаний. Почтенный поклонник „святыни Ростова великого“ (М. 1860 г.) признаёт Парфения за одно лицо с еписк. Петром, на том основании, что „в степенной книге упоминаются три епископа Ростовские, посвящённые св. Алексием: Игнатий, Пётр и Арсений”. Но: а) список лиц, посвящённых св. Алексием, даже в новой редакции, не полон (см. Русские святые февр. 12); б) Парфений поставляется преемником Петра и предшественником Арсения в списке Ростов. архипастырей XV в. (Собр. л. VI, 126. VIII, 69); в) Пётр скончался в 1365 г., а Арсений возведён на кафедру в 1374 г. Ужели же после 1365 до 1374 г. вовсе не было архипастыря в Ростове? 311 Епифаний. В степ. кн. 1, 524 сказано, что Стефан поставлен в пресвитера Герасимом епископом Коломенским. Тоже в прологе и в летоп. собр. л. VIII, 69. VI, 129. 312 Епифаний: „суть же у них стари кумиры к ним же издалеча прохожаху и от дальних мест поминки приношаху; – а за три дни и за четыри и за неделю со всяцем тщаньем приносы и поминки присылаху“. М. Симон в 1501 г. писал в Пермь: „а кумиром бы есте не служили, ни треб их не принимали, ни Воипелю болвану не молитесь по древнему обычаю” (Ист. ак. 1. 112). Как Герберштейн (Rer. Мозсо. р. 56), так Гванини (Moscoviae descriptio р. 15. ed. Starzevscy), говорят, что идол золотой бабы, с сыном её на коленях, и с внуком, около ног, стоял на устье Оби, в обдорской стране; последний прибавляет, что ему поклонялись, кроме Обдорцев, Югры, Вогуличи и другие соседние народы. В 1846 г. на левом берегу р. Туй, впадающей в р. Каму, в городище, найдены оловянный истукан, серебряное блюдо, чаша с татарской надписью и монеты Сассанидов 852–1276 г. Ж. м. внутр. дел 1858 г., ч. 29, отд. 3, стр. 49. 55.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

История этих взаимных отношений Церкви и мира полна глубокого трагизма. В устах Церкви, обращающейся к миру, слышится скорбный упрек: „мы играли вам на свирели, и вы не плясали. Мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» ( Мф.11:17 ). Причины этого разделения Церкви и мира, доходящего до взаимного непонимания друг друга, до противоположности интересов, языка и понятий лежат, конечно, в мире, а не в Церкви. „Почему вы не понимаете речи моей?» обращается Церковь к миру. „Потому что не можете слышать слова моего. Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога». „Ваш отец – диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине: ибо нет в нем истины. А как я истину говорю, то не верите Мне» ( Ин.8:43–47 ). Церковь сознает свое принципиальное разделение от мира и вполне мирится с настроением последнего в отношении к ней. „Мир меня ненавидит, потому что я свидетельствую, что дела его злы» ( Ин.7:7 ). Церковь не может устранить этого разделения, не отказавшись от своей жизни, не перестав быть Церковью . Но она может и должна сгладить крайности этого разделения, облегчить миру переход этой бездны. Ее свидетельство о злых делах мира да не будет тем жестоким бесповоротным осуждением мира, после которого обличенный чувствует только страх и ненависть к судье своему. Церковь должна смягчить и устранить это тяжелое чувство ненависти, которой страдает и мучится мир в отношении к ней. В лице лучших своих представителей Церковь всегда достигала прекрасного осуществления этой великой задачи своего земного служения. В лице этих мудрых избранников и святителей мир учился познавать и любить Церковь . В их речах он слышал голос кроткой любящей матери, умеющей понимать истинные нужды своих чад и говорить о них понятным языком, карать, не вызывая раздражения, свидетельствовать о зле, не возбуждая ненависти, хвалить и любить без ласкательства и лести. Ев. Астерий Амасийский – один из таких служителей христианской Церкви. В этом высокое историческое значение его личности, жизни, деятельности и творений.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

архим. Модест (Никитин) Содержание Предисловие Введение I глава II глава III глава IV глава V глава VI глава VII глава Приложение (перевод творений св. Астерия) Слово о пророке Данииле и Сусанне На 5-ый псалом. Слово 1-ое Ha тот же 5-ый псалом. Слово 2-ое На тот же 5-й псалом, иначе. Слово 3 Ha тот же 5 псалом, иначе. Слово 4 На толкование 5 псалма, слово 5, в котором говорится и о Иосифе. Сказано в Великий Второй день (Понедельник) Беседа на 6-ой псалом На 7-ой псалом Отрывки из сочинений Астерия (По Библиотеке Фотия) Из слов на текст: „человек некий схождате от Иерусалима в Иерихон» Его же слово на текст: „человека два внидоста в церковь помолитися» (Лук.18:10) Его же слово о Закхее Его-же о двух сыновьях, упомянутых у Луки Его-же о слуге сотника, которого исцелил Господь Его-же слово о Иаире и кровоточивой     Предисловие Мир и Церковь в лице своих представителей очень часто не понимали и не понимают друг друга. Они говорили и говорят разными языками. Властные божественные глаголы Слова Божия не проникают в сердце легкомысленных сынов земли, не трогают, не поражают его до изменения мыслей, настроений, чувств и желаний. Если слово Церкви ведет в глубины и тайны неба, приподнимает завесу над „бездной богатства, и премудрости, и ведения Божия», то мир восклицает на это: „какия странныя слова! Кто может это слушать?!» ( Ин.6:60 ). Если Церковь говорит, наоборот, простыми, ясными словами земли, в которых „каждый слышит собственное наречие» ( Деян.2:8 ), чувствует язык своей души, узнает свои собственные мысли, чувства и желания, то все изумляются и, недоумевая, говорят друг другу: „что это значит? Сии говорящие не все ли Галилеяне... как же мы слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» Минута сомнения, потом насмешка и разгадка готова: они напились сладкого вина ( Деян.2:7–8, 11–13 ). Если представители Церкви внимательно приникают к интересам земли, одушевленным языком говорят о хлебе, питающем человечество, болезнуют и служат немощам его, тогда народ возвышает голос свой, говоря по-ликаонски: „боги во образе человеческом сошли к нам» ( Деян.14:11 ). Но лишь только служители слова, оставив такие речи, скажут властно и строго: „не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Ин.2:15 ), восторженные ликаонские речи сменяются криками ненависти: „они не говорят ничего истинного, а все лгут» ( Деян.14:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Беседа об управителе, на которого донесено было господину, что расточает имение его (Лк. 16:1–9) Помню, что я часто говорил в беседах с вами, что по причине некоторого ложного и неосновательного мнения людей о вещах умножаются грехи между ними, и уменьшаются добрые дела, которые каждый должен исполнять по силам своим. Я разумею то мнение, по которому мы почитаем себя полными владетелями и господами всех вещей, которые даны нам для употребления в жизни сей. По причине ложной уверенности в сем мы с великим жаром ссоримся из-за них, вооружаемся друг против друга, нападаем друг на друга, и оказываем им такую любовь и даем им такую цену, как будто бы они были особенное и драгоценное сокровище. Но совсем не так мы должны поступать, потому что вещи не таковы, как мы о них думаем. Ни одна вещь, которую мы имеем здесь, не принадлежит нам, и мы в настоящую жизнь сию введены не как полномочные владетели в собственный дом свой, но как странники, пришельцы и изгнанники. Нас берут из жизни сей туда, куда мы не хотим идти, и притом в такое время, когда мы не ожидаем того. Когда бывает угодно Господу, у нас отнимается все наше имение. Настоящая смертная жизнь наша весьма скоро изменяется. Кто сегодня знаменит и славен, тот на другой день делается бедным и достойным сожаления. Кто теперь изобилует множеством богатства, тот вскоре лишается всего, и не имеет даже хлеба для пропитания себя. Все сие происходит с нами, смертными, по воле Божией. Один только Бог всегда неизменяем, и имеет у Себя неотъемлемую жизнь, славу и могущество. Рассудительные и разумные люди, я думаю, легко видят, почему я сегодня так начал беседу мою с вами. Потому, что сегодня прочитана притча, написанная Лукою, об одном управителе, который сделался печален от того, что господин его и владетель имения, узнавши, что он расточает оное, сказал ему: ступай скоро, и дай отчет в управлении твоем: я не могу позволить тебе расточать имение мое, как свое собственное. Повествование о сем не есть повествование об истинном происшествии, но притча, которая вымышленным примером научает нас добродетели. И так всякий, кто бы ты ни был, знай, что тебе вверено только управление чужим имением, и потому искорени из сердца своего гордую мысль о себе как о господине и о власти своей, старайся иметь смирение и осторожность, приличную управителю, от которого потребуют отчета, непрестанно ожидай прибытия господина своего, и имей всегда в готовности верные отчеты в делах своих; потому что ты странник, и тебе только на короткое время дано право пользоваться имением. Если ты еще сомневаешься в сей очевидной истине, то обратись к опыту. Он, как верный учитель, уверит тебя в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

«Позволительно ли человеку разводиться с женою своею по всякой причине?» Таково предложение евреев. Я же с другой стороны смотрю на цель вопроса. Так как женский пол способнее к доверию и скорее склонялся к величию чудес, к восприятию и вере в Божество Христа (так и в конце, – когда человекоубийцы по своему определению влекли Господа на крест, толпа женщин и страдание оплакивала, и, следуя за Спасителем, жалобно проливала слезы – Лк.23:27 ): то, дабы устроить некое затруднение и неприятность Ему через коварный вопрос, они, как это думалось им, разставили сети и силки своими речами; Господь же, силой Божества усматривая готовящееся злоумышление, а вместе с тем определяя человеколюбивое постановление для жизни и соделывая тщетными козни их, предлагает ответ в защиту женщин, отогнав ни с чем волков-фарисеев, напрасно открывших рты свои для вопроса. Само творение, – говорит Он, – указывает цель в соединении, а не в разделении; и первый устроитель брака есть Творец, сочетавший первозданных людей брачными узами и будущим поколениям давший непререкаемый порядок сожительства, который они должны были чтить как закон Божий. Соединенные же друг с другом «уже не двое, но одна плоть; итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:6 ). Это было сказано тогда фарисеям. Но и теперь послушайте вы, приспешники их, которые легкомысленно переменяете жен, как одежды, – устрояете брачные чертоги так часто и быстро, как ярмарочныя палатки, – женитесь на имениях и берете жен для своей прибыли, – даже при небольшом раздражении немедленно пишете разводное письмо и еще при жизни оставляете многих вдовами. Уверьтесь, что брак расторгается только смертью и прелюбодеянием. Ведь в том, что совершается по закону и установлению, бывает не так, как в отношении к блудницам, (с коими) сожительство ограничивается небольшим числом дней и при этом преследуется одно только плотское наслаждение; но совершенно напротив, о человек! происходит некоторое единообщение тела и души, так что и нрав с нравом вместе соединяется, и плоть с плотью некоторым образом связуется.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

—27— Дамаскин в главе об антихристе говорит о нём: «родится человек от блудодеяния». 1561 Однако в Св. Писании нет основания для этого мнения, если не считать основанием то, что антихрист в книге Даниила ( Дан.11:21 ) назван «презренным». Источником этого мнения, было убеждение многих отцов Церкви, что дьявол , воздвигая антихриста, и сам антихрист будут стараться обманно подражать Иисусу Христу. В частности отцы учили, что дьявол будет подражать воплощению Сына Божия. Иисус Христос родился от девы, поэтому и дьявол произведёт своё орудие – антихриста также от девы. Но так как он не может произвести его от девы чистой и безмужней, то он устроит дело так, что антихрист родится от девицы, впадшей в блуд, произойдёт от незаконной связи её. 1562 Св. отцы 1563 учили также, что эта девица будет иудеянка, из колена Данова. Основания этого учения они находили в Св. Писании. Прежде всего – в пророчестве Иакова о Дане, которое Иаков изрёк при благословении своих сыновей: Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадает назад ( Быт.49:17 ). «Сие пророчество, говорит один из наших противораскольнических писателей, я разумею так: путь – земное житие человека, который стремится возвратиться в своё отечество, откуда и вышел, в чертог небесных обителей; конь есть скоротекущий век от сотворения до скончания мира; пята коня – последние дни века сего, за которые змей-антихрист и ухватится зубами своими перед вторым Христовым при- —28— шествием». 1564 – Далее, в Апокалипсисе, в 7 гл., при перечислении запечатлённых рабов Бога, упомянуто их по двенадцати тысяч от каждого колена Израилева; но при этом колено Даново совсем не упомянуто и вместо него поставлено в числе двенадцати колен колено Левиино, – не упомянуто колено Даново, как бы не имеющее рабов Бога, думают, потому, что из этого колена произойдёт антихрист. – Третье место Писания, служащее к подтверждению рассматриваемого учения, – слова книги пророка Иеремии: От Дана слышен храп коней его. От громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и всё, что на ней, город и живущих в нём. Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговаривания, и они будут уязвлять вас, говорит Господь ( Иер.8:16:17 ). – Наконец приводят ещё пророчество Моисея о Дане, сказанное им при благословении перед своей смертью сынов Израилевых: Дан – молодой лев, который выбегает из Васана ( Втор.33:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

е. с сохранением в христианстве Моисеева закона, то во всяком случае это было бы проповедью παρ τν νμον σβεσθαι τν Θεν, – Другой пример можно находить в XXI-й главе книги Деяний. Когда св. Ап. Павел, при окончании своего третьего путешествия, прибыл в Иерусалим, то св. Иаков вместе с тамошними пресвитерами, выслушав его подробный рассказ о том, что при помощи Божией совершено им в посещенных языческих странах, сказал ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они – ревнители закона. А о тебе наслышались они, что ты всех иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей Своих и не поступали по обычаям. Итак, что же? Верно, соберется народ, ибо услышат, что ты пришел 575 . Здесь уже прямо утверждается, что Ап. Павел проповедовал свободу от Моисеева закона и иудеям, и что к этому крайне враждебно относились иудео-христиане. Св. Павел не отрицал достоверности распространявшихся о нем слухов и согласился на предложенный Ап. Иаковом способ усмирить ярость иудеев. Но их вражда была сильна настолько, что схваченный в храме, Апостол едва не был лишен жизни и должен был претерпеть узы 576 . – Правда, описанный факт совершился после —59— третьего путешествия; но тут дороги не столько поступки Св. Павла, сколько те принципы, которыми он руководился при их совершении. Если он проповедовал иудеям свободу от закона во время своего третьего путешествия, то, несомненно, тех же воззрений и той же практики он мог держаться и до третьего путешествия; кроме того, известно, что во время третьего своего путешествия он не столько основывал новые христианские церкви, сколько утверждал уже ранее, преимущественно – во второе путешествие основанные, следовательно, для него учить во время третьего путешествия иудеев рассеяния отступлению от Моисея значит – повторять свои наставления, преподанные им еще во второе путешествие. Всего вероятнее, таким образом, эти слухи о проповедании Ап. Павла иудеям об отступлении от Моисеева закона, о том, что он враг своего народа и Моисея, имели большую распространенность еще к концу его второго путешествия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010