Обновление Николо-Кузнецкого храма 3 апреля 2012 г. 17:17 Настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе , ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета   протоиерей Владимир Воробьев  рассказывает о состоявшемся 1 апреля 2012 чине великого освящения Никольского храма (в связи с обновлением Никольского и Сергиевского престолов). 1 апреля в Николо-Кузнецком храме Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию и архиерейскую хиротонию. Скорее всего, что за всю историю существования храма святителя Николая в Кузнецкой слободе в нем никогда не совершалась архиерейская хиротония. Конечно, для нас это большой праздник, и мы сердечно благодарим Святейшего Патриарха Кирилла за то, что он так замечательно приближает к церковному народу великое Таинство строительства церковной жизни. В древности народ активно участвовал в поставлении епископов. В наше время многие церковные люди за всю свою жизнь не были свидетелями или участниками архиерейской хиротонии. Есть предание, — оно подтверждается историческими публикациями, — что Николо-Кузнецкий храм был освящен митрополитом Платоном (Левшиным). В середине XIX века храм был перестроен, и после перестройки уже митрополит Филарет (Дроздов) переосвятил престол северного придела, ранее посвященный священномученику Василию Амасийскому. Митрополит Филарет посвятил его празднику Введения во Храм Пресвятой Богородицы и оставил заповедь всегда поминать на отпустах священномученика Василия Амасийского, что мы исполняем и по сей день. Главный престол — Никольский — и южный престол — Сергиевский — были освящены священниками. Несколько лет назад во время ремонта металлического одеяния, в которое облачен престол главного придела, мне пришлось убедиться в том, что под ним истлела одежда престола, а сам престол поврежден древесным жучком. Такие же повреждения были обнаружены и в южном Сергиевском приделе. Обо всем этом я доложил Святейшему Патриарху Алексию II , и он ответил, что нужно совершить чин полного освящения престолов архиерейским чином, но сделать это не успел. Когда стало известно, что Святейший Патриарх Кирилл собирается совершать в Николо-Кузнецком храме Божественную литургию и архиерейскую хиротонию, я доложил ему о ситуации с престолами, и Его Святейшество сказал, что совершит освящение престолов прямо перед Литургией. В марте этого года исполнилось 20 лет основания Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, и в череде праздничных мероприятий, которые предполагается посвятить 20-летию ПСТГУ, освящение Никольского и Сергиевского престолов Святейшим Патриархом Кириллом, совершенные им Божественная литургия и архиерейская хиротония стали замечательным праздничным событием для главного храма университета, которое войдет в почти 400-летнюю историю. Патриархия.ru Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2135439.ht...

И кто сказал, что невозможны такие же просьбы к новомученикам? Ведь Сам Господь пробуждает в людях желание молиться святым и поддерживает в людях добрые намерения, несмотря на какие-то искажения или крайности в характере почитания. Я знаю, что люди молятся на могиле епископа Вениамина (Милова) и говорят, что по его молитвенному предстательству получают от Господа просимое, если, конечно, просят о добром. Он не прославлен пока, но это не значит, что ему нельзя молиться, ведь мы в соборе новомучеников и исповедников почитаем святых явленных и неявленных и знаем, что неявленных гораздо больше. Чтобы сложилась традиция почитания новомучеников, нужно как можно больше рассказывать людям о них. Нужна популяризация их почитания, если мы не побоимся такого слова. В постановлении Архиерейского Собора (февраль 2011 года) говорится: «Для того, чтобы память о новомучениках укреплялась в нашем обществе как пример стояния в вере, Церковь призывает умножить усилия для почитания в народе святых новомучеников и исповедников». Среди необходимых мер, перечисленных ниже,- строительство храмов и часовен, совершение богослужений в дни почитания новомучеников на местах их последнего служения, посвященные новомученикам общественные мероприятия, изучение их подвига в духовных семинариях, создание документальных фильмов и т.д. Я бы добавил сюда крещение детей. Родителям, желающим окрестить своего сына Николаем в честь архиепископа Мир Ликийских, можно ведь предложить и другого Николая, например, священномученика Николая Амасийского, прославленного в Соборе Саратовских святых. Уж тогда-то родители сделают все, чтобы узнать об этом святом побольше. Ну и, конечно, проповедь. Судьбы новомучеников - тема для проповеди благодатная, материала много, нужно только не лениться и заниматься этим. - А богослужебное почитание? Ведь практически каждый день года - это день памяти новомученика, одного, или нескольких, или многих. Но в храмах мы слышим, как правило, лишь имена древних святых. - Это действительно проблема, и здесь многое зависит от настоятеля. Настоятель может заменять или соединять поминовение древних святых с поминовением мучеников ХХ века. Но для этого должны быть написаны богослужебные тексты.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

В память древней Воскресенской обители была написана запрестольная икона «Уверение Фомы» – точная копия с древнего монастырского образа. Из Покрово-Болдинского монастыря в новопостроенный храм была передана часть икон бывшей Воскресенской пустыни и часть церковной утвари. Особенно замечательна была икона, называемая «Чудесный лов рыбы» (изображавшая Евангельский сюжет), где, между прочим, были изображены рыбы, обитающие в астраханских водоёмах. Передан был в Петропавловский храм и крест-мощевик со вложенными в него частицами мощей святых: Иоанна Предтечи, святителя Иоанна Златоуста, Никифора Цареградского, Василия Амасийского, мучеников Ореста и Андрея Стратилата, благоверного князя Константина Муромского, преподобного Григория Иконописца и преподобного Евфимия. Этот крест был пожертвован некогда в Воскресенскую пустынь «ядным рыбником» Иваном Матвеевичем Деревенским. После закрытия в конце 1919 года Покрово-Болдинского монастыря Петропавловский храм продолжал действовать, но не как монастырское подворье, а как приходской храм. Жители болдинских пристаней организовали церковно-приходскую общину, которая приняла в своё ведение церковное имущество не только Петропавловского храма, но и храмов упразднённого Покрово-Болдинского монастыря. В 1923 году Петропавловский храм перешёл в ведение обновленцев, но они пользовались им только до начала 1930-х годов, когда храм снова вернулся к православным. В конце 1930-х годов, по свидетельству очевидцев, храм был закрыт. Уничтожено было всё внутреннее убранство церкви. 28 апреля 1945 года благодаря стараниям Астраханского архиепископа Филиппа (Ставицкого) храм был возвращён Православной Церкви. Внутри него был установлен временный одноярусный иконостас, без всяких украшений. В 1950-х годах для храма была изготовлена деревянная резная гробница под плащаницу и такой же резьбой сень над нею. Также были вырезаны и деревянные киоты для икон Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, и Преподобного Серафима Саровского. В 1990-х годах для храма был изготовлен резной позолоченный трёхъярусный иконостас с иконами академического письма. Обновился и внешний вид храма. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Петра_...

Наконец он остановился при слиянии р. Выми с Вычегдой, там, где тогда было главное гнездо Зырян, откуда простирались они далее по Вычегде, Выми и Сысоле 316 . Здесь, где жила самая знать Зырян, Стефан с особенной ревностью стал проповедовать небесные истины. Простые сердцем с изумлением слушали нового проповедника и потом крестились. Сперва немного было таких, которые решались расстаться с привычным суеверием. Блаженный Стефан благодарил и за то Господа, и построил при устье Выми храм в честь Благовещения, «праздника начального из всех праздников», празднуемого в марте, «начальном из всех месяцей». Он открыл в нём Богослужение на Зырянском языке, дабы каждый мог сам сличать учение христианское с мыслями и делами суеверия. Но невежество было слишком велико, – оно требовало вразумления ещё более поразительного. Предметом самого высокого благоговения служила для Зырян «прокудливая берёза», громадная по толщине и вышине, стоявшая на возвышенном месте. К ней собирались Зыряне с разных сторон и приносили лучшие добычи звероловства. Стефан, поставивший себе келью не вдалеке от берёзы, пользовался собраниями суеверов к берёзе, чтобы учить их святой истине. Но она же была самым сильным препятствием успеху его проповеди. Она, так давно чтимая, держала в очаровании умы и сердца суеверов. Название «прокудливой» дали ей от того, что о ней рассказывали вещи, то пугавшие, то восторгавшие воображение суеверов. Св. Стефан помолился Богу и решился рассчитаться с прокудливым духом. Он срубил и потом сжёг прокудливую берёзу. Он понимал, что возбудит тем злобу фанатиков, но – предал себя в волю Божию. Язычники, узнав о гибели божества своего, сбежались, готовые убить Стефана. Не отвечая ни на брань, ни на угрозы, он молился Господу. Спокойствие и кротость, с какими встречал близкую смерть св. Стефан, поразили Зырян; других удержал от убийства и страх перед Москвой за посла её. Когда волнение несколько утихло, проповедник сказал Зырянам: «судите сами, сильны ли боги ваши, когда не могут защищать себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха, и зрения? И от меня слабого не умело защитить себя ваше божество.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Петра. Что же касается до предполагаемой некоторыми учеными возможности смешения Астерием мученика Фоки вертоградаря, пострадавшего при Диоклетиане или Декие, с другим мучеником того же города и имени, но пострадавшим при Траяне и притом, священномучеником, – то в отношении к Астерию, как единоземцу и почти современнику Фоки вертоградаря, такая возможность должна считаться невозможною. Моряки и жители других городов, конечно, могли черты одного Фоки переносить на другого, сам Астерий мог не знать, какого Фоку чтут Римляне или жители Константинополя, – но все это нимало не бросает тень на достоверность сказания Астериева о Фоке вертоградаре. И это тем более, что даже в синаксарях и святцах греческих оба Фоки различаются строго, хотя память их и объединена под одним числом, 22-го Сентября 193 . Десятой 198 гомилией Астерия, по счету Комбефиза и Миня, являются „Похвала святым мученикам». Текст ее взят из библиотеки кардинала Колюмны и издан по автографу Сирмунда. Она была произнесена в день, посвященный памяти мучеников. Комбефиз не думает, что бы это была похвала всем святым, празднуемым после Пятидесятницы, или в ноябре месяце: это похвала мученикам того города, где жил и действовал св. Астерий 199 . Это – мученики, пострадавшие в Амасии или, по крайней мере, в том месте, где Астерий произносит им похвалу 200 . Подлинность и принадлежность этой речи св. Астерию, по мнению некоторых его биографов, небезусловна. Та сила и убежденность, с какими св. Астерий защищает почитание св. мучеников против тех, которые их бесчестят, вызывает у Du-Pin-a сомнение, „не принадлежит ли эта речь к веку, позднейшему Астерия» 201 . Но по справедливому мнению Tillemont’a „это весьма слабое основание для такого сомнения» 202 . И действительно, принадлежность этой речи писателю IV века, именно св. Астерию Амасийскому , с несомненностью следует из тех исторических фактов и явлений, о которых упоминает это слово. Так, говоря в приступе о том, что часто злоба врага приносит нам пользу, и преследование христиан украшает Церковь мучениками, автор упоминает „кроме других опытов в жизни и недавно совершившееся» 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог христианский. Он всё видит, всё знает и Всемощен, когда создал весь мир и о всём промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам истинного Бога, Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренно». Эта проповедь, сильная поразительной очевидностью, обратила многих Зырян к святой вере. Св. Стефан построил на месте «прокудливой берёзы» храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы 317 . Любопытные приходили слушать христианское Богослужение, отдавали ему преимущество перед языческим; но оставались в язычестве только потому, что оно было давнее, принятое от отцов. Фанатики заблуждения готовы были убить Стефана; не смотря и на грамоты Московские. Они делали обиды разного рода и Стефану и принявшим христианство Зырянам, с намерением вызвать последних на ссоры и драки. Но учитель христианской любви и сам переносил обиды благодушно и учеников своих обучал тому же. Это спокойное перенесение всех неприятностей, это непобедимое ничем терпение, сильно поражали Зырян; они собрались наконец в большом числе и в общем совете решили, что Стефан – чудный учитель, за обиды, за оскорбления платит любовью и прощением; как не слушаться его? Они явились сами к Стефану с просьбой крестить их в его веру. Св. Стефан благодарил Господа за сильную благодать Его. Теперь новые чада веры стали сами истреблять предметы прежнего своего поклонения, рубили священные деревья и сокрушали идолов: богатые меха куниц, соболей, которые там и здесь висели при божествах, приносили они св. Стефану. Но он не хотел пользоваться ничем и всё предавал огню; он только дозволил служившему при нём Зырянину Матвею употребить полотно для обвёртывания ног. Это бескорыстие христианского проповедника служило похвалой опять св. вере; оно показывало, что христианский проповедник любит свою веру только для неё самой, тогда как служители суеверия защищают суеверие только из видов корысти. Зыряне понимали это, и обратившиеся к святой вере ещё более стали любить её а колебавшиеся обращались ко Христу с убеждениями твёрдыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Отец Николай Амасийский был не единственным «церковником» в поселке - кроме него, на руднике отбывали сроки заключения архимандрит Геннадий (Ребеза), протоиерей Александр Серебров, протоиерей Иоанн Малиновский, протоиерей Константин Михайловский, священник Александр Мишутин, священник Игнатий Теслин, священник Симеон Кривошеев, священник Иоанн Пирамидин, священник Иоанн Флоровский, архидиакон Вениамин (Зыков), член церковного совета Валентин Корниенко. Внучка отца Николая Зинаида Дмитриевна Черкасова рассказывает, что после ареста деда для его детей начались трудные времена: «На работу нельзя было устроиться. Куда бы ни пришли - как узнают, что дочь или сын священника, сразу отказывали, а если работал - увольняли. Мои мама с папой уехали в Среднюю Азию. Я в Туркмении родилась, в 1937 году, так что дедушка меня так и не видел никогда». Однако, несмотря на преследования, никто из детей мученика не отказался от веры, передав эту веру своим потомкам. Ольге Ивановне, имевшей педагогический опыт, предложили учительствовать. Она преподавала детям сотрудников НКВД. Годы ссылки отца Николая его супруга и сын Александр прожили вместе с ним. В своем заявлении на имя главы Московского общества Красного Креста для помощи политическим заключенным Екатерины Пешковой от 25 апреля 1936 года отец Николай пишет, что с момента своего ареста он пробыл 11 месяцев «в тюремном заключении с этапом» и 8 месяцев «здесь на Мойке ». На руднике отец Николай работал конюхом, «каковую работу нес в самое трудное зимнее время, при суровых морозах». На работе он обморозил руки, однако старался и далее «честно и добросовестно вести это дело». Страдалец просил Красный Крест «войти с ходатайством в НКВД» о его досрочном освобождении, так как «признанную судом мою вину я уже искупил за период тюремного заключения». Ходатайство священномученика Николая осталось без ответа, срок ссылки он отбыл полностью, однако вместо свободы попал под новый арест - 25 ноября 1937 года вместе со своими соузниками он был арестован органами НКВД.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Тропарь священномученику Василию, епископу Амасийскому, глас 4 И нравом причастник,/И престолом наместник... (общий священномученику). Кондак, глас тойже Царево повеление преобидев,/Царство Небесное получил еси, Василие,/в немже ликуя,/поминай нас, чтущих память твою,/священномучениче. Величание Величаем тя,/священномучениче Василие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь святителю Донату, епископу Еврии, глас 8 Благий ярем Христов и бремя легко Евангельскаго учения взем,/иерарше Донате Богоблаженне,/вельми подвизался еси во временней жизни,/архиерей убо Богоугоден быв,/добре пасый люди Божия,/просветив тыя учением,/чудотворением вселенную удивил еси./Сего ради молим тя:/да избавит нас Христос Бог от всяких бед/и Небеснаго блаженства сподобит. Ин тропарь, глас 4 Блажен делатель и украситель Церкве Христовы,/отче Донате, был еси,/непрестанно попечение о стаде твоем стяжав,/научая и руководя оно в любви Сына Божия,/не токмо бо в твоем граде многий народ,/но в Константинополе самодержца и в нем вся люди/удивил еси/преславными чудесы твоими./Богоугодныя убо мольбы/сотворяя ко Христу Богу,/помощник скор всем явися,/предстоя Всесвятей Троице,/в Вышних моли Ю о всех нас,/да спасет души наша. Кондак, глас 8 Красото Церкве, утвердившияся на камени – Боговоплощенном Спасе Христе,/Богоправимое добродетелей правило,/Донате, досточудный чудотворче,/яко иерарх имевши дерзновение к всетворящему Богу о людех молитися,/врагов видимых и невидимых предстательством твоим свободи вопиющия:/слава в Троице Единому Богу. Величание Величаем тя,/святителю отче Донате,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Месяц май 1/14 Пророка Иеремии (VI в. до Р.Х.). Преподобного Пафнутия Боровского (1478). Благоверной Тамары, царицы Грузинской (1213). Священномученика Макария, митрополита Киевского (1497). Преподобномучеников Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816). Царевококшайской, или Мироносицкой (1647), Андрониковской (XIV), Византийской, и именуемой «Нечаянная Радость» икон Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тропарь, гл. 3. У верховнаго Петра научився, апостол Христов был еси, и яко солнце странам воссиял еси, Александриом удобрение быв блаженне; тобою Египет от прелести свободися, евангельским твоим учением просвещ вся, яко свет столп церковный; сего ради твою память чтуще, светло празднуем, Марко Богогласе: моли тобою благовестимаго Бога, да согрешений оставление подаст душам нашим. Кондак, гл. 2. С высоты приим благодать Духа, риторская плетения разрушил еси апостоле, и языки вся уловив Марко всеславне, твоему Владыце привел еси, Божественное проповедав Евангелие. Парем. (1. Иак.1:1–12; 2 . Иак.1:13–27; 3 . Иак.2:1–13 ; Утр. Ев. Лк.10:1–15; 50 зач. Ап. 1Пет.5:6–14; 63 зач.; Ев. Мк.6:7–1З; 23 зач.). Преставление пр. Сильвестра Обнорсного. Ученик пр. Сергия Радонежского (см. 25 сент.), он подвизался на р. Обноре (Яросл. еп., в 20 вер. от г. Любима), где основал Обнорскую обитель во имя Воскресения Господня, в которой сам был настоятелем. После долгих подвигов, прославившись чудесами, он мирно скончался в 1379 г. Мощи его покоятся в приходской церкви Воскресения, на месте (упраздненной в 1764 году) обители его. 26 . Г. Св. священномуч. Васілїа, епископа Амасийского. Исполненный духовных даров, он во время гонений «с дерзновением пастырским велемудренно» обличал языческое нечестие и утешал христиан; будучи же великим защитником православия, он, с появлением ариан, писал послание против них. По случаю пребывания св. Глафиры в г. Амасии (см. ниже), святитель был вытребован в Никомидию и после темничных уз усечен мечем, около 322 г. (28 мар.). Глава и тело его были ввержены в море и потом обретены (26 апр.) рыбаками в г. Синопе, откуда они перенесены (30 апр.) в Амасию – место его родины и святительства. См. 30 апр. Кондак, гл. 4. Царево повеление преобидев, Царство Небесное получил еси Василие, в немже ликуя, поминай нас чтущих память твою священномучениче. + Св. отца Стефана, епископа Пермского. Родом из г. Устюга (сн. 8 июл.), сын причетника, «от младенчества добродетели прилежав» и обладая необыкновенными умственными способностями, он в один год выучился читать книги и помогал в церкви своему отцу при богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Память 26 апреля Страдание святого священномученика Василия, епископа Амасийского После погибели нечестивого изверга, римского царя Максенция который, как враг Божий, был сражен силою Креста Господня, явившегося на небе Константину Великому, и погиб, как некогда Фараон, в водной пучине, римское царство на западе, наконец, вздохнуло после жестоких казней. На востоке гонение на христиан продолжались со стороны другого врага Божия, императора Максимина хулившего истинного Бога и жестоко преследовавшего верных служителей Христа. Благоверный царь Константин послал против него на восток Ликиния выдав за него свою сестру. Ликиний веровал тогда в Господа нашего Иисуса Христа и с помощью Божией так поразил Максимина, что последний едва спасся бегством с небольшим отрядом; но, спасшись от руки Ликиния, не убежал от руки Божией. Когда он скрывался в Киликийском городе Тарсе то внезапно всё тело его покрылось неизлечимыми ранами, так что от нестерпимых, как огонь, страданий он кидался на землю, тело, как растаявший воск, отпадало кусками от костей, и грешная душа его держалась только в скелете без тела и крови. Наконец, и кости стали с мучительной болью отпадать одна от другой, и он, сознавшись, что в своем нечестии и жестокости преследовал и убивал неповинных рабов Христовых, проклял своих богов и умер. Ликиний, овладевши всем востоком, торжественно вступил вместе с своей супругой в Никомидию. Сперва царствовали мир и тишина повсюду на веселие и радость верным, отдохнувшим после жестокого гонения Максимина, но враг всего доброго — диавол снова погрузил христиан в море скорбей. Ликиний, укрепившись на востоке, отступил от Христа Бога и возвратился к мерзостному идолослужению, в котором был воспитан. Только ради того, чтобы разделить престол с Константином и жениться на его сестре-христианке, принял он Христову веру и клялся Константину никогда не отступать от христианства, но всегда защищать его. Потом, сделавшись восточным императором, забыл милости Христа Бога, помогшего ему победить Максимина и завладеть востоком, забыл благодеяние царя Константина, отвернулся от него, как и от Христа, сделался его злым врагом. В Никомидии он открыто отвергся от христианства, стал покланяться идолам и велел повсюду восстановить языческие жертвоприношения, а верных снова начал преследовать. Прежде всего, он изгнал из царских палат всех христиан: и сановников, и слуг, и оруженосцев, стал смеяться над Христовым милосердием, возвратился к языческим верованиям и предался без стыда плотским грехам. Он погряз в разврате и насильно совращал к любодеянию сенаторских жен и дочерей, особенно христианок, чтобы надругаться над святыми и самим Христом Богом. Видя это, супруга его, верная христианка, по имени Констанция, скорбела всем сердцем и тайно в письмах рассказывала обо всем брату своему Константину.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010