а) Так, первое правило апостолов Петра и Павла говорит: «Азъ, Петръ и Павелъ, заповдуема людем длати пять дней в недли, въ субботу же и въ недлю да упражняются въ церковь » («Кормчая», лист 27), а между тем Лаодикийский Собор совершенно упраздняет это правило, говоря: «всякъ не въ субботу празднуетъ, но въ недлю». Толкование: аще убо который христианин въ субботу празднуетъ и не длаетъ, таковой съ празднуетъ и жидовствуетъ; сего ради подобаетъ въ день длати, не длати же и праздновати въ недлю (29 правило в «Кормчей», лист 78). б) Другой пример. В малоазийских церквах был обычай, получивший своё начало от апостола Иоанна Богослова, праздновать Пасху в 14-й день мартовской луны, в какой бы день это число ни случилось, но Первый Вселенский Собор отменил это правило и установил праздновать в первый воскресный день после весеннего полнолуния («Синаксис в 7 неделю по Пасхе», «Кормчая», лист 6-й). Антиохийский Собор 1-м правилом постановил извергнуть того из клира, кто покусится изменить постановление 1-го Вселенского Собора о Пасхе, а Лаодикийский Собор в 7 правиле называет четыренадесятников, то есть празднующих Пасху в 14 день мартовской луны, еретиками и предаёт проклятию. в) Третий пример. Апостол Павел в 1 Послании к Тимофею ( 1Тим.3:2 ) говорит, что епископу подобает быти единыя жены мужу; 5-е правило святых апостол запрещает епископам отпускать своих жён «подъ видомъ а 12-е правило VI-ro Вселенского Собора «не прощаетъ по постановлении епископства жити епископамъ съ своими женами», угрожая ослушникам извержением из сана («Кормчая», лист 180 об.). Таким образом, православная церковь изменяла или даже уничтожала некоторые правила апостольские, делая это «на и на лучшее людемъ промышляюще» (Толкование 12 правила VI-ro Вселенского Собора). Если так она поступала с установлениями самих апостолов, не касающимися сущности веры Христовой, то тем более могла исправлять на лучшее подобные же постановления последующего времени. Доказать это не трудно. Так, например, отцы Неокесарийского Собора, на котором председательствовал священномученик Василий Амасийский, постановили 15-м правилом иметь в городах по семи диаконов, основавшись на свидетельстве книги Деяний апостольских ( Деян.6:5–6 ) «аще градъ и великъ есть» («Кормчая», лист 56 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

499 Номок. Фотия, I, 2: ι τος κανσιν ναντιομενοι πραγματικοι τποι κορο ισιν. Ср. Предислов. к Эпанагоге у Zacharia, Jus Fraeco–Romanum, IV, 182; Новелл. 9 Льва Фил. ib. III, 80–81; Нов. Константина Дуки, 1065 г. III, 325, и др. 502 С четвертого столетия и оканчивая собором во храме св. Софии при патриархе Фотии (879) нам удалось насчитать по Alletz (Dictionn. de conciles, Paris, 1850) всего 456, по Cave (Historia literaria, 1720) – 485, по Rondet (реестр в указателе сочинению Ceiller, Histoire des auters ecllesiastiqus, кон. изд.) – 593 поместных соборов. В продолжение первого тысячелетия по алфавитному реестру Фабриция (Bibliotheca Graeca, t. XII, р. 422) насчитывается более 1000 соборов, начиная с апостольских в Иерусалиме. 507 Zhishman, Die Synoden und die Episcopal-Aemtr in der morgenlandischen Kirche. Wien. 1867. Римские соборы при папе составлялись также весьма часто из епископов и митрополитов, прибывавших в Рим по различным делам. Ср. Малышевского, Св. Кирилл и Мефодий, Киев. 1886, стр. 232. Подробнее об этом и о соборах вообще будет сказано в своем месте. 508 Hefele, Conciliengeschichte, I, 188. На нем присутствовало 18 епископов из Азии и Сирии, под председательством Виталия, еп. Антиохийского († 319). Из 25 правил 1–9 и 12 относятся к принятию падших. 509 Дионисий, Кресконий, Versio prisca и Epitome Адриана 4 и 5-е правила соединяют в одно, от чего получается 24 правила (Pimra I, 449). 22-е и 23-е правило в рукописях переставлены одно на место другого. У Питры в латинском переводе Дионисия 23 правило обозначено 22, 24 обозначено 23 и 25 обозначено 24-м. 10-е правило отменено 6-м Трулльского собора. 510 Hefele, I, 210. На нем присутствовало 24 епископа под председательством, вероятно, того же Виталия Антиохийского. В числе других был священномученик Василий, еп. Амасийский. Толкования Зонары и Вальсамона. Последнее правило этого собора отменено 16-м Трулльского собора. 511 Время этого собора определяется различно: одни, основываясь на неясном свидетельстве Созомена (Ц. И. II, 42, 44) относят его к промежутку времени между Никейским (325) и Антиохийским (341) соборами (Иоанн, Курс I, 372, Милаш, Црквено право, 93, указывают 340 год); другие, основываясь на имени Евсевия, председательствовавшего на соборе и, предполагая, что это был брат св. Василия Великого , относят его ко времени между 362 и 370 годами. Сократ (Ц. И. 3, 13) свидетельствует, что этот собор был после Константинопольского собора 361 года. Hefele, I, 763. На Гангрском соборе присутствовало 13 епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

А когда они во отпадении от православия не повинны, это означает, что они не ввели противного учения православной церкви, поэтому и не лишены были во ограждении благодати Св. Духа, то на каком же основании утверждать, что Божественная Благодать не оградила Стоглавого собора. Мой ответ Старообрядец, сопоставляя приведенные мною слова митрополита Филарета о неограждении Стоглавого собора благодарю Св. Духа от ошибки, с моим замечанием, что Стоглавый собор не отпал православия, утверждает, будто я противоречу сам себе. Напрасно. В моих словах нет противоречия; а сам возражатель мой, как видно, не понимает, что иное есть неограждение благодарю кого-либо от допущения какой-либо ошибки, и иное есть, еже отпасти православия и лишену быти благодати на священнодейство. Лишаются благодати еретики, отрекшиеся от церкви, осужденные соборами и изверженные; а впадают в ошибки, т.е., бывают не ограждены от того благодарю, и православные, даже, случается, и св. мужи. Например Неокесарийский собор, на котором председательствовал св. священномученик Василий Амасийский (память его апреля 26) был несомненно православный, ни в чем догматов, веры не нарушил, но не был огражден от допущения ошибки в своих постановлениях, которую впоследствии указал и исправил шестой вселенский собор в своем 16 правиле; а в толковании сего правила сделано притом следующее замечание об отцах Неокесарийского собора: « недобре разумеша того собора отцы еже в книгах Деяний Апостольских о семи диакон лежащего словесе. 70 Итак, в приведенных мною словах митрополита Филарета нет противоречия с моим собственным замечанием о Стоглавом соборе: в том своем действии, что без воли старейшего, т.е., патриарха, изрек постановление о двуперстии и наложил анафему на всех не молящихся двуперстно, Стоглавый собор не был огражден благодатью от ошибки; но так как постановление это касалось предмета обрядового, а не догмата веры, то чрез сие Стоглавый собор не погубил православия, тем паче отцы сего собора не лишились Божьей благодати на священнодейство, и он есть собор православных епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В 1390 г. св. Стефан был в Москве. Здесь нужно было просить нового великого князя об обуздании чиновников его, которые в отдалённом крае делали насилия всякого рода и заставляли Зырян страдать жестоко. В это путешествие, поспешая в Москву, не мог он быть, хотя и хотел, в обители преп. Сергия; остановясь в 10 верстах, он сотворил молитву и сказал: «мир тебе, духовный брате!» Преподобный сидел тогда за трапезой и встав поклонился, и сказал: «радуйся и ты, Христов пастырь; мир Божий да пребывает с тобой» 332 . В Москве святитель Пермский нашёл особенное внимание к себе и со стороны первосвятителя России, и со стороны великого князя. Вместе с митрополитом Киприаном был он в Твери на соборе, судившем Тверского епископа Евфимия. А новый великий князь Василий и его бояре одарили Пермского святителя богатыми дарами. С помощью этих даров блаж. Стефан построил при своей обители странноприимный дом, где с любовью принимал и покоил беспомощную бедность. Благосклонный приём святителя в Москве много значил и для Пермских гражданских властей, – он смирил их своеволия 333 . В 1392 г. ревностный пастырь избавил Зырян от Вятчан. Те, выгнанные из мест своих татарами, хотели поселиться между Зырянами, к их стеснению, и даже начали грабить Зырян. Святитель убедил Вятчан искать своей собственности, и они выгнали из своих мест татар 334 . Кроме того, известна и ещё услуга его краю: он положил конец злодействам разбойника Корт-Айки, от имени которого получило своё имя селение Корткерос, в 44 верстах от Усть-сысольска 335 . Как много разливал благодеяний на Зырян попечительный пастырь их, – это выражает Епифаний, в плаче Перми о смерти Стефана. «Лишились мы, так оплакивает у него потерю Стефана народ, лишились мы попечителя и ходатая своего. Он молился о спасении душ наших перед Богом, а князю предлагал жалобы наши, печаловался о льготе для нас и о наших пользах; перед боярами и начальниками был усердным заступником нашим; много раз избавлял он от насилий, работ, тиунских взяток и облегчал нам подати. Даже Новгородские ушкуйники, эти разбойники, слушались слов его и не грабили нас. Прежде были мы насмешкой для соседних язычников – Лопи, Вогуличей, Югри и Пинеги, и он избавил нас от них».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Брат мой! Ты Богом избран на служение странникам и за любовь свою получишь на небе вечную награду. Поручаю тебе этих двух детей моих духовных, не покидай их, но раздели их скорбь. Когда же Бог призовет тебя на служение Свое, то потрудись усердно. Когда святой отпустил от себя Елпидифора и обоих учеников, царь призвал его к себе на допрос и прежде всего стал обвинять, что он, приняв к себе Глафиру, скрыл ее, а не донёс об ней царю. Святой епископ тотчас дал достойный ответ с такою смелостью, что разгневал царя и снова был отведен в тюрьму. Тогда Ликиний послал к нему трибуна 2791 с обещанием не только забыть случай с Глафирой, но осыпать почестями, даже назначить старшим над всеми жрецами города, если епископ принесет жертвы богам. Угодник Божий Василий ответил трибуну: – Передай мои слова царю. Если бы ты захотел дать мне даже всё царство, то и это не сравнится с тем, что хочешь отнять у меня: ты соблазняешь меня отступить от истинного Бога и служить бесам – губителям души, отказаться от бессмертной славы и насладиться временными и скоропреходящими почестями, блеск которых для меня противен, которые ведут не к свету, а к тьме беспросветной. Но если хочешь послушать моего доброго совета. то лучше ты повинись мне в своем преступлении и возвратись, как прежде, ко Христу, от Которого ты отвергся. Со смирением припади к стопам Его, Бога милостивого, праведного Спасителя нашего. Покайся, отступи от своего нечестия, чтобы не покарал тебя за твое безумие праведный Судия, Которого ты называл Богом и от Которого ты отрёкся. Услышав от трибуна такие слова святого, Ликиний приказал снова увещевать епископа повиноваться царю, а, если откажется, то бросить в море, отсекши голову. «Тогда посмотрим, – сказал он, – спасет ли его Галлилеянин 2792 ». Трибун снова пришел ко святому и сказал ему: – Выбирай между жизнью и смертью; послушайся царя и поклонись его богам, или ты немедленно будешь обезглавлен и брошен в море. Услышав такие угрозы, святой с радостью воскликнул: – Я хочу послужить только моему бессмертному Царю и Богу, и только Его заповедям повинуюсь. А кого вы называете богами, это – бесы, которые вместе со своими почитателями, истинным и единым моим Богом, Владыкой всех, ввергнуты будут в день праведного суда в неугасимый адский огонь, в тьму беспросветную, где будут плакать и скрежетать зубами. Делайте со мною, что хотите. Я готов принять за Христа не только усекновение мечом и потопление в море, но и бесчисленные другие муки. До последнего вздоха я не отрекусь от Бога, Создателя моего и не буду повинен огню вечному.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

2, гл. 3). – Да не смущаются глаголемые старообрядцы и тем, что собор 1667 г. об отцах Стоглавого собора выразился, что они «неразсудно, а простотою и невежеством» (неведением, незнанием) сделали некоторые постановления... Вот шестой Вселенский собор об отцах Неокесарийского собора, на котором присутствовал Св. священномученик Василий Амасийский (Кормч. л. 52), по поводу 15 правила – отозвался, что «не добре разумеша того собора (т. е. Неокесарийского) отцы, еже в книгам Деяний Апостольских, о седми диакон лежащаго словесе» (16 пр. VI всел. соб.) и никто не зазирал отцев собора шестого за поречение, за такой отзыв об отцах Неокесарийского собора. – Прекрасное рассуждение об исправлениях соборами – соборов – мы находим в 10 главе, собора 1667 г. – Указав примеры исправления соборами соборов, отцы собора 1667 г. говорят: «многое обретается в правилах Св. отец, от прежних убо святых соборов не добре некая забвения ради, или иного дегма случая изложенная от последних соборов без всякого зазора обличена, и добре исправлена быша. И Святая церковь не стужает о сем; паче же похваляет» (л. 92 и об.). Так и мы, последуя велениям святой церкви и гласу пастырей оной, без всякого зазора взираем на собор Стоглавый и не стужаем оному, хотя и не приемлем тех постановлений, кои отменены большим Московским собором 1667 г. Жалуются старообрядцы на то, что уж очень грозную, жестокую клятву положил собор 1667 г. на непокорников, сказав, что «кто пребудет во упрямстве своем до скончания своего, да будет и по смерти отлучен от Отца и Сына и Святого Духа, и часть его, и душа его со Иудою предателем, и с распеншими Христа жидовы, и со Арием и со прочими проклятыми еретики» и пр. (Деян. соб. 7 л.). – Но, ведь, грех то велик сотворили первоучители раскола, противясь Св. Церкви, хуля всячески ее: «яко же грех есть чарование, тако грех есть противление; и яко же грех идолопоклонение, тако непокорение» ( 1Цар.15:23 ), – учит слово Божие. – В Номоканоне старопечатном изречена подобная же клятва на тех, кто стал бы поносить, укорять – одного священника: «Недостоит просту человеку укорити священника, или запрещати, или поношати, или клеветати, или обличати в лице, аще негде и истина суть.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Изобретая самые вычурные способы притеснения христиан, Лициний издавал акты, граничившие с абсурдом: «Он издал… закон, запрещавший мужчинам, при возношении молитв к Богу, находиться вместе с женщинами, а женщинам посещать досточтимые училища добродетели. Запрещалось также епископам преподавать женщинам учение о богопочтении, и требовалось, чтобы для наставления женщин избирались бы женщины (как видим, у современного протестантского феминизма давняя традиция. – прот. В.Ц.). Между тем как этому все смеялись, он для разрушения Церквей выдумал и еще нечто: приказал обычные собрания народа делать за городскими воротами, на открытом месте, под тем предлогом, что воздух вне города вообще гораздо чище, нежели в городских молельнях» . Лициний изощрялся в изобретении предлогов для притеснения христиан, потому что боялся бросить открытый вызов Константину. Тем не менее, в некоторых провинциях дело дошло до прямых репрессий. Как пишет Евсевий, «концом… его безумия было вооружение против Церквей и нападение на епископов, в которых видел он особенное сопротивление. Друзей великого и боголюбивого василевса он считал своими врагами. Посему, лишившись ума, изощрял гнев преимущественно на нас» . В Амасии и других городах Понтийской провинции одни церкви были разрушены, а другие заперты, а предстоятель Амасийской Церкви священномученик Василий казнен. Епископ Севастийский священномученик Власий был по приказанию местного презида Агриколая, желавшего угодить Лицинию, подвергнут истязаниям и затем обезглавлен. Жертвой гонителя пал святой великомученик Феодор Стратилат, до начала Лициниевых гонений командовавший гарнизоном в Гераклее. Император Константин не мог оставаться безучастным наблюдателем происходившего на востоке империи, оставленном им во власти своего соправителя. Война между августами становилась неизбежной. По свидетельству Евсевия Кесарийского, Константин выступил против Лициния как защитник своих единоверцев-христиан: «Константин принял мудрое решение и, к врожденному человеколюбию присоединив твердость характера, поспешил на помощь угнетаемым» .

http://pravoslavie.ru/44694.html

405 Патриарх имел право ставропигии, т.е. право устроять в Крыму церкви, доходы которых поступали в патриаршую казну. 408 В греческой рукописи московской синодальной библиотеки, напечатанной в VII т. Зап. Од. Общ., на стр. 120–131, он назван не Basileiov, a Basileuv, так он назван и в греческом wrologion to mega, 1857 г., под 7 числом марта, так назван в том же wrologion и св. Василий Амасийский, под 26 ч. апреля, т.е.: Basileuv; прочие же святые с именем «Василий» пишутся, по моим справкам, Basileiov а не Basileuv. 411 Ч. мин. 7 марта. Зап. Од. Общ. VII, 121. Струк. 18–19. По Родионову, стр. 12, он скончался после 15-летних трудов, след. в 325 г. 414 Эти воины, числом до 500, с военачальником Феоной сопровождали св. Капитона из Константинополя в Тавриду. Зап. Од. Общ. VII, 128. 415 Военачальнику Феоне разрешено было императором Константином жить со всем родом при св. Капитоне, которому херсонитяне отдали во владение часть города до горы Парфенон. С этого времени местность, прилегавшая к церкви св. ап. Петра, потому и называлась участком Феоны. Зап. Од Общ. VII, 130. Сведения о св. священномучениках заимствованы из Ч. минеи, под 7 марта, ист. преосв. Макария 62–64, Зап. Од. Общ. VII, 121–131, Родион. 11–13, Струкова – житии святых 16–23. 417 Иеремия подписался под патриаршим актом 83, без означения года: здесь изложены обещания, данные им патриарху при назначении его на херсонисскую кафедру. Зап. Од. Общ. VI, 447. О поименованных херсонисских владыках упоми­нается в «Памятниках Христианства», Струкова, стр. 10–14; История христ. пр. Макария, стр. 62–65 Зап. Од. Общ. VI, 447, 455, 469, 471. Описании тавр. епархии прот. Родионова, стр. 15–17, где прибавлены только два лица: Андрей, о котором другие писатели не упоминают, и Ефрем II, которого у других также нет. 418 Именно в феврале и сентябре 1364 г., в сентябре 1382 г., в январе 1383г., в ноябре 1384 г., в августе 1385 г., в марте 1386 г., в августе 1390 г., в сен­тябре 1392 г., в феврале и сентябре 1393 г. и в январе 1394 г. Зап. Од. Общ. VI, 456, 458–461, 466, 468, 472 и 473.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Далее в оправдание законности своих действий по поводу отмены постановлений Стоглавого собора отцы собора 1667 года указывают на аналогичный пример, как поместный собор в Неокесарии, на котором председательствовал священномученик Василий Амасийский, 15-м своим правилом постановил, основавшись на свидетельстве книги Деяний апостольских ( Деян.6:1–6 ), чтобы в городах иметь по семи диаконов. Потом VI Вселенский Собор своим 16 правилом отменил сие постановление Неокесарийского собора, а в толковании правила прямо сказано: недобр разумша того (то есть неокесарийского) собора отцы, еже въ книгахъ Апостольскихъ о седми лежащаго словеси: не о служащихъ бо, рече, божественнымъ тайнамъ мужехъ бяше тогда святымъ Апостоламъ, но о служащихъ въ трапезахъ». Таким образом, 15-е правило Неокесарийского собора признано неправильным, «недобр изреченнымъ»; однако же за такой отзыв отцов VI Вселенского Собора об отцах Неокесарийского Собора совопросники едва ли решатся зазирать; тем менее они имеют право укорять отцов собора 1667 года за подобный же отзыв об отцах Стоглавого собора, ибо собор 1667 года, поступая так, пояснил далее, что «многое обртается въ правилахъ св. отецъ, отъ прежнихъ убо святыхъ соборовъ не добр нкая ради, или иного длма случая изложенная от послднихъ соборовъ безъ всякаго зазора обличено, и добр исправлена быша. И св. церковь не стужаетъ о семъ; паче же похваляетъ» (лист 92-й и об.). Так и мы, последуя велениям святой церкви и гласу пастырей оной, без всякого зазора взираем на отцов Стоглавого собора и не стужаем им, хотя и не приемлем тех постановлений, кои отменены собором 1667 года, как не стужают, полагаем, и сами совопросники московскому митрополиту Даниилу за то, что он с собором несправедливо объявил преподобного Максима Грека еретиком, якобы «растлвающимъ богодухновенныя книги», подверг его тяжёлому наказанию, отлучив от приобщения святых таин и от общения с верными в молитве. Да заградятся же раскольнические уста, глаголющие неправедная на отцов собора 1667 года.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Как это было в начале гонений Диоклетиана, Лициний уда­лил христиан из своего дворца, увольнял чиновников, исповедо­вавших Христа, изгонял христиан из армии, подвергая при этом их имущество конфискации. На отмену изданного им вместе с Константином эдикта он не отважился, но в конце концов дело дошло до прямого притеснения христиан. Характеризуя рели­гиозную политику Лициния, церковный историк Сократ Схола­стик писал, что он «ненавидел христиан, и если, боясь Констан­тина, не смел воздвигнуть на них явного гонения, зато многим строил козни тайно... Он поставил закон, чтобы епископы не сближались с эллинами и чрез то не представляли повода к рас­пространению христианства» 35 . Помимо мер, направленных на пресечение христианской миссии, Лициний, опасаясь заговоров против себя со стороны епископов, запретил им проводить собо­ры и посещать друг друга. Изобретая самые вычурные способы притеснения христиан, Лициний издавал акты, граничившие с абсурдом: «Он издал... закон, запрещавший мужчинам, при возношении молитв к Богу, находиться вместе с женщинами, а женщинам посещать досточ­тимые училища добродетели. Запрещалось также епископам пре­подавать женщинам учение о богопочтении и требовалось, чтобы для наставления женщин избирались бы женщины (как видим, у современного протестантского феминизма давняя традиция. – В. Д.) ... Он, для разрушения церквей... приказал обычные собра­ния народа делать за городскими воротами, на открытом месте, под тем предлогом, что воздух вне города вообще гораздо чище, нежели в городских молельнях» 36 . Лициний изощрялся в изобре­тении предлогов для притеснения христиан, потому что боялся бросить открытый вызов Константину. Тем не менее в некоторых провинциях дело дошло до прямых репрессий. В Амасии и других городах Понтийской провинции одни церкви были разрушены, а другие заперты, а предстоятель Амасийской церкви священномученик Василий казнен. Епископ Севастийский святой Власий был по приказанию местного презида Агриколая, желавшего уго­дить Лицинию, подвергнут истязаниям и затем обезглавлен. Жерт­вой гонителя пал великомученик Феодор Стратилат, до начала Лициниевых гонений командовавший гарнизоном в Гераклее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010