Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене ( Мф. 11, 29 ). Оказывается, для того чтобы обрести свободу, нужно учиться у Самого Господа Иисуса Христа. Он один является для нас примером. Он не только Бог , но и совершенный человек, Который всеми Своими делами, всей Своей жизнью показал нам, как должен вести себя истинный человек – человек, стремящийся к идеалу. И научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем ( Мф. 11, 29 ), – вот чему прежде всего нужно научиться для того, чтобы это иго возможно было понести. Можно сказать, что и само иго учит нас кротости, смирению, потому что когда мы налагаем на себя это евангельское рабство, пытаемся всеми силами души, ума и тела следовать заповедям, то видим свою необыкновенную немощь, беспомощность – и это уже предварительное, начальное исцеление. Если мы разрешаем себе всё, то мы живем спокойно, свободно и нам кажется, что мы господá сами себе: делаем то, что желаем. На самом деле нами владеют наши страсти и влекут нас туда или сюда, мало сказать, как рабов – как бессловесных животных. Взвалив на себя евангельское иго, подчинив себя этому рабству, мы обнаруживаем нашу чрезвычайную немощь. Мы смиряемся и плачем, и уже от этой немощи, от этого как бы нечаянного смирения – смирения от скорбей, брани – приходим к истинному, Христову смирению. Мы начинаем учиться ему от Самого Господа Иисуса Христа, бесконечно, непрестанно общаясь с Ним в молитве Иисусовой и в святых таинствах. Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, – не видом, не словами, даже не образом мыслей, а сердцем, то есть тем, что является самым сокровенным в существе человека, его сердцевиной. И обрящете покой душам вашим ( Мф. 11, 29 ) – наши души обретут покой только в этом Божественном Христовом смирении, потому что иго Христово благо, и хотя это рабство, но рабство благое: Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть ( Мф. 11, 30 ). Если мы взваливаем на себя бремя служения Христу, то оно становится легким. В начале нашего пути это бремя весьма и весьма нас отягощает, и нам кажется, что оно подавляет нас, и мы приходим в отчаяние от своего бессилия. Но если мы понуждаем себя достойно нести это бремя, действительно быть достойными Христа, тогда оно становится легким, и душу нашу делает легкой, мягкой, светлой, и даже нас самих делает легкими. Это бремя уже не является бременем, но скорее теми крыльями, которые возносят нас от земли и возводят к возлюбленному Господу нашему Иисусу Христу. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

15. Блажен, кто всегда исполнен духовной радости и неленостно несет благое иго Господне, ибо будет увенчан во славе. 16. Блажен, кто очистил себя от всякой греховной скверны, чтобы с дерзновением принять ему в дом свой Царя славы, Господа нашего Иисуса Христа. 17. Блажен, кто со страхом, трепетом и благоговением приступает к Пречистым Таинам Спасителя, сознавая, что приемлет в себя неразрушимую жизнь. 18. Блажен, кто ежечасно помышляет о смерти и привел в себе в бездействие постыдные страсти, гнездящиеся в сердцах у нерадивых; таковой будет утешен в час кончины своей. 19. Блажен, кто непрестанно помнит о страхе гееннском и спешит со слезами и воздыханиями искренно покаяться Господу; таковой избавится от великой скорби. 20. Блажен, кто всегда добровольно смиряет себя самого, ибо будет увенчан добровольно Смирившим Себя за нас. 21. Блажен, кто со всяким благоговением пребывает в своей келье, как Мария у ног Господних, и как Марфа он спешит к принятию Господа и Спасителя. 22. Блажен, кто разжигаемый страхом Божиим всегда имеет в себе теплоту Святого Духа и попалил терния и волчцы лукавых помыслов. 23. Блажен, кто не осквернил рук своих делами чуждыми и не стал богомерзким, ибо таковой будет судим пред Господом в страшный день. 24. Блажен, кто ежедневно возделывает в себе прекрасные и добрые мысли и надеждой победил лукавую страсть уныния, с которой борются подвижники Господни. 25. Блажен, кто в деле Господнем стал подобным мужественному воину: он возбуждает ленивых и ободряет малодушных на пути Господнем. 26. Блажен, кто стал многоплодным о Господе, а потому имеет хранителями святых Ангелов, как и плодовитое дерево имеет хранителем своего вертоградаря. 27. Блажен, кто с духовным благоразумием любит кротость и не дает себя в обман лукавому змию, возлагая надежду на Благого и милосердого Господа. 28. Блажен, кто почитает святых, любит ближнего и изгнал из души своей зависть, от которой Каин стал братоубийцей. 29. Блажен, кто делом обличил мучителя и не пришел в страх от пламени сластолюбия, потому что душа его будет орошена росой Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

Блажен, кто очистил себя от всякой греховной скверны, чтобы с дерзновением принять ему в дом свой Царя славы, Господа нашего Иисуса Христа. Блажен, кто со страхом, трепетом и благоговением приступает к пречистым Тайнам Спасителя, сознавая, что приемлет в себя неразрушимую жизнь. Блажен, кто ежечасно помышляет о смерти, и привел в себе в бездействие постыдные страсти, гнездящиеся в сердцах у нерадивых; потому что таковый будет утешен в час кончины своей. Блажен, кто непрестанно помнит о страхе гееннском; и спешит со слезами и воздыханиями искренно покаяться Господу; потому что избавится он от великой скорби. Блажен, кто всегда добровольно смиряет себя самого: потому что будет он увенчан добровольно Смирившим Себя за нас. Блажен, кто со всяким благоговением пребывает в своей келлии, как Мария у ног Господних, и как Марфа спешит к принятию Господа и Спасителя. Блажен, кто разжигаемый страхом Божиим всегда имеет в себе теплоту Святого Духа, и попалил терния и волчцы лукавых помыслов. Блажен, кто не осквернил рук своих делами чуждыми, и не стал богомерзким; ибо об этом будет суд пред Господом в страшный день. Блажен, кто ежедневно возделывает в себе прекрасные и добрые мысли, и надеждою победил лукавую страсть уныния, с которою борются подвижники Господни. Блажен, кто в деле Господнем стал подобным мужественному воину, возбуждает ленивых и ободряет малодушных на пути Господнем. Блажен, кто стал многоплодным о Господе, и потому имеет хранителями святых Ангелов, как и плодовитое дерево имеет хранителем своего вертоградаря. Блажен, кто с духовным благоразумием любит кротость и не дает себя в обман лукавому змию, возлагая надежду на благого и милосердого Господа. Блаже н, кто почитает святых, любит ближнего и изгнал из души своей зависть, от которой Каин стал братоубийцею. Блажен, кто делом обличил мучителя, и не пришел в страх от пламени сластолюбия; потому что душа его орошена будет росою Святого Духа. Блажен, у кого темное диавольское облако не могло омрачить ума и лишить сладостного света и веселия праведных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/750/...

Непримиримая злоба врагов Спасителя желала подвергнуть Господа проклятию, вывести Его на величайший позор и подвергнуть страшнейшим мучениям. Поэтому-то они и желали предать Его язычнику, чтобы этим доставить своим сердцам возможно большее и продолжительное торжество. В Иерусалиме не нашлось ни одного человека, который бы сжалился над Спасителем в то время, когда Он шел от первосвященника в преторию. Он другим много помогал, а теперь никто не хочет заступиться за Него, подкрепить Его и утешить. Хотя Его уста теперь и молчали, но на Его бледном и измученном лице мы читаем потрясающий вопрос, сказанный некогда пророком Михеем: « Что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне!» ( Мих. 6, 3 ). В то самое время, когда первосвященники и книжники передавали свою Жертву язычнику наместнику и вталкивали Христа внутрь римской претории, когда они желали привести в исполнение свой план убийства, в этот самый момент открывался над Спасителем план божественного домостроительства, и нам издали сияет благословенный знак св. Креста. Вот почему евангелист, которому Дух Божий открыл и просветил глаза, прибавил к этому: «чтобы исполнилось слово Иисусово, которое Он сказал, давая им разуметь, какою Он смертию умрет». Вот почему и идет наш Спаситель и Избавитель по тяжелому пути в языческую преторию. Он знал, что такова воля Отца, и потому, желая ее исполнить, охотно позволяет предать Себя наместнику. Мы не видим и тени сопротивления на Его лице, мы не слышим ни одного звука прекословия из Его святых уст. Со связанными руками, но в то же время и со свободным послушанием, святая Любовь идет спокойно на свои скорби и страдания. Здесь, у порога языческой претории, сияют над Его главою великие слова, некогда сказанные Св. Духом устами пр. Давида: «Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» ( Пс. 39, 8–9 ). Поэтому там, где враги Христа желали подвергнуть Его величайшему позору и страшным мучениям, там они только исполнили божественное предопределение: «Мои мысли, – говорит Господь, – не ваши мысли, ни ваши пути пути Мои, говорит Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Где бы мы ни взирали верою на Богочеловека, какие бы мы ни слышали слова из Его святых уст, всегда мы должны преклоняться пред Ним в священном и молитвенном благоговении. Жители Назарета были правы, когда удивлялись словам благодати, исходившим из уст Его ( Лк. 4, 22 ). Точно так же были правы слуги первосвященников и фарисеев, когда возвратились к своим начальникам с исповеданием: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» ( Ин. 7, 46 ). То же всеведение и та же всемогущая сила видны и в этих скорбных словах! До сих пор Иуда притворялся столь удачно, что обманывал и приводил в заблуждение всех прочих учеников. Никто из его товарищей не мог предполагать измены с его стороны, что явствует из их вопросов: Господи, не я ли? Иуда думал, что тайно затеянный и удачно скрываемый им план останется незамеченным до последнего решительного момента. Он не знал и не подумал над тем, что всевидящие очи его Учителя проникают в самые мельчайшие изгибы его души. Великий Сердцеведец разорвал теперь разом всю эту прекрасно и лукаво сотканную паутину его лицемерной злобы чрез эти ясные и решительные слова: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». В мире в большинстве случаев бывает так, как говорит пословица: измену любят, а изменника ненавидят. Но у Господа Иисуса наоборот. Он гнушается измены, но все еще любит предателя и старается спасти его душу, если бы то было возможно. Поэтому Он не говорит ему в лицо: Ты меня предаешь! – но Он говорит: один из вас! Он скорее хочет испугать этим словом всех учеников без исключения, чем огорчить и отвратить одного, чтобы выставить его пред глазами товарищей во всей наготе его стыда. С щадящей любовью простирает Он свои руки к этому потерянному сыну и говорит: «Один среди вас!» С щадящей любовью стучится Он в его сердце, чтобы этими словами оживить в его душе все прежние воспоминания. По этой же любви хочет Он выставить пред глазами неверного ученика всю беспримерную тяжесть его проступка, чтобы вызвать его тем самым на покаяние и спасти от погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

На это Евтропий ответил правителю: – Перестань пустословить, сын диавола, наследник геенны! Перестань прельщать слуг Божьих, враг Бога, отринутый от нетленных благ и райского блаженства, вечный узник ада преисподнего! Перестань говорить неподобные речи, ты, заграждающий путь к добрым делам, учитель и начальник нечестия! Не знаю, что и сказать еще тебе, лукавый соблазнитель! Ты обещаешь мне временную честь и богатство, оставляемые здесь, на земле. Какая мне польза от того, что вызывает душевредные страсти, приводит к хвастовству, любодеянию, грабежу, убийству и другим преступлениям? Какую пользу получил от временной славы и богатства прежний князь Публий, мучивший святого Феодора? Теперь он погребен в земле, снедаем червями и мучится в аде, в огне неугасимом. И тебя не замедлит постигнуть гнев Божий, и погибнешь ты, беззаконник нечестивый. Ты угрожаешь мне жестокими мучениями, мечом, огнем и зверями, но не надейся устрашить меня такими угрозами и муками принудить меня к безбожью: пострадать за Христа Бога моего – это мое первое желание, так как Он есть наше богатство, честь, сила и слава. Нет, не отступим от Него ни я, ни моя братия, но пострадаем за Спасителя нашего: в Его руках наша жизнь, Он воевода непобедимый, избавляющий от бед призывающих Его; Он и нас может избавить от рук твоих. Услышав это, правитель исполнился гнева и приказал бить святого по лицу, говоря: – Негодный! Ты призван сюда, чтобы принести жертву богам, а не укорять нас! Но когда начали сильно бить святого, то руки бьющих высохли. По приказу правителя все, что делалось и говорилось на суде, подробно записывалось. И вот когда писцы увидали, что руки истязателей высохли, то в ужасе бросили писать. Однако один христианин, стоявший среди народа, записал происходившее. Правитель обратился к мученику с такими словами: – Поклонишься ли ты, наконец, богам, чтобы сохранить свою жизнь, или хочешь, чтобы я предал тебя смерти? – Нет, – отвечал святой Евтропий, – не поклонюсь богам бесчувственным. Ты и сам бесчувственный, если так поступаешь. Но поклонюсь я Богу моему и Ему принесу в жертву свою хвалебную песнь. Так говорит блаженный Давид, и его устами Сам Христос: «А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят» ( Пс.113:12–13 ). И прибавляет к этому: «Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них» ( Пс.113:16 ) Ты глух и слеп, и не хочешь ли и меня сделать таким же! Но я не отступлю от Господа моего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Все Евангелие, возлюбленные братия и сестры, наполнено повествованием о чудесных делах милосердия Господа Иисуса Христа к бедствующим и заблуждающимся человекам; и там же повсюду возвещается, что главною причиною почти всех болезней, бед и несчастий с людьми бывают грехи – это величайшее зло, несчастие рода человеческого, этот ужасный корень всех зол и самого великого зла – смерти временной и вечной. Потому-то Господь, врачуя расслабленного, врачует прежде болящую грехами душу, а потом уже тело. Чадо! – говорит Он расслабленному, – прощаются тебе грехи твои ( Мф. 9:2 ). А это значит то и научает нас тому, что в болезнях наших мы должны смиренно и глубоко сознавать грехи свои и искренно каяться в них и просить у Господа прощения их, с намерением впредь не согрешать. Ибо главная часть существа нашего есть душа, существо по образу Божию, разумное, с свободным произволением, бессмертное, но существо падшее, болящее грехом и тлением и искупленное от греха и смерти смертью Сына Божия; о ней-то, о спасении ее надобно всеми силами заботиться – о благоугождении Богу, о исполнении святых и блаженных Его заповедей, о ее правоте и святости. Ибо страсти плотские порабощают, оскверняют, удаляют душу от Бога и, в конце концов, часто доводят до погибели временной и вечной» 200]. Мф.9:13 . «пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.» «Господь говорит нам: милости хочу, а не жертвы ( Мф. 9:13 ); Он, многомилостивый, хочет и от нас милости или милосердия, незлобия, и терпения относительно ближних наших; Он же и готов всегда помогать нам во всяком добром деле. Если у тебя злое сердце, проси в покаянии, чтобы Он смягчил твое сердце, сделал кротким и терпеливым: и будет оно таково. Он нам говорит: сыне, даждь Ми твое сердце (Ср.: Притч. 23:26 ). Нет ничего невозможного для верующего и искренно молящегося. Только решись, твердо решись оставить свою злобу. Должно в самом начале обуздывать в себе всякую возникающую страсть, особенно злобу и гнев, не дозволять искре сделаться огнем, который тушить, конечно, гораздо труднее, чем одну искру. Итак, – заключу слово, – будем прощать от души ближним погрешности их против нас, памятуя общую нашу слабость, немощь, греховность и бесконечное к нам милосердие Божие. Аминь» 227].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Если бы мы пожелали прочесть Святое Евангелие, то мы там бы нашли, как они то своим неразумием и косностью сердца, то слабостью и безрассудством, то маловерием и неверием, то высокомерием и плотскою ревностью доставляли своему Господу и Учителю очень много забот и огорчений. Но, тем не менее, Он им уготовляет святую вечерю и во время ее обращается к ним со словами: примите и едите! Пейте из нея все! Для чего же Он, спрашивается, сделал все это? На это Он дал Сам ответ: «Во оставление грехов». Спаситель знал, что Его ученики в этом прощении грехов нуждаются тоже и что они добиваются его всем своим сердцем. Поэтому, будучи достойными соучастниками Его трапезы, они и получили во время тайной вечери отпущение грехов, вечную жизнь и блаженство. Все это нас ободряет и подает надежду, что и мы хотя и грешим ежедневно и слишком много в своих мыслях, словах и делах, но Спаситель ведь для того и пришел, чтобы призвать нас к покаянию в грехах, а не для осуждения. Он дал обещание: «напоить душу утомленную и насытить всякую душу скорбящую» ( Иер. 31, 25 ) и обращается к каждому из нас в отдельности со словами: «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» ( Ис. 44, 22 ). Поэтому мы должны приступать к алтарю Его в сердечной печали о своих грехах, с твердым упованием на Его милость и с искренним желанием получить у Него спасение. Тогда мы, подобно ученикам Христа, будем достойными соучастниками Его трапезы и также наследуем вечное благословение и блаженство. Наша вера должна получить еще большее ободрение и подкрепление, если мы обратим внимание на то, что предложил Спаситель Своим ученикам на тайной вечери, и постараемся проникнуть, так сказать, в святое святых самого установления Св. Таинства Евхаристии. «Сие есть тело Мое!» и «сия есть Кровь Моя!» так сказал тогда Господь Иисус Христос и к этому и об этом Он более ничего не сказал и не добавил. Эти слова суть слова завета, и потому мы не смеем их изменять и прибавлять, так как «даже человеком утвержденного завещания, – говорит апостол, – никто не отменяет и не прибавляет к нему» ( Гал. 3, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Подлинно, сколько зол в мире, которые суть непосредственные следствия страстей человеческих! Ярость, гнев, не доводят ли часто человека до ссор и браней? Страсть к хищению не причиняет ли другим постыдную и безвременную жизнь? От чего происходят у нас раздоры и распри? говорит св. Иаков. Не от того ли, что вожделения ваши воюют в членах ваших ( Иак. 4:1 )? – Из того же гибельного источника происходит много и других зол и бедствий, которым подвергаются люди. Если мы исследуем их до самого их начала, то найдем, что они суть естественные следствия человеческих страстей. От чего быстро исчезают и падают многии царства? – Причину знает истинная мудрость: правда возвышает язык, умаляют же племена греси ( Притч. 14:34 ). Что особенно вредно и пагубно для общественного благоустройства? Что развращает добрые нравы в народе? – Вольнодумство и неверие. Что приводит его в расслабление и бедность? Роскошь, нега и праздность. Что ниспровергает общественный покой и порядок? Страсть к независимости, столько же безрассудной, сколько и гибельной. Как не пресекать пагубного учения, противного духу единой истинной и спасительной веры, как не обуздывать пороков, приводящих в бессилие и бедность, и не поставлять оплота стремлению к вольности? – Посмотрим на семейство: мирно ли оно, имея детей непокорных и непослушных? Богато ли, предаваясь роскоши и неге? Счастливо ли, занимаясь делами нечестия? Благочестивейший Государь Император ничего не желает более, как того, чтобы мы были мирны, довольны, счастливы. От нас зависит побеждать врагов, воюющих на душу, и устроят в себе мир духовный: долг Царя и обязанность спасать, утверждать мир общественный. Заключаю слово мое благожеланием Апостола: Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братие ( Гал. 6:18 ). И мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе ( Флп. 4:7 ). Сам Господь мира да утвердит мир во всяком сердце. Аминь. Читать далее Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах./С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых./Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Путь к небеси никтоже добре совершает, разве кто на всяк день добре начинает. Во всякой вещи снисходителен будь, и Бог тя ублажит, и добрые люди похвалят. По крайней мере претерпим Бога ради хотя косой взгляд, холодный прием и отказ в просимом; и хотя с сих ничтожных степеней начнем свое распятие, и, Бог милостив, проберемся и мы за великими страдальцами в Царство Небесное! Бог все творит для нашего спасения Прошу вас не унывать и о своем спасении не обезнадеживаться, ибо Господь Бог не ради праведников, но ради грешников с небеси на землю сошел, дабы их спасти; убо посему и вас (купно и меня грешного) спасет. Все страдания наши происходят от кого же, как не от Господа, Который по Своей благости все творит для пользы душ наших. Все, что ни посылает Господь Бог прискорбного на нас в жизни сей, того ради единого посылает, дабы чрез то спасение нам соделать. Святое причащение Если бы случилось человеку в тот день умереть, в который он приобщался Святых Таин, то душу его приемлют святые ангелы на руки свои, чести ради приобщения, и все воздушные мытарства безбедно проходит. Молитва Молитвословие церковное толикую имеет силу и важность, что церковное едино «Господи, помилуй» превосходит все келейные духовные упражнения; и потому-то святые отцы, предстоя во святом храме, воображали, что они предстоят на небеси пред Престолом Божиим. ...Если оставить церковную службу и келейную молитву, то душа ощущает холодность ко всему доброму и наполняется всяких нечестивых мыслей, о которых и пересказать бывает стыдно. ...Имя Иисуса Христа сильно; при нем все неприятности утихают, беси исчезают; утихнет и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его. Уму нашему от скитания семо и овамо 27 много способствует краткая, но часто повторяемая молитва Иисусова, к которой даруй вам, Господи, приобрести навык, и тогда ясные дни настанут для вас. Как избавиться от грехов К чтению себя принуждайте, которое мрак души прогоняет. Какая горькая скорбь встретит бедную душу, когда она при исходе от тела увидит, что заблудила от спасительного пути; почему страх сей да предохраняет вас во всю жизнь от заблуждения и от всех сетей вражьих, от которых единым смирением может спастися душа. Борьба со страстями

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010