Полученное вами духовное утешение не может долго пребывать неизменным: оно посылается по временам к укреплению нашему в искушениях; достигшие смирения более им наслаждаются, но, впрочем, благодать Божия и их посещает искушениями, по мере их устроения, дабы не вознеслись получением духовных утешений. Кольми паче мы, немощные, требуем огня искушений, попаляющего терние наших страстей (прп. Макарий, 20). Во время бывшей тебе мрачности и томности ты думала найти утешение, пойдя к обедне, но не обрела – все та же мрачность была на душе, а это оттого, что ты не смирила себя, но с чаянием утешения шла. А ведь не придет Царствие Божие приметным образом ( Лк. 17, 20 ). Когда бы ты в этом мрачном и томном посещении смирила себя истинно и положила в сердце своем, что недостойна утешения, то, может быть, и получила бы оное, а как ты прямо шла, надеясь получить, как будто достойная сего, то и не обрела. Бог утешает смиренных, а когда мы не имеем сего, то и должны прибегать к смирению, но отнюдь не смущаться и не отчаиваться (прп. Макарий, 20). Тебя утешает великопостная служба. Это Господь тебя утешает по множеству болезней и скорбей твоих; благодари Его, и ежели бы ты могла всегда удержать чувство своей нищеты и смирения, то никогда бы не отступило от тебя это утешение; но как естество наше удобо-преклонно к высокоумию, то и отъемлется это утешение, что и совершенным попускаемо было к вящему смирению их (прп. Макарий, 20). При пустоте и унынии духа вам советуют искать утешения в рассеянии, но вы там не находите его, да и найти невозможно – для духа надобна духовная пища. Надобно искать утешения в вере в Господа нашего Иисуса Христа и святых Его заповедях, из которых одна научает нас тому, где можно найти успокоение: Научитесь от Меня, – сказал Господь, – ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф. 11, 29 ) (прп. Макарий, 20). Одно слово: «Неприкосновенный существом прикосновен мне бывает», – произвело в сердце твоем отраду духовную. Это не нашей силы и напряжения, но дело милости Божией (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

После сошествия Утешителя, по обетованию и слову Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: «егда же приидет Утешитель, егоже аз пошлю вам от Отца , и он научит вы и воспомянет вся, яже рцех вам, и все другое возвеститъ вам, чего ныне не можете слышать и вместить» ( Ин.16:13–14, 14:26 ), – Апостолы восприяли чин архиерейства, быв научаемы Духом Святым, нисшедшим на них в виде огненных языков и проручествовавшим их во епископов для каждаго из народов, языком которых научил их говорить. Они составляли молитвы таинств божественнаго священнодействия, соображаясь и с мерою усердия народа, и с временами гонений, и с коварством гонителей. И хотя в молитвах и возношениях они, естественно, различествовали друг от друга, по чину предания таинств y всех соблюдался неизменно тот самый, какой предал и Господь наш Иисус Христос . А после богоглаголивых Апостолов некоторые из божественных Отцев слагали молитвы и возношения, и полное последование священных служб, как например славный во святых Епифаний, и великий Василий, и божественный Златоуст. И они, хотя каждый писал сам по себе, все одинаково из вод животочнаго источника Утешителя почерпали установления, которые Церковь православная принимала так, как бы их изрек и сделал сам Христос. И ныне преимущественно пред прочими находится в употреблении (κρατει) священнодействие великаго Василия и Иоанна Златоустог о с литургиею Преждеосвященных (даров), о которой говорят – одни, что она Иакова, называемаго братом Господним, другие – первоверховного Петра, иные – иначе. Так как вам предлежит говорить о том, что совершается в божественных службах, то наперед необходимо сказать, что такое церковь и с каким знаменованием устрояется полукружие, сопрестолие, свод и прочее. Церковь (κκλησα) так называется потому, что в ней собираются и в нее созываются православные; она также называется – περιοχ (вместилище) потому, что вмещает чудеса Божии. Полукружие 1 (κγχη) соответствует пещере вифлеемской и той пещере, в которой (Спаситель) был погребен. Сопрестолие (σντρονον) есть образ престола Господня, на котором возсел (Господь), победив мир и вознесшись с плотию; называется же сопрестолием, а не престолом потому, что Сын совозсидит Отцу. Прочие седалища сопрестола знаменуют ту почесть, которую по воскресении имеют восприять праведники, по словам Писания: «аз рцех: бози есте» ( Пс.81:6 ). Возседают на сопрестолии священники, как сораспявшиеся Христу со страстями и похотями, между тем как диаконы предстоят во образе Ангелов. Святая трапеза знаменует святый гроб, в котором (Христос) был погребен, а святое предложение (πρθεσις – жертвенник) – лобное место, в котором был распят, почему на жертвенник и жрется (агнец). Киворий (κιβριον) образует ковчег Ноев; ибо «κιβ» значит ковчег, а «ωριον» – устроение его. Столпы кивория устрояются во образе четырех животных, которые видел Пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

С тех пор, как Господь воплотился, с тех пор, как Он пришел в мир и жил среди людей, этот путь открыт для всех нас. И потому мы с особым благоговением в эти великопостные дни, приближаясь к Страстной седмице, молимся Господу, пострадавшему и распятому за нас. Мы просим Его укрепить нас на жизненном пути, молимся о том, чтобы Он пришел и вселился в нас, чтобы Он пребывал с нами, чтобы Он благословлял нашу Церковь, наши семьи, наши труды. Наша молитва – о том, чтобы мы, причащаясь Святых Христовых Таин, исполнялись Божественной благодатью, Небесным светом, который проистекает от Самого Источника жизни Господа нашего Иисуса Христа. Всего этого мы были бы лишены, всего этого мы не имели бы, если бы не святой равноапостольный князь Владимир. Подобно апостолу Павлу, он был просвещен Божественным светом, и его Господь избрал для того, чтобы просветить светом Христовой истины нашу русскую землю. И с тех пор на протяжении более тысячи лет Православие озаряет нашу землю. С тех пор Господь изливает на наш народ Свои особые милости и щедроты через Пресвятую Богородицу, через Ее чудотворные иконы, в том числе через чудотворный Казанский образ Царицы Небесной». Председатель ОВЦС пожелал православной пастве в этой российской республике являть пример истинно христианского образа жизни: «Мы знаем, что в нашей стране бок о бок с православными людьми живут люди других вероисповеданий, и Бог призывает нас быть в мире со всеми людьми. Словами святого апостола Господь говорит, что мы должны быть в мире со всеми для того, чтобы вместе идти по пути к Царству Божию (см. Евр. 12. 14). Господь, указавший этот путь, учил нас ни с кем не враждовать, всех любить. И для тех, кто, как вы в этом регионе нашей страны, живет среди людей, исповедующих иную веру, есть особая миссия: являть людям свет Христовой истины, являть людям то, чем Господь заповедал нам быть, когда сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы люди видели ваши добрые дела и прославляли Отца Вашего, Который на небесах» (см. Мф. 5. 16).

http://mospat.ru/ru/news/50535/

Само название «Скоропослушница», то есть «внимающая молитве скоро», — было утешительно для просящего помощи человека, у которого уже не оставалось сил на продолжительные молитвы. 12 сентября 1957 года митрополит Ленинградский и Ладожский Елевферий торжественно освятил возвращенный верующим Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. По благословению митрополита, бывшего особым почитателем Божией Матери «Скоропослушницы», чтимый образ в 1958 году был перенесен во вновь освященный собор. Для Князь-Владимирского собора была изготовлена его точная копия. В 2005 году на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых было определено переименовать чтимую в Санкт-Петербурге икону Божией Матери «Скоропослушница» в «Невскую». В настоящее время икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» бережно хранится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры и является одной из самых почитаемых святынь монастыря и Санкт-Петербурга. Чудотворная икона Параскевы Пятницы доступна для поклонения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре г. Санкт-Петербург. Недалеко от входа в Троицкий собор в правом приделе находится скульптурное изображение Великомученицы Параскевы Пятницы. Икону украшает киот размерами (130Х82). В житии святой сказано: «Святая Параскева была дочерью иконийских христиан, которые особо чтили день страданий Господа нашего Иисуса Христа - пятницу. Потому, когда Бог, в этот же день, даровал им дочь, они назвали ее также Пятницею (Параскевою - по-гречески). В последствии оказалось, что Параскева, сохраняя память о страданиях Христовых своим именем, сохранила ее и в своем сердце, приобщившись страстям Христовым своими страданиями». В деревне Ильеши икона явилась в конце XVIII, начале XIXbb. на окраине леса. По преданию, ее увидели на дереве. На месте явления был вырыт и освящен колодец, а позднее построена каменная часовня. В связи с большим притоком богомольцев к чудному образу в 1864 г. в Ильешах был перестроен и расширен храм шатрового типа с большой колокольней.

http://elitsy.ru/holy/temple/7141/

Сей доспе в лета Уалентова, в няже и о святей вере дерзнув, еже на Ариево злословие. Ему же, Арию, приложився царь, яко огненным судом опагубляя церкви. Бяше же ему отец от Понта, мати же от Каппадокии. В словесех же не точию онех, но и ветхая пройде: всяким бо видом прошед наказание и на коемждо державу стяжа. И действеннаго ради воздержания, мудролюбие име. И того ради боговидения сущих на престол архиерейский возведен бысть, идеже многи подвиги о православней вере подъят. Твердою мудростию и непреложною епарха ужасив, и словеса изрек, имиже иноверных мудрования яко громом ударив. И обычное уставление показав и сущих разум состави соделованно. И всякой добродетели Христову паству научив, ко Господу отъиде. Бяше же святый возрастом высок, телом сухоняв и черн во образе; видом похил (хилый, тощий), горбонос, брови окружены; браду же имея долгу и редку, в мале чело высоко; кроток, средовек, в сединах доволен. Совершается же праздник его во святей велицей Церкви (св. Софии Константинопольской). 3. Св. Сильвестр, папа Римский (2 янв.) 6 Селивестр премудрый за многую его добродетель по умертвии Малтиада (Мильтиада) епископа поставлен быв (в) старейшим Риме епископ (епископом), поручена же бывши ему церкви и великое священое стадо крестьянское. Многы подвиг притерпев и многа чюдеса створив, и великаго Констянтина перваго в крестьянех царствоваго на Христову веру настави, святым крещением телесную проказу и страсти душевныя, явлением святую апостолу Петра и Павла очисти и устрои; (повеле) кумирныя храмы разорити, церкви же во имя Господа нашего Иисуса Христа и Бога Отца и святых апостол мученик здати. Но и до Византии по цари иде, многы на спасение приведе, и тако в старости глубоче к Господу отиде радуяся. 4. Чудо св. Сильвестра и прение его с жиды (2 янв.) По крещении Великаго Константина, слух бысть всем жидом, яко затворитися кумирницам их и жидовским церквам, христианом же во всяком месте созидати церкви, в славу Святыя Троицы. И приидоша жидове на Силвестра, да прятся с ним пред царем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Субботнее богослужение отправляется по Октоиху и Минее, и прежде читаются или поются песнопения Минеи, а потом Октоиха. Отличие субботнего богослужения от вседневного главным образом состоит в том, что на «Господи, воззвах» и после тропарей употребляются Богородичны воскресные, а не седмичные и после кафизм произносятся ектении. Глава 2. КРУГ ГОДИЧНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ Так же, как и дни седмицы, Православная Церковь освящает особыми воспоминаниями и дни года. Эти службы носят общее название годичных, то есть совершаемых однажды в год. Каждый день в году посвящен воспоминанию важнейших событий в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа или особенных милостей Божиих, явленных роду христианскому, или памяти святых угодников Божиих. Воспоминания эти, соединенные с днями года, служат темой служб, раскрывающейся в изменяемых частях богослужения, не изменяя, однако, его строя. Службы содержатся в Минее месячной и расположены по Месяцеслову, то есть по числам дней каждого месяца. Некоторые из них, по важности воспоминаний, празднуются торжественным образом, иные менее торжественно, а некоторые отправляются по обыкновенному суточному богослужению. Совершаемые торжественно службы годичного круга называются праздничными, а день этот называется церковным праздником. К годичному богослужению, кроме праздничных, относятся и службы дней поминовения: в субботу перед Неделей мясопустной, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, в субботу перед Неделей Пятидесятницы (Троицкая суббота), в субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Мироточивого Солунского – 26 октября (Димитриевская суббота), в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи – 29 августа, во вторник или понедельник Недели о Фоме (Радоница). К годичному кругу относятся также и постовые службы, то есть службы Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы, содержащиеся в Триоди постной, и службы Пятидесятницы, начиная со дня Святой Пасхи, содержащиеся в Триоди цветной. По времени воспоминания праздники разделяются на неподвижные и подвижные: одни приурочены ко дню, а другие к числу; поэтому одни из них день меняют, не изменяя числа, а другие меняют число, не меняя дня. Первые называются неподвижными, а вторые – подвижными. Главный из неподвижных праздников Господних – праздник Рождества Христова, а из подвижных – праздник Пасхи. Кроме того, праздники подразделяются на общие, одинаково торжественно отправляющиеся во всех храмах, и местные, которые совершаются с особенной торжественностью в отдельных местностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Татиана 2017/02/10, 22:18:04 Батюшка,Св.Паисий Святогорец, Благослови. Прошу Св. молитв Ваших,Отче Паисий о гр.Р.Б. Валерии о помощи в работе Помощи Татиане о выздоравлении и адаптации на новом месте жития,нет знакомых,все новое, хочется учиться,а возможностей нет,профессиональных хочется частичных движений. Димитрию помощи в защитите диссертации и трудоустройстве в прокуратуре г,Москвы Марине (примириться с матерью и найти свою вторую половинку для создания семьи,человека с христианским сердцем) Батюшка Паисий!Спасибо!Спасибо за слово Ваше,которое читаем и вразумляемся.Спаси Господи.Спасибо.с поклоном, Р.Б.Татиана 2017/01/28, 08:43:19 Батюшка Паисий! Прошу твоих молитв для себя, что бы я нашла работу, которую давно ищу и смогла рассчитаться с долгами! Простите мня грешную. Во имя отца и сына и святого духа. Аминь Иоанна 2017/01/28, 08:39:04 Святой отче Паисий Святогорец и святые отцы Афона! Прошу Ваших святых молитв о р. Божьем Максиме, моем супруге, страдающем блудной страстью и помутнением рассудка.Да, простит его Господь, вразумит и направит его обратно в храм . Спаси Господи за Ваши молитвы! Слава Богу за все! Иоанна 2017/01/27, 19:04:56 Святой Отче Паисий Святогорец и Святые Отцы Афона! Прошу Ваших всесильных молитв о выздоровлении рабы божьей Зои. Исцели, спаси и сохрани мою мамочку. Избави её от страха, всели надежду на исцеление после инсульта. Спаси и Сохрани. 2017/01/27, 17:32:41 Святые отцы, Батюшка Паисий, прошу ваших глубоких сердечных молитв об изгнании из р.б. Даниила сына духов злобы, гнева, мирских удовольствий развращающих и смущающих душу и тела сына. Мается, страдает, одинок и раздавлен, погибает от тщеславия и горделивости, унывает от собственной слабости и немощности отказаться от искушений разврата. жаждет любви и семьи, пытается строить отношения и побороть свои немощи. но слаб, очень слаб и немощен духовно . образован, трудолюбив, но всё на ветер, на удовольствия. прошу спасите молитвами сильными душу и тело , изгоните именем Господа нашего Иисуса Христа

http://isihazm.ru/?id=2073&c_pid=3

Я спросил: «Владыко святый, а если человек имеет смирение и любовь, но объедается, победит ли он страсти?» Владыка отвечал: «Он будет свиньей и больше ничего. Да, при истинной любви и смирении нельзя и объедаться. Любовь сопряжена со страданиями, заботами о людях. Разве мать объедается, когда у нее больное дитя? Она только о нем и заботится, а о еде и не думает. Вот святой Тихон Задонский, когда он ел, то часто оставлял пищу и начинал плакать: “Вот я ем, а есть заключенные, которые не имеют, чего есть”. Его утешали, но не могли утешить. Любовь надо иметь не только к людям, но и к Богу. А ведь Богу не угодно, чтобы мы объедались. Потому, кто любит Его и хочет Ему угождать, тот не станет объедаться. Из любви и смирения само собой является и пост. По существу, любовь и есть смирение, а смирение — любовь. Во всех добродетелях самое важное — смирение». Безмолвие — это благодатная, сердечная молитва. Вот Иоанн Кронштадтский был все время с людьми, непрестанно разговаривал, а находился непрерывно в безмолвии. Видимо-невидимо было на Руси угодников Божиих, святых. В древней Церкви столько не было. Духовную дочь преподобного Серафима Саровского, юродивую Пелагию Ивановну я ставлю наравне со святым Симеоном Христа ради юродивым. Нельзя без слез читать ее житие. Мы живем не так, как нам хочется, а как хочет того Бог. Воля же Божия выражается и проявляется в стечении обстоятельств жизни, а обстоятельства жизни — это злые отношения людей, клеветы и т. п. Перед Богом-то легко смиряться, а перед людьми — трудно. Надо переносить оскорбления от людей. Дело не в старце, а в самом себе. Мне рассказывал старец Оптиной пустыни Агапит такой случай: «Однажды думал я, вот хорошо иметь такого старца, как отец Амвросий. Он и на суде Христовом за меня ответ даст и я обязательно попаду в Царствие Небесное! Прихожу к отцу Амвросию, а он смотрит на меня грозно и говорит: “Каждый за себя даст ответ на Страшном суде”». Рассказывал мне прозорливый дивный старец Гефсиманского скита отец Исидор такой случай. Пришли три монаха, — между ними сам о. Исидор, — из Троице-Сергиевой лавры кандидаты на иеродиакона к Московскому митрополиту Филарету, чтобы он выбрал из них наиболее достойного. Посадил их Филарет и спрашивает одного: “Чем мы спасаемся?” — “Вашими молитвами, Ваше Высокопреосвященство!” — отвечал монах. “Дурак ты и больше ничего”, — ответил Филарет. Затем обратился с тем же вопросом ко второму кандидату. — “Смирением”, — отвечал монах. “Это правильнее! Вот я тебя пошлю на кухню, посмотрим, как ты там будешь смиряться”. Наконец митрополит Филарет обратился к отцу Исидору с тем же вопросом: “Чем мы спасаемся?” Исидор отвечал: “Честною Кровью Господа нашего Иисуса Христа”. — “Правильно”, — сказал святитель и выбрал отца Исидора в иеродиакона».

http://pravoslavie.ru/81108.html

Внутри себя человек ощущает действие многих разных сил: и помощь ангелов, и помощь святых угодников Божиих, которые пребывают также в мире духов, я имею в виду прославленных святых, и помощь людей, которые молятся за нас. Постепенно он отождествляет их с теми действиями, которые описаны святыми отцами в аскетических трудах. И тогда на первое место выходит такая добродетель, как Иисусова молитва. Мы знаем, что многие подвижники не придавали ей первостепенного значения. Они читали псалмы, каноны, тропари, другие молитвословия, но суть молитвы остается одна для всех разнообразных ее форм: она необходима для того, чтобы заполнить ею все время бодрствования человека. Ум всегда должен быть занят, всегда должен трудиться, стремиться к соединению с Богом, как и, наоборот, стремиться к расторжению своего общения с демонами. Средством для этого служат разные молитвы. Но в особенности удобным, сильным средством является молитва Иисусова по нескольким важным причинам. Первая причина – это то, что Иисусова молитва состоит из призывания всесвятейшего имени Господа Иисуса Христа. Спаситель сказал про будущих верующих в Него Своим ученикам и апостолам: Именем Моим будут изгонять бесов 389 . И это касается не только собственно изгнания бесов или, как сейчас называют, вычитывания, но и изгнания бесов в смысле победы над страстями в собственной душе. Спаситель также говорил: О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам 390 . Эти слова прозвучали на Тайной вечере во время особо доверительной беседы Спасителя с учениками-апостолами перед Его страданиями и явились как бы завещанием Господа ближайшим ученикам. Святитель Игнатий (Брянчанинов) премудро рассуждает о том, что апостолы Христовы, совершая именем Господа Иисуса многие великие чудеса, не могли не призывать постоянно Его имени. Оно для них было превожделенно и прелюбезно. Апостолы как бы против воли стремились к тому, чтобы постоянно пребывать в созерцании этого имени, через которое на них действовала Божественная благодать, можно даже дерзновенно сказать, что Сам Господь являлся им в этом имени в Своей Божественной славе. Господь сообщил Своему человеческому естеству – и в том числе Своему человеческому имени Иисус – безграничную славу Своего Божественного существа, Божественной природы. И мы, призывая имя Иисуса Христа, – в зависимости от нашего достоинства, от нашей ревности, от нашего преуспеяния, – ощущаем эту славу. Тем паче апостолы опытно знали всё величие имени Иисуса и потому не могли не призывать его постоянно. Это первое и главное преимущество Иисусовой молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Это суть нужды повседневные, как-то: глад, жажда, нагота, хлад, досады, болезни, поражения телесные, находящиеся или в нас или в других вещах, неразрывною связью соединенных с волею нашею; притом злые помыслы, непостоянство ума, различные беспорядочные и беспокойные страсти господствуют в членах наших; помрачение и невежество ума; кроме сего всегда сопротивляющийся Тебе сильнейший и хитрейший диавол, который, если не может наносить вреда явно, со всею злобною силою устрашает лишением имений, бедствиями друзей, поражает тело, увлекает и расхищает. Избавь нас, Отче! от лукавого и несноснейшего владычества и жестокого мучения, претерпеваемого нами за грехи наши; освободи от лютой его жестокости и насилия превышающего нашу немощь! Избавь нас от всех зол тела и души (ибо сильным своим нападением они ум наш возмущают, отвращают от Тебя, подавляют), дабы мы, освободившись от них, получили в вечное наследие царствие небесное, приобретенное нам кровью Сына Твоего, и среди ликов Ангельских и избранных Святых Твоих вкушали небесные сладости, по ходатайству благодати и милосердия Иисуса Христа Спасителя нашего, Которому с Тобою Отцем нашим и с Духом Святым держава, слава и честь ныне и во все веки. Аминь. В сем духовном царствии утверди нас заблаговременно Божественною Твоею благодатью: ибо без Тебя мы ни в чем не успеем. Со смирением молим Тебя, Отче щедрот! даруй нам все сии блага и всю благодать, взирая не на наше недостоинство, но на величие и высоту Единородного Сына Твоего Иисуса Христа; ибо Он наш Ходатай, Священник и пред Тобою Заступник. Не на правду нашу, подобную рубу жены нечистой ( Ис.64:6 ), уповаем, но на Твои щедроты, Господи, и на многотрудные дела Сына Твоего Господа нашего: ибо все, что Он сотвворил и претерпел, даровал для пользы нашей, для нас Он пострадал. И потому для Него молим, преклонися к молению нашему! Ты все сотворил чрез Него: чрез Него Ты возвратил погибшее; чрез Него создал Ты по образу и по подобию Твоему человека; чрез Него Ты привел его в тот же образ; Он есть основание нашего естества; Он начало нашего оправдания и виновник воздаяния; Он пред Тобою наш Ходатай, Заступник и Крепость упования нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010