«Плачьте и рыдайте, все пьющие вино!..» ( Иоил. 1:5 ). «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» ( Еф. 5:18 ). Нам, пастырям словесного стада, что делать, братия, что говорить к народу? Пьянство крайне одолело им. Пройти нельзя шагу, чтобы не встретиться с пьяным во всякое время: в праздник и будень, утром, днем и вечером и даже ночью. Что нам сделать? Что говорить? Мысленный вол, диавол, губит христиан жадностью к питью вина и нагло расхищает наследие Христово. Братия, от лица Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего за нас на Кресте, умоляю вас: перестаньте пьянствовать. Что с вами сталось? Бога вы забыли? Господа своего Иисуса Христа, грядущего со славою судити живым и мертвым, позабыли? Креста Господня совсем на вас нет? Некрещеный вы народ? Не говорят ли вам пастыри словом Божиим, что «пьяницы Царствия Божия не наследуют» ( 1Кор. 6:10 ) и что они непременно пойдут в огонь вечный, если не исправятся от своего пьянства? Не сподобляетесь ли вы причастия Святых, Пречистых, небесных, бессмертных, животворящих и страшных Христовых Таин во оставление грехов, во освящение души и тела и исправление вашего жития и утверждения! И после этого вы осмеливаетесь так прогневлять своего Спасителя? Так неудержимо предаваться невоздержанию? Топчите в грязь пречистые и животворящие Тайны, на которые со страхом и трепетом смотрят Силы Небесные! Смеетесь, страшно сказать, над страданиями своего Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Которого трепещут небо и земля и все, что на них! Смеетесь над Таинством Покаяния, над отпущением грехов, которое стоило нашему сладчайшему Спасителю таких ужасных крестных страданий и смерти поносной? Братья-христиане! Пожалейте себя, умоляю вас, перестаньте пьянствовать. Живите как христиане, призванные к Небесному Царствию, в которое не может внити ничто скверное или нечистое. Трезвитесь, бодрствуйте, стойте в вере, мужайтесь, утверждайтесь. Распинайте плоть свою со страстями и похотями. Знайте, громогласно повторяю вам: скоро паки приидет Господь Иисус Христос судити живым и мертвым: приидет предать пьяниц и всех нераскаянных грешников муке вечной, огню неугасаемому, а постников и воздержников и всех распявших плоть свою со страстями и похотями, ради Его пробудивших суровую жизнь в земле, всех живущих по заповедям Его, – взять в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

На восьмое воскресное утреннее Евангелие от Иоанна; в ней же говорится и о том, что те которые до конца с благочестием пребывают во время Богослужений в храме, сподобятся великих даров Омилия XXI. На Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней же говорится и о том, как исполняется законная (ветхозаветная) Суббота Омилия XXII. На тот же Праздник (Вознесение Бога и Спаса нашего Иисуса Христа); в ней же говорится о страстях и добродетелях Омилия XXIII. На 10-е утреннее воскресное Евангелие; в ней же говорится и о предлежащей нам брани, как в чувственной области, так и духовной Омилия XXIV. О совершившемся в день Пятидесятницы явлении и раздаянии Божественного Духа; в ней же говорится и о покаянии Омилия XXV. Произнесенная в Неделю Всех Святых Омилия XXVI. Произнесенная во время жатвы; в ней же говорится и о духовной жатве Омилия XXVII. И эта омилия была произнесена во время жатвы; в ней же говорится и о имеющей для нас быть духовной жатве Омилия XXVIII. Произнесенная в праздник Святых и Верховных Апостолов Петра и Павла Омилия XXIX. Имеющая своей темой исцеление расслабленного в Капернауме, о котором повествует Евангелист Матфей; в ней же говорится и о печали ради Бога Омилия XXX. Заключающая в себе изложение о слепцах, прозревших в доме, о чем повествует Евангелист Матфей. В ней же говорится и о том, что невозможно истинно иметь веру без наличия покаяния Омилия XXXI. Произнесенная на молебном пении, совершаемом в первый день августа Омилия XXXII. Его же омилия на 9-е воскресное Евангелие по Матфею; в ней же говорится и об искушениях Омилия XXXIII. О добродетелях и противоположных им страстях, и о том, что «мир», «миродержителем» которого является диавол, это – не Божия тварь, а это – те, которые, вследствие злоупотребления тварью, покорились ему. Произнесенная на молебне Омилия XXXIV. На святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней доказывается, что Свет, бывший при Преображении, является несозданным Омилия XXXV. На то же Преображение Господне; в ней доказывается, что хотя божественный Свет, бывший при Преображении, и был не созданным, однако он не есть существо Божие Омилия XXXVI.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

В своё время подобного рода учение отстаивал Ориген , но впоследствии оригенизм был осужден на V Вселенском Соборе . Из святых отцов Церкви мысль о спасении всех людей вообще высказывал Григорий Нисский . Согласно этой мысли, осужденные на адовы муки грешники под действием неугасимого адского пламени, которое, будет оказывать них врачующее действие, нравственно преобразятся и рано или поздно соединятся со святыми. Длительность пребывания грешников адском огне будет зависеть от степени их греховности. Однако, несмотря на то, что святитель Григорий Нисский почитается Церковью как один из великих отцов, эта, высказанная им мысль не имеет общецерковного признания. Боле того, против подобных идей высказывался даже родной брат Григория Нисского , святитель Василий Великий , высказывался резко, подчеркивая, что они не соответствуют духу вероучения Церкви и способствуют грешникам успешнее отваживаться на грех. Цитаты об уповании «Многие, страха ради или стыда человеческого, или ради того, чтоб угодить людям, не делают зла, – что одно и то же, как бы они делали его, как, наоборот, которые делают добро по таким же побуждениям, то же, что как бы и не делали его. Кто делает добро в угоду людям или по другой какой страсти, непотребен пред Богом. Надобно во всяком добром деле, слове и помышлении иметь целию угождение Богу и славу Его, как учит святой Апостол Павел, говоря: аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите ( 1Кор.10:31 )». преподобный Симеон Новый Богослов . Слово 30 «Вся надежда наша есть Господь наш Иисус Христос, как говорит Апостол: по повелению Бога Спаса нашего и Господа Иисуса Христа упования нашего ( 1Тим.1:1 ). Ибо через Него мы все получаем, как учит Сам Христос: и еже аще что просите (от Отца) во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне » ( Ин.14:13 ). В том и познается Божественная благость, что через Христа дана нам и благодать и истина, по словам Священного Писания: яко закон Моисеем дан бысть: благодать (же) и истина Иисус Христом бысть ( Ин.1:17 ). На сей-то благодати основывается вся надежда наша. Так же и на соблюдении заповедей Божиих мы утверждаем великую надежду; Поелику Христос сказал: Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам ( Ин.14:21 ). Еще надежда наша утверждается через причащение страшным и пречистым Тайнам, т.е. Телу и Крови Христовой, что вселяет в нас Господа нашего. Ибо Сам Он говорит: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин.6:56 ). Наконец, через непрестанную молитву, как учит Апостол: Злостраждет ли кто в вас; да молитву деет ( Иак.5:13 ). И другой Апостол говорит: Вы же, возлюбленнии, святою вашею верою назидающе себе, Духом Святым молящеся, сами себе в любви Божией соблюдайте, ждуще милости Господа нашего Иисуса Христа в жизнь вечную ( Иуд.1:20-21 )».

http://azbyka.ru/upovanie

Вечером 20 апреля, в канун Великого четверга, Святейший Патриарх Кирилл посетил Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь в Домодедовском районе Московской области и принял участие в вечернем богослужении в соборе обители. По окончании богослужения Святейший Патриарх вручил игуменский жезл настоятельнице обители игумении Екатерине (Чайниковой). 21 апреля, в Великий четверг, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя. После заамвонной молитвы Предстоятель Русской Церкви совершил чин умовения ног. Вечером 21 апреля Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню Великого пятка с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа в Храме Христа Спасителя. По традиции после пятого евангельского чтения Предстоятель Русской Православной Церкви под пение антифона «Днесь висит на древе» вынес из алтаря и установил посреди храма крест с изображением распятия. 22 апреля, в Великую пятницу, Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя в Храме Христа Спасителя. Вечером 22 апреля, в канун Великой субботы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа в Храме Христа Спасителя. 23 апреля, в Великую субботу, Святейший Патриарх Кирилл возглавил вечерню с чтением 15 паремий и Божественную литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя. После отпуста Литургии Предстоятель совершил благословение пяти хлебов и вина, а затем обратился к участникам богослужения с первосвятительским словом о смысле евангельского повествования, читаемого в Великую субботу. «Господь Своим пришествием в мир проводит черту между светом и тьмой, между добром и злом, и каждый человек, с радостью встречающий Пасху Христову, принадлежит этому свету. Может быть, он не до конца знает все заповеди и не до конца их выполняет, но если в сердце его радость о Воскресшем, то он вместе с женами-мироносицами, вместе со святыми апостолами. Именно в тот момент, когда они поклонились, а другие усомнились, Господь и сказал ученикам: Идите в мир сей и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам; и вот Я с вами во все дни до скончания века (ср.: Мф. 28, 19–20). Эти великие слова Спасителя обращены сегодня к Церкви, которая должна идти в мир сей и проповедовать Евангелие всему творению», — сказал Святейший Патриарх.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

29 серпня 2008 р. 00:00 Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа нашего Иисуса Христа [Стаття] 29 августа Православная Церковь празднует перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, которое произошло в 944 году. 9 серпня 2008 р. 18:04 Послание архиепископа Сан-Францисского Кирилла в связи с предстоящей хиротонией архимандрита Феодосия (Иващенко) и празднованием 100-летия со дня кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского [Стаття] В воскресенье 7 сентября в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско будет совершена хиротония архимандрита Феодосия (Иващенко) во епископа Сиэтлийского, викария Западно-Американской епархии. Богослужение возглавит Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион. 8 серпня 2008 р. 12:00 9 августа — память святого великомученика и целителя Пантелеимона [Стаття] Великомученик Пантелеимон почитается в Православной Церкви как святой покровитель воинов. У западных христиан он считается покровителем врачей. Связь этих двух покровительств святого хорошо видна из того, что воины, чаще других получающие раны, больше всех нуждаются во враче-целителе. Именно поэтому христиане, ведущие брань духовную, также прибегают к этому святому с просьбой исцелить язвы души. 5 серпня 2008 р. 18:00 6 августа — память святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба [Стаття] Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. 27 липня 2008 р. 11:56 Послание Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви в связи с празднованием 1020-летия Крещения Руси [Стаття] Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион обратился к архипастырям и пастве с посланием в связи с празднованием памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и 1020-летия Крещения Руси.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Чтобы устранить любое препятствие, которое отдаляет нас от наших ближних, мы, христиане, имеем прощение. Прощением мы восстанавливаем любовь, единство, мир. Очень легко между нами создается холод и антипатия. Но прощение, которое мы будем просить и давать друг другу, немедленно исправляет зло, сокращает расстояние, сближает одного с другим. Сначала мы должны попросить прощения у Господа и Бога и нашего Создателя и Судьи, который ведает всю нашу жизнь, видимую и невидимую. После – у Богородицы, которая является нашей Матерью и Матерью всех христиан и всего мира, а также Защитницей и Попечительницей Святой горы Афон, где мы, недостойные, сподобились поселиться. Мы несем особую ответственность перед Богоматерью, потому что именно Она пригласила сюда, удерживает здесь и ждет многих из нас. Затем мы просим прощения у наших святых, которые являются нашими старшими братьями и которые следят, помогают, сострадают нам и ожидают, что мы проявим усердие в нашей духовной борьбе. Мы также просим прощения друг у друга, и особенно у каждого брата, которого мы из-за нашей слабости, нашего эгоизма и наших страстей оскорбили словом, с которым испортили отношения или на которого держали обиду внутри нас, может и маленькую, но обиду – препятствие для нашего полного и идеального общения с братом. Дай Бог каждому из нас помощи в продвижении этого душевного единства, не иметь внешнего и условного единства, но иметь единство сердечное, а также любовь и принятие друг друга. Ведите вашу духовную борьбу на протяжении всей вашей земной жизни и каждый день прогрессируйте, больше соединяясь между собой и с Богом! И это принесет вам много радости и много благословения. Потому что настоящая радость исходит от любви. И там, где царит любовь, там настоящее счастье. С этими скромными мыслями я хочу пожелать вам всю Святую и Великую Четыредесятницу провести в здоровье, с молитвой, с памятью о Боге и сподобиться обновленными встретить со святой радостью славное и светлое Воскресение Господа нашего, которое также является «прелюдией» вечного наслаждения Царства Вечного Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

http://pravmir.ru/proshhenie-ispravlyaet...

Омилия XVII. На Евангелие Новой Недели (Фомина Воскресения), объясняющая Тайну Субботы и Господняго Дня. Омилия XVIII. В Неделю Мироносиц. В ней же говорится также и о том, что первая Богородица узрела Господа Воскресшего из мертвых. Омилия XIX. На Евангелие Христово о Самаряныне, и о том, что долженствует презирать земные блага жизни. Омилия XX. На восьмое воскресное утреннее Евангелие от Иоанна; в ней же говорится и о том, что те которые до конца с благочестием пребывают во время Богослужений в храме, сподобятся великих даров. Омилия XXI. На Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней же говорится и о том, как исполняется законная (ветхозаветная) Суббота. Омилия XXII. На тот же Праздник (Вознесение Бога и Спаса нашего Иисуса Христа); в ней же говорится о страстях и добродетелях. Омилия XXIII. На 10–е утреннее воскресное Евангелие; в ней же говорится и о предлежащей нам брани, как в чувственной области, так и духовной. Омилия XXIV. О совершившемся в день Пятидесятницы явлении и раздаянии Божественного Духа; в ней же говорится и о покаянии. Омилия XXV. Произнесенная в Неделю Всех Святых. Омилия XXVI. Произнесенная во время жатвы; в ней же говорится и о духовной жатве. Омилия XXVII. И эта омилия была произнесена во время жатвы; в ней же говорится и о имеющей для нас быть духовной жатве. Омилия XXVIII. Произнесенная в праздник Святых и Верховных Апостолов Петра и Павла. Омилия XXIX. Имеющая своей темой исцеление расслабленного в Капернауме, о котором повествует Евангелист Матфей; в ней же говорится и о печали ради Бога. Омилия XXX. Заключающая в себе изложение о слепцах, прозревших в доме, о чем повествует Евангелист Матфей. В ней же говорится и о том, что невозможно истинно иметь веру без наличия покаяния. Омилия XXXI. Произнесенная на молебном пении, совершаемом в первый день августа. Омилия XXXII. Его же омилия на 9–е воскресное Евангелие по Матфею; в ней же говорится и об искушениях. Омилия XXXIII. О добродетелях и противоположных им страстях, и о том, что «мир», «миродержителем» которого является диавол, это — не Божия тварь, а это — те, которые, вследствие злоупотребления тварью, покорились ему. Произнесенная на молебне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

“Каждый день Страстной седмицы», продолжает он же, „есть как бы шаг в вечность, ибо ея днями постепенно обозначены последние дни земной жизни Христовой и с ними идут они ровною стопою. Какой страшный отголосок событий! скольже внимательны должны мы быть к сим искупительным дням, ибо и мы призваны идти в путь земной и небесный вслед за Христом“... „Великий Пяток стоит между знаменательными днями Страстной недели, как некий возвышенный Крест, приосеняющий субботний Гроб Христов; до такой степени исполнен он весь скорбью и славою Креста! Каждый час его есть мера искупительных страданий Богочеловека: их отголосок отзывается в каждом глагол его духовных песен, пророчеств и Евангелий“. Если таково значение для христианина дня Великого Пятка, то само собою понятно, с каким особенно притрепетным вниманием должен он относиться к умилительно трогательным и возвышеннейшим по своему содержанию богослужебным чтениям и песнопениям этого святого и великого дня. Но нельзя не сказать того, что при всем своем неизъяснимом, полном возвышеннейшего духовного умиления и величественнейшем достоинстве, святейшие песнопения Великого Пятка в славянском их переводе содержат весьма немало трудностей для нашего понимания. В устранение означенного недостатка в настоящем издании предлагается благочестивому вниманию христианина славянский текст одного из важнейших богослужений Великого Пятка– “Последования Утрени“, или по-иному – церковному – чтению „Последования Святых и Спасительных Страстей Христа Господа нашего Иисуса“ с параллельным оному (сличенным притом с греческим) русским переводом. Для большего запечатления в душе верующего смысла, означенного Последования и особенно заключавшихся в оных евангельских чтениях, самый текст поясняется нами – евангельские повествования по толковому Евангелию архимандрита Михаила, а песнопения трипеснца–подлинным библейским текстом (по русскому переводу Библии ). По местам, по требованию смысла текста, предлагаются и иные пояснения. При таком изложении богослужебное „Последование Утрени“ в Великий Пяток, получает наибольшую силу выразительности и удобопонятности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Когда в Евангелии мы читаем рассказ о страстях Христовых, то видим, как немощь человеческая проявлялась в действиях апостолов: когда их Учителя арестовали, они разбежались в страхе; ближайший ученик Господа, который говорил, что даже если все отрекутся, он никогда, тем не менее, отрекся от своего Учителя. Один из Его учеников оказался предателем. Только одного ученика мы видим стоящим у креста Господа Иисуса вместе с Его Пречистой Матерью. Но рядом с Господом всегда оставались женщины те, которых мы сегодня прославляем и чтим. В Евангелии мало говорится о них, и до повествования о страстях Христовых мы ничего о них не знаем. Только потом мы узнаём, что, оказывается, они были с Господом Иисусом в самые страшные часы и в последние минуты Его земной жизни. Именно они позаботились о Его погребении и о том, чтобы Его Тело не осталось во гробе непомазанным. И именно они стали первыми свидетелями Воскресения Христова. Этот женский подвиг, о котором молчаливо повествуют все четыре Евангелия, является для всех нас и, прежде всего, для женщин, вдохновляющим примером. Сегодня в этом святом храме мы освятили два чина клиросных икон. С правой стороны мы видим Господа Иисуса Христа и некоторых святых, которые для каждого мужчины являются примером того, каким должен быть настоящий христианин. А с левой стороны мы видим Пресвятую Богородицу и святых женщин, чей образ являет собой пример для женщин-христианок. В этот день мы прославляем еще одну замечательную женщину святую Тамару, царицу Грузинскую, которую неслучайно Церковь назвала равноапостольной, ибо своим подвигом она уподобилась ученикам Христовым. Она просветила светом христианства целую страну, которая и доныне сохраняет православную веру. На примере этой святой мы видим, что не только мужчинам, но и женщинам Господь вверил апостольское служение. Об этом свидетельствует и подвиг святой равноапостольной княгини Ольги, которая была просветительницей нашего народа, принеся ему православную веру и воспитав своего внука так, что он стал крестителем Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/4468808.ht...

Этот римский сотник был первым из язычников, который исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим. Римский сотник Гордий кесарийский был привлечен суду во время великого гонения на христиан в 303 г. Его уговаривали, чтобы он отрекся от Иисуса Христа и этим спас бы свою жизнь. На все это он отвечал: «Я вспоминаю того первого сотника, который стоял у креста Христова и познал Его божественное величие из тех чудес, которые там совершились и который не побоялся открыто исповедать свою веру пред разъяренными иудеями в словах: «Воистину Он был Сын Божий!» Сказав это, он осенил себя крестным знамением, мужественно и радостно претерпел смерть ради Христа. Будем и мы чаще вспоминать об этом сотнике-язычнике. Пусть поэтому все поругатели и отрицатели Евангелия, все сомневающиеся и неверующие услышат от нас одно и то же радостное исповедание: «Истинно Человек этот был праведник; воистину Он был Сын Божий!» Но чтобы это исповедание было внутренним и сердечным, для этого мы должны принести искреннее покаяние. Евангелист говорит: «И весь народ, сшедшийся на зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь». Здесь случилось еще одно удивительное событие, которого мы меньше всего могли ожидать в этот час, на этом месте и от этого народа. До сих пор эта ослепленная толпа следовала за своими начальниками. Они отвергли своего лучшего и вернейшего Друга и предали Его язычникам. С ненавистью и поруганиями влекли они Его к суду и осуждению, с ненавистью и поруганиями они смотрели на Его страдания и смерть. Их не тронули Его последние слова, которые Он сказал с креста. Теперь же, когда совершились эти величественные и могущественные знамения в час Его смерти; теперь, когда солнце померкло на небе, земля содрогнулась, скалы расселись и гробы святых отверзлись; теперь только открылись их глаза и они узнали свою великую вину, которую они приняли на себя, теперь сознали, что они совершили ужасное злодеяние. Теперь вспомнили они о том, как этот Человек, теперь распятый, любвеобильно поучал их, как Он оплакивал их город, как Он исцелял их больных, утешал их в скорби, благословлял их детей, помогал им в несчастьях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010