Приобщение Святым Таинам установлено ежедневное. 256 Ежедневное приобщение жизни Христовой долженствует ежедневно оживлять христианина духовной жизнью. «Частое причащение жизни, – сказал Василий Великий , – что иное значит, как не частое оживление?». 257 Частое причащение – что иное значит, как не обновление в себе свойств Богочеловека, как не обновление себя этими свойствами? Обновление, постоянно поддерживаемое и питаемое, усваивается. От него и им истребляется ветхость, приобретенная падением; смерть вечная побеждается и умерщвляется вечной жизнью, живущей во Христе, источающейся из Христа; жизнь – Христос водворяется в человеке. Особенное действие Слова Божия, описанное святым апостолом Павлом, имеют и Святые Таины. Это естественно! Как в Слове Божием действует Христос, действует Святой Дух, действуют Христос и Святой Дух, содействуя друг другу, действуя из единого, равночестного и единоестественного Им начала – Отца, так действуют Они и в Святых Таинах. «Слово Божие живо, -» возвестил великий Павел, – «и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4, 12 ). То же нужно сказать о Святых Таинах!.. Причащающийся Святым Таинам должен знать, что, приемля их, он «суд себе яст и пиет» ( 1Кор. 11, 29 ), 258 – как сказал апостол. Этот суд оправдывает проводящих жизнь богоугодную, раздает, расточает им духовные награды; он судит погрешности тех, которых богоугождение недостаточно, врачует погрешности временными наказаниями во отвращение вечных; он поражает казнями, казнями страшными, тех, которые дерзают приступать к Святым Таинам, проводя жизнь произвольно греховную, противную заповедям Христовым. На этом основании завещается желающим приступить ко Святым Таинам тщательнейшее приготовление. «Да испытывает же себя человек, -» говорит апостол, – «и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» ( 1Кор. 11, 28 ). Должно углубляться в самовоззрение, внимательно рассматривать, исследовать себя, должно очищать себя от согрешений, искоренять их из себя исповедью и покаянием, должно исправлять и самые тонкие уклонения от пути заповедей Христовых возвращением на этот путь, полагать в душе намерение всеусильно держаться этого пути, укреплять намерение чтением, изучением Слова Божия, теплейшими молитвами, учащенным Причащением Святых Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

О современных искажениях церковного Предания Вот и подходят люди, которые приходят нынче в храмы, к Чаше, думая принять благодать, а вместо этого большинство получают осуждение, вместе со священниками, допустившими их к Таинству. И подходят к Чаше, и рот открывают, и священник кладет им в него Тело и Кровь Господа. Только благодать не может коснуться их сердец, в которых живут нераскаянные смертные грехи, страсти, оставленные без борьбы, ереси и ложные понятия о Вере и навыки жизни по ним. В результате такого формального подхода нередко после причастия бывают вспышки страстей, беды, болезни и даже смерти, т.е. то, о чём предупреждал апостол Павел христиан из коринфской общины уже почти 2000 лет тому назад: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор. 11:27-32). И об этих возможных последствиях недостойного причастия нас предупреждают святые отцы. Вот что пишет святитель Игнатий (Брянчанинов): «Причащающийся Святым Таинам должен знать, что, приемля их, он суд себе яст и пиет (1Кор. 11:29), как сказал Апостол. Этот суд оправдывает проводящих жизнь богоугодную, раздает, расточает им духовные награды; он судит погрешности тех, которых богоугождение недостаточно, врачует погрешности временными наказаниями во отвращение вечных; он поражает казнями, казнями страшными тех, которые дерзают приступать к Святым Таинам, проводя жизнь произвольно греховную, противную заповедям Христовым…». После недостойного причастия может обостриться какая-нибудь болезнь в человеке, он может получить какую-то серьезную травму, попасть в больницу. Случаются разные беды, происшествия – пожары, автомобильные аварии, несчастные случаи – укусила собака, ошпарился кипятком, ударил молотком по пальцу, прорвало трубу водопровода – разные бывают случаи, в т.ч. с родными – например, муж сильно запил, с детьми случилась какая-нибудь беда или они начали необъяснимо капризничать, хулиганить, скандалить, жена впала в сильный гнев, начала бить посуду и т.п.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/11/o_...

6: 66). В то время и ближайшие ученики Христа не способны были вполне вместить Его учения, и Сам Христос говорил им об этом: «Еще многое имею сказать вам; но теперь вы не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16: 12–13). Дух истины, обетованный Христом, был ниспослан ученикам в день Пятидесятницы. Обогатив их различными благодатными дарами (говорение на разных языках, способность исцелять от болезней и воскрешать мертвых), Святой Дух исполнил учеников и полнотой ведения Божественной истины, которую они не способны были принять от Самого Христа во время Его земной жизни. Внушением Святого Духа апостолы вспомнили все, что говорил им Христос, и записали это в Евангелиях. Внушением же Святого Духа они вполне раскрыли и дополнили в учении Христа то, что Он не сказал им. Одним из таких дополнений было указание на необходимость особенной подготовки к принятию святых таин Тела и Крови Христовых. Такое указание, причем в довольно суровой форме, мы встречаем уже у апостола Павла в его послании к коринфянам: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть есть от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 28). Здесь одна из удивительных антиномий христианства: Господь говорит ученикам о необходимости вкушения Его Тела и Крови для спасения и вечной жизни, а апостол, кажется, утверждает прямо противоположное: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе». Противоречие это только кажущееся: своими словами апостол хочет подчеркнуть чрезвычайную важность момента подготовки к причастию, чтобы христиане подходили к нему достойно и пожали спасительные плоды. По отношению к святым таинам необходимо отличать действительность от действенности. Таины всегда действительны по существу, и они истинно есть Тело и Кровь Христа Спасителя. Но они могут быть недейственны в отдельном человеке, то есть не приносить для него спасительных плодов.

http://pravoslavie.ru/5779.html

Должно рассматривать ничтожество, бедность, греховность, падение человеческие, с одной стороны, с другой – величие Божие, неизреченную благость Спасителя, предавшего за нас на убиение Свое тело, на пролитие Свою кровь; неизреченную любовь Спасителя, питающего нас Своей Плотью и Кровью, этим питанием вводящего в теснейшее единение с Собой. От такого рассматривания и суждения себя является сокрушение сердца, приготовляется христианин к достойному принятию Святых Таин искренним сознанием своего недостоинства. Такое рассматривание себя изложено святыми отцами в молитвах ко Причащению, которыми отцы вспомоществуют нашему тупозрению и ожесточению, которыми они облекают души наши, как в брачные одежды, в смирение, столь возлюбленное Спасителю нашему. «Унижающий себя возвысится» ( Лк. 18, 14 ), – сказал Спаситель, – и «ядущий хлеб сей будет жить вовек» ( Ин. 6, 51 ). Иное значение имеет недостойное Причащение Святых Таин при произвольно и намеренно греховной жизни, при впадении в смертные грехи, при неверии и при зловерии. Причащающиеся в таком состоянии совершают преступление, навлекающее казни уже не исправительные, казни решительные, навлекающее вечную муку. 259 Преступление это равно преступлению, которое совершили убийцы Богочеловека, 260 осыпавшие Его поруганиями, ударявшие по ланитам, покрывавшие заплеваниями Его лицо, истерзавшие тело Его жестоким биением, гвоздями, распятием. «Кто будет есть, -» сказал великий Павел, – «хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против» «Тела и Крови Господней» ( 1Кор. 11, 27 ). Страшно «ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет» ( Евр. 10, 27–29 ). «Да испытывает же себя человек» ( 1Кор. 11, 28 ), да рассматривает себя, прежде нежели приступит к Святым Таинам, – и если он погряз в скверне греховной, да устранится страшного причащения, чтоб не навершить и чтоб не запечатлеть грехов своих самым тяжким грехом: надруганием над Святыми Таинами Христовыми, надруганием над Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Откройте все на исповеди и поступите так, как скажет духовник. Помните, что только сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс. 50:19 ). С таким сердцем только и можно приступать к Святым Таинам. Не ищите для себя ни в чем оправданий, а обвините одну себя во всем и просите прощения. Сердце Вам подскажет, что Вам делать: приступать ли теперь или отложить до Великого поста. Не забивайте душу житейским хламом, меньше (только минимум) говорите с людьми и удаляйтесь от всех по возможности. «Бегай, Арсений, людей и спасешься». Если не будете всячески стараться делать по этому совету, то опять очерствеете, потеряете всякое сокрушение и можете пуститься во все тяжкие. Да не будет этого! Относительно говения скажу, что если можешь со страхом и благоговением приступать к Святым Таинам, то чем чаще, тем лучше. Только бы не стала относиться к этому без достаточного страха, без внутренней подготовки. Образом и предвкушением будущего блаженства этого царственного Пира (см.: Мф. 20: 1–16 ) является и причащение Святых Христовых Таин. Ибо Господь Сам сказал: Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин. 6:56 ). Но если мы только языком исповедовались, по обычаю, а сердце наше в этом совершенно не участвовало или даже, напротив, превозносится и говорит, вот я какой хороший, и с озлобленностью, с осуждением ближнего, без искреннего покаяния приступаем к Святым Таинам, то Господь и нам скажет: «Как ты смел не в брачной одежде войти ко Мне», и повелит Ангелам: Возьмите, свяжите его и ввергните во тьму внешнюю (см.: Мф. 22:13 ). И будет такой человек мучиться в страстях своих, с которыми он нераскаянно причащался, связанный ими, не имея возможности духовно жить и расти – будет до тех пор, пока не поймет своего плена, своего рабства, не припадет к Господу от всего сердца, не восплачется пред Ним, как плакал мытарь, как блудница, как разбойник. Тогда только Господь развяжет его, очистит и спасет. Так, Господь уже здесь, на земле, духовно показывает нам: в брачной мы одежде приступаем к Святым Таинам или нет. Промысл Божий

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

Святых Таин причащайтесь почаще, как дух[овный] отец разрешит... только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением, и паче – со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно. По привычке нам солнце нипочем – а от него всякая жизнь. Так и к Святым Таинам привыкнуть можно и стать к тому равнодушной, что очень неодобрительно (4, с. 150). О частом Причащении ничего нельзя сказать неодобрительного... Но мера в месяц однажды или два раза – самая мерная (4, с. 254–255). 21. О Причащении в двунадесятые праздники Уж коли положили причащаться в двунадесятые праздники, и надо бы так вести. Но и то правда, что иногда сии праздники идут скоро один за другим, так что их на один месяц приходится два, тогда как на другой – ни одного. В таком случае, точно, лучше в один какой праздник опустить Святое Причащение и перенесть его в другой месяц, приурочив к какому-нибудь дню. Сами устройте это, как лучше (4, с. 234). 22. Можно ли давать запасные частицы в путь шествующим В даянии запасных частиц в путь шествующей тоже ничего не вижу грешного. Бывало прежде в употреблении и теперь может быть. Отменено не по неуместности дела, а по некиим злоупотреблениям. Когда не предполагаются злоупотребления, можно дать место древнему обычаю (4, с. 255). 23. Советы перед Причащением Приступая к Святым Таинам, приступайте в простоте сердца, с полною верою, что Господа приемлете в себя, и с соответственным тому благоговеинством. Чему быть на душе после сего, предоставьте сделать то Самому Господу. Многие наперед вожделевают получить от Святого Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются. А вина – не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а все предоставьте Господу, прося у Него одной милости – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему. Плод Причащения чаще всего отзывается в сердце сладким миром, иногда приносит оно просвещение в мыслях и воодушевление в преданности Господу, иногда ничего почти не видно, но после в делах обнаруживается большая крепость и стойкость в обещанной исправности. Замечу и здесь, что плодов от Святого Причастия ощутительных не видим мы оттого, что редко причащаемся. Положите себе как можно чаще причащаться, и увидите плоды от сего Таинства утешительные (9, с. 153–154). 24. Поздравление и благожелание причастившемуся Святых Христовых Таин

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

По причащении священнослужителей епископ Михей вышел на амвон и произнес глубоко прочувствованное слово, которое тронуло до слез многих молящихся. Приблизительно сказал он следующее: “Страшная Тайна совершается пред нашим взором. Здесь, вот на этом видимом престоле, в видимом хлебе и вине невидимо присутствует Сам Господь наш Иисус Христос . Он зовет нас вкусить Своего Тела и Крови. Но как мы пойдем к Нему, готовы ли мы, достойны ли мы? Мы готовимся обычно, но, когда подходим к Святым Дарам, бываем рассеянны, холодны. Момент принятия Святых Таин Тела и Крови Христовых страшен и требует особенного внимания и сосредоточения. Кто из нас может сказать, что он готов и достоин приступить к Святым Таинам? И вот в каком положении мы находимся: с одной стороны, страшно подойти к Святым Таинам, ибо мы недостойны, а с другой стороны – Сам Христос зовет нас. И можем ли мы осмелиться не послушать Его спасительного гласа? Что же нам делать? Если не подойдем, не будем христианами, не будем иметь со Христом нашим части. Есть ли выход из такого положения? Есть. Это – путь смирения. Пусть мы недостойны, пусть мы не подготовились, но мы должны иметь смиренное сознание того, что мы недостойны, что мы грешны, что мы не можем быть достойными, что, уповая на милость Божию, мы можем только с благоразумным разбойником просить Господа Бога: Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. И если будет у нас такое смиренное сознание, то веруйте, что Господь не отринет нас, посетит нас и удостоит нас соделаться жилищем Своим. Смирение есть такое состояние души, без которого и невозможно соединение со Христом. Да удостоит вас Господь благодати Своей, самого тесного, никогда не прерываемого общения с Собою. Да будет вам причащение не в суд или во осуждение, а в жизнь вечную. Аминь”. После сего иеродиакон возгласил: “Со страхом Божиим и верою приступите!..” – и Великая княгиня приобщилась Святых Таин. Благодарственные молитвы по причащении были прочитаны преосвященным Михеем, который приветствовал Великую княгиню кратким поздравительным словом и поднес ей просфору.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2. Духовно-нравственное состояние Кроме того, практика частого причащения не может автоматически распространяться на всех верующих без исключения, поскольку ее частота напрямую зависит от духовно-нравственного состояния. Помните слова Златоуста о том, что многие причащаются 1–2 раза в год, а то и реже?! «И кого же нам одобрить? – спрашивает он - Тех ли, которые [причащаются] однажды [в год], или тех, которые часто, или тех, которые редко»? И тут же отвечает: «Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие [не должны причащаться] и одного раза [в году]. Почему? Потому, что они навлекают на себя суд, осуждение, наказание и мучение. Не удивляйся этому: как пища, сама по себе питательная, когда попадает в расстроенный желудок, производит вред и расстройство во всём (теле), и делается причиною болезни, так бывает и со страшными тайнами». Поэтому, продолжим далее словами св. Игн. Брянчанинова, «да искушает себя человек ( 1Кор.11:28 ), да рассматривает себя, прежде нежели приступит к святым тайнам, и, если он погряз в скверне греховной, да устранится страшного причащения, чтоб не навершить и чтоб не запечатлеть грехов своих самым тяжким грехом: наруганием над святыми тайнами Христовыми, наруганием над Христом». Так что правы те, которые указывают на необходимость бодрствовать над своим сердцем, чтобы достойно причаститься, хотя и неправы, когда отождествляют частое причащение с заведомо недостойным и используют (в качестве аргументов против частого причащения) тексты, посвященые причащению недостойному, ибо вред получает не тот, кто часто или редко причащается, а тот, кто по гордости или от небрежности к таинству, подходит к святой чаше без должного приуготовления и благоговения. Таким образом, хотя ежелитургийное причастие является нормативным, однако оно должно быть не механическим и формальным актом, а выражением живого желания быть со Христом. И те церковнослужители, которые не позволяют причащаться за каждой Литургией (из-за соображений воспитать и сохранить должное благоговение) пусть послушают преп. Никодима, говорящего им следующее: «Я удивляюсь и недоумеваю, если находятся такие священники, которые прогоняют приступающих к Таинам. Ведь они даже не задумываются, по крайней мере, о том, что слова, которые они сами говорят, оказываются ложью. Ведь они сами в конце Литургии громко возглашают и призывают всех верных, говоря: «Со страхом Божиим, верою приступите». То есть подходите к Таинам и причащайтесь; а затем, опять же сами, о­­трекаются от своих слов и прогоняют приступающих. Я не знаю, как можно было бы назвать это бесчиние».

http://azbyka.ru/video/132-dostojnaja-ev...

Благие мысли у вас по Святом Причащении. Клеть внутри... Если будете там, Господу не скучно будет у вас. Потрудитесь занять Его молитвенною беседою – и Он будет внимать не отходя. Там и брачный чертог у вас будет... и предивное сочетание... А за ним блаженство нескончаемое (4, с. 119). 17. На вопрос о Причащении с малым приготовлением Причаститься можно вам... Недостаток пощенья ныне вознаградите пощением потом, наипаче же внутренними чувствами сокрушения и возжелания Господа. Это краткое внутреннее и внешнее утруждение себя даст вам, по вере вашей в милосердие Господа, с дерзновением приступить к Святым Таинам. Впрочем, если будет недоставать дерзновения по вере, а, напротив, будет слышаться внутри некое прещение, то лучше отложить сие святое дело. Скоро ведь можете сподобиться сего и дома. Делаю заметку сию на случай. Но лучше, если своею верою и возжеланием Господа окрылитесь к дерзновению... Обще говоря, мы ведь никогда не сможем вполне достодолжно приступать к Таинам. Всегда покрываемся упованием на безмерное милосердие Господне (4, с. 126). 18. Наставление готовящейся к Причастию Благо намерение ваше исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Потрудитесь хорошенько определить, что следует пресечь и отбросить, и, дав обет на сие, решение засвидетельствуйте строго исполнить. И мир Божий водворится... и особенно – несмущенное воззрение на Господа во время молитвы (4, с. 129). 19. Нападки врага перед говением Что испытываете нападки, и особенно когда поговеть решаетесь, это вражья уловка. Он силится сам или отклонить от говенья, или испортить его. Но когда сопротивлялись и не уступали... то это знак победы, а не поражения и не только не мешает приступлению к Таинствам, напротив, служит лучшим украшением сего дела Божия, т.е. Причащения. Вы хорошо делали, что с самого первого появления нападения восстали и воспротивились. И всегда так делайте... как только покажется – тотчас сопротивление, отвержение, ненависть и молитва. Если тайный голос говорит, что было допущено соизволение на помыслы... покаянием надо сие очистить и сокрушением с твердою решимостию не уступать более. Что нападки – это не беда... это к венцам приглашение... Беда в уступках. Господь да вооружит вас! Молитва Иисусова – первое орудие и всемощное... Не выпускайте его из рук (4, с. 140)! 20. Частое Причащение может привести к равнодушию

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

И восплачутся тогда все племена земные от страха Суда Божия. И пошлет Господь Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут они всех людей, от Адама до последнего земнородного, со всех стран, от края до края... И сядет Он на Престоле славы Своей, и поставит добрых – одесную Себя, а злых – ошуюю, и возгремит тогда приговор Его неизменный на веки вечные! «Читая все сие подробно во Святом Евангелии, – говорит один путешественник, – и сидя на том самом месте, где изречены Господом все сии предсказания, невольно чувствуешь трепет, тайную тревогу и смотришь вокруг: уж не появились ли на небе и на земле эти грозные знамения, ибо, по слову Самого Христа, небо и земля прейдут, а Его слово не прейдет, не останется без исполнения никогда!» Но когда же все сие будет? Этот вопрос предлагали Господу и Его ученики – Апостолы, и Он отвечал им: «О дни же том и часе никтоже весть, ни Ангели небеснии, токмо Отец Мой един» ( Мф. 24:36 ). Если же и Ангелы не знают, то тем более не должны испытывать люди. «Несть ваше – не ваше дело – разумети времена и лета, яже Отец положи во своей власти» ( Деян. 1:7 ), – сказал Господь Апостолам при своем Вознесении. Ваше дело – быть всегда готовыми к встрече сих великих событий. «Блюдите, да никтоже вас прелстит «( Мф. 24:4 ), – берегитесь, чтобы кто не отклонил вас от истинной веры во Христа. «Бдите – (бодрствуйте), ибо не ведаете когда Господь ваш приидет. Будите готови: яко, в оньже час не мните, Сын Человеческий придет» ( Мф. 28:44 ). И чтобы научить нас осторожности, Господь тут же рассказывает притчи о рабах, ожидающих господина своего, о десяти девах, о приемших таланты, и, наконец, предостерегает: «внемлите же себе (смотрите за собою), да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством и печалми житейскими, найдет на выи внезапу – (вдруг, неожиданно) – день той... Бдите убо (бодрствуйте) на всяко время молящееся» ( Лк. 21:34, 36 ). «Сия глаголя возгласи: имеяй уши слышати, да слышит» ( Мф. 25:30 ). 458. Причастникам – пред Святым Причащением Братие, христиане! Я нарочно выхожу сказать несколько слов вам, именно тем из вас, кои ныне готовились приступить ко Святым Таинам Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010