Именно в эти годы, при все нараставшем гонении на Церковь коммунистическим государством и непрекращавшихся попытках обновленческих раскольников разрушить церковную жизнь, в среде верных Православной Церкви священнослужителей и мирян впервые стали возникать опасные противоречия. Они были связаны с пониманием канонических полномочий заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и с различными представлениями о дальнейших перспективах существования Русской Православной Церкви: как о добивающейся у государства официального признания или как об уходящей в катакомбы. На этом роковом рубеже русской церковной истории, придя к убеждению, что Православная Церковь должна открыто осуществлять свое служение в России, даже лишившись покровительства православных государей, святитель Серафим решительно сделал свой окончательный духовный выбор и встал на сторону той части церковной иерархии, которая признала митрополита Сергия как единственно законного преемника Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра, равного ему по своим каноническим полномочиям, и поддержала его политику отстаивания официального признания Православной Церкви государственной властью. В марте 1928 года владыка Серафим возвращается к делам церковного управления и назначается на Ленинградскую кафедру, где царил в то время дух смуты и церковного разделения, охвативший значительное число действовавших в городе приходов. Город в начале 1920-х годов происками государственных властей и немощью некоторой части епархиального клира превратился в цитадель обновленчества. Верность митрополиту Сергию сохранил лишь Ленинградский епархиальный совет, председателем которого был епископ Петербургский Николай (Ярушевич) . Святитель Серафим всячески стремился поддержать стремление многих православных как можно чаще приступать к Святым Христовым Таинам. «Паче всего думайте о хранении, совершении и непрерывном служении Литургии, – убеждал митрополит Серафим клириков и паству. – Будет она – будет и Церковь , и Россия».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Любезная дочь, скажи только, чего ты желаешь, хотя бы это стоило последнего рубля моего имущества, – одним словом, что бы то ни было, оно будет исполнено непременно. – Батюшка, я прошу тебя никогда не говорить против Иисуса Назарянина. Я онемел от удивления. – Я мало знаю, – продолжала умирающая девица, – очень мало знаю об Иисусе Христе, потому что мне никто не говорил о Нем; но знаю, однако, что Он Спаситель, потому что открыл мне Себя таковым во время моей болезни; открыл Себя Спасителем души моей. Я верю, что Он спасет меня, хотя я прежде никогда не любила Его. Я чувствую, что иду к Нему и всегда буду с Ним. Итак, любезный батюшка, не отвергни моей просьбы; я умоляю тебя никогда не говорить против Иисуса Христа. Еще прошу тебя: достань книгу Нового Завета, которая говорит о Нем, и старайся познать Его, и когда уже меня не будет, то любовью, которую ты питал ко мне, возлюби Его. Напряжение, с которым она это говорила, изнурило слабые силы ее. Она умолкла. Я в тяжкой горести моей не мог и плакать. Я вышел от нее и не успел придти в себя, как дух любимой мной дочери воспарил уже к Создателю, Которого она едва знала, но уже любила и чтила всем сердцем. Первое, что я сделал по предании земле праха моей дорогой дочери, было приобретение Святого Евангелия. Я стал читать его и, просвещаемый Духом Святым, сопричислился к смиренным поклонникам отвергаемого некогда мною Спасителя Иисуса. 55. Спасительная сила Христовых Таин Из книги «Моя жизнь во Христе» прот. Иоанна Сергиева Дивлюсь величию и животворности Божественных Таин: старушка, харкавшая кровью и обессилевшая совершенно, ничего не евшая, от причастия Святых Таин, мною преподанных, в тот же день начала поправляться. Девушка, совсем умиравшая, после причастия Святых Таин, в тот же день, начала поправляться, кушать, пить и говорить, между тем как она была уже в беспамятстве, металась сильно и ничего не ела, не пила. Слава Животворящим и Страшным Твоим Таинам, Господи! Протоиерей Иоанн Сергиев Кронштадтский 56. Помощь Богоматери

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пост сопряжен с несколькими известными всем вам добродетелями, но приносят они плоды тогда лишь, когда сочетаются вместе. Будьте внимательны, не пренебрегайте постом, и враги, завидующие нам и стремящиеся попрать наши добродетели, не в силах будут причинить нам вред. Чем больше будем мы постом пренебрегать, тем больший урон нанесут они нам. Потому и в дни хамсина если не можете поститься и класть земные поклоны, тогда бодрствуйте и прилежно читайте Священное Писание. Совершайте свое служение со всяким вниманием и страхом [Божиим], не уклоняйтесь от посещения храма. Знайте, что ангел Господень, наделенный особой благодатью, ведает, кто достоин [в своей жизни духовной], и радуется ему, и благословляет его. О недостойных же он печалится и скорбит. Дети мои, будьте внимательны, да не дерзнете когда приступить ко Святым Таинам, если по какой-либо причине будете иметь опасение, что послужат они вам в осуждение и погибель (см. 1 Кор., 11, 29 – 30). Не опаздывайте к службе церковной, слушайте псалмы, и хвалебные песнопения, и Священное Писание, прежде чем приступить к приобщению Тела Христова и Животворящей Его Крови. Таинство сие изгоняет из ваших душ все силы тьмы и очищает сердца ваши от всякой нечистоты по слову Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56). Над тем же, кто небрежен и с упорством не принимает Тела и Крови Христовых, восторжествуют силы тьмы. Они осквернят его сердце и удалят его от дарованной Спасителем благодати. Итак, нам не должно оставлять в себе пороки и скверны, которые препятствуют приобщению Святых Таин с чистыми сердцем и душою. Будем же всегда соединяться со Христом, ибо Им освобождаемся мы от власти вражьей. Бодрствуйте духом и исполняйтесь веры, дабы могли вы приблизиться ко Господу с чистым сердцем и добрыми делами без лицеприятия, достойно войти в Горний Иерусалим и получить нетленные венцы. И благословен тот, кто обретет Спасителя нашего Иисуса Христа, Которому слава со Отцем Его и Святым Духом во веки веков. Аминь».

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/88...

А кто имел несчастие пасть в какой-либо смертный грех, тот не медли ни минуты: спеши с покаянием ко Господу, спеши, пока грех не овладел совсем твоей душой; тогда трудно будет тебе покаяться, ты впадешь во глубину зол – и погибнешь!.. (Из творений святителя Димитрия, митрополита Ростовского) 218. Осмотрись! Слышим часто, что люди друг другу говорят: осмотрись. Христианине! Ты Бога исповедуешь и слышишь слово Его святое, и знаешь, что будет грешникам вечная мука, а праведным вечная жизнь! Тебе наипаче прилично сказать слово сие: осмотрись! Отрекся ты сатаны и всех злых дел его при крещении: не обратился ли опять к нему злым и развращенным житием своим? Осмотрись! Обещался ты и присягал тогда работать верой и правдой Христу Господу, умершему за тебя и воскресшему, но вместо того не работаешь ли греху и миру? Осмотрись!... «всяк творяй грех раб есть греха» ( Ин. 8:34 ). «Не можете Богу работати и мамоне» ( Мф. 6:24 ). Омылся ты тогда, освятился, но не осквернился ли и не оскверняешься ли снова беззаконными делами? Осмотрись! Словом Божиим позван и Святым Крещением обновлен ты к вечной жизни, не ищешь ли в мире сем прославиться, обогатиться, в честь произойти? не идешь ли путем нечестивых в погибель? Осмотрись!... «пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящий им», – глаголет Господь ( Мф. 7:13 ). Бог на всяком месте есть, и на всех нас призирает, и всякие наши слова слышит, и дела и помышления наши видит: как ты пред Богом Вездесущим и вся назирающим обращаешися? Какие мысли о Нем Самом в сердце своем питаешь, согласные ли слову Божию и вере святой? Осмотрись! Страшное и святое имя Божие исповедуешь, и в молитве призываешь, но не оскверняешь ли тех уст, которыми Бога исповедуешь, не оскверняешь ли, говорю, сквернословием, клеветою, злоречием, буесловием, кощунством, осуждением, лестью, ложью и всяким гнилым и праздным словом? Осмотрись! Воздеваешь руки твои к Богу Великому и Святому, но не порочишь ли их хищением, граблением и всякой неправдой? Не имеешь ли на ближнего твоего ненависти и злобы? Не желаешь ли ему отомстить и повредить как-нибудь? Осмотрись! Приступаешь к святым и животворящим Таинам Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Не откладывай покаяния со дня на день 20 декабря (2 января) (Поставлен бысть в патриархи Иоанн Златоустый в Константине граде, и се первое начат учити о покаянии. Пролог декабрь 20) Некоторые из грешников или крайне ленивые к делу своего спасения, или вовсе уже пришедшие во глубину зол, нисколько не заботящиеся о своем исправлении, обыкновенно говорят: «Что делать! Я не хожу в церковь , не каюсь, не причащаюсь потому, что считаю себя великим грешником и не стою того, чтобы войти в храм Божий». Что же это, братие, справедлива таковая отговорка грешников или нет? Знайте, что совершенно несправедлива; ибо так говорить значит не верить в милосердие Божие, которое к кающимся грешникам беспредельно и всегда в очень скором времени может переменить гнев Его на милость. Пусть же такие грешники не говорят так, как говорят, а скорее пусть идут к Господу со слезами и мольбою о прощении, и Господь простит их. И вот что говорит таковым святый Златоуст в слове пред Рождеством Христовым. «Праздник приходит, братие, Рождества Христова, и ныне начинаю слово мое о том, чтобы вы очистились от грехов и к святым Таинам приступили. Никто не говори мне, что вот, я весь полон грехов, а времени для покаяния очень мало. Довольно для нас и последних пяти дней пред праздником к нашему прощению, если в них искренно покаемся, будем бдеть и поститься в них и возненавидим грехи наши. Не на краткость времени будем смотреть, а на человеколюбие Божие. Ниневитяне только три дня каялись, но и в три дня гнев Божий отвратили от себя. Блудница, пришедшая ко Христу, в один час все грехи свои омыла, потому что с верою приступила и слезами своими отерла ноги Спасителю. И ты противопоставь грехам своим добродетели и будешь прощен. Грабил ты? Отдай ограбленное обиженным тобою и к сему нечто и своего приложи. Скажи Господу с Закхеем: вот, Господи, возвращаю четверицею то, кого чем обидел. Если языком грешил, то вместо этого теперь чистые молитвы воссылай и клянущих, и злословящих тебя прости. И если так будешь поступать и каяться со слезами, то и немногого времени на покаяние потребуешь и даже в один день можешь заслужить прощение. Итак, – заключает слово свое св. Златоуст, – умоляю вас, бросьте лесть и коварство и возлюбите добродетель; престаньте от злобы и впредь обещайтесь не делать зла, и этого с вас довольно будет для того, чтобы получить прощение от Господа. И я становлюсь свидетелем и поручаюсь за вас в том, что Бог подлинно простит вас, если вы сейчас же престанете от согрешений ваших».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Один купол нам напоминает Иисуса Христа, как единую главу Церкви, три – святую Троицу, пять – Иисуса Христа с четырьмя евангелистами, семь – семь святых Таинств, девять – девять чинов ангельских, тринадцать – Иисуса Христа и двенадцать Его апостолов. 888. На какие главные части делится каждый православный храм? Каждый православный храм делится на три главные части: 1. алтарь, в котором священник совершает наиважнейшие богослужебные действия, 2. средину храма – корабль, в котором собираются верующие для молитвы, 3. притвор храма, который прежде предназначался для оглашенных или готовящихся принять святое Крещение и для кающихся в своих грехах. Пояснения: I. Оглашенными на первых порах христианства назывались люди, которые готовились к святому Крещению и принятию в церковную общину и с этою целью наставлялись в вере христианской. Слово катехуменос, то есть «оглашенный» греческое и означает достаточно обученного или, в данном случае, наставленного правилам веры. Отсюда катихизис – учебная книга. II. В первые времена христианства верующие каялись в своих тяжелых грехах публично – в присутствии всех собравшихся на богослужение верующих, и епископ при всех налагал на них покаяние. Для таких публично кающихся в храме назначалось особое место сзади – недалеко от врат храма, общее с оглашенными. Во все время публичного покаяния, кающиеся не смели принимать Тело и Кровь Христовы, что они переносили весьма тяжело, и допускались к святым Таинам, когда истекало время покаяния. Однако, епископ время покаяния мог сократить, если видел, что кающийся действительно исправляется. Открытое покаяние и общая исповедь, при которых христиане исповедывались в своих тяжелых грехах перед всеми присутствующими верующими, и при том каждый особо, свидетельствуют о том, как на самом деле первые христиане относились к своей вере. 889. Что обычно примыкает к алтарю? К алтарю примыкают: 1. Ризница или сакристия, где хранятся священнические облачения, богослужебные книги и Сосуды, 2. помещение, в котором разжигается уголь для кадила.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

В IV веке была окончательно зафиксирована сложившаяся еще в доникейскую эпоху норма об обязательном евхаристическом посте — полном воздержании от пищи и питья в день причащения до момента принятия Святых Таин Христовых: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими» (41-е правило Карфагенского Собора; подтверждено 29-м правилом Трулльского Собора). Однако уже на рубеже IV–V веков некоторые христиане связывали причащение не только с соблюдением евхаристического воздержания перед литургией, но и, по свидетельству святителя Иоанна Златоуста, со временем Великого поста. Сам святитель призывает к более частому причащению: «Прошу, скажи мне: приступая к причащению раз в году, ты действительно считаешь, что сорока дней тебе достаточно для очищения грехов за весь [этот] период? А потом, по прошествии недели, опять предаешься прежнему? Скажи же мне: если бы ты, выздоравливая в течение сорока дней от продолжительной болезни, потом опять принялся за ту же пищу, которая причинила болезнь, то не потерял ли бы ты и предшествовавшего труда? Очевидно, что так. Если же так устроено физическое [здоровье], то тем более — нравственное. [Всего] сорок — а часто и не сорок — дней ты посвящаешь здоровью души — и полагаешь, что умилостивил Бога? Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы всегда приступали к Святым Таинам» (Беседы на Послание к Евреям 17. 4). В Византии к XI–XII векам в монашеской среде установилась традиция причащаться только после подготовки, включавшей в себя пост, испытание своей совести перед монастырским духовником, прочтение перед причащением особого молитвенного правила, которое зарождается и начинает развиваться именно в эту эпоху. На эту же традицию стали ориентироваться и благочестивые миряне, поскольку монашеская духовность в Православии всегда воспринималась как идеал. В наиболее строгом виде эта традиция представлена, например, в указании русского Типикона (глава 32), который, в отличие от греческого, говорит об обязательном семидневном посте перед причащением.

http://foma.ru/ob-uchastii-vernyih-v-evh...

В результате диалога, который ведется путем взаимных консультаций то в Москве, то в Пекине, удалось, в частности, добиться подготовки китайских священников в духовных школах РПЦ. Уже двое священников было подготовлено и рукоположено в России, сейчас они несут пастырское служение для своих соотечественников: это о. Александр Юй Ши, который служит в Харбине, и о. Павел Сунь Мин, который окормляет общину во Внутренней Монголии. Участвуя в заседаниях группы в Китае, мы также посетили регионы, где традиционно проживают православные, – Харбин, Шанхай, Внутреннюю Монголию. Везде председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион совершал Божественную литургию, что было большим утешением для наших единоверцев в Китае, десятилетиями лишенных возможности участвовать в богослужении и приступить к Святым Христовым Таинам. Надеюсь, что нам удастся также посетить и Синьцзян, где властями открыты два православных храма – в Урумчи и Инине (Кульдже). Сейчас в КНР официально открыты четыре храма КАПЦ, которые имеют статус мест религиозного поклонения. К сожалению, в Китае нет сейчас православной религиозной организации (ни общекитайской, ни региональной), процесс восстановления юридического статуса КАПЦ идет крайне медленно. Но надеемся, что со временем это произойдет. – Но в Китае же живет много наших соотечественников, и наверняка значительная часть из них – православные. Что можно сказать об их религиозной жизни? – Да, последние годы в Китае находилось значительное число наших соотечественников, по некоторым оценкам, до 100 тыс. русских людей временно или постоянно проживали там. Многие из них составляли паству РПЦ и, проживая в Китае, они хотели бы продолжать жить своей религиозной жизнью, иметь возможность посещать богослужения. Обычно в таких ситуациях в странах компактного проживания нашей диаспоры открываются приходы РПЦ, приезжают священники из России, вопрос как-то решается. Патриарх Кирилл и старейшие клирики КАПЦ священник Михаил Ван Цюаньшэн и протодиакон Евангел Лу Яфу в алтаре шанхайского собора в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» 15 мая 2013. Фото: пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Блж. Симеон Солунский писал о связи Покаяния и Елеосвящения: «Согрешив, мы приходим к божественным мужам и, принося покаяние, совершаем исповедь прегрешений; по повелению их мы приносим Богу елей в знамение Его милосердия и сострадания, в которых сияет божественный и тихий свет благодати… Когда же и молитва исполняется, и елей освящается, помазуемые елеем получают отпущение грехов» 17 . В другом месте блж. Симеон засвидетельствовал, что таинство Елеосвящения может быть совершено «для всякого верного, хотящего приступить к страшным Таинам, особенно для всякого, впавшего в грехи и исполнившего правило покаяния, готовящегося к Приобщению и получившего прощение от [духовного] отца; через этот священный обряд и помазание святым Елеем оставляются грехи, как пишет брат Господень; этому содействуют и молитвы иереев» 18 . Таким образом, к Елеосвящению приступали, в том числе, и как к средству подготовить себя к более достойному Причащению Святых Христовых Таин. Вполне понятно, что, руководствуясь таким мотивом, к Соборованию могли прибегать все христиане 19 . И поскольку временем присоединения кающихся к Церкви была в древности по преимуществу Страстная седмица, а в последующие века и вплоть до наших дней покаянный настрой и стремление приобщиться Святых Таин неизменно сопровождают великопостный подвиг христиан, время Страстной седмицы и стало наиболее благоприятным для совершения так называемого общего Елеосвящения. В России практика совершения «общего маслоосвящения» в соборах и монастырях в день Великого четверга укоренилась не позднее, чем b XVI веке. B XVIII–XIX вв. эта практика сделалась редкостью, но, все же, вплоть до революции сохранялась в некоторых важнейших соборах. К концу ХХ в. общее Елеосвящение вновь стало очень распространено в российских храмах — но, в отличие от старой русской практики, сейчас оно уже совершается, во-первых, не только в Великий четверг 20 ; во-вторых, чин общего Елеосвящения в наши дни не отличается от чина, изложенного в Требнике и предназначенного для совершения над одним больным. Здесь необходимо отметить, что общее Елеосвящение имело то отличие, что помазание в нем совершалось однократно: священнослужители сначала прочитывали весь чин целиком до момента возложения Евангелия, после чего молящиеся поочередно подходили к епископу или старшему священнику, который помазывал их со словами: «Благословение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во исцеление души и тела рабу Божию имярек всегда, ныне, и присно и во веки веков, аминь»; после этого над головой предстоящего разгибалось Евангелие и читалась соответствующая молитва, чин заканчивался обычными ектенией, стихирами и отпустом 21 . В современной греческой практике сохраняется именно такой чин общего Елеосвящения, и совершается он в монастырях только в Великий четверг и навечерие Рождества Христова, но не в другие дни. Поэтому можно было бы поставить вопрос о возрождении старой практики совершения общего Елеосвящения. Содержание таинства Елеосвящения

http://azbyka.ru/tainstvo-eleosvyashheni...

«Если бы от Mipa сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об Истине...» Но хотя и образованный, начитанный в древней философии Пилат не знал, что такое Истина. В древности, правда, были некоторые философы, как Сократ, Платон, Аристотель, которые утверждали, что Бог Един (они так близки нам по духу, что их даже иные называют «христианами до Христа») и что поклоняться Ему следует не языческими жертвоприношениями, а соблюдением справедливости, но последователей их было немного, и ко времени пришествия Христа большинство интеллигенции того времени вообще ни во что не верило и во всем сомневалось. Поэтому и Пилат последним своим вопросом произнес слова: «Что есть Истина?» – и после того вышел к народу защищать Иисуса. Так вот, средневековые ученые из тех же букв составили новую фразу на латинском языке: «Est vir, qui adest», что в переводе означает: «Тот Муж, Который стоит перед тобою!» Таким образом, вопрос заключает в себе же и ответ; Господь даже в униженном виде Своем, когда стоял перед Пилатом, олицетворял Собою саму Истину. Прекрасное замечание и удивительное совпадение! Вот истекло уже пять недель Великого поста. Должен с удовлетворением и радостью отметить, что вы с пользой проводите душеспасительную Св. Четыредесятницу: и храм посещаете достаточно усердно, и к Святым Таинам приступаете в большом числе, иные даже и по несколько раз. Молю Бога, да не охладеете вы и в наступающие дни, отделяющие нас от Великой седмицы Страстей Господних, в конце которой светит своим немерцающим светом величайший праздник Воскресения Христова. В ближайшую субботу будем уже мы вспоминать воскрешение Лазаря, когда разрешается вкушать рыбную икру, а затем следует и Вербное воскресенье с разрешением рыбы и вина. Те, кто не успел еще приготовиться к Святой Пасхе причастием Святых Таин, поспешите это сделать, чтобы вам с чистым сердцем и ликующей душой встретить Воскресшего Христа. Аминь. 13 сентября 1959 г. Святой благоверный Александр Невский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010