И снова с главой, осененной венцом, При радостном клике народном, Бодр духом и сердцем и светел лицом Потек по ликующим стогнам. И с оного дня архипастырь с царем, Сдружась неразрывно сердцами, Делились по-братски досугом, трудом И дум величавых плодами. Епископ Божественным словом любви И силой отеческой власти Смирял у монарха в кипящей крови И гнева порывы, и страсти. И царь, осенен благодатью святой, Весь духом любви просветился, И в блеске ином, с обновленной душой, Прекрасен он миру явился И стал милосерд и к народам своим, И варваров к полчищам диким. Епископ был Церковью признан святым, А царь Феодосий судом вековым Потомства был признан Великим. Что может быть выше и сладостнее для христианина приобщения Святых Таин Христовых? Ум немеет пред величием этого Таинства, измыслить и воплотить которое могла только одна Божественная, распявшаяся за нас Любовь. Поток той животворящей Крови Христовой, в которой Христос омыл наши души, ч у дною мыслью Христовой любви, никогда не иссякает на земле, но льется в церквах и питает собою верующих. Многие кичатся своим знатным происхождением, считают, что в их жилах течет какая-то особая благородная кровь, гордятся своею «белою костью». Но как все эти гордые рассуждения, вся эта людская знатность меркнет в том одном потрясающем положении, что во всех нас течет Кровь Христова, Кровь Самого Бога. Вот священный источник, от которого не следует никогда отходить, к которому надо стремиться все с большею и большею жаждою. Мне вспоминается тут человек, который относился к Святым Таинам именно так, как к ним должен относиться верующий человек, и который до последнего своего вздоха это свое отношение к Таинству проповедовал среди людей. То был отец Иоанн Кронштадтский. Его праведная душа вечно жаждала Крови Христовой, и он тосковал и чувствовал себя больным в тот день, когда ею не напитался. Куда бы он ни ехал, где бы он ни путешествовал, находился ли на Крайнем Севере, на своей родине, или спешил на дальний Русский Юг — всюду и всегда ежедневно он совершал Божественную литургию.

http://pravoslavie.ru/2328.html

Таин, священник, приняв из рук диакона святой потир, произносит молитву, которую за ним должны повторять все желающие приступить к таинству: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое тело Твое и сия есть самая честная кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь». «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим таину повем, ни лобзане Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь». После произнесения этой молитвы, верующие делают земной поклон святым Таинам и подходят с благоговением к чаше, сложив крестообразно руки на груди. Во время причащения на клиросе поют: «Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите». После приобщения мирян священник относит святые Дары на св. престол и, обратясь к присутствующим в храме, испрашивает им благословение Божие: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое!» Поющие от лица верующих благодарят Господа за это благословение хвалебной песнью, кратко исчисляя полученные ими благодеяния: «Видехом свет истинный, прияхом (приняли) Духа небесного, обретохом веру истинную, нераздельней Троице поклоняемся: Та бо нас спасла есть». Наконец, обращаясь со св. Дарами в последний раз к верующим, священник произносит: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков». указывая этим на Вознесение Господа и на всегдашнее пребывание Его с верующими на земле . И как Апостолы при вознесении Господа поклонились Ему до земли, так и верующим в это время нужно сделать земной поклон . Между тем поющие от лица всех христиан выражают молитвенное желание всегда славить Господа: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, божественным, бессмертным и животворящим Тайнам: соблюди нас в Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Если же мы так почитаем царей, которые все же люди смертные, то не должно ли нам тем паче почитать Бога со страхом и трепетом и творить Его волю святую? Он – Владыка души и тела нашего; Он может умерщвлять и оживлять, делать нищими и обогащать, как говорит Соломон от лица Божия: «Мною царие царствуют, и сильнии пишут правду; Мною вельможи величаются, и властителие держат землю: Аз любящыя Мя люблю, ищущии же Мене обрящут благодать» ( Притч. 8:15–17 ). Убоимся же Его, прославим Его со страхом и трепетом! Размыслите о службе церковной: что может быть страшнее того, когда видишь Сына Божия, ради тебя закалаемого, и Тело Свое под видом хлеба предлагающего и Кровь Свою изливающего во оставление грехов? Итак, приступим со страхом к Таинам Святым, приимем их чистыми устами и светлым сердцем, отбросив всякую вражду, чтобы достигнуть святого Христова Воскресения и радости оной достойно насладиться, – сохраним в чистоте остающиеся святые дни постные. Не тяготитесь послужить Богу, чтобы в день нашего воскресения услышать нам святой оный глас Господа: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие» ( Мф. 25:34 ). Христу Иисусу Господу нашему слава во веки, аминь! (Из рукописного «Сборника» XVI в, Библиотека Троице-Сергиевой Лавры) 363. Первозванный Апостол Христов Всемогущий и Всеведущий Господь Бог наш от начала века определил «время всяцей вещи под небесем» ( Еккл. 3:1 ). По вознесении Господнем на небо, ученики Его, святые Апостолы, проповедали Евангелие всем концам земли, и те из язычников, которых «пришло время» ( Пс. 101:14 ), приняли проповедь апостольскую и крестились. Иные же ждали «своего времени» ( Еккл. 9:12 ). Наши, например, предки крестились только тысячу лет спустя по вознесении Господнем. Но обращение их предсказано было еще святым Апостолом Андреем Первозванным, который посетил Русскую землю и освятил ее стопами ног своих. Имя этого апостола должно быть поэтому особенно для нас дорого, и стыдно было бы кому-нибудь из нас не знать о жизни, подвигах и страданиях первого провозвестника нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Таин, священник, приняв из рук диакона святой потир, произносит молитву, которую за ним должны повторять все желающие приступить к таинству: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое тело Твое и сия есть самая частная кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь». «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим таину повем, ни лобзане Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь». После произнесения этой молитвы, верующие делают земной поклон святым Таинам и подходят с благоговением к чаше, сложив крестообразно руки на груди. Во время причащения на клиросе поют: «Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите». После приобщения мирян священник относит святые Дары на св. престол и, обратясь к присутствующим в храме, испрашивает им благословение Божие: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое!» Поющие от лица верующих благодарят Господа за это благословение хвалебной песнью, кратко исчисляя полученные ими благодеяния: «Видехом свет истинный, прияхом (приняли) духа небесного, обретохом веру истинную, нераздельней Троице поклоняемся: Та бо нас спасла есть». Наконец, обращаясь со св. Дарами в последний раз к верующим, священник произносит: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков», указывая этим на Вознесение Господа и на всегдашнее пребывание Его с верующими на земле. И как Апостолы при вознесении Господа, поклонились Ему до земли, так и верующим в это время нужно сделать земной поклон . Между тем поющие от лица всех христиан выражают молитвенное желание всегда славить Господа: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, божественным, бессмертным и животворящим Тайнам: соблюди нас в Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Приезжавшим духовным детям Владыка в утешение дарил Акафист Благодарственный по причащении Святых Христовых Таин, составленный им в ссылке. Один экземпляр этого Акафиста в 1930 году он подарил монахине Таисии и надписал словами из 6-го икоса: «Для Божественной литургии и солнце светит, и луна, и звезды тихий свет свой посылают, и земля дает плод свой, да будет Святой Агнец на престоле. Весь смысл жизни сей земной не в чем ином, как в постоянном приготовлении себя к принятию Святых Таин Христовых, в молитвенном подвиге, воздержании, чистосердечном покаянии. В таком приготовлении к Святым Таинам и в самом причащении Святых Животворящих Таин Христовых заключается весь смысл жизни христианина. Христианин должен причащаться наивозможно чаще». «В этом была основа его руководства – «Каждую минуту своей жизни помни, что ты готовишься к принятию Святых Таин. Что бы ты ни делала, делай с мыслью, что ты скоро будешь причащаться. Надо почувствовать себя черной тучей, чтобы озариться молнией Святого Причащения " " 128 . Кончается Акафист восторгом благодарности Господу Иисусу Христу: «О! Иисусе мой, Хлебе Живый, Хлебе Небесный, Хлебе Сладчайший, Хлебе превожделенне, Тобою питаются ангели на небесех преизобильно! Благодарю Тя, яко и аз, странник и пришлец на земли сей, насытился ныне Тобою! О, Пище моя крепкая, Питие неисчерпаемое, Источниче безсмертия и жизни Подателю! О, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха непорочная, Пасха великая, подавай мне истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего! Подавай мне пети Тебе в веки неисчетныя песнь великую, в вышних трегубо песнословимую: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа» 129 . • Дмитровцы переписали Акафист от руки во многих экземплярах. Их потомки до сего дня как святыню хранят старенькие тетрадки с рукописным текстом этого молитвословия. Епископу Серафиму говорили, что начальству не нравятся частые посетители, как бы его не забрали. «Пусть поездят, все равно ведь заберут», – отвечал Владыка. В день Похвалы Пресвятой Богородицы его неожиданно вызвали в Муром. Но на этот раз все обошлось.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

De sacerd.//PG. 155. Col. 973A–B). При этом не недостоинство причастника по отношению к Святым Таинам занимает свт. Симеона, но недостойное поведение христиан, препятствующее их причащению. Поэтому он напоминает, что христиане должны стремиться к тому, чтобы ежедневно быть достойными причаститься: Ибо, если осуждается недостойно причащающийся, не тем ли бо лее недостойно действующий? ...Смертные, постараемся удостоиться сколько возможно» (Ibid. Col. 972B). В этой связи он призывает священников, «носящих образ [Христа]», быть Его «совершителями и причастниками» и «каждый день творить воспоминание Его» (Ibidem). Заключение Св. Николай Кавасила и свт. Симеон Солунский прекрасно синтезировали учение византийского богословия о Евхаристии. В богатстве их литургического богословия мы отметим следующие важные моменты: 1. Евхаристия является приношением. Она есть приношение человека, который приносит плоды своего труда: хлеб и вино. Но прежде всего она есть Божие приношение. Как настаивают наши авторы, следуя своим предшественникам, евхаристическая жертва есть то же, что и жертва Христа на Кресте. 2. Таким образом, Евхаристия является не только приношением, но и жертвой. Поэтому принесенные хлеб и вино становятся дарами. Они не являются более простыми хлебом и вином, используемыми в повседневной жизни, но дарами, освященными и принесенными Богу, вместообразами Тела и Крови Христа. 3. Основным моментом совершения Евхаристии является преложение (μεταβολ) принесенных даров в Тело и Кровь Христа. Это возможно, согласно нашим авторам, поскольку основным совершителем Евхаристии является Тот, Кто был принесен в жертву на Кресте, Иисус Христос, Сын Божий. В Евхаристии происходит изменение состояния: принесенный хлеб прелагается в единожды принесенное в жертву Тело Христово. Таким образом, Евхаристия не является жертвоприношением хлеба, но преложением этого принесенного хлеба в Тело Христово, Который был единожды принесен за нас в жертву на Кресте. Евхаристия является жертвоприношением не потому, что Христос снова приносится в жертву, но потому, что то же самое Тело и та же самая Кровь, единожды принесенные в жертву, присутствуют после преложения в Дарах.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Закрыть «Вечери Твоея тайныя днесь…» В Великий Четверг Православная Церковь вспоминает установление Таинства Евхаристии 02.05.2024 89 Фото: Из интернет-источников Пятый день после Входа Господа в Иерусалим или четвертый день Страстной седмицы называется в церковной традиции Чистым Четвергом. В этот день Церковь вспоминает умовение Господом нашим Иисусом Христом ног своих учеников и установление Таинства Евхаристии или Причащения. Великий или Чистый Четверг - это один из самых важных дней для спасения человечества - именно в этот день Господь Иисус Христос оставил себя Церкви на все времена, сказав " ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем " . На Тайной Вечери, где было установлено Таинство Евхаристии, Господь остался на прощальную, самую большую беседу со своими учениками, которых долго наставлял. Потом Он пошел в Гефсиманию молиться со своими учениками. Уже поздно вечером Его в Гефсимании предал Иуда. Православная Церковь считает этот день важной частью подготовки к Пасхе, празднованию Воскресения Христова. В Чистый Четверг все православные верующие традиционно приходят в храм на богослужение, за которым, очистив свою совесть исповедью, приступают к Святым Христовым Таинам. Богослужение в этот день начинается с утрени, во время которой после шестопсалмия и " Аллилуия " поется тропарь: " Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся... " Совершается Литургия Св. Василия Великого и соединяется с вечернею в память того, что Господь установил вечером Таинство Причащения. Вместо Херувимской песни, причастного стиха и песни: " Да исполнятся уста наша... " , поется одна и та же песнь: " Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими... " В этот день Святейший Патриарх совершает освящение мира, употребляемого для совершения Таинства Миропомазания, при освящении храмов и антиминсов. Вечером Великого Четверга служится самая длинная служба в году - утреня с чтением 12-ти Евангелий, в которых час за часом рассказывается о событиях Страстей Христовых - от предательства до смерти и погребения.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/05/02/ve...

Часто сюда попадают люди в таком тяжелом состоянии, что в своей обычной жизни они по немощи не могли посещать храм. И для них утешением становится частое приобщение к Святым Таинам. Очень поддерживает пожилых людей и чисто человеческое внимание персонала. Такое отношение иногда действует на самочувствие больных лучше, чем ­лекарства. Христианские ценности предполагают уважительное отношение к старости. В России эта добрая традиция (как и многие другие) угасла в годы большевистской власти, хотя и тогда откровенно бросать стариков было не принято, но все же личностного подхода к людям стало меньше. Как считает отец Артемий, на возрождение и укрепление этой традиции может повлиять Церковь: «Для православных людей помогать старикам становится естественным. Конечно, и в этой области приходится преодолевать последствия советского ­периода». О своем здоровье человек должен заботиться всегда. Здоровье — это дар Божий, и к нему мы должны относиться бережно. Бог дал врача, чтобы в нужное время человек призывал его (об этом мы читаем у Иисуса, сына Сирахова). Забота о здоровье предполагает и размышления о старости. Персонал больницы хорошо знает это. По словам отца Артемия, «когда постоянно сталкиваешься со старостью, по-другому смотришь на жизнь. Многому учишься у пожилых людей. Для христианина естественно думать о последних днях своей земной жизни. И если бы не пребывание в Церкви, и болезни, и старость, и смерть пугали бы, об этом не хотелось бы даже вспоминать». Порой болезнь дает человеку возможность переосмыслить очень многое. «Благодарность страждущих, — говорит отец Артемий, — дает силы всем нам, персоналу. Их вера — пример для нас, более молодых и относительно здоровых. Даже минуты общения с некоторыми нашими болящими просветляют. Видно, что они живут своей верой и для них это реальность, а не что-то теоретическое. Чувствуется, что старость может сопровождаться не только потерями, но и приобретениями. Иной человек может быть „прикован“ к постели, но при этом обнажен внутренне, по нему действительно видно, что Царство Небесное начинается в нашем сердце здесь, на земле. Для нас, более молодых людей, такая пасхальная радость — свидетельство торжества жизни над смертью, Воскресения Христова».

http://pravoslavie.ru/55693.html

В 1699 году в состав русского Служебника была включена статья под названием «Учительное известие». В ней, в частности, содержится указание и об обязательном сроке подготовки ко святому причащению — в четыре многодневных поста причащаться могут все желающие, а вне постов следует поститься семь дней, но этот срок может быть сокращен: «Аще убо кроме постов четырех обычных приступити ко святому причащению восхотят, седмь дний прежде да постятся, в молитвах церковных и домашних пребывающе (сие же не в нужде: в нужде бо три дни, или един день да постятся точию)» . На практике крайне строгий подход к подготовке ко святому причащению, имевший положительные духовные стороны, приводил, однако, и к тому что некоторые христиане подолгу не причащались, ссылаясь на необходимость достойной подготовки. Против такой практики редкого причащения была, в частности, направлена норма об обязательном причащении всех христиан Российской империи хотя бы раз в году, содержащаяся в «Духовном регламенте» : «Должен всяк христианин и часто, а хотя бы единожды в год причащатися Святой Евхаристии. Сие бо есть и благодарение наше изящнейшее Богу о толиком смертию Спасителевою содеянном нам спасении... Того ради, аще который христианин покажется, что он весьма от святаго причастия удаляется, тем самым являет себе, что не есть в Теле Христове, сиесть, не есть сообщник Церкви» . В XIX — начале XX века благочестивые люди стремились причащаться хотя бы во все четыре многодневных поста. Многие святые того времени, среди которых — святитель Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадтский и другие — призывали приступать к Святым Таинам еще чаще. По словам святителя Феофана, «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза — самая мерная» , хотя «ничего нельзя сказать неодобрительного» и о более частом причащении . Каждый верующий может руководствоваться такими словами этого святого: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче — со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно» .

http://foma.ru/ob-uchastii-vernyih-v-evh...

 См. Н. В. Гоголь “Мертвые души”, т. II, гл. 2. 11 Притвор - часть храма при входе; в древности там совершались некоторые части богослужения; там же стояли оглашенные, т.е. люди, еще только готовящиеся к таинству крещения. 12 К. С. Льюис (1898-1963). Образ взят из его книги “Просто христианство”. См.: К. С. Льюис. Любовь. Страдание. Надежда. М.: Республика, 1992. 13 Литургия - главное христианское богослужение, за которым совершается таинство причащения верующих Святым Таинам, Телу и Крови Христовым. 14 Венчание инославных с православными допускается Русской Церковью при соблюдении некоторых условий, в частности - обязательстве воспитывать детей в православной вере. На такой брак требуется разрешение архиерея. 15 Аналой - высокий столик с пологой верхней доской для удобства чтения лежащих на нем богослужебных книг или целования лежащей на нем иконы. 16 Постриг - чин (полное изложение всех молитв) принятия монашества. 17 Чистыми и защищенными от всяких козней. 18 Преспеяние - успех, благополучие. 19 Христос, истинный Бог наш, показавший Своим посещением брака в Кане Галилейской достоинство брака... 20 По объяснению “Настольной книги для священноцерковнослужителей”, составленной С. В. Булгаковым (Харьков, 1900; переизд.: М., 1993), на отпусте поминаются святые равноапостольные Константин и Елена - первые земные цари, принявшие христианство и распространявшие правоверие. Нововенчанная пара призывается подражать их апостольской ревности и трудам по Боге. Святой великомученик Прокопий во время своих страданий воодушевил двенадцать благородных женщин идти на страдания и смерть за веру с радостью, как на брачный пир. Их пример должен вдохновлять нововенчанную пару стремиться наследовать венцы Небесного Царствия. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010