Забыв о всем земном, в трепете предстоял он пред священным престолом, весь пламенея усердием, дрожа от волнения телом, прерывающимся голосом призывал он на Святые Дары Духа Святого, и когда совершалось вечное чудо пресуществления и пред ним на дискосе лежало под образом Агнца честное и животворящее Тело Господа нашего Иисуса Христа и в потире Его пречистая Кровь, отец Иоанн переполнялся духовной радостью и восторгом. С умилением бросался он на колени и, встав, погружался в созерцание Святых Таин. Он клал голову на престол, прижимал ее к потиру, делал руками движения радости. Было видно, что вот где его любовь, привязанность, восторг и забота, вот где он совершенно счастлив, как в земном раю, вот откуда он черпает свою сверхестественную силу! Ведь при жизни Христовой до установления Таинства никто из людей не мог иметь того благодатного, теснейшего с Ним общения, как причастники Его Плоти и Его Крови, какими можем стать ежедневно мы. Естественно ожидать, что ежедневно церковь будет переполнена толпами народа, стремящегося к Святым Таинам. Но что же ежедневно происходит? Диакон с чашей, стоя в открытых царских вратах, возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите» — и вместо толпы, которая бы с жадностью устремлялась к источнику жизни и бессмертия, не подходит решительно ни одного человека. И невольно думается: с какою грустью должен Христос взирать на людей, которых Он зовет к Себе, чтобы напитать их Своею Кровию, и которые от этого отвертываются. Это равносильно тому, как если бы ученики, званные на Тайную Вечерю, не пришли бы на нее или отказались бы принять из рук Христовых благословенный Им хлеб и вино, о которых Он сказал: сие есть Тело, сия есть Кровь Моя. Как только появляется известие, что в какой-нибудь местности обнаружены золотые россыпи, с необыкновенною жадностью в эти места устремляется много народа, преодолевают всевозможные трудности, идут через почти непроходимые места, как это было в Калифорнии, и достигают золотоносных мест в надежде обогащения. Тут же на престол во время литургии течет источник бесконечно богатейший и высший всяких самых богатых золотых россыпей, доступ к нему так легок, а народ не идет.

http://pravoslavie.ru/2328.html

Согласно учению Священного Писания и святых отцов Церкви, каждый христианин — клирик и мирянин — является членом единого Тела Христова, которое есть Церковь. В нем Христос — Глава, а все верующие — члены, каждый из которых имеет свое предназначение, достоинство и служение. Таинство Святой Евхаристии — это таинство собрания, общения (Μυστριον συνξεως ετ " ον Безусловно, без епископа и клира таинство Евхаристии не может совершаться, но также оно не может совершаться и без участия народа Божия. Благодать Святого Духа, претворяющая хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы, также сходит и на все собрание верных, освящая каждого молящегося и достойно приступающего к Святым Таинам («...и вселитися Духу благодати Твоея благому в нас, и на предлежащих Дарех сих, и на всех людех Святой апостол Петр обращается ко всем христианам, принадлежащим к Церкви: «Но вы — род избранный, царственное священство» (1 Пет. 2:9). Эта же мысль повторяется в анафоре «Апостольского предания», приписанного авторству святого Ипполита Римского («...Исполняя волю Твою и соделывая Тебе святой народ»), и у святителя Василия Великого («И пожив в мире сем, дав повеления спасительная, отставив нас прелести идольския, приведе в познание Тебе, истиннаго Бога и Отца, стяжав нас Себе, люди избранны, царское священие, язык свят»). Священномученик Игнатий Богоносец, который первый из отцов Церкви ясно высказал учение о «монархическом епископате», одновременно подчеркивает и идею единства иерархии и народа: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же как где Иисус Христос, там и кафолическая Священномученик Климент Римский указывает, что для каждого члена Церкви — от епископа до мирянина — определены от Бога свои «литургические» служения: «Каждый из вас, братья, благодари Бога за свое собственное положение, храня добрую совесть и с благоговением не преступая определенного правила служения своего (λειτουργας αυτο Святой мученик Иустин Философ в 1-й Апологии, адресованной императору Антонину Пию (правл. 138-161), изображает совершение Евхаристии как священнодействие, в котором участвует все собрание верных. «Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы.

http://patriarchia.ru/db/text/5879358.ht...

Максима Грека) до приобщения св. Таин, но противники соглашались не иначе, как под предлогом смертной болезни. Гнушаясь примесью обмана к святому делу, Максим не согласился на такое условие и, наконец, к своему утешению, после тринадцатилетнего несправедливого запрещения , получил разрешение приступать к святым Таинам, когда пожелает. Несправедливое отношение к прп. Максиму Греку было отягчено препятствованием на приобщение св. Таин и это 13 лет! Большое терпение! Василий 2016/12/17, 04:15:52 От дыма и смрада, от уз и побоев впадал он (св. прп. Максим Грек) по временам как бы в омертвение, но здесь же явившийся ему Ангел сказал: «Терпи, старец, сими муками избавишься вечных мук», и здесь, на стенах своей волоколамской темницы, написал он углем канон Утешителю Духу Святому, который и ныне воспевается в церкви. Будучи предвзято обвиняемым и имея несправедливое отношение к себе, в трудных и горестных условиях, св. прп. Максим Грек добром ответил на зло: написал " канон Утешителю Духу Святому, который и ныне воспевается в церкви " . Василий 2016/12/16, 03:33:13 Недовольство преподобным Максимом возрастало и с других сторон. В разных писаниях своих он обличал притязательность иноков, заботившихся только о преумножении своих имений, напоминал об обетах , данных каждым при пострижении.... Враги Максима всем этим пользовались и рассевали против него клеветы, будто он порицает св. иноков русских ... Кроме того, общественные пороки, насилия слабым от сильных, бедным от богатых – все вызывало его обличения . .... Не каждый говорит обличительную правду, кто-то не видит эту правду, кто-то боится или стесняется сказать эту правду. Прп. Макисм Грек и увидел и сказал... Василий 2016/12/15, 08:47:43 Великий князь московский Василий Иоаннович, пользуясь миром своей державы, обратил внимание на хранившееся в палатах его драгоценное сокровище, которое, однако ж, не было доступно решительно никому из русских. Это сокровище состояло в редком и громадном собрании древних греческих рукописей , поступавших из Византии с самых первых времен просвещения Руси Христовой верой и особенно умножившихся при отце Василия Иоанновича (великом собирателе земли русской, Иоанне III), за которым была в замужестве последняя отрасль константинопольских Палеологов – София.

http://isihazm.ru/?id=1822

27 августа 1904 г. Дорогой отец Иоанн так приветливо благословил меня, поговорил с матушкой Ангелиной и со мной. На мой вопрос, почему это на войне с Японией все так неудачно, он сказал, что во всем виновата толстовщина, распространившая неверие: присланной в Порт-Артур иконе Божией Матери не оказали должного почитания – вот Господь и наказывает. Я спросила, нужно ли поступать так, как советует святой Пимен, – покрывать все и не заботиться об исправлении других. Батюшка отвечал: «Тому, кто не стоит в положении учителя или начальника, а не тому, кому поручено управлять чем-либо; частному человеку, безусловно, следует послушаться этого совета, – и прибавил: – Как много надо терпения, зато в нем великое благо: ничего нет тяжелее, как быть духовно слепым, и как много развелось их за последнее время!» 30 сентября 1904 г. В течение этого месяца батюшка несколько раз бывал у нас и служил 6-го числа. В своей проповеди он объяснял значение слов: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Он говорил, что это есть просьба о допущении всех нас каждодневно к Святым Таинам, подразумевая под хлебом Тело и Кровь Христову, и убедительно высказал, что необходимо чаще приобщаться, чтобы получить благодать, без помощи которой мы своими силами не можем спастись. 12 октября 1904 г. Сегодня дорогой батюшка исповедал меня в игуменской перед обедней. Я сказала ему, что не могу так часто приобщаться, как другие, потому что считаю себя недостойною и в то же время вижу, как многие через частое приобщение впадают в гордость и начинают считать себя святыми. Отец Иоанн ответил, что приобщаться нужно часто, но непременно с самым строгим приготовлением, следя за собой и не позволяя себе грешить ни прежде, ни после приобщения; сказал, что нужно быть внимательней к себе, стараться исправлять себя, а не других, что благодать не всегда бывает ощутительна по нашей греховности. Затем благословил и отпустил все мои грехи; мне стало легко и хорошо; я прекрасно отстояла обедню и причастилась одной из первых. Батюшка произнес чудное слово на Евангелие: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее». Объяснил слова: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как не увидят Царствие Небесное».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

И сегодня по их молитвам тысячи людей обретают веру во Христа. Я был свидетелем, как до того неверующий человек прочел книгу «Пасха Красная» и на следующий день, взяв билет на самолет, летел из Барнаула в Москву, добирался до Оптиной пустыни, стоял на могилках Оптинских новомучеников. Тут же первый раз в жизни исповедовался и приступал к Святым Христовым Таинам. Мне пришлось раздаривать разным людям в разных городах десятки экземпляров книги Нины Александровны Павловой «Пасха Красная». И я свидетельствую, что после чтения этой книги обретали веру и приходили в храм Божий люди, которых, казалось, невозможно было ничем пронять. Что же заставляло этих людей, у которых, как они говорили, «Бог в душе» и «они верят по-своему», идти в храм? Соприкосновение с живой верой и живой святостью. Оптинские новомученики пока не прославлены в лике святых Русской Православной Церкви. Но их подвиг не требует дополнительной канонизации. Убиты на Пасху за Христа. На Пасхальном богослужении причастились Святых Христовых Таин. Отец Трофим, перед тем как отправиться звонить в колокола, успел зайти в келью и разговеться пасхальным яичком. Он всегда разговлялся яйцом, освященным на Пасху прошлого года. И показывал братьям, что оно хранится весь год и остается свежим. Причаститься в ночь Светлого Христова Воскресения и быть убитыми сатанистом за верность Господу – такая смерть не требует никаких дополнительных канонизаций. Как сказал  на проповеди, посвященной памяти Оптинских новомучеников, игумен Ипатий, если бы это произошло в первые века христианства, то мы бы на мощах отца Василия, отца Ферапонта и отца Трофима служили  литургии. Ведь в освященных антиминсах, на которых совершается Евхаристия, находятся частицы мощей мучеников. И никто не сомневается, что Господь удостоил мученических венцов отцов Василия, Ферапонта и Трофима. Каждый год 18 апреля в Оптину Пустынь приезжают паломники со всей страны. Помню, как в 2003 году на могилках новомучеников 17 и 18 апреля одна за одной служились панихиды. Паломники приезжали почтить память новомучеников из Сибири и с Украины, из Москвы и Петербурга, из Прибалтики. На стоянке перед Оптиной стояли десятки автобусов. Вся Оптина была наполнена народом.

http://radonezh.ru/2023/04/25/viktor-sau...

При этом святитель Серафим всячески стремился поддержать обнаруженное им в приходских храмах епархии стремление многих православных христиан в это исполненное для них неимоверных страданий и лишений время как можно чаще приступать к Святым Христовым Таинам. Вот как один из современников описывал литургическую проповедь владыки Серафима и поддерживавших его викарных епископов. «Епископы, в частности, митрополит Петроградский Серафим (Чичагов) , и сейчас убедительно зовут паству свою именно к литургии и причастию Святых Таин, как вернейшему и сильнейшему средству против духовного зла и натиска неверных на нашей Родине. Пока совершается Божественная литургия, пока люди приступают к Божественному причащению, дотоле можно быть уверенным, что устоит и победит Православная Церковь , что не погибнут во зле греха, безбожия, злобы, материализма, гордости и нечистоты русские люди, что возродится и спасется Родина наша. Поэтому, – убеждает митрополит Серафим клириков и паству, – паче всего думайте о хранении, совершении и непрерывном служении (ежедневном, даже многократном на разных престолах) литургии. Будет она, – будет и Церковь , и Россия». 75 Возгревая молитвенный дух своей паствы, с 4 июня 1928 г. каждый вторник в Знаменской церкви около Московского вокзала, где имелся придел в честь преподобного Серафима Саровского , владыка Серафим совершал службу с акафистом Преподобному, который некогда был составлен самим святителем и за богослужением читался им наизусть. 76 К разрешению одной из важнейших задач своего епархиального служения – преодолению «иосифлянского» раскола, святитель Серафим приступал постепенно, разъясняя в своих проповедях опасность этого разделения для канонического единства гонимой Русской Православной Церкви и вступая в переговоры с некоторыми ведущими представителями «иосифлянского» духовенства. 1 апреля 1928 г. владыка Серафим благословил во всех приходских храмах города совершить особое молебствование об умиротворении Церкви. 77 Существенную помощь в начатой полемике с «иосифлянскими» раскольниками святителю Серафиму оказал прибывший по его приглашению в конце апреля 1928 г. в Ленинград епископ Серпуховский Мануил (Лемешевский) . Глубоко уважаемый многими православными христианами города за его самоотверженную борьбу с петроградскими обновленцами в начале 1920-х гг. епископ Мануил призвал своих многочисленных почитателей как среди паствы владыки Серафима, так и среди «иосифлян» сохранять церковное единство под омофором митрополита Сергия. Особое значение для единства церковной жизни в городе имела Божественная литургия, совершенная 29 апреля 1928 г. святителем Серафимом в сослужении с епископом Мануилом в Троицком Измайловском Соборе, на которой оба владыки, напомнив о разрушительных для Церкви последствиях обновленческого раскола в Петроградской епархии, призвали не допускать нового разделения среди православных христиан. 78

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

«Я уже достиг чистоты!» Во-вторых, если кто будет откладывать и ждать, – сознание своего недостоинства может у него увеличиваться, и соответственно, он будет отходить все дальше и дальше. День же ухода в мир иной будет становиться все ближе и ближе! Может прийти и внезапно! Вывод один: причащаться Святых Христовых Таин надо как можно чаще! Святитель Иоанн Златоуст необходимость достойного приготовления к принятию Святых Таин и само «непрестанное приступление» к ним рассматривает как единое, неделимое целое: «Говорю это… чтобы вы непрестанно приступали к Святым Таинам… чтобы никто не приступал неприготовленным» (Творения. Т. XII. Ч. 1. С. 154). Отец Понтий по теме о том, сколько раз в году должно причащаться Тела и Крови Христовых, заявляет прямо: «Принимать Святые Таины Христовы нужно как можно чаще» (II:257; 1:366). Да будет в нашей жизни по слову богомудрых святых отцов и михновского подвижника: «Со страхом Божиим и верою приступите»! 10. «Служить людям, их нуждам мы должны: Рим. 15, 2; 1 Кор. 10, 33; но угождать им, то есть делать угодное их страстям, мы не должны: Гал. 1, 10» Отец Понтий. II:249; 1:368 Отец Понтий, напомнив наставление святого апостола Павла о том, что нужно, даже должно, заботиться о ближних, помогать им, служить для их блага, думая не столько о себе, сколько о них, как это делал сам святой апостол ( Рим. 15, 2 ; 1Кор. 10, 33 ), но не поощрять их страстей, не содействовать развитию и укреплению зла ( Гал. 1, 10 ), утверждает и продолжает: «Служить людям, их нуждам мы должны: Рим. 15, 2 ; 1Кор. 10, 33 ; но угождать им, то есть делать угодное их страстям, мы не должны: Гал. 1, 10 . На насмешки над собой не обращай внимания, это диавол, видя твое усердие к благочестию и целомудрию, через послушных ему людей нападает на тебя, но ты этим не смущайся» (II:249; 1:368). Очень важно в жизни любого человека, а тем более христианина, иметь глубоко – в своем сердце – любовь и, естественно, являть ее в делах. Ту любовь, о которой Господь наш Иисус Христос сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе» ( Ин. 13, 35 )! Ту превосходную, долготерпеливую, нерушимую любовь, которую воспел святой апостол Павел в тринадцатой главе Первого послания к Коринфянам!

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАВУЛОН И СОСАННА [груз. ] (III - нач. IV в.), преподобные (пам. 20 мая) Каппадокийские, родители просветительницы Грузии равноап. Нины . Сведения о них содержатся в Житии равноап. Нины в груз. летописи «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли) (НЦРГ. S 1141, 937-976 гг.- ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 106-110). З. происходил из знатной христ. семьи в Каппадокии (г. Коластра), родины вмч. Георгия, и «прибыл... к (римскому.- Э. Г.) царю», став одним из рим. полководцев, «в то время когда Георгий Каппадокийский был замучен за Христа...». З. принял участие в походе против угрожавших Риму «бранджей» (по одной из версий, франков). В битве «на поле Питаланском», к-рую В. И. Гоиладзе отождествляет со сражением между римлянами и галлами на Каталаунских полях в 273 г. ( Гоиладзе. 1986. С. 145-151), З. взял в плен царя «бранджей» и его вельмож. Рим. император приказал казнить их, но «бранджи» умоляли З. позволить им до казни принять его веру. Святой ходатайствовал перед императором и Римским епископом, и пленные, восприемником к-рых стал З., были крещены. На следующий день они облачились в погребальную одежду и вышли к месту казни с пением молитв. По просьбе З. рим. император помиловал «бранджей», отпустив их с дарами, но те стали просить императора и З. «отправиться вместе с ними в их страну, чтобы дать веру Христа и крестить водою весь их народ». У «большой реки Гдамары» царскую свиту встретили люди 10 «бранджских... княжеств: Холамай, Хозабай, Хлачай, Хенешаги, Тимгараги, Закай, Гзай, Заргай, Зармай и Тмонигони». Царь разделил народ надвое вдоль берегов реки, священники освятили воду и крестили людей, а З. «возлагал на всех руки в продолжение десяти дней... в разбитых тут палатках священники служили обедню и приобщили народ к Святым Таинам Христовым». Устроив «все дела христианства и благословив их (бранджей.- Э. Г.)», святой с большими дарами вернулся в Рим. З. отправился в Иерусалим, где хотел раздать нищим все приобретенное им и где сблизился с архиеп. Иерусалимским Ювеналием и его сестрой С., к-рые также были родом из Каппадокии. С. и архиеп. Ювеналий уехали в Иерусалим после смерти родителей, «возложив надежду на [храм] Воскресения - упование всех христиан», куда они обратились за помощью. Ювеналий получил должность девтелара (церковного служителя), а С. служила миафоре (некоторые исследователи полагают, что это также наименование церковной должности) Сарре из Вифлеема.

http://pravenc.ru/text/182451.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗАВУЛОН И СОСАННА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобные Завулон и Сосанна со святой равноапостольной Ниной Завулон и Сосанна Каппадокийские (груз. ) ( III - нач. IV в.), родители равноапостольной Нины , просветительницы Грузии, преподобные . Память 20 мая . Сведения о них содержатся в Житии равноапостольной Нины в груз. летописи «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли) . Только грузинские источники сохранили сведения о родителях святой Нины. Завулон происходил из знатной христианской семьи в Каппадокии (г. Коластра ), родины вмч. Георгия , и «прибыл... к [римскому] царю», став одним из римских полководцев, «в то время когда Георгий Каппадокийский был замучен за Христа...». Завулон принял участие в походе против угрожавших Риму «бранджей» (по одной из версий, франков). В битве «на поле Питаланском», которую В. И. Гоиладзе отождествляет со сражением между римлянами и галлами на Каталаунских полях в 273 г. , Завулон взял в плен царя «бранджей» и его вельмож. Римский император приказал казнить их, но «бранджи» умоляли Завулон позволить им до казни принять его веру. Святой ходатайствовал перед императором и римским епископом, и пленные, восприемником которых стал Завулон, были крещены. На следующий день они облачились в погребальную одежду и вышли к месту казни с пением молитв. По просьбе Завулона рим. император помиловал «бранджей», отпустив их с дарами, но те стали просить императора и Завулона «отправиться вместе с ними в их страну, чтобы дать веру Христа и крестить водою весь их народ». У «большой реки Гдамары» царскую свиту встретили люди 10 «бранджских... княжеств: Холамай, Хозабай, Хлачай, Хенешаги, Тимгараги, Закай, Гзай, Заргай, Зармай и Тмонигони». Царь разделил народ надвое вдоль берегов реки, священники освятили воду и крестили людей, а Завулон «возлагал на всех руки в продолжение десяти дней... в разбитых тут палатках священники служили обедню и приобщили народ к Святым Таинам Христовым». Устроив «все дела христианства и благословив их», святой с большими дарами вернулся в Рим.

http://drevo-info.ru/articles/20992.html

Прияхом Духа Небеснаго Скачать epub pdf Проповедь после Литургии Проповедь, произнесенная в монастыре Симонопетра на Афоне 8 апреля 1977 года. Слова благодарственного песнопения, поющегося после Причащения Святым Христовым Таинам: «Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть» (прим. ред.). Я очень рад, что вновь вижу вас после долгого расставания. Оно пришлось на самую дивную пору церковного года – дни Страстной Седмицы. Праздники позади. Но и сегодня за радостными восклицаниями наших сердец, приносимыми воскресшему Христу, все еще слышатся отзвуки великопостных песнопений. Неужели возможно не заметить красоту пасхальных дней, дней Господних! Ведь это не те праздники, о которых в Священном Писании сказано: отвращусь от праздников ваших ( Ам. 5,21 ; Ис. 1,13–14 ), но торжество сердец, живущих во Христе. Все мы в разной мере переживали дни, предварявшие Светлое Христово Воскресение. Но, давайте посмотрим, какую пользу каждый из нас вынес для себя из них? Ибо соборная Церковь – это собрание предстоящих перед Богом личностей, а не однородной массы. Мы можем все вместе молиться на службе, хором петь, но то, что каждый из нас получает в эти минуты от Бога, совершенно различно. Один только человек; дух человеческий, живущий в нем ( 1Кор. 2,11 ), и Господь, Дух Которого исследует духовные глубины каждого, знают о том, что во время молитвы даровал этому человеку Господь. На пасхальной службе каждый из нас получил то, к чему сам подготовился. Мы едим блюдо, сваренное нами. Мы ложимся спать в ту кровать, что сами застелили. Мы пожинаем то, что посеяли. По великой любви Божией человеку дается именно то, к чему он готов. Господь всегда дарует нам желаемое. Что ожидаем, то пожинаем. Каждый получает по готовности своего сердца. Один – Бога, другой – церковные песнопения, третий – смысл некоторых священных текстов, четвертый – Царство Небесное. Главное условие христианской жизни – непрестанная «подготовка сердца». Она должна осуществляться не только накануне великих церковных праздников, но ежедневно и ежечасно, освящая и превращая сердце в «сосуд избранный», способный вместить Бога и то, что Бог посылает. Насколько не испытывает нужды ни в чем Господь, настолько нуждаемся в Нем мы. Видя Его, Его постигаем. В поисках Его обретаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010