Выступление председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента на IV Феофановских чтениях 8 листопада 2010 р. 11:00 С 30 сентября по 2 октября 2010 года в Москве, а также в Свято-Успенском Вышенском монастыре проходили IV Феофановские чтения , посвященные осмыслению духовного и богословского наследия святителя Феофана, Затворника Вышенского. В рамках чтений председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент выступил с докладом, посвященным основным моментам аскетического учения святителя Феофана Затворника. Всечестные пастыри! Досточтимые иноки и инокини! Уважаемые представители церковной и светской академической науки! Дорогие братья и сестры! Я хотел бы сейчас поделиться некоторыми мыслями в связи с начавшейся работой по подготовке двухсотлетнего юбилея святителя Феофана. На Руси подвижничество появилось сразу после Крещения Руси. Первыми подвижниками были преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Они принесли на нашу землю подвиг, полный отшельничества, уход от мира — для спасения самого мира. Мы знаем, что их подвиг потом неоднократно повторялся другими преподобными отцами нашей земли. Так, преподобный Сергий Радонежский поселился на лесистой горке Маковец и там основал всем известную обитель — Троице-Сергиеву лавру . На Руси подвизались преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Сергий и Герман Валаамские или более близкий нам Серафим Саровский, который уходил в затвор и тысячу дней стоял на камне в коленопреклоненном молении перед Богом. Во второй половине XIX века продолжил это дело отшельничества для того, чтобы помогать миру, святитель Феофан (Говоров), Вышенский Затворник. Не буду останавливаться на его биографии — хотел бы сказать несколько слов о его трудах, которые в основном родились в период его затворничества. Труды святителя Феофана имеют, можно сказать, миссионерский, катехизический и апологетический характер. Сам святитель говорит о своем труде как о руководстве, которое должно взять человека вне Бога, обратить к Нему, а потом привести перед лице Его. «Берет человека на распутье греха, приводит огненным путем очищения и возводит до возможной у него степени совершенства», — пишет святитель Феофан в своей книге «Путь ко спасению». Адресат трудов святителя — человек, незнакомый с Преданием Православной Восточной Церкви, или же знакомый очень мало. Труды его обращены в первую очередь и непосредственно к светскому образованному человеку, мирянину его времени. Об этом говорит и его подробное осмысление, описание темы воспитания ребенка от рождения до молодости. И прибавление к книге «Путь ко спасению», приложение — «Святого отца нашего Иоанна Златоустаго уроки воспитания».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1314880...

Иерусалим - Русское подворье. Храмовый комплекс Русской Духовной миссии Московского патриархата. Русское подворье /// Епархия неизвестна Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1860 и 1889. Архитектор:Мартин Эппингер (и др.) Ссылки:   Адрес: Иерусалим, Яффская дорога, улицы Хешин, Мунбаз, Грузенберг, Невиим (Пророков), Элени ха-Малька (Царицы Елены), площади Сафра и Москвы (собственно, площадка перед западным фасадом Свято-Троицкого собора). Координаты: 31.78258, 35.22237 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Русские паломники посещали Иерусалим начиная с XI века. Сохранились замечательные описания их паломничеств (некоторые из них в наше время опубликованы в Книге хожений, М., Сов. Россия, 1984). В конце прошлого века и в начале нашего, XX века, путешествия русских паломников во Святую Землю стараниями Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Императорского православного Палестинского общества стали доступны любому верующему человеку. Ежегодно тысячи богомольцев отправлялись в Палестину. В 1847 г. Святейший Синод Русской Православной Церкви с целью укрепления связей между Русской и Иерусалимской Церквами, желая поддержать Православие в Святой Земле и помочь в духовном окормлении русских паломников учредил в Иерусалиме Русскую Духовную Миссию. Первым Начальником Миссии был назначен известный богослов, знаток христианского Востока, архимандрит, впоследствии епископ, Порфирий (Успенский). В состав Миссии входил бакалавр Петербургской духовной академии иеромонах Феофан (Говоров), впоследствии прославленный в лике святых Затворник Вышенский, известный духовный писатель. По прибытии в Иерусалим Русская Духовная Миссия обосновалась в Старом Городе, в Архангельском монастыре. В результате деятельности Миссии при Иерусалимской Патриархии открылась типография, в которой печатались на арабском языке богослужебные книги, а в Иерусалиме, Лидде, Рамле и Яффе были организованы школы для подготовки пастырей из местного населения. Много было сделано и для улучшения условий пребывания в Святой Земле паломников.

http://sobory.ru/article/?object=06059

Любовь покрывает всё… Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича), старца Валаамского и Псково-Печерского Любовь покрывает все... Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича), старца Валаамского и Псково-Печерского/авт.–сост. диакон Георгий Малков, П. Ю. Малков. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 400 с. : ил. — (Серия «Подвижники благочестия XX века») В издательстве Сретенского монастыря вышла книга, посвященная истории жизни и исповеднического подвига одного из наиболее богомудрых и смиренных старцев XX века — валаамского и псково-печерского иеро­схимонаха Михаила (Питкевича; 1877–1962). Старец Михаил провел почти всю свою монашескую жизнь в стенах Валаамской обители — сначала на островном Старом Валааме, а затем и в Новом (в лесах Северной Финляндии). Оказавшись за рубежом, он по милости Божией смог всетаки в конце концов осуществить то, чего так жаждала душа его на протяжении четырех десятилетий (в период, когда Валаамская обитель в результате большевистского переворота 1917 года была отторг­нута от России и Матери — Русской Церкви), — вернулся в 1957 году на Родину и, прожив еще четыре года в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре (который называл раем духовным), упокоился от праведных трудов своих в древней земле Святой Руси — в «Богом зданных» монастырских пещерах. Печерская обитель осталась благодарна ему за доброе научение ее послушников и монахов той поры духовным основам истинного монашества, за поддержание в ней иноческой традиции постоянного творения Иисусовой молитвы, за искреннюю любовь к братии и за мудрый, опытный его подвиг старчества, так много способствовавший делу спасения всех приходивших к нему иноков и мирян. Изначально будучи на иноческом своем пути склонным к отшельничеству и к исихастскому внутреннему безмолвию , старец Михаил со временем стал фактически затворником, наподобие святителя Феофана, Затворника Вышенского (оба одинаково осуществляли свой затворнический подвиг в условиях монастырей с общежительным иноческим уставом, что, естественно, значительно усложняло их задачу).

http://pravoslavie.ru/35135.html

Помню, гостила в селе Эммануиловка Рязанской области, где в храме преподобного Сергия лет 15 до открытия Свято-Успенского Вышенского монастыря почивали мощи святителя Феофана Затворника, и матушка Лидия Глазунова, супруга настоятеля, всё спрашивала: «А вы книги Наталии Сухининой читали?» Тогда еще нет, а когда прочитала, поняла, откуда это: «Ах». Это такие живые строки «об обычных людях в подчас необычных обстоятельствах», – как говорит сама Наталия Евгеньевна, которой в минувшее воскресенье, 2 апреля, исполнилось 75 лет. Наталия Сухинина Я делаю исключительно то, что хочу – Наталия Евгеньевна, вы ведь стали писать книги именно тогда, когда уверовали? – Я меньше всего думала о том, что мой труд будет называться книгами. Сама я журналист, много писала. И в какой-то момент просто скопились материалы. На них обратило внимание издательство «Алавастр» – это первое и последние издательство, с которым я сотрудничаю, меня всё устраивает, – они предложили издать книгу, собрав в нее то, что было уже написано. Например, в газете «Семья» я тогда вела рубрику «Шаг к храму». Что-то писала там для неофитов: о святых, о православных праздниках. «Давайте сделаем книжечку», – предлагают. «Давайте». Сделали, а материалов оказалось больше, чем на одну. Тогда еще издали, потом еще. Только третья или четвертая книга была написана мною уже как собственно художественное или точнее документально-художественное произведение. Это был сборник повестей «Какого цвета боль?». По итогам командировки в женскую колонию в Самаре. – Как вы находите темы или как они вас находят? Я звоню главному редактору: «Ой, Наташ, знаешь, я хочу написать…» – я еще даже не успеваю сказать, а она мне отвечает: «Пишите!» – Это всё из области: так не бывает. У нас предельно хорошие отношения с издательством. Я делаю исключительно то, что хочу. Меня никто не одергивает: надо писать это, а то не надо. Бывает до смешного – у меня появляется какая-то идея, я звоню главному редактору: «Ой, Наташ, знаешь, я хочу написать…» – я еще даже не успеваю сказать, а она мне отвечает: «Пишите!» Я очень дорожу нашими отношениями и этой полной свободой.

http://pravoslavie.ru/152845.html

Преставился ко Господу насельник Троице-Сергиевой лавры схиархимандрит Рафаил (Иванов) 13 мая 2020 г. 12:05 12 мая 2020 года, на 65-м году жизни, после продолжительной болезни отошел ко Господу насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры схиархимандрит Рафаил (Иванов). Схиархимандрит Рафаил (в миру Сергей Николаевич Иванов) родился в Челябинской области 17 июля 1955 года, в канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского. Воспитывался в благочестивой многодетной семье. В девятнадцать лет был призван в ряды Советской Армии, служил в инженерных войсках. Военную службу окончил в звании ефрейтора. По благословению архимандрита Наума (Байбородина) вся семья Ивановых переехала в поселок Вышу и поселилась недалеко от Вышенского Успенского монастыря, в котором некогда пребывал в затворе святитель Феофан. Сергей работал электриком в психоневрологическом интернате, находившемся на месте Успенской обители. В 1982 году поступил в Московскую духовную семинарию . На последнем году обучения подал прошение о зачислении в число братии Троице-Сергиевой лавры. 27 марта 1984 года наместником лавры архимандритом Евсевием (Саввиным)  пострижен в монашество с именем Спиридон в честь святителя Спиридона, епископа Тримифунтского. 19 июля 1984 года в Успенском соборе лавры рукоположен во иеродиакона, 19 декабря в Успенском соборе города Владимира — во иеромонаха. Хиротонии совершил архиепископ Владимирский и Суздальский Серапион (Фадеев). В 1987 году Святейшим Патриархом Пименом возведен в сан архимандрита. В 1988-89 годах нес послушание в Хозяйственном управлении Московской Патриархии, руководил реставрационно-строительным отделом. За ответственное выполнение послушания удостоен права ношения второго креста с украшениями. В 1989 году назначен экономом Троице-Сергиевой лавры. По благословению Священноначалия проводил восстановительные работы в Донском монастыре г. Москвы после возвращения Церкви этой обители, исполнял послушание эконома монастыря. Затем был направлен восстанавливать Борисоглебский Аносин монастырь . Святейшим Патриархом Алексием II назначен строителем и духовником Борисоглебской обители.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В ходе работы над Полным собранием творений святителя Феофана Затворника будет совершена научная экспедиция на Святую Гору Афон 29 марта 2011 г. 17:09 23 марта 2011 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялось рабочее заседание Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. По благословению председателя Научно-редакционного совета, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента заседание возглавил заместитель председателя Научно-редакционного совета, заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви игумен Евфимий (Моисеев). Как сообщает сайт Издательского Совета , в заседании приняли участие: заместитель председателя Научно-редакционного совета, профессор Института мировой литературы им. А.М. Горького (ИМЛИ РАН), доктор филологических наук М.И. Щербакова; научный секретарь, преподаватель Петрозаводского государственного университета, кандидат филологических наук Н.И. Соболев; ответственный секретарь, сотрудник секретариата тематического планирования Издательского Совета Русской Православной Церкви С.В. Лизунов; члены Научно-редакционного совета: ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН, доктор филологических наук Э.Л. Афанасьев, профессор Московского педагогического государственного университета, доктор филологических наук Е.В. Николаева; эконом Свято-Успенского Вышенского монастыря Т.А. Ровчан. На заседании присутствовали эксперты: руководитель Секретариата информационных технологий Издательского Совета Русской Православной Церкви С.В. Буянов; декан факультета международных отношений Международного института социальных наук, заведующая кафедрой истории и теории литературы ПСТГУ , доктор филологических наук И.В. Дергачева; профессор Калужского государственного университета, доктор филологических наук Н.И. Пак; веб-дизайнер, разработчик сайтов С.А. Леонтьев; историк, текстолог, архивист Е.В. Жукова; ведущий специалист РГАДА Е.Н. Горбатов; редактор томов издания И.В. Судникова; практикантка Е. Шаргина.

http://patriarchia.ru/db/text/1440108.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Преемство Апостольского предания и верность ему Православной Церкви Разложение протестантства. 16/29 июня - Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (2002) 28.06.2018 740 Время на чтение 4 минуты Ниже мы публикуем одно из писем святителя Феофана Затворника Вышенского (1815-1894). Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собрание писем: В 8-ми вып. Вып. V . - [Репр. изд.] - М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь: Паломник, 1994. - С. 94-98) подготовил А. Д. Каплин. + + + Особенное мне удовольствие доставляет ваше откровенное изложение своих недоумений. С удовольствием же берусь и сказать вам слово-другое. Вы пишете: «в письме не ясно мне, кто эти православные, которые собирались между собой и установляли порядок верования? Какой они имели авторитет? Кто они такие были?» Я писал только об Апостолах, как установителях порядков веры, жизни, управления, таинств, и всего, что есть в Церкви. Апостолы вполне организовали Церковь во всех частях церковной спасительной жизни. И все это введено ими в жизнь христиан, и как жизнь и дело передавалось из рода в род. Пастыри и учители после Апостолов суть только блюстители Апостольских преданий и учреждений. У каждого Апостола было по нескольку ближайших учеников, с ними неразлучно бывших и усвоивших во всех частях Апостольскую премудрость. Эти их ближайшие ученики были их преемниками в управлении церквей и в блюдении всего Апостолами преданного. В церквах Палестинских, в Антиохии, в Тарсе, в Ефесе, Смирне, в Колоссах, в Филиппах, в Солуни, в Коринфе, в Афинах, в Александрии, в Риме, и во всех прочих местах, где были Апостолы, после них остались пастырями их ближайшие ученики. - Это мужи Апостольские . Никому в голову не придет подумать, чтобы кто-нибудь из сих учеников позволил себе отступить от Апостольских постановлений. Они и на деле оказывались верны им. Мужи Апостольские, по примеру и заповеди Апостольской, правя церковию, в тоже время воспитывали при себе таких мужей, которые бы после них могли занять место их, и продолжать блюсти Апостольские учения и порядки.

http://ruskline.ru/analitika/2012/07/19/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Казанская Вышенская - описание Один из изводов КАЗАНСКОЙ чудотворной иконы Божией Матери. Во время войны 1812 года, спасаясь от французов, московская монахиня Мирония Данкова отправилась в Тамбовский Вознесенский монастырь. Она везла с собой Казанскую икону – родительское благословение. В дороге Миронию решил ограбить и убить ямщик. Монахиня взмолилась к Богородице, и от иконы раздался голос: «Не бойся, Я твоя Заступница». Ямщик внезапно ослеп, и только после раскаяния и обещания довезти монахиню до монастыря вновь прозрел. Икону Мирония хранила у себя в келии. Однажды она вновь услышала голос, исходящий от иконы, повелевающей ей передать образ в Вышенскую пустынь. Но монахиня умолила Божию Матерь, чтобы икона осталась с ней до её кончины. Мирония завещала по своей кончине передать икону в Свято-Успенский Вышенский монастырь, куда образ и был перевезён 7 марта 1827 года. Здесь от святого образа совершилось много исцелений. Иногда ночью видели чудный свет, исходивший от иконы. В 1841 году заступничеством Божией Матери через Её икону Вышенскую был спасён от холеры город Тамбов. В память этого события Вышенская икона Пресвятой Богородицы ежегодно приносилась в Тамбов с крестным ходом. После революции во времена крестьянских восстаний в Тамбовской области верующие спрятали чудотворную икону в земле, уложив её в специальный футляр. Однако кто-то из местных жителей донёс властям, икону нашли и содрали с неё золото и драгоценные камни. Сам образ попал в семью священника, который в 1946 году передал его в храм во имя Преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка. В пятидесятые годы на собранные средства для иконы изготовили вызолоченную ризу. Свято-Успенский Вышенский монастырь в 1920-х годах был закрыт, здания и имущество национализированы, монахи выселены. В настоящее время в возрождённом как женский Вышенском монастыре (ныне Рязанская область) почитается древний список иконы, который после революции хранился в тайной монашеской общине. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Казанская Вышенская " .

http://pravicon.com/info-341

5 октября открываются VI Феофановские чтения Москва, 3 октября 2012 г. В рамках подготовки к общецерковному празднованию 200-летия со дня рождения выдающегося богослова и духовного писателя святителя Феофана, Затворника Вышенского, которое мы будем праздновать в 2015 году, 5 октября, а также 12 и 13 октября 2012 года пройдут VI Феофановские чтения. Чтения откроются 5 октября пленарным заседанием в Издательском Совете Русской Православной Церкви. 12 октября в Свято-Успенском Вышенском монастыре, на месте затворнического подвига святителя, пройдет секция «Богословское наследие свт. Феофана Затворника». И наконец, завершающая чтения секция «Жизнь и деятельность свт. Феофана Затворника» состоится 13 октября в Тамбове. Феофановские чтения — крупный общероссийский общественный, научный и образовательный форум, который проводят с 2007 года. Нынешние, VI Феофановские чтения будут посвящены изучению жизни, богословского и аскетического наследия святителя Феофана Затворника. В рамках чтений будут подробно освещены различные аспекты работы над научно-просветительским изданием Полного собрания творений святителя Феофана в 40 томах — объектом внимания станут подготовка текстов для этого академического издания, архивные и библиографические изыскания, кодикологические исследования, составление творческой истории произведений святителя, богословский и реальный комментарий, а также научно-справочный аппарат издания. Особое внимание будет уделено духовно-просветительским задачам издания, а также привлечению молодых ученых к изучению творений святителя Феофана, вопросам подготовки необходимых научных кадров. Почетные гости — архиереи Русской Православной Церкви, представители государственной власти России, общественные деятели, деятели отечественной науки и культуры.Чтения будут освещаться в общецерковных, федеральных, епархиальных и областных периодических изданиях и в электронных СМИ. Аккредитация СМИ осуществляется до 5 октября 2012 года. работе VI Феофановских чтений, а также прочесть доклады, которые будут сделаны, можно на сайтах В чтениях примут участие члены и эксперты Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в числе которых известные российские ученые: филологи, текстологи, историки, психологи, культурологи, археографы, богословы, специалисты в области русской патристики. Более подробную информацию о сведения о работе VI Феофановских чтений, а также доклады, сделанные во время чтений, будут доступны на сайтах Издательского Совета Русской Православной Церкви , Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, Тамбовской епархии и Свято-Успенского Вышенского монастыря 3 октября 2012 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/56490.html

В Санкт-Петербургской духовной академии пройдет осенняя сессия семинара «Духовное наследие святителя Феофана Затворника» 24 сентября 2013 г. 12:06 25-26 сентября 2013 года в Санкт-Петербургской духовной академии в рамках программы научных обучающих семинаров студентов духовных и светских учебных заведений состоится осенняя сессия семинара «Духовное наследие святителя Феофана Затворника». Учредителями программы и организаторами семинаров являются Издательский Совет и Учебный комитет Русской Православной Церкви. Программа семинаров «Духовное наследие святителя Феофана Затворника» осуществляется с июня 2011 года в преддверии предстоящего празднования 200-летия со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского, которое будет отмечаться в 2015 году на общецерковном уровне, а также в рамках подготовки научного издания Полного собрания творений святителя Феофана Затворника в 40 томах. В 2011-2013 годах семинары проводились в Успенском Вышенском монастыре, в Московской духовной академии , а также в Издательском Совете. Проведение семинара в Санкт-Петербургской духовной академии представляется особенно актуальным и знаменательным, так как в течение многих лет святитель был ее преподавателем, а затем ректором и главным редактором академического журнала «Христианское чтение». В 1890 году Ученым советом академии ему было присвоено почетное звание доктора богословия. Планируется, что в работе семинара примут участие архиереи Русской Православной Церкви, члены Научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, профессора, преподаватели и студенты Санкт-Петербургской, Московской, Киевской и Минской духовных академий и семинарий, Владимирской, Рязанской, Тамбовской, Екатеринодарской, Одесской, Ярославской, Калужской, Сретенской, Николо-Угрешской духовных семинарий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московского педагогического государственного университета, теологического факультета Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, Курского и Арзамасского университетов, а также представители Успенского Вышенского монастыря Скопинской епархии . Информация о семинаре и доклады, сделанные во время его заседаний, будут доступны на сайтах Издательского Совета izdatsovet.ru и Санкт-Петербургской духовной академии spbda.ru, а также на сайте Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, theophanica.ru. Программа семинара Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3256731.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010