Кончина святителя последовала на семьдесят девятом году его жизни 6 января 1894 года. Торжественное отпевание почившего совершено Преосвященным Иеронимом, епископом Тамбовским, в Казанском соборе Вышенской пустыни. Мощи святителя были положены в правом Владимирском приделе этого храма. Канонизация святителя Феофана состоялась на Поместном Соборе Русской Православной Церкви , посвящённом 1000-летию Крещения Руси. В настоящее время мощи святителя почивают в Свято-Успенском Вышенском монастыре в Успенском храме. Святитель Феофан, посвятив себя поискам пути к Вечной жизни, показал этот путь и последующим поколениям в своих богословских трудах. Тропарь,глас 8 : Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/Вышенский подвижниче,/святителю Феофане богомудре,/писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/и всем верным путь ко спасению указал еси,//моли Христа Бога спастися душам нашим.   Кондак, глас 4: Богоявлению тезоименитый,/святителю Феофане,/учении твоими многия люди просветил еси,/со ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,//моли непрестанно о всех нас. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 мая, 2023 24 мая, 2022 6 мая, 2022 10 апреля, 2022 12 марта, 2022 30 сентября, 2021 12 сентября, 2021 2 августа, 2021 7 июля, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/svyatitel-feofan-zatvo...

В настоящее время здесь размещены тексты, своды вариантов и исправлений к первым четырем томам издания в двух версиях — в виде традиционной верстки (в файлах pdf), которую можно скачать и распечатать в цифровой типографии, а также в формате гипертекста, с автоматически открывающимися окнами, в которых представлены варианты и разночтения к основному тексту. В этом формате текст можно править непосредственно на сайте. При этом подобная правка доступна лишь закрытому сообществу пользователей — только членам Научно-редакционного совета. Кроме того, на сайте представлена полная информация о деятельности Научно-редакционного совета за истекший год — о всех заседаниях, конференциях, семинарах и иных мероприятиях Научно-редакционного совета, подробный план-проспект издания, краткое иллюстрированное жизнеописание святителя Феофана, основные сведения о партнерах проекта, информация юридического характера. На главной странице сайта представлен большой новостной отдел, содержащий тексты новостей, фотографии, аудио- и видео файлы. На сайте размещены несколько галерей с фотографиями, подробно иллюстрирующими всю работу в рамках проекта. В марте 2011 года, ко Дню православной книги, был издан специальный выпуск официального органа Издательского Совета Русской Православной Церкви журнала «Православное книжное обозрение», посвященный святителю Феофану Заворнику. В рамках этого номера, объем которого 128 страниц, представлена моя богословская статья «Аскетизм и спасение в понимании святителя Феофана Затворника», Жизнеописание святителя Феофана Затворника, созданное с учетом новых архивных документов, документальный очерк о Свято-Успенском Вышенском монастыре, где подвизался святитель, написанный православным писателем Николаем Кокухиным, редкие воспоминания о затворнической келье и домовом храме святителя Феофана в этой святой обители, большой объем выдержек из творений святителя. Номер прекрасно иллюстрирован редкими фотографиями и фотоочерками. В 2011 году было проведено несколько научных форумов и семинаров, посвященных изучению духовного наследия святителя Феофана Затворника.

http://patriarchia.ru/db/text/1841187.ht...

Период возрождения Свято-Успенского Вышенского монастыря сменился периодом расцвета, который пришёлся на время управления обителью архимандритом Аркадием (1862-1907 гг.). В эти годы продолжилось интенсивное строительство и благоустройство обители. Так, в Успенской церкви поставили новый иконостас и новый престол; возвели каменную двухэтажную постройку с башней, на втором этаже которой располагались келии и кладовая, а в нижнем - келии и хлебопекарня; появились новые житницы, все корпуса в пустыни покрыли железной кровлей. За оградой монастыря обустроили каменный конный двор, скотный двор, прачечную, помещения монастырских служб и мастерских. В обители имелась даже аптека для братии и паломников, а также богадельня для престарелых монахов. В 1896 году выросла большая двухэтажная гостиница для богомольцев на 40 номеров и гостиница для приёма странников из простого народа. В 1890 году освятили новый Христорождественский собор, в начале ХХ века обновили иконостас в Казанском соборе. Стараниями архимандрита Аркадия в соседней деревне Купле в 1886 году была открыта монастырская школа. В 1890 году для школы на средства Вышенской обители построили двухэтажный каменный дом. При школе имелись церковь и квартиры для учителей. Именно при архимандрите Аркадии в Вышенской пустыни проживал святитель Феофан Затворник - с 1866 года до своей блаженной кончины в 1894 году. Будучи с 1872 года в полном затворе, святой Феофан вёл обширную переписку со всеми, кто нуждался в его наставлениях и духовной помощи. По свидетельствам современников, с каждой почтой ему приходило до 20 писем со всех концов России. И он отвечал на каждое письмо. Большое влияние оказывал архипастырь на внутреннюю жизнь обители. Говорят, что архимандрит Аркадий все свои дела начинал с того, что шёл за советом и благословением к святителю Феофану. К 1915 году в монастыре числилось 45 монахов, 23 послушника, 36 временно проживающих и 7 человек, обитающих в монастырской богадельне. Период после 1917 года стал для Вышенской пустыни временем тяжких испытаний.

http://sobory.ru/article/?object=06940

Можно только удивляться мощи пастырского дара святителя Феофана, наставления которого, несмотря на разделяющую нас эпоху, по-прежнему актуальны и точны. Его богословское наследие столь богато и разнообразно, что в нем непременно найдешь подробное разъяснение по поводу практически любого затруднения в христианской жизни. Примечания: 1 Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь: Паломник, 1994. Вып. 1. С. 22. (Важно отметить, что исповедь прихожан в монастырях священником совершается только по благословению настоятеля). 2 Там же. Вып. 1. С. 22. 3 Там же. Вып. 5. С. 186–187. 4 Там же. С. 192. 5 Там же. Вып. 8. С. 157–158. 6 Там же. Вып. 3. С. 3. 7 Там же. С. 182. 8 Там же. Вып. 4. С. 247. 9 Там же. Вып. 1. С. 47. 10 Там же. С. 222. 11 Там же. Вып. 2. С. 84. 12 Там же. Вып. 3. С. 153. 13 Там же. С. 177–178. 14 Там же. 15 Там же. Вып. 4. С. 83. 16 Епископ Феофан. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Изд. 6-е. Л., 1991. С. 125. 17 Там же. С. 125–128. 18 Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Начертание христианского нравоучения. М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь: Паломник, 1994. Т. 1. С. 6. 19 См. ссылку 1 . Вып. 1. С. 71. 20 Там же. Вып. 3. С. 174–175. 21 Там же. Вып. 2. С. 59–60. 11 января 2016 г. 11:16 HTML-koд для сайта или блога: Как и перед кем приносить достойные плоды покаяния Двести один год назад — 10 (22) января 1815 года — в семье сельского священника Василия Говорова родился мальчик, нареченный Георгием. Ему суждено было стать одним из самых заметных и глубоких русских богословов XIX века, духовными очами прозревшего страшную пучину уготованных Родине бед и потрясений. Сегодня наследие святителя Феофана Затворника постепенно оживает. Возрождается из небытия Вышенская обитель, где пребывал он в затворе и где мирно почил на праздник Крещения Господня в 1894 году: возобновлена монашеская жизнь, реставрируются храмы. В помещении его бывшей келии открыт мемориальный музей. На престижных площадках ежегодно с большим успехом проходят Феофановские чтения — всероссийский форум богословов и историков Церкви. Завершена работа над первым томом Полного собрания творений Феофана Затворника, которое готовится под эгидой Издательского совета.

http://e-vestnik.ru/church/svyatitel_feo...

Выша. Успенский Вышенский женский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Свято-Успенский Вышенский монастырь был основан в 20-х годах XVII века. Впервые в письменных источниках обитель упоминается в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича - Марфы. Из письменного источника известно, что родительница первого монарха из рода Романовых постановила " ...храм Успения Пресвятыя Богородицы перенесть и кельи и всякие хоромы, на новом месте велеть строить монастырь " . Новое место определили не случайно - недалеко от судоходной реки Цны. До этого же обитель располагалась на левом берегу реки Выши. Эти земли, называвшиеся " старая пустынь и огородище " ещё долго принадлежали монастырю, в конце XIX века отошедшие местному помещику Эммануилу Нарышкину. Строительство монастыря началось в 1625 году при иеромонахе Тихоне и продолжалось 36 лет. Возводились строения тогда из дерева; леса здесь всегда было в достатке. К концу XVIII века при настоятеле иеромонахе Леонтии в монастыре стали строиться каменные сооружения. Так, согласно описи 1784 года, в Вышенском монастыре имелись " церковь во имя Успения Божией Матери хотя каменная, но тесовая кровля на ней ныне видится весьма ветха. Колокольня дубовая рублена осмериком, крыта тесом. Монастырь огорожен забором из разного лесу " . Расцвет же обители пришёлся на XIX век. В XIX веке Вышенский монастырь попадает в ведение Тамбовской епархии. В то время ею управлял архиепископ Феофил. Он то и занялся обителью всерьёз. Феофил перевёл в Вышу иеромонаха Тихона, который, по сути, отстроил монастырь заново. При Тихоне на территории обители возвели Троицкий храм и каменную четырёхъярусную колокольню, каменные кельи и ограду с башнями. И именно во время игуменства Тихона и был построен Казанский собор, который теперь называют визитной карточкой Свято-Успенского Вышенского монастыря. Его начали возводить в 1831 году. Капитал на его постройку - шесть тысяч рублей - поступил по духовному завещанию моршанского протоирея Иоанна Наполинского.

http://sobory.ru/article/?object=06942

Состоялось заседание Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, по итогам работы за 2011 год 21 декабря 2011 г. 19:01 16 декабря 2011 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялось заседание Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, посвященное подведению итогов работы Совета в 2011 году. Заседание возглавил председатель Научно-редакционного совета, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент . В заседании приняли участие заместитель председателя Научно-редакционного совета, заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви игумен Евфимий (Моисеев), заместитель председателя Научно-редакционного совета, профессор Института мировой литературы им. А.М. Горького (ИМЛИ РАН), доктор филологических наук М.И. Щербакова; ответственный секретарь, сотрудник коллегии научно-исследовательских проектов Издательского Совета С.В. Лизунов; научный секретарь, преподаватель Петрозаводского государственного университета Н.И. Соболев; члены Научно-редакционного совета: настоятельница Свято-Успенского Вышенского монастыря игумения Вера (Ровчан); вице-президент Международного общества Ф.М. Достоевского, заместитель директора Российского гуманитарного научного фонда, доктор филологических наук, профессор В.Н. Захаров; доктор филологических наук В.В. Каширина; эксперты Научно-редакционного совета: ведущий сотрудник Российского государственного архива древних актов Е.Н. Горбатов; преподаватель Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК), кандидат филологических наук Е.В. Никольский; исследователь-архивист, секретарь Московского генеалогического общества А.Е. Лукьянова; исследователь-архивист А.Н. Свирин; исследователь-архивист Н.Б. Чуткова; редактор томов издания И.В. Судникова; дизайнер-полиграфист А.Г. Ярославцев; старший библиограф В.В. Тарасов, а также руководитель Секретариата информационных технологий Издательского Совета Русской Православной Церкви С.В. Буянов и веб-программист С.А. Казарин.

http://patriarchia.ru/db/text/1845229.ht...

В.В. Каширина Научная конференция «Жизнь и труды Святителя Феофана – в истории и современности» (Москва, 21 июня 2016 г.) «Главная задача – познакомить как можно больше современных читателей с жизнью и духовным наследием святителя Феофана» Климент, митрополит Калужский и Боровский, Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского В прошлом году исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося аскета, богослова, экзегета, духовного писателя, подлинного учителя христианской жизни и нравственности – святителя Феофана, Затворника Вышенского . Его перу принадлежит большое количество как самостоятельных, так и переводных произведений, а кроме этого, он оставил значительное эпистолярное наследие. Большая часть его трудов относится ко времени пребывания на покое в Свято Успенском Вышенском монастыре. Своё литературное наследие он завещал всему православному русскому народу. В каждой строке его произведений просматривается неиссякаемый источник духовного подъёма, обращённый внутрь души человека и приводящий в Царствие Небесное. Литературное наследие святителя Феофана является актуальным и для современного право славного христианина. Я убеждён, что оно останется таковым и в будущем. Представленный первый том «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского » охватывает период до 1859 г. Он был подготовлен к выпуску Научно-редакционным советом по изданию трудов святителя Феофана при Издательском совете Русской Православной Церкви к 200-летию со дня рождения сего дивного угодника Божия. Подготовленная «Летопись» – это не просто памятное, юбилейное издание, а плод кропотливого пятилетнего труда церковных и светских учёных, приложивших немало усилий, чтобы осуществить этот масштабный проект. При работе над первым томом «Летописи» архивной группой был проработан большой массив не известных ранее архивных документов. Благодаря новым материалам, собранным в архивах России, ближнего и дальнего зарубежья, в том числе в Иерусалиме и Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, удалось уточнить множество фактов биографии святителя Феофана, обнаружить новые идеи и темы в его творчестве, открыть не известные ранее широкому читателю произведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Выша. Успенский Вышенский женский монастырь. Собор Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1874-1890 годах сооружен каменный теплый Христорождественский собор - пятиглавый, с трех сторон украшенный портиками и колоннами ионического ордера. Главный престол в нем - в честь Рождества Христова, правый - во имя святых мучеников Адриана и Наталии, а в левом - ризница. В соборе хранилась особо почитаемая святыня - икона святых Девяти мучеников Кизических. В 1920-х годах Вышенский монастырь был закрыт, здания и имущество национализированы, монахи выселены. Лишь в Христорождественском соборе богослужения продолжались до 1938 года. На территории обители размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, а с 1938 года - областная психиатрическая больница. В 1990 году часть зданий монастыря передана Церкви для организации женской обители. 15 марта 2009 года было совершено освящение крестов на купола Христорождественского собора Вышенского монастыря. В настоящее время монастырь активно возрождается. http://www.ryazeparh.ru/index.php Казанский собор Свято-Успенского Вышенского монастыря был возведён как холодный " летний " храм, а небольшая Успенская церковка, существующая с XVIII века, не вмещала всех желающих помолиться в монастыре, особенно в дни праздников и больших паломничеств. И вот в 1874-1890 годах к северу от Казанского собора был выстроен больших размеров тёплый собор. Глядя на этот великолепный храм, невольно приходишь к выводу, что строил его незаурядный архитектор или строился он по плану, выполненному выдающимся архитектором того времени. Да и сходство его с Иссакиевским собором Санкт-Петербурга говорит о многом. Пятиглавый, с мощным куполом, выполненный в виде креста, он окружён с трёх сторон портиками и колоннами ионического ордера. Четыре сквозных малых купола предназначались для нахождения там колоколов. Главный престол был освящён в честь Рождества Христова, правый - во имя святых Адриана и Наталии. Слева устроили ризницу. Особо почитаемой святыней этого храма была икона Девяти мучеников Кизических.

http://sobory.ru/article/?object=06945

В Издательском Совете состоялся семинар студентов духовных и светских учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана Затворника» 29 января 2013 г. 17:47 26 января 2013 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений состоялся семинар студентов духовных и светских учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана Затворника». Семинар проводится на регулярной основе с июня 2011 года. На форум собрались профессора, преподаватели и студенты из 17 духовных академий и семинарий Русской Православной Церкви, а также светских вузов и академических организаций России — богословы, историки, филологи, философы, педагоги, изучающие жизнь, деятельность и духовного наследия Вышенского Затворника. Возглавил семинар председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент . Почетным гостем стал епископ Скопинский и Шацкий Владимир . В мероприятии приняли участие настоятельница Свято-Успенского Вышенского монастыря игумения Вера (Ровчан), заведующий библиотекой и архивом Московской духовной академии игумен Дионисий (Шленов), преподаватель МДА иеромонах Феоктист (Игумнов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина игумен Лука (Степанов), преподаватель Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии архимандрит Зосима (Шевчук), проректор Тамбовской духовной семинарии по учебной работе иерей Виктор Лисюнин, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии М.В. Легеев, проректор по учебной работе Николо-Угрешской духовной семинарии В.Н. Духанин, заместитель председателя Научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана Затворника, заведующая Отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН профессор М.И. Щербакова, профессор МПГУ Е.В. Николаева, преподаватели и студенты Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Минской, Калужской, Рязанской, Тамбовской, Владимирской, Екатеринодарской, Сретенской, Николо-Угрешской семинарий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , отделения теологии Рязанского государственного университета, Курского государственного университета и Арзамасского государственного университета.

http://patriarchia.ru/db/text/2750993.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Латинский тариф на индульгенции 16/29 июня - Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (2002) 29.06.2022 1534 Время на чтение 19 минут     Ко дню памяти святителя Феофана Затворника Вышенского (1815-1894) мы помещаем материалы об индульгенциях.   Публикация (в сокращении) подготовлена специально для Русской Народной Линии (по изд.: Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собрание писем: В 8-ми вып. Bыn. V. - [Репринт. изд.] - М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь: Паломник, 1994.  - С.60-77) . Название и иллюстрации в тексте - составителя.     +   +   +     Письмо к Е.И. Снегиревой   790. Насколько уместна скорбь об усопших. Умершие живы и общение с нами продолжают   Милость Божия буди с вами! Нельзя не поскорбеть: такова уж душа наша; но в меру, и при том небольшую. Что главное у человека, тело или душа? Душа главное. Когда душа жива, и человек жив. А когда умирают, что умирает, душа или тело? Тело; а душа остается жива. Стало умершие - живы; живы и ваши родители. Они только отлучились от вас и стали жить в другом месте. Туда же и вы в свое время перейдете, - и увидитесь. Разлука у вас только временная. Потому и говорю, что не поскорбеть нельзя; только немножко, как скорбят, когда выезжают из дома в школу. Так случилось у нас, что умерших мы воображаем такими, какими они были, когда лежали на столе в гробу... и затем, как они в могиле, и даже причитываем: как тебе там темно, как тебе там тесно, как тебе там сыро... А между тем тут совсем нет тех, кого оплакиваем. Они в другом месте, и даже около нас, только в другом совсем виде. Они и общение с нами продолжают, прямо с душою, а мы того за хлопотами не чуем. Так, вместо скорби бесполезной для родителей ваших, и вредной для вашего здоровья, извольте, воображая их живыми, вести с ними душевную беседу. И это не всегда будет мечта, а иногда будет сопровождаться действительностью; ибо они бывают с вами...   791. Предисловие. Латинский тариф на индульгенции. Возражения против его существования и опровержение этих возражений при участии святителя Феофана

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/23/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010