Иногда в разоренном храме сами зажигались лампады и слышалось пение В зданиях разоренной Вышенской пустыни также порой происходило нечто необычное. Местные жители рассказывали, что иногда в разоренном храме сами зажигались лампады и слышалось пение. Врач больницы Ксения Ивановна рассказывала священнику Георгию Глазунову, что своими глазами видела, как ночью, когда она была на дежурстве, в храме горели лампады, и слышала пение. «И еще говорят, что когда был там детский садик, по утрам приходил старец с полотенцем на плече (очевидно, так медсестры описывали архиерейский омофор – А. П. ). Никто не видел, откуда он входил, выходил. Придет и говорит медсестрам: Уходите отсюда, вам здесь не место!” И куда-то уходил, а куда – никто не видел». В начале 1970-х годов по благословению духовника Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрита Кирилла (Павлова), под руководством заведующего церковно-археологическим кабинетом МДА игумена Марка (Лозинского) в разоренном Казанском соборе Вышенской пустыни были тайно обретены мощи святителя Феофана Затворника. Иеромонах Елевферий (Диденко) и священник Георгий Глазунов извлекли святыню из разоренного склепа, после чего мощи были вывезены в лавру и положены во Всесвятском храме – в подклете Успенского собора. В 1988-м году, в преддверии канонизации святителя Феофана, архиепископ Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) благословил устроить в Сергиевском храме села Эммануиловка, расположенной неподалеку от Вышенского монастыря, придел, в который и были перенесены из лавры святые мощи. В Эммануиловке они почивали 14 лет, и за эти годы было много свидетельств о чудесах. Настоятель храма, протоиерей Георгий Глазунов, свидетельствует: «Одного мальчика, который от рождения не ходил, привозили три раза издалека, я его клал прямо на мощи, как младенца, хотя ему было годика два с половиной. Родители сначала купали его в источнике, освященном во имя Свт. Феофана, а потом приносили, и я клал его на мощи. И вот, когда они в третий раз привезли его, он на службе с ручек попросился на пол и побежал. При этом присутствовала моя матушка, я служил. Народ стал возмущаться, потому что мальчик бегал радостный и якобы мешал им молиться. Говорят матери: Что ты не возьмешь ребенка, он бегает по храму, мешает молиться!” – а она стоит и плачет от радости, сказать ничего не может: мальчонка отроду не ходил, а здесь побежал!»

http://pravoslavie.ru/140316.html

Первое письменное свидетельство об обители датировано 1625 годом. Тогда грамотой " великой старицы инокини Марфы Иоанновны " - матери первого русского царя из династии Романовых, Михаила Феодоровича, - разрешался перевод Вышенского монастыря на новое место. До того времени пустынь, которая, вероятно, возникла в XVI или в начале XVII века, располагались от указанного места в восьми верстах вверх по течению Выши, на её левом берегу. Челобитная о переводе монастыря не сохранилась, поэтому о том, что сподвигло монахов покинуть обжитую территорию, можно только догадываться. Одной из причин, очевидно, было быстрое течение Выши, подмывавшей берег у стен обители. Возможно, что инокам приходилось терпеть от окрестных жителей - мордвы, тогда ещё пребывавшей в язычестве. Существует предание, согласно которому монахи опустили в воду икону Божией Матери, чтобы Она указала место для монастыря. Там, где прибилась к берегу икона, и построили новую Вышенскую пустынь. А прежняя ещё до начала ХХ века ясно обозначалась могильными холмиками. Первым строителем монастыря на новом месте стал иеромонах Тихон, упомянутый в грамоте инокини Марфы. О нём практически ничего не известно, кроме того, что он был настоятелем обители 36 лет, до 1661 года. Затем в течение 59 лет (до 1720 года) пустынью управлял игумен Герасим, при котором монастырь значительно увеличил свои земельные владения. В конце его настоятельства Вышенская обитель по каким-то причинам оскудела - в 1722 году в ней числилось всего четыре человека. В связи с этим в 1724 году пустынь приписали к находившемуся поблизости Свято-Николо-Чернеевскому монастырю. До середины XVIII века состояние обители было довольно скромным. Известно, что в то время в ней стояли две деревянные церкви и жили всего четыре насельника. Как сказано в документах, " а угодий и доходов не имеется и не бывает " . В 1761 году, при игумене Досифее, в монастыре возвели каменную Успенскую церковь, взамен сгоревшей деревянной, а в 1764 году Вышенская обитель снова получила самостоятельность.

http://sobory.ru/article/?object=06940

Среди новооткрытых на Афоне рукописей, в том числе поступивших в последние месяцы, — неизданный «Алфавитный указатель к Добротолюбию, переведенному святителем Феофаном» на 1280 страницах, «Избранные покаянные песнопения из Октоиха» (56 листов), «Подборка документов святителя Феофана, неопубликованных и не переписанных» (104 листа), «Копии разных рукописей святителя Феофана» (58 листов), «Письма святителя Феофана к афонским старцам» (1087 страниц), «Рисунки святителя Феофана». Ряд уникальных рукописных работ святителя, находящихся на Святой Горе, пока еще не откопирован, но в ближайшее время будет передан в распоряжение Научно-редакционного совета. Таким образом, значительная часть рукописей святителя Феофана, хранящихся на Афоне, — это неизданные произведения, которые предстоит в ближайшем будущем расшифровать, изучить, ввести в научный оборот и опубликовать в рамках Полного собрания творений. Выступление заместителя председателя Научно-редакционного совета М.И. Щербаковой представляло собой подробный отчет о создаваемой ею Летописи жизни и творений святителя Феофана, а также о справочном аппарате к этой Летописи. М.И. Щербакова рассказала также о библиографической работе, связанной с описанием электронного рукописного фонда и фонда изданий по теме «Святитель Феофан Затворник и его творческое наследие», формирующегося в рамках Научно-редакционного совета, о подготовке библиографических карточек, на которых расписаны все имеющиеся в наличии материалы из этих фондов и картотеки Научно-редакционного совета. В качестве ответственной за проведение семинара студентов духовных и светских учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана Затворника», который состоится 21–23 января 2011 года в рамках XX Международных Рождественских чтений, выступающая осветила ход подготовки к проведению этого мероприятия. В выступлении члена Научно-редакционного совета, настоятельницы Свято-Успенского Вышенского монастыря игумении Веры содержался рассказ о крестных ходах, проводившихся в 2011 году этой святой обителью и посвященных памяти святителя Феофана Затворника, о пребывании честных мощей святителя, находящихся в Вышенском монастыре, во Владимире и Киеве.

http://patriarchia.ru/db/text/1845229.ht...

Затем митрополит Климент рассказал о деятельности Научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана Затворника, а также о первоочередных задачах, стоящих перед рабочими группами, образованными в рамках этого совета. Во второй части пленарного заседания участникам чтений был показан документальный фильм «Памяти епископа Феофана Затворника», снятый Свято-Успенским Вышенским монастырем при содействии Православного информационного агентства «Русская летопись». Затем выступил Детский хор Союза композиторов России «Преображение» под управлением заслуженного работника культуры РФ Михаила Славкина. Хор исполнил ряд церковных песнопений на музыку русских композиторов. В перерыве между песнопениями учащийся одной из средних школ города Мытищи Сергей Черкасов прочитал стихотворение преподобного Варсонофия, старца Оптинского, посвященное святителю Феофану Затворнику. Второе пленарное и секционные заседания Феофановских чтений 1-2 октября Феофановские чтения продолжились в Рязани и в Свято-Успенском Вышенском монастыре, на месте подвижнической жизни и затвора святителя Феофана. На границе Рязанской области митрополита Калужского и Боровского Климента встречали архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, представители правительства Рязанской области, другие официальные лица. В ходе поездки митрополит Климент выступил перед профессорами, преподавателями и студентами Рязанского государственного университета им. Сергея Есенина, а также посетил Рязанский кремль, где молился перед главными святынями Рязанской земли. Вечером 1 октября, по прибытии в Свято-Успенский Вышенский монастырь, владыка митрополит совершил молитву перед честными мощами святителя Феофана, Затворника Вышенского, почивающими в Казанском соборе обители. На следующий день в Казанском соборе митрополит Калужский и Боровский Климент возглавил служение Божественной литургии. Владыке митрополиту сослужили заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви игумен Евфимий (Моисеев) и многочисленные участники чтений в священном сане. После Литургии и молебна перед мощами святителя Феофана митрополит Климент произнес слово перед собравшейся паствой.

http://patriarchia.ru/db/text/1288180.ht...

Рейтинг: 9.6 Голосов: 131 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена 29 июня 2015, 14:39 Святитель Феофан Затворник моли Бога о нас грешных! татьяна 19 января 2015, 18:58 Слава Господу Богу! За все благодеяния!Верую и люблю! Людмила 26 января 2014, 02:48 Несколько лет назад мою семью постигло горе, погиб мой маленький внук и я не знала, жить ли, не жить ли и ничего не знала и Бога не знала. Заметила однажды на подоконнике книжечку тоненькую, знакомые дочери принесли, взяла её, пролистала просто так и что-то произошло. Я и сейчас не могу этого объяснить, но меня утешали и возвращали к жизни и просто, как и должно быть, говорили о смерти и жизни и говорили в живую, если можно так выразиться. Со мною говорили. Это были Письма Феофана затворника. Светлый батюшка, Отче Феофане, моли Бога о нас. Слава тебе, Боже наш, Слава! Елена 23 января 2014, 16:34 Спаси Бог за статью. Святителю отче наш Феофане, моли Бога об умирении колыбели русского православия - Киеве и всей Украине, как части нашей единой православной Руси! людмила l 23 января 2014, 11:23 СВЯТОЙ ФЕОФАНЕ МОЛИ БОГА О НАС ЧТОБ ПРОШЛИ ВСЕ СТРАДАНИЯ МОЕГО СЫНА Лариса Кочкина 20 января 2014, 10:40 Благословен Господь во святых Своих!!! Георгий 19 января 2014, 20:39 Богоявление-Теофания-Феофан. У Бога - все просто и рядом! Elena 19 января 2014, 17:42 ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС С ПРАЗДНИКОМ КРЕЩЕНИЯ!!!Спасибо за эту статью !!!Замечательная!!! Елена 19 января 2014, 13:58 Летом 2012 года мы с семьей были в Свято-Успенском Вышенском монастыре, прожили там четыре дня. Ездили специально поклониться святителю Феофану. Остались яркие незабываемые впечатления. До сих пор вспоминаем очень теплый и радушный прием, который нам оказали монахини. Мы жили в скиту на Быковой Горе. Удивительные по красоте места, настоящая российская природа: просторы, леса, целительный воздух. Очень красивые храмы в монастыре:храм Казанской иконы Божией Матери, храм Рождества Христова. Последний, к сожалению, находится на реставрации, но после восстановления должен быть необыкновенно хорош.

http://pravoslavie.ru/67600.html

Необходимо также отметить правильный подход к сохранению цветовой гаммы сооружения. Сочетание охры (стены), белого (декор) и тёмного (купола) - всё это характерно для классицизма. Многие детали фасадов, такие как рамы на портиках, под фронтонами собора специально сделаны " под роспись " . Главная композиционная идея храма - подчеркнуть развитию вверх, по вертикали; с определённых ракурсов может показаться, что высота четверика больше, чем сторона его основания. На самом деле это иллюзия - высота при ближайшем рассмотрении всё же меньше. И тем не менее, входя в храм поражаешься, как невелика его площадь и насколько обширен при этом его внутренний объём! При компактном, даже камерном основании собор буквально воспаряет вверх - два ряда раскрытых в интерьер четверика окон дополняются пятью большими световыми ротондами, усиливающие эффект " взлёта " . Своды, несущие центральную ротонду, опираются на четыре больших, квадратных в сечении столпа, таким образом идёт своего рода перекличка классицизма с исконной русской архитектурной схемой крестово-купольного храма. Иконостас белый, строгий, выдержанный во вкусах классицизма - с его колоннами, золочёными капителями, антаблементами и арками он напоминает не традиционный русский иконостас, а фасад сооружения классической эпохи. Три ряда икон занимают относительно небольшую его часть. Иконы по большей части современные. На стенах собора отчётливо видны изрядно пострадавшие, но тем не менее различимые росписи, покрывавшие когда-то внутреннее пространство храма целиком. Это - историческая стенопись, пережившая советское лихолетье, когда храм служил то складом, то моргом психиатрической больницы. Старинным фрескам требуется квалифицированная реставрация... Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2017 г. Казанский собор является настоящим украшением Свято-Успенского Вышенского монастыря. Его начали возводить при игумене Тихоне в 1831 году - уже велика была потребность в новом, более вместительном храме.

http://sobory.ru/article/?object=06942

Не менее важным направлением мы считаем проведение научных конференций и семинаров. Состоялись две специализированные научные конференции, посвященные святителю Феофану: Феофановские чтения в Москве и Свято-Успенском Вышенском монастыре (30 сентября – 2 октября 2010 г.) и Феофановская конференция в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений (26 января 2011 года). 28 и 29 июня 2011 года в Свято-Успенском Вышенском монастыре был проведен семинар по актуальным проблемам изучения наследия святителя Феофана Затворника для студентов духовных и светских учебных заведений. - Какие специалисты принимают участие в работе над изданием? - Для работы над изданием создан Научно-редакционный совет по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника. Этот совет возглавляет Председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент, в его состав входят известные церковные и светские ученые. В рамках Совета сформированы рабочие группы: архивная, биографическая, текстологическая, богословская, информационная, а также группа историко-литературного и реального комментария. Для нас особенно важно, что Научно-редакционный совет стал площадкой для взаимодействия церковных и светских ученых. При этом очень существенно, что благодаря светским специалистам в работе над проектом используются самые современные методы филологической науки, в частности текстологии. Таким образом, тексты творений святителя готовятся к изданию на высоком научном уровне. В то же самое время ответственность за составление богословского комментария к трудам святителя ложится на плечи церковных ученых. - Что является самым сложным при подготовке издания? - Наверное, самая сложная задача, которую нам предстоит решить в рамках проекта, – это как раз создание комментария. Когда мы приступили к работе, обнаружилась довольно-таки неприятная вещь: специалистов по русской патристике у нас почти нет. Есть специалисты по византийским отцам, по латинским, даже по сирийским, а вот по русским совсем мало. В наших академиях на настоящий момент русской патрологией, к сожалению, очень мало кто занимается, и это, конечно, не может не огорчать. Если мы сами не будем изучать своих отцов, то кто будет этим заниматься? Соответственно, достаточно серьезной проблемой является составление богословского комментария к творениям святителя.

http://pravoslavie.ru/48497.html

В последнее десятилетие значительно сократилось количество часов на изучение литературы в школе. Однако хочется верить, что, благодаря самоотверженности наших учителей, недальновидные реформаторы не смогут отлучить детей от желания мыслить, понимать прошлое и настоящее своего Отечества, характера своего народа, чему и учит литература. «Даже небольшие по объему произведения древнерусской литературы поражают ребят прежде всего ощущением монументальности, цельности характеров, весомостью слова, идеей деятельного милосердия и – абсолютной современностью. Обращаясь к размышлениям о национальном характере в современной литературе, мы тянем нити от “Слова...”, “Поучения Владимира Мономаха”, “Жития Сергия Радонежского” к образам Михаила Шолохова, Евгения Носова, Валентина Распутина, Владимира Крупина», – говорит Т.С. Шеханова. Выпускники школы учатся в МГУ, МИФИ, МАИ, МАРХИ, МПГУ, МГИМО, Московском лингвистическом университете, Медицинской академии, Московской и Коломенской духовных семинариях, в православном Свято-Тихоновском богословском университете. Все школьные труды способствуют этому. Среди учеников есть призёры Всероссийской олимпиады школьников, других престижных конкурсов и олимпиад. Гимназия создала и свою олимпиаду – «Свеча России», которая ставит своей задачей приобщение школьников к богатой культурной и исторической российской традиции, воспитание патриотизма. В этой олимпиаде участвуют дети из разных городов России. Выпускница гимназии Иоанна Богослова Елена Аркадьевна Осипова, ныне супруга священника и дипломированный славист, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы, вспоминая о годах учёбы, говорит о том, насколько важно научить детей молиться, открыть для них существование духовного мира. Дорогим воспоминанием осталось и то, что, помимо поездок на Соловки, в Коневский Рождество-Богородичный монастырь на Ладожском озере, Свято-Успенскую Вышенскую обитель, на Каргополье, летом 2015 года учащиеся и педагоги школы вместе с её директором и духовником, протоиереем Сергием Махониным, посетили Республику Сербскую, Черногорию и собственно Сербию, побывав на ныне оккупированном, но по-прежнему не сломленном сербском Косове.

http://pravoslavie.ru/104552.html

     Когда рассвело, я увидела монастырь и сразу подумала: надо тут подыскивать дом. Появилось стойкое ощущение, что это мое место. Оно мне очень понравилось. Сообщила об этом в Почаевскую лавру духовнику. Он схимник, позвонить ему было нельзя, поэтому передала сообщение через людей. Две недели не было ответа, что наводило на мысль: наверное, не будет благословения, придется ехать в Тверскую область. И вдруг мне звонят и говорят, что батюшка благословил и при этом довольно потер руки. Я спросила по телефону: «А что это значит?» Мне ответили, что не знают. Сейчас-то я прекрасно понимаю, что это значило! Кстати, мой духовник когда-то предрек мне монашескую жизнь. Сюда, в Свято-Успенский Вышенский монастырь, я пришла вначале мирским человеком, получив благословение заняться восстановлением обители, потом приняла постриг, теперь вот настоятельница обители... Однажды мой бывший начальник из той светской организации, в которой я в Москве работала, спросил, не жалею ли, что оставила довольно комфортные условия жизни в столице и перебралась за четыреста километров от нее. И не просто уехала, а, как он сказал, постоянно езжу в машине и бегаю туда-сюда. Тогда я впервые задумалась об этом и честно сама себе ответила: нисколечко не жалею! Это такая радость – послужить Богу! Жалею только об одном: что большую часть жизни служила миру, когда было много сил и здоровье было покрепче. Знаете, при подготовке к юбилею святителя Феофана приходится очень много трудиться, много ездить. Какие здесь дороги, вы, наверное, сами почувствовали, когда сюда добирались. Поэтому все время говоришь себе: «Надо!» – и отправляешься в путь, молитвенно обращаясь к святителю Феофану. Невозможно не осознавать, что все, что получается, делает сам святитель. Мне остается только побегать, чтобы собрать это воедино...      – В книге «Крест иноческой жизни» каждая глава настолько емкая, что хочется все советы и образы пропустить через сердце. Даже мирскому человеку... Но особое внимание обращают на себя изображенные два креста, помогающие визуально представить крест иноческой жизни. На них указано, что составляет сердцевину креста, что – верхнюю его часть, что – нижнюю...

http://pravoslavie.ru/75021.html

Здесь, занимаясь переводами аскетических трудов, он постоянно обращался не только к палестинским, но и к афонским источникам, копии которых высылались ему со Святой Горы. Более того — как свидетельствует его переписка этого времени, он желал после окончания служения в Миссии удалиться на Афон для подвижнической жизни. Не будет преувеличением сказать, что аскетическое учение святогорцев способствовало его формированию как богослова и духовного писателя. Одним из главных отличий от других русских духовных писателей XIX века — последователей афонской традиции было то, что он излагал аскетику на языке, доступном не только монашествующим, но и мирянам, стремящимся к подвижничеству. Удалившись в затвор в Свято-Успенском Вышенском монастыре, он вел жизнь, подобную жизни афонских затворников. В течение этого тридцатилетнего подвига он не прервал духовную связь со Святой Горой, передавая в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь свои творения. Он настолько доверял старцам Пантелеимонова монастыря, что отдавал им на редактирование целые сборники проповедей и аскетических произведений и даже переведенное им Русское Добротолюбие. После своей смерти в 1894 году святитель завещал практически все свои рукописи этой святой обители, где они бережно сохраняются и сегодня — благодаря заботам и стараниям братии монастыря. Говоря о Русском Афоне, нельзя не сказать об одном из величайших святых XX века — преподобном Силуане Афонском. Молитвенник за весь мир, ярчайший светильник Святой Горы минувшего столетия, преподобный схимонах Силуан родился в России, в семье благочестивого крестьянина Ивана Антонова. С малолетства его душа устремлялась к Богу. Совсем молодым он удалился на Святую Гору, где всецело посвятил себя молитвенному деланию. Искренняя любовь ко Христу Спасителю и горячая ревность о Господе, долгие годы духовной борьбы, молитвы внутреннего возрастания к Богу сделали из него великого подвижника. За смирение и нелицемерное отвержение себя он сподобился от Бога благодати, которая преумножила в нем эти дары.

http://patriarchia.ru/db/text/1982801.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010