Нашествие Батыя и Тамерлана, набеги крымских ханов, притеснения римо-католиков и униатов в XVI-XVII веках, времена безбожных гонений в ХХ столетии – все эти испытания Свято-Успенская обитель мужественно перенесла, явив силу православного свидетельства и верность отеческому преданию. Многое судил Господь пережить монастырю в минувшие годы. Но во все времена, вплоть до закрытия в 1922 году, его насельники, гармонично сочетая молитву и труд, следовали своему призванию и древним монашеским традициям. Они преобразили Святые Горы в благоухающий сад, исполненный плодов благодати Божией. На камне их веры воздвигнута Свято-Успенская Святогорская обитель – твердыня Православия, которую не смогли одолеть даже многолетние гонения, когда тысячи новомученников и исповедников претерпели страдания и приняли смерть за веру и верность Христу. Лишь Богу ведомо, для скольких людей Святые Горы стали местом встречи со Христом. Ныне Свято-Успенский монастырь переживает новый период своего бытия – двенадцать лет тому назад в нем вновь была возжена лампада, началось возрождение монашеской жизни, восстановление порушенных в прошлом святынь. 9 марта сего года Священный Синод Украинской Православной Церкви, принимая во внимание большое влияние Свято-Успенского Святогорского мужского монастыря на возрождение Донецкого края и Востока Украины в историческом прошлом и в настоящее время, содействие объединению верующих вокруг Канонического Православия, постановил присвоить монастырю статус Лавры. Утверждая это решение и поздравляя всех вас с нынешним общецерковным торжеством, посвященным провозглашению Свято-Успенского Святогорского монастыря Свято-Успенской Святогорской Лаврой, призываю всех вас возблагодарить подателя благо Господа и Его Пречистую Матерь за дарованную духовную радость Торжества Православия. Выражаю надежду, что Лавра, как и прежде, будет местом, где ищущая, алчущая и жаждущая правды Христовой душа человеческая сможет обрести чистый и неиссякаемый источник спасительной веры православной.

http://pravoslavie.ru/11195.html

В Макеевке (Донецкая область, Украина) состоялось прославление в лике местночтимых святых схимонаха Илии (Ганжи) 24 сентября, 2012. Новостная служба Мощи преподобного Илии Макеевского были доставлены в Свято-Георгиевский собор монахами Свято-Успенской Святогорской лавры. До этого братия монастыря, которая помогала обрести святыню, изготовила раку и облачения. 24 сентября. ПРАВМИР. 23 сентября 2012 года в Свято-Георгиевском соборе города Макеевки (Донецкая область, Украина) состоялось прославление в лике местночтимых святых схимонаха Илии (Ганжи) , сообщает Патриархия.ru . По благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира торжественное богослужение в этот день возглавил митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, которому сослужили митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, ряд епископов Украинской Православной Церкви, благочинные Донецкой и Горловской епархий. На богослужении присутствовали мэр Донецка Александр Лукьянченко, мэр г. Макеевки Александр Мальцев, руководители предприятий Донецкого региона. Мощи преподобного Илии Макеевского были доставлены в Свято-Георгиевский собор монахами Свято-Успенской Святогорской лавры. До этого братия монастыря, которая помогала обрести святыню, изготовила раку и облачения. 8 мая 2012 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего митрополита Владимира было принято решение о канонизации схимонаха Илии (Ганжи) в лике местночтимых святых (журнал 33). 28 мая по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона в Макеевке состоялось обретение мощей схимонаха Илии (Ганжи). Читайте также: Преподобный Илия Макеевский: даже фашисты считали его святым Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024

http://pravmir.ru/v-makeevke-doneckaya-o...

Завсектором Музея истории СПбГУ, выпускающий редактор журнала " София " Нина Жервэ рассказала о монастырях Тихвина в записках путешественников и паломников конца XVIII - начала XX века. Были выделены основные темы, интересующие паломников: история города Тихвина, его общественная жизнь, организация городского управления. Но прежде всего Тихвин знаменит своими монастырями и Тихвинской иконой Божией Матери. Сведения об укладе монастырской жизни, церковных праздниках и паломничествах занимали центральное место в путеводителях. Прозвучала информация о Тихвинском Успенском Богородицком , Тихвинском Введенском девичьем , Николо-Беседном и Антониево-Дымском монастырях. Об истории восстановления Святогорской обители и ее современном состоянии рассказал учитель русского языка и литературы школы 288 Адмиралтейского района, составитель житий святых XX века Святогорской лавры Олег Евдокимов. В докладе была раскрыта история Святогорской обители с момента поселения монахов в пещерных кельях до развития крупного духовного центра, получившего статус лавры. Олег Валерьевич поведал много интересных фактов об укладе и традициях монашеской обители, ее положении в связи с современной политической ситуацией. Особое внимание было уделено раскрытию исторической роли Свято-Успенского собора, подвижнической жизни наместников и братии святой обители, истории многочисленных пещерных скитов, чудотворной иконе Божией Матери " Святогорская " и другим почитаемым иконам. Также в этой секции прозвучали доклады об истории взаимоотношений композитора Александра Архангельского и мецената Федора Неронова, соотношении уставного и келейного чтения в Свято-Успенском Иосифо-Волоцком монастыре в конце XV - начале XVI столетий, митрополите Антонии (Вадковском) и его роли в истории Свято-Троицкого Линтульского женского монастыря . Вторая секция была посвящена религиозно-философским вопросам. На обсуждение были вынесены вопросы христианской философии в исследованиях греческого профессора Василия Татакиса, а также исследовалось христианство Леонардо да Винчи. Один из докладов в своем названии заключал вопрос: " Может ли consensus patrum сообщать ложь? " - и был посвящен учебному пособию " Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

" Он развернул свою деятельность и за границами приобретенного им земельного участка, - рассказывает наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры епископ Святогорский Арсений (Яковенко). - С присвоением берегоукрепительных сооружений монастыря, а именно подпорной стены от другого корпуса, он наносит колоссальный ущерб коммунальному имуществу, арендуемому монастырем и исторической среде охранной зоны заповедника " . По этому поводу настоятель монастыря сделал обращение к президенту Виктору Ющенко. " Зубов продолжает использовать территорию монастыря для размещения строительной техники, стройматериалов и проведения строительно-монтажных работ, без соблюдения элементарных правил безопасности, что ставит под угрозу жизнь и здоровье людей " , - говорится в обращении владыки. По словам самого депутата, нежилое здание принадлежит ему на правах частной собственности. " Все необходимое документальное сопровождение на радикальную реконструкцию здания и обязательные согласования выполнены, - считает Зубов. - Однако в связи с тем, что здание находится рядом со Святогорской Свято-Успенской Лаврой, руководством Лавры на протяжении последних двух лет активно чинятся препятствия в проведении реконструкционных работ и, в частности, не допускается строительная техника к объекту со стороны Лавры. К большому сожалению, в случае дальнейшего противостояния и противодействия со стороны руководителей Лавры в проведении строительных работ, вынужден буду прибегнуть к силовому решению данной проблемы " , - подчеркнул народный депутат. О своем намерении применить силу Валентин Зубов сообщил и в письме на имя начальника городской милиции Николая Мотова. Однако городской голова Святогорска Александр Дзюба заявляет, что после проведения проверки оказалось, что Зубов проводит работы без согласования документации. " Эскизный проект он согласовал, но это согласование процедурно не правильно, - отмечает мэр. - Согласно закону " Об охране культурного достояния " для проведения работ на памятниках национального значения, их территориях и в зонах охраны кроме согласованного проекта исполнителем должно быть оформлено соответствующее разрешение в Государственной службе по вопросам национального культурного наследия. Такого разрешения у него нет " .

http://drevo-info.ru/news/1011.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Святогорская (из Свято-Успенской лавры на Донбассе) " Описания иконы Икона Святогорская (из Свято-Успенской лавры на Донбассе) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников 30 июля в Святогорскую Свято-Успенскую лавру (Украина, Донбасс) приезжают тысячи паломников, чтобы помолиться у величайшей святыни Донбасса – Святогорской иконы Божией Матери. И хотя в этот день в официальном месяцеслове упоминается другая СВЯТОГОРСКАЯ икона (икона Святогорского Успенского монастыря в Пушкинских Горах), считается, что 30 июля (17 июля по старому стилю) – это день празднования и Донбасской святыни. В дореволюционные годы в монастыре были почитаемы две Святогорские иконы Божией Матери: одна – древняя, не сохранившаяся до наших дней; другая – один из её списков, находящийся в настоящее время в обители. Древняя чудотворная икона была одной из тех немногих икон, которые уцелели от разграбления Святогорского монастыря в 1787 году, когда согласно новой политике секуляризации церковных земель по указу Екатерины II Святогорский монастырь был закрыт, а всё его имущество отписано в казну. Написание нынешней Святогорской иконы Божией Матери предание относит к XIX веку. Одно[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Хромолитография. Святогорская Пресвятая Богородица. Период создания: Начало XX в. Материал, техника: бумага цветная, печать Размер: 14,7х11,7 см Место создания: г. Одесса Местонахождение Государственное бюджетное учреждение культуры Архангельской области " Архангельский краеведческий музей " Файл 33460.jpg:   Размер: 634x800, 0.51 MPix, 191 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (134) , (3) . Описание: Святогорская (из Свято-Успенской лавры на Донбассе). XIX век. Материалы и техника исполнения: иконы - дерево, шпонки торцовые; левкас, масло, золочение; оклад - шитье по карте, золотные и серебряные нити, стекло, бархат. Размер иконы: 31.5 х 26.7 х 2.8 см. Размер киота: 61.0 х 39.5 х 8.2 см. Частное собрание. Файл 33742.jpg:   Размер: 678x1024, 0.69 MPix, 176 Kb. Дата: 2019-05-29, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (112) , (2) .

http://pravicon.com/icon-293

Делегация игуменов и насельников монастырей Украинской Православной Церкви совершила паломничество к общехристианским святыням Египта 9 апреля 2021 г. 13:29 25 марта — 1 апреля 2021 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и по приглашению Святейшего Патриарха Коптского Тавадроса II Египет посетила делегация игуменов и насельников монастырей Украинской Православной Церкви. В состав делегации вошли: наместник Успенской Святогорской лавры митрополит Святогорский Арсений — глава делегации; наместник монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в урочище Церковщина епископ Гостомельский Тихон ; наместник Благовещенского Нежинского монастыря епископ Ладанский Феодосий ; наместник Кирилловского монастыря в Киеве архимандрит Варлаам (Озимок); наместник Крестовоздвиженского Чарторыйского монастыря архимандрит Владимир (Гапонюк); наместник Воскресенского Ужгородского монастыря архимандрит Марк (Куштан); наместник Николаевского монастыря (село Холмовка Бахчисарайского района) иеромонах Варнава (Шкурдода); насельники Успенской Святогорской лавры — архимандрит Лазарь (Терещенко) и иеромонах Иосиф (Георгица); насельники Успенской Киево-Печерской лавры — архимандрит Агафон (Опанасенко) и иеромонах Феофил (Кошовенко); заведующий библиотекой Киевской духовной академии и семинарии архимандрит Дамаскин (Лебедь); насельник Свято-Духовского скита Успенской Почаевской лавры игумен Гермоген (Мельник); заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич. Делегацию сопровождали секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, секретарь Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью иеромонах Стефан (Игумнов), представитель Коптской Церкви в России иеромонах Дауд эль-Антони и представитель Коптской Патриархии доктор Антон Милад. Целью визита стало паломничество к общехристианским святыням Египта и развитие взаимоотношений между представителями украинского и коптского монашества в рамках деятельности Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью.

http://patriarchia.ru/db/text/5796050.ht...

В Московском Патриархате поддерживают решение суда, который не позволил украинскому депутату строить в Святогорской Лавре коммерческие учреждения 25 октября 2006 г. 17:21 В Русской Православной Церкви поддержали решение суда города Славянска Донецкой области, который удовлетворил иск Свято-Успенской Святогорской Лавры в отношении депутата Верховной Рады от Блока Юлии Тимошенко Валентина Зубова, передает «Интерфакс». «Рад, что Славянский суд принял, на мой взгляд, справедливое решение. Надеюсь, что оно будет подтверждено и судами более высоких инстанций», — заявил в среду замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин . Ранее тем же судом было вынесено решение о прекращении депутатом В. Зубовым частного строительства на территории монастыря. Невзирая на это решение, он продолжал возводить свое здание. Согласно последнему решению суда, В. Зубов должен снести второй этаж, надстроенный над ранее существовавшей монастырской постройкой, и убрать дополнительные опоры здания, захватывающие часть территории Лавры. Отец Всеволод сообщил, что недавно посетил Святогорскую Лавру и видел занимаемое В. Зубовым здание, которое стоит за главным входом в обитель. По словам священника, оно резко диссонирует с обликом монастыря, «поскольку представляет собой типично новорусскую постройку, похожую на те торговые центры и закусочные, которые стоят на московских окраинах около станций метро». «В братии Лавры мне рассказали, что приобретение господином Зубовым этого дома и земли под ним было совершено на сомнительных основаниях. К тому же был самовольно освоен и небольшой участок земли, который господину Зубову вообще не принадлежит. Над ним повис второй этаж на уродливых подпорках», — добавил отец Всеволод. Напомнив, что сам В.Зубов в одном из интервью заявил о своих планах открыть на территории Лавры офис туристической фирмы, магазин и «фаст-фуд», священник отметил, что «все это способно сильно изуродовать облик прекрасно отреставрированного древнего монастыря». Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/154336.htm...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Свято-Успенская Святогорская лавра. Мужской монастырь Украина, Донецкая обл., г. Святогорск, ул. Заречная, д. 1. Торжества по случаю присвоения Свято-Успенскому Святогорскому монастырю статуса лавры прошли 24–25 сентября 2004 года. Святогорский монастырь был создан в качестве южного сторожевого поста Российского государства. Это произошло примерно в начале XVI века. Святость живших здесь еще до XVI века иноков и подвижников стяжала и соответствующее название самому этому месту – Святые Горы. По древнему преданию «Святое место», находящееся недалеко от Святогорского монастыря, закрытое с трех сторон неприступными отвесными горами и густым лесом, было также крепостью. Обитель, находящаяся в пограничном районе, подвергалась частым татарским разграблениям. В трудные для монастыря минуты его поддерживали русские государи. Из грамоты 1620 года известно, что государь Михаил Федорович «пожаловал Святогорского монастыря, что на Северском Донце, игумена Ефрема с братиею, двенадцать старцев, велел им давать своего Государева жалованья годовыя руги по 12 четвертей ржи, по 12 четвертей овса, по 10 рублей денег». Одна из Святогорских челобитных XVII века говорит о разорении монастыря в 1628 году: «Государское жалование, церковное строение, ризы и стихари, и книги, и сосуды церковные, и то у них все церковное строение поймали татарове, как приходили ко Святым Горам». Один из немногих избежавших татарского плена старец Александр просил великого князя Михаила Федоровича выделить для разоренной обители различной церковной утвари и богослужебных книг. С древних времен монастырь жил своими трудами. Главным источником доходов был перевоз через реку Северский Донец, который находился в монастырских урочищах выше Святогорской обители. В XVI b. этот перевоз был, по существу, единственной переправой в этих краях. Поэтому им пользовались не только промысловики, охотники, солевары, но даже и послы иностранных государств, из-за чего и проходившая здесь дорога носила название Посольский шлях. В середине 60-х годов XVII b. перевоз был переведен отсюда. Обитель радушно принимала под свой кров всех, кто нуждался в ее помощи. Она была некоторого рода богадельней, где находили себе приют раненые, бежавшие пленники и странники. Нравственное влияние монастыря было так велико, что даже воровские черкасы приходили туда на покаяние и богомолье.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Юные прихожане храма святого Иоанна Кронштадтского побывали в Святогорском монастыре ноября 2015 Воспитанники воскресной школы храма святого праведного Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади в сопровождении преподавателей и прихожан храма со 2 по 4 ноября совершили паломническую поездку в Свято-Успенский Святогорский монастырь. В программу входило не только посещение монастыря, но и знакомство с пушкинскими местами. В родовой усадьбе Пушкиных Михайловском ребята соприкоснулись с жизнью великого русского поэта. Группа посетила также имение Петровское, принадлежавшее прадеду Александра Сергеевича Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу и его сыну Петру Абрамовичу; поэт неоднократно бывал здесь. Побывали и в имении Тригорское, принадлежавшем Прасковье Осиповой-Вульф, с семейством которой у Пушкина в годы михайловской ссылки сложились самые дружеские и доверительные отношения. Но главной целью поездки был Свято-Успенский Святогорский монастырь. Пребывание здесь совпало с праздником Казанской иконы Божией Матери, поэтому паломникам посчастливилось не только приложиться к главные святыням монастыря - иконам Божией Матери " Одигитрия " и Феодоровская, но помолиться в монастыре на всенощной в канун праздника и за Божественной литургией 4 ноября. Для петербургских паломников была проведена экскурсия по Свято-Успенскому Святогорскому монастырю, ребята познакомились с его историей с XVI века до наших дней. В ХХ веке история обители была типична для многих монастырей: в 1924 году он был закрыт, а затем вошел в состав Пушкинского музея-заповедника. Это во многом способствовало сохранению целостности ансамбля монастыря. В 1992 году Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. 29 мая при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжественно возобновлены службы в его Успенском соборе. Сегодня в монастыре возобновилась монашеская жизнь. Насельники обрабатывают монастырские земли, занимаются сельским хозяйством. При монастыре действует воскресная школа, по благословению наместника монахи принимают паломников. Ежедневно за богослужением монашеская братия поминает великого русского поэта Александра Пушкина " со сродники " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Святогорская (из Свято-Успенской лавры на Донбассе) - описание 30 июля в Святогорскую Свято-Успенскую лавру (Украина, Донбасс) приезжают тысячи паломников, чтобы помолиться у величайшей святыни Донбасса – Святогорской иконы Божией Матери. И хотя в этот день в официальном месяцеслове упоминается другая СВЯТОГОРСКАЯ икона (икона Святогорского Успенского монастыря в Пушкинских Горах), считается, что 30 июля (17 июля по старому стилю) – это день празднования и Донбасской святыни. В дореволюционные годы в монастыре были почитаемы две Святогорские иконы Божией Матери: одна – древняя, не сохранившаяся до наших дней; другая – один из её списков, находящийся в настоящее время в обители. Древняя чудотворная икона была одной из тех немногих икон, которые уцелели от разграбления Святогорского монастыря в 1787 году, когда согласно новой политике секуляризации церковных земель по указу Екатерины II Святогорский монастырь был закрыт, а всё его имущество отписано в казну. Написание нынешней Святогорской иконы Божией Матери предание относит к XIX веку. Одному афонскому старцу, приехавшему в Святые Горы вскорости по открытии монастыря в 1844 году, очень понравилась Святогорская обитель. Скорбя о том, что он ничего не может пожертвовать, афонский инок в дар обители написал эту икону. Образ этот долгое время находился в Иоанно-Предтеченской пещерной церкви. В 1918 году, когда эту икону переносили из села в село и крестный ход расположился на ночлег в селе Байрачек, большевики ночью ворвались в дом, в котором находился образ. Безбожники убили иеромонахов Модеста и Иринарха, иеродиакона Феодота и приютивших их хозяина дома с дочерью, оставив пять трупов у подножия иконы, стоявшей в луже крови. После этого убийства Святогорский образ Божией Матери забрали благочестивые люди и тайно хранили его в течение десятилетий. 4 октября 1992 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского, икону торжественно, крестным ходом, который продолжался около 9 часов, перенесли из города Славянска в Святогорский монастырь и поставили в Успенском соборе. В настоящее время икона украшена множеством драгоценных подвесок, монет, крестиков – всё это принесено в дар Царице Небесной как знак любви и благодарения за полученные исцеления и благодатную помощь многим людям. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Святогорская (из Свято-Успенской лавры на Донбассе) " .

http://pravicon.com/info-481

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010