Завсектором Музея истории СПбГУ, выпускающий редактор журнала " София " Нина Жервэ рассказала о монастырях Тихвина в записках путешественников и паломников конца XVIII - начала XX века. Были выделены основные темы, интересующие паломников: история города Тихвина, его общественная жизнь, организация городского управления. Но прежде всего Тихвин знаменит своими монастырями и Тихвинской иконой Божией Матери. Сведения об укладе монастырской жизни, церковных праздниках и паломничествах занимали центральное место в путеводителях. Прозвучала информация о Тихвинском Успенском Богородицком , Тихвинском Введенском девичьем , Николо-Беседном и Антониево-Дымском монастырях. Об истории восстановления Святогорской обители и ее современном состоянии рассказал учитель русского языка и литературы школы 288 Адмиралтейского района, составитель житий святых XX века Святогорской лавры Олег Евдокимов. В докладе была раскрыта история Святогорской обители с момента поселения монахов в пещерных кельях до развития крупного духовного центра, получившего статус лавры. Олег Валерьевич поведал много интересных фактов об укладе и традициях монашеской обители, ее положении в связи с современной политической ситуацией. Особое внимание было уделено раскрытию исторической роли Свято-Успенского собора, подвижнической жизни наместников и братии святой обители, истории многочисленных пещерных скитов, чудотворной иконе Божией Матери " Святогорская " и другим почитаемым иконам. Также в этой секции прозвучали доклады об истории взаимоотношений композитора Александра Архангельского и мецената Федора Неронова, соотношении уставного и келейного чтения в Свято-Успенском Иосифо-Волоцком монастыре в конце XV - начале XVI столетий, митрополите Антонии (Вадковском) и его роли в истории Свято-Троицкого Линтульского женского монастыря . Вторая секция была посвящена религиозно-философским вопросам. На обсуждение были вынесены вопросы христианской философии в исследованиях греческого профессора Василия Татакиса, а также исследовалось христианство Леонардо да Винчи. Один из докладов в своем названии заключал вопрос: " Может ли consensus patrum сообщать ложь? " - и был посвящен учебному пособию " Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Довод музейных работников о том, что нижний храм Благовещенской церкви строился прежде всего как усыпальница, не соответствует действительности. Благовещенская церковь была возведена как храм Божий для совершения Богослужений. Богослужения совершались в ней регулярно. Даже после закрытия монастыря в 1933 году в Благовещенской церкви существовал приход. Музейные работники придумали для Благовещенской церкви звучное, но, к сожалению, неуместное название «Пантеон», то есть в переводе с др.-греч. «храм всех богов». Это явно неудачное, в данном случае, название для нашего храма, ведь он строился, как православный храм, а не как языческая усыпальница или капище. Отметим, что по традиции на территории православных монастырей и внутри храмов принято захоранивать видных православных людей, благотворителей и др. Так у алтарной части Святогорского Свято-Успенского мужского монастыря похоронен Александр Сергеевич Пушкин , и никому из сотрудников Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Михайловское» не пришло в голову переносить прах А.С.Пушкина куда-нибудь в с. Михайловское или перевозить надгробие поэта в с. Тригорское после передачи музеем Святогорского монастыря Русской Православной Церкви. Господин Тимофеев В.Н. в одной из публикаций говорит : «Ну как можно перенести в другое место захоронение Суворова с могильной плитой, скульптурной группой, фамильным гербом и знаменами? Мало кто знает, что в здании покоятся останки десяти членов дома Романовых, среди них сестра Петра I Наталья Алексеевна, цесаревич Петр Петрович, дети Александра I и Павла I. Также в усыпальнице погребены выдающиеся деятели России: к примеру, знаменитые Орловы, Ягужинские». На мой взгляд, никуда и ничего не нужно перемещать. Пускай наши земляки сами оценят этот пассаж, и если допустить то, о чем восклицает директор Музея городской скульптуры, то это, скорее, будет кощунство. Гораздо проще следовать здравому смыслу. Ведь, по логике музейщиков, могильный крест священномученика протоиерея Петра Скипетрова, положившего голову в 1918 году за сохранение лавры (захоронение вблизи алтаря поруганной и оскверненной Тихвинской церкви), тоже может быть перенесен вместе с мощами святого в Уткину дачу (будущее место базирования Музея городской скульптуры). Нет, этого не произойдет, проще закрыть или перепрофилировать музей, чтобы это был не единственный в мире музей надгробных памятников, а действительно, Музей городской скульптуры. Сколько на балансе города памятников и скульптурных объектов? Им нужен уход и внимание научных работников!

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Весть об открытии нового монастыря вызвала в Харьковской епархии чувство духовной радости и подъем. Архиепископ Харьковский Макарий предоставил право самому К.Д. Хрущеву выбрать настоятеля монастыря. Выбор Константина Дмитриевича пал на игумена Евстартия, настоятеля Ахтырского Свято-Троицкого монастыря. Владыка одобрил выбор и назначил игумена Евстратия настоятелем Свято-Димитриевской обители. В первые годы малочисленной братии монастыря пришлось пережить много неприятностей. На содержание братии К.Д. Хрущев выделял небольшие средства и не спешил обустраивать келии, монахи жили рядом с лошадьми и другими домашними животными. Игумену Евстратию долгое время никак не удавалось отказать К.Д. Хрущеву от устройства обители в с. Рясное, только визит настоятеля Святогорского Успенского монастыря отца Германа убедил основателя, что монастырь стоит устраивать подальше от села. В 1869 г. архиепископ Харьковский Нектарий основал Свято-Димитриевскую обитель на новом месте. В 1870 г. монастырь оставил настоятель архимандрит Евстратий, который поссорился с К.Д. Хрущевым. Исполнение обязанностей поручилось последовательно иеромонахам: Антонию, Иллариону, Илиодорию. В течении пяти лет, прошедших с момента основания обители на новом месте, строительство велось очень активно, и в 1874 г. она украсилась прекрасным храмом с серебристыми куполами, высокой колокольней с большим колоколом над святыми воротами, был построен братский корпус с 28 кельями, обитель ограждена широким каменным забором со множеством башен, начато строительство трапезного корпуса с небольшим храмом. Однако малочисленная братия все это время жила на господском дворе, богослужение проходило в маленькой церкви, построенной еще в 1868 г. около приходской колокольни. В 1871 и 1874 г.г. К. Д. Хрущев составил два духовных завещания, по которым жертвовал в вечное владение монастыря 4434 десятин земли и 100 000 руб. в процентных выкупных удостоверениях и пятипроцентных билетах государственного банка при условии, чтобы капитал оставался неприкосновенным, а проценты шли на содержание монастыря, училища и богадельни. Харьковское епархиальное начальство не полагалось справедливо на силу духовного завещания и просило жертвователей сделать дарственную запись, что он со временем пообещал, но в 1876 г. К.Д. Хрущев умер, так и не дождавшись окончания построения монастыря. Он был похоронен в особом склепе возле малой монастырской церкви. После этого родственники К. Д. Хрущева, получив в наследство лишь 2500 десятин земли, решили отобрать имущество монастыря, доказывая родовое происхождение имения и незаконности его передачи духовному начальству. Долгие четыре года, пока разбирались судебные дела, монахи жили в большой тоске, не имея достаточных средств не только на одежду и обувь, но и даже на еду. В их собственности оставался только малый храм возле колокольни приходской церкви с. Рясного.

http://sobory.ru/article/?object=47242

Несмотря на пережитые страдания и горе, он, на удивление, так и не ожесточился, сохранив в сердце непоколебимую веру в Господа. И когда в 1945 г. его освободили, на вопрос советского офицера – чем планирует заниматься в дальнейшем? – ответил, что хочет провести остаток своей жизни в служении Господу. Можно только представить, какая реакция была у советского офицера… Лишь чудом Божиим он избежал нового ареста. Стать священником сразу по возвращении на Родину ему не удалось. Поэтому пришлось работать простым рабочим на хлебозаводе в Луганске. В этот период будущему старцу довелось претерпеть немало новых испытаний и даже гонений за веру, но все это не сломило его. Более того, новая волна атеистического наступления на религию при Хрущеве сподвигла к принятию решения окончательно уйти из мipa и всецело посвятить свою жизнь служению Богу. Так в 41 год (в 1956 г.) Яков Алехин поступает в Одесскую духовную семинарию, где, к слову, учился вместе с будущим Предстоятелем УПЦ Митрополитом Владимиром (Сабоданом) Киевским и всея Украины. Одновременно будущий игумен Афонского монастыря нес послушание в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре. Уже 17 января 1957 г. он принимает монашеский постриг с именем Иеремия. И в том же году, 25 января, рукоположен в иеродиакона, а в следующем 1958 году, 27 января, – во иеромонаха. Духовником и наставником о. Иеремии в этот период становится выдающийся подвижник, бывший насельник Ново-Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиигумен Кукша (Величко, + 1964), ныне причисленный к лику святых. Также в Одессе отец Иеремия близко сходится с многократно гонимым за веру исповедником и узником сталинским концлагерей схиархимандритом Пименом (о. Малахией Тишкевич, +1984), который до ареста в 1937 г. служил в Чернигове и был сподвижником схиархимандрита Лаврения (Проскуры, +1950). Эти старцы и исповедники веры оставили неизгладимый след в душе о. Иеремии, повлияв на его духовное становление и всю последующую жизнь. Узнав, что в 1960 г. из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия, по совету своего духовного наставника – бывшего насельника этой святогорской обители преп. Кукши (Величко, + 1964) Одесского, тоже подает соответствующее прошение. Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. Целых 14 лет довелось о. Иеремии ждать разрешение. И все же, несмотря на все сложности, в 1974 г. патриарх Константинопольский Димитрий из шести заявленных монахов из СССР выбрал именно его, выдав соответствующее разрешение на поселение на Святом Афоне. С тех пор батюшка Иеремия, даже не мечтавший о такой милости Божией, безвыездно подвизался на Святой Горе.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=183...

Говоря о Успенском соборе Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, необходимо отметить, что возведен он был в 1815 году строителем нынешнего прибрежного Русика схиигуменом Саввой. В следующем году будет отмечаться 200-летний юбилей храма, однако история его не ограничивается 2-мя веками. Схиигумен Савва при строительстве обители на новом месте старался руководствоваться планировкой Старого (Нагорного) Русика, из которого братия в XIX в. переместилась ближе к морю. На прежнем месте обители также было два собора – Пантелеимоновский и Успенский, созданный в память о пребывании русской братии в Богородичной Свято-Успенской обители «Ксилургу». Таким образом Успенский храм Пантелеимонова монастыря является как бы символическим аналогом древнего Успенского собора, построенного 1000 лет назад первыми русскими иноками в первом своем пристанище на Святой Горе – в Свято-Успенской Богородичной обители «Ксилургу». Успенский собор обители Ксилургу является одним из древнейшим русских храмов (Киевский Ильинский храм – 945 г.; Десятинная церковь – 996 г.; Успенский собор Киево-Печерской Лавры – 1076 г.). Существование его несомненно уже в 1016 г., однако построен он, как и сама обитель, несколько раньше. По мнению историков, основание русской обители на Афоне связано с посольством равноапостольного князя Владимира в Константинополь, состоявшегося в 989 г. С самого своего основания Русская Богородичная обитель получила статус Царской и носила наименование Лавры. Значение Успенского собора этой первой Русской Лавры несомненно должно быть памятно для всех чад Русской Церкви. Ведь именно здесь зажглась первая русская лампада на Святой Горе. У престола этого храма принял постриг основатель Русского монашества преп. Антоний Печерский. У этого престола он принял благословение своего старца Игумена Герасима, которым запечатлено все русское монашество. Поэтому для русского монашества на Афоне, традиционно, на протяжении более 1000 лет праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет особое значение, поскольку, помимо всего прочего, имеет и прямое отношение к устроению древнерусского святогорского иночества в Уделе Божией Матери.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2648

Из житийных списков известно, что в 1013 г. прп. Антоний Печерский впервые вернулся в Киев со Святой Горы Афон, где несколько лет трудился в духовных подвигах и науке. Побыв немного в Киеве, он опять отправился на Афон, откуда позже снова возвратился в Киев 3 .Следовательно, родоначальник древнерусского монашества и основатель Киево-Печерского монастыря вместе с братией «обители Роса» начинает подвизаться на Святой Горе до 1013 г. Скорее всего, именно они, прп. Антоний и его соотечественники, и составили в 1016 г. братию первого древнерусского монастыря на Афоне, игуменом которого был вышеупомянутый Герасим 4 . По преданию, этим первым древнерусским монастырем на Афоне была Свято-Успенская Богородичная обитель «Ксилургу» (греч.. ξυλουργς – плотник, или древодел) 5 , к 1030 г. имевшая статус Игуменария (акт 1) 6 , а в Императорском указе от 1048 г. именовавшаяся Лаврой (акт 3) 7 . Ныне она является общежительным скитом при Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре. В подражание этой «материнской» обители, по всей видимости, прп. Антонием и был основан на Киевских горах Печерский монастырь, также названный в честь Успения Божией Матери 8 . Создание в Киеве Свято-Успенской обители и строительство величественного Успенского храма, осуществленные с благословения прп. Антония, по всей видимости, были как бы символическими проекциями своего первообраза – Свято-Успенской древнерусской святогорской обители «Ксилургу» и ее соборного храма на Святой Горе Афон, где, по преданию, принимал постриг и духовно возрастал будущий авва и «начальник русского монашества» 9 . Таким образом, преподобный Антоний попытался перенести идею сакрализации пространства и на новообращенную Киевскую землю, создать, так сказать, «русскую икону» Святого Афона как Удела Божией Матери на Руси. Поэтому не случайно именно Киево-Печерский монастырь еще на заре его становления стали называть «Третьим Уделом Божией Матери» и «Русским Афоном». Как писал по этому поводу православный богослов протоиерей Лев Лебедев, «согласно православному учению, образ посредством своего символического подобия первообразу становится обладателем тех же благодатных энергий, что и первообраз, таинственно, но реально содержит в себе присутствие первообраза. Это относится и к образу архитектурному. В нем могут также действовать энергии первообразного... Развитие и воплощение этого представления в зримых архитектурных образах и названиях различных мест – может быть самая поразительная особенность церковно-богословского и народного сознания Руси» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Справка: 22 ноября 1995 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (журнал 61) святой праведный Иона Атаманский, Одесский причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии с установлением памяти в день его блаженной кончины 17/30 мая (старый/новый стиль). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить внесение имени святого праведного Ионы Атаманского (+1924), Одесского в месяцеслов Украинской Православной Церкви с установлением памяти в день обретения его мощей 18 июня/1 июля (старый/новый стиль). 2. Календарной комиссии внести соответствующие изменения в Церковный календарь Украинской Православной Церкви. ЖУРНАЛ 34 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Херсонского и Таврического Иоанна, председателя Комиссии по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви, об утверждении обновленного состава Комиссии. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить обновленный состав Комиссии по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви: 1) митрополит Херсонский и Таврический Иоанн – председатель Комиссии; 2) архиепископ Шепетовский и Славутский Пантелеимон – заместитель председателя Комиссии; 3) архимандрит Аркадий (Демченко), клирик Бориспольской епархии – секретарь Комиссии; 4) митрополит Святогорский Арсений, викарий Донецкой епархии, наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры; 5) архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука; 6) архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский Никодим; 7) архиепископ Нежинский и Прилуцкий Ириней; 8) архиепископ Городницкий Александр, викарий Киевской Митрополии, наместник ставропигиального Свято-Георгиевского Городницкого мужского монастыря; 9) епископ Львовский и Галицкий Филарет; 10) епископ Фастовский Дамиан, викарий Киевской Митрополии, наместник Свято-Введенского мужского монастыря г. Киева; 11) епископ Арцизский Виктор, викарий Одесской епархии, наместник Свято-Ильинского мужского монастыря г. Одесса;

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Корыстные намерения наследников К. Д. Хрущева не осуществились. В 1880 г. Правительственный Сенат утвердил решение о том, чтобы оставить ходатайство просителей без последствий. Епископ Харьковский Густый издал распоряжение о надлежащем благоустройстве Ряснянского монастыря и назначил настоятелем архимандрита Евстратия. Пробыв на посту настоятеля восемь месяцев, 30 декабря 1880 г. он умер и был похоронен в ограде новопостроенной обители за алтарем соборного храма. Долгое время Харьковское епархиальное начальство не могло выбрать достойного кандидата на должность настоятеля, только 7 мая 1881 был назначен иеромонах Святогорской Успенской пустыни Софроний. Территория монастыря – огромный прямоугольник, обрамленный кирпичным забором длиной 420 саженей и высотой 2 сажени – была застроена храмами и двухэтажными корпусами для монахов и подсобными хозяйственными помещениями. В монастыре было три храма. Главный храм Ряснянского монастыря – Собор святого великомученика Дмитрия Солунского , освященный в честь этого святого 25 октября 1881 г. Именем этого святого освящены храмы в Рясном, Новодмитривке, и сам монастырь носит имя Святого Дмитрия. Свято-Дмитриевский храм в монастыре был крытый белым железом, внешне побеленный, внутри расписан картинами высокого мастерства на религиозные сюжеты. Пол паркетный. Иконостас деревянный, позолоченный. Храм занимал площадь шириной 52 аршина, в длину – 60 аршин. На его месте сейчас установлен крест с надписью: «Сей крест установлен на месте разрушенного Свято Димитриевского собора Ряснянского монастыря по благословению эпископа Сумского и Ахтырского Иова в лето 2000 года от Р.Хр.». Храм Архистратига Михаила. В Ряснянского монастыре был построен трапезный храм из красного кирпича, теплый, имел деревянный иконостас, окрашенный масляной краской, и большей частью позолоченный. Храм освящен 22 октября 1881 в честь Архистратига Михаила. Свято-Преображенский храм. В Ряснянском монастыре был построен теплый храм из красного кирпича, имел деревянный иконостас, окрашенный масляной краской, большей частью позолоченный, с иконами работы высокого художественного мастерства. Пол был паркетным. Под храмом была калориферная печь. Храм, освященный в честь знаменательного события – Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Освящение состоялось 4 июля 1900 г.

http://sobory.ru/article/?object=47242

По окончании богослужения участников торжества приветствовал Святейший Патриарх Неофит. 1 августа святыню доставили в древний болгарский город Враца, расположенный на северо-западе Болгарии у северных предгорий Стара-Планины. Встречу ковчега с честной главой святого великомученика Пантелеимона возглавил митрополит Врачанский Григорий с собором духовенства Врачанской митрополии. Владыка совершил Божественную Литургию, после которой был отслужен молебен перед мощами целителя. 2 августа делегацию Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря принял премьер-министр Болгарии Бойко Борисов. В этот же день ковчег с мощами святого великомученика Пантелеимона был доставлен в пределы Неврокопской митрополии, в г. Сандански, где ее встретили митрополит Неврокопский Серафим, игумен Успенского Роженского монастыря архимандрит Епифаний и духовенство Неврокопской митрополии. Вечером в соборе святого великомученика Георгия секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви епископ Мелнишский Герасим совершил праздничную вечерню с молебным каноном Пресвятой Богородице. За богослужением молился митрополит Неврокопский Серафим. На следующий день Божественную литургию в соборе святого великомученика Георгия возглавил митрополит Неврокопский Серафим в сослужении насельника Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря иеросхимонаха Николая (Генералова), а также духовенства Болгарской Церкви. По окончании богослужения, особо приветствуя насельника русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, владыка Серафим просил передать слова глубокой благодарности игумену обители архимандриту Евлогию за его согласие принести честную главу святого великомученика Пантелеимона в г. Сандански. Затем делегация святогорского Пантелеимонова монастыря посетила Успенский Роженский монастырь и поклонилась его святыням. В тот же день честная глава святого великомученика Пантелеимона в сопровождении игумена Евлогия и братии Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря отбыла из Болгарии на Святую Гору Афон.

http://patriarchia.ru/db/text/4977730.ht...

В тот же день Святейший Патриарх совершил закладку храма в честь иконы Божией Матери «Умиление», строящегося в центре Луганска. Храм возводится на территории Луганской областной детской клинической больницы. Вечером делегация РПЦ отбыла в Москву. 1 октября 2011 по приглашению Священного Синода УПЦ Святейший Патриарх Кирилл прибыл в г. Черновцы. После посещения епархиального управления Его Святейшество совершил всенощное бдение в Свято-Духовском кафедральном соборе. 2 октября Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение Свято-Троицкого собора Вознесенского Банченского мужского монастыря и Божественную литургию в новоосвященном храме. После богослужения состоялось открытие дома для детей-инвалидов при Вознесенском монастыре. По окончании официальных мероприятий делегация отбыла в Москву. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Информацию принять к сведению. 2. Выразить искреннюю благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за архипастырский визит в Луганскую и Черновицкие епархии Украинской Православной Церкви и духовную поддержку верующих Украины. 2 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Преосвященного Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского (на основании пп. 16, 17 раздела IV Устава об управлении Украинской Православной Церкви) — СЛУШАЛИ информацию Управляющего делами Украинской Православной Церкви Преосвященного Митрофана, архиепископа Белоцерковского и Богуславского о визите в Украину 23-24 сентября 2011 Предстоятеля Польской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши Саввы. Справка: С 23 по 24 сентября 2011 г. на приглашение Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира с официальным визитом в Украине находился Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши Савва. Блаженнейший Митрополит Савва прибыл в Украину с целью принять участие в торжествах по случаю 1010-летия основания и 20-летию возрождения Свято-Успенского Святогорского ставропигиального Зимненского женского монастыря (с. Зимнее Волынской области).

http://pravmir.ru/zhurnaly-svyashhennogo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010