§ 2. Капитал, составляющий этот фонд, хранится неприкосновенно в Варшавской Конторе Государственного Банка, а проценты с оного ежегодно расходуются полностию исключительно на призрение и воспитание девочек стипендиаток – православных сирот, преимущественно от смешанных браков, в приюте-школе, которому присвояется наименование »приюта архиепископа Иеронима " . § 3. Получение из Конторы Банка процентов, прием стипендиаток, размер стипендий, попечение о стипендиатках и проч. вверяется Совету Варшав. Прав. Св.-Троицкого Братства под руководящим указанием попечителя Братства епархиального преосвященного. § 4. Призреваемые сироты должны содержаться, согласно Высочайшему предуказанию о приютах, в простой обстановке, учиться грамоте, приучаться к труду вообще и обучаться ремеслам и занятиям, которые бы могли доставить им безбедное существование в будущем. § 5. В случае закрытия Варшавск. Прав. Св.-Троицкого Братства стипендиальный фонд в сорок тысяч руб. поступает с тем же назначением в ведение того начальства или учреждения, в которое будут переданы дела, капиталы Братства и призреваемые им сироты. Протекут годы; найдутся историки Русской церкви, летописцы этого края и Холмско-Варшавск. епархии, которые не обойдут молчанием и нашего Варш. Православного Свято-Троицкого Братства и станут доискиваться в архивах: кто основал Братство, кто содействовал его преуспеянию, кто создал его и проч., я облегчу им разрешение этой задачи: Братство учредил или основал архиепископ Леонтий, при архиепископе Флавиане оно окрепло, а создал Братство и сделал из него солидное русское благотворительное учреждение, призревающее до ста православных сирот, архиепископ Иероним. Такое разрешение исторического вопроса не встретит, надеюсь, никакого возражения. Одновременно с пожертвованием Братству неприкосновенного фонда, у Владыки, чувствовавшего себя не совсем здоровым, возникла мысль предпринять ряд других благих начинаний. Я упомяну только о тех из них, о существовании которых известно всему русскому населению края. Прежде всего он предположил соорудить на свои средства в городе Гостынине (Варшавской губ.) православный храм, на месте древнего Гостынского замка, в котором томился в заточении, скончался и быль временно похоронен царь Василий Иоаннович Шуйский и его соузники. По просьбе почившего я составил об этом историческую докладную записку. Извлечение из этой записки потом напечатано отдельной брошюрой под заглавием: «Гостынский замок – место заточения, кончины и первой усыпальницы царя Василия Иоанновича Шуйского». Подлинную записку Владыка препроводил бывшему Обер-Прокурору Св. Синода К. П. Победоносцеву , от которого получил письмо, что начинание это следует отложить до наступления лучших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

Закрыть itemscope itemtype="" > Юбилей, вызывающий грусть и радость В Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре прошли мероприятия, посвященные 100-летию Александро-Невского братства 01.02.2018 724 Время на чтение 5 минут Сегодня, 1 февраля, в день памяти священномученика Петра Скипетрова, в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре прошли юбилейные мероприятия, посвященные 100-летию Александро-Невского братства, сообщает корреспондент «Русской народной линии», принимающий участие в торжествах. Протоиерей Петр Скипетров - один из первых петербургских новомучеников. День его мученической кончины – 1 февраля 1918 года – считается днем основания Александро-Невского братства. В Свято-Троицком соборе обители была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил благочинный обители архимандрит Никита (Марков) в сослужении насельников монастыря и сонма духовенства. Председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии, председатель Совета православных общественных объединений Санкт-Петербурга митрофорный протоиерей Александр Пелин огласил поздравительное послание митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия наместнику Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, викарию Санкт-Петербургской епархии епископу Кронштадтскому Назарию и членам Александро-Невского братства в связи со столетием со дня основания братства. По завершении Литургии прошёл крестный ход к могиле священномученика Петра на Тихвинском кладбище Лавры, где был совершён благодарственный молебен. Затем у памятника «За Веру Христову пострадавшим» была отслужена лития по всем безвинно убиенным в богоборческие времена. Крестное шествие завершилось у Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры на месте смертельного ранения священномученика Петра Скипетрова. Священнослужители возложили цветы к мемориальной доске . Торжества завершились праздничной трапезой и экскурсией по Александро-Невской лавре. Члены Александро-Невского братства молитвенно помянули новопреставленного протоиерея Александра Ивановича Половинкина , заслуженного деятеля науки России, доктора технических наук, профессора. Сегодня состоялось его отпевание и погребение.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/01/yu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ваши предшественники в годы революционных потрясений сплотились, чтобы противостоять нахлынувшей смуте Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий поздравил членов Александро-Невского братства со столетием его основания 01.02.2018 465 «Ваше Преосвященство! Ваши высокопреподобия, преподобия, досточтимые братья и сестры! Разрешите искренне вас поздравить со знаменательной датой в истории Александро-Невского братства – столетием со дня его основания», - говорится в поступившем в редакцию РНЛ поздравительном послании митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия наместнику Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, викарию Санкт-Петербургской епархии епископу Кронштадтскому Назарию и членам Александро-Невского братства в связи со столетием со дня основания братства . «В годы тяжелейших революционных потрясений, когда страну охватило всеобщее безумие, вылившееся в страшную и разорительную гражданскую войну, монахи и миряне сплотились вокруг священномученика митрополита Вениамина, дабы противостоять нахлынувшей смуте», - говорится в послании. «С началом перестройки и с момента возрождения монашеской жизни в Александро-Невской лавре началась новая страница в истории Александро-Невского братства. Проведены десятки международных конференций, отреставрированы здания, входящие в монастырский комплекс, организована большая благотворительная, добровольческая, просветительская и духовно-культурная работа. Но еще более предстоит сделать и не останавливаться на достигнутом», - сказано в документе. «От всего сердца желаю вам, дорогие братья и сестры, дальнейших успехов в вашей активной духоносной деятельности. Сил вам и помощи Божией, чтобы продолжать нести достойно ваше ответственное служение Богу и людям! Храни Вас Господь Бог!» - подчеркивается в послании владыки Варсонофия. Напомним , что 1 и 6 февраля 2018 года в Александро-Невской Лавре проходят праздничные мероприятия, посвященные 100-летию основания Александро-Невского братства.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/01/va...

В 1942 году Собор епископов Белорусской Православной Церкви принял решение о восстановлении шести древнейших епархий, в том числе Витебской, и назначении архимандрита Афанасия (Мартоса) епископом Витебским и Полоцким. Во время Великой Отечественной войны некоторые сохранившиеся храмы были открыты, в частности, Свято-Покровская церковь Витебска, где с августа 1941 года по 22 октября 1943 года находились мощи преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. После Великой Отечественной войны продолжались гонения на Церковь, в результате чего к концу 60-х годов уничтожается последнее, что сохранилось из храмов города: в 1961 году взорваны Свято-Благовещенская церковь, Свято-Николаевский кафедральный собор. Духовная жизнь сосредоточилась в одном сохранившемся храме города — Свято-Казанской церкви Свято-Троицкого Маркова монастыря (основанного в XIV веке), территория которого была полностью застроена промышленными зданиями. В 1989 году восстанавливается древнейшая Полоцкая епархия, а 11 июня 1992 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в Москве, постановил: «Восстановить на территории Витебской области Витебскую Епархию в границах районов, определенных Синодом Белорусского Экзархата. Управляющий Епархией имеет титул Витебский и Оршанский». На момент восстановления в 1992 году в Витебской епархии было 9 храмов и 12 священнослужителей. Настоящее время [ править править код ] На сегодняшний день Витебская епархия объединяет 165 приходов (имеющих юридическую регистрацию) и 6 монастырей (2 мужских и 4 женских). Кафедральный собор — Покровский в Витебске, Михайловский в Орше. В епархии при храмах работает 46 воскресных школ. С 1996 года возрождено и начало действовать Витебское православное духовное училище. Решением Священного Синода от 30 мая 2011 года училище преобразовано в Витебскую духовную семинарию. При епархии действуют 6 братств, диаконический центр, сестричества, епархиальная библиотека имени святой великомученицы Екатерины, иконная лавка, детский лагерь «Дружба». Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Витебский Свято-Духов женский монастырь [ править править код ] Витебский Свято-Духов женский монастырь Монастырь основан в конце 1380-х годов витебской княгиней Иулианией Александровной, женой Великого князя Литовского Ольгерда, который выстроил главный храм обители — церковь Святого Духа. Примерно в 1392—1393 годах она приняла в монастыре схиму под именем Марфы. Вскоре княгиня умерла и была похоронена в монастыре. В 1618 году возник вопрос о превращении монастыря в униатско-базилианский кляштор. Униаты обосновались здесь после войны России с Речью Посполитой (1654—1667). В 1839 году Свято-Духов монастырь вновь стал православным. К середине XIX века обитель приходит в запустение: в 1855 году здесь оставалось только шесть пожилых монахинь. Вскоре монастырь закрылся: сначала здесь расположилась женская тюрьма, затем — женское духовное училище.

http://azbyka.ru/palomnik/Витебск

Зизаний послал известие о себе и о запечатании церкви во Львов к члену тамошнего братства Юрию Рогатинцу, который отвечал (16 ноября), что если Зизаний проповедует по воле всего виленского Троицкого братства, то поступает хорошо, и советовал не смущаться запечатанием церкви, но только без нужды не раздражать Потея. Потей, однако ж, был уже раздражен до последней степени: на самую жизнь Зизания было сделано покушение, так что он едва спасся чрез камин или дымовую трубу и бежал из Вильны. Братство внесло протест в виленские городские книги (14 декабря 1599 г.), в котором от имени всех православных жителей Вильны заявляло, что они не признают Потея своим пастырем, отказываются от послушания ему и что он, не будучи их пастырем, насильно привлекает их под свою власть . Гнев Потея, естественно, обратился и на все виленское Троицкое братство. А надобно заметить, что братство это было еще тогда очень многочисленно и в числе членов своих имело «княжат, панят, сенаторов, рыцарство и иных людей вшелякой кондиции», живших в разных местах Литовского края. Потей начал действовать против братства и сам непосредственно, и чрез виленских бурмистров, радцев и лавников русской веры, которые, к прискорбию, были на ту пору из числа лиц, склонных к унии, и, руководимые Потеем, старались принудить к унии и членов Троицкого братства. Братство имело у себя при церкви Святого Духа двух священников: Карпа Лазаровича и Григория Ждановича, которые рукоположены были экзархом Цареградского патриарха Гедеоном Балабаном. Потей захотел отнять у братства этих священников и к 20 июля 1601 г. потребовал их к себе на суд за то, что они помимо его, митрополита, приняли священство от Львовского епископа и священствуют в митрополичьей епархии. Требование Потея встревожило братство и особенно ктиторов Свято-Духовской церкви. И вот 20 июля отправились в митрополичий дом у Пречистенского собора воевода смоленский Ян Абрамович, подкоморий троцкий князь Богдан Матвеевич Огинский и троцкий князь Богдан Федорович Огинский вместе с двумя священниками братства, имея при себе трех возных Виленского повета и с ними семь шляхтичей.

http://sedmitza.ru/lib/text/436116/

Возглавили заседание эконом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры иеромонах Прокопий (Павлов) и член правления Александро-Невского Братства Борис Сергуненков. Отец Прокопий зачитал приветствие председателя правления Александро-Невского Братства, наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископа Выборгского Назария участникам и гостям конференции. В приветственном слове, в частности, говорится, что «Александро-Невская Лавра удостоилась высокой чести благословения от Господа Вседержителя стать хранительницей цельбоносных честных мощей великого князя. Уже почти 300 лет святой Александр Невский пребывает в этой славной обители, возникшей на берегах Невы по воле императора Петра Первого, и по его же высокому указу, ставшем вместилищем святых мощей своего небесного покровителя». «Юбилей Лавры - событие не ординарное, а имеющее особое значение для всей России. Пусть Ваше путешествие станет символом этой общероссийской значимости духовного сердца Петербурга», - пожелал владыка Назарий. Затем отец Прокопий напомнил историю Александро-Невской Лавры, рассказал о ходе подготовки к юбилею обители. В данное время в Лавре идут реставрационные и ремонтные работы. Несмотря на это, остаются нерешенные проблемы - до сих пор обители не возвращены Благовещенская церковь и рака из-под мощей Александра Невского. Со своей стороны Борис Сергуненков кратко рассказал о возрождении Александро-Невского Братства, в которое на сегодняшний день входит более 100 братчиков. Перед братством, по его словам, стоят грандиозные задачи. В связи с этим он озвучил обращение Братства, выражающее просьбу оказать посильную помощь в возрождении Лаврской библиотеки, музея и в создании аудио- и видеотеки. Позже на сайте «Русской народной линии» будет опубликован текст обращения. Затем состоялись выступления участников конференции. Доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургской Православной духовной академии, ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга Михаил Шкаровский выступил с докладом «Новомученики Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры».

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/22/ep...

207 Освящение епархиального дома состоялось 5 ноября 1902 г., освящение Владимирского храма — 30 декабря 1902 г. Владимирский храм благоустраивался еще в течение 1903—1904 гг. 208 В мае 1913 г., через полгода после перевода митр. Владимира, последовал указ Св. Синода о присвоении Московскому епархиальному дому наименования «Владимирского». 209 Курсы проходили при Воскресенском храме у Варшавского вокзала. 210 См. например. 211 На миссионерском отделении преподавались инородческие языки, этнография, вероучение инородцев и миссионерская педагогика (см. подробнее) 212 Программа миссионерских курсов была разработана проф. В. В. Миротворцевым. На них обучались прежде всего лица, способные к миссионерству, но не поступившие в Академию. Посещение этих курсов было разрешено священникам инородческих приходов Казанской епархии и приезжающим в Казань миссионерам. 213 Под высочайшим императорским покровительством состояли следующие братства: Виленское Свято-Духовское, Холмское Свято-Богородицкое, Острожское Кирилло-Мефодиевское, Костромское Александровское, Ковенское Свято-Никольское-Петропавловское, Варшавское Свято-Троицкое, Подольское Свято-Троицкое, Гродненское Софийское, Киевское Свято-Владимирское, Минское Свято-Николаевское, Таврическое Александре-Невское. Под покровительством императрицы Александры Феодоровны состояли три братства, императрицы Марии Феодоровны — два, цесаревича Алексия — два С. 191]. 214 Функции епархиального комитета Миссионерского общества на братство были возложены согласно уставу братства, утвержденному определением Св. Синода от 5 августа — 6 ноября 1898 г. 215 Собственная типография была открыта в связи с тем, что тобольская губернская типография не справлялась с заказами братства. 216 Село Гуслица — место компактного проживания старообрядцев (см.: Православная энциклопедия. 2006. Т. 13. С. 503—509). 217 Братство возникло в результате слияния двух братств в 1882 г. и состояло под покровительством императрицы Марии Феодоровны. 218 Определение Святейшего Синода от 23-го февраля — 9-го апреля за 1377//Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Ревнуя о поддержании своей веры, православные дворяне основывали монастыри и в других местах и так же подчиняли виленскому Свято-Духову монастырю, как Петропавловский минский. Королевский дворянин Новогрудского воеводства Константин Богданович Долмат с женою своею Анною из рода Юрковских основал в 1618 г. мужской общежительный монастырь при Крестовоздвиженской церкви в селе своем Цепре (ныне в Слуцком уезде) и подарил на этот монастырь все село Цепр с землями и крестьянами и половину другого своего имения — «новый двор» с землями и крестьянами, с тем чтобы Цеперский монастырь оставался навсегда в послушании Цареградскому патриарху, был подчинен виленскому Свято-Духовскому монастырю и содержал при себе школу и госпиталь. Подобным образом подкоморий троцкий князь Богдан Матвеевич Огинский с женою своею Анною (Раиною) из рода Воловичей основал мужской монастырь в местечке своем Евье, или Вивье, при церквах Вознесения Господня и Успения Богородицы, и в 1619 г. подарил на содержание этого монастыря, в котором находилась и известная типография, свой двор вивьевский в Троицком повете со всеми постройками, садами, огородами, пашнями и сеножатями, еще два села Олесники с землями и крестьянами и шесть озер. Отдавая свой новооснованный монастырь в подчинение виленскому Свято-Духовскому, князь заключил с иноками последнего и со всем Свято-Духовским братством условие, чтобы они присылали в Вивьевский монастырь иноков годных и способных и содержали при нем школу . Нельзя при этом не заметить, что князь Богдан Матвеевич Огинский после незабвенного К. К. Острожского едва ли не более всех русских дворян в Литве потрудился для православия. Кроме того что он был членом Свято-Духовского виленского братства и принимал самое близкое участие в борьбе его с Потеем, будучи на то время братским старостою, он же находился, как мы видели, и во главе дворян, основавших в Минске церковное братство и Петропавловскую обитель; он приютил в имении своем Евье братскую Виленскую типографию, когда она подверглась преследованию, и давал свято-духовским инокам материальные средства на издание в ней полезных книг; он нарочно купил в Вильне и подарил Свято-Духовскому монастырю два соседние с ним дома и вот теперь основал еще в Вивье и наделил угодьями новый монастырь, который подчинил тому же Свято-Духовскому. Наравне с новыми православными монастырями присоединялись к виленскому Свято-Духовскому и подчинялись ему и некоторые из прежних, например брагино-селецкий Преображенский, основанный в 1609 г. князем Адамом Корибутовичем Вишневецким, и слуцкий Троицкий, в котором погребена в 1617 г. последняя отрасль князей Олельковичей-Слуцких, благоверная княжна София Юрьевна . Таким образом виленский Свято-Духов монастырь, объединяя под своею духовною властию несколько православных монастырей, мог распространять чрез них свое благотворное влияние на весь край.

http://sedmitza.ru/lib/text/436119/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИЛЕНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ СВЯТО-ДУХОВСКОЕ БРАТСТВО учреждено для защиты Православия на территории Литовского великого княжества в условиях активной экспансии протестантизма и посттридентского католицизма (о религ. ситуации на украинско-белорус. землях в кон. XVI в. см.: Флоря Б. Н. Западнорусская митрополия. 1458-1686 гг.//ПЭ. Т. РПЦ. С. 101-104). Кон. XVI-XVIII в. Создание В. б., первоначально именовавшегося Свято-Троицким, было связано с передачей в мае 1584 г. королевской грамотой виленского во имя Св. Троицы муж. мон-ря , находившегося под управлением Киевского митр. Онисифора (Девочки) , под опеку правосл. членов виленской городской рады (совета). В 1587 г. митр. Онисифор благословил «братство церковное иметь» при ц. Св. Троицы, разрешил напечатать устав братства и учредить при нем школу; братчикам принадлежал Сретенский придел Троицкого храма. В уставе («Чине») В. б. его главными целями помимо поддержки правосл. храмов были записаны содержание уч-ща и типографии, воспитание юношества в Православии, издание необходимых Церкви книг. В июне 1588 г. Вильно посетил К-польский Патриарх Иеремия II , в юрисдикции к-рого состояла Западнорусская митрополия . Патриарх одобрил и скрепил собственной печатью «Чин» братства, в выданной Патриархом грамоте братчикам предписывалось иметь типографию и школу с изучением греч., лат. и рус. языков. В 1589 г. польск. кор. Сигизмунд III Ваза утвердил корпорацию братчиков и предоставил ей право самоуправления, в 1592 г. освободил от уплаты городских повинностей и налогов. Первоначально большую часть братчиков составляли ремесленники, после Брестского Собора 1591 г., подтвердившего ставропигиальный статус братства, в В. б. также входили дворяне («вельможные паны»). По «Реестру» 1584 г., в В. б. состоял 371 чел. Высшим органом братства являлись общие собрания («сходки»). Для ведения текущих дел избирались годовые старосты («рочные справцы»), они же представляли интересы братства в гос. учреждениях. Заведование хозяйством и казной поручалось 4 выборным ключникам.

http://pravenc.ru/text/158638.html

Референт Председателя Правления Александро-Невского братства Галина Владимировна Микшакова передала самые теплые пожелания от Председателя Правления Братства, Наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, Епископа Кронштадтского Назария. Именно по его благословению создана выставка в этот юбилейный год и вот после презентации ее в Лавре 6 февраля 2018 года она путешествует по Ленинградской области и Санкт-Петербургу. Руководитель Ленинградского областного отделения Александро-Невского братства предложил вначале провести экскурсию по выставке, а затем уже высказаться всем присутствующим. Так, наверное, будет правильно, сказал Николай Витальевич. Все узнают, что такое Братство, и можно будет предметно поговорить и о событии, и о роли Братства в истории. Такой подход оправдал себя. И следом выступили и поделились своими впечатлениями и мыслями об увиденном и услышанном руководитель Общественной приемной Губернатора Ленинградской области в Гатчинском районе Людмила Павловна Сенькина, руководитель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии иерей Николай Святченко, руководитель Культурно-просветительского товарищества Ленинградской области Станислав Степанов, член Братства, поэт и писатель Олег Николаеви Мартынов, организатор фестиваля «Красная горка» Анна Абикулова, руководитель Культурно-просветительского общества им. Игоря Северянина «Возрождение. Искусство Серебряного века» Сергей Кульматицкий, Нина Андреевна Эртэ и другие участники открытия выставки. Приятно, что и представители Братства и приехавшие из Санкт-Петербурга гости дарили библиотеке книги. Это так здорово, когда библиотека пополняется хорошими книгами, сказала Елена Бабий! В библиотеку на этот раз были переданы не только книги, но печатные материалы журналов «Вестник Зодчий. 21 век» и «Конкуренция и рынок». Обсуждение увиденного и услышанного продолжилось и за чашкой чая. Все участники презентации выставки сошлись во мнении, что история Александро-Невского братства — это тема глубокая, и тут есть над чем подумать, поразмыслить...

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/30/in...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010