Арку южных ворот венчает аттик, на который наложен треугольный фронтон. Борисов, 1851, с. 167-173; Зверинский, 1892, с. 297, 1126; Березин, Добронравов, 1898, с. 226-233. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 571-576 Колокольня В самом центре поселка Лежнево располагается храмовый комплекс Троицко-Знаменской церкви с высокой колокольней, которая была построена в 1823 г. в честь победы русского народа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. Особую привлекательность колокольне придают обращенные на четыре стороны света огромные, до двух метров в диаметре, часы с курантами. На обратной стороне одного из циферблатов надпись: " Братья Бутенопы. 1858 " . Семью годами раньше они же изготовили часы, и поныне украшающие Спасскую башню московского Кремля. Троицко-Знаменская церковь построена в 1745 г. Первоначально храм был частью Знаменского женского монастыря, который существовал с XV века. В 1813 г. был надстроен второй этаж, после чего храм стал называться Троицко-Знаменским. В 2014-2019 г.г. была проведена реставрация кровельного покрытия выступающих карнизов колокольни, реставрация крылец и фасадов, устройство отмостки, укрепление фундамента. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru В районном центре Ивановской области - Лежневе, завершена реставрация знаменитой колокольни Троицко-Знаменской церкви, которая является гордостью и символом посёлка. На первом ярусе красавицы-доминанты открыта экспозиция из дореволюционных снимков, позволяющая путешественнику либо паломнику увидеть, как она выглядела в кон. XIX - нач. ХХ столетия. Настоятель Троицко-Знаменского храма иеромонах Иаков всегда готов рассказать гостям и паломникам об истории храма и колокольни, их восстановлении, об уникальных особенностях памятников архитектуры посёлка Лежнево. Четырёхъярусная звонница заметна со всех точек посёлка, за многие километры в окрест. Говорят, что с её высоты в хорошую погоду, видно даже Иваново.

http://sobory.ru/article/?object=06083

2) Настоятелю Устюгского Архангельского Монастыря, Архимандриту Палладию, и строителю Лальского Архангельского Монастыря, Иеромонаху Иринею, предписать, чтобы первый из них, при посредстве Протоиерея Лальского Воскресенского Собора, Платона Кубеницкого, принял от строителя Лальского Монастыря, Иеромонаха Иринея, все имущество Монастырское и деньги по описям и приходо-расходным книгам и о последующем за общим подписанием донесли Консистории. 3) За сим строителю, Иеромонаху Иринею, предписать, чтобы немедленно отправился в Троицко-Стефановский Ульяновский монастырь, взяв с собою и билет на капитал графини Анны Орловой в 5000 руб. и по прибытии туда внес оный в опись церковную, и затем при посредстве местного Благочинного принял от нынешнего причта Ульяновской церкви все церковное имущество и деньги по описям и приходо-расходным книгам, и о последующем также за общим подписанием донесли бы Консистории. 4) Братии Лальского Монастыря дозволить по желанию каждого проситься в другие Монастыри, или оставаться тут же под ведением Настоятеля Устюгского Архангельского Монастыря. 5) Для всеобщего известия об учреждении при Ульяновской Спасской церкви мужского общежительного Троицко-Стефановского Монастыря припечатать в здешних Губернских Ведомостях, о чем и сообщить в Губернское Правление и 6) касательно покупки домов у причта Ульяновской церкви на ассигнованную от Святейшего Синода сумму, в числе 600 руб. серебр., учинить особое распоряжение, когда присланы будут к Епархиальному Начальству означенные деньги. На журнале по сему делу Его Преосвященство резолюцию наложил следующего содержания: вместо заключения по 4 пункту определения Консистории предоставить бывшему Настоятелем Лальского Монастыря Иеромонаху Иринею из братии оного нужных для вновь открытого Троицко-Стефановского Ульяновского Монастыря, взять в оный с собою, и о том, кто будут им избраны, донести, а не нужных оставить в Лальском Монастыре на распоряжение Архимандрита Устюгского Монастыря Палладия; и сверх того для наблюдения за порядком по вновь открытому Монастырю поручить заведывание оным Благочинному Сольвычегодских Монастырей Архимандриту Иринарху, которому и предписать о сем указом, к сведению и к надлежащему, в чем следует, исполнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Служившие при ней до закрытия часовенными старостами, разумеется, первостатейные из обывателей, имели в том свой расчет, который обнаружен в жалобе Преосвященному от причта Троицко-Сергиевской церкви с церковным старостою и с прихожанами, а именно: те часовенные старосты захватили каждый на свой участок часовенных денег и ими корыстовались. Преосвященный приказал старост, сколько их было, усчитать, а часовне в Разводинской деревне не быть за близостию этой деревни от города Иркутска. Такое распоряжение Владыки не могло не потревожить в особенности корыстовавшихся часовенными деньгами, а не менее и всех жителей Разводинского селения, как терявших право на христианское, великое в те времена, утешение видеть посреди жилищ своих молитвенный дом. Воспользовавшись отбытием в монастырь священника Иоанна Карамзина, главного преследователя злоупотреблений по Разводинской часовне, служивые и посадские люди и пашенные крестьяне верх-ангарских деревень, употребив посредником определенного к Троицко-Сергиевской церкви на место Карамзина священника Власа Миронова, подали Преосвященному просьбу о возобновлении упомянутой часовни, при таковом обязательстве, чтоб при той часовне быть старостам погодно за выбором с подписанием рук прихожан, и держать бы две книги для записи денег помесячной и погодной за скрепою священника Троицко-Сергиевой церкви, и считывать бы погодно часовенных старост священнику и старосте означенной Троицко-Сергиевой церкви. Преосвященный преклонился на милость и указом от 23 июня 1730 г. благословил возобновить закрытую по прежним указам, но еще не разобранную часовню в Верх-ангарской Разводинской, в 5 верстах от Иркутска, деревне во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, и возвратить в оную из Иркутской Троицко-Сергиевой церкви иконы. В начале 1730 г. Преосвященный Иннокентий посылал для обозрения церквей Иркутской десятины дома своего начальнаго иеродиакона Тарасия. Инструкция, данная Тарасию 20 февраля, ничем не разнилась от прошлогодней, которою был снабжен покойный ключарь Димитриев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Митрополита Курского и Рыльского Ювеналия почислить на покой; 2. Выразить благодарность Преосвященному Митрополиту Ювеналию за понесенные долголетние архипастырские труды по возрождению Курской епархии, ее приходской и монашеской жизни; 3. Архиепископом Курским и Рыльским назначить Преосвященного Германа, архиепископа Якутского и Ленского; 4. Епископом Якутским и Ленским быть игумену Зосиме (Давыдову), насельнику Свято-Данилова монастыря Москвы; 5. Наречение и хиротонию игумена Зосимы по возведении его в сан архимандрита совершить в Москве, о чем послать соответствующие указы. ЖУРНАЛ 48 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ О порядке подачи Преосвященными архиереями рапортов на имя Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода об открытии монастырей и духовных школ в епархиях. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященные архипастыри, представляя Святейшему Патриарху и Священному Синоду рапорт об открытии монастыря, должны прилагать подробную историческую справку о монастыре с описанием современного его состояния. 2. При преобразовании действующего прихода в монашескую обитель необходимо представлять аргументированное обоснование данному преобразованию. 3. При подаче рапорта об открытии в епархии духовной школы, должны прилагать заключение Учебного комитета при Священном Синоде, подтверждающее целесообразность открытия данной духовной школы. ЖУРНАЛ 49 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ Об усвоении Свято-Троицкому Стефано-Махрищскому монастырю Владимирской епархии статуса ставропигиального, учитывая положительный отзыв об этом Преосвященного Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия. СПРАВКА: Троицкий-Стефано-Махрищский монастырь основан в 1453 году преподобным Стефаном по благословению Митрополита Московского и всея Руси Феогноста. С первых дней существования обитель была тесно связана с монастырем Пресвятой Троицы преподобного Сергия Радонежского. В 1615 году Махрищский монастырь, по указу царя Михаила Федоровича, был приписан к Троице-Сергиевому монастырю, под покровительством которого он находился более трехсот лет, до своего закрытия в 1922 году. С первых дней возрождения Стефано-Махрищского монастыря Свято-Троицкая Сергиева Лавра принимает непосредственное участие в восстановительных работах в этой обители и в духовном ее окормлении.

http://mospat.ru/archive/86335-zhurnaly-...

Коленопреклоненная мц. Иулиания изображена в составе избранных святых (преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, свт. Стефан Пермский), молящихся Спасу Нерукотворному, на литографии «Вид Троицкого Стефано-Ульяновского монастыря у зырян Вологодской губернии» (1883, мастерская В. А. Черепанова в Архангельске; см.: Тютюнник М. А. Печатные иконы сер. XIX - нач. XX в. в собр. Нац. музея Респ. Коми//Музеи и краеведение: Тр. Нац. музея Респ. Коми. Сыктывкар, 2011. Вып. 8. С. 197-198). Известны также персональные изображения святой на хромолитографиях, выпускавшихся по заказу мон-ря в 70-90-х гг. XIX в. в мастерской Тиля в Одессе (РГБ, ГИМ, подворье Кылтовского Крестовоздвиженского мон-ря в Сыктывкаре). На них мученица представлена в рост, со скрещенными на груди руками (в правой - Распятие), на фоне пейзажа с 2-главым храмом (подгорная ц. во имя блгв. кн. Александра Невского и мц. Иулиании?); на нек-рых эстампах внизу текст: «Блarocлobehie Троицко-Стефано-Ульяновскаго Монастыря». Ист.: Грамота царя Алексея Михайловича яренгскому воеводе Михаилу Мусорскому об отводе земли Спасской Ульяновской пуст. и отводная память на означенную землю//ДАИ. Т. 6. С. 171-173, 29; Поездка преосв. Палладия [Раева], еп. Вологодского и Устюжского, для обозрения церквей и духовенства Вологодской епархии с 17 июня по 29 июля сего 1871 г.//Вологодские ЕВ. 1871. 20. Приб. С. 695-707; Арсеньев Ф. А. Ульяновский мон-рь у зырян: Троицко-Стефановская новообщежительная обитель. М., 1889. Лит.: Мельников С. Е. Описание Спасской Ульяновской пуст. на р. Вычегде, Вологодской губ., Усть-Сысольского у.//ИИАО. СПб., 1861. Т. 3. Стб. 144-161; Евгений [Болховитинов], митр. Список мон-рей, прежде бывших и ныне существующих в Вологодской епархии/Примеч., послесл.: Н. И. Суворов//Вологодские ЕВ. 1864. 6. Приб. С. 164, 166; Зверинский. Т. 1. С. 270-271; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 47; Голубинский. Канонизация святых. С. 330, 575. Е. В. Романенко, Н. Е. Плаксина Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН И МАРИЯ (2-я пол. XIII в.), праведные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Устюжские

http://pravenc.ru/text/1237857.html

В 1887 году при соборном храме Святой Троицы трудами архимандрита Амфилохия (по проекту архитектора Александра Петровича Белоярцева) начато сооружение новой трёхъярусной колокольни. Тщанием игумена Амфилохия и частично на его личные средства, в Троицком и Стефановском храме обновляется стенная живопись и предалтарный иконостас, паперть под новой колокольней украшается изображениями евангельских событий. Законодательно монастырь был закрыт 5 января 1923 года. В 1922-24 годах в стенах монастыря размещалась сельскохозяйственная школа. В 1923 году были сняты и переданы в распоряжение Госпромцветметалла древние монастырские колокола. До войны в монастыре была устроена больница, в закрытых храмах - склад. В 1942 году разобрали Стефановскую и Троицкую церкви и колокольню, щебень от которых был использован на сооружение аэродрома в д. Слободка Киржачского района. В 1995 году насельницы обратились за помощью к президенту концерна " Росэнергоатом "   Э.Н. Поздышеву. С тех пор на протяжении уже более десяти лет Эраст Николаевич со своими сотрудниками делают всё возможное для возрождения этой древней обители. В 1998 году начались раскопки на месте Троицкого собора. Удалось полностью раскрыть его фундамент. В белокаменном саркофаге XVII века были обретены мощи святителя Варлаама. 27 июля 2000 года состоялась канонизация святителя Варлаама. Обитель обрела ещё одного небесного предстоятеля и покровителя. Из книги " Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь " . Автор-составитель инокиня Магдалина (Корнилова), 2006 г. Храм преподобного Сергия Радонежского в Махринской подмонастырской слободе (с 2010 г. храм Пресвятой Троицы Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря) В 1824 году недалеко от восточных врат монастыря была поставлена деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Храм этот был перевезен сюда из села Ям и предназначался для прихожан Махринской слободы. В 1764 году, после упразднения монастырских вотчин и передачи их государству, жители Махринской слободы и 12 селений, входивших во владения Махрищского монастыря, образовали самостоятельный приход. Новый приход, находясь во Владимирской губернии, подчинялся епархиальному архиерею, тогда как сам Махрищский монастырь - находился в ведении Троице-Сергиевой Лавры. Прихожане и духовенство, однако, не имели своего храма, и по распоряжению митрополита Московского Платона (Левшина), богослужения и требы совершались в надвратном монастырском храме преподобного Сергия с отдельно устроенным входом снаружи.

http://sobory.ru/article/?object=03853

Махра. Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь. Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты С конца XVIII века начинает складываться основной архитектурный комплекс монастыря. Тщание митрополита Платона в 1791-1792 годы на восточных вратах обители была построена каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Устроенная над восточными воротами в 1791 году церковь во имя Преподобного Сергия, по распоряжению митрополита Платона, действовала как приходская и даже имела свой отдельный вход снаружи. В 1830 году при строителе Тихоне (1828-1830 гг.; 1839-1843 гг. вторично) были начаты работы по восстановлению надвратного храма в честь Преподобного Сергия, с 1821 года более двадцати лет закрытого для богослужений. В 1998 году начались сложнейшие реставрационные работы в надвратной церкви Преподобного Сергия, находившейся на грани полного разрушения. Работы завершились за полгода, и 8 октября, в день памяти Преподобного Сергия, храм был освящён. Из книги " Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь " . Автор-составитель инокиня Магдалина (Корнилова), 2006 г. НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ... «Встретившись, взаимно они поклонились до земли, прося друг у друга благословения, и никто из них не хотел принять на себя первенства дать благословение другому: так велико было их обоюдное смирение. Едва умолен был преподобный Сергий как гость благословить Стефана и братию…» (Из жития преподобного Стефана игумена Махрищского). В память о знаменательной встрече преподобных Сергия Радонежского и Стефана Махрищского у стен Махрищской обители над её восточными вратами, в 1791 году, по благословению митрополита Платона (Левшина), была устроена надвратная церковь во имя преподобного Сергия. Возведенный при строителе иеромонахе Астионе каменный храм был освящен 5 октября 1791 года наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игуменом Досифеем. Окончательная отделка была завершена летом 1793 года. Эта церковь с особым входом снаружи была отдана приходскому причту, долгое время не имевшему своего храма. В 1824 году Сергиевская церковь пришла в крайнюю ветхость, и Учрежденный Собор Лавры предписал ее запечатать. Лишь в 1830 году при строителе иеромонахе Тихоне были начаты восстановительные работы. Необходимо было «исправить храм с восточной стороны, починить кровлю листовым железом и окрасить ее, заменить деревянные кружала купола».

http://sobory.ru/article/?object=06918

Постановили: 1. Освободить иеромонаха Сергия (Литовченко) от обязанностей настоятеля Соликамского Свято-Троицкого мужского монастыря. 2. Утвердить иеромонаха Питирима (Вылежнева) настоятелем Свято-Троицкого мужского монастыря в Соликамске. Слушали: Рапорт архиепископа Рязанского и Касимовского Симона об открытии Покровского женского монастыря в городе Михайлове Рязанской области. Постановили: Благословить открытие Покровского женского монастыря в городе Михайлове Рязанской области для возобновления в нем монашеской жизни. Слушали: Прошение епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима о преобразовании Вотчинского Стефано-Афанасиевского мужского монастыря в женский монастырь и о назначении настоятельницы обители. Постановили: 1. Благословить преобразование Вотчинского Стефано-Афанасиевского мужского монастыря в женский монастырь. 2. Утвердить настоятельницей Вотчинского Стефано-Афанасиевского женского монастыря монахиню Василиссу (Мосягину) с правом ношения наперсного креста по должности. Слушали: Рапорт епископа Томского и Асиновского Ростислава об освобождении игумена Серафима (Тарабыкина) от обязанностей наместника Богородице-Алексиевского мужского монастыря в Томске и о назначении на эту должность иеромонаха Силуана (Вьюрова). Постановили: 1. Освободить игумена Серафима (Тарабыкина) от обязанностей наместника Богородице-Алексиевского мужского монастыря в Томске. 2. Утвердить иеромонаха Силуана (Вьюрова) наместником Богородице-Алексиевского мужского монастыря в Томске с возведением в сан игумена. Слушали: Рапорт архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия об открытии в Иванове Духовного училища. Постановили: 1. Благословить открытие Ивановского Духовного училища. 2. Назначить ректором Ивановского Духовного училища архимандрита Зосиму (Шевчука), о чем послать соответствующие указы. Слушали: Рапорт епископа Бронницкого Тихона, Председателя Издательского Совета Московского Патриархата, Главного редактора Издательства Московской Патриархии, о целесообразности придания Издательскому Совету Московского Патриархата статуса Синодального отдела.

http://mospat.ru/archive/86368-opredelen...

Махра. Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной (Сергия Радонежского). Карта и ближайшие объекты В 2005 году по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, посетившего обитель, в архитектурный ансамбль Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря был включен приходской храм Махрищской слободы преподобного Сергия, находящийся у стен обители. В мае 2006 года началась реставрация разрушенного храма, завершившаяся осенью 2009 года. Восстановленный в его прежнем историческом облике храм преподобного Сергия Радонежского по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла освящен по имя Святой Живоначальной Троицы. Так возродившаяся Троицкая обитель вновь обрела свой главный престол. По материалам официального сайта РПЦ Московского патриархата Патриархия.ру, http://www.patriarchia.ru/db/text/1247299.html в т.ч. новостная лента от 15 августа 2010г. про освящение храма http://www.patriarchia.ru/db/text/1248427.html Около 1358 г. святитель Московский Алексий благословил грамотой освящение церкви во имя Святой Живоначальной Троицы и учреждение при ней обители, самого же Стефана поставил игуменом собранной братии. В смутное время междоусобия и междуцарствия Махрищский монастырь был разорён, разграблен и почти дотла сожжён польскими интервентами. В октябре 1612 года архимандрит и келарь вместе с народным ополчением, возглавляемым князем Дмитрием Михайловичем Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым, вступили в ворота Московского Кремля. Их стараниями, а затем и усердием других наместников Троице-Сергиевой лавры начала возрождаться разоренная обитель преподобного Стефана. К 1807 году главный собор обители - Троицкий - сильно обветшал. Его разобрали и иждивением митрополита Платона выстроили новый собор, освящённый 23 августа 1808 года. Слово на освящение храма произнёс молодой учитель красноречия и риторики Московской Духовной семинарии Василий Дроздов - будущий святитель Филарет, митрополит Московский.

http://sobory.ru/article/?object=03853

В.А. Долгоруков Путеводитель по Троицко-Сергиевой Лавре, Вифании, Гефсиманскому скиту и другим примечательным монастырям, а также селениям, близ Москвы лежащим Источник Сергиева Свято-Троицкая Лавра. (Сергиевский Посад) Лежит под 55° 5» Север. шир. и 56° 30» В. долг., от Санкт-Петербурга – 744 версты, от Москвы 70 верст. Свято-Троицкая Лавра основана преподобным Сергием – в мире Варфоломей, род. в Ростове, около 1314 г., при великом князе Юрие Даниловиче. Родители его, Кирилл и Мария, были из боярского рода – в начале были богаты и знатны, но впоследствии, чрез разные обстоятельства, пришли в упадок. Жили они с 1328 г. в селе Радонеже, принадлежавшем сыну вел. кн. Иоанна Даниловича, Андрею (см. Собр. госуд. грам. T. I. стр. 30, 31). Сергий, вместе со своим старшим братом Стефаном, приняли иночество, и желая предаться совершенному уединению, избрали место в глубокой пустыне, в лесу, на горе – верстах в десяти от Радонежа и от Хотькова, и устроили здесь келлию и церковь , которая и была освящена во имя Святой и Живоначальной Троицы. Вскоре к Сергию (принявшему пострижение на 24 году от роду) стали собираться различные люди, искавшие, как и он, уединенной жизни... Начались строиться келлии. Так было положено основание Троицко-Сергиевской Лавры, столь достопамятной в летописях отечественной истории. В настоящее время Троицко-Сергиева Лавра состоит из следующих зданий: 1. Соборный храм Пресвятой Троицы. Построен над гробом преп. Сергия, весь из белого камня (кроме трапезы). Верх собора вызолочен, глава и крест покрыты медью и позолочены через огонь царем Иоанном Васильевичем, в 1556 году. У южной стены, близ иконостаса, почивают мощи преп. Сергии. Рак – две: серебряная, позолоченная – устроена царем Иоанном Грозным; и другая – императрицею Анною Иоанновною, тоже серебряная; весом 25 пудов. В юго-западном углу храма находится медная доска над могилою кн. Андрея Владимировича, в иноках Саввы, удельного князя Радонежского. 2. Церковь преп. Никона. В юго-западном углу находятся мощи преп. Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010