ПОСТАНОВИЛИ: Усвоить статус ставропигиального монастыря Свято-Троицкому Стефано-Махрищскому женскому монастырю в с. Махра Александровского района Владимирской области. ЖУРНАЛ 50 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя отдела внешних церковных связей, о его поездке в Объединенные Арабские Эмираты, в ходе которой была достигнута договоренность о предоставлении русскоязычной общине города Шарджа участка для строительства храма. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. С удовлетворением отметить понимание властями Объединенных Арабских Эмиратов духовных нужд православных верующих. 3. Отделу внешних церковных связей Московского Патриархата поручить согласование со Священноначалием Антиохийского Патриархата вопроса о строительстве православного храма в г. Шарджа (ОАЭ). 4. Считать полезным углубление сотрудничества с арабскими странами Персидского залива. ЖУРНАЛ 51 СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о прошедших 27 мая сего года парламентских слушаниях «Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях». СПРАВКА: 27 мая 2004 года в Государственной Думе Российской Федерации состоялись парламентские слушания на тему " Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения " . Слушания проводил Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций. В ходе парламентских слушаний были обсуждены различные аспекты взаимодействия государства, общества и религиозных объединений, в том числе вопросы внесения изменений и дополнений в законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях. Центральным вопросом стало обсуждение проекта поправок в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В слушаниях приняли участие представители российских религиозных объединений, органов законодательной и исполнительной власти России, представители 26 субъектов Федерации, ученые, общественные деятели. На парламентских слушаниях выступили председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Учебного комитета архиепископ Верейский Евгений, советник-юрист Московской Патриархии К.А.Чернега.

http://sedmitza.ru/lib/text/429529/

Храм-усыпальница в Сан-Стефано будет служить одним из красноречивых памятников великого подвига и великой жертвы русского народа в пользу единоверных и единокровных с нами балканских славян. Выразительницей чувств болгарского народа по поводу еще ожидавшегося освящения церкви-памятника в Сан-Стефано явилась газета «Българня». «Великий день освобождения болгар из-под тяжкого пятивекового ига, 19 февраля, был ознаменован в великом для нас месте, Сан-Стефано. Два понятия о 19 февраля и Сан-Стефано слились в одно общее, нераздельное, и создали величайшее событие в нашей истории – создали Сан-Стефанскую Болгарию, которая —112— в будущем будет служить новою колыбелью для болгарского народа, так как он вновь рожден, крещен и освящен в этот знаменательный день, в этом знаменательном месте… И целые двадцать лет это место оставалось пустым для нас! Наконец Россия пожелала на веки освятить это место и сделала это, но без нас, без всякого нашего участия. Оба эти обстоятельства одинаково тяжело должны лечь на болгарскую совесть, потому что 19 февраля прежде всего и больше всего есть достояние нашей новой истории… Если не прямо, то хотя косвенно отдадим должную дань величайшему событию 19 февраля и Сан-Стефано. Святой долг для болгарского народа не остаться чуждым торжеству освящения храма-памятника " … 123 Как мы видели, на торжестве освящения храма 6 декабря присутствовали болгарский экзарх и представители болгарского правительства и народа. Множество болгарских городов, корпораций и частных лиц – как сообщил телеграф от 6 декабря – прислали Великому Князю Николаю Николаевичу телеграммы, в которых выражают свою благодарность ему и братскому русскому народу за освободительную войну. 1898-й год и начался, и прошел в общем очень благоприятно для болгарской церкви в Македонии. В самом конце 1897-го года выданы были султаном еще три епископских берата для болгарских епархий в Македонии; битольской (или пелагонийской), струмицкой и дебрской, так что теперь в Македонии всего семь болгарских епархий: охридская, скопийская, велесская, неврокопская, битольская, струмицкая, и дебрская. Ожидаются еще архиерейские бераты для городов: Мельника, Сереса и Кукуша. На битольскую епархию назначен Григорий, бывший митрополит охридский, на струмицкую митрополит Герасим и дебрскую – митрополит Косьма.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сейчас постепенно восстанавливаются из руин монастырские постройки. При постоянной заботе правящего архиерея - архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, сестры монастыря во главе с настоятельницей монахиней Елисаветой постепенно возрождают святую обитель. Входят в монашескую жизнь, стремятся найти в своей обители спасение души, быть полезными для страждущего мира. В настоящее время в монастыре проживают 20 насельниц, несущих повседневные монастырские послушания - чтение Псалтири, клиросное, швейное, трапезное и различные хозяйственные. ...Празднование памятных дат в жизни монастырей Владимирской епархии в 2003 г. имело важное значение. Таковыми явились: 1. 650 лет Стефано-Махрищенскому монастырю. В торжествах принимал участие архиепископ Оренбургский и Бузулукский Валентин и епископ Сергиево-Посадский, викарий Московской Епархии, Феогност... В Стефано-Махрищенском монастыре существует детский приют для девочек... В 2004 г. один из женских монастырей Владимирской епархии – Стефано-Махрищенский был переведен в статус ставропигиального, находящегося под управлением Святейшего Патриарха Алексия II " . Из книги Минин С.Н. священник. Очерки по истории Владимирской епархии. (X-XX вв.). – Владимир: 2004, стр.  102-103 Махрищский Свято-Троицкий монастырь, в 30 верстах от Троице-Сергиевой лавры, на берегу реки Махры, в 12 верстах от города Александрова, в 5 верстах от железнодорожной станции Коробаново; состоит в ведении Троице-Сергиевой лавры. Основан около 1370 года пр. Стефаном (см. 14 июля). Над мощами его в храме его имени устроена в 1779 году серебряная рака. В монастыре находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. При монастыре школа с общежитием, странноприимный дом и больница для братии. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Архимандритский корпус В самом конце XIX века напротив храма преподобного Стефана с северной стороны возводится двухэтажный настоятельский корпус. Предположительно, на этом месте находился дом, выстроенный еще в конце XVIII века для временного пребывания митрополита Платона. К 1896 году дом этот, представлявший собой двухэтажное здание с каменным нижним этажом и деревянным верхом, сильно обветшал так, что ремонт его представлялся уже невозможным. Однако по желанию строителя иеромонаха Гавриила новый настоятельский корпус при перестройке должен был сохранить прежний вид митрополичьего дома. Первый этаж здания, в котором помещались братские кельи, а также переплетная мастерская и кладовые, был каменный со сводами, верхний, как и прежде, деревянный. На втором этаже разместились настоятельские кельи.

http://sobory.ru/article/?object=00207

О жертвах игуменьи Антонии в места Святой земли свидетельствуют оставшиеся после Антонии благодарственные письма к ней от представителей Иерусалимского патриарха в России и от Вифлеемского митрополита Анфима. С монастырями святой Афонской горы игуменья Антония имела весьма частые сношения, развившиеся чрез ее постоянное общение с Афонскими монахами, проживавшими в Москве при часовне святого великомученика Пантелеймона. Главное содержание многочисленных сохранившихся после Антонии писем к ней с Афона составляет благодарность ей за жертвы, посылавшиеся на Афон деньгами и вещами и за ее заботы об Афонских монахах, проживавших в Москве. Из более чтимых русских обителей, пользовавшихся благотворительным вниманием игуменьи Антонии нужно указать на лавры – Троицко-Сергиевскую и Киево-Пёчерскую и на Саввин-Сторожевский монастырь в Звенигороде. О пожертвовании ею – покровов на раки преподобного Сергия и преподобного Саввы Звенигородского, плащаницы в Гефсиманский скит и различных вещей для почивающих в пещерах Киевской Лавры святых мощей мы уже говорили. Из других монастырей, в которые посылала игуменья Антония свои жертвы, можно указать: Николо-Корельский монастырь, на берегу Белого моря, в Архангельской губернии, Кожеезерская пустынь, в той же губернии, Печенгский монастырь, на реке Печенге, Троицко-Стефано-Ульяновский монастырь у Зырян, Вологодской губернии, Валаамский монастырь, Святогорский Успенский монастырь, Сергиева пустынь, Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, Путивльская Молченская Софрониева пустынь, Курской губернии и друг. В многочисленных письмах к игуменьи Антонии от настоятелей поименованных монастырей содержатся выражения ими благодарности за пожертвования деньгами и вещами или просьбы расположить к помощи этим нуждающимся обителям московских благотворителей. «С глубочайшим чувством и душевной признательностью приносим Вам, писал настоятель Троицко-Стефано-Ульяновского монастыря с братиею от 20 ноября 1872 года, искреннейшую нашу благодарность за многократно оказываемые Вами величайшие благодеяния к нашей новоустраивающейся и нуждающейся обители».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Соловецкая обитель оказывала и оказывает в настоящее время большое влияние на судьбы других обителей, выделяя из братии своей для них – то настоятелей с помощниками, то оказывая им материальную помощь. Из монастырей настоящего времени, существование которых связано с Соловецкою обителью, известны следующие: 1) Стефано-Ульяновский монастырь в Устьсысольском уезде Вологодской губернии; 2) Кожеозерский Богоявленский, на границе Архангельской губернии с Олонецкою: 3) Крестный, основанный патриархом Никоном в 15 верстах от г. Онеги; 4) Трифоно-Печенгский, в Кольском уезде, причисленный к Соловецкому монастырю; 5) Георгиевский Балаклавский в Крыму; 6) Архангело-Михайловский, в г. Архангельске и 7) Пертоминский при устье Унской губы в 115 верстах от г. Архангельска. Стефано-Ульяновский монастырь, основанный в XIV в к Св. Стефаном, апостолом зырян, просуществовал лишь до половины XIII века. Указом св. Синода от 18 декабря 1860 г. Стефано-Ульяновский монастырь разрешено возобновить, для чего была переведена туда братия Лальского монастыря (Вологодской епархии). Так как последние не могли выполнить с успехом возложенную на них задачу, то Соловецким архимандритом Порфирием, по просьбе вологодского епископа Христофора, посланы для приведения Стефано-Ульяновского монастыря в благоустроенный вид два иеромонаха, два в иеродиакона и один послушник, под начальством иеромонаха Матфея, управлявшего монастырем в течение 30 лет (1895 г.). Опыт, труды и усердие соловецких пришельцев подняли благосостояние запустевшего монастыря и довели его до цветущего состояния. В таком же состоянии находился и Кожеозерский монастырь, получивший свое название от озера Коже, основанный во второй половине XVI века преподобным Серапионом. Монастырь пришел в упадок и был закрыть в 1764 г. В 1853 г., с Высочайшего соизволения, был восстановлен соловецкими иеромонахами: Митрофаном, впоследствии игуменом и его братом Парменом. Пожар, уничтоживший в 1884 г. Богоявленский храм, частые перемены настоятелей, невыгодно отозвались на материальном благосостоянии обители и нравственной жизни монашествующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На встрече присутствовали: архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим , руководитель курсов иерей Максим Стыров, наместник Троице-Стефано-Ульяновского мужского монастыря игумен Савва (Гладков), настоятельница Кылтовского Крестовоздвиженского женского монастыря игумения Стефанида (Запорощенко), преподаватели курсов: протоиерей Сергий Сидельников, иерей Владимир Ичёткин, иерей Александр Соколов, иерей Евгений Сундуков, методист курсов О.В. Дымова. В ходе встречи обсуждались вопросы организации курсов на учебных площадках — в монастырях епархии. Председатель выездной комиссии архимандрит Феофилакт (Безукладников) ознакомил преподавателей с единой программой курсов и рассказал о проведении богословских курсов в других митрополиях, епархиях и монастырях Русской Православной Церкви. Здесь же комиссии были предоставлены документы курсов Сыктывкарской епархии. Члены комиссии проверили на базовой учебной площадке наличие основной литературы для курсов и материально-техническое обеспечение. Всего в программе обучения на базе Сыктывкарского центра подготовки церковных специалистов примут участие пять монастырей Сыктывкарской епархии: Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь, Михаило-Архангельский мужской монастырь в селе Усть-Вымь, Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь, Ыбский Серафимовский женский монастырь и Вотчинский Стефано-Афанасьевский женский монастырь. Во второй половине дня выездная экспертная группа посетила Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь. Обитель основана в конце XIV века святителем Стефаном Пермским. Комиссию встречал игумен Савва (Гладков) с братией. В обители была проведена беседа об открывающихся курсах архимандритом Феофилактом с насельниками монастыря. В монастыре также был осмотрен учебный класс, оборудование для проведения дистанционных занятий и основная литература курсов. Утром 11 октября комиссия выехала в Сыктывкар. Днем члены экспертной группы побывали в Михаило-Архангельском мужском монастыре. Он был основан святителем в 1380 году.

http://patriarchia.ru/db/text/6067824.ht...

Слушали: Рапорт Преосвященного епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима об освобождении иеромонаха Стефана (Бабаева) от обязанностей наместника Стефано-Афанасиевского мужского монастыря и о назначении на эту должность иеромонаха Стефана (Чернавского). Постановили: 1. Освободить иеромонаха Стефана (Бабаева) от обязанностей наместника Стефано-Афанасиевского мужского монастыря в селе Вотча Сысольского района Республики Коми. 2. Назначить иеромонаха Стефана (Чернавского) исполняющим обязанности наместника Стефано-Афанасиевского мужского монастыря в селе Вотча Сысольского района Республики Коми. Слушали: Рапорт Преосвященного архиепископа Тверского и Кашинского Виктора о благословении на открытие Христорождественского женского монастыря в Твери. Постановили: 1. Благословить открытие Христорождественского женского монастыря в Твери для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Утвердить настоятельницей Христорождественского женского монастыря в Твери монахиню Ларису (Лобанову) с возложением наперсного креста по должности. Слушали: Рапорт Преосвященного архиепископа Ульяновского и Мелекесского Прокла об утверждении иеромонаха Агафангела (Семенова) в должности наместника Казанского Жадовского мужского монастыря. Постановили: Утвердить иеромонаха Агафангела (Семенова) в должности наместника Казанского Жадовского мужского монастыря в селе Жадовка Барышского района Ульяновской области. Слушали: Прошение Преосвященного архиепископа Челябинского и Златоустовского Иова о благословении на открытие Свято-Покровского женского монастыря в селе Кизильском Челябинской области. Постановили: 1. Благословить открытие Свято-Покровского женского монастыря в селе Кизильском Челябинской области. 2. Утвердить настоятельницей Свято-Покровского женского монастыря в селе Кизильском Челябинской области монахиню Иоанну (Смолкину), насельницу Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря. Слушали: Рапорт Преосвященного епископа Южно-Сахалинского и Курильского Ионафана о преобразовании Свято-Покровского прихода в городе Корсакове Сахалинской области в Свято-Покровский мужской монастырь.

http://mospat.ru/archive/86370-opredelen...

128 Многие стихиры из церковной службы еще в прошлом веке здесь пели на зырянском языке (Волог. г. в. 1839 г. 3). Впрочем, в некоторых местах (Печорский край) служба на зырянском языке совершается и ныне. Вотчинский монастырь упразднен до штатов 1764 г.; теперь приходская Вотчинская Богородская церковь . Из старинных памятников известны: деревянный крест в церкви, приписываемый св. Стефану, явленная икона Спасителя и старинная каменная часовня. 134 Собств. на речке Ныв-ыбь (девичья гора), впадающей у самого верховья Сысолы. Правый берег р. Сысолы был более населен, потому что левый берег по своей низменности негоден для жительства. 141 Стефано-Ульяновский, Троицкий монастырь был упразднен до штатов 1764 г. и был приходскою церковью до 1860 г. В этом году указом Св. Синода от 18 Окт. определено было открыть при Стефано Ульяновско-Троицкой церкви мужской общежительный монастырь Троицко-Стефано-Ульяновский, со строительским управлением. На содержание монастыря была переведена «милостипная» дача в 85 р. 71 1/3 к. с. из упраздненного в том же году Лальского Архангельского заштатного мужского монастыря и получавшего проценты 200 р. с капитала, пожертвованного Графинею Анной Орловой. К северо-западу от Ульяновского монастыря на горе Слуде, покрытой густым лесом и омываемой р. Вычегдою находится много ям, называемых «Чудскими». В них постоянно окрестные жители находят разные металлические украшения, большею частью из меди и железа. В 1860 г. г. Мельников приобрел здесь найденную одним Зырянином огромную медную чеканную луду, т. е. маску, закопченную от огня, что, как говорит г. Мельников, согласно с житием св. Стефана, написанным его учеником Епифанием, в котором сказано, что идолы и кумиры Зырян все сожигались (Памятники стр. 136 и 137 и д.). Маска эта была представлена в след. 1861 году г. Мельниковым в Имп. Русс. Географ. Общ. См. Изв. Археол. Общ. за 1861 г. т. Ш, в. II, стр. 144–162 «Опис. Ульян. пуст.», или Волог. еп. в. 1867 г., стр. 43 и д. 152 Зырине Югру называют «Иаран»; быть может, здесь впервые поселились те Вогуличи йэгра, которые бежали ог проповеди св. Стефана, и их именем назвали это селение Зыряне (ср. Лыткина, стр. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А в тое церковь святой антиминс послан той Филатеровой пустыни спасской церкви с дьячком с Никоном Тюрниным. К сей памяти дому преосвященного архиепископа казенная печать приложена». На обороте ее написано: «Казначей Иеромонах Павел». Приложение 4-е. Указ Святейшего Правительствующего Синода 18 Октября 1860 года. об учреждении Троицко-Стефановского Ульяновского Монастыря Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Вологодской Духовной Консистории, строителю Устьсысольского, Троицко-Стефановского Ульяновского, заштатного Монастыря, Иеромонаху Иринею. В присланном из Святейшего Правительствующего Синода к Его Преосвященству Христофору, Епископу Вологодскому и Устюгскому и кавалеру, от 18 Октября сего года за 5006, указе изображено: По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Его Сиятельства, господина Исправляющего должность Обер-Прокурора Святейшего Синода, Князя Сергея Николаевича Урусова, в котором излагает: Государь Император, по всеподданнейшему докладу Его Сиятельства, в 3 день минувшего Сентября, Высочайше соизволил утвердить определение Святейшего Синода, об учреждении в Устьсысольском уезде, Вологодской Епархии, при бесприходной Ульяновской Спасской церкви, мужского общежительного Монастыря, на изложенных в том определении основаниях. О сем Высочайшем соизволении Его Сиятельство объявил Святейшему Синоду для надлежащего к исполнению распоряжения. Из производившейся по настоящему делу в Святейшем Синоде переписки видно: Священноцерковнослужители г. Устьсысольска с его уездом и местные жители обратились к Вашему Преосвященству с просьбой об учреждении в тамошнем крае мужского общежительного Монастыря, под наименованием Троицко-Стефановского, в том внимании: а) что к уездах Яренском и Устьсысольском, населенных зырянами, на протяжении слишком тысячи верст, нет ни одной обители, где бы можно было зырянину найти пристанище для спасения души, между тем как из них есть многие с особенною наклонностью и любовью к уединенной монастырской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мая 17 дня 1866 года. Подлинный подписали: Обер-Секретарь Н. Павловский, Секретарь Н. Минаев. С подлинным верно: Соловецкого Монастыря Настоятель Архимандрит Феофан. Приложение 6-е. Письмо Вологодского Епископа Христофора к Настоятелю Соловецкого Монастыря Архимандриту Порфирию о приглашении старцев в Ульяновский Монастырь Высокопреподобный отец Архимандрит Достопочтенный о Иисусе Христе брат! По желанию Духовенства и жителей зырянского края Вологодской Епархии в 1860 годе с Высочайшего соизволения учрежден в Устьсысольском уезде общежительный Троицко-Стефановский Ульяновский Монастырь с предоставлением оному достаточных средств к содержанию. В обители этой братии в настоящее время находится весьма ограниченное число, и общежительный устав не введен там доселе. Такое положение Монастыря, мало возрастающего, несмотря на видимую необходимость существования оного, братия относит к назначению Настоятелей совершенно неопытных в правилах общежития. Почему братия Ульяновской обители желали бы, чтобы туда вызван был для начальствования один из опытных в духовной жизни старцев Соловецкого Монастыря, который, прибыв с несколькими лицами Соловецкой братии, принял бы обитель под свое Настоятельство и приведенных с собою определил в должности: Казначея, Духовника и Эконома и, при общем содействии их, ввел бы там вполне общежительный устав Соловецкий. О всем вышепрописанном довел до сведения моего г. и. д. Обер-Прокурора Святейшего Правительствующего Синода князь Сергей Николаевич Урусов в отношении его от 10 Июля за 4515, и вместе просит, приняв во внимание благочестивое желание иноков Ульяновского Троицко-Стефановского Монастыря, установить в оном Общежитие на том основании, что по Указу Святейшего Правительствующего Синода от 18 Октября 1860 года Монастырь сей разрешено открыть на правилах общежития. По учинении в Духовной Консистории справки оказалось, что Ульяновский Троицко-Стефановский Монастырь вновь открыт с Высочайшего соизволения по указу Св. Правительствующего Синода от 18 Октября 1860 года, вследствие ходатайства духовенства и жителей зырянского края Вологодской Епархии, так как в Устьсысольском и Яренском уездах, населенных зырянами, на протяжении слишком 1000 верст нет ни одной обители, в коей бы можно было найти зырянину тихое пристанище для избежания треволнений житейских и для спасения души.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010