Справка: По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 16-17 февраля 2012 года в Москве прошел Конгресс Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. В Конгрессе приняли участие делегаты из 83 субъектов Российской Федерации, представители из Украины, Казахстана, Белоруссии. В качестве гостей и экспертов были приглашены видные ученые, государственные и общественные деятели, представители СМИ. Участникам Конгресса было зачитано Патриаршее приветствие и обращение Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина. На Конгрессе делегаты обсудили ход реализации Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. 2128-р) и приняли Обращение к руководству Российской Федерации по защите от алкогольной угрозы. Также были подведены итоги работы Совета за три года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение в связи проведением Конгресса Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы и принятым на нем Обращением к руководству Российской Федерации по защите от алкогольной угрозы. 2. Благодарить членов Совета за понесенные труды. 3. Продолжить реализацию инициатив и проектов Совета в области законотворчества, образования и СМИ.   ЖУРНАЛ 10 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о поездке во Францию. Справка: С 15 по 18 февраля 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион посетил с рабочим визитом Париж. В ходе поездки председатель ОВЦС принял участие в заседании Ассамблеи православных епископов Франции, посетил Свято-Сергиевский богословский институт и Русскую православную семинарию, участвовал в открытии Дней православной книги во Франции, встретился с Послом России во Франции А.К. Орловым.

http://patriarchia.ru/db/text/2080949.ht...

Наши ученые, однако, volensnolens (волей–неволей) хранили осторожно молчание о критической революции, которая имела место на Западе.»  После 1917 года никакие исследования в СССР стали невозможны, и, к сожалению, среди тех, кто уехали из страны, очень немногие богословы была специалистами в библейских дисциплинах. Это, однако, — не единственное объяснение дефицита в библейской области. На более глубоком уровне, можно сказать, что православное богословие никогда не чувствовало себя «дома» в современной библейской науке и не принимало, как свою собственную, библейскую проблему, сформулированную в ходе западного богословского развития. Незатронутое Реформацией с его акцентом на Sola Scriptura (только Писание), православное богословие скорее неявно, чем явно, отвергает изоляцию Священного писания в закрытой и самодостаточной области изучения, и в то же время твердо придерживается библейских корней и «измерений» каждой богословской дисциплины: догматики, экклезиологии, нравственного богословия  . Это, конечно, не означает, что возрождение и углубление библейской науки является невозможным или нежелательным в будущем; но можно предсказать, что такое возрождение будет состоять, прежде всего, в глубоком пересмотре и переоценке — в православных богословских категориях — самых исходных предпосылок западного библеизма. Попытка в этом направлении была сделана А.В. Карташовым, профессорам Ветхого Завета в Свято–Сергиевском институте (+1960) в его эссе «Библейская Критика Ветхого Завета (Париж: 1947, по–русски)  , в котором он попытался обосновать критический подход к библейскому тексту, исходя из богословских следствий халкедонского догмата о двух природах во Христе. Нужно добавить, что эссе столкнулось с глубокой неприятием со стороны нескольких православных боголовов, но все же не вызвало нкаких существенных дебатов. Помимо этой одинокой попытки пересмотреть православное библейское богословие, появлялись тут и там интересные, но все же маргинальные исследования специальных вопросов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Потрясения революции не позволили Русской Церкви оказать должное влияние на отношение православного мира к экуменическому движению. Единственной возможностью такого влияния было участие русской церковной эмиграции в экуменической деятельности, и русские богословы Зарубежья в 1920–1930-е гг. принимают участие во многих экуменических встречах, пытаясь привлечь внимание Запада к трагедии Русской Церкви. Многие их них вдохновлялись вполне искренними надеждами на успех православного свидетельства инославному миру, который тогда еще сохранял основы христианского образа жизни. В межвоенные десятилетия развитие экуменического движения шло по трем параллельным направлениям. Прежде всего, это деятельность комиссии «Вера и церковное устроение», в которой широко участвовали Православные Церкви, в том числе и русское церковное Зарубежье. Затем продолжалась деятельность комиссии «Жизнь и деятельность», в которой также принимали участие представители православного мира. И наконец, Эдинбургская конференция 1910 г. стояла у истоков Международного миссионерского совета, который после создания Всемирного совета церквей ассоциировался, а затем и полностью объединился с ним. В 1938 г. был создан подготовительный комитет Всемирного совета церквей, но развитие экуменизма снова прервала мировая война. Однако после ее окончания вновь, как и после Первой мировой войны, обострилось чувство ответственности христианского мира за происшедшее и осознание необходимости объединиться, чтобы сохранить мир. В первые послевоенные годы Европа жила стремлением восстановить, заново утвердить братство человеческого рода, подорванное двумя мировыми войнами, и христианский образ такого братства как нельзя более соответствовал чаяниям народов. В этой атмосфере в 1948 г. в Амстердаме состоялась первая учредительная Ассамблея Всемирного совета церквей, в который вошли около 150 церквей и церковных организаций, преимущественно протестантских. На этой ассамблее произошло слияние «Веры и устроения Церкви» и «Жизни и деятельности», а затем к ним присоединился Международный миссионерский совет. В ее ходе были заложены основы идеологии и организации ВСЦ, хотя потом они подвергались существенным изменениям. Из Православных Церквей в работе Амстердамской ассамблеи участвовали только Константинопольская и Элладская Церкви, русское Зарубежье было представлено в основном Свято-Сергиевским богословским институтом в Париже.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Во Франции состоялась конференция «Служение женщин в Православной Церкви» 21.08.2007 8-12 августа в Сервежере ( Франция ) состоялась конференция " Служение женщин в Православной Церкви " . Организатором конференции выступало Всемирное братство православной молодежи " Синдесмос " . Встреча была призвана продолжить размышление над темой женского служения, начатое в 1976г. на первой международной встрече православных женщин в Агапии (Румыния). Среди участников конференции были представители Франции, России, Беларуси, Германии, Румынии, Греции, Америки. В ходе дискуссии обсуждались следующие вопросы: место женщины в современном мире; библейское откровение о женщине; служение и служения в Православной Церкви; особенности служения женщин. Центральный вопрос конференции в ходе обсуждения обретал различные обертоны: от царственного священства всего Народа Божьего, в котором вопрос пола оказывается вторичным, до проблемы рукоположения женщин в Православной Церкви. Свящ. Николай Лосский, профессор Свято-Сергиевского института в Париже, участник комиссии ВСЦ " Вера и церковное устройство " , отметил, что главным доводом против рукоположения женщин на настоящий момент является аргумент традиции, и что для дальнейшего движения в этом направлении требуется глубокий богословский ответ на вопрос о том, почему в течении двух тысяч лет традиция была именно такой. Вопрос о служении женщин, повлек за собой целый ряд важнейших для церковной жизни вопросов: о месте и служении мирян, о духовном и иерархическом старшинстве, об историческом и эсхатологическом христианстве, о живом предании и соборности. Разумеется, в рамках одной конференции эти вопросы могли быть только намечены, но сам факт их постановки и обсуждения между православными различных Поместных Церквей, дает надежду на то, что все эти аспекты жизни Церкви, рано или поздно, будут решаться и в жизни. Информационная служба СФИ/Седмица.Ru Редакция текста от: 21.08.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/3489.html

Нужно также упомянуть инициативы на локальном уровне. Например, создание Православного братства в Западной Европе (это было " первое " братство) в 1960 г., Координационного комитета православной молодежи в 1964 г., создание Молодежного православного объединения Юга Франции организации ( Jeunesse orthodoxe du Midi – JOM) в 1968 г., проведение конгрессов в Анси в 1971 г., в Дижоне в 1974 г., в Амьене в 1977 г., а также создание в 1975 г. нынешнего Православного братства в Западной Европе в результате слияния с Координационным комитетом православной молодежи и другие события, стоявшие у истоков нашего конгресса. Инициативы, вышедшие за пределы Франции, воссоединили православных из разных стран, которые стремились к объединению, открытости, доверию и взаимному признанию общин, слишком часто замкнутых на себе. Братство инициировало также различные службы, которые функционировали благодаря сотрудничеству верующих разных " юрисдикций " . Так было в случае с бюллетенем SOP , катехизацией, переводом литургических текстов, заочным богословским образованием, которое уже с 1981 года проводит Свято-Сергиевский богословский институт. В то же время имело место и активное участие в предсоборном процессе, давно начатом в православии, но активизировавшемся в 1970-е годы. Так, например, совет Православного братства издает обращение к первому предсоборному совещанию, которое должно была состояться 21 ноября 1976 г. в Женеве. Там говорится: " Множество юрисдикций является сегодня препятствием действенному пастырскому служению; приходы сосуществуют в одном и том же городе, но игнорируют друг друга; несмотря на рассеянность они не лишены пастырского окормления; имеющиеся силы рассредоточены; подготовка священников связана с серьезными проблемами, а православная проповедь не вызывает доверия " . В конце концов, благодаря общим стараниям, проблема диаспоры переместилась с последнего на первое место в списке приоритетных вопросов Собора и предсоборной дискуссии. Как известно, было проведено несколько подготовительных предсоборных совещаний. Некоторые из них предложили Церквам возможные решения по организации Диаспоры. Межправославная подготовительная комиссия, собравшаяся в Шамбези (Швейцария) в 1990 г., а затем в 1993 г., достигла единодушного согласия всех Церквей о необходимости организации новых поместных Церквей по традиционному территориальному принципу, определив на настоящий момент географические зоны, в которых должны быть созданы епископские ассамблеи, объединяющие все епархии данной территории.

http://religare.ru/2_2476.html

Митрополит Волоколамский Иларион встретился с членами Ассамблеи православных епископов Франции 18 февраля 2012 г. 13:30 17 февраля 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион встретился с членами Ассамблеи православных епископов Франции. Встреча прошла в Архиепископии Константинопольского Патриархата в Париже. Митрополита Илариона, прибывшего на встречу в сопровождении епископа Корсунского Нестора , приветствовал председатель Ассамблеи митрополит Галльский Эммануил (Константинопольский Патриархат). Иерарх отметил, что личность митрополита Илариона не нуждается в представлении: владыка хорошо известен православным епископам Франции «не только как тонкий богослов, но и как человек, чувствительный к современной жизни Православия в целом». Митрополит Эммануил подчеркнул, что возглавляемая им Ассамблея может быть примером для подобных ассамблей в других странах: «Наша добрая воля — соработничать в духе братства. Плоды этого соработничества православных архиереев на местном уровне могут стать также полезными в деле подготовки Всеправославного Собора, в частности, в том, что касается совместных усилий по гармонизации жизни православных верующих в диаспоре», — выразил надежду глава Галльской архиепископии. Со словом к членам Ассамблеи обратился митрополит Волоколамский Иларион. Затем состоялось братское общение, в ходе которого владыка отметил, что во Франции присутствие русского Православия сыграло особую историческую роль — в частности, Свято-Сергиевский православный институт, основанный выдающимися русскими богословами, «стал, возможно, самым важным центром православной богословской мысли в XX веке». Митрополит Эммануил выразил надежду на расширение сотрудничества молодых богословов Поместных Православных Церквей, проживающих и проходящих обучение во Франции, в деле свидетельства о Православии. Также он отметил особую роль, которую может сыграть в этом деле Русская православная семинария. Митрополит Эммануил попросил председателя ОВЦС прокомментировать тему гонений на христиан на Ближнем Востоке и в Африке. Митрополит Волоколамский Иларион высказал мнение о том, что на общеправославном уровне необходимо выработать механизм, который позволит христианам привлекать широкое внимание общественности и политиков к проблеме. В частности, именно эта тема стала лейтмотивом визита Святейшего Патриарха Кирилла в Сирию и Ливан.

http://patriarchia.ru/db/text/2022084.ht...

3) Левое евразийство 30-х годов; 4) Просоветские националистические течения (сменовеховство, национал-большевизм, национал-максимализм, младороссы); 5) Фашистское движение среди эмигрантов в Азии и Америке; 6) Умеренно-консервативный центр вокруг Свято-Сергиевского института («софиологи»). Сразу же бросается в глаза, что при всей взаимной уничтожающей критике и враждебности между названными течениями находилось достаточно много видных лиц, которые одновременно принадлежали к каким-либо двум из этих течений и старались их примирить. Наиболее важна пара «монархизм - евразийство 20-х годов». В 20-е годы русским монархистам в Европе удалось почти полностью преодолеть внутренние противоречия. Газета Н.Е. Маркова «Двуглавый орёл» вплоть до 1934 г. была адекватным выразителем настроений русских правых легитимистов, почти все из которых до революции принадлежали к черносотенным партиям либо позднеславянофильским или иным правым кружкам. В церковном отношении монархисты-легитимисты были строгими приверженцами РПЦЗ митрополита Антония и ожесточённо боролись с «евлогианской» Церковью. Отсюда вытекало взаимно-непримиримое отношение Н.Е. Маркова и его окружения к софиологическому кругу С.Н. Булгакова. Но отметим и малоизвестный факт: на страницах «Двуглавого орла» евразийство иногда подвергалось критике за якобы попытку заменить само имя России Евразией, однако никогда эта полемика не доходила до непримиримой враждебности, как в случае с Бердяевым и Булгаковым. Более того, евразийцы иногда присутствовали на собраниях монархистов-легитимистов, и дискуссии между ними были конструктивными и «рабочими». Впрочем, и с «софиологическим» лагерем не всё было так просто: с годами С.Н. Булгаков всё более правел и склонялся к монархизму, а его ближайший сотрудник Вл.Н. Ильин и вовсе являлся одновременно и правоверным монархистом, и софиологом, и правым евразийцем. Со своей стороны, Н.С. Трубецкой чётко обозначил свою позицию в известной статье «Евразийство и белое движение», в которой провозглашал евразийские идеи единственным адекватным историческим уроком из гражданской войны.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/23/...

Схимонах Георгий Строго, точно, трудолюбиво и ревностно следуя традиции наших отцов, воистину блаженный Георгий достиг совершенства, он – торжество Православия и похвала Афона. Монах Иосиф Ватопедский († 2009) Однажды к старцу Иосифу Исихасту пришел за духовным советом монах Георгий. По национальности он был серб и плохо знал греческий язык. С трудом подбирая слова, Георгий рассказал, что, когда он жил в миру и учился в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже, его посетила столь обильная Божественная благодать, что он оставил всё и ушел в монахи. Но вот теперь в таком благодатном месте, на Афоне, куда Георгий пришел ради большего богопознания, он совсем перестал чувствовать благодать и поэтому ему кажется, что она его покинула. Отец Георгий уже начал подумывать отправиться снова в Париж, полагая, что там, где благодать к нему пришла впервые, она опять вернется. Старец Иосиф отвечал медленно, делая между словами большие паузы, чтобы Георгию было легче понимать. Старец объяснил, что всё так и должно быть, что благодать всегда так действует с теми, кого ведет к духовному совершенству. «Благодать не ушла, и ее не стало меньше, и никогда не станет меньше, потому что Божественные дары непреложны (см.: Рим. 11: 29), – говорил старец. – Ты не ощущаешь благодать, но она, как и прежде, остается в тебе, только теперь не явно для чувства, а как энергия. Благодать Божия всегда проявляет себя двумя способами: первый мы называем энергией, а второй – ощущением. Как энергия благодать всегда пребывает в верующих, потому что без благодати никто не мог бы даже просто веровать. А как ощущение благодать является, если хочет помочь человеку, который устал, изнемог в духовной борьбе или ему угрожает какая-то духовная опасность. В то время ты был неопытен, ничего не знал о духовной жизни, и благодать пришла к тебе явно во всей своей полноте и открыла свои тайны, чтобы привлечь тебя к духовной жизни, чтобы научить тебя и дать силу отказаться от мирской жизни и правильно воспользоваться даром Божиим.

http://pravoslavie.ru/106508.html

Беседа с прот. Борисом Бобринским, председателем радиостанции «Голос Православия» о начале православного радиовещания, его истоках и основателях Источник Скачать epub pdf О. Суровегина: Здравствуйте, дорогие друзья, в эфире радиостанция «Град Петров». В студии Ольга Суровегина. Сегодня в нашей студии дорогой и долгожданный гость, протопресвитер Борис Бобринский . До недавнего времени о.Борис являлся деканом Свято-Сергиевского богословского института в Париже, знаменитого и всем известного учебного заведения. Отец Борис также является председателем хорошо известной нашим слушателям радиостанции «Голос Православия». Здравствуйте, отец Борис! Прот. Борис Бобринский : Здравствуйте, дорогая Оля! О. Суровегина: Мне бы хотелось, чтобы Вы несколько слов сказали о том, как возникла сама идея создания этой радиостанции и как она развивалась в первые годы своей деятельности. Прот. Борис Бобринский : Сама идея «Голоса Православия» родилась в конце 70-х годов по почину и вдохновению замечательных людей – это чета Елены Петровны и Евгения Евгеньевича Поздеевых. Они были русские из второй эмиграции, жившие в Германии. Они очень болели именно духовной судьбой русского народа и русской Церкви. Мы с ними очень подружились в эти годы, и у нас появилась общая идея создать в радиоэфире такую апостольскую миссию свидетельства и обучения основам Церкви, основам христианства, основам Православной Церкви для русского народа, который был в эти годы, так сказать, осиротевшим: не было возможности обучаться никаким церковным основам, не было издания книг. Это были тяжелые годы – 70-е годы, когда и Библию не разрешалось провозить, и духовных книг нельзя было найти, и дети росли без всяких познаний о духовности, о Церкви, о вере. Благодаря некоторым нашим швейцарским друзьям, особенно отцу Евгению Фоссу (мы называем его отцом, хотя он был швейцарский пастор), мы достали средства для создания студии. Это была чрезвычайно скромная студия, наша аппаратура была примитивна, сравнить нельзя с тем, что я теперь тут нахожу на радио «Град Петров», это просто небо и земля.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

711 См. русское переложение книги Амбодика «Daniel de la Feuille. Deviseset emblemes anciennes et modernes.: Амбодик-Максимович H. M. Избранные эмблемы и символы. СПб., 1913. 712 В примечании на с. 644 в своей книге «Столп и утверждение Истины» Флоренский указывает на ряд русских мыслителей, рассматривавших знание как «акт внутреннего объединения познающего с познаваемым». 714 Христиансен Бродер (18691968) – немецкий философ, представитель баденской филиации неокантианства. 718 Плутарх Херонейский (ок. 45 – ок. 127) – древнегреческий философ-академик и писатель-моралист, создатель «Моралий». Отечественному читателю известен как автор «Сравнительных жизнеописаний». 720 Осипов Николай Евграфович (18771934) – русский психолог, основал (вместе с Н. Вырубовым) журнал «Психотерапия» (19101914гг.). Интерпретировал творчество Гоголя и Достоевского в психоаналитическом плане. Соч.: Психология комплексов. М., 1908; Последние работы фрейдистской школы. М., 1909; Революция и сон (1931). Научные труды Русского народного университета в Праге. 1931. Т. 4. См. о нем: Жизнь и смерть. Под ред. Н. О. Лосского. Прага. 19351936. Т. 12; Эткинд А. Эрос невозможного. СПб., 1993. 725 Зеньковский Василий Васильевич (18811962) – русский религиозный мыслитель, историк, богослов, педагог. Учился в Киевском университете на физико-математическом, затем на историко-филологическом факультете. Преподавал философию в этом же университете. С 1919 г. в эмиграции. Инициатор создания (1923 г.) и до своих последних дней бессменный руководитель Русского студенческого христианского движения (РСХД). Профессор в Белграде, затем в Праге (Высший педагогический институт), потом в Свято-Сергиевском Богословском институте в Париже, где он возглавлял кафедру философии. Священник с 1942 г. Соч.: «Проблема психической причинности» (1914); «Психология детства» (1923); «Русские мыслители и Европа» (1926); «Проблема воспитания в свете христианской антропологии» (1934); «Образ человека в Восточной Церкви» (1951); «Из истории эстетических идей в России (1958); «Апологетика» (1959); «Русская педагогика в XX в.» (1960); «Н. В. Гоголь» (1961); «Основы христианской философии» в 2-х т. (19611964). Из современных изданий: Принципы христианской антропологии. Русское Зарубежье в год тысячелетия крещенья Руси. М., 1991. С. 115148; На пороге зрелости. СПб., 1991; Ф. М. Достоевский, Влад. Соловьев, Н. Бердяев . Русская идея. М., 1992; Апологетика. Рига, 1992; На темы историософии. Тайна Израиля. СПб., 1993. С. 433446; Проблема творчества. Н. А. Бердяев : pro et contra: Антология. Кн. I. СПб., 1994. С. 284305. О трудах Зеньковского см.: Пашуто В. Т. Русские историки-эмигранты в Европе. М., 1992. С. 121.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010