Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Приостановлена деятельность афонского подворья в Киеве Священный Синод УПЦ: приостановлена деятельность афонского подворья в Киеве     Синод принял к сведению сообщение архимандрита Евлогия, игумена Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, поступившее 27 января на имя Блаженнейшего Митрополита Онуфрия. Синод принял к сведению сообщение архимандрита Евлогия, игумена Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, поступившее 27 января на имя Блаженнейшего Митрополита Онуфрия. Как сказано в письме, Собор Старцев святогорской обители принял решение о временном прекращении деятельности подворья монастыря в городе Киеве. 27 января 2017 года на имя Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия поступило письмо игумена Свято-Пантелеимоновского на Афоне монастыря архимандрита Евлогия относительно решения Собора Старцев обители о временном прекращении деятельности в г. Киеве подворья Свято-Пантелеимоновского на Афоне монастыря. Подворье русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в Киеве действовало при храме святителя Михаила, первого Митрополита Киевского и всея Руси. Подворье расположено на месте, где в XI в. располагалась одна из древнейших православных обителей Киевской Руси – монастырь Влахернской Ризы Божией Матери на Клове, заложенный в честь чуда с Влахернской Ризой Богородицы под стенами Константинополя во время его осады войском киевского князя Оскольда (Аскольда) в 860 году. Древний Влахернский (или «Стефаньч») монастырь на Клове был основан около 1078 г. преп. Стефаном (+ 1094), третьим игуменом Киево-Печерским и преемником прп. Феодосия Печерского. Остатки монастырского каменного храма XI—XIII вв. раскопаны в усадьбе по ул. Шелковичная, 25-а. Здесь же были обнаружены древние монастырские пещеры. В обители, как и в Киево-Печерском монастыре, строго соблюдался афонский устав, а ее насельники подвизались в монастырских пещерах, в подражание подвижникам Святой Горы Афон. Просуществовала обитель вплоть до монголо-татарского нашествия, когда в 1240 г. была целиком разграблена и сожжена полчищами Батыя. Руины монастыря можно было увидеть еще в XVIII в.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2543

Пребывая «на развалинах оставленной обители посереди заваленного мусором двора», о. Антонин размышлял о прошедшем. С 1169 года тут утвердились руссы и владели местом до 1735 г. «егда стало невольно российским монахам выходити из своего отечества в чужие страны». Эта «невольность» была причиной, что русские надолго утратили свою оседлость на св. Горе. Когда бы можно было надеяться, что, с прекращением сей невольности, они снова приобретут ее на прочных основаниях? На Афоне следует быть русскому иночеству, даже независимо от его давних прав на здешнюю оседлость, – по одному только значению св. Горы в обще-православном мире, – слишком явному, чтобы не признавать его. Но как достигнуть сего? Кому не памятны слова нашего умного и правдивого паломника: «веру ми имей истину бо ти реку, благий читателю, яко наш русак не токмо тамо (т. е. в монастыре св. Пантелеимона), ни в коем ином св. Горы монастыри не может долго пребывать». Причиной тому он полагает, что наши иноки по непривычке не выносят «труда земледельного», которым одним можно жить на Афоне. Не ошибся ли любезный соотечественник в своем отзыве о русаках? что скажут ему на это нынешние 300– 400 русских святогорцев, проживающие уже многие десятки лет на Афоне, и заготовляющие жительство на многие сотни лет? 23 Свято-Пантелеимоновский монастырь Начиная со второй половины XVIII столетия, в дальнейшем развитии русской обители начинается новый период. К ней на помощь пришла влиятельная греческая семья, рода Каллимаки, происходящая из богатого константинопольского квартала Фанар, в лице её представителя Иоанна Каллимаки, находившегося на троне господаря Молдовы (1758–1761). Благодаря ему и по желанию греческих монахов, населявших в то время русскую обитель, она меняет свое прежнее местонахождение и переходит в 1760 году из стен старой обители в прибрежную зону, на третье и последнее место своего расположения. 24 Обитель продолжала называться русским монастырем; 25 впоследствии он служил пристанищем для русских богомольцев; при монастыре была устроена пристань для судов, прибывавших с богомольцами из России. Пантелеимоновский монастырь содержался главным образом на пожертвования, получаемые из России. 26

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

А посему, соборный подотдел об афонском движении, для полного и точного уяснения собору истинной сути афонского движения и связанных с ним раздоров в названном монастыре и скитах, просит ваше высокопреподобие и братию ответить в ближайшее время на нижеследующие вопросы: Кто в большинстве населяет Свято-Пантелеимоновский монастырь и его скиты и келлии – великороссы или малороссы? Кем приобретен от греков Свято-Пантелеимоновский монастырь: великороссами или малороссами? Кто был первым начальником сего монастыря по переходе его в русские руки: великоросс или малоросс? Какого племени были последующие настоятели сего монастыря до начавшейся имябожнической смуты и во время ее? Каковы были в Пантелеимоновском монастыре и его скитах отношения между великороссами малороссами до смуты, связанной с почитанием имени Божия? Не стремились ли малороссы до смуты этой захватить в свои руки власть в монастыре и скитах? Где сначала появилась распря об учении книги «На горах Кавказа»: в монастыре или в скитах его? Насколько велико было число сознательных имябожников в Пантелеимоновском монастыре и его скитах? Каким способом главари имябожников вербовали простецов на свою сторону? Защищавшие учение книги «На горах Кавказа» малороссы, не имели ли в виду использовать этот спор для захвата в свои руки власти в монастыре и его скитах? Не были ли имябожниками-малороссами заранее подготовлены кандидаты-малороссы на случай свержения с игуменства архимандрита Мисаила? Были ли у них попытки сместить игумена Мисаила и заменить его своим избранником? Какого племени монах Ириней, стоявший во главе имябожнического движения, и был ли он действительным инициатором этого движения, или же только показным, а вдохновляли и руководили движением, прикрываясь его именем, другие? Не имел ли влияния на ход имябожнического движения в Пантелеймоновом монастыре и его скитах иеросхимонах Антоний Булатович? Не было ли тесной связи между главарями имябожников Пантелеймонова монастыря и главарями имябожников Андреевского скита, и не помогали ли одни другим в устройстве волнений и беспорядков? По чьей инициативе 23 января 1913 года был собран в Пантелеимовском монастыре братский собор, на котором было постановлено избрать на помощь игумену «Правящий собор» из 12 человек, и кого оказалось больше в последнем: великороссов или малороссов, а также при каких обстоятельствах игумен Мисаил согласился на избрание их?

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Только этим путем и могли бы вполне раскрыться все богатства афонских архивов» 104 . Издание актов Пантелеимоновской обители было высоко оценено и зарубежными специалистами того времени. Так, профессор Афинского университета Спиридон Ламброс писал по этому поводу: «Мы вправе ожидать и от других обителей того же, что сделано русскими святого Пантелеймона, издавшими в подлиннике и в русском переводе акты своего монастыря и обогатившими это издание множеством примечаний… Настало время не скрывать хризовулы, а предавать их гласности» 105 . Напечатание актов и хризовул Свято-Пантелеимоновского монастыря, засвидетельствовавших о давности права русских святогорцев на обитель, неожиданно вызвало недовольство греков, которые стали требовать, чтобы все подлинные акты были переданы в их руки. С их стороны начались соответствующие действия в надежде на опору Протата. Видя такое враждебное отношение, духовники – русские насельники Иероним и Макарий сначала думали, что кротостью и уступками можно будет умиротворить враждующих, и потому с христианским смирением отдали насильственно требуемые от них хризовулы и печать, но это не смогло упразднить напряженность в отношениях, и примирение состоялось лишь в 1874 году 106 . К 1874 году число русской братии в Свято-Пантелеимоновском монастыре достигло 300 человек, греков к этому времени насчитывалоь около 200 насельников. Престарелый игумен – грек Герасим сам назначил своим преемником в качестве наместника монастыря русского инока Макария, который и был выбран в игумены в 1875 году, правда, не без определенного противодействия. С этого времени монастырь снова становится под водительство русских иноков, хотя в нем по-прежнему жили насельники и из греческой братии, ради которых служба в старом соборе совершалась на греческом языке. Настоятельство архимандрита Макария (1875–1889) было блестящим периодом в истории Пантелеимоновского монастыря. При игумене Макарий монастырь предпринял обширную просветительско-издательскую деятельность, распространяя среди верующих миллионы листков, брошюр и книг религиозно-нравственного содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Согласно 180-й статье устава, на Афоне могла быть только одна греческая типография, абсолютное право учреждения которой имел Кинот. По 182-й статье, «каждый монастырь обязательно и безоговорочно должен посылать в Афонскую церковную школу в Карее из числа монахов или послушников, по крайней мере, двоих учеников» и «никакой монастырь не может отказаться от взноса соответствующей суммы на содержание школы, который будет определяться на основании его экономического положения». Кроме того, «посылка монахов или подчиненных для обучения за пределы Святой Горы, если прежде они не закончили Афонскую школу, категорически» запрещалась. Официальным языком на Афоне стал только греческий (26-я статья). В 187-й статье говорилось, что «всякое распоряжение, противоречащее настоящему Уставу, не может иметь силы на Святой Горе». Тем самым были отменены все прежние уставы и типики, а вместе с ними и прежние привилегии славянских монастырей. Эти обители были поставлены «Новым канонизмом» в жесткую зависимость от греческого большинства. По смыслу 9-й статьи устава, вместо своих традиционных типиков монастыри обязывались составить новые правила, подлежащие утверждению и надзору Кинота, состоящего почти исключительно из греков. Устав ограничил власть настоятеля монастыря и передал в ведение Кинота утверждение важнейших решений всех органов монастырского самоуправления. Благодаря этому документу все русские обители на Афоне, которые оставались русскими и под властью Византии, и под властью турок, формально превратились в греческие. В результате представители Свято-Пантелеимоновского монастыря, несмотря на прямые угрозы, уклонились от обсуждения устава, как ущемлявшего права русских иноков, и не подписали его. В дальнейшем «Новый канонизм» всячески старались навязать русским монахам. Но позиция насельников Свято-Пантелеимоновского монастыря оставалась непреклонной 34 . Принятие «Нового канонизма» позволило продолжить подчинение Афона светским властям Греции. 10 сентября 1926 г. греческое правительство издало закон «Об утверждении Устава Святой Горы», согласно которому все афонские монахи независимо от их национальности должны были считаться подданными греческого государства, а лица, не имевшие подданства Греции, не могли быть приняты в афонские монастыри. При этом лица негреческой национальности могли получить право на подданство Греции лишь после проживания в стране не менее 10 лет. Правительством был назначен афонский губернатор, подчинявшийся МИД Греции, на которого была возложена обязанность охранять гражданский порядок на Святой Горе и следить за точным исполнением «Нового канонизма».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стремясь к уединению, пастырь выбрал место к северу от родного села, в урочище За Лазом, и приобрел здесь землю у жителя Панька, которую обменял на свой плодородный участок. Затем, выкопав в урочище пещеру, стал уединяться в ней для духовных и телесных подвигов. Окончив храм в Броньке, подвижник хотел навсегда переселиться в пещеру, но был назначен на другой приход. В 1931 г. о. Гермоген начал ходатайство о создании в Приборжавского монастыря. В 1933 г. пастырь получил увольнение от обязанностей на приходе и построил на малой родине келью. 2 года келья служила о. Гермогену не только жилищем, но и храмом. К пастырю присоединился односельчанин монах Серафим (Шандра). Они подвизались вместе до 1938-1939 гг. – времени, когда, по благословению священноначалия, новую обитель преобразовали в женский монастырь. Иеромонах Гермоген остался при обители духовником. Настоятельницей монастыря была монахиня Серафима (Дацьо). Под ее руководством обитель стала образцовой: в частности, в 1950-х гг. был построен новый храм. Однако, в 1959 г. монастырь закрыли и отвели под пионерский лагерь. В 1990 г. обитель возрождена. Дата основания: 1938 Адрес: 90155, Закарпатская область, Иршавский район, с. Приборжавское, ул. Колхозная, 45 Телефон: +38(03144)3-32-17 Подробнее... Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь (г. Хуст) [ править править код ] Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь (г. Хуст-Городилово) В нач. 1920-х гг. с прп. исп. Алексием Карпаторусским (Кабалюком) познакомился житель Хуста Михаил Рущак. По благословению подвижника, он в 1924 и 1925 гг. совершил 2 паломничества на Св. Гору Афон. Во время 2-го из них, Михаил остался на Афоне в качестве послушника Русского монастыря св. вмч. Пантелеимона, где 18 августа 1926 г. принял монашеский постриг в мантию с именем Мелетий, но в 1927 г. из-за болезни вернулся в Хуст. Когда о. Мелетий выздоровел, прп. Алексий поручил ему должность эконома курсов, учрежденных в Хусте для православных священников. 29 апреля 1931 г. о. Мелетий был рукоположен в иеродиакона, а 1 мая – в иеромонаха, с назначением на приход.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастыри_Зака...

Последний раз Болгарская Церковь оказала помощь русским обителям осенью 1944 г. Летом этого года верующие Сливенской епархии собрали 3 тонны продуктов в дар нуждающимся русским и болгарским афонским монахам, и 17 августа Сливенский митрополит Евлогий попросил Владыку Неофита разрешить заграничный отпуск протосингелу епархии архимандриту Мефодию для доставки продуктов на Афон. 2 сентября Синод выдал соответствующее удостоверение и в тот же день попросил Министерство иностранных и религиозных дел дать архимандриту сопроводительное письмо для получения пропуска на провоз продуктов от болгарской морской и таможенной служб в Кавале. Сама поездка о. Мефодия состоялась уже во второй половине сентября 111 . 23 мая 1943 г. настоятели Свято-Пантелеимоновского монастыря и Свято-Андреевского скита получили письма из Одессы (написанные еще 5 февраля) от русофильски настроенного митрополита Виссариона (Пую), возглавлявшего тогда Румынскую Духовную Миссию в Транснистрии (на Юго-Западе Украины). Владыка предложил им прислать монахов и вступить во владение бывшими подворьями этих обителей в Одессе 112 . Настоятель Свято-Пантелеимоновского монастыря архимандрит Иустин в ответе от 26 мая писал: «Несмотря на серьезные затруднения, созданные обстоятельствами военного времени, тяжелым материальным положением, в котором сейчас находимся (в силу тех же обстоятельств), а также очень ограниченным количеством лиц из нашей братии, подходящих для дела церковного и хозяйственного восстановления нашего подворья, наш монастырь все же решается принять Ваше предложение о посылке монахов… Не можем бросить на произвол судьбы наше монастырское достояние. Желаем внести и нашу посильную лепту в светлое дело восстановления Православия среди русского народа. При первом же удобном случае мы решили послать в Одессу двух из наших монахов (больше нам было бы трудно, так как за последние 25 лет, вследствие отсутствия притока новых монахов из России, число нашей братии резко сократилось, и большинство оставшихся – старики).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прямо или косвенно с Феофанией XIX в. связаны также судьбы ряда иных подвижников. Так, при о. Вонифатии здесь временно подвизался (до отбытия в 1867 г. в паломничество на Святую Землю и Афон) будущий прп. Гавриил Афонский (1849†1901) – в ту пору юный послушник Георгий. Под руководством о. Иринарха в обители завершила свой земной путь, приняв монашество (позже – схиму с именем Алексии) и ископав пещеру, одна бывшая паломница, которая принесла с собой замечательную икону Божией Матери – дар, принятый от свт. Феофана Затворника в годы его служения в Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847–1855). Достойна внимания и судьба трудившегося в Феофании послушника Константина – ослепшего воина, который не впал в уныние от болезни, но всей душой обратился к Богу, в совершенстве освоил клиросное дело и поступил в обитель, где знанием круга церковных чтений и песнопений превосходил многих зрячих. В 1901 г. скит в Феофании получил официальный статус. В 1904-1914 гг. здесь возвели грандиозный Свято-Пантелеимоновский собор. В 1915 г. обитель была преобразована в самостоятельный монастырь. В 1920-х гг. на его территории совместно проживали монашеская община и детский дом, который сменило кооперативное хозяйство. В 1930 г. все храмы были закрыты. В 1941-1945 гг. богослужение в Свято-Пантелеимоновском соборе удалось возобновить. После Великой Отечественной войны монастырские здания принадлежали Институту механики Академии Наук Украины. В 1990 г. собор возвратили верующим, его настоятелем был назначен архимандрит Серафим (Демьянов). С 1993 г. приход храма был преобразован в скит Киево-Покровского женского монастыря: под патронатом этой обители удалось оформить возвращение ряда других зданий, провести колоссальные ремонтно-восстановительные работы, возродить в Феофании монашескую жизнь. 24 апреля 2002 г. Свящ. Синод УПЦ постановил преобразовать скит в самостоятельный монастырь. В 2007 г. архим. Серафим хиротонисан во еп. Яготинского, викария Киевской Митрополии, в 2012 – возведен в сан архиепископа. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Пантелеимоновс...

Дело Варлаама об устроении Пантелеимоновского монастыря продолжал его преемник игумен Киприан, родом из Харькова. В 1720 году он приехал в Москву за помощью для монастыря и, увозя щедрые пожертвования, наряду с церковной утварью вез пополнение для Свято-Пантелеимоновского книгохранилища. В 1726 году Афон в первый раз посетил Василий Григорович-Барский. Он с чувством радости описывал, как ему было приятно оказаться среди своих соотечественников в монастыре святого Пантелеймона. Но он писал также, что нашел в нем всего четырех иеромонахов: двух русских и двух болгар (с игуменом болгарином во главе монастыря). Монастырь «еще же и того ради называется русский, яко от древних царей русских милость и призрение к нему большее показавашеся, нежели к иным, их же и хризовулы тамо видех еще хранимы», 89 – писал В. Г. Барский. Второй раз В. Г. Барский смог посетить Афон только лишь в 1744 году. За это время в Свято-Пантелеимоновском монастыре произошли значительные перемены. Новые войны времен императрицы Анны Иоанновны опять сделали трудным положение русских монахов на Афоне, и в 1735 году монастырь святого Пантелеймона населили греки. Поэтому во время своего вторичного посещения Афона в 1744 году В. Г. Барский не нашел ни одного русского инока в обители святого Пантелеймона. Он объяснял эту перемену следующими причинами: «егда стало невольно российским монахам выходи-ти из своего отечества в чужие страны (по случаю войны 1734–1739 гг.), взяша его во власть свою греки и до днесь обладают» 90 . По словам В. Г. Барского, греки «россам же или сербам или болгарам отнюдь в нем жительствовать не попущают, бояшися, да не како его благословно возьмут в свою власть, аки древнюю свою обитель». Богатую славянскими рукописями и печатными книгами Пантелеимоновскую библиотеку греки к этому времени почти всю распродали, о чем также со скорбью писал В. Г. Барский: «Бяху же тамо, якоже слышится, и книги многи, печатныя же и древния руко-писныя славянския; в прибытие же мое тамо малочисленныя обретошася, некия точию правильные и отеческия, но и те готовы бяху продати греческие тамо живущие отцы» 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

20 июля я приехал на Афон, а с 23 числа начал свои занятия в библиотеке русского Пантелеимоновского монастыря, в котором, благодаря просвещённому содействию известного у вас в России игумена этой свято чтимой обители, архимандрита о. Макария, и неусыпным трудам и заботам многоначитанного и с любовью преданного своему делу библиотекаря о. Матвея, в самое короткое время составлена весьма приличная библиотека рукописей. Мои регулярные занятия здесь были прерваны на время печальным событием в жизни этого монастыря, которое случилось в ночь на 7 августа 1887 года. Я разумею страшный пожар, истребивший в монастыре в самое короткое время шесть церквей, в числе коих русский собор в честь Покрова Божией Матери, и множество келий. В силу этого обстоятельства, а также по другим соображениям практического свойства, 16 августа я покинул гостеприимный русский Пантелеимоновский монастырь и начал объезд св. Горы с целью обозрения других монастырей и их библиотек. По первое октября я успел лишь посетить монастыри: Симоно-Петрский, Свято-Павловский, Лавру св. Афанасия, Иверский, русский Андреевский скит, Пантократорский, Ватопедский, Есфигменский, Хиландарский, Костамонитский и Дохиярский. Проездом заезжал я и в другие монастыри, но библиотек их не мог видеть 6 по разным причинам. Первого октября я вернулся снова в Пантелеимоновский монастырь, считая свои учёные занятия на Афоне в этом году оконченными, дабы не потерять удобного времени для путешествия в Иерусалим 7 . На Афоне за это время я успел описать 13 евхологиев, 38 типиконов и более 100 литургических рукописей разного наименования. Кроме того, в эту же поездку мною описано около 50 богослужебных рукописей южно-славянского происхождения: болгарских, сербских и молдовлахийских. Из них 10 рукописей, как наиболее имеющие важность и научный интерес, переписаны почти дословно с соблюдением даже их палеографических особенностей. Эту довольно почтенную цифру описанных рукописей можно было бы увеличить и ещё, при том количестве времени, какое я тратил ежедневно на занятия (около 13 часов в сутки), если бы мне приходилось работать в библиотеках благоустроенных, имеющих хотя-бы-то поверхностные каталоги или инвентари, и при благосклонно-добрых отношениях ко мне со стороны их владельцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010