Содержание Введение 1910 год Письмо монахов пустыни Новая Фиваида игумену Свято-Пантелеимоновского монастыря Мисаилу с рассуждениями об имени Божиим и доказательствами о Его Божественности Статья «Религиозное смущение на Старом Афоне. (Из частного письма)» Соборное рассуждение о Имени Господа нашего Иисуса Христа в пустыни Новая Фиваида на Афоне Жалоба братии Свято-Андреевского скита в монастырь Ватопед о еретичестве Иеронима, игумена скита Жалоба иеросхимонаха Антония (Булатовича), поданная в Святейший Синод на архиепископа Волынского и Житомирского Антония Открытое письмо святогорцев-исповедников имени Божия к архиепископу Никону Листовка Союза для противодействия распространяющемуся имяборчеству и для предохранения себя от общения с имяборцами «Обращение ко всем православным...» Доклад игумена Русского на Св. Афонской горе Пантелеимоновского монастыря архимандрита Мисаила Священному Киноту Св. Горы Афонской с ответами на вопросы по поводу смуты в монастыре Извещение Святейшего Синода Русской Православной Церкви Константинопольскому Патриарху Герману V о посылке архиепископа Никона на Афон для умиротворения русских иноков Статья «Прибытие архиепископа Никона на Афон» Журнал Комиссии, образованной при Правлении Добровольного Флота для обсуждения вопроса о посылке одного из пароходов на Афон для доставки оттуда в Одессу русских монахов Список монахов Русского на Афоне Пантелеймонова монастыря, следующих на пароходе «Херсон» в Россию по распоряжению русского правительства Заявление братии Русского на Афоне Св. Пантелеймонова монастыря доктору Добровольного флота о получении ими ран при выселении из монастыря со списком пострадавших Телеграмма Обер-Прокурору Святейшего Синода В. К. Саблера товарищу Министра внутренних дел В. Ф. Джунковскому по вопросу о снятии духовного сана с иноков, возвращающихся с Афона Секретные телеграммы посла в Константинополе М. Н. Гирса с предложениями о мерах по отношению к афонским монахам, прибывающим в Одессу Журнал совещания о мерах по устройству и распределению афонских монахов афонских монахов, задержанных в Одессе с объяснительной запиской В.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Михаил Шкаровский. История русских обителей Афона в XX веке Афон. Фото русского Монастыря. Середина прошлого века. Публикуется впервые. На таком кораблике приплывали из Уранополиса.       Профессор Михаил Шкаровский. История русских обителей Афона в XX веке   Доклад преподавателя Санкт-Петербургской православной духовной академии профессора Михаила Витальевича Шкаровского на конференции " Вклад Афона в европейскую духовную традицию " , г. Зальцбург (Австрия), 8-9 июля 2011 года.   Шкаровский как историк может подвергаться вполне обоснованной критике. Тем не менее, эти материалы очень ценны. Дело в том, что Шкаровский получил возможность работать с архивами и имел документы, которые сейчас уже никто не получит. Так, его труды стали важным первоисточником. Если относиться к его книге, как к своего рода архиву, пренебрегая его собственными историческими интерпретациями, то это приносит неплохие плоды. - Святая Гора Афон   К началу XX века русских обителей Афона переживали невиданный прежде подъем. В 1912 г. в Свято-Пантелеимоновском монастыре, Свято-Андреевском и Свято-Ильинском скитах, 82 келлиях и 187 каливах проживало около пяти тысяч русских насельников, что составляло более половины всех монахов Афона – в это время там находилось 3900 греков, 340 болгар, 288 румын, 120 сербов и 53 грузина. Ежегодно Святую Гору в начале XX века посещало 30 тыс. русских паломников. В том же году в результате освобождения Македонии и Западной Фракии от господства Османской империи Афонский полуостров стал частью греческого государства, 2 ноября 1912 г. в ходе Первой Балканской войны Святую Гору заняли греческие войска, там спустили турецкий флаг, и королевским декретом над монастырями был установлен контроль военных властей. На мирной конференции в Лондоне в мае-августе 1913 г. Россия предложила сохранить автономный статус Афона под протекторатом шести православных государств: России, Греции, Румынии, Болгарии, Сербии и Черногории, но не смогла добиться полного принятия такого решения. За интернационализацию Афона активно выступало Братство русских обителей, которое в мае 1913 г. обратилось к Лондонской конференции и в МИД России с просьбой возвести Свято-Пантелеимоновский монастырь в ранг Лавры. Свято-Андреевский и Свято-Ильинский скиты в ранг монастырей, а русские «малые обители» вывести из-под власти греческих монастырей. В ответ представители 17 греческих афонских монастырей 26-28 сентября направили на конференцию открытое письмо с протестом против плана автономии и всеправославного статуса Святой Горы, письмо содержало также предложение изъять Афона из юрисдикции Константинопольского Патриарха и присоединить к Элладской Церкви. В итоге предложения русских обителей не были

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=919

ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 20 июля 2012 года 20 июля под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. 20 июля, 2012 20 июля под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. 20 июля в синодальном зале резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви (Свято-Пантелеимоновский монастырь в Феофании) под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. Ж У Р Н А Л 49 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Одесского и Измаильского Агафангела о распределении Одесской епархии на две самостоятельные. ПОСТАНОВИЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Одесского и Измаильского Агафангела принять к сведению. Ж У Р Н А Л 50 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира — СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира об открытии (возрождение) в Киеве подворья Свято-Пантелеимоновского на Афоне монастыря. Справка 28 марта 2012 на имя Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира поступило письмо от игумена Свято-Пантелеимоновского на Афоне монастыря архимандрита Иеремии с просьбой благословить возрождение в Киеве подворья Свято-Пантелеимоновского монастыря. 8 мая 2012 Священный Синод Украинской Православной Церкви (журнал 36) принял поддержать предложение игумена монастыря архимандрита Иеремии и направить соответствующее ходатайство Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, который 2 июля 2012 года в письме за 01/3252 на имя Блаженнейшего Митрополита Владимира сообщил о свое благословение на возрождение (открытие) в Киеве подворья Свято-Пантелеимоновского на Афоне монастыря.

http://pravmir.ru/zhurnaly-zasedaniya-sv...

Павел Недосекин Документы Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне Документ 1. Летопись обители. 1917–1927 Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Помянух дни древния и поучахся в них. 2 Кор. 1917 год Год начался при необычайных для Афона обстоятельствах: 6 января в 6-м часу дня на Святой Горе высадился франко-русский отряд. При тихой, ясной, тёплой погоде к монастырю подошли в сопровождении миноносца два парохода под французским флагом, которые и высадили на берег небольшой франко-русский отряд; ещё ранее высадились такие же отряды в Зографе и Ватопеде. Всего на Афоне оказалось до 200 человек; из них половина русских солдат 52 , другие – французы, преимущественно колониальных войск (негры, сенегальцы). Никакой торжественной встречи отряду оказано не было, так как никто не знал о цели их прибытия. В тот же день послали мулов в Зограф для перевозки русских солдат в наш монастырь. 7 января. Погода резко изменилась: подул холодный восточный ветер с сильным дождём и снегом. С большим трудом добрались солдаты из Зографа в наш монастырь (причём около 2 часов не могли перейти разлившийся поток около огорода и всё время мокли на дожде, пока не догадались поднять доски и лодку, при помощи которых они и добрались до обители). Так как солдаты подходили небольшими партиями в несколько человек, лил дождь и дело затянулось до вечерни, официальная встреча опять не состоялась. Для солдат отвели помещение в паломнических номерах, а для офицеров – в верхней гостинице (но они скоро тоже перешли в Преображенский корпус, где им дали номера – лучшие паломнические). В обители французы установили радиотелеграфную станцию. Начались сношения с Солунью. Начальник отряда капитан французского генерального штаба – господин Жидаль. Так совершился исторический момент занятия Святой Горы союзными войсками. Цель отряда – гарантировать свой флот от подводных немецких лодок, находивших себе добрый приём среди греков. 12 января. В обитель приехали андреевский игумен архимандрит Иероним и представитель братства келлий для отдания визита начальнику отряда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Священномученик Иона (Санков). День памяти — 4 июля Священномученик Иона (Санков). День памяти — 4 июля       Семья Санковых хранила традицию, по которой один из детей посвящал свою жизнь служению Богу, становясь за всех родных сугубым молитвенником, и когда Иван сообщил отцу о своем желании уйти на Афон и стать монахом, тот с радостью его благословил. Священномученик Иона, в миру Санков Иван Андреевич, родился 20 июля 1873 года в селе Солчино Алпатьевской волости Зарайского уезда Рязанской губернии (ныне Луховицкий район Московской области) в благочестивой купеческой семье. Его отец, Андрей Никитич Санков, поступив приказчиком в лавку московского торговца, вскоре сам стал оптовиком-хлеботорговцем. 2 июня 1883 года в Москве состоялось освящение Пантелеимоновской часовни, на котором от прихода храма Ржевской-Оковецкой иконы Божией Матери, что на Пречистенке, присутствовал купец-хлеботорговец Андрей Никитич Санков с десятилетним сыном Иваном. В 1884 году жена Андрея Никитича тяжело заболела и по совету врачей уехала с детьми — Иваном, Анной и Натальей — на родину в Солчино, где семья имела дом с небольшим участком земли. Здесь Иван окончил два класса церковно-приходской школы, но после внезапной смерти матери он вернулся в Москву к отцу, а сестры остались с бабушками. В Москве Иван завершил свое образование и стал заниматься вместе с отцом торговлей. Андрей Никитич с сыном были частыми гостями у настоятеля подворья афонского Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонаха Аристоклия. Эти встречи производили на юношу большое впечатление, так что, в конце концов, в душе его явилось сильное желание посвятить себя монашеской жизни. В семье Санковых существовала традиция, по которой один из детей посвящал свою жизнь служению Богу, становясь за всех родных сугубым молитвенником, и когда Иван сообщил отцу о своем желании уйти на Афон и стать монахом, тот с радостью его благословил. В 1893 году (по другим данным в 1897) Иван Санков отправился на Святую Гору, где поступил послушником в русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Здесь, по его словам, завершилось его духовное образование. 17 апреля 1899 года послушник Иоанн был пострижен в рясофор с именем Иона, а 12 марта 1902 года в мантию с тем же именем. 5 июня 1905 года монах Иона был рукоположен в иеродиакона, а 14 сентября 1913 года в иеромонаха.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=260...

Павел Недосекин О письме афонских монастырей канцлеру Германии За истёкшие годы после второй Мировой войны уже неоднократно поднимался вопрос о позиции афонских монастырей в период германской оккупации Святой Горы. В Греции этот вопрос начал широко обсуждаться общественностью сразу после вывода германских войск и приобрёл ярко выраженную антиславянскую направленность. Собственно, это было продолжение политики греческих властей по эллинизации Афона 34 . «После Второй мировой войны, – писал в 1963 году Вселенскому Патриарху Афинагору игумен Русского Пантелеимоновского монастыря архимандрит Илиан, – министерство иностранных дел Греции создало для нас новые, почти губительные трудности, целью которых является препятствие приезду новых монахов. Это действие вступает в совершенное противоречие с последним международным актом, то есть с Конвенцией о меньшинствах в Лозаннском договоре, которая гарантирует нам все привилегии и права, которые мы имели издавна. Таким образом, настоящая цель этого является не что, как уничтожение нашего святого монастыря, которая достигается путём необновления нашей со временем исчезающей братии» 35 . После войны некоторые монахи славянских монастырей были обвинены в сотрудничестве с оккупантами. Так, 25 сентября 1947 года было сфабриковано судебное дело (протокол 394/25–9–47), которым осуждался на два года антипросоп Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря монах Василий (Кривошеин) . Ему инкриминировали подписание (в числе прочих антипросопов) письма канцлеру Германии Адольфу Гитлеру. Вместе с Василием со Святой Горы было выдворено несколько других монахов-славян. Позднее, уже в начале 1960-х годов, сам архиепископ Василий писал: «В греческой печати вновь возобновились нападки на русское монашество на Афоне. Это всё перепевы старого: русские не имеют никаких прав на Пантелеимоновский монастырь, русские монахи хотят захватить Афон, они – органы панславизма, чуждый и вредный элемент и так далее» 36 . И хотя монах Василий вплоть до 1955 года боролся за восстановление справедливости, за снятие с себя ложных обвинений 37 , до самой его смерти в 1985 году он не получил удовлетворительного ответа от греческих властей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Недосекин О причинах кризиса «русского Афона» в ХХ веке Прошедший XX век оказался, как известно, весьма сложным для русского монашества на Святой Афонской Горе. Количество насельников сокращалось, обители, начиная с монастыря Руссика, скиты, кельи и каливы приходили в запустение. Последние, если они стояли на землях других монастырей, постепенно занимались монахами-греками. Всё это проходило на фоне закрытия въезда на Афон для людей не греческой национальности, желающих поступить в монастырь. В результате ко второй половине ушедшего века все три славянских монастыря: сербский Хиландар, болгарский Зограф и русский Руссик фактически доживали свой век, не имея возможности принять в свои ряды новых послушников-соотечественников. В 2012 году, когда Архив Русской Эмиграции в Брюсселе готовил книгу «Архиепископ Василий Кривошеин . Переписка с Афоном», в распоряжении редактора оказались весьма значимые документы, уникальность которых трудно переоценить. Они хранились в качестве копий архиепископом Василием, который пострадав за дело выживания славянских монастырей на Афоне, хранил у себя документы, могущие внести ясность в этом малоизвестном вопросе. Бумаги владыки во многом проливают свет на причины и следствия упадка русского монашества на Святой Горе в ХХ веке. Из-за трагических событий в истории Руссика за этот период (несколько пожаров, использование греческими властями корпуса монастыря в качестве военного лазарета), возможно, таких документов нет и в пострадавшем архиве обители. Поэтому в данной книге АРЭ публикует максимальное количество документов: справок, посланий, писем, написанных в те годы священноначалием Русского на Афоне Свято-Пантелеимоновского монастыря и частично секретарём обители монахом Василием (Кривошеиным) . Большой интерес представляют также летопись обители за 1917–1926 годы, написанная неизвестным насельником Руссика, и отчёт протоиерея Фёдора Титова , профессора Киевской духовной академии и Белградского университета, о его пребывании на Афоне в 1919 году. Все публикуемые документы свидетельствуют о том, как ухудшалось положение русского монашества на Афоне в 1917 до середины 1940-х годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В жизни русского общества во второй половине XIX в. были заметны многие проблемы в области духовно-нравственных отношений, как об этом писал ревнитель просвещения и благочестия в России афонский старец Пантелеимоновского монастыря Арсений (Минин) (+1879):«Род человеческий насколько преуспевает в изобретениях, открытиях и прочих делах века сего, настолько тупеет в понятиях своих о духовной жизни. Разными прихотливыми желаниями человек опутал себя, как сетями, и от них не освободится до гроба» 858 . Важное значение в деле духовного просвещения сыграл Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне. Почему? Ответ читаем у автора книги «Русские на Афоне» А.А. Дмитриевского : «Ни одно из крупных явлений нашей внутренней политической или религиозной жизни не проходило незамеченным нашими афонскими иноками, которые чутко, даже до болезненности, прислушиваются ко всему тому, что происходит внутри их, хотя и покинутого, но все же близкого их сердцу дорогого отечества... Через Афонские издания за весь сравнительно еще недлинный период их просветительно-издательской деятельности посеяно немало добрых семян на не возделанной еще и обширной ниве нашего народного религиозно-нравственного просвещения» 859 . Духовно-просветительская, в частности, издательская деятельность на Святой Горе Афон имела широкие масштабы во второй половине XIX в. В то время Пантелеимонов монастырь стал одним из крупнейших издателей церковной духовно-нравственной литературы для России. Издательская деятельность имела несколько основных целей: во-первых, распространение высоконравственной духовной литературы в российском обществе; во-вторых, распространение информации об издательской деятельности русского монастыря на Афоне; в-третьих, сообщение сведений о монастыре с целью привлечения паломников и жертвователей из России. «В пользу духовного просвещения России, – пишет настоятель Московского подворья Афонского Свято- Пантелеимонова монастыря игумен Никон (Смирнов), – подверженной наплыву сект, распространению вольнодумства и нигилизма, а также старообрядческого раскола, наш афонский монастырь, скиты и кельи усилили издательскую деятельность, причем их книги можно было приобрести по самым дешевым ценам, а брошюры и листки распространялись тысячами, подчас бесплатно» 860 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Неизвестный текст известного документа (письмо афонских монахов Гитлеру) 25.04.2014 527 Время на чтение 12 минут Грядущему тысячелетнему юбилею русского монашества на Афоне посвящена публикация протоиерея Павла Недосекина, в которой освещается вопрос написания монахами Святой горы письма, адресованного Гитлеру. В дальнейшем под предлогом подписания этого текста некоторые монахи славянских монастырей были обвинены в сотрудничестве с оккупантами и выдворены с горы Афон. С целью разобраться в справедливости обвинений автор описывает, в каких условиях возникло это письмо, а также приводит текст этого документа. За истекшие годы после Второй мировой войны уже неоднократно поднимался вопрос о позиции афонских монастырей в период германской оккупации этого полуострова. В Греции этот вопрос начал широко обсуждаться общественностью сразу после вывода германских войск. При этом он приобрёл ярко выраженную антиславянскую направленность. Собственно, это было продолжение политики греческих властей по эллинизации Афона . «После второй Мировой войны, - писал в 1963 году Вселенскому Патриарху Афинагору игумен Русского Пантелеимонова монастыря Илиан, - министерство иностранных дел Греции создало для нас новые, почти губительные трудности, целью которых является препятствие приезду новых монахов. (...) Это действие вступает в совершенное противоречие с последним международным актом, то есть с Конвенцией о меньшинствах в лозаннском договоре, которая гарантирует нам все привилегии и права, которые мы имели издавна. Таким образом, настоящей целью этого является не что иное, как уничтожение нашего святого монастыря, которая достигается путём необновления нашей со временем исчезающей братии» . После войны некоторые монахи славянских монастырей были обвинены в сотрудничестве с оккупантами. Так, 25 сентября 1947 года было сфабриковано судебное дело (протокол 394/25-9-47), которым осуждался на два года антипросоп Русского Свято-Пантелеимонова монастыря монах Василий (Кривошеин). Ему инкриминировали подписание среди прочих антипросопов письма канцлеру Германии Гитлеру. Вместе с Василием со Святой Горы было выдворено несколько других монахов-славян. Позднее, уже в начале 70-х годов, сам архиепископ Василий писал: «В греческой печати вновь возобновились нападки на русское монашество на Афоне. (...) Это всё перепевы старого: русские не имеют никаких прав на Пантелеимоновский монастырь, русские монахи хотят захватить Афон, они - органы панславизма, чуждый и вредный элемент и так далее» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Приглашение на Афон советского консула в 1946 году и начало греческих репрессий Суд над монахом Василием (Кривошеиным) Иеромонах Софроний (Сахаров) Фото с монахом Василием (Кривошеиным). Он стоит слева. Иеромонах Софроний (Сахаров) стоит справа. 1926 год.     Приглашение на Афон советского консула в 1946 году и начало греческих репрессий Суд над монахом Василием (Кривошеиным) Иеромонах Софроний (Сахаров)       Мы уже публиковали большую статью о деятельности немецкой делегации ученых Анненере. Это продолжение цикла статей об истории Афона . В этой статье открывается глубокий трагизм положения русских монахов на Афоне в 1941-1946 годах.   В середине 1946 г. монахи Пантелеимоновского монастыря пригласили на Афон советского консула В. Д. Корманова, который посетил Святую гору 21 июля того же года и был торжественно встречен в обители колокольным звоном.   Этот случай в условиях начинавшейся гражданской войны вызвал сильнейшую тревогу греческих королевских властей и в дальнейшем стал важнейшей причиной репрессий против русских монахов   Иеромонах Софроний (Сахаров) уже во второй половине 1946 г. был вынужден уйти из греческого монастыря св. Павла в русский Свято- Андреевский скит. Летом 1947 г. (а 26 сентября 1947 г. в Салониках состоялся суд) иеромонах уехал во Францию, где перешел в юрисдикцию Московского Патриархата.   В 1948 г. отец Софроний опубликовал свою всемирно известную книгу «Старец Силуан Афонский», позднее он переехал в Великобританию, где в 1959 г. основал в графстве Эссекс монашескую общину, преобразованную в дальнейшем в Иоанно- Предтеченский скит. Здесь старец схиархимандрит Софроний и скончался в 1993 г.   Василий (Кривошеин) принимал участие в Русском студенческом христианском движении (РСХД), присутствовал на его съездах в Аржероне; в сент. 1925 г. выехал на съезд РСХД в Югославию, в монастырь Хопово, откуда вместе с С. Сахаровым (впосл. схиархим. Софроний) отправился в паломническую поездку на Афон, она определила всю его последующую жизнь.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=895

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010