Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Газадини (Гозадино) Иаков; 1716/1717, сел. Китнос, о-в Китнос - 16.02.1786, близ Мариуполя, ныне Донецкой обл., Украина), свт. (пам. 3 февр. и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря), митр. Готский и Кафский. Из греч. рода, переселившегося из Италии на Китнос в XII в. В 1613 г. предки И. построили в Китносе ц. св. Саввы. В детстве И. был отвезен к родственнику монаху на Афон, где в юношеские годы принял монашество. На Афоне И. получил образование, был рукоположен во диакона, иерея и хиротонисан во епископа. Затем был вызван в К-поль, где получил сан архиепископа и стал членом Патриаршего синклита. В 1771 г. К-польский патриарх Феодосий II назначил И. митрополитом Готской и Кафской (Готфейской и Кефайской) епархии в Крыму. 23 апр. 1771 г. прибыл в Балаклавский во имя вмч. Георгия Победоносца мон-рь , а 27 апр.- в Бахчисарайский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь в предместье Бахчисарая Мариамполе, где находился центр епархии. И. направил усилия на возрождение и сохранение греками национального самосознания и правосл. веры. В ходе русско-тур. войны рус. войска в 1771 г. захватили мн. города Крыма, в т. ч. Кафу (Феодосию), куда 15 авг. того же года по приглашению рус. военного начальства ездил И. Присутствие русских войск способствовало укреплению положения христиан на полуострове. И. решил воспользоваться ситуацией и 29 сент. написал в Святейший Синод прошение о принятии его епархии в юрисдикцию Русской Церкви. В нояб. обратился к имп. Екатерине II с просьбой принять крымских греков в подданство Российской империи. Не дождавшись ответа, 8 дек. 1772 г. снова направил Екатерине II письмо с аналогичной просьбой. Вскоре в условиях политической нестабильности Крымского ханства Екатерина II решила переселить крымских христиан в Россию с целью подорвать экономику ханства и поставить его в зависимость от России. Командующий русскими войсками в Крыму ген.-поручик А. А. Прозоровский 25 февр. 1778 г. получил указание приглашать христиан на поселение в Азовскую и Новороссийскую губернии, а губернаторы - принимать и расселять выходцев из Крыма. Особое место в организации переселения отводилось И., к-рый 23 апр. того же года во время пасхальной литургии в Успенской ц. Бахчисарайского мон-ря сообщил пастве о предложении российской стороны. Составил воззвание, в котором описывал тяжелое положение христиан в Крыму под татар. гнетом и свободу и безопасность, ожидавшие их в России. Среди христиан началась агитационная работа духовенства и близких к митрополиту людей, в частности вызванного им с Китноса племянника, впосл. капитана И. А. Гозадинова. В результате удалось склонить часть христиан к переселению.

http://pravenc.ru/text/293403.html

Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина можно назвать опытным святогорским паломником: впервые он попал на Афон четверть века назад и с тех пор бывал там неоднократно. Почему, побывав на Афоне, паломники стремятся попасть туда снова и снова? Какие изменения заметны в жизни Святой Горы? Эти и другие вопросы мы задали Владыке. Свято-Пантелеимонов монастырь до реставрации. Начало 1990-х годов — Когда Вы впервые побывали на Афоне и какое впечатление произвело на Вас первое посещение Святой Горы? — Мне посчастливилось посетить Святую Гору Афон впервые достаточно давно — в 1989 году, когда обычному паломнику из тогдашнего Советского Союза попасть туда было практически невозможно. Лишь один раз в год официальная делегация посещала русский монастырь на престольный праздник — в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона. Как правило, в такую группу входило несколько человек в священном сане, мирян практически не было. Поэтому можно сказать, что как на Святую Землю, так и на Афон доступ для наших соотечественников был тогда практически закрыт. Хотя все верующие люди, конечно, знали об Афоне, читали о нем и интересовались тем, что там происходит. В 1986 году я стал послушником в Троице-Сергиевой Лавре, и как раз в то время на Афон собиралась достаточно большая группа монашествующих Лавры — не первая, но самая большая. Те, которые отправлялись раньше, в основном из Псково-Печерского монастыря, из Почаева, и группами сложно было назвать — по три-пять человек, а тут — сразу около десяти монахов. По тем временам это было значительное количество братии. Я умел печатать на машинке, что в те докомпьютерные времена было редкостью. Поскольку лаврские машинистки не справлялись с объемом работ, я помогал некоторым братиям, по их просьбе, печатать анкеты, автобиографии и прочие необходимые документы для выезда за границу. Сам я попал на Афон через несколько лет, когда учился в Болгарии, благодаря помощи владыки Нафанаила , тогда викарного епископа Святейшего Патриарха Болгарского Максима.

http://pravoslavie.ru/74197.html

Неизвестное письмо преподобного Силуана Афонского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 28 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 От публикатора Публикуемое ниже письмо 1 , автором которого является преподобный Силуан Афонский, посвящено важной для монаха, живущего в миру, проблеме — приглашения в гости к мирским людям (“вас просят в гости”). Такие приглашения обыкновенно затрудняют духовную жизнь монаха, особенно его молитвенную практику. Автор письма демонстрирует адресату, как с любовью отказываться от таких визитов. Копия данного письма была передана нам архимандритом Виктором (Мамонтовым). Перед этим письмо, обнаруженное в архиве известного парижского богослова отца Евграфа Ковалевского, прошло сложный путь — его переслал в Шевтонь большой почитатель духовного наследия преподобного Силуана Афонского отец Силуан, настоятель одного из монастырей во Франции. Анализ почерка позволяет сделать вывод, что переданная нам копия письма не была написана ни самим преподобным Силуаном 2 , ни его духовным сыном, сотаинником и жизнеописателем архимандритом Софронием (Сахаровым) 3 . Скорее всего, письмо было переписано перед отправкой в Свято-Пантелеимоновом монастыре одним из почитателей преподобного Силуана Афонского (на это указывают некоторые слова в письме, уточняющие его смысл и помещенные в скобках со знаком вопроса). Сам же оригинал данного письма, который до нас не дошел, был, по всей вероятности, написан под диктовку преподобного Силуана кем-нибудь из монахов или работников монастыря. Письмо датируется маем 1938 г., за несколько месяцев до кончины преподобного Силуана. Отец Софроний пишет, что перед кончиной преподобный Силуан заведовал монастырским продовольственным магазином 4 . Во время этой работы он сильно простудился “и много страдал от ревматизма. Болезнь вынудила его последние годы жизни зимою оставаться в келлии” 5 . Можно с большой достоверностью предположить, что письмо написано в период работы преподобного Силуана в магазине и его болезни.

http://pravmir.ru/neizvestnoe-pismo-prep...

Новости Новостная служба Журналы заседания Священного Синода от 4 мая 2017 года Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных […] Новостная служба Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 4 апреля 2017 года ЖУРНАЛ 01 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия относительно деятельности в г. Киеве подворья Свято-Пантелеимоновского на Афоне монастыря. Справка: 27 января 2017 года на имя Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия поступило письмо […] Новостная служба Журналы заседания Священного Синода от 9 марта 2017 года Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных […] Новостная служба Журналы заседания Священного Синода от 1 февраля 2017 года Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных […]

http://pravmir.ru/category/news/dokument...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Рождество Христово на Афоне. Записки паломника Рождество Христово на Афоне. Записки паломника     О каждом из нас есть у Бога Промысел. Только Его святая воля наполняет нашу жизнь смыслом. Кажется, все идет размеренно и предсказуемо, но вот наступает день, когда происходит то, что обычно называется чудом. Я понял это, ступив на землю своих далеких предков. Совершенно незнакомый, но такой родной воздух, южное зимнее небо – все вокруг было предвестием встречи с чудом, с местом, где соединяется земное и Небесное. Это место – Святая Гора Афон. О нем уже написано множество замечательных книг. Поэтому позвольте просто поделиться с вами сокровенным, милостью Божией обретенным в уделе Его Пречистой Матери. Уранополи и паром Из аэропорта Салоники через восточную часть полуострова Халкидики, в дизельном микроавтобусе мы с Димитрием и прочими паломниками неслись по горным дорогам в небольшой курортный городок. За окном мелькали греческие пейзажи и постепенно сгущались сумерки. Уранополи. Летом здесь многолюдно, но зимой царствует тишина.     Побродив по извилистым улочкам, добрались до гостиницы «Македония», во дворе которой расположился православный храм – базилика. После короткого отдыха и до отплытия парома удалось побывать на утренней службе. В храме – плоды цивилизации – микрофоны, кондиционеры и т.д. Служат по новому стилю, у них уже предпразднство Крещения, у нас еще последние дни Рождественского поста. Скорее бы на Святую Гору! Переполненный паром «Святой Пантелеимон» шел достаточно быстро. Греки, болгары, грузины, сербы, немцы, русские, румыны и все остальные плыли на Афон встречать Рождающегося Богомладенца Иисуса Христа, и это радовало. Затянутое тучами небо смягчало рельеф берега, сглаживая краски и без того неяркой зимой вечнозеленой растительности Афона. Попадающиеся по пути следования сначала одиночные строения, а после и монастыри, не выбивались из общей цветовой палитры. Два часа в дороге пролетели незаметно, и вот уже пристань Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2817

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Русь и Святой Афон в забытых «сказаниях» паломников конца XVII века Русь и Святой Афон в забытых «сказаниях» паломников конца XVII века Т. А. Исаченко   Доклад доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника Российской государственной библиотеки  Т. А. Исаченко на международной научной конференции «Русь – Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой горе Афон (выездное заседание: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 22 сентября 2016 года) В год отмечающегося юбилея 1000-летнего присутствия русских на Афоне представляется весьма актуальным исследование «афонских» текстов –  актов, описаний, зарисовок, вышедших из-под пера русских людей, посетивших Афон и оставивших о нем свои воспоминания. Это тем более важно, что таких описаний немного, отчего духовное присутствие Афона в русской жизни принято даже называть «блуждающим» Присутствие Афона в русской жизни фиксируется волнами. Прилив – влияние и контакты (начало XV, конец XVI и середина XVII века), отлив – суровые реалии турецкого владычества на Афоне, угроза прерывания традиции в целом, упадок Афонского общежительства. То же соотношение наблюдаем в контактах с Афоном балканских стран, прежде всего это относится к Дунайским княжествам молдо-влахийских господарей, Унгровлахийской митрополии. Когда дионисиатский монах Феоклит в начале 1970-х годов написал книгу «Между небом и землей» на греческом языке, он пытался печатным словом возродить интерес к почти забытому Афону. Но значительно большую пользу принесла книга, написанная постриженником Пантелеимонова монастыря архимандритом Софронием (Сахаровым) – книга о старце Силуане. Она стала для многих подлинным откровением об Афоне и христианской жизни. От старца Силуана, трудившегося в начале XX века на монастырской мельнице Росикона, через отца Софрония тянется непрерывная духовная нить к современной России

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=29&iid=2...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней С 5 по 7 октября в конференц-зале Российской академии художеств пройдет международная конференция " Mount Athos – the Light of the Orthodox Christianity " . 1     С 5 по 7 октября в конференц-зале Российской академии художеств пройдет международная конференция " Mount Athos – the Light of the Orthodox Christianity " .  5 октября Среда October 5 Wednesday  10.00 – 10.30 – регистрация участников/reception 10.30 – 11.00 – Открытие конференции. Приветствия/Opening&Greetings Утренняя сессия/Morning session 11.00 -11.20 –Олег Ульянов. Профессор, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева (Москва), Полномочный представитель Русского на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря в 2000-2004 гг. Афонский извод «Живоначальной Троицы» преподобного Андрея Рублева. Oleg Ulianov. Professor, Central museum of Old Russian Culture and Art named by Andrej Rublev, Moscow. Official representative of the Russian Saint-Panteleimon monastery at the Holy Mount Athos in 2000-2004. The Athos παραδεγματα of the world-famous icon “Life-GivingTrinity” by St. Andrei Rublev. 11.30-11.50 - Архимандрит Августин (Никитин). С.-Петербургская Православная Духовная Академия. Афонская икона Божией Матери «Млекопитательница»: от катакомбных фресок до эпохи Возрождения. Arhimadrite Aurustin (Nikitin). Saint-Petersburg Ecclesiastic Academy. The Mount Athos Icon of the Virgin Mary Galaktotropousa: from catacomb frescoes to the Renaissance time. 12.00-12.20 – Д-р Георгиос Тсимпукис. Археолог, Министерство культуры Греции. Влияние Ерминии Дионисия из Фурны на технику настенной живописи Афона. Dr. Georgios D. Tsimpoukis. Archaeologist, Hellenic Ministry of Culture. The influence of the Hermneia of Dionysius from the village of Phournas on the Revelation wall-paintings of Mount Athos. 12.30-13.30 – обед/lunch time 13.40-14.00 – Д-р Герольд Вздорнов.. Государственный институт реставрации (ГосНИИР), Москва Память о Хиландаре: древние рукописи и genius loci.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2381

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Афонский старец Пантелеимон (Прохоров) Афонский старец Пантелеимон (Прохоров) 3 (16 н.ст.) января 1884 года на 74 году жизни в селе Костычи, Сызранского уезда, скончался основатель Костычевской Смоленской женской обители старец Пантелеимон (Прохоров). Постриженник и ученик старцев Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, он, по возвращении в родные края, более 40 лет подвизался в уединении, посте и молитве, а в последние годы жизни приступил к устроению в селе Костычах женской монашеской обители. После богоборческой революции, в 1920-е гг., монастырь был уничтожен советской властью. В наше время обитель вновь восстанавливается. А в апреле 2004 г. были чудесно обретены мощи основателя обители старца Пантелеимона, от которых за последние годы произошло множество чудотворений и исцелений. В Самарско-Сызранской епархии глубоко чтут память афонского старца Пантелеимона как местночтимого подвижника. ..................................... Схимонах Пантелеимон (в миру Петр Савельевич Прохоров) был сыном крестьянина села Старые Костычи Сызранского уезда Симбирской губернии. Родился в 1811 году. С самого раннего детства мальчик любил посещать храм Божий и учить со слов матери и других людей молитвы. Любил слушать, когда читали священные книги, в особенности жития святых подвижников. Сам же читать не умел. Юноша любил уединение и, когда его сверстники шумно играли во дворе, прятался то на чердаке, то на сеновале, то под кроватью и молился там с детской наивностью. Просил Боженьку, чтобы он поскорее пришел и изменил все вокруг: чтобы братья и сестры не болели, чтобы бабушки и дедушки не умирали, чтобы был всегда солнечный день и была бесконечная радость. Он каким-то особым чувством ощущал, что Бог Отец слышит его, и он, довольный, в этом радостном сознании невольно засыпал. Так проходили часы, а его перепуганная родня искала мальчика. А когда находила, то прилично наказывала. Но он не мог уже жить без этой беседы с Господом и вновь и вновь искал встречи с ним наедине.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=280...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Чему учит Афон: взгляд на Святую гору со стороны паломника. Андрей Шитов Отцы Симон и Мартиниан           Чему учит Афон: взгляд на   Святую гору со стороны паломника. Андрей Шитов Специальный корреспондент ТАСС побывал на Святой горе в год тысячелетия присутствия на ней русских монахов.      В 2016 году Россия и Греция отмечают тысячелетие присутствия на Святой горе Афон русских монахов. Афон входит в систему административных районов Греции как Автономное монашеское государство Святой горы. Это самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского патриарха (с 1312 года). Среди них 17 греческих, один русский (Свято-Пантелеимонов), а также сербский и болгарский. О том, как встречают паломников на Афоне, и об укладе жизни на Святой горе в специальном материале рассказал специальный корреспондент ТАСС Андрей Шитов, отправившийся туда в год тысячелетнего юбилея. Прежде я дважды бывал на Афоне, но уже более десяти лет тому назад. Светлая и благодарная память о Святой горе все эти годы жила во мне, и поэтому, когда мой друг и опытный паломник-агиорит Евгений Зубков пригласил в очередную пасхальную поездку, я сразу согласился. Тем более что в нынешнем году отмечается тысячелетие русского монашества на Афоне, а ехать предстояло туда, где оно и зарождалось, - в скит " Богородицы Ксилургу " . Именно там, согласно историческим хроникам, располагалась первая святогорская обитель наших далеких предков. Первое письменное упоминание о ней оставил в 1016 году Герасим - " монах, милостию Божией, пресвитер и игумен монастыря Росов " . Монастырь этот, в отличие от каменных греческих построек, был деревянным, что и закреплено в его названии: " Ксилургу " - производное от греческого слова, означающего " плотник " или " древодел " . По преданию, там принял постриг преподобный Антоний Печерский - родоначальник древнерусского монашества и основатель Киево-Печерской лавры. А соборный храм в " Ксилургу " , посвященный Успению Божией Матери, стал прообразом целой череды Успенских соборов русской церкви, в том числе в Киеве, Владимире и Москве.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2318

О духовном восхождении человека по степеням христианского совершенства кавказского инока Стратоника Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 34, 2002 5 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 34, 2002 Отец Стратоник и его рукопись “О духовном восхождении человека…” Настоящая рукопись передана нам старицей монахиней Пелагией, глубоко почитающей приснопамятного кавказского подвижника, делателя непрестанной Иисусовой молитвы отца Стратоника. О жизни отца Стратоника, к сожалению, известно очень мало. Он разделил судьбу многих российских подвижников благочестия, оставшихся в безвестности у людей, но не у Бога. Как написано в книге архимандрита Софрония (Сахарова) “Старец Силуан”, отец Стратоник “родом был из Харьковской губернии; в миру был торговцем, имел свой магазин; были у него и дети. И загорелась душа его великим жаром покаяния, и, оставив семью и имение свое, удалился он на Кавказ” 1 . Отец Стратоник подвизался в основанном в 1875 году Симоно-Кананитском Ново-Афонском монастыре, тесно связанном с Русским Свято-Пантелеимоновым монастырем на Афоне. После нескольких лет, проведенных в монастыре, он получил благословение поселиться в уединении в одном из скитов Ново-Афонского монастыря, в очень тяжелых условиях 2 . Всего отец Стратоник провел в Ново-Афонском монастыре около 15 лет. Он совершал паломничества в различные монастыри России и на Святую гору Афон, где перед первой мировой войной (1914 года) побывал дважды и встречался с преподобным Силуаном. «Это был дивный муж, — вспоминал позднее старец Силуан. — При виде его душа приходила в трепет. Его глаза были постоянно в слезах; а когда он начинал говорить о Боге, то говорил с великим чувством и смиренным видом, и все слушавшие его получали радость и утешение. Слово его было сильное, пропитано страхом Божиим и любовью; он был воистину как орел среди отцов. От общения с ним люди изменялись душою и, видя его святую жизнь, смирялись. Словом своим он перековывал души и многих восставил от падения. Слушая его, душа забывала земное и горячо тянулась к Богу.

http://pravmir.ru/o-duhovnom-voshozhdeni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010