Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Схиархимандрит Иустин (Соломатин) и восстановление отношений Пантелеимонова монастыря с Русской Православной Церковью Схиархимандрит Иустин (Соломатин) и восстановление отношений Пантелеимонова монастыря с Русской Православной Церковью 3/17 августа в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре почтили память 7-го игумена обители схиархимандрита Иустина (Соломатина), преставившегося в этот день в 1958 году. Историческая заслуга о. Иустина состоит в том, что он впервые с момента богоборческой революции 1917 г. в России восстановил после Второй мировой войны отношения с Русской Православной Церковью.   Схиархимандрит Иустин (в миру Иван Семенович Соломатин) родился в 1878 году в крестьянской семье деревни Студенец Пронского уезда Рязанской губернии. О его жизни до поступления в монастырь ничего не известно. 23 декабря 1896 года 18-летним юношей Иван приехал на Святую Гору и был принят в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. Старцы обители определили ему послушание в серебряной мастерской, где он так усовершенствовался в своем ремесле, что впоследствии стал старцем этой мастерской и руководил производством в продолжении 41 года до избрания его в наместники обители. 28 марта 1900 года он принял постриг в рясофор с именем Иаков, а 24 февраля 1906 года — в мантию с именем Иустин. Отец Иустин вел тихую жизнь. Он никогда не выделялся среди братии. Почти всегда молчал и работал на послушаниях с полной отдачей. Только его духовник отец Агафодор (Буданов) знал глубину его души. Ни один брат не ведал ничего ни о его прошлой жизни, ни о нынешних переживаниях. С редким самообладанием нес он свой монашеский крест. И если бы не его духовник, он так и остался бы никем не замеченным среди сотен братий. Но отец Агафодор знал, что этот колодец духа очень глубок, поэтому, по его представлению, отец Иустин 14 сентября 1913 года епископом Досифеем был рукоположен в иеродиакона. После смерти отца Агафодора его духовником стал отец Кирик (Максимов), который тоже должным образом оценил глубину души отца Иустина и попросил отца игумена рукоположить его.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2639

«От отца Ипполита никто не уйдет без духовного плода» К 90-летию со дня рождения архимандрита Ипполита (Халина) Иеромонах Игнатий (Матюхин) Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви Архимандрит Ипполит (Халин; 1928–2002), – один из великих старцев нашего времени, преемник традиций Глинской пустыни и Псково-Печерского монастыря, прошедший духовную школу Афона. В 1966 году он оказался в числе первых монахов из России, возродивших жизнь Русской Свято-Пантелеимоновой обители на Святой Горе. С 1991 года до дня своей кончины архимандрит Ипполит был настоятелем восстановленного им из руин Рыльского Свято-Николаевского монастыря, основал скиты и монастыри на Курской земле и в Осетии. Воспоминаниями о своем духовном отце поделился иеромонах Игнатий (Матюхин), бывший насельник Рыльской обители, ныне – духовник основанного отцом Ипполитом Большегнеушевского Казанского женского монастыря (Курская митрополия). Расскажите, пожалуйста, как произошла Ваша первая встреча с отцом Ипполитом? Воспоминания об отце Ипполите, нашем дорогом и любимом, – самые яркие и глубинные. Он незабвенно вошел в нашу жизнь, в сердца многих людей. Мы и сейчас ощущаем его близость к нам, причем не мечтательную, а самую настоящую – бытийную. Батюшка по-прежнему таинственно общается с нами. Старцы имеют дар учительства, ограждают от опасностей, направляют на спасительный путь жизни, и после кончины они не оставляют своих чад. Я попытаюсь раскрыть облик батюшки, то, что я увидел и понял, живя рядом с ним. До встречи с отцом Ипполитом у меня был опыт общения с известными духовниками. В 1994 году я – послушник Глинской пустыни ездил к разным старцам, чтобы получить благословение на монашество, узнать, есть ли на то воля Божия. Мне сказали, что в Рыльске живет бывший глинский монах отец Ипполит, и у него обязательно надо взять благословение. Я поехал и услышал от батюшки: «Отец, иди-иди в монашество, да-да, надо». Отец Игнатий, опишите подвижничество архимандрита Ипполита.

http://pravoslavie.ru/113649.html

Архиепископ Василий (Кривошеин) посвятил много лет своей долгой жизни изучению наследия Отцов Церкви. Жизнь Владыки Василия совпала с тем временем, когда в церковной и научной среде Европы начал возрождаться интерес к святоотеческому наследию. Это движение возникло не только среди православных, но и среди католиков. Архиепископ Василий начал систематически заниматься изучением святоотеческого наследия, еще будучи монахом Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. 1 Афон является не только уникальной монашеской республикой, где на протяжении вот уже более тысячи лет существует и развивается аскетическая и духовная жизнь, но это также и место уникального собрания христианских рукописей, которое, пожалуй, не имеет аналогов в мире. Многие афонские монастыри, в том числе и Русский Свято-Пантелеимонов монастырь обладают богатейшими коллекциями рукописей, которые в те годы, когда владыка Василий жил на Афоне, практически еще не были изучены, не были каталогизированы, не были известны научному миру. Владыка Василий, будучи простым монахом афонского монастыря, имел возможность работать в этих библиотеках и посвящать свое время изучению древних рукописей. Уникальность владыки Василия заключается в том, что он был не просто человеком церковным и не просто человеком ученым. Он сочетал в себе эти две ипостаси, которые надо сказать, к сожалению, в православной традиции сочетаются довольно редко. И когда владыка Василий оказался в Западной Европе, то он сотрудничал с многими светскими учеными-патрологами, не имевшими того духовного опыта, которым обладал владыка Василий, проведший более 20 лет на святой Афонской горе. Объектом научного интереса владыки Василия (Кривошеина) были греческие Отцы Церкви. Он написал специальные исследования о святителе Василии Великом , 2 о святителе Григории Нисском , 3 о «Макариевских беседах», 4 о преподобном Симеоне Новом Богослове 5 и о святителе Григории Паламе . 6 Но именно эти два последних автора – прп. Симеон Новый Богослов и свт. Григорий Палама стали объектом наиболее детального изучения со стороны владыки Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Библиография трудов святителя Феофана и литературы о нем По фондам Владимирской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Тамбовской областных универсальных научных библиотек и Рязанской епархиальной библиотеки Источник КНИГИ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА 1 . Акафист святому великомученику Димитрию Солунскому, составленный святителем Феофаном, Затворником Вышенским . – Владимир: Транзит-Икс, 2005. – 34, с.: ил. (В) 2 . Богоугодная жизнь вообще: слова епископа Феофана: (из слов к Тамб. и Владимир. паствам, 1859–1866 гг.). – 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеимонова монастыря. – [Козельск]: Издательство Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, 1998? . – 115 с. (Е) 3 . Болезнь и смерть: выдержки из писем. – [Владимир]: Издательский отдел Владимирской епархии, 1996. – 62 с. (Е) 4 . Взыщите Господа: из писем святителя Феофана Затворника . – [Загорск]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1990. – 31 с. (Р, О) 5 . Взыщите Господа: из писем святителя Феофана Затворника . – Пушкино: МП «Принтэкс», 1990. – 32 c. (В) 6 . Внутренняя жизнь. – Москва: Отчий дом, 2010. – 188, с. – (Духовный собеседник). (Р) 7 . Внутренняя жизнь: избранные поучения. – Москва: Сестричество во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, 1998. – 414 с. (Е) 8 . Внутренняя жизнь: избранные поучения. – Москва: Сестричество во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, 2001. – 415 с. (Р) 9 . Внутренняя жизнь: слова епископа Феофана: (из слов к Тамб. и Владимир. паствам, 1859–1866 гг.). – Репр. изд. – [Москва]: Галактика, 1994. – 138, II с. (В) 10 . Во славу Божию: из писем Феофана/отв. за вып. Н. Мишина. – Москва: МП «Палея», 1991. – 30 с. (В, Р) 11 . Воплощенное домостроительство: опыт христианской психологии в письмах. – Москва: Правило веры, 2008. – 464 с. (Е) 12 . Двери покаяния: слова и проповеди . – Москва: Правило веры: Моск. Сретен. монастырь, 2002. – 601 с. (Р) 13 . Душа и ангел – не тело, а дух. – Москва: Талан, 1997. – 206 с. (Е) 14 . Душеполезные поучения: [болезнь и лечение, мытарства, смерть детей, поминовение усопших]. – Москва: О-во содействия православному просвещению «Изографъ», 2008. – 32 с. (О)

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Аристоклий Афонский (1838–1918)                   Прп. Аристоклий Афонский (1838–1918), память 24 августа      Старец Аристоклий родился на Урале в благочестивой крестьянской семье, предположительно в 1838 году, при крещении был назван Алексеем. Отца Алексей потерял в раннем детстве. В десятилетнем возрасте после тяжёлой болезни у него отнялись ноги. Матушка Алексея, Матрона, долго слёзно молила святителя Николая о предстательстве пред Господом об исцелении сына, в те дни дала обет уйти в монастырь, как только сын войдет в иноческий возраст, и в этой жизни с ним больше не встречаться. В день празднования Церковью святителя Николая, 6/19 декабря произошло чудесное исцеление Алексея.   Когда сыну исполнилось семнадцать лет, Матрона удалилась в монастырь, а Алексей по благословению матери отправился на Святую Гору Афон. При постриге послушнику Алексею было дано имя Аристоклий, в честь Кипрского священномученика пресвитера Аристоклия Саламинского. Более четверти века подвизался иеромонах Аристоклий в русском Свято-Пантелеймоновом монастыре на Святой Горе, а в середине 1880-х годов был направлен в Москву на подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, расположенное на Большой Полянке. Десять лет он возглавлял подворье и был настоятелем часовни святого великомученика Пантелеймона. Люди тянулись к доброму пастырю, по молитвам которого совершались чудесные исцеления больных. Старец вразумлял, наставлял, молился за своих чад, всей душой желая им спасения. Слухи о прозорливом старце быстро разлетелись по столице. Сотни людей нуждающихся в молитвенной помощи старца ежедневно бывали на подворье афонского монастыря. Многочисленные пожертвования верующих старец отдавал нуждающимся людям: оплачивал обучение детей из неимущих семей, устраивал жизнь многих людей.   Благодаря стараниям старца на Афонском подворье с 1888 года начал издаваться журнал “Душеполезный Собеседник”, который рассказывал о жизни русских монахов на святом острове, знакомил с жизнеописаниями афонских подвижников, с письмами старцев к своим духовным чадам, мудрыми мыслями святых отцов. Благодаря его просветительской деятельности русские монастыри на Афоне стали пополняться новыми молитвенниками за землю Русскую. На щедрые пожертвования россиян восстанавливались пострадавшие от пожаров постройки старинных монастырей, возводились новые храмы в честь почитаемых на Руси святых. Однако в 1894 году после ложного доноса старцу пришлось покинуть Москву и вернуться в родную обитель.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1190

Павел Недосекин Документы Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне Документ 1. Летопись обители. 1917–1927 Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Помянух дни древния и поучахся в них. 2 Кор. 1917 год Год начался при необычайных для Афона обстоятельствах: 6 января в 6-м часу дня на Святой Горе высадился франко-русский отряд. При тихой, ясной, тёплой погоде к монастырю подошли в сопровождении миноносца два парохода под французским флагом, которые и высадили на берег небольшой франко-русский отряд; ещё ранее высадились такие же отряды в Зографе и Ватопеде. Всего на Афоне оказалось до 200 человек; из них половина русских солдат 52 , другие – французы, преимущественно колониальных войск (негры, сенегальцы). Никакой торжественной встречи отряду оказано не было, так как никто не знал о цели их прибытия. В тот же день послали мулов в Зограф для перевозки русских солдат в наш монастырь. 7 января. Погода резко изменилась: подул холодный восточный ветер с сильным дождём и снегом. С большим трудом добрались солдаты из Зографа в наш монастырь (причём около 2 часов не могли перейти разлившийся поток около огорода и всё время мокли на дожде, пока не догадались поднять доски и лодку, при помощи которых они и добрались до обители). Так как солдаты подходили небольшими партиями в несколько человек, лил дождь и дело затянулось до вечерни, официальная встреча опять не состоялась. Для солдат отвели помещение в паломнических номерах, а для офицеров – в верхней гостинице (но они скоро тоже перешли в Преображенский корпус, где им дали номера – лучшие паломнические). В обители французы установили радиотелеграфную станцию. Начались сношения с Солунью. Начальник отряда капитан французского генерального штаба – господин Жидаль. Так совершился исторический момент занятия Святой Горы союзными войсками. Цель отряда – гарантировать свой флот от подводных немецких лодок, находивших себе добрый приём среди греков. 12 января. В обитель приехали андреевский игумен архимандрит Иероним и представитель братства келлий для отдания визита начальнику отряда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Игумену Русского на Афоне монастыря архим. Иеремии в этом году исполнится 100 лет   Игумену Русского на Афоне монастыря архим. Иеремии в этом году исполнится 100 лет   Сердечно поздравляем старца Иеремию (Алехина) с приближающимся столетним юбилеем! Мы не погрешим, если скажем, что старец является примером для всей Афонской Горы . Своим примером отец игумен Иеремия ясно показывает всей братии, что когда человек находит правильное душевное устроенние, то ему незачем уже болеть. Правильное - это означает, что монах не расслабляется, не послабляет сбе в " мелочах " , идет ровно, срединным путем.   Научиться этой вожделенной ровности непросто. Сначала нужно созреть для важного открытия о том, что  в духовной жизни нет мелочей. Когда человек понимает это не только умом, но и принимает сердцем, то меняет жизнь, начинает жить совершенно иначе - внимательно и осторожно. После этого он может поймать ту ровность, о которой мы говорим. А дальше остается лишь хранить ее подобно сокровищу.   Если сокровище найдено и хранится, то Господь убирает от ученика все ненужные теперь уроки: болезни и скорби. Однако войти в  такое устроение очень трудно. Это как нитку вдеть в иголку! Поэтому поиски требуют мужества, труда, решимости, большого терпения. Этому нужно учиться всю жизнь. И тем не менее, это возможно! Многая лета!   Рекомендуем также почитать Биографию о. Иеремии (Алехина) .       Юность - для безрассудных. Для утомленных - зрелость. И только для тех, кому трудно - Для старых - Одно остается — смелость...   Ведь старым одно лишь осталось: Встретить бесстрашно старость...   Стихи монахов Афонской Горы   +   Биография о. Иеремии (Алехина) в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре Сегодня празднует игумен русского на Афоне монастыря архим. Иеремия. Именины игумена Русского на Афоне монастыря архим.Иеремии. Комментарии Всего комментариев: 33 2015/02/01, 00:58:08 Добрый день, братья и сестры! Простите, но не совсем верная информация по поводу юбилея. Игумен Иеремия родился 9/22 октября 1915 г (см. биографию на сайте и инф-ю в интернете). Я вот тоже было всполошился, т.к. не было официальных поздравлений и какой-либо информации в новостях.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2035

Павел Недосекин Переписка Русского Пантелеимоновского монастыря со Священным Кинотом, Вселенским Патриархом и другими лицами и организациями Документ 3. Письмо игумена архимандрита Мисаила антипросопу иеромонаху Пимену. 12.09.1922 Возлюбленный о Господе отец Пимен, мир Вам и спасение от Господа! Из письма Вашего от 2-го сего сентября мы осведомились касательно сделанного Вам от Священного Кинота словесного поручения о представлении от нашего монастыря сведений по нижезначащимся вопросам, в ответ на которое уведомляем Вас и отечески благословляем почтительнейше довести до сведения Священного Кинота следующее: Вопросы Священного Кинота Объяснение монастыря Почему: 1) Монастырь не принимает монахов-греков и не рукополагает из своих отцов греков для совершения греческого богослужения? Монастырём нашим за последнее время, даже в текущем 1922 году, были приняты в число братии греки: монах Симеон из Симонопетрского монастыря, монах Филарет и послушники: Христо, Симеон и Ираклий; также принимались и в прежние годы. Что же касается рукоположения, то этот вопрос чисто духовный, а потому только духовно и может быть объяснён кому следует. По поводу сего здесь могу сказать только то, что церковное богослужение у нас не страдает для греческого братства и их спасение не умаляется. Не назначает их на монастырские послушания, считая их как не имеющих прав и сторонних? Всем братиям нашим грекам определено послушание клиросное, а некоторым екклесиаршеское и трапезное; на другие же послушания они не назначаются потому, чтобы имели возможность и без обременения исполнять церковное чтение и пение на всех богослужениях. Вовсе не заботится отечески о них, лишая их настоящего (правильного) монастырского содержания и одежды? Наше возможное попечение распростирается безразлично как на русских, так равно и на греков. В продовольствии же и в снабжении одеждой, правда, имеется в братии некоторая разница. Так как по случаю крайней нужды часть русского братства, даже и священнослужители, несут трудные послушания, как то рубку леса, дров, обработку виноградников и полей, перевозку тяжестей на мулах и быках и всякие чёрные хозяйственные трудные работы с разрешением вина и елея тогда, когда в обительской трапезе бывает пост. Они снабжаются и одеждой вне очереди, дабы покрыть их крайнюю наготу. Братья греки от этих работ совершенно освобождены, а потому они равно вместе с прочими русскими всегда находятся в монастыре и довольствуются общей обительской трапезой; также по отношению довольства одеждой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Валерий Иванович Пирогов, директор Института Русского Афона, отмечает: «Афон – это, прежде всего, люди – те монахи, старцы, которые уходили от мира, чтобы молиться за него. Именно об этих молитвенниках, которые вырабатывают тот самый духовный кислород, что через века не дает человечеству задохнуться от греха, и рассказывает его духовный путеводитель. Люди создают Афон! На страницах духовного путеводителя вы, прежде всего, встретитесь с современниками монаха Денасия (Юшкова), более сорока лет своей жизни подвизавшегося на Святой Горе, принявшего постриг в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре. Это не описание достопримечательных мест или туристического маршрута, это взгляд на подвижников Святой Горы изнутри. Знакомясь с повествованием отца Денасия, читатель как бы вместе с ним пройдет по неведомым тропам Афона, будет попадать в уединенные уголки монашеской республики, посетит удаленные кельи. Автор как бы показывает нам сокровенный мир Святой Горы. Его труд – это описание, если можно так сказать, духа монашеской республики. Хотя сам отец Денасий пишет о том, что подлинная жизнь подвижников-святогорцев «недоступна описанию пера… Жизнь монашеская есть жизнь распятая, жизнь многотрудная, требующая полного самоотвержения и всегдашнего самопобуждения». Я очень рад и признателен братии Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне за помощь, за наше многолетнее сотрудничество. Специалисты Института Русского Афона целенаправленно занимались изучением монастырского архива, этому делу они обучили и насельников обители. Даже монахи учились у моих коллег, как переплетать книги. И сейчас в соработничестве нам удается сделать, по моему скромному мнению, достаточно много. Мы дерзновенно взялись издать многочисленные труды отца Денасия, составив тем самым духовный путеводитель, проложив мост между современностью и далеким прошлым, тем самым воплотив чаяния отца Денасия. Обещаю, что эти труды мы будем продолжать. Ведь Афон для каждого христианина – это вечный маяк, негаснущий свет, духовный ориентир, если хотите. Оттуда возвращаешься другим человеком».

http://ruskline.ru/opp/2021/01/21/duhovn...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Афонский старец и духовник русских святогорцев иеросхимонах Иероним (Соломенцов). День памяти - 27 ноября Афонский старец и духовник русских святогорцев иеросхимонах Иероним (Соломенцов). День памяти - 27 ноября 14 (27) ноября 1885 года отошел ко Господу духовный наставник и старец всех русских святогорцев Иероним (Соломенцов). Этот могучий духовный вождь, будучи предызбранным особым благоволением Божией Матери, возглавил по благословению старца Арсения русское братство Свято-Пантелеимонова монастыря. А позже стал общим духовником всех русских иноков на Афоне, киновиотов и пустынников, которых, словно кокошь, собрал под свои крылья молитвами и благословением своего великого старца. Промыслом Божиим он был поставлен на особое и великое служение — воссоздание русского иночества на Святом Афоне, не формально, но с глубоким содержанием, в лучших традициях монашеского благочестия. Он прекрасно справился с этой Богом поставленной пред ним задачей, чем увековечил свое имя как в истории Афона, так и в истории Святой Руси. ----------------------------------------------- В 1840 году в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне отошел ко Господу руководитель русского братства обители иеросхимонах Павел. Игумен Герасим пригласил всех русских на его погребение. Скорбь утраты усугублялась тем, что отец Павел не оставил после себя духовного семени, не имел преемника, который бы унаследовал его духовные дарования и благодать и сплотил бы именем своего почившего старца осиротевшую паству. Да и сами русские отцы не видели в своей среде никого, кто бы мог поднять крест настоятельства. Волей Божией ветвь благочестивейшего отца Павла пресеклась, не имея отрасли, но был жив еще общий всех русских на Афоне отец, вождь и корень — великий духовник и старец иеросхимонах Арсений! И действительно, неожиданно для всех, пустыннолюбивый великий старец появился вдруг на погребении. Он только один, среди общей печали, был весел и беззаботен. На просьбу благословить преемника ответил: «О сем после будем говорить и советоваться. Бог не оставит сию обитель и даст такого мужа, который управит все лучше отца Павла... » Именно об этом муже наше жизнеописание.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=276...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010