Содержание Введение 1910 год Письмо монахов пустыни Новая Фиваида игумену Свято-Пантелеимоновского монастыря Мисаилу с рассуждениями об имени Божиим и доказательствами о Его Божественности Статья «Религиозное смущение на Старом Афоне. (Из частного письма)» Соборное рассуждение о Имени Господа нашего Иисуса Христа в пустыни Новая Фиваида на Афоне Жалоба братии Свято-Андреевского скита в монастырь Ватопед о еретичестве Иеронима, игумена скита Жалоба иеросхимонаха Антония (Булатовича), поданная в Святейший Синод на архиепископа Волынского и Житомирского Антония Открытое письмо святогорцев-исповедников имени Божия к архиепископу Никону Листовка Союза для противодействия распространяющемуся имяборчеству и для предохранения себя от общения с имяборцами «Обращение ко всем православным...» Доклад игумена Русского на Св. Афонской горе Пантелеимоновского монастыря архимандрита Мисаила Священному Киноту Св. Горы Афонской с ответами на вопросы по поводу смуты в монастыре Извещение Святейшего Синода Русской Православной Церкви Константинопольскому Патриарху Герману V о посылке архиепископа Никона на Афон для умиротворения русских иноков Статья «Прибытие архиепископа Никона на Афон» Журнал Комиссии, образованной при Правлении Добровольного Флота для обсуждения вопроса о посылке одного из пароходов на Афон для доставки оттуда в Одессу русских монахов Список монахов Русского на Афоне Пантелеймонова монастыря, следующих на пароходе «Херсон» в Россию по распоряжению русского правительства Заявление братии Русского на Афоне Св. Пантелеймонова монастыря доктору Добровольного флота о получении ими ран при выселении из монастыря со списком пострадавших Телеграмма Обер-Прокурору Святейшего Синода В. К. Саблера товарищу Министра внутренних дел В. Ф. Джунковскому по вопросу о снятии духовного сана с иноков, возвращающихся с Афона Секретные телеграммы посла в Константинополе М. Н. Гирса с предложениями о мерах по отношению к афонским монахам, прибывающим в Одессу Журнал совещания о мерах по устройству и распределению афонских монахов афонских монахов, задержанных в Одессе с объяснительной запиской В.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Михаил Шкаровский. История русских обителей Афона в XX веке Афон. Фото русского Монастыря. Середина прошлого века. Публикуется впервые. На таком кораблике приплывали из Уранополиса.       Профессор Михаил Шкаровский. История русских обителей Афона в XX веке   Доклад преподавателя Санкт-Петербургской православной духовной академии профессора Михаила Витальевича Шкаровского на конференции " Вклад Афона в европейскую духовную традицию " , г. Зальцбург (Австрия), 8-9 июля 2011 года.   Шкаровский как историк может подвергаться вполне обоснованной критике. Тем не менее, эти материалы очень ценны. Дело в том, что Шкаровский получил возможность работать с архивами и имел документы, которые сейчас уже никто не получит. Так, его труды стали важным первоисточником. Если относиться к его книге, как к своего рода архиву, пренебрегая его собственными историческими интерпретациями, то это приносит неплохие плоды. - Святая Гора Афон   К началу XX века русских обителей Афона переживали невиданный прежде подъем. В 1912 г. в Свято-Пантелеимоновском монастыре, Свято-Андреевском и Свято-Ильинском скитах, 82 келлиях и 187 каливах проживало около пяти тысяч русских насельников, что составляло более половины всех монахов Афона – в это время там находилось 3900 греков, 340 болгар, 288 румын, 120 сербов и 53 грузина. Ежегодно Святую Гору в начале XX века посещало 30 тыс. русских паломников. В том же году в результате освобождения Македонии и Западной Фракии от господства Османской империи Афонский полуостров стал частью греческого государства, 2 ноября 1912 г. в ходе Первой Балканской войны Святую Гору заняли греческие войска, там спустили турецкий флаг, и королевским декретом над монастырями был установлен контроль военных властей. На мирной конференции в Лондоне в мае-августе 1913 г. Россия предложила сохранить автономный статус Афона под протекторатом шести православных государств: России, Греции, Румынии, Болгарии, Сербии и Черногории, но не смогла добиться полного принятия такого решения. За интернационализацию Афона активно выступало Братство русских обителей, которое в мае 1913 г. обратилось к Лондонской конференции и в МИД России с просьбой возвести Свято-Пантелеимоновский монастырь в ранг Лавры. Свято-Андреевский и Свято-Ильинский скиты в ранг монастырей, а русские «малые обители» вывести из-под власти греческих монастырей. В ответ представители 17 греческих афонских монастырей 26-28 сентября направили на конференцию открытое письмо с протестом против плана автономии и всеправославного статуса Святой Горы, письмо содержало также предложение изъять Афона из юрисдикции Константинопольского Патриарха и присоединить к Элладской Церкви. В итоге предложения русских обителей не были

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=919

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней А.Н. Тахиаос. Революция 1917 года и её последствия для русского монашества на Афоне в XX веке А.Н. Тахиаос. Революция 1917 года и её последствия для русского монашества на Афоне в XX веке Удивительный расцвет, которого достигло русское монашество на Афоне в XIX в., подвергся тяжёлому удару российской Революции 1917 года. Внезапно оборвались все связи России со Святой Горой. Существенная экономическая поддержка, которую получали русские монахи из своего отечества, прекратилась; визиты русских паломников отошли в прошлое; даже переписка монахов с оставшимися в России родственниками и близкими стала невозможной. Единственное утешение русские отцы находили в молитве, взывая о помощи к защитнице Святой Горы Деве Богородице. Отрезанные от родины, они спешили узнать новости у греков и иностранных посетителей; некоторые наивные старички даже спрашивали иностранцев, уродилась ли в России пшеница. Положение было поистине трагическим, поскольку престарелые отцы начали один за другим уходить из жизни, и у них не было молодых преемников, которые могли бы служить и выполнять монастырские обязанности. Очень быстро русские обители начали приходить в запустение. Последствия этих трагических событий испытал на себе и Свято-Пантелеимонов монастырь. Некоторым утешением служил приток русских эмигрантов, посещавших Святую Гору и решавших посвятить свою жизнь монашеству в Пантелеимоновом монастыре или одном из крупных скитов, святого Андрея или пророка Илии. Так вплоть до предвоенной эпохи в обители жили некоторые люди, выделявшиеся своими добродетелями, образованием и способностью общаться с другими посетителями монастыря, греками и иностранцами. Первой и значительнейшей фигурой был о. Силуан, о котором уже написано много книг и статей и которому были посвящены даже научные конференции. В миру его звали Семёном и он приехал на Афон из России в 1892 г., подвизался в Свято-Пантелеимоновом монастыре и при постриге был наречён Силуаном. Он происходил из крестьянской семьи и не получил систематического образования, в силу чего не ждал назначения на какую-либо монастырскую должность, требующую специальных знаний. Будучи скромным и смиренным человеком, о. Силуан готов был беспрекословно исполнить любое поручение, данное старшими монахами. Так он и поступил, когда ему приказали пойти работать на монастырскую мельницу. В столь большом монастыре, каким был тогда Свято-Пантелеимонов – он насчитывал приблизительно 1800 насельников – ручная работа была очень важна.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2709

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней 18 января вспоминаем игумена Илиана (Сорокина) 18 января вспоминаем игумена Илиана (Сорокина)   В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре почтили память 8-го игумена обители схиархимандрита Илиана (Сорокина), преставившегося 18 января 1971 года. Историческая заслуга о. Илиана состоит в том, что именно его усилиями впервые с момента богоборческой революции 1917 г. Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне стал пополняться насельниками из России, благодаря чему удалось сохранить как сам монастырь, так и русское святогорское братство на Афоне. Схиархимандрит Илиан (в миру Иван Михайлович Сорокин) родился в 1885 году в семье мещан города Романо-Борисоглебска Ярославской губернии. Его мать звали Анной. Иван получил хорошее начальное образование, поэтому родители планировали, чтобы он продолжил свое обучение. Но по неизвестным нам обстоятельствам в 16-летнем возрасте он поступает в Глинскую пустынь, где был пострижен в рясофор с именем Иоанн. Глинская пустынь, основанная последователями и сподвижниками прп. Паисия Величковского, была в то время одним из известных духовных центров православного старчества, а в самой обители действовал строгий афонский устав. Под влиянием своих духовных наставников, а также прочитав письма иеросхим. Сергия Святогорца, отец Иоанн мечтает попасть на Святую Гору Афон и там продолжить свою подвижническую жизнь. 25 августа 1905 года Иоанн действительно ступил на Афонскую землю и был принят в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, где 7 марта 1908 года был пострижен в мантию с именем Илиан. Послушание отец Илиан проходил в архондарике, канцелярии, в 1911-1914 годах на подворье монастыря в Константинополе, затем в обители уставщиком и ризничим. 25 ноября 1922 года отец Илиан был пострижен в схиму. 2 февраля 1926 года он был рукоположен в иеродиакона. В 1932-1933 годах отца Илиана отправили в Сербию для сбора пожертвований, где митрополитом Антонием (Храповицким) он 12 декабря 1932 года был рукоположен в иеромонаха.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=281...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Панигир Покрова Божией Матери в Пантелеимоновом монастыре на Афоне Панигир Покрова Божией Матери торжественно отметили в Пантелеимоновом монастыре на Афоне          Праздник Покрова Богородицы является вторым престольным праздником (панигиром) русской святогорской обители и традиционно отмечается с особенной торжественностью и благоговением. В Панигире Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря приняло участие более 500 паломников из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Греции и других стран. Традиционно в русской святогорской обители перед началом праздничного бдения было совершено торжественное перенесение чудотворных мощей небесных покровителей монастыря св. великомученика Пантелеимона и преп. Силуана Афонского в соборный монастырский храм Покрова Пресвятой Богородицы, где им смогли поклониться многочисленные паломники. Утром, после литургии, в обители был совершен праздничный молебен ко Пресвятой Богородице. А вечером отслужена большая ктиторская панихида, за которой сугубо поминались строители и жертвователи чествуемого храма Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день в русской святогорской обители воспоминаются чудесные явления Пресвятой Богородицы в Свято-Покровском соборе монастыря. Как известно, этот собор связан со многими знамениями и явлениями Божией Матери, из-за чего он нередко именуется Чудотворной церковью, как и собор Киево-Печерской Лавры. Здесь дважды, в 1862 и 1863 гг., Пресвятая Богородица обновила чудо, бывшее древле во Влахерне. По сохранившимся многочисленным свидетельствам очевидцев, в эти годы Матерь Божия в день Своего Покрова явно была видима многими молящимися во храме обители с распростертым Омофором. Воспоимнания об этом сохранились в дневниках братий, а также самого старца иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова).     Чудесные явления Пресвятой Богородицы на праздник Покрова в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне На праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре воспоминаются чудесные явления Божией Матери в Свято-Покровском соборе обители. Как известно, этот собор связан со многими знамениями и явлениями Богородицы, из-за чего он нередко именуется Чудотворной церковью, как и собор Киево-Печерской Лавры. Здесь дважды, в 1862 и 1863 гг., Пресвятая Богородица обновила чудо, бывшее древле во Влахерне. По сохранившимся многочисленным свидетельствам очевидцев, в эти годы Матерь Божия в день Своего Покрова явно была видима многими молящимися во храме обители с распростертым Омофором.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2699

Закрыть itemscope itemtype="" > Куда ведёт отец Дорофей (Дбар)? О ситуации вокруг Ново-Афонского монастыря 15.01.2021 4408 Время на чтение 10 минут От редакции : Мы получили этот текст с припиской: «Уважаемая редакция, прошу Вас опубликовать эту статью на Вашем сайте. В силу определённых обстоятельств, вынужден скрыть своё авторство. Для православных христиан Абхазии, публикация этой статьи крайне необходима. С уважением Автор». Прекрасно понимая ситуацию в Абхазии, где все друг друга знают, и зная из других источников о тяжёлой церковной ситуации в Абхазии, мы решили опубликовать этот текст, хотя и не имеем обыкновения ставить анонимные тексты. Но тут ситуация иная. У многих православных христиан во всем мире слова «Афон», «Святая гора» вызывают самые благоговейные и трепетные чувства. Редкие из жителей бывшего Советского Союза имели возможность соприкоснуться с этой величайшей святыней Вселенского православия. Но очень многие наши соотечественники, бывая на Кавказе, могли посетить Ново-Афонский монастырь – детище Русского Свято-Пантелеимонова Афонского монастыря, плод благословения и молитв старцев иеросхимонаха Иеронима (Соломенцева) и схиархимандрита Макария (Сушкина) и трудов их духовного сына – схиархимандрита Иерона (Носова-Васильева) с братией. В советский период монастырь не действовал, его корпуса населяли местные жители и приезжие отдыхающие. Но, даже, когда обитель находилась в состоянии запустения, духовная красота и величие этой святыни чувствовалась всеми, кто там побывал. И в наши дни Ново-Афонский монастырь принимает многочисленных туристов, в основном из России. Строился этот монастырь на пожертвования Русского Свято-Пантелеимонова монастыря и граждан Царской России, и ныне свое благосостояние он поддерживает за счет многочисленных групп русских туристов, которые ежедневно в количестве нескольких десятков автобусов приезжают с курортов Краснодарского края. Только вот, беда, почти никто из этих людей, оставляющих здесь свои пожертвования и поминовения, вряд ли догадывается, что монастырь этот находится в руках раскольников, запрещенных в служении, прервавших свое общение с Русской Православной Церковью, где они получили духовное образование и были рукоположены в священный сан.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/15/ku...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Исполнилось 35 лет игуменского служения о. Иеремии (Алехина) в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре Исполнилось 35 лет игуменского служения о. Иеремии (Алехина) в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре       С радостью празднуем годовщину нашего игумена и старца. Тяжелое время выпало на его долю. Много было хорошего, много было и ошибок. Чего больше - Господь разберется. Так потерю русскими Андреевского скита можно полностью отнести в заслуги старца Иеремии, который не захотел послать туда даже одного монаха - сторожа. Время было трудное, монахов было мало и много чего не хватало. Уже тогда монахи были вынуждены не жить, а выживать. В настоящее время выживание продолжается, но уже в другом смысле - духовном. Бедственное положение в духовном плане в обители сейчас отчасти тоже является следствием бездействия игумена, ну и, конечно, связано с обилием денег, золотым дождем проливающимся на монастырь. В результате, каждый выживает как может. А Бог спасает всех за послушание. Хотелось бы в это верить. Так или иначе, старец пользуется любовью всей братии обители. Это - настоящий монах, с которого можно брать пример.  Не всегда монахи - политики. Может быть, это и хорошо. А любовь - универсальный критерий духовности человека. - Святая Гора Афон       5 июня 2014 года исполнилось 35 лет игуменского служения о. Иеремии (Алехина) в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре. В этот день в 1979 г. братия избрала архимандрита Иеремию на должность игумена русского Афонского монастыря. С тех пор ровно 35 лет старец Иеремия беспрерывно несет подвиг игуменского служения на «Русском Афоне», не покладая сил трудясь над возрождением Свято-Пантелеимонова монастыря. Нынешний расцвет русской святогорской обители – это, без преувеличения, результат его многолетних и неустанных трудов, забот и молитв. Приняв монастырь в состоянии упадка и затухания, отец Иеремия за эти 35 лет добился его полноценного возрождения и восстановления былого значения как на Святой Горе, так и на Родине.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=183...

В духовной жизни всё начинается с любви Единственный источник послушания – это любовь. 14 июля, 2015 Единственный источник послушания – это любовь. Отсутствие любви – это коренная причина всех проблем – считает отец Ермолай (Чежия), заведующий архивом и библиотекой Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. Отец Ермолай был одним из инициаторов и главных вдохновителей Международной научной конференции «Афон и славянский мир», состоявшейся в конце мая 2015 года в Киеве по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и посвященной 1000-летию русского монашества на Афоне. Беседа с о. Ермолаем состоялась при храме Киевского подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря.  – Отец Ермолай, Вы на Святой Горе подвизаетесь уже более десяти лет. Расскажите, пожалуйста, что такое послушание? Как оно дается и как его стяжать? – По моему опыту и убеждению, единственный источник послушания – это любовь. Невозможно нести послушание ни в духовном, ни в физическом смысле, невозможно служить людям и Богу, если в сердце нет Христовой Любви. Можно себя заставить на какое-то время смириться или же из чувства страха выполнять какое-то послушание, и даже делать это отлично, но если не любим Бога и не любим людей, то не получится нести это послушание все время. Без любви послушание – насилие над собой. Насилие не только над своими чувствами, но и над окружающими людьми. Поэтому, чтобы выполнять послушание, нам надо учиться любить. В противном случае мы просто будем играть в послушание, но это не будет идти от сердца. А когда послушание – от любви, тогда служим Богу, сестрам, братьям от всей души, и это приносит неописуемую духовную радость! Поэтому первое, что мы должны сделать – научиться любви. Бог нам подарил любовь, но из-за наших грехов мы утратили это великое чувство. И вот нам дана земная жизнь, чтобы в течение нее мы восстановили в себе благодать Святого Духа, родились заново – НАУЧИЛИСЬ ЛЮБИТЬ. – Как стяжать такую милость Божию, как смирение?

http://pravmir.ru/v-duhovnoy-zhizni-vsyo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Исповедник ли? Некруглая годовщина предстоятельства митрополита Онуфрия. Взгляд изнутри 17.08.2023 1772 Время на чтение 4 минуты Фото: сайт УПЦ 17 августа Украинская Православная Церковь пока еще Московского Патриархата отмечает 9-ю годовщину интронизации Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Предстоятелем УПЦ владыка стал в один из драматических периодов новейшей русской истории – после киевского антирусского переворота 2014 года. Православные радовались. Онуфрий почитался молитвенником, человеком святой жизни. Люди помнили, что владыка пошёл против воли Филарета Денисенко (которым в 1990 году был хиротонисан во епископа. В 1992 году дезавуировал свою подпись под обращением Архиерейского совещания УПЦ к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II о предоставлении автокефалии. Помнили и то, что на Харьковском соборе он занял бескомпромиссную позицию по отношению к низложенному и впоследствии анафематствованному Филарету. Помимо этого, многие слышали, как владыку Онуфрия любят на Афоне. Когда тот приезжал на Святую Гору, к нему, говорят, выбирались монахи из самых дальних келлий, чтобы получить благословение, а то и исповедаться. Игумен Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алёхин; + 2016) так отозвался на его избрание: «С радостью мы узнали, что Митрополит Онуфрий стал Предстоятелем Украинской Церкви. Это прекрасный архиерей и истинный монах. Именно он сможет стоять за Церковь и паству. Митрополит Онуфрий не просто администратор, но истинный пастырь и любящий отец. Понятно, почему Господь избрал и поставил его в такой момент истории...». Момент действительно был острый. А впереди просматривались времена ещё более значительные. Имя митрополита Онуфрия к тому времени уже оказалось вписанным в историю Свято-Пантелеимонова монастыря, а значит и в тысячелетнюю историю Святой Горы. В 2003 году, 20 лет тому назад, владыка Онуфрий освятил в русской обители храм святой праведной Еввулы (мать великомученика Пантелеимона) и священномученика Ермолая (духовный отец и учитель великомученика Пантелеимона).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/17/is...

Закрыть itemscope itemtype="" > К выходу в свет готовится книга о выдающемся афонском подвижнике, духовном писателе и русском князе иеросхимонахе Аниките 05.09.2016 397 Книга о выдающемся афонском подвижнике, духовном писателе и русском князе иеросхимонахе Аниките (Ширинском-Шихматове) готовится к изданию на родине старца на Смоленщине, сообщил «Русской народной линии» портал «Русский Афон» . Она подготовлена издательством историко-литературного журнала «Странникъ» (г. Смоленск) совместно с Международным институтом афонского наследия на Украине и приурочена к юбилею 1000-летия русского монашества на Афоне. Книга будет посвящена памяти недавно преставившегося игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), который незадолго до кончины преподал благословение на подготовку к печати этой книги. Благословение на издание книги предоставлено также преосвященным епископом Сергием Вяземским и Гагаринским, поскольку на территории нынешней Вяземской епархии находится село Дерново (Смоленская область), в котором в 1783 году родился о. Аникита. В резолюции епископа Сергия, в частности, сказано: «Божие Благословение редакции журнала " Странникъ " на издание столь востребованной книги, посвященной иеросхимонаху Аниките, столь много сделавшему для России и Афона». Полное название книги: «Старец Аникита: духовный путь святости». Она содержит несколько биографических материалов о жизни, служении и подвигах старца Аникиты, в миру князя Сергея Александровича Ширинского-Шихматова. Также в книге помещаются труды подвижника: описание путешествия иеросхимонаха Аникиты по святым местам Востока, Житие Митрофана Воронежского, автором которого является о. Аникита, а также духовная поэзия будущего инока. Кроме того, в качестве приложения приводятся сведения о выходцах из Смоленской губернии, подвизавшихся на Святой Горе Афон. В качестве предисловия в книге будет помещена вступительная статья игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), которую он незадолго до кончины благословил разместить в готовящейся к изданию книге.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/09/05/k_...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010