2 . Августин. Цветы благодатной жизни. Изд. русского Свято-Ильинского скита на Афоне, 1900. 3 . Творения блаженного Августина . 4.1–7. Изд. 2-е. Киев, 1901–1912. 4 . Избранные проповеди . Пер. Д. Садовского. Сергиев Посад, 1913. 5 . Исповедь блаженного Августина , епископа Иппонийского, в 13-ти книгах. М., 1914. 6 . Блаженный Августин . Исповедь//Богословские труды. Сб. 19. М., 1978. 7 . Исповедь блаженного Августина , епископа Гиппонского. М., 1991. 8 . Об обучении оглашенных//Богословские труды. Сб. 15. М., 1976. 9 . О благодати и свободном произволении (пер. О. Е. Нестеровой)//А. А. Гусейнов, Г. Ирлитц. Краткая история этики. М., 1987. С. 532–557 (приложение). 10 . О предопределении святых. Пер. с лат. Игоря Мамсурова. М., Путь, 2000. Литература 11 . Евг. Трубецкой. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Ч. 1. Миросозерцание блаженного Августина . М., 1892. 12 . Л. Писарев. Учение блаженного Августина , епископа Ип-понского, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894. 13 . В. Терье. Блаженный Августин . М., 1910. 14 . И. В. Попов. Личность и учение блаженного Августина . Сергиев Посад, 1917. 15 . Г. Г. Майоров. Формирование средневековой философии. М., 1979 (об Августине – С. 181–341). 16 . В. В. Соколов. Средневековая философия. М., 1979 (об Августине – С. 51–84). 17 . Д. В. Джохадзе, Н. И. Стяжкин. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. Тбилиси, 1981 (об Августине – С. 13–27). 18 . В. В. Бычков. Эстетика Аврелия Августина . М., 1984. 19 . П. Верещащий. Плотин и блаженный Августин в их отношении к тринитарной проблеме//Православный собеседник. 1911. 7, 8. 20 . В. В. Бычков. Византийская эстетика. М., 1977. 21 . Он же. Античные традиции в эстетике раннего Августина//Традиции в истории культуры. М., 1978. С. 85–105. 22 . Г. А. Гаджикурбанов. Антропология Августина и античная философия. Автореф. канд. дисс. М., 1979. 23 . Иеромонах Серафим (Роуз) . Вкус истинного Православия. Блаженный Августин , епископ Иппонский. 1980 (переизд. 1995).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В предшествующих главах мы не раз упоминали о живом участии старцев русского Пантелеимоновского монастыря о. Макария и о. Иеронима в делах афонских греческих монастырей (разумеем дела свято-павловское, ксенофское и симоно-петрское с Ксиропотамом), стараясь всячески поддержать правое дело и водворить в этих монастырях нарушенный мир и братскую любовь, хотя сами нередко, в благодарность за все это, получали неприятности, огорчения и даже доносы, как это было в последнем случае со стороны ксиропотамского проигумена о. Прокопия. Старцы Руссика всегда предпочитали «худой мир крупной ссоре». Но если они так относились к монашествующим из греков, далеко не дружелюбно настроенным к русским, тем скорее можно было ожидать от них и горячих симпатий и большого участия к судьбе своих соотечественников русских, так или иначе нуждавшихся в их помощи, в поддержке добрым словом и опытном указании. И действительно, старцы Пантелеимоновского монастыря никогда не отказывались от высокой роли «миротворцев» и добрых советников, когда их вызывали на это свои братия русские. Из многих фактов участливого отношения старцев о. Макария и о. Иеронима к делам наших русских скитов на Афоне мы отметим два особенно выдающихся: замешательства в Ильинском скиту после смерти настоятеля (дикея) о. Паисия II и большие недоразумения в Андреевском скиту между настоятелем о. архимандритом Феодоритом и братиею скита в 1878 году. Оба указанные нами факта из жизни русских скитов на Афоне весьма сложны в ходе своего развития, любопытны по своим бытовым характерным подробностям, рисующим внутренний быт скитского афонского иночества весьма рельефно, и сами по себе полны живого драматизма, останавливающего невольно на себе внимание всякого, кому интересны судьбы русского иночества на Афоне. Но мы далеки от мысли отследить, так сказать, шаг за шагом эти события в жизни русских скитов, за всеми перипетиями тех внутренних неурядиц, какие произошли в скитах в том и другом случае, хотя для этого мы располагаем всеми нужными материалами. Делать это в настоящее время мы считаем, во-первых, преждевременным, так как лица, принимавшие живое участие в том и другом деле и игравшие в них видную роль, в большинстве еще благополучно здравствуют, во-вторых, всем подробностям указанных событий мы находим более приличным занимать место в истории этих скитов, чем в нашем настоящем очерке, и в-третьих, для нашей настоящей цели главный интерес заключается лишь в том, чтобы отметить факты, рисующие наших старцев в роли «миротворцев» и указывающие на тот высокий авторитет, каким они пользовались на Афоне среди своих соотечественников. С этой стороны мы и изложим здесь оба упомянутые нами события, касаясь других явлений настолько, насколько это необходимо будет для связного рассказа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Священник из зоны отчуждения: Верховой огонь удалось сбить, дальше он не пойдет 29 апреля, 2015. протоиерей Николай Якушин Даже, если бы огонь дошел до самой станции, гореть там нечему. 29 апреля. ПРАВМИР. Настоятель действующего в зоне отчуждения Свято-Ильинского собора, протоиерей Николай Якушин рассказал Правмиру, что пожаре в зоне АЭС не представляет настоящей угрозы и опасность миновала. В зоне отчуждения горит лес. Вчера вечером (Прим.ред. — 28 апреля) удалось сбить верховой огонь, дальше он не пойдет. Будем надеяться, что всё будет хорошо. Даже, если бы огонь дошел до самой станции, гореть там нечему — все меры предосторожности давно предприняты. А вот в зоне пожара действительно эвакуировали людей — это были лесничества, огонь распространялся очень быстро, их перебросили из очага пожара. 28 апреля в зоне отчуждения вспыхнул масштабный пожар на площади около 320 гектаров, к его ликвидации привлекли более 300 человек и 51 единицу техники, в том числе самолеты и вертолеты. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 21 февраля, 2022 13 января, 2022 29 апреля, 2015 11 мая, 2023 18 апреля, 2023 13 марта, 2023 9 сентября, 2022 19 августа, 2022 20 апреля, 2022 21 февраля, 2022 13 января, 2022 29 апреля, 2015 11 мая, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/svyashhennik-iz-zonyi-...

Кроме того, мы опасались и турецких властей, чтобы они не наложили на наше бедное общество даней, подобных тем, какие платят прочие святогорские монастыри, что, как я слышал от многих, и должно было исполниться. По всем этим причинам и по многим другим, о которых я уже писал тебе, мы боялись, как бы нас не постигло крайнее разорение, достойное многого плача и рыдания, и не пришел бы конец нашему жительству, созданному с немалым трудом и потом. Поэтому, положившись на всемогущего Бога, на всяком месте своего владычества прославляемого, мы и переселились все вместе из Святой Горы в православную молдовлахийскую землю». Семнадцатилетние подвиги старца Паисия на Афоне не прошли бесплодно для афонитов. Созданный старцем Ильинский скит явился основанием нынешнего благоустроенного Свято-Ильинского скита и заветы старца Паисия нашли свое осуществление в жизни и деятельности позднейших святогорских старцев. Переселением старца Паисия в Моддовлахию заканчивается третий период в жизни старца. Ему в это время исполнился сорок один год. Он выполнил первую половину своего жизненного подвига, собрал большое духовное внутреннее богатство, укрепил и умножил его самостоятельным подвигом, молитвою и чтением святоотеческих книг, достиг высокой духовной зрелости, так что мог стать руководителем и других в духовной жизни, что он и показал устроением своего братского общежития на Афоне Теперь ему предстояло выполнить вторую половину своего жизненного дела – поделиться с другими собранным им духовным богатством, распространить и утвердить основанное им монашеское общежитие и своим примером и влиянием обновить и углубить духовную жизнь православного монашества. Эту вторую половину своего жизненного дела старец выполнил в последний период своей жизни, который можно назвать периодом «учительства», или «старчества» и который продолжался до самой его кончины. К рассмотрению этого последнего периода жизни старца Паисия мы теперь и переходим. Читать далее Источник: Правда христианства/Протоиерей Сергий Четвериков. - Москва : Крутиц. Патриаршее Подворье : О-во любителей церков. истории, 1998. - 419 с. ISBN 5-7873-0007-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

О социальных проектах поддержки семей в Екатеринодарской епархии рассказала руководитель направления помощи семье епархиального социального отдела Ирина Полякова.  В настоящее время при социальном отделе Екатеринодарской епархии работает кризисный центр «Светлая обитель». Здесь женщины, попавшие в трудную жизненную ситуацию, могут получить комплексную помощь — психологическую, юридическую, гуманитарную, духовную, при необходимости и временное проживание, в том числе социальное консультирование и сопровождение. Также действует центр гуманитарной помощи, где можно получить все необходимое для мамы и ребенка — одежду, продукты, средства гигиены.  Ирина Полякова отметила и то, что в епархии развивается проект службы профилактики социального сиротства, сохранения и сопровождения семьи «Семейный круг 2.0». Он направлен на комплексную помощь женщинам и семьям с детьми в кризисной ситуации, в том числе семьям беженцев. В рамках проекта проводятся семейные встречи, курсы психологической подготовки к беременности и родам, доабортное консультирование, организован семейный киноклуб.  В первый день работы конференции участники обсудили также юридическое и психолого-педагогическое сопровождение семей, создание детских православных клубов, исторические традиции русской семьи, создание творческих студий как средство укрепления современной семьи, проекты помощи беженцам.  Во второй день конференции, 5 октября, участники обсудят вопросы, связанные с работой кризисных центров помощи беременным женщинам и неполным семьям. Планируется выступление 12 докладчиков, в числе которых клинические и практические психологи, кризисные психологи, руководители и сотрудники кризисных центров помощи женщинам в трудной жизненной ситуации, руководители православных приютов для женщин, представители НКО помощи беременным женщинам, добровольцы.  В завершение конференции пройдет мастер-класс «Преодоление кризиса в семье с помощью техники “Семейный совет”» от Алексея Успеньева, клинического и практического психолога, соведущего групп для созависимых при Свято-Ильинском храме Краснодара. 

http://patriarchia.ru/db/text/5964843.ht...

Главная цель этого весьма мгновенного, поверхностного, слабого в логическом отношении, антиисторического и чрезвычайно несовершенного в юридическом отношении документа заключается, без сомнения, в том, чтобы под видом неслыханного и невиданного самостоятельного монашеского государства (республики!) всю власть над всем святогорским монашеством сосредоточить в руках греческого монашества, или, правильнее, главарей и руководителей его в лице немногих фанатиков при том фанатиков не узкого национализма, или филетизма, как думают некоторые, а слепого практицизма, или корыстолюбия, как убеждён в этом я лично. Считаю необходимым сказать несколько слов в пояснение последней моей мысли, прежде чем сделаю своё окончательное заключение о Руссике. В течение некраткого своего пребывания на Святой Горе я старался всесторонне и во всей полноте изучить и разрешить вопрос о причинах беспрестанной борьбы между греками и русскими иноками, борьбы, которая пока слабо проявляется в отношении к Руссику, но зато ярко обнаруживается и хорошо может быть наблюдаема около русских скитов и ещё больше резко развивается вокруг русских келлий. Параллельное изучение отражение этой борьбы на судьбе монастыря Руссика, с одной стороны, и скитов и келлий, с другой стороны, дало мне возможность уловить то, что так трудно поддаётся определению, разгадать то, что, при беглом и поверхностном изучении вопроса, ускользает из внимания. Борьба между греческими и русскими монахами на Святой Горе началась с того времени, когда русские, благодаря разным условиям (между прочим, облегчению путей сообщения, лучшему знакомству с удобствами Афона для аскетической жизни и тому подобное), собрались на Святой Горе в более или менее значительном количестве и затем обнаружили совершенно естественное желание всякого человека, в том числе и монаха, иметь постоянное пристанище, в котором можно было бы свободно устроить свою жизнь. Эта борьба обнаружилась уже в XVIII веке, когда русские монахи задумали устроиться в Ильинском скиту, усилилась в половине XIX века, когда они, не помещаясь в одном скиту, захотели иметь другой, что им и удалось сделать путём превращения Серайской келлии в Андреевский скит, и, наконец, достигла своего апогея в 70-х годах XIX века, когда русские монахи, к тому времени ещё более увеличившиеся на Святой Горе, решились осуществить свои права на самостоятельную и свободную жизнь в одном из святогорских монастырей, который ещё в XI-XII веках был в их распоряжении, но позже, благодаря различным историческим обстоятельствам, перешёл во владение греческих святогорских монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часть четвертая. Жизнеописания выдающихся старцев и подвижников разных русских обителей на Афоне (келютов, отшельников, сиромах) Схииеродиакон Агапий Схииеродиакон Агапий 482 был великороссом и еще в конце века поступил в Свято-Ильинский скит, где он был пострижен в мантию и рукоположен в иеродиакона. Почти 30 лет он безропотно и с любовью к братиям во Христе нес в скиту различные послушания. За его безграничную любовь к Богу и людям старцы нарекли его именем Агапий (греч. любовь). Около 1818 года его постригли в схиму с тем же именем, и после этого он восхотел поработать Господу Богу один в пустыне, в безмолвии и, получив благословение от старцев скита, вселился в глухой пустыне между гор, в долине, в непроходимом лесу. Отец Агапий учил, что одиночество – это зеркало души, человек, только оставшись один на один со своим внутренним миром, может реально оценить состояние своей души и, соответственно, принять меры для его оздоровления. Но на келлии в одиночестве можно выстоять только при соблюдении трех условий: во-первых, подвижник должен всеми своими наблюдениями и заключениями немедленно делиться со своим духовным отцом; во-вторых, у него должен быть четкий распорядок дня – келейный устав, расписанный поминутно, который в точности он должен соблюдать; в-третьих, он должен неуклонно исполнять правило непрестанного богомыслия, т. е. беспрерывного памятования о Боге: если молится, то он должен молиться умно-сердечной молитвой, если не молится, то должен читать Священное Писание и другие богодухновенные книги. Если же подвижник в пустыне не молится и не читает, то хотя бы размышляет о Боге. А если ничего вышеназванного не хочется делать, то надо петь о Боге. Пение вслух – очень хорошее средство против уныния. А когда вернется молитвенный настрой, то вновь необходимо приступать к молитве. Ни минуты без Христа – вот главное делание отшельника. И если он сможет четко держаться вышеуказанных правил, то ему не страшны никакие бесовские ухищрения. Если же хоть одно из этих условий будет нарушено, то враг однозначно обхитрит его, и он или впадет в прелесть, или сойдет с ума.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чин погребения совершал епископ Чигиринский Порфирий, викарий Киевской митрополии. Тело высокопреосвященнейшего Филарета было положено в Черниговском Ильинском Свято-Троицком монастыре. В своем завещании, написанном в 1853 году и вскрытом после его смерти, архиепископ Филарет писал: «Пред Тобою, Господи, должник я неоплатный. Благодеяния и милости, излитые Тобою на меня, грешного, необозримы; а я платил и плачу за любовь Твою нечестиями сердца. Агнче Божий, вземляй грех мира, покрой долги мои Правдою Отца Твоего! Заступница христиан, благая Матерь Сына Божия, не оставь меня недостойного, защити меня грешного Твоею молитвою к сыну и Богу Твоему». Богословская деятельность архиепископа Филарета Научно-богословское наследие архиепископа Филарета (Гумилевского) весьма обширно. Его изданные труды насчитывают 160 наименований. Они представляют собой тщательно отобранные и хорошо систематизированные материалы, касающиеся разных сторон церковно-богословской науки. Своими учеными трудами архиепископ Филарет обогатил богословскую науку не только глубокими по своему научному подходу исследованиями, но и открыл важные направления научной деятельности. «Православное догматическое богословие» Курс лекций по догматическому богословию был составлен архиепископом Филаретом в годы ректорства в МДА (1835–1841). Занимая Черниговскую кафедру, архиепископ Филарет с учетом всестороннего жизненного опыта и полученного запаса научных знаний переработал академический курс и подготовил к печати в 1864 году. «Православное богословие» сразу привлекло к себе внимание и выдержало 3 издания (1864, 1865 и 1882). «Православное догматическое богословие» представляет собой двухтомник общим объемом более чем в 900 страниц (первый том 390, второй том – 540 страниц). Архиепископ Филарет, следуя святым отцам, излагает догматы в два этапа: собственно богословие (учение о Боге в Самом Себе) и домостроительство (учение о Боге в отношении Его к твари). Первый том состоит из неизменного Введения (здесь изложены основные понятия и методология предмета), Первой части, в которой излагается учение о Боге в Самом Себе и нравственное приложение догмата, и Второй части (Бог в явлении тварям), которая в первом отделении раскрывает учение о Боге как Творце мира, Промыслителе мира, во втором отделении как Творце и Промыслителе мира бестелесных духов и в третьем-как Творце и Промыслителе человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И аще вопросят нас неверующие или неведущие: что день сей, будем отвечать, что это тот день, в который рукою крепкою изведе нас Господь из земли чуждыя, из дому работы, освободил нас от греха, проклятия и смерти ( Исх.13:14 . Втор.6:23 ). А всего более будем надлежащим образом пользоваться теми средствами, кои Божественный Спаситель оставил нам в залог Своей любви к нам. Это – святое тело и животворящая кровь Богочеловека. О, будем верно хранить сей неоцененный залог, будем достойно приготовлять себя к его принятию, благоговейно принимать и свято блюсти его. Будем взирать на крест Иисусов очами веры и в нем одном будем искать надежнейшего средства к своему спасению. Для большего назидания и вразумления нашего вспомним и то, что не все израильтяне, освобожденные из Египта, достигли земли обетованной, но только те, кои пребыли верными Божественным обетованиям и законам; многие же умерли от уязвления змий, иные пали в бранях с врагами, и другие положили свои кости в гробах похотения, так что еще брашну сущу во устех их, свидетельствует священное Писание, гнев Божий взыде на ня, и уби множайшия их ( Пс.77:30, 31 ). О, воздвигнутся и для многих из нас, братия, гробы похотения, если мы чистому, святому и животворящему брашну – телу и крови Господней – предпочтем грубые и нечистые чувственные снеди, до пресыщения вкушая последние и на много лет беспечно лишая себя первых; уязвят и многих из нас жала духовных змиев, или одолеют враги, если мы, вместо кроткой доверчивости и преданности водительству нашего Подвигоположника, будем надеяться только на собственные силы, забывая о силе крестной. Тогда в животворящем теле и крови Христовой мы будем вкушать суд и осуждение; тогда крест Христов – Божия сила для спасаемых – нам будет казаться соблазном и безумием ( 1Кор.1:23–24 ). О, да не испытаем мы, братия-христиане, на себе сего последнего! Аминь. Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы Не изнеможет у Бога всяк глагол ( Лк.1:57 ). Вот одно из доказательств, коими небесный Вестник уверял пресвятую Деву в возможности исполнения его чудной, непостижимой вести о рождении от Нее Христа Спасителя мира! Когда время, предопределенное для спасения грешного рода человеческого, приблизилось, один из высших служебных духов, неоднократно и прежде извещавший земнородных о временах Мессии-Царя, посылается благовестить Пренепорочной Деве о бессеменном зачатии от Нее будущего Спасителя человеков.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

А ученики и последователи Паисия, сделавшие сборник основой своей аскетической и наставнической практики, воспринимали это переложениие как авторский сборник Паисия. В Свято-Ильинском ските, основанном на Афоне Паисием Величковским, находился список «Кринов сельных», возможно, привезенный туда самим Паисием. В афонском русском Пантелеймоновом монастыре сейчас хранятся 2 списка «Кринов сельных» XVIII в. и список «Цветника священноинока Дорофея» конца XVII-haчaлa XVIII в. Основывая общежительные монастыри и воспитывая новые поколения иноков, Паисий Величковский руководствовался в первую очередь старческой практикой русских общежительных монастырей. Нил Сорский не создал своей старческой традиции. Более того, анализ его Устава позволяет сказать, что его отказ о традиционного старчества был сознательным, ибо он искал «непрелестного учителя», каковыми были «богодухновенна Писания» (надо полагать, что он считал возможным старцу, учителю из плоти и крови, впасть в прелесть). Его личный старческий опыт был не слишком удачен. Во всяком случае, его отношения с иноком Иннокентием нельзя назвать соответствующими традиционной модели взаимоотношений старца и ученика. Да, Нил оставил своим последователям «Предание» и Устав, но так поступали едва ли не все основатели монастырей, незадолго до своей кончины оставляя братии своей обители заповедь монастырской жизни. Далеко не все эти уставы дошли до нас. «Предание» и Устав Нила Сорского не только хорошо сохранились, но и неоднократно издавались и в силу этого стали широко известны исследователям русской старческой традиции XVIIIXIX вв. Популярным Нила Сорского у современных исследователей старчества сделало не только знание его «Предания» и Устава, но и незнание реальной древнерусской старческой традиции, традиции общежительных монастырей. Т. Лённгрен. (Норвегия, Университет г. Тромсё). Публикация «Соборника» Нила Сорского: итоги и перспективы 1 . В 2005 г. была завершена публикация «Соборника» Нила Сорского (далее – СНС) и сводного словуказателя к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010