4) «Внешняя Росия» – Северная Русь с центром в Новгороде. 5) Существует также предположение, что деление Руси на «внешнюю» и «внутреннюю» проводилось самими византийцами; таким образом, «внутренняя Росия» – ближайшие к Византии (и Киеву) земли в Приднепровье, «внешняя Росия» – отдаленная Новгородская земля. 564 Нижеследующий перечень древнерусских городов, поставляющих моноксилы росам, последовательно называет центры, лежащие на Днепровском пути, от самого северного – Новгорода – по мере их приближения к Киеву. Особый интерес представляет синтаксическое выделение Константином первого центра – Новгорода: «одни из Немогарда ... другие из крепости Милиниски, из Телиуцы...». Именно он (в отличие от Любеча и др.) играл первостепенную роль в функционировании Невско-Днепровского пути и был крупнейшим средоточием ремесла и международной торговли. Это сообщение Константина весьма важно как свидетельство сложения на Руси к середине X в. сети поселений, связанных едиными внешнеэкономическими и политическими целями. 565 Общепринята интерпретация топонима Немогардас как Новгорода Великого. Интересно также предположение А. Н. Кирпичникова, что под этим названием следует понимать «Невогардас», «город на озере Нево», т. е. Старую Ладогу, которая являлась в сер. X в. крупнейшим торгово-ремесленным центром Северной Руси. 566 Употребление греческой формы имперфекта, соответствующего др.-рус. «седе» (от «сидеть» в значении «править, занимать престол»), рассматривалось как показатель того, что ко времени написания т. 9 правление Святослава в Новгороде окончилось (после смерти Игоря осенью 944 г.). 567 Киевский князь Святослав Игоревич. Согласно Ипатьевской летописи, родился в 942 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 36); умер в 972 г. Славянское имя князя является важным свидетельством быстрой – в третьем поколении – ассимиляции скандинавской по происхождению династии русских князей в славянской среде. Сведения о том, что Святослав «сидел» в Новгороде, сохранились только у Константина. Это известие – раннее подтверждение традиции сажать на новгородский престол сына киевского князя (ср.: Владимир Святославич, Ярослав Мудрый и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Олимп – 1) часто встречающееся в Греции и Малой Азии название гор, до- греч. происхождения. Наиболее известен самый высокий (2918 м) горный массив Греции. В античной поэзии он представлялся резиденцией верховных древнегреческих богов – «олимпийцев» во главе с царем богов – Зевсом; 2) прославленный центр восточного монашества, одноименная лесистая гора на границе Вифинии (2543 м – совр. турец. Удулаг), известная в византийское время своими многочисленными монастырями и скитами. У ее подножья находились знаменитые целебные термальные источники и ромейский город Пруса (Бруса). Ол и сб – фаллоимитатор для мастурбации. Изготавливался из керамики, дерева. Оловера – метакса, окрашенная в чистый пурпур. Олосирика – см.: метакса. Ольга (ок. 890–969 гг.) – княгиня Киевская (945–969 гг.), жена князя Игоря (с 903 г.?) и мать князя Святослава. Была крещена под именем Елена. В 946, 957 или 959 г. (вероятней вторая дата) посетила с посольством росов Константинополь, остановилась в Суде (3) и была принята Константином Багрянородным как архонтисса Росии. Правила княжеством в годы малолетства своего сына Святослава Игоревича и позднее, во время его походов. В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов. Канонизирована Русской Православной церковью. Олимпиодор Фиванский – в начале V в. продолжил труд Евнапия из Сард, написав «Историю» в 22 книгах, которая охватывает период от 407 до 425 г. См.: историки Византии. Омейады – араб. «сыны Уммайя», воинственная династия арабских халифов (661–750 гг.), берущая свое начало от кровных наследников Пророка Мухаммеда. Столицей их государства – халифата был Дамаск в Сирии. К середине VIII в. Дамасский халифат вступил в полосу экономического и политического кризиса, причины которого крылись в редкой жадности халифов, падении доходов по мере сокращения арабских завоеваний, росте налогового бремени, выступлениях хариджитов в Месопотамии, шиитов в Ираке, волнениях в Средней Азии. Это породило среди мусульман рост движения за возвращение к нормам праведного ислама. Недовольные сплотились вокруг потомка дяди Мухаммеда, Абу-Абаса. Центром вооруженного сопротивления стали отдаленные восточные провинции халифата. Аббасиды вступили в Дамаск и устроили беспримерную резню О., убивая всех, кто имел к ним отношение, включая слуг и рабов. Только один из эмиров, Абу-Рахман, сумел скрыться и бежал в Испанию в Кордову, где основал государство, до XI в. остававшееся последним прибежищем рода О.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот, что сказал выдающийся древнерусский полководец, князь Киевский Святослав Игоревич (955-972 гг.) перед сражением с превосходящими силами Византийской империи: «Да не посрамим земли Русской, поляжем костьми тут, ибо мёртвые сраму не имут». И сам повёл за собой своих воинов в бой. И победил. Во время Монгольского нашествия на Русь можно было встретить русских людей невиданной силы духа, способных на совершение подвигов. Благодаря таким людям, русские воины и смогли снискать славу в мире, а сами русские воспринимаются, как заслуживающий уважения народ. Благодаря таким, как знаменитый рязанский боярин Евпатий Львович Коловрат, принявший решение сражаться со своей дружиной до конца . В Смутное время исключительно важное историческое значение имела оборона Смоленска. Как считает историк Сергей Александров, наличие стойко оборонявшегося Смоленска, не поддающегося ни избранному Семибоярщиной «законному» царю Владиславу, ни осаждавшему его польскому королю Сигизмунду, сыграло в 1610—1611 гг. колоссальную психологическую роль в формировании патриотического лагеря в России и стало идеологическим обоснованием Первого народного ополчения. Общие потери, понесённые польскими войсками под стенами города, составили около 30 000 человек. Полтора года значительная часть королевской армии была скована под Смоленском. После его взятия она была неспособна вести боевые действия и вместо того, чтобы двинуться на помощь польскому гарнизону в Москве, была распущена, а король ушёл обратно в Польшу. Для похода на Москву в 1612 г. он был вынужден использовать литовские войска гетмана Ходкевича, сам же, выступив лишь осенью 1612 г., не смог взять Волоколамск и был вынужден повернуть назад . В ожесточённом сражении при болгарском Шейново (1877 г.) русские войска потеряли около 5 700 человек, при этом армия Вессель-паши (около 30 000) перестала существовать, только пленных было около 23 тыс. человек, захватили также 93 орудия. Только части турецкой конницы удалось сбежать . Легендарные защитники Брестской крепости писали на стенах: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина. 20 июля 1941 г.».

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/28/...

7 Шнирельман В.А. Неоязычество и национализм. Восточноевропейский ареал//Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М.: ИЭА РАН, 1998. 114. С. 3. 8 Там же. См. так же: Кавыкин О.И. «Родноверы». Самоидентификация неоязычников в современной России. М., 2007. С.11–12. 9 См.: Селезнев Денис. Русь Зигующая. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.youtube.com/watch?v=s-pDSDSuyBM (дата обращения: 22.11.2018). Загл. с экрана. 10 См.: Определение понятия «неоязычество». Сущностные характеристики неоязычества//Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера. Т.3. Неоязычество. Ч.1. М., 2000. С.20–26. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://ansobor.ru/articles.php?id=133 (дата обращения: 14.11.2018). Загл. с экрана. 11 Собственно само неоязычество провоцирует сепаратизм. Это видно, например, из отношения некоторых неоязыческих лидеров к почитаемому псевдославянскими родноверами князю Святославу Игоревичу. Старейшина Калужской славянской общины ССО СРВ В. Казаков выступает против установки памятника этому князю в Серпухове, т.к. «Святослав воевал с вятичами, ему не место на земле вятичей. Это прямое оскорбление памяти предков». (Разговор со старейшиной Калужской славянской общины ССО СРВ Вадимом Казаковым. [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 23. 11.2018). Загл. с экрана). 12 См.: Коренев Михаил. Мракобесие: известный историк раскритиковал правительство края за поддержку неоязычников/Михаил Коренев, Игорь Скуловец. – [Электронный ресурс]: сайт. URL: обращения: 22.11.2018). Загл. с экрана. Трофимов Олег. С Перуном в сердце. Каким богам верят украинские националисты. [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 27.11.2018). Загл. с экрана. 13 Приймак Артур. Подрывное бессилие родноверия. [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 24.11.2018). Загл. с экрана; Кутявин Н.А. Роль неоязыческого национализма в генезисе феномена «праворадикального ислама »//ВосточноЕвропейский научный вестник. 2018. 1. С. 32–36.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Донец рече: Княже Игорю! не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Руской земли веселиа. Игорь рече, о Донче! не мало ти величия, лелеявшу Князя на влънах, стлавшу ему зелену траву на своих сребреных брезех, одевавшу его теплыми мъглами под сению зелену древу; стрежаше е гоголем на воде, чайцами на струях, Чрьнядьми на ветрех. Не тако ли, рече, река Стугна худу струю имея, пожръши чужи ручьи, и стругы ростре на кусту? Уношу Князю Ростиславу затвори Днепрь темне березе. Плачется мати Ростиславя по уноши Князи Ростиславе. Уныша цветы жалобою, и древо стугою к земли преклонило, а не сорокы втроскоташа. На следу Игореве ездит Гзак с Кончаком. Тогда врани не граахуть, галици помлъкоша, сорокы не троскоташа, полозию ползоша только, дятлове тектом путь к реце кажут, соловии веселыми песьми свет поведают. Млъвит Гзак Кончакови: аже сокол к гнезду летит, соколича ростреляеве своими злачеными стрелами. Рече Кончак ко Гзе: аже сокол к гнезду летит, а ве соколца опутаеве красною дивицею. И рече Гзак к Кончакови: аще его опутаеве красною девицею, ни нама будет сокольца, ни нама красны девице, то почнут наю птици бити в поле Половецком. Рек Боян и ходы на Святъславля пестворца стараго времени Ярославля Ольгова Коганя хоти: тяжко ти головы, кроме плечю; зло ти телу, кроме головы: Руской земли без Игоря. Солнце светится на небесе, Игорь Князь в Руской земли. Девици поют на Дунаи. Вьются голоси чрез море до Киева. Игорь едет по Боричеву к Святей Богородици Пирогощей. Страны ради, гради весели, певше песнь старым Князем, а по том молодым. Пети слава Игорю Святъславлича. Буй туру Всеволоде, Владимиру Игоревичу. Здрави Князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя плъки. Князем слава, а дружине Аминь. Слово о полку Игореве (дословный перевод Д.С. Лихачева) Пристало ли нам, братья, начать старыми словами печальные повести о походе Игоревом, Игоря Святославича? Пусть начнётся же песнь эта по былям нашего времени, а не по замышлению Бояна. Ибо Боян вещий, если хотел кому песнь воспеть, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Специально ростовщичеству посвящена ст. 50, в которой речь идет о даче в долг как денег под проценты, так и меда или жита с условием возврата в большем количестве. Идя в целом навстречу кредиторам и не ограничивая в принципе их права ставить условия нуждающимся в ссуде, закон в то же время берет под контроль деятельность заимодавцев, требуя, чтобы долговые сделки совершались в присутствии послухов. При взыскании кредитором ссуды со своего должника послухи должны подтвердить, что его претензии соответствуют тому, что было оговорено при заключении сделки. Ст. 51 разрывает текст статей 50 и 52 конструктивно и логически и является, по-видимому, позднейшей вставкой 820 . Выделяется ст. 51 из окружающего контекста и по содержанию. В ней говорится, что «месячный рез» (т. е. процент с долговой суммы высчитываемой за каждый месяц кредитной сделки) можно брать только при кратковременных ссудах («оже за мало»). Если заем длился не менее года, то при получении долга кредитор не имеет права производить расчет процентов, исходя из определенной их суммы за каждый месяц. Он может взять с должника 50 % за год. Вероятно, данное постановление, несколько стеснившее произвол ростовщиков, было издано в результате того народного восстания, о котором рассказывает Патерик Киево-Печерского монастыря. Ст. 51 дополнила устав о купеческих сделках и долговых обязательствах, выпущенный Святополком в Киеве в 1097 г. Поскольку восстание произошло, как указывалось, в период между 1097 и 1100 гг., к этому времени относится и текст ст. 47 – 52 в окончательном виде. Возможно, их оформление следует приурочить к Витичевскому съезду 1100 г. На Витичевском съезде разбирались последствия феодальной войны, приведшей к разрыву торговых связей между Киевом, Галичем, Перемышлем, результатом чего явились дороговизна товаров, обнищание населения, обострение социальных противоречий, открытое проявление народом своего недовольства. В Витичеве князья Святополк Изяславич, Владимир Всеволодович, Олег и Давыд Святославичи судили Давыда Игоревича как виновника усобицы. Повесть временных лет описывает этот суд колоритно и ярко. Прибыв на съезд, Давыд Игоревич спросил других князей: «На что мя есте привабили? Осе есм. Кому до мене обида?» Ему ответили: «Ты еси прислал к нам: Хочю, братья, прити к вам, и пожаловалися своея обиды. Да се еси пришел и седишь с братьею своею на одином ковре: то чему же жалуешься? до кого ти нас жалоба?» 821

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1094 г. ослабленного после прошлогодних боев Мономаха осадил в Чернигове Олег Святославич, приведший с собой огромные силы половцев. Видя бесполезность сопротивления, Владимир уступил Святославичу город его отца и вынужден был уйти в Переяславль. Менее сотни дружинников охраняло обоз с женщинами и детьми, двигавшийся " сквозь полки половецкие " , и половцы облизывались по-волчьи, глядя, как ускользает добыча. С тех пор Чернигово-Северская земля стала достоянием потомков Олега и его брата Давыда, известных в летописях как Ольговичи. Начался новый, 20-летний, переяславский период в жизни Владимира Всеволодовича. Основным содержанием его стала практически непрерывная борьба с половцами, объединение сил русских княжеств для обороны южной границы. Эта война не знала жалости к врагу. Более 30 лет набегов и разорения ожесточили сердца. Когда в 1095 г. орды двух ханов с миром подошли к Переяславлю, Владимир нарушил закон гостеприимства и убил этих вождей, напросившихся к нему в гости. Для этого ему пришлось отдать одного из сыновей заложником, гарантируя безопасность хана Итларя, вошедшего в город, но рискованная комбинация закончилась удачно. После убийства в городе хана со свитой верные дружинники выкрали княжича из шатра, заодно заколов и его хозяина. Не теряя времени, той же зимой Владимир совместно со Святополком совершили первый поход в степь и вернулись с добычей. В следующем году ими была одержана крупная победа над половцами хана Тугоркана под Переяславлем, причем сам Тугоркан был убит. После гибели этого главы мощного половецкого объединения на службу к Владимиру стали переходить подвластные ранее половцам мелкие племена кочевников. Постоянная борьба переяславского князя со степняками поднимала его авторитет среди народа и, главное, - в глазах киевского боярства, от которого зависел выбор очередного великого князя. В 1097 г. Владимир Мономах попытался собрать княжеский съезд, чтобы осудить своего главного противника Олега Черниговского, обвинив его в дружбе с половцами, но добиться этого ему не удалось. Любечский съезд лишь закрепил уже существовавшее фактическое раздробление Руси: " каждо да держит отчину свою " , но это не прекратило усобиц. Вскоре после него волынский князь Давыд Игоревич, действуя в союзе с великим киевским князем Святополком Изяславичем, ослепил Василька Ростиславича Теребовльского. Это злодеяние вызвало новую феодальную войну. Лишь в 1100 г. русские князья примирились между собой. Восстановился союз Святополка и Мономаха, и появилась возможность для нового удара по половцам, чтобы совместными усилиями вырвать у противника стратегическую инициативу, перенести тяжесть войны на его территорию.

http://ruskline.ru/analitika/2006/06/03/...

Там воины облеклися в брони и стройными рядами двинулись к югу. Сей знаменитый поход напоминает Святославов, когда отважный внук Рюриков шел от берегов Днепра сокрушить величие Козарской империи. Его смелые витязи ободряли, может быть, друг друга песнями войны и кровопролития: Владимировы и Святополковы с благоговением внимали церковному пению иереев, коим Мономах велел идти пред воинством со крестами. Россияне пощадили неприятельский город Осенев (ибо жители встретили их с дарами: с вином, медом и рыбою); другой, именем Сугров, был обращен в пепел. Сии города на берегу Дона существовали до самого нашествия Татар и были, как вероятно, основаны Козарами: Половцы, завладев их страною, и сами уже обитали в домах. 24 марта Князья разбили варваров и праздновали Благовещение вместе с победою; но чрез два дня свирепые враги окружили их со всех сторон на берегах Сала. Битва, самая отчаянная и кровопролитная, доказала превосходство Россиян в искусстве воинском. Мономах сражался как истинный Герой и быстрым движением своих полков сломил неприятеля. Летописец говорит, что Ангел свыше карал Половцев и что головы их, невидимою рукою ссекаемые, летели на землю: Бог всегда невидимо помогает храбрым. – Россияне, довольные множеством пленных, добычею, славою (которая, по уверению современников, разнеслася от Греции, Польши, Богемии, Венгрии до самого Рима), возвратились в отечество, уже не думая о своих древних завоеваниях на берегах Азовского моря, где Половцы без сомнения тогда господствовали, овладев Воспорским царством, или Тмутороканским Княжением, коего имя с сего времени исчезло в наших летописях. 1112 г. В числе многих Князей, ходивших на Дон с Владимиром и Святополком, был и Давид Игоревич Дорогобужский, памятный злодейством: он скоро умер; область его наследовал зять Мстислава Новогородского, Ярослав Святополкович, который ознаменовал свое мужество двукратною победою над ятвягами, строптивыми данниками нашего отечества. Сею войною заключились подвиги Россиян в бурное Княжение Святополка, умершего в 1113 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

г.]. Олег согласился заключить мир, чтобы обмануть племянника; и когда Мстислав, распустив воинов по селам, беспечно сидел за обедом с Боярами своими, гонцы принесли ему весть, что коварный его дядя стоит уже на Клязьме с войском. Олег думал, что Мстислав, изумленный его внезапным нападением, уйдет из Суздаля; но сей юный Князь, в одни сутки собрав дружину Новогородскую, Ростовскую, Белозерскую, приготовился к битве за городским валом. Олег четыре дня стоял неподвижно, и Вячеслав, другой сын Мономахов, успел соединиться с братом. Тогда началось сражение. Олег ужаснулся, видя славное знамя Владимирово в руках Вождя Половецкого, заходившего к нему в тыл с отрядом Мстиславовой пехоты, и скоро обратился в бегство; поручил меньшему своему брату, Ярославу, Муром, а сам удалился в Рязань. Мстислав, умеренный в счастии, не хотел завладеть ни тем, ни другим городом, освободив единственно Ростовских и Суздальских пленников, там заключенных. Бегая от него, Олег скитался в отчаянии и не знал, где приклонить голову; но племянник велел ему сказать, чтобы он был спокоен. «Святополк и Владимир не лишат тебя земли Русской, – говорил сей чувствительный юноша: – я буду твоим верным ходатаем. Останься и властвуй в своем Княжении: только смирися». Мстислав сдержал слово: вышел из Муромской области, возвратился в Новгород и примирил Олега с Великим Князем и своим отцем. Чрез несколько месяцев Россия в первый раз увидела торжественное собрание Князей своих на берегу Днепра, в городе Любече. Сидя на одном ковре, они благоразумно рассуждали, что отечество гибнет от их несогласия; что им должно наконец прекратить междоусобие, вспомнить древнюю славу предков, соединиться душою и сердцем, унять внешних разбойников, Половцев, – успокоить Государство, заслужить любовь народную. Нет сомнения, что Мономах, друг отечества и благоразумнейший из Князей Российских, был виновником и душою сего достопамятного собрания. В пример умеренности и бескорыстия он уступил Святославичам все, что принадлежало некогда их родителю, и Князья с общего согласия утвердили за Святополком область Киевскую, за Мономахом частный удел отца его: Переславль, Смоленск, Ростов, Суздаль, Белоозеро; за Олегом, Давидом и Ярославом Святославичами – Чернигов, Рязань, Муром; за Давидом Игоревичем – Владимир Волынский; за Володарем и Васильком Ростиславичами – Перемышль и Теребовль, отданные им еще Всеволодом. Каждый был доволен; каждый целовал святой крест, говоря: да будет земля Русская общим для нас отечеством; а кто восстанет на брата, на того мы все восстанем. Добрый народ благословлял согласие своих Князей: Князья обнимали друг друга как истинные братья.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

282 …аки Агарь рабыни от Сарры… – Согласно Библии , Сарра, жена Авраама, была бесплодна и предложила Аврааму взять в супружество служанку свою Агарь. Агарь, сделавшись женою Авраама и видя, что скоро станет матерью, стала презирать Сарру. Сарра, с позволения Авраама, «смиряла» Агарь, и та убежала. На пути Агари явился ангел и вернул ее к Аврааму. 284 Не лгалъ бо ми Ростпиславъ князь: лпше бы ми смерть, ниже Курское княжение… – Приводимые слова были сказаны, согласно летописи, не Ростиславом, а переяславским князем Андреем Владимировичем Добрым (см. Лаврентьевскую летопись под 1139 г.). Возможно, автор «Слова» имеет в виду здесь, что Ростислав (по-видимому, сын Юрия Долгорукого – Ростислав Юрьевич) только передал слова, сказанные Андреем Добрым. 286 Стр. 228. Яко же бо похвалися Езекии царь посломъ царя Вавилонскаго… – Иезекиль (Езекия), еврейский царь, согласно библейской легенде, вместо того чтобы прославить Бога за свое чудесное выздоровление, показывал свои богатства послам вавилонского царя Беродах-Баладана, пришедшим справиться о его здоровье. Тогда пришел к Езекии пророк Исайя и предрек, что все это взято будет вавилонянами, и даже дети его будут отведены в Вавилон. 287 …Святославъ князь, сынъ Олъжинъ… – Имеется в виду знаменитый Святослав Игоревич, сын княгини Ольги. Приводимые здесь слова Святослава в летописи отсутствуют. 288 Сион – гора близ Иерусалима. Здесь цитата из псалма 124-го («Надеющийся на Господа, как гора Сион»). 289 Дивиа за буяном кони паствити… – Пасти коней, наблюдая за ними с бугра, удобно в нескольких отношениях: с бугра хорошо видны все кони, издалека может быть замечено приближение неприятеля, и за бугром легче найти укрытие во время непогоды. 290 Стр. 230. …тивунъ бо его… огнь трепетицею накладенъ… рядовичи… – Рядовичи – закабаленные люди, заключившие «ряд» (договор) со своим господином и работающие у него по этому «ряду». Смысл сравнения в том, что княжеский управляющий (тиун), как огонь, сыплющий искры («на осине разожженный»), распространяет вокруг себя закабаление.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010