А.А. Горский предпринял обстоятельную попытку подвергнуть сомнению наблюдения и выводы Б.И. Яценко. По его мнению, недоброжелательное отношение к Ярославу Черниговскому могло проявиться у автора (если допустить при этом, что он был близок к Игорю, а это не вытекает из текста «Слова» априори) и до 1194 г., когда старейшим Ольговичем был Святослав Всеволодович Киевский. «Порицание Ярослава можно связать с его уклонением от военных действий против половцев, которое после похода Игоря имело место дважды: в 1185 и 1187 гг.» . И в этом замечании А.А. Горский прав, если учитывать логику «внутреннего», «художественного времени» произведения, когда автор в своей оценке поведения князя  Романа исходит из исторически сложившихся обстоятельств на момент «завершения сюжета» «Слова», т.е. пребывания Игоря Святославича осенью 1185 г. в Киеве. Менее убедительными выглядят рассуждения А.А. Горского по поводу «отня злата стола», под которым ученый видит и Чернигов, и Новгород-Северский, как составную часть Черниговского княжества – отчины Ольговичей. Трудно согласиться с интерпретацией А.А. Горского слов «Игореви князю Богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую, къ отню злату столу» (С.27-28) как возвращение Игоря в свое, Новгород-Северское княжество, а не намек на будущее княжение в Чернигове. Если учесть, что автор «Слова» весьма точен в воспроизведении  исторических обстоятельств и деталей, то  слабыми кажутся предположения оппонента Б.И. Яценко и относительно того, что «Слово» приводит обобщенный перечень покоренных Романом и Мстиславом народов, и половцев побеждал не Роман, а Мстислав (Немой или Городенский) в      1184 г. К тому же, А.А. Горский оставил без внимания и имеющийся «очень прозрачный намек на поход Всеволода Суздальского на Дон в 1198 г.», о котором уже говорилось выше. А это весьма существенный датирующий признак, оставшийся не опровергнутым. На это обратил внимание в своем ответе А.А.Горскому и сам  Б.И.Яценко: «А.А. Горский, ставя под сомнение предложенную нами датировку «Слова» 1198-1199 гг., совсем не упоминает о походе Всеволода на Дон в 1198 г. и его отражении в «Слове»; не нашлось аргументов, и чтобы опровергнуть факт похода Романа на половцев в 1197 или 1198 г., тоже ярко написанного в «Слове» как нерядовое, выдающееся событие. Не помогает установлению истины и небрежность в осмыслении феодального этикета, в частности этикета старейшинства. Известно, что в 80-90-х гг. Святослав Киевский не был сюзереном Игоря, как считает А.А. Горский, а старейшиной среди Ольговичей. А непосредственным сюзереном был Ярослав Черниговский: он дал войско в помощь северянам; к нему прежде всего едет Игорь, вернувшись из плена. Поэтому при жизни Ярослава (ум. 1198 г.) автор не мог славить Игоря и осуждать его сюзерена Ярослава, тем более называть Чернигов «отним столом» только братьев Святославичей» . С этими замечаниями Б.И. Яценко нельзя не согласиться: слабость аргументов А.А. Горского очевидна.

http://pravoslavie.ru/5259.html

124 Военачальникам объявляет, что ежели греки отрекутся платить дань, которую, как Нестор пишет, давать обещались, бесчисленное собрав войско, паки на Дунай и к Царю-граду для взыскания оныя пойдет. Цимисхий, возвратясь в Царьград, плененного болгарского царя Бориса с триумфом вводит и при всенародном множестве снимает с него венец и прочие царского достоинства признаки для уничтожения Болгарского царства. В приближении к Днепру Свенельд советовал Святославу итти к Киеву на конях, представляя опасность водяного ходу и что в порогах стояли печенеги. Непринятию доброго совета последовала погибель, ибо переяславцы с Дуная подали весть печенегам, что Святослав идет из Греции малолюден, везет с собою великое множество плененного богатства. Обрадованные тем печенеги пороги заступили и, Святославу пресекши путь, отвсюду россиян окружили. Принуждены будучи зимовать в Белобережии и претерпевать великий недостаток в съестных припасах, ужасный голод принудил тогда покупать лошадиную голову по полугривне. В начале весны в походе к Киеву порогами напал на россиян Куря, князь печенежский, нечаянным набегом, где Святослав имения и живота лишился. Череп головы его, золотом оправленный, служил вместо чаши печенегам при пирных веселиях с надписанием: „Кто чужого ищет, свое потеряет”. С малыми остатками Свенельд достиг в Киев к Ярополку. Беспрестанными войнами славное и беспокойное владение великого князя Святослава Игоревича продолжалось лет двадцать осьмь; всего жил около пятидесяти трех лет. Глава 6. О княжении Ярополкове Старший сын Святославль Ярополк по несчастливом отца своего скончании принял киевское великое княжение и правление, 125 с которым ради несовершенного возраста сам состоял под правлением Свенельдовым, бывшего первым военачальником при отце его и деде. Сею властию напыщен, сын Саенельдов, именем Лют, оскорблял многих своим злым самовольством, как то имя (конечно, прозвище) и обстоятельства изъявляют, ибо он был главною виною плачевного братоубийства. Выехал некогда на звериную охоту в пределы древлянские владения Ольгова, где сам князь древлянский Олег в том же упражнении прилучился.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Датский принц Харальд Синезубый стал христианином, будучи в составе армии великого киевского князя Святослава Игоревича. В отряде Святослава он участвовал в освобождении византийцами острова Крит. Вернувшись домой, он с помощью своих славянских собратьев по оружию захватил Данию, стал её королём и крестителем. Вековые русско-скандинавские связи привели к взаимному обогащению культур. Причём Русь была проводником на север достижений самой высокой для того времени византийской культуры. Ярким примером этого синтеза стало творчество исландского скальда Халя Тораринсона, одного из основных создателей таких шедевров мировой культуры, как исландские саги. Халь много лет провёл на Руси и в Византии, впитав достижения передовой культуры своего времени. Вернувшись на склоне лет в Исландию, он переработал местные саги, создав на их основе потрясающие по своей реалистичности произведения, на ряд веков опередившие своё время. Игнорирование вековых культурно-исторических связей Руси со Швецией, Норвегией, Данией, Финляндией содействовало нагнетанию среди их населения антироссийских настроений. В тоге это привело к осложнению экономического сотрудничества в рамках проектов Северных потоков и содействовало заталкиванию скандинавских стран в НАТО. «Народный Собор» готов предложить социально ответственным владельцам промышленных компаний участие в целом ряде социально-культурных проектов мирового уровня, что обеспечит защиту российских геополитических интересов и, соответственно, повысит стабильность существования их российских активов. В геополитическом аспекте такое участие позволяет также повысить стабильность российского присутствия в иных странах. Уже вводимые в научный оборот результаты прорывных исследований по уточнению биографии Чингисхана и Чингизидов могут быть востребованы в Китае, Монголии, Казахстане, Киргизии, в которых Чингисхан и его потомки являются знаковыми историческими персонажами. Олег Юрьевич Кассин, председатель Общероссийского общественного движения «Народный Собор», член Координационного совета Президентского клуба «Доверия»

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/25/is...

«Запятье» князя Владимира, или как стал христианином жестокий язычник? С точки зрения обычного человека очень трудно представить, как стал христианином этот грубый и жестокий язычник, приносивший своим богам кровавые жертвы. Что могло привлечь в кротком образе Христа насильника и убийцу, взявшего силой Рогнеду и убившего у нее же на глазах ее отца и братьев? 28 июля, 2012 С точки зрения обычного человека очень трудно представить, как стал христианином этот грубый и жестокий язычник, приносивший своим богам кровавые жертвы. Что могло привлечь в кротком образе Христа насильника и убийцу, взявшего силой Рогнеду и убившего у нее же на глазах ее отца и братьев? С точки зрения обычного человека очень трудно представить, как стал христианином этот грубый и жестокий язычник, приносивший своим богам кровавые жертвы. Что могло привлечь в кротком образе Христа насильника и убийцу, взявшего силой Рогнеду и убившего у нее же на глазах ее отца и братьев? По летописям можно восстановить только внешнюю канву событий. А как произошел внутренний переворот в душе князя Владимира, до сих пор остается загадкой. И в старых учебниках, и в современном мультфильме это невероятное преображение одной человеческой души, с которого началось рождение русского народа, неоправданно упрощают. Железом и кровью Князь Владимир был незаконнорожденный. Он родился в 962 году от связи Святослава Игоревича с ключницей Малушей. Чтобы получить то, что другим досталось по праву рождения, князь Владимир должен был сделать ставку на жестокость, изворотливость, силу. Он и князем-то стал случайно — только благодаря своему дяде Добрыне, бывшему воеводой у Святослава. Добрыня предложил князю кандидатуру Владимира для Новгорода, куда ехать никто из старших сыновей Святослава не хотел. Старший, Ярополк, воцарился в Киеве, средний, Олег, — в Древлянской земле, сам же Святослав избрал своей столицей Переяславец на Дунае в Болгарии. Однако в 977 году позарился на землю Владимира Ярополк, только что умертвивший Олега (Святослав же погиб от рук печенегов еще в 972 году). 15-летний Владимир бежал за море к варягам — и это очень характерно для тогдашней русской элиты, ощущавшей себя наполовину скандинавами. Возмужав и заручившись их военной поддержкой, Владимир в 980 году вернулся домой, отвоевал Новгород, захватил заодно Полоцк вместе с Рогнедою, а затем и Киев, устранив Ярополка.

http://pravmir.ru/zapyate-knyazya-vladim...

Руссы вовсе не ожидали нападения. Одна часть их, под предводительством Сфенкелла, охраняла и наблюдала Переяславец; другая, с самим Святославом, находилась в Доростоле. Князь Руссов, усыпленный дарами и данью «льстивых» Греков, изменил обычной бдительности своей до того, что даже не позаботился занять сторожевыми отрядами, так называвшиеся, клизуры – тропинки в ущельях Балканов, те самые, которыми в 1829 г. пришла к Андрианополю русская армия графа Дибича-Забалканского. Найдя с удивлением важный пункт этот свободным, Цимисхий беспрепятственно пришел к Переяславцу, бился, под ним два дня и 14 апреля, в великую пятницу, овладел городом, из которого ушли к Святославу в Доростол только Калокир, изменник греческий, да Сфенкелл, военачальник Руссов, с немногими воинами; прочие же Руссы, сражавшиеся отчаянно, все погибли в битве или, по выражению их князя, «легли костьми». После праздника Пасхи, посвященного отдыху в Переяславце, Цимисхий, «выбрав несколько из взятых в плен Скифов, – говорит Лев диакон, – отправил их к Святославу, дабы они сами рассказали ему о взятии города, разбитии Руссов, и также объявили ему, что должно избрать одно из двух: изъявить покорность победителям, просить помилования и немедленно выступить из Болгарии; или, если Святослав этого не хочет исполнить, то должен приготовиться всеми силами отразить римские войска» 94 . Затем, император приказал поправить разрушенные стены Переяславца, наименованного тогда же, в честь Цимисхия, Иоаннополем, провел еще несколько времени в этом городе и начал медленное наступление к Доростолу, по пути к которому он взял многие города, укрепленные места и селения, отдал их на расхищение своим воинам; и определил новых градоначальников. Что же, между тем, делал князь Руссов в Доростоле? На это пусть отвечает нам Лев диакон, в хронике которого собраны самые достоверные и любопытные, но малоизвестные (даже историкам) сведения о последних бранных подвигах отважного внука Рюрикова. Вот важнейшие выдержки из этой хроники, в их необходимой последовательности: «Известие о потере Переславы, – пишет Лев диакон, – много огорчило Святослава, и он почитал это дурным предзнаменованием начинавшейся войны; но, по скифскому своему безумию, возгордясь одержанными победами над Болгарами, мечтал, что может разбить и римское войско.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

И так построили полки свои. И обратился Игорь к братии своей: «Братья! Этого мы искали, так дерзнем же!» И двинулись на половцев, возложив на Бога надежды свои. И когда приблизились к реке Сюурлию, то выехали из половецких полков стрелки и, пустив по стреле на русских, ускакали. Еще не успели русские переправиться через реку Сюурлий, как обратились в бегство и те половецкие полки, которые стояли поодаль за рекой. Святослав же Ольгович, и Владимир Игоревич, и Ольстин с ковуями-стрелками бросились их преследовать, а Игорь и Всеволод двигались медленно, держа строй своих полков. Передовые полки русских избивали половцев и хватали пленных. Половцы пробежали через вежи свои, а русские, достигнув веж, захватили там большой полон. Некоторые с захваченными пленниками лишь ночью вернулись к своим полкам. И когда собрались все полки, обратился Игорь к братии своей и к мужам своим: «Вот Бог силой своей обрек врагов наших на поражение, а нам даровал честь и славу. Но видим мы бесчисленные полки половецкие – чуть ли не все половцы тут собрались. Так поедем же сейчас, ночью, а кто утром пустится преследовать нас, то разве все смогут: лишь лучшие из половецких конников переправятся, а нам самим – уж как Бог даст». Но сказал Святослав Ольгович дядьям своим: «Далеко гнался я за половцами, и кони мои изнемогли; если мне сейчас ехать, то отстану по дороге». Согласился с ним Всеволод и предложил заночевать здесь. И сказал Игорь: «Не удивительно, братья, все обдумав, нам и смерть будет принять». И заночевали на том месте. Когда же занялся рассвет субботнего дня, то начали подходить полки половецкие, словно лес. И не знали князья русские, кому из них против кого ехать – так много было половцев. И сказал Игорь: «Вот думаю, что собрали мы на себя всю землю Половецкую – Кончака, и Козу Бурновича, и Токсобича, Колобича, и Етебича, и Тертробича». И тогда, посоветовавшись, все сошли с коней, решив, сражаясь, дойти до реки Донца, ибо говорили: «Если поскачем – спасемся сами, а простых людей оставим, а это будет нам перед Богом грех: предав их, уйдем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итогом смуты стал Любечский съезд князей в окт. 1097 г. На нем, согласно принципу отчинности, Черниговское княжество было закреплено за О. С. совместно с братьями Давидом (при этом Смоленск передавался Владимиру Всеволодовичу Мономаху) и Ярославом. Какая именно из черниговских волостей досталась О. С., источники умалчивают, но, судя по позднейшим данным об отчинах Ольговичей и Давидовичей, ясно, что это была Новгород-Северская вол., включавшая тогда Ср. и частично В. Подесенье и В. Поочье. Кроме того, Владимир Всеволодович Мономах уступил О. С. (возможно, временно) Курское Посемье. Вероятно, на Любечском съезде О. С. был лишен старейшинства среди Святославичей; если это предположение верно, то данный случай - самое раннее свидетельство директивного установления династического старейшинства по междукняжескому договору. В дальнейшем место О. С., как и Святославичей в целом, в системе междукняжеских отношений вырисовывается с достаточной определенностью. Ни О. С., ни ставший черниговским князем Давид Святославич не покушались на сложившееся еще до возвращения О. С. на Русь фактическое соправительство киевского кн. Святополка Изяславича и переяславского кн. Владимира Всеволодовича Мономаха, обусловленное их положением как отчичей Киева. По всей вероятности, в силу решений Любечского съезда Святославичи были лишены такого положения, поскольку киевское княжение их отца Святослава Ярославича, нарушившее принцип старейшинства, воспринималось как незаконное. Переход киевского стола от Святополка Изяславича к Владимиру Всеволодовичу Мономаху в 1113 г. совершился без всяких препятствий со стороны Давида Святославича и О. С. (очевидно, компенсацией за лояльность служила уступка О. С. Курска). О. С. участвовал во мн. общерус. мероприятиях: в 1098 г. совместно с Владимиром Всеволодовичем Мономахом и Давидом Святославичем выступил против Святополка Изяславича, обвинявшегося в причастности к ослеплению теребовльского кн. Василия (Василька) Ростиславича ; в 1100 г. присутствовал на княжеском съезде в Витичеве, на к-ром кн. Давид Игоревич был лишен Волыни; в 1101 г. участвовал в заключении мира с половцами у Сакова, в 1104 г.- в походе против минского кн. Глеба Всеславича , в 1107 г.- в отражении половецкого набега в Посулье; тогда же женил сына, кн. Святослава, на дочери половецкого хана Аепы (параллельно с браком сына Владимира Мономаха Юрия); в 1113 г. вместе со ставшим киевским князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом противостоял половцам у Воиня. Однако следует отметить некоторую сдержанность О. С. в отношении военных действий против половцев: он отказался присоединиться к общерус. походу 1103 г., по всей видимости, не участвовал в походах в 1110 и 1111 гг.

http://pravenc.ru/text/Олег (Михаил) ...

Мы не привыкли спасаться бегством в отечество, но возвращаться, победителями, или умирать со славою, совершив подвиги, достойные храбрых мужей» 99 . Таково было мнение Святослава... Таким образом, на другой день 100 , в то время как солнце начинало уже склоняться к западу, неприятели вышли из города и решились сразиться с Римлянами; Руссы построились в густой боевой порядок и опустили копья. Император вывел также свои войска из стана и поставил против них. В начале сражения Скифы храбро бросились на Римлян, поражали их копьями, убивали стрелами коней и всадников. Святослав напал яростно и отчаянно на наших, возбуждая воинов своими словами к сильному натиску на Римлян. Анемас, тот самый, который столь храбро поразил за день перед тем Икмора, увидев это, выехал стремительно из рядов (так он всегда делал и таким образом побивал много Скифов) и, спустя поводья, прямо бросился на Святослава, ударил его мечом по шее и сшиб на землю, но убить не мог, потому что кольчуга и щит, которыми предводитель руссов был вооружен, предохранили его от смерти. Анемас был окружен отрядом скифов, конь его поражен ударами копий и сам всадник, убив многих неприятелей, пал мертвый. Он был воин, превосходивший подвигами всех своих товарищей в ратном деле. Руссы, вновь ободренные смертию Анемаса, громко закричали, по обычаю варваров, и столь сильно потеснили наших, что они подались назад. Тогда император, видя отступление своих воинов и страшась, чтобы стремительное нападение Руссов не расстроило совершенно римское войско, сам с копьем в руке бросился на них в голове отряда, который он воодушевил своею речью. Ударили в литавры, раздался звук труб, призывавших к бою. Римляне, повинуясь своему императору, обратили коней опять на неприятеля и храбро бросились в его ряды. В самое это время, поднялась буря с дождем и сильно мешала действию Руссов, ибо пыль совершенно их ослепляла. Рассказывают, что тогда явился впереди римских войск некий воин на белом коне, поощрял их к нападению на врагов и сам опустошал целые ряды неприятельские.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Начиная с рассказа о гибели Игоря в 6453 (945) г., в Н1 мл. и «Повести временных лет» совпадают и тексты летописных статей, и датировки. Так как до этого Н1 мл. следовала НС, то здесь тождество двух летописей следует объяснить тем, что текст НС воспроизведен в «Повести временных лет» почти без изменений. Летописец продолжал вносить правку, но теперь она уже не столь значительна. Полностью сходна история правления св. княгини Ольги, в которой соединены языческие и христианские предания. Единственное дополнение в «Повести временных лет» – легенда о четвертой мести княгини Ольги, сожжении древлянского города Искоростеня. Совпадает рассказ о походах Святослава Игоревича. Дополнение «Повести временных лет» – сообщение о переговорах с византийским императором Иоанном Цимисхием, которыми закончилась война за обладание Болгарией в 6479 (971) г. Продолжение «Хроники» Амар-юла закончилось известием о смерти бывшего императора Романа Лакапина в 948 г., и источником дополнения послужил договор, вернее, перемирная грамота, данная Святославом императору Иоанну Цимисхию. Ее текст приводится в летописи, но, видимо, остальной рассказ – плод творчества создателя «Повести временных лет». В частности, в грамоте говорится, что она была дана в Доростоле. Из византийских источников известно, что именно этот город оборонял Святослав. 54 Но в предании, помещенном в НС, говорилось, что князь был осажден в Переяславце на Дунае. Создатель «Повести временных лет» ему доверял, поэтому посчитал Доростол ставкой Цимисхия. При возвышении из болгарского похода Святослав был в 6480 (972) г. убит печенегами, и в Киеве стал править его старший сын Ярополк. История прихода Владимира к власти, его правления и крещения Руси в Н1 мл. и «Повести временных лет» совпадает почти полностью, и мы опять можем говорить о тождестве НС и «Повести временных лет». Рассказ о Владимире начинается в статье 6478 (970) г., где говорится о выступлении Святослава в последний поход на Болгарию и разделе земель между его сыновьями. Младшего Владимира позвали к себе на княжение новгородцы. Здесь же сообщается, что он родился не от Святославовой княгини, а от Малуши, ключницы княгини Ольги. В качестве опекуна в Новгород с ним поехал брат его матери Добрыня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сказали Боян и Ходына, Святославовы песнотворцы старого времени Ярослава, и Олега-князя любимцы: «Тяжко голове без плеч, беда и телу без головы» – так и Русской земле без Игоря. Солнце светится на небе, – а Игорь князь в Русской земле. Девицы поют на Дунае, – вьются голоса их через море до Киева. Игорь едет по Боричеву ко святой Богородице Пирогощей. Села рады, грады веселы. Певши песнь старым князьям, потом и молодым петь: «Слава Игорю Святославичу, Буй туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Здравы будьте, князья и дружина, Борясь за христиан против нашествий поганых! Князьям слава и дружине! Аминь. Слово о полку Игореве (перевод К.Д. Бальмонта) Нам начать не благо ль, братья, песню старыми словами, Песнь, как полк в поход повел он, славный Игорь Святославич? По былинам лет тех бывших, не по замыслу Баяна, Эту песнь зачнем мы, братья. Он, Баян, певец тот вещий, Коль кому восхочет песни, белкой он течет по древу, По земле он серым волком и орлом под облак сизым. Вспомнит быль времен тех первых, об усобицах сказанья, Соколов пускает десять к лебединой стае белой, Чуть домчится первый сокол, лебедь первая закличет, – И певучим словом песни Ярослав проходит старый, И в певучем слове песни восстает Мстислав тот храбрый, Он, зарезавший Редедю пред косожскими полками, И Роман тот Святославич, в песне он красиволикий. А Баян пускал не десять соколов проворных, братья, К лебединой стае белой не летел поспешный сокол, Нет, он вещие на струны возлагал персты, и звонко Князю, избранному песней, струны славу рокотали. Так начнем же, братья, повесть, от Владимира начало И до Игоря, что ныне ум напряг свой, ум-твердыню, Заострил свое он сердце, ратным мужеством наполнив, И привел свои полки он до земли до Половецкой, Да отмстит, и мщеньем правым, он за Русскую за землю. Тут взглянул на солнце Игорь, солнце светлое на небе, Видит он – от солнца черной тьмою воинство покрыто. И сказал к своей дружине Игорь: «Братья и дружина, Лучше быть мечом сраженным, чем в бою быть полоненным. На коней на борзых сядем, Дона синего посмотрим!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010