Милостыня есть тайна. Итак, запри двери, чтобы никто не увидел того, чего не должно показывать. Главные тайны наши суть милосердие и человеколюбие Божие. Ибо Он, по многой милости Своей, помиловал нас, непокорных. И в первой молитве, которую приносим (на литургии), за бесноватых, мы испрашиваем милости; потом во второй – за кающихся – просим для них великой милости; наконец, и в третьей – за самих себя, в которой из среды всего народа указываем на невинных детей, опять умоляем Бога о милости. Ибо, как мы сами себя обвиняем за свои прегрешения, то за тех, которые много согрешили и достойны осуждения, молимся сами, а за себя самих представляем, молящимися, детей – последующий их простоте – получит Царствие Небесное. Сей образ молитвы показывает то, что люди смиренные и бесхитростные, как дети, могут, преимущественно, молиться за виновных. Сколь великой милости, и, сколь великого человеколюбия, исполнено самое же Таинство, это знают посвященные. Так и ты, когда, по возможности своей, оказываешь человеку милость, запри дверь: пусть это видит один тот, кто получает милость – а, если можно, то, лучше, чтобы и он не видел. Если же ты отворишь дверь, то обнаружишь свою тайну. Помысли, что и тот самый, у кого ты ищешь славы, осудит тебя. Если это твой друг, то он сам в себе подумает о тебе худо; а если враг, то он осмеет тебя, и ты испытаешь противное тому, чего желал. Тебе хочется, чтобы он сказал о тебе: вот человек милостивый; но он не скажет этого, а назовет тебя тщеславным и человекоугодником, и еще как-нибудь, гораздо хуже. А, если ты скроешь от него свое доброе дело, то он будет говорить о тебе противное тому, будет называть тебя человеколюбивым и милостивым. Ибо Бог не попускает оставаться в неизвестности доброму делу, но в том случае, если ты сам скроешь его, Он обнаружит, и тогда будет больше удивления и больше пользы. Таким образом, выказывая себя, мы сами полагаем себе препятствие к приобретению славы: ибо, к чему мы сильно стремимся и чего нетерпеливо желаем, к тому не допускает нас сама наша нетерпеливость, так что мы не только не получаем славы людей милостивых, но, к тому же, возбуждаем противное о себе мнение и, сверх того, терпим великий вред. Представляя все это, будем убегать тщеславия и возлюбим одну славу Божию. Таким образом, и здесь достигнем славы, и сподобимся вечных благ (Беседы 13:71). h11 О милостыне за умерших

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Напротив, Бог доставляет нам все это в изобилии, позволяет пользоваться всем этим, не только живущим в праздности, но и, делающим зло. Итак, если увидишь бедного и скажешь: мне досадно, что этот молодой, здоровый человек ничего не делает, хочет прокормиться, живя в праздности, а может быть, он еще беглый слуга, оставивший своего господина, – то все, мною (только что) сказанное, примени к себе. Или, лучше позволь ему сказать тебе со всей смелостью, что он может сказать и с большим правом: и мне досадно, что ты, будучи здоров, живешь в праздности и ничего не делаешь из того, что повелел тебе Бог, а, как раб, бежавший от повелений своего господина, бродишь, будто, по чужой стороне, проводя жизнь свою в пороках, пьянстве, невоздержности, воровстве, хищничестве и разорении чужих домов. Ты укоряешь за праздность, а я укоряю тебя за худые дела, когда ты злоумышляешь, когда божишься, лжешь, похищаешь, когда делаешь тысячу подобных дел. Впрочем, говоря это, не защищаю праздности. Совсем нет – напротив, очень желаю, чтобы все занимались делами, ибо праздность научила всем порокам; а только увещеваю вас не быть немилосердными и жестокими. Так, Павел, когда после многих жалоб на праздность, сказал: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь, – не остановился на этих словах, но присовокупил: вы же, братия, не унывайте, делая добро. Будь только готов оказывать милосердие, тогда бедный, тотчас, оставит праздность, а ты перестанешь быть жестоким. Но скажешь: нищий много лжет и притворяется. И в этом случае он достоин сожаления, ибо дошел до такой крайности, что даже не стыдится так лгать. А мы не только не имеем жалости, но еще присовокупляем следующие жестокие слова: не подавали ли тебе и раз, и два? Так что же? Неужели ему не нужно опять есть потому, что однажды ел? Для чего ты не положишь того же правила для своего чрева и не говоришь ему: ты сыто было вчера и третьего дня, так не проси ныне? Напротив, свое чрево пресыщаешь чрезмерно, а нищему, когда просит у тебя немногого, отказываешь, хотя должен дать ему милостыню за то, что он каждый день принужден ходить к тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Напротив, если окажется, что она проводила жизнь в нерадении и невоздержании, то услышит этот страшный голос: да низринется во ад нечестивый, да не будет взирать на величие Господа ( Ис. 26:10 ); тогда наступит для нее день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака ( Соф. 1:15 ), тогда оставят ее святые Ангелы Божии и возьмут страшные демоны, которые, муча ее немилосердно, повлекут на землю – земля разверзнется, и душа, связанная неразрешимыми узами, низвергнется в страну мрачную и темную), в места преисподние, в узилища подземные и темницы адские, где заключены души всех грешников, умерших от века – в страну тьмы, – как говорит Иов, – в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства ( Иов. 10:21–22 ), но где вечная болезнь, нескончаемая скорбь, непрестанный плач, непрерывный скрежет зубов и неумолкаемое стенание, где всегда будет раздаваться: увы! где вечно будет слышаться: горе, горе!, где будут взывать, и не найдется помощника, будут вопить, и не придет избавитель. Нельзя изъяснить крайнего того бедствия, невозможно изречь языком тех болезней, которыми поразятся души, там пребывающие и заключенные; никакие уста человеческие не в силах выразить их страх и трепет, и никакое слово человеческое не в состоянии изобразить их плачевное положение. Они будут стенать непрестанно и беспрерывно – и никто их не помилует; будут взывать из бездны – и никто их не услышит; будут терзаться – и никто их не избавит; будут стенать и рыдать – и никто о них не пожалеет. h11 О том же. Извлечение из Слова «Об исходе душ праведников и грешников» преподобного Макария Александрийского Выслушай, – говорит ему самому Ангел, – как души верующих и неверующих взимаются от тел; впрочем, земные вещи принимай за самое слабое изображение небесных. Как воины, посланные от земного царя схватить кого-либо, придя, берут его и против воли, а он поражается страхом и трепещет самого присутствия, влекущих его в путь без милосердия, так, когда Ангелы посылаются взять душу праведника или грешника, она поражается страхом и трепещет от присутствия грозных и неумолимых Ангелов. Тогда она видит, что суетно, недействительно, вовсе бесполезно для нее и богатство, и присутствие родственников и друзей; чувствует слезы и стоны окружающих; но, не испытав такого зова, она никогда не может ни слова проговорить, ни подать голос; страшится и дальности пути, и перемены жизни; поражается и немилосердием владык, которых видит перед собою; беспокоится и о своей жизни в теле, плачет и о разлучении с ним, по обыкновенному пристрастию к нему. Она не может иметь и того единственного утешения, которое подает собственная совесть, если не сознает в себе добрых дел. Такая душа и, прежде определения Судии, непрестанно осуждается совестью (ср. Ефрема Сирина «Завещание»).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Не говори мне, столько-то дней я постился, того-то и того-то не ел, вина не пил, ходил в рубище; но скажи нам, переменился ли твой сварливый нрав на незлобивый и твоя нечувствительность на сострадание? Ибо, когда душа полна злобой, что пользы в истощении тела? Когда в сердце зависть и любостяжание, что прибыли от питья воды? Итак, возлюбленный, если хочешь поститься богоугодным образом, постись по примеру ниневитян, они-то суть те – не имеющие закона, о ком пишет Павел: ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон ( Рим. 2:14 ). Но не ограничивай себя лишь одним постом: ибо пост один не восходит на небо без сопровождения своей сестры – милостыни, так как они между собою близнецы, и, притом, милостыня служит лестницей посту. С чего я беру это? С примера Корнилия, которому Ангел сказал: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом ( Деян. 10:4 ). Очевидно, что милостыня составляет крыло молитвы. Если сего крыла, так скажу, не привяжешь к молитве, она не возлетит; но, как только, окрылен твой дух, воспаряет на небо. Да и для какой цели копить деньги и жаждать сокровищ? Все это, возлюбленный, с настоящей жизнью уничтожится. Не говорю тебе, чтобы ты раздал все свое имение, но, чтобы лишнее разделил нищим, дабы сие излишество было залогом твоего спасения. Неужели не видите на пути множества нищих? Какую жизнь ведут хворые и полуобнаженные? Один – еще ребенок, другой – уже старик, друг другу помогают и оба терпят великое горе! Подай же собрату, чтобы иметь должником Господа, Который любит одалживать и возвращает долг с лихвою. Лихва бывает укоризненна, когда берется от земных вещей, но, когда от Бога – похвальна. Не хочешь подать нищему? Подай тому, кто через Него просит, и уважь достоинство принимающего. Принимает нищий, а одалживает Бог ! Помысли, до чего нисходит Господь твой ради того, чтобы тебя склонить к жалости и состраданию. Ибо алкал Я, говорит, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Не исправляя их, вы делаетесь их сообщниками. Вы отказались от своих личных прав над ними и подвергли их строгости общественного наказания, и, вот, человеческое правосудие употребило над ними свои строгие права. Вы страшитесь унизить их легким наказанием в вашем присутствии, но какое ужасное бесчестие падет на вас, когда сына вашего более не станет, и отец, всюду преследуемый взорами обвинителей, не осмелится уже нигде показаться! Итак, умоляю вас, позаботьтесь о добром воспитании ваших детей. Прежде всего, помышляйте о спасении душ их. Бог поставил вас главами и учителями всего вашего семейства, ваш долг – наблюдать, и наблюдать непрестанно за поведением своей жены и своих детей. Послушайте апостола Павла: Если же жены ваши хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих ( 1Кор. 14:35 ); воспитывайте ваших детей в учении и наставлении Господнем ( Еф. 6:4 ). Подражайте Иову, который постоянно смотрел за детьми своими и приносил умилостивительные жертвы за тайные проступки, какие могли они сделать ( Иов. 1:5 ). Подражайте Аврааму, который менее заботился о приобретении богатства, нежели о сохранении закона Божия всеми домашними своими и, о котором Господь свидетельствовал: Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим... ходить путем Господним, творя правду и суд ( Быт. 18:19 ). Давид, приближаясь к смерти, хочет оставить Соломону самое прочное наследство, он призывает его к себе, чтобы повторить ему следующие мудрые наставления: «Сын мой! если ты пребудешь верен повелениям Господа, все будет благоприятствовать тебе, никакие злоключения не отяготеют над тобою. Но, если ты, за неверность свою, лишишься покровительства Божия, не принесет тебе никакой пользы все государство со всем своим могуществом» ( 3Цар. 2:4 ). Вот образцы, которым мы должны подражать и во время жизни, и при последнем издыхании! Если бы отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни судилища, ни наказания. Палачи есть потому, что нет нравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Не с той ли целью изобразил Он и бедственную участь, ожидающую того раба, который возгордился вверенной ему властью и во зло употребил ее? Вот, что о нем говорится: Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который он не думает, и рассечет его, и подвергнет одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов ( Мф. 24:48–51 ). Из этих слов Господа видно и то, что властолюбие сопровождается еще тяжким злом лицемерия и потворства властолюбца, по отношению к беспорядкам и бесчинию подвластных, потому что властолюбивый правитель большей частью имеет в виду удовлетворение своих порочных страстей, а не исправление других от пороков. А, как противно это Богу в правителях, которым вручается власть над подчиненными для их блага, а не на пагубу, поучает нас библейский пример Илии, который, за потворство беззакониям своих детей, так обличен был Господом: для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих? И, вскоре за тем, и сам он, и дети его наказаны были смертной казнью ( 1Цар. 2:29; 4:17–18 ). За такое нерадение и пренебрежение властью упрекает Господь пастырей и через пророка, взывая к ним: Горе пастырям, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, а стада не пасли... угнанной не возвращали, и потерянной не искали ( Иез. 34:2–4 ). Искать же потерянную – значит, взыскать падшего грешника пастырской заботливостью и наставить на путь правый; возвращать угнанную – значит, остановить его греховный недуг пастырской дисциплиной, когда пастырь врачует духовные раны духовными средствами и, подобно врачу телесному, употребляет то более легкие, то более крепкие перевязи, смотря по обстоятельствам болезни страждущего, а, иногда, решается на самые строгие меры, рассекая раны и, даже, отсекая целые больные части, чтобы они не сделались смертоносными для всего организма. Но часто и у врачей телесных от неосторожного перевязывания, а, еще более, от сечения, болезнь не только не ослабляется, но еще более усиливается, когда, или слишком тугая перевязка через меру сдавливает больное место, или смелое сечение оканчивается неблагополучным исходом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

(«Нет ничего нелепого в том, что сродные естества, соединившись, претерпевают изменение и поглощаются одно другим; но, между естеством Божественным и человеческим, разность бесконечная и, смешение их, представляет сущую невозможность» – замечает блаженный Феодорит в «Разговоре»; ср. Василий Великий Письмо 25.) Ибо каждое из двух естеств в соединении с другим действует сообразно со своими законами: так Слово действует, прилично Слову, а тело совершает действия, свойственные телу. Одно сияет чудесами, другое подлежит страданию, и, как Слово не отпало от равной славы с Отцом, так и тело не отказалось от естества нашего рода. Ибо один и тот же – есть, истинно, Сын Божий и, истинно, Сын человеческий: есть Бог, потому что в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог ( Ин. 1:1 ); есть человек, потому что Слово было плотию, и вселилось в нас; Бог, потому что все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть ( Ин. 1:3 ); человек, потому что рожден от жены, был под законом. Рождение плоти есть дело человеческого естества, а, что Дева рождает, это есть знамение Божественной силы. Младенчество Божественного Младенца доказывается бедными пеленами, величие же Его славы возвещается пением Ангелов. Сыну человеческому подобен Тот, Которого Ирод нечестиво ищет умертвить, но Владыка вселенной есть Тот, Которому с радостью, раболепно поклоняются волхвы. Он пришел к Предтече Своему, Иоанну, принять крещение, и – дабы не утаилось Божество Его, скрывшееся под покровом плоти – с неба возгремел голос Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф. 3:17 ). Как человек, Он искушается коварным диаволом; но, как Богу Ему служат чины Ангельские. Алкать, жаждать, утруждаться и спать – это, явно, свойства природы человеческой; но пять тысяч народа насыщать пятью хлебами, но жене самарянской давать воду живую, от которой, пьющий, не будет более жаждать, но незамоченными ногами ходить по поверхности моря и утишением бури укрощать возмущение волн-все это безусловно есть дело Божественное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Но Господь не только внушает нам это повеление устами Своего пророка, но еще берет нашу сторону, обеспечивая исполнение сей заповеди страшным наказанием, которым угрожает детям, непокорным власти своих родителей: кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти ( Лев. 20:9 ). Он наказывает смертью тех, которые становятся виновными против вас, а вы хладнокровно смотрите на те вины, которые они совершают против самой Верховной Власти? Они восстают против Самого Бога, преступая Его заповеди, а вы взираете на это без ужаса, без легчайшего негодования, без малейшего укора детям? Что теряет Он от их оскорблений? Ничего. Но вы, отчего вы не страшитесь за самих себя? Потому что, кто оставляет Господа, тот не станет уже уважать ни своего отца, ни себя самого. Дети, покорные и верные Богу, в повиновении закону Его нашли бы обильный источник даже временного счастья. Бедный с христианскими нравами заставляет уважать и любить себя, между тем, как при злом и развращенном сердце все ваше богатство не спасет вас от негодования и отвращения от всего, что вас окружает. Юноша, которому вы дадите доброе воспитание, мало того, что приобретет себе всеобщее уважение – сколь милее он сделается для вас самих! Ваша привязанность к нему не будет одним простым влечением природы; она будет плодом его добродетели. За это, во время вашей старости, вы, в свою очередь, получите от него все услуги сыновней любви; он будет вашей опорой. Потому что, как тот, кто не почитает Господа, презирает и своих родителей, так, напротив, тот, кто чтит Бога, Отца всех человеков, всегда будет всячески уважать и тех, от кого получил жизнь. Сколько есть родителей, которые не хотят взять на себя труд – исправить своих детей, непокорных и развращенных! Они, как будто, боятся огорчить детей, если будут строгим словом обуздывать порочные наклонности, которым те предаются. Что же выходит? Беспорядки увеличиваются, безнаказанность доводит до государственных преступлений, затем суды, и несчастные умирают на месте казни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Но, если человек совратится с пути правой веры, много предстоит пастырю труда, терпения, постоянства. Человека нельзя ни силой влечь, ни страхом принуждать, но должно убеждением возвращать его на истинный путь, с которого он уклонился. Итак, нужна душа твердая и мужественная, чтобы не ослабеть, чтобы не отчаяться в спасении заблуждающихся, чтобы непрестанно носить и в мыслях, и на языке слова: не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола ( 2Тим. 2:25–26 ). Вот почему Господь, беседуя с учениками, спрашивал: кто же раб верный и мудрый? Подвизающийся в делах благочестия, приносит пользу одному себе. Но польза от подвига пастырей простирается на всех людей. Раздающий бедным имение, покровительствующий притесняемым или, другим каким образом, помогающий ближним, приносит человечеству некоторую пользу, но настолько малоценную в сравнении со священником, насколько тело малоценнее души. Справедливо же Господь поставляет знаком любви к Нему попечение о Его стаде! ( Ин. 21:15–16 ). Священнослужение совершается на земле, но, по чиноположению небесному. Так и должно быть. Ибо не человек, не Ангел, не Архангел и не другой кто-либо, из сотворенных, но Сам Утешитель учредил это служение, и людей, еще облеченных плотью, соделал представителями служения Ангелов. Поэтому, совершитель этого служения должен быть настолько чист, как, если бы, он стоял на небе, посреди небесных Сил. Важны и таинственны были принадлежности предблагодатного (ветхозаветного) служения, например, звонцы, пуговицы, драгоценные камни на наперснике и нарамнике, митра, кидар (головное украшение), подир (верхняя длинная риза), золотая дщица, Святое Святых, глубокая тишина внутри ( Исх. 28 ). Но, если кто рассмотрит свойства благодатного служения, то найдет, что те важные и таинственные принадлежности незначительны в сравнении с этими последними, и что, сказанное о Законе, справедливо может относиться и сюда, т. е., что то прославленное, даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего ( 2Кор. 3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Но никто не скажет, что это в естестве Божества; сделалось же сие по естеству, собственным, Богу, когда Слово благоволило принять человеческое рождение и создание Свое, расслабленное грехом, тлением и смертью, восстановить в Себе в обновленном образе. Посему, осуждение греха сотворил Он на земле, отменил клятву (проклятие) на древе крестном, избавил от тления во гробе, разрушил смерть в аду, пройдя всюду, чтобы совершить спасение всего человека, показав в Себе Образ нашего образа. Ибо какая была потребность Богу рождаться от жены, Творцу веков возрастать с продолжением времени и исчислятъ Себе годы, и еще претерпеть Крест, гроб и ад, которым мы подпали, если бы не нас взыскал Он, нас оживотворяя воспринятием на Себя нашего образа, нас призывая к уподоблению и подражанию совершенному Образу? И, если бы не предсуществовало, не имеющее ни в чем недостатка, совершенство, то, как возможно было бы подражание совершенству, согласно с тем, что говорит апостол: совлекшись ветхого человека ( Кол. 3:9 ) и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф. 4:24 )? Поэтому, напрасно воображаете себе, думая, что можете через подражание произвести в себе обновление того, что мыслит и движет плотию, не разумея, что подражание бывает подражанием предшествующему действию; иначе не может и называться подражанием. Во Христе же исповедуя обновление одной плоти, вы заблуждаетесь и изрекаете хулу. Ибо, если людям можно без Христа произвести в себе обновление того, что движет плотию, и движущему последует движимое, то какая была нужда в пришествии Христовом? Напротив, почему и Закон ничего не довел до совершенства ( Евр. 7:19 )? Почему смерть царствовала от Адама до Моисея и, над несогрешившими, подобно преступлению Адама ( Рим. 5:14 )? Почему и Господь сказал: если Сын освободит вас, то истинно свободны будете ( Ин. 8:36 )? Не по обновлению ли, которое в Нем, не по совершенству ли, которым обновляемся и мы, верующие через подражание совершенному обновлению Христову, и по общению в оном? Иначе, – продолжает святой отец, – искупительные заслуги Иисуса Христа не имели бы цены в очах правосудного Бога и оставались бы бесполезными для нас, людей (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010