«Православное богослужение» (28 часов) Богослужебные книги. Всенощное бдение. Утреня. Вечерня. Служба часов. Божественная литургия: общие понятия. Проскомидия. Литургия оглашенных. Литургия верных. Таинства Церкви: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Елеосвящение, Священство, Брак. «История Христианской Церкви» (56 часов) Общая церковная история (28 часов). Жизнь первых христиан по Книге Деяний святых апостолов (обзор). Эпоха гонений в Древней Церкви (причины). Гонения при Нероне. Падение Иерусалима. Святой апостол Иоанн Богослов. Мужи апостольские . Священномученик Климент Римский , Игнатий Антиохийский , Поликарп Смирнский . Гонения при Диоклетиане. Великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Пантелеимон целитель. Эпоха Вселенских Соборов. Константин Великий и первый Вселенский Собор. История Вселенских Соборов, формирования духа соборности и противостояния ересям. Святители Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст . Торжество Православия в 843 г. Разделение Западной и Восточной Церквей. События 1054 года. Обзор истории Западной христианской Церкви. Понятие о Православных Поместных Церквах и их современное состояние. История Русской Церкви (28 часов). Проповедь Евангелия среди славян. Апостол Андрей Первозванный. Язычество в Киевской Руси. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Князья Аскольд и Дир. Святые равноапостольные князь Владимир и его мать княгиня Ольга. Крещение Руси. Распространение христианства в Киевской Руси. Святой князь Ярослав Мудрый. Первые монастыри на Руси. Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Борьба с католической интервенцией. Святой благоверный князь Александр Невский. Татаро-монгольское нашествие. Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский. Троице-Сергиева Лавра. Преподобный Андрей Рублев. Флорентийская уния. Автокефалия Русской Церкви. Митрополит Иона. Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский . Преподобный Максим Грек . Царь Иван Грозный. Митрополит Макарий. Соборы XVI века. Митрополит Филипп. Учреждение Патриаршества на Руси. Патриарх Иов. Святитель Ермоген. Смутное время. Период междупатриаршества. Патриарх Филарет. Патриарх Никон . Император Петр Великий и Синодальный период истории Русской Церкви. Святители Игнатий Брянчанинов , Феофан Затворник , Димитрий Ростовский . Преподобный Серафим Саровский . Введенская Оптина Пустынь и ее старцы. Амвросий Оптинский . Святитель Филарет Московский . Император Николай Второй. Поместный Собор 1917 года. Патриарх Тихон. Новомученики и исповедники Церкви Русской. Патриарх Сергий. Русская Православная Церковь в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сазонов Василий Кондратьевич. Первая встреча князя Игоря с Ольгой. 1824 Святая равноапостольная Ольга: правление, почитание, молитвы 11 мин., 07.08.2013 Когда празднуется память святой равноапостольной великой княгини Ольги Память святой равноапостольной великой княгини Ольги (в крещении Елены) православные христиане празднуют 24 июля по новому стилю (11 июля по старому стилю). Когда правила великая княгиня Ольга Годы жизни святой равноапостольной великой княгини Ольги: 890-969. Великая княгиня вступила на престол Древнерусского государства после того, как погиб ее супруг — великий князь Киевский Игорь Рюрикович. Правила она семнадцать лет — с 945 по 962 годы. У Ольги был сын — великий князь Святослав Игоревич. Происхождение великой княгини Ольги Мы читаем о великой княгине Ольге в «Повести временных лет». Великий князь Киевский Игорь Рюрикович взял себе в жены невесту из Пскова. Происходила она из рода Изборских князей. Это была одна из забытых древнерусских княжеских династий. Летопись пишет: «И привели ему жену из Пскова, именем Ольгу». Ольга была варяжского происхождения, и имя ее звучало на варяжский манер — Хельга. Русские люди переделали его в Ольга, или Вольга. Правление великой княгини Ольги до принятия христианства В начале своего княжения Ольга прославилась как жесткая, даже жестокая правительница. Первым ее деянием была месть древлянам, убившим ее супруга — великого князя Киевского Игоря. Войска Ольги безжалостно жгли, рубили древлян, и даже закапывали их живьем. Великая княгиня Ольга вошла в историю как одна из создательниц русской государственности. Она объезжала русские земли, подавляла бунты мелких поместных князей, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Погосты — финансово-административные и судебные центры — были крепкой опорой княжеской власти в удаленных от Киева землях. После принятия святого Крещения Ольга повелела строить по погостам храмы. Уже при святом Владимире погост и храм воспринимались как единое целое. Сейчас «погост» значит «кладбище», но это более позднее значение слова.

http://foma.ru/svyataya-ravnoapostolnaya...

Благоверный князь Георгий Всеволодович. Фреска в Архангельском соборе Кремля На излучине Волги, напротив того места, где впадают в нее реки Нёмда и Унжа, стоит маленький старинный городок Юрьевец. Он, основанный в 1225 году, всего на четыре года моложе своего старшего брата, огромного Нижнего Новгорода, но совсем почти неизвестен. Меж тем именно Юрьевец сохранил в своем названии имя их общего основателя — благоверного великого князя Юрия (Георгия) Всеволодовича Владимирского, могущественного и славного правителя Древней Руси, волею судьбы оказавшегося на самом изломе российской истории: он был великим князем на момент Батыева нашествия, последним правителем золотого Древнерусского государства и погиб, защищая свою страну, которой отныне, казалось, не должно было более существовать. Но милостью Божией это оказалось не так; Русь выжила и сохранила память о своем последнем древнем великом князе, а в середине XVII века причислила его к лику святых. Кто же был он, этот, на первый взгляд, почти никому сегодня не известный князь Юрий Всеволодович, и что за государство мы были в те времена? На Руси, пожалуй, вопрос «Кто он?» чаще заменяли вопросом «Чей он, чье чадо, внук?» Попробуем и мы начать с этого мудрого вопрошания. Юрьевец, Ивановская область Итак, будущий святой князь Юрий был сыном князя Всеволода Большое Гнездо и племянником святого князя Андрея Боголюбского, внуком Юрия Долгорукого (основателя Москвы) и правнуком князя Владимира Мономаха; довершим картину: Владимир Мономах — внук Ярослава Мудрого и правнук крестителя Руси, равноапостольного князя Владимира Красное Солнышко. Вот и окинули быстрым взором почти всю историю древнерусскую в ее известнейших лицах, историю великую и, получается, не такую уж незнакомую нам. Он был великим князем на момент Батыева нашествия и последним правителем золотого Древнерусского государства … Подходил к концу далекий 1188 год. Стояла осень; великий князь Всеволод Большое Гнездо, по всей видимости, с дружиной и семьей совершал полюдье — ежегодный сбор подати, и потому оказался в городе Суздале, где 26 ноября, в знаменитый осенний Юрьев день, родился у него сын, названный по святцам (и в память о тезоименитом в тот день деде) Георгием, или в другом русском произношении — Юрием. Рождение младенца в такой памятный для семьи день было воспринято как благословение Божие — до этого двое сыновей князя Всеволода и его супруги Марии умерли, и в живых остались только старшие дочери и один лишь сын, Константин.

http://pravoslavie.ru/158696.html

В этом году исполнилось 800 лет со дня рождения святого благоверного Великого князя Александра Невского. Священнослужители, общественные деятели, ученые воздают должное его заслугам, однако преимущественно говорят о консервативном характере его деятельности, временами не замечая, что святой князь Александр Невский, которому действительно приходилось решать задачи сохранения Руси, в то же время в глубине своих деяний был ее обновителем. В связи с этим хотелось бы привлечь внимание к одному эпизоду в житии благоверного князя, написанным между 1263-м и 1280-м его его другом и соратником – святым Митрополитом Кириллом II (он же летописец Даниила Галицкого). Когда он возвращается с победой с Ледового побоища и приближается ко граду Пскову, «игумени же и попове и весь народ сртоша и пред градомъ съ кресты, подающе хвалу Богови и славу господину князю Александру, поюще пснь: Пособивый, Господи, кроткому Давыду побдити иноплеменьникы и врному князю нашему оружиемь крестным и свободи градъ Псков от иноязычникъ рукою Александровою”». Отметим, что текст этой стихиры в несколько измененном виде находится в службе святому равноапостольному Царю Константину (21 мая). На этот эпизод исследователи ранее не обращали внимания, и совершенно напрасно. Хотя обычай петь победные церковные песнопения характерен для Древней Руси, например, в Сказании о Мамаевом побоище говорится: «Иные же весело идяху и тропари, иные же мученичны пояху», но это единственный случай, когда в честь живого князя поют стихиру, посвященную святому, в особенности – равноапостольному Императору. В связи с этим возможен единственный вывод: русские люди, современники святого благоверного князя Александра Невского, видели в нем нового Константина. Единственный случай, когда в честь живого князя поют стихиру, посвященную святому За доказательствами ходить далеко не надо: святой равноапостольный князь Владимир именуется в «Слове о Законе и благодати» – «Подобниче Константина Великого» … Пересечения жития Александра Невского с образами святого князя Владимира и его сыновей – святых Бориса, Глеба и Ярослава Мудрого – достаточно очевидны. Стоит вспомнить видение Пелгусия: «брат Глеб, вели грести скоро, да поможем сроднику нашему Александру», – а также молитву святого князя перед Ледовым побоищем:

http://pravoslavie.ru/143256.html

2. Родословие Здесь начинаются принципиальные различия первого и второго варианта Утвержденной Грамоты 1598 года. В первом варианте самостоятельный раздел «Родословие» отсутствует, в грамоте как бы подразумевается отсылка на «Степенную Книгу Царского Родословия», но исторический наследственно-генеалогический материал не рассматривается, а обозначены только три представителя Династии: ее основатель Великий Князь Рюрик, его Правнук Святой Равноапостольный Великий Князь Владимир и последний представитель Династии Рюриковичей Царь Феодор Иоаннович: «Отъ Него же npieмшe земля наша Руская своими Государи величатися, и властвоватися, имже начало и корень бысть Рюрикъ глаголемый отъ колена Августа Кесаря Римскаго, первый Beлukiй Князь въ Pyciu въ великомъ Новеграде. От его же рода благоверный Beлukiй Князь Владимеръ Kiebckiй, крестивый землю нашу Рускаю святымъ крещениемъ, въ четвертомъ степени произыде. Отъ него же, Владимера глаголю, beлukiu Xpucmiahcmiu поборницы, блarobephiu Цари и Beлukie Князи Pycmiu, по Царскимъ степенемъ произшедше изыдоша даже и до сего времени, въ нем же Государь нашъ, благоверный и христолюбивый Царь и Beлukiй Князь едоръ Ивановичь всеа Pyciu Самодержецъ; nocлeдhiй осьмынадесять Цapckiй степень отъ Великаго Князя Владимера обретеся, самодержавствова ckuempoцapcmbiя великаго Pociйckaro государства 14 летъ»(43). И далее происходит переход к краткому описанию смерти Царя Феодора Иоанновича и возникших в связи с нею драматических для Российского государства обстоятельств. Во втором, более позднем варианте Грамоты представлен полноценный самостоятельный раздел «Родословие», который несет в документе огромную смысловую, идеологическую нагрузку. Объем раздела составляет около 8 тысяч знаков, и в нем последовательно названы все поколения Рода Рюриковичей в той ветви, которая вела к Святому Благоверному Великому Князю Александру Ярославовичу Невскому и через Его Сына Великого Князя Даниила Александровича к Великим Князьям Московским вплоть до Царей Иоанна Васильевича и Феодора Иоанновича - всего 21 поколение(44).

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/26/...

И не за любовь ли к своему земному Отечеству прославляется в Священном Писании вдовица Иудифь, которая спасла свой родной город от нашествия иноплеменников, убив предводителя вражеского войска? Так же и Иуда Маккавей похваляется за его борьбу с врагами за свободу своего Отечества. В Новом Завете также встречается множество примеров любви к Родине и к своему народу. Святой Апостол Павел помнил о своем римском гражданстве и пользовался им для успеха исполнения своего апостольского подвига. (см.: Деян. 16; 22). Ему же принадлежат и следующие исполненные великого патриотизма слова: великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян… (Рим. 9, 2-4). Объясняя эти слова Священного Писания, блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Словами за братьев моих, родных мне по плоти указывает на самую нежную и пламенную любовь свою к иудеям». 2014/03/14, 16:23:27 В пользу любви к своему земному Отечеству свидетельствует и вся русская история, как церковная, так и гражданская. Наши благоверные князья и святые витязи всегда заботились о благе вверенного им народа и защищали его от покушений иноплеменников. Таковыми были и святой равноапостольный князь Владимир Красно Солнышко, и преподобный Илия Муромец, и святой благоверный великий князь Александр Невский, и святой благоверный великий князь Димитрий Донской и святые воины, на поле Куликовом за Веру и Отечество живот свой положившие, которые местно прославлены в лике святых Тульской епархии. Ведь и Невская битва, и Ледовое побоище, и Куликовская битва происходили против оккупантов, которые хотели поработить русский народ, совратить его в ересь или иноверие. И не ради ли народа русского предпринимал святой Александр Невский поездки в орду, чтобы утолить гнев хана? Перед Куликовской битвой русские воины видели чудное видение - два всадника в небе прогоняли черные полчища врагов, говоря: «Кто велел вам губить Отечество наше?» Это были святые страстотерпцы Борис и Глеб. Следовательно, и в Небесном Царствии пребывая, святые не забывают о своем земном Отечестве, а заботятся о нем.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=18&iid=177...

Василий. священник из Холуя 231 Василий Блаженный (1469–1552 или 1557), московский юродивый 25, 244 Василий Великий (ок. 330–379), архиепископ Кесарийский, отец церкви 47, 134, 168, 169, 179, 336, 361, 380, 460 Василий (957–1052), византийский император из Македонской династии (с 976) 429 Василий Георгиевич, князь Костромской 58 Василий (ум. или в 1295, или между 1356 и 1378), епископ Муромский и Рязанский, святой 65, 68, 90 Василий Мангазейский (ум. 1602), святой 57 Василий Новый, святой 114 Васильев Василий Павлович, священник, магистр богословия 240, 460 Васильев Иван (XVIII в.), старообрядческий писатель 92 Васильев Кузьма, иконописец-старинщик 216 Васильев Михаил (упом. 1751), офеня, торговец иконами 226 Васильев Павел, купец 176 Васильев Феодосий (ум. 1711), основатель секты Федосеевцев, учитель беспоповщины 118, 124 Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926), художник 205, 263, 273, 276, 279, 280, 296 Вацкова Е. 363, 391, 460 Введенский С.В. 206, 207, 460 Вебер Макс (1864–1920), немецкий социолог, историк, экономист 106, 128, 460 Вейгель 295 Векверт А. 391, 460 Велижанина Н.Г. 202, 230, 460 Вениамин (Румовский-Краснопевков Василий, 1738–1811), архиепископ 373. 374, 461 Веронезе Паоло (1528–1588), итальянский художник 220 Вздорнов Г.И. 17, 170, 184, 186, 213, 248, 414, 415. 458, 459, 461 Виклиф Джон (ок. 1330–1384), 120 Виктор Критянин (XVII в.), греческий иконописец 380, 381 Вилинбахов Г.В. 358, 461 Вилламо Х., финский коллекционер икон 360, 438 Виппер Борис Робертович (1888–1967), историк искусства 292. 294, 305, 461 Висковатыи Иван Михайлович (ум. 1570), думный дьяк, дипломат, с 1561 – хранитель государственной печати 12, 146, 299 Виталий, инок, старовер 368 Витовтов Федор, дьяк 158 Владимир Святославич (ум. 1015), князь Новгородский (с 969), великий князь Киевский (с 980), святой, равноапостольный 129, 188 Власий, святой 169 Волков (рубеж XVIII–XIX вв.), иконописец из Палеха 168 Волошин Максимилиан Александрович (1877–1932), поэт. художник, критик 443, 444, 461

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Всегда и везде у нас на Руси так бывало, что как только уйдет человек в уединенье, чтобы там наедине Богу молиться, узнают о нем быстро и к нему «не зарастет народная тропа». Таким был, в особенности, преподобный Сергий Радонежский, которого Господь послал русскому народу в страшный период татарского ига — одним подкреплением был Бог и Его Святыня для русских людей. Вспомните нашу славную русскую историю, как князь храбрец, богатырь Димитрий Донской, за укреплением к преподобному Сергию пошел и смиренный Сергий благословил его, предрек ему победу и дал ему двух богатырей-бойцов. Господь послал Русской Земле, в позднее уже время, когда надвинулись на нее другие опасности, когда всякие развращающие влияния поползли, как яд, как ядовитый туман с запада, — тогда Господь послал преподобного Серафима Саровского, такого же великого подвижника, как преподобный Сергий, к которому также «не зарастет народная тропа». Эти люди учат нас тому, для чего надо жить, что жить надо для Бога, и жить нужно по Божьи. О, если бы мир это увидел и понял! Если бы он переключился на христианский жизненный путь, совсем иной жизнь была бы! Ибо этот кошмар, который вы видите ясно и от которого мы сами задыхаемся, вот тем и порожден, что мир все больше отходит от христианских начал и погружается в бездну грязи, лжи и зла. Пусть же этот облик преподобного Сергия светит нам добрым примером. Так подвизаться, как он, не многим дано, это — избранники Божии, но подражать ему в верности Богу может каждый, ведь преподобный Сергий был такой же человек, как и мы с вами, боролся с теми же соблазнами, преодолевая их. И если он достиг такой святости, то и мы с вами можем уповать, что с помощью Божьей благодати, можем пройти свой жизненный путь по-христиански, укрепляясь и ободряясь такими святыми примерами, как прекрасное и благоуханное житие преподобного Сергия. Аминь. Равноапостольный князь Владимир (июль 15) Почти 1000 лет прошло с того благословенного дня, когда святой равноапостольный великий князь Владимир, сам уже озаренный светом Евангелия и принявши Святое Крещение, превратил свою страну, свое княжество в Святую Русь, сделавши общниками благодатного крещения весь свой народ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

Приводится по изданию: Монахиня Таисия. Руссие святые. Санкт-Петербург. Издательство «Азбука-классика». 2001 Источник текста: http://www.sedmitza.ru ru Your Name FictionBook Editor Release 2.6 09 October 2012 51031303-0E45-41F2-9C9B-C9B151FF92DF 1.0 1.0 — создание файла Русские святые. Хронологический список Имя, день памяти Год, век до XI в. Святой апостол Андрей Первозванный. Ноябрь, 30 62 Священномученики Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, епископы Херсонесские. Март, 7 IV в. Святого равноапостольного Кирилл первоучителя и просветителя славянского. Февраль, 14 869 Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские Кирилл и Мефодий. Май, 11 869 и 885 Святого равноапостольного Мефодия первоучителя и просветителя славянского. Апрель, 6 885 Великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена. Июль, 11 969 Первомученики Феодор и Иоанн Варяжские. Июль, 12 983 Святитель Михаил, митрополит Киевский. Сентябрь, 30 992 XI в. Преподобный Аркадий Новоторжский, Или Вяземский. Декабрь, 13 XI в. Преподобный Аврамий Ростовский. Октябрь, 29 XI в. Георгий Угрин, брат преподобного Ефрема Новоторжского. Январь, 28 1015 Равноапостольный Великий князь Владимир, во святом крещении Василий. Июль, 15 1015 Мученики Благоверные князья Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид. Июль, 24 1015 Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский. Июнь, 8 1023 Преподобный Моисей Угрин Киево-Печерский. Июль, 26 1043 Благоверная княгиня Анна, во святом крещении Ирина, Новгородская. Февраль, 10 1050 Благоверный Владимир, князь Новгородский. Октябрь, 4 1052 Преподобный Ефрем Новоторжский. Январь, 28 1053 Преподобный Варлаам, Игумен Печерский. Ноябрь, 19 1065 Преподобный Иеремия Печерский. Октябрь, 5 1070 Преподобный Дамиан Печерский. Октябрь, 5 1071 Преподобный Антоний Киево-Печерский. Июль, 10 1073 Святитель Леонтий, епископ Ростовский. Май, 23 1073 Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский. Май, 3 1074 Преподобный Матфей Печерский. Октябрь, 5 1085 Благоверный Князь Ярополк, во святом крещении Петр, Волынский страстотерпец. Ноябрь, 22 1086

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Необычный образ святого князя дополнен клеймами с ликами святых и изображениями важнейших событий русской церковной истории с момента крещения Руси и до XX века. Икона была создана московским иконописцем Ниной Тумановой по инициативе епархиального оргкомитета празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира по заказу совета по культуре Санкт-Петербургской епархии . До конца августа икона будет находиться в Князь-Владимирском соборе. После крестного хода настоятель вместе с духовенством освятил традиционный общинный пирог, изготовленный прихожанами. Вместе с угощением каждый получил открытку с заветом Крестителя Руси. Во время встречи настоятеля Князь-Владимирского собора с представителями прессы внимание было уделено разъяснению значимости праздника. " В то время, когда мы испытываем проблемы в национальных отношениях, Господь явил нам этот праздник, чтобы мы обратили внимание на идеалы, которые исповедовал и заложил в основы нашего развития князь Владимир: единство, святость и преемство поколений. Для нас это действительно святой человек, великий государственный и церковный деятель. Это та святость, к которой мы все должны стремиться " , - сказал отец Владимир. " Когда князь Владимир принял христианство, наша страна окрепла, стала быстро набирать темп в культурном и экономическом развитии. Русь совершала победы и увеличивалась в размерах, она никого не угнетала, но внутренне крепла. И 70-летие Великой Победы, которое мы праздновали в этом году, доказательство тому, что все, что было заложено 1000 лет назад и накоплено за это время, сработало в тяжкое время испытаний. Господь посылает нам испытания, это испытание мы прошли, и Победа для нас - святой праздник " , - подчеркнул настоятель. На вопрос о передаче Исаакиевского собора Церкви отец Владимир ответил, что храмы, построенные для молитвы и совершения богослужений, должны соответствовать этому предназначению. Он подчеркнул важность сотрудничества Церкви и городских властей, чтобы эта деятельность была созидательной и носила взаимодополняющий, взаимопроникающий характер.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010